Научная статья на тему 'Город в Крыму Бахчисарай в конце XIX - начале ХХ вв. : проблемы благоустройства'

Город в Крыму Бахчисарай в конце XIX - начале ХХ вв. : проблемы благоустройства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
565
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАХЧИСАРАЙ / УПРАВА / БЛАГОУСТРОЙСТВО / ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / РЕМОНТ МОСТОВОЙ / ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ / ТЕЛЕФОННАЯ СЕТЬ / BAKHCHYSARAI / THE ADMINISTRATION / LANDSCAPING / URBAN MANAGEMENT / BRIDGE REPAIR / ELECTRIFICATION / TELEPHONE NETWORK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Османов Эльвиз Эдемович

Зарождение и оформление системы местного управления во второй половине XIX века дало возможность более эффективному и рациональному ведению городского хозяйства. Целью данной публикации является анализ наиболее актуальных вопросов развития городской инфраструктуры Бахчисарая по материалам фонда городской управы, реалии бытовой жизни горожан и изменения, которые стали возможны благодаря деятельности руководства города. К положительным тенденциям относились появление технических новшеств (электричество, телефонная сеть), расширение учреждений социально-бытового обслуживания населения. Нерешенными оставались проблемы укладки мостовой, вопросы захвата городской земли и др. Результаты проведенного исследования позволяют предположить, что властями Бахчисарая в указанный период предпринимался ряд мер по улучшению и развитию городского хозяйства, не всегда приводивший к положительным результатам вследствие недостатка финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF BAKHCHYSARAI IN THE LATE XlXth - THE BEGINNING OF THE XXth CENTURIES

The establishment and design of the local city government system gave an opportunity for more efficient and rational municipal economy management in the second half of the nineteenth century. The aim of this paper is to analyze the most urgent issues in the development of the urban economy of Bakhchysarai and the realities of everyday life of citizens and changes brought by the administration of I.Gasprinsky, S.Kh. Chubukchi, M.Davidovich. The findings are based on the materials of the archive of the Administration of Bakhchysarai. The study confirmed that installation of technical innovations like electricity, telephone network and others caused the development of institutions of social and consumer services. But, some problems remained unsolved for example the poor illumination of streets, the issues of seizure of urban land and etc. The results of the study show that the authorities of Bakhchysarai undertook a number of measures to improve and develop the municipal economy but insufficient funding prevented the city to flourish fully.

Текст научной работы на тему «Город в Крыму Бахчисарай в конце XIX - начале ХХ вв. : проблемы благоустройства»

УДК 94:621.311.1 «20/21» ББК 63.3(2)53

Э.Э. Османов

Крымский инженерно-педагогический университет

ГОРОД В КРЫМУ БАХЧИСАРАЙ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ.: ПРОБЛЕМЫ БЛАГОУСТРОЙСТВА

Зарождение и оформление системы местного управления во второй половине XIX века дало возможность более эффективному и рациональному ведению городского хозяйства. Целью данной публикации является анализ наиболее актуальных вопросов развития городской инфраструктуры Бахчисарая по материалам фонда городской управы, реалии бытовой жизни горожан и изменения, которые стали возможны благодаря деятельности руководства города.

К положительным тенденциям относились появление технических новшеств (электричество, телефонная сеть), расширение учреждений социально-бытового обслуживания населения. Нерешенными оставались проблемы укладки мостовой, вопросы захвата городской земли и др.

Результаты проведенного исследования позволяют предположить, что властями Бахчисарая в указанный период предпринимался ряд мер по улучшению и развитию городского хозяйства, не всегда приводивший к положительным результатам вследствие недостатка финансирования.

Ключевые слова: Бахчисарай, управа, благоустройство, городское хозяйство, ремонт мостовой, электрификация, телефонная сеть.

E.E. Osmanov

Crimean Engineering and Pedagogic University

IMPROVEMENT OF BAKHCHYSARAI IN THE LATE XIXth - THE BEGINNING OF THE XXth CENTURIES

The establishment and design of the local city government system gave an opportunity for more efficient and rational municipal economy management in the second half of the nineteenth century. The aim of this paper is to analyze the most urgent issues in the development of the urban economy of Bakhchysarai and the realities of everyday life of citizens and changes brought by the administration of I.Gasprinsky, S.Kh. Chubukchi, M.Davidovich. The findings are based on the materials of the archive of the Administration of Bakhchysarai.

The study confirmed that installation of technical innovations like electricity, telephone network and others caused the development of institutions of social and consumer services. But, some problems remained unsolved for example the poor illumination of streets, the issues of seizure of urban land and etc.

The results of the study show that the authorities of Bakhchysarai undertook a number of measures to improve and develop the municipal economy but insufficient funding prevented the city to flourish fully.

Key words: Bakhchysarai, the Administration, landscaping, urban management, bridge repair, electrification, telephone network.

В 1870 г. император Александр II подписал известное «Городовое положение», по которому исполнительным органом городского общественного управления была городская управа, состоящая из нескольких человек. Возглавлялась управа городским головой, который избирался думой и являлся одновременно ее председателем.

В докладе городского головы Исмаила Мурзы Гаспринского «О порядке и благоустройстве г. Бахчисарая» (1879 г.) говорится: «Некогда хорошая, теперь разрушенная мостовая, водопроводы, фонтаны, испорченная временем канализация и прочее свидетельствуют, что некогда Бахчисарай был опрятным и чистым городом. Вследствие совокупности множества причин ныне городок наш нуждается в улучшениях, которые потребуют усиленных средств и значительной перемены в наших взглядах и привычках».

В марте 1879 г. городской голова И. Гаспринский ходатайствовал перед Таврическим губернатором о необходимости организации в городе мещанского управления, которое, согласно положению об общественном управлении, должно заниматься делами внутреннего устройства мещанского сословия, порядком отправления общественных повинностей, а значит, содействовать работе управы. Однако результатом этой инициативы явилось только избрание 13 марта 1879 г. городского мещанского старосты, на собрании мещан Бахчисарая. Но и это уже был шаг на пути усовершенствования управления городом.

Также Управой рассматривался вопрос выборов членов Сиротского Суда. Членами суда могли избираться купцы и старшины ремесленных цехов имеющие право баллотироваться, которые обязывались и клялись вершить правосудие по совести и чести. Избрание председателя и трех членов суда проходило в здании управы [25, с.94].

В 1879 г. Бахчисарайской думой по инициативе городского головы рассматривались вопросы повседневной жизни города: ремонт мостовой и тротуаров, старого моста через речку Чурук-Су. Эти мероприятия осуществлялись за счет средств жителей, так как управа не располагала необходимыми средствами. Гласный думы М. Бекир взял на себя труд по очистке канала [4, л. 13].

В заседании думы от 9 июля 1879 г. обсуждался вопрос об улучшении мостовой или ее мощении. Городская управа предложила домовладельцам привести в порядок мостовую перед своими домами и лавками по Базарной улице. Вопрос о капитальном переустройстве мостовой был отложен до более благоприятного времени.

В начале 1880 г. управа на основании заявления городского головы выделила 500 рублей для ремонта мостовой по улице Базарной от Кемер-Капу до почтовой конторы [8, л. 11].

Собрание думы от 26 марта 1880 г. постановило: поручить Управе немедленно принять меры и замостить часть улицы, около 300-400 кв. саженей, с исправлением тротуаров и предоставить смету на замощение всей улицы.

В июле 1880 г. городской голова И.Гаспринский и мостовщик А.Князев заключили договор, по которому Князев обязался замостить участки городской улицы от переулка Ашлык-Базара до Кечеджилер, участок Араста, банный переулок с платой по 75 коп. за каждую саж. Князев получил 121 руб. 87 коп. за работу. Вывоз камня и мусора оставался за городом.

Во второй половине 1880 г. мостовщиками С. Кирюшкиным и С.Никитиным были замощены 389 саж. 4 аршина кв. саженей участков мостовой [6, л. 16-30].

В 1882-1883 гг. думой и управой рассматривались традиционные вопросы: о раскладке налогов, о найме рабочих для очистки р. Чурук-Су, о благоустройстве, об освещении города и противопожарной безопасности; об открытии двухклассного городского училища [8, л. 6].

В Бахчисарае в 1870 г. были открыты два русско-татарских училища при медресе, с расходом от управы 600 руб. серебром. По смете расходов на 1877 г. видно, что на

содержание одного училища было выделано: учителю русской грамоты - 205 руб., на отопление и канцелярские расходы - 42 руб. 86 коп., сторожу - 42 руб. 86 коп., законоучителю - 85 руб. 71 ^ коп. [3, л.5].

К 1883 г. расход на эти училища возрос до 1 тыс. руб. Тогда было принято решение об открытии одногодичного городского училища для мальчиков и девочек, подведомственное уездному училищному совету.

В 1884 г. в училище было 37 мальчиков и 16 девочек, хотя при отпускаемых земством средствах на их содержание можно было принимать вдвое больше учащихся. Городской управой было принято решение ходатайствовать о выделении думой под училище городского здания, вблизи Ханского дворца, называемого инвалидными казармами.

В своем заседании от 1 апреля 1885 г. дума приняла постановление о том, что училище будет носить название двухклассного земско-городского русско-татарского училища и для переоборудования здания под училище были необходимы финансовые средства [13, л.20-21].

Вопрос о расширении главной Базарной улицы, для более свободного движения пешеходов и экипажей, поднимался и в распоряжениях городского головы С.Х. Чубукчи в 1884-1885 гг. В своем докладе в Городской думе 12 августа 1885 г. он отметил, что вся торговая деятельность и вообще все уличное движение, вследствие замкнутого и стесненного местоположения города, сосредоточено на Базарной улице, идущей вдоль всего города и разделяющей его на две почти равные части. Неустроенность тротуаров или, скорее, даже мест, предназначенных под них, невозможность ходьбы по ним затруднено столбами, поддерживающими низкие и широкие навесы торговых лавок, которые, в свою очередь, служат причиной того, что тротуары постоянно загромождены всем, что только не помещается в лавках; мостовая, сложенная из груды неправильно камней, - все это является причиной стеснения и без того узкой улицы. Поэтому в интересах города С.Х.Чубукчи предложил думе утвердить для благоустройства города и обязать домовладельцев и владельцев лавок по Базарной улице устроить за свой счет тротуар напротив принадлежащих им строений [14, л. 75].

В декабре 1885 г. мещанин Ш.Джеппар-оглу подал прошение в Управу о том, что в Бахчисарае в ряду Пичакчилар расположено строение с балконом караима Я.А. Хаджинина, стеснившее и без того узкую улицу. В базарные дни перед строением постоянно случаются столкновения дилижансов и мажар. 4 января 1886 г. Управа Бахчисарая потребовала от Я.А.Хаджинина план на постройку его трактирного заведения и пристроенного деревянного балкона. В свою очередь он заявил, что планирует перестройку сооружения и план постройки отправит, когда позволит его финансовое положение [7, л. 3-7].

4 февраля 1891 г. помощником пристава Бахчисарая И.Н.Журьяри был осмотрен кожевенный завод в приходе Табана, одна из стен которого из-за своей ветхости угрожала общественной безопасности и подлежала сносу. Управа по согласованию с полицмейстером разрешила мещанину М.Селямий-оглу поставить новую каменную стену взамен разрушенной, с условием, чтобы до дороги оставалось не менее 5 аршин [15, л. 2-5].

Управа четко следила за исполнением постановлений думы, настаивала на их безукоризненном исполнении. В отношении лиц, нарушавших права городского владения, применялись устные распоряжения головы города, в случае же отказа, о нарушении ст. 118 городского положения дело передавалось в суд.

Тем не менее Бахчисарайской управе не во всех случаях удавалось восстановить право городской собственности. К примеру, коллежский советник И.Губонин в начале 70 гг. XIX в. начал скупку городской земли, а часть приобрел от частных владельцев, в предместье Бахчисарая - Азиз. В середине 1870 гг. на этой территории была построена станция «Бахчисарай» Лозово-Севастопольской железной дороги. Станция с двором и близлежащими постройками числилась по городским налоговым книгам за Губониным. Он, как и все жители, обязан был подчиняться городским правилам, но, во-первых, как отмечено в заявлении дворянина, жителя города А.Ф. Германа, И. Губонин огородил владения забором, захватив при этом городскую землю, и ограничил свободный доступ к водокачке, граничащей с его землей. А.Ф.Герман, проживая в указанном предместье с 1859 г. и будучи старожилом города, заявил, что захваченная земля не была отчуждена для нужд железной дороги. Во-вторых, постановлением думы от 16 октября 1880 г., поблизости с железнодорожным полотном было определено место парковки экипажей извозчиков. В мае 1883 г. администрация станции распорядилась о переносе мест парковки, которые не должны располагаться на узкой улице, где два экипажа при встрече вряд ли смогут разминуться. Узкая улица не может быть стоянкой извозчиков, мешая свободному проезду остальных экипажей и загораживая подъезды домов. Таким образом, были нарушены права городского владения и частных лиц. В-третьих, администрация станции без разрешения управы построила новую каменную постройку, деревянный барак, неоштукатуренный и покрытый тесом, и перекрыла проезжую дорогу. К тому же возведение новых сооружений и стало главной причиной переноса парковки извозчиков.

12 сентября 1883 г. управа Бахчисарая предъявила иск мировому судье г. Симферополя о восстановлении нарушенного городского владения. К тому же после одобрения думой она сделала распоряжение о восстановлении дороги и открытия свободного проезда по ней, путем сноса забора и незаконно возведенных строений.

В ответ на это управление железной дороги аргументировало запрет городским извозчикам останавливаться вблизи вокзала тем, что «съезд большого количества экипажей на тесном дворе станции производит хаос и неразбериху» [9, л. 2-7].

Бахчисарайская управа безвозмездно выделила обществу Лозово-Севастопольской железной дороги 30 кв. саженей городской земли для строительства полотна с условием строительства водокачки без ограды и свободного доступа к вокзалу. Поэтому 21 сентября 1883 г. управа поручила гласному Михаилу Дремджи произвести осмотр нарушенного городского владения. В его рапорте было отмечено, что огорожено шпалами 48 кв. саженей городской земли, а здание водокачки находится в центре и для проезда оставлено всего 4 аршина дороги.

Передача дела в суд не решило проблему. В ответном заявлении управления дороги было указано, что «способ устройства оград вокруг зданий и отчужденной земле, принадлежащих обществу Лозово-Севастопольской железной дороги, составляет вопрос, разрешаемый специально администрацией дороги, принимающей в основание, как в данном случае, так и во всех касающихся ж/д сооружений, имеющиеся технические правила и свои собственные хозяйственные соображения, без всякого отношения к мнению посторонних делу обществ или лиц» [9, л.12-19].

В докладе головы М.Давидовича от 24 ноября 1892 г. отмечено, что отсутствие водосточных желобов на городских постройках делает малопроходимыми тротуары во время дождя и в конечном итоге постепенно портит их. Городской головой было предложено сделать постановление об устройстве водосточных желобов с фасадной

стороны на всех постройках по Базарной (центральной) улице. Ответ думы был положительным. Для исполнения постановления был назначен 2-недельный срок со дня его публикации в газете «Терджиман» 28 февраля 1893 г. [16, л. 2-4].

Были случаи игнорирования постановления. К примеру, купцу А.Мемет-оглу 18 марта 1893 г. пришла повестка о том, чтобы в 3-дневный срок приделать к крыше здания бакалейного магазина - напротив Городской Управы - желоб для стока воды. В противном случае он будет привлечен к законной ответственности за невыполнение обязательных постановлений Городской Управы [16, л.9].

В рапорте помощника пристава 2 участка Бахчисарая от 7 марта 1894 г. показано, что стена строения, на участке земли Георгия Куркчи в приходе Эрмени-Маале, грозит падением. Г. Куркчи признал необходимым ее сломать, но за неимением средств для уплаты рабочим требование выполнить не смог. Полицмейстер направил ходатайство в Управу с просьбой, во избежание несчастного случая, сломать стену за счет города, с последующим взысканием с Г.Куркчи. Управа в заседании от 19 марта дала свое согласие [18, л.19].

В октябре 1897 г. Симферопольская земская управа направила заявление городскому голове Давидовичу о том, что мост, идущий на Ак-Каш, поврежден настолько, что затрудняет проезд по нему. Управа просила выделить средства на ремонт моста [17, л. 72].

30 апреля 1911 г. комиссия в составе полицмейстера Корсакова, инженера Садовского, городского головы Крымтаева, приставов Коваля и Еременко произвели осмотр помещения полицейского управления города Бахчисарая. Здание нуждалось в ремонте: крыша местами обвалилась, в некоторых комнатах в потолке образовалась течь. Требовалась замена балок в помещении канцелярии участковых приставов и установка новой печи, а также побелка стен, покраска окон и полов. Помещение для кордегардии, из-за сырости и ветхости, находилось в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии [24, л. 10-26].

Проведение электричества было одной из насущных задач, которые стояли перед управой. В заседании городской думы от 9 сентября 1883 г. было принято решение об аренде с торгов 53 фонарей для освещения города на год. Торги были назначены на 28 ноября, срок аренды был определен с 15 декабря 1883 г. На торги явились 5 желающих, и наиболее низкую цену, а именно10 руб. 50 коп. за фонарь в год, предложил Яков Чинов, с которым и было заключено соглашение. Арендатор потребовал 5 руб. задатка, но своевременно не приступил к выполнению взятых на себя обязательств и в итоге отказался от производства работ [10, л.2-4].

13 января 1884 г. были назначены повторные торги на аренду 53 столбовых фонарей для освещения Базарной улицы. 30 января того же года управа начала переговоры о долгосрочной аренде с мещанином М. Мустафа-оглу на следующих условиях:

1. городская управа отдавала столбовые фонари для освещения, по 11 руб. 5 коп. за фонарь, сроком на год с 1 февраля 1884г. В случае увеличения количества фонарей цена остается прежней.

2. арендатор должен был представить в качестве поручителя известное лицо. Но возможный арендатор отказался от условий управы, как сильно затратных [11, л. 5-8].

Естественно, городские власти на этом не остановились. 7 февраля 1885 г. были назначены торги на отдачу в арендное содержание на год 76 столбовых фонарей для освещения по Базарной улице. 11 февраля состоялись повторные торги, на которых победил А.М.Медений-оглу, предложив 8 руб. 90 коп. за фонарь [12, л. 2-3].

12 февраля 1885 г. управа заключила арендный договор с мещанином А.М.Медений-оглу. Приведем некоторые статьи этого договора:

1. Управа дает в откупное содержание все городские фонари со столбами для освещения города по 8 руб.90 коп. за фонарь на год, с условием, что число фонарей может быть увеличено по усмотрению управы.

2. Арендатор должен принять фонари по описи в исправном виде и в таком же порядке сдать управе. В случае неисправности, арендатору удерживают плату за последний месяц.

3. Арендатор обязан зажигать фонари каждый вечер, и они должны гореть до самого утра.

4. За несоблюдение обязанностей управа подвергает арендатора штрафам в пользу города по 30 коп. за каждый фонарь.

5. В течение арендного срока все ремонтные работы осуществляются за счет арендатора.

6. Оплата за освещение города производится управой по истечении каждого месяца.

После того как обе стороны поставили свои подписи на документах, член управы

М.Дремджи передал арендатору Ариф Мемету Медений-оглу в исправном виде 76 фонарей на деревянных столбах [12, л. 6].

В рапорте от 14 февраля 1894 г. полицмейстер уведомил Управу о крайне небрежном состоянии городских фонарей и рекомендовал установить постоянный контроль. Управа на заседании от 3 марта поручила управляющему городской землей А.Усеинову разобраться в ситуации и предоставить отчет. К марту 1894 г. в Бахчисарае насчитывалось 133 фонаря: из них 97 рабочих и 11 непригодных, но с хорошими столбами. К декабрю 1894 г. были установлены фонари в приходах Шах-Болат, Асма-Кую, Табана и Умерша-Эфенди [18, л.101-103].

29 октября 1909 г. физик-механик А. Лыскин из Керчи направил прошение в Бахчисарайскую городскую управу с предоставлением своих услуг при проведении электричества и телефонной сети в городе. Управа дала разрешение, и 12 ноября 1909 г. между управой и Лыскиным был подписан договор, по которому:

1. управа предоставила А. Лыскину право на проведение и эксплуатацию электроэнергии в пределах Бахчисарая, «прокладке воздушной или подземной сети проводов, согласно утвержденному проекту, при применении ее как освещение, сроком на 15 лет».

2. Лыскин был обязан установить необходимое для освещения города количество фонарей по 8 Ампер каждый, ремонтировать деревянные столбы, за что ежегодно получал 100 руб.

3. За пользование электроэнергией абоненты платили по счетчику 4 коп. за 100 Ватт.

При строительстве телефонной станции первоначально предполагалось 100 абонентов, с ежегодной платой за пользование 75 руб., включая ремонт аппаратов, линий, столбов. В будущем сеть предполагалось расширить. По истечении срока аренды все сооружения: здания, машины, столбы, аппараты - бесплатно переходят в собственность города [23, л. 3-4].

15 января 1913 г. Таврическим губернатором был утвержден договор о проекте электростанции, предоставленный коллежским асессором Н.К.Шахвердовым. 31 мая 1913 г. Управа выделила участок в приходе Шах-Болат и просила Строительное Отделение выдать разрешение на строительство. К 1 декабря 1914 г. работы по сооружению станции и прокладке проводов для освещения были закончены и назначена специальная комиссия для техосмотра [2, л. 1-23].

18 мая 1899 г. датируется прошение турецкоподданного Степана Келесиди, в котором он изъявил желание открыть в Бахчисарае известковый склад. Он просил Управу дать разрешение на аренду % десятины земли около городской бойни, принадлежащей Моисею Нотковичу, сроком на 5 лет, а также разрешение брать синий камень из района Намазьян, где наиболее твердая порода камней [22, л.1].

В 1895 г. для регулирования движения на Базарной улице в торговые дни Управа объявила торги о сдаче в аренду площадки в приходе Яни-маале. 14 апреля торги выиграл мещанин Т.Курти-оглу за 81 руб. 50 коп., с которым был заключен договор.

1. Т.Куртий-оглу принимал в аренду площадку с 14 апреля по 1 октября 1895 г. с оплатой каждые 2 месяца.

2. Арендатор имел право взимать с каждой останавливающейся на площадке подводы не более 2 коп. за место и обязывался присматривать за товаром на подводах, во время отсутствия хозяина.

3. Т. Куртий-оглу был обязан содержать площадку в чистоте, как во время стоянки подвод, так и при выезде.

4. Управа имела право расторгнуть договор в одностороннем порядке при каких-либо нарушениях и несвоевременной выплате аренды [20, л.3].

В апреле 1896 г. такой же договор был заключен с мещанином К.Сулейман-оглу за 110 руб. [21, л.2].

В феврале 1912 г. дворянин Владимир Васильевич Трофимов в своем прошении Таврическому губернатору просил разрешения на открытие в Бахчисарае иллюзиона с керосиновым освещением. Найденное им помещение было признано полицмейстером в отчете от 31 августа 1912 г. вполне подходящим. Ему была выдана резолюция о предоставлении проекта в двух экземплярах и удостоверения управы и полиции [1, л. 36].

17 декабря 1912 г. Сулейман Ахмедов, желая открыть к Рождеству в Бахчисарае кинематографический театр, арендовал для этого 1 этаж дома по Базарной улице, принадлежащий вакуфу мечети Орта-Джами. Помещение без ремонта нельзя было использовать для этих целей, поэтому Ахмедов представил проект внутренней переделки в арендованном помещении с нанесением на план прежнего его вида и перечнем работ. В конце 1913 г. ему выдали удостоверение и командировали техника осмотреть постройки для соблюдения пожарной безопасности [2, л. 159-161].

Главная улица, которая в XIX в. называлась Базарной, служила основой градообразующей композиции и способствовала формированию организованного общественного фона города. На рубеже Х1Х-ХХ вв. благодаря рациональной деятельности руководителей местного самоуправления в Бахчисарае появились такие элементы технического прогресса, как электричество и телефонная сеть. В то же время эффективность органов городского управления в решении большинства вопросов зависела от финансовой подоплеки и функциональных обязанностей учреждений, которые иногда были оторваны от реалий того времени.

Список литературы

1. ГАРК. Ф. 27. Оп. 13. Д. 4512.

2. ГАРК. Ф.27.Оп. 13.Д. 4777.

3. ГАРК. Ф.64. Оп.1. Д.18.

4. ГАРК.Ф. 64. Оп. 1. Д. 77.

5. ГАРК.Ф. 64. Оп. 1. Д. 128.

6. ГАРК. Ф.64. Оп.1. Д.135.

7. ГАРК.Ф. 64. Оп. 1. Д. 183.

8. ГАРК.Ф. 64. Оп. 1. Д. 184.

9. ГАРК. Ф.64. Оп.1. Д. 274.

10. ГАРК.Ф.64. Оп.1. Д.279.

11. ГАРК.Ф.64. Оп. 1. Д. 299.

12. ГАРК.Ф.64. Оп.1. Д.348.

13. ГАРК. Ф.64. Оп.1. Д. 355.

14. ГАРК. Ф.64. Оп.1. Д. 362.

15. ГАРК.Ф. 64. Оп. 1. Д. 572.

16. ГАРК.Ф. 64. Оп. 1. Д. 640.

17. ГАРК.Ф.64. Оп.1. Д. 646.

18. ГАРК.Ф. 64. Оп. 1. Д. 712.

19. ГАРК.Ф.64. Оп. 1.Д.720.

20. ГАРК.Ф. 64. Оп. 1. Д. 763.

21. ГАРК.Ф. 64. Оп. 1. Д. 823.

22. ГАРК.Ф. 64. Оп. 1. Д. 995.

23. ГАРК.Ф.64.Оп. 1. Д. 1432.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. ГАРК.Ф.64. Оп. 1. Д. 1459.

25. Османов Э.Э. Вклад И.Гаспринского в развитие города Бахчисарая // Культура народов Причерноморья. - 2012. - 243. - С.92-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.