КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 008 DOI 10.36945/2658-3852-2024-4-9-24
К. Д. Бугров
ГОРОД СИНТЕЗА ИСКУССТВ: ГЕНЕЗИС И ПЕРСПЕКТИВЫ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ НИЖНЕГО ТАГИЛА
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда, проект № 22-18-00679 «Креативная реиндустриализация городов "второго эшелона" в условиях цифровой
трансформации»
Аннотация: В статье рассматривается проблема исторического формирования символического капитала и креативных индустрии в индустриальном городе «второго эшелона» на примере Нижнего Тагила. Показано, что возникновение художественной индустрии в Нижнем Тагиле было связано с эффектом перетока - заказами со стороны промышленных предприятий. Пика развитие творческих индустрии достигло к 1960-м гг., когда усилиями местной художественной школы был создан ряд крупных музейных комплексов, возрождение пережила роспись по металлу, сложился архитектурный облик города и сформирован визуальный канон изображения Нижнего Тагила как индустриального центра. Это сформировало основу для ряда инициатив, ориентированных на диверсификацию экономики Нижнего Тагила, формирование креативного сектора, укрепление привлекательности города для туристов. Однако противоречивые экономические тенденции привели к тому, что значительная часть таких инициатив не нашла воплощения. Дальнейшее развитие креативной экономики в Нижнем Тагиле будет определяться способностью города привлекать инвестиции (прежде всего используя эффект перетока), актуализировать собственное культурное наследие во всех его аспектах, выработать новую стратегию взаимодействия с областным центром.
Ключевые слова: Нижний Тагил, креативная экономика, монументальное искусство, индустриальное наследие.
© Бугров К. Д., 2024 г.
Опора на культурные индустрии - основная стратегия для большинства промышленных центров, совершающих постиндустриальный транзит, не исключая и тех, где сохраняется значимая роль промышленности. Ключом к ревитализации индустриальных центров выступает сфера культуры [Boix, Capone, De Propris, Laz-zeretti, Sanchez, 2014; Delia Spina, 2019]. В рамках подобных стратегий, как правило, создаются новые якорные зоны, осуществляется рекультивация промышленных ландшафтов и реструктуризация городской географии, ставится на охрану и музе-ефицируется индустриальное наследие; акцент делается на поиске аутентичности, способной выступить основой для развития креативного сектора мелкого производства (ремесла) и туризма. Ценность приобретает индустриальное наследие, становящееся интегральной частью различных политик ревитализации; Т. Ю. Быстрова характеризует совокупность таких подходов как «ре-методы» [Быстрова, 2021, с. 92]. Их применение требует учета специфики локальных факторов, поскольку индустриальные центры даже сходного профиля различаются накопленным символическим капиталом и градостроительной структурой. К примеру, в промышленных районах Великобритании или Франции горно-металлургический комплекс был целиком выведен из эксплуатации [Breitbart, 2013], тогда как в Канаде (Садбери) или Швеции (Кируна) культурная стратегия дополняла успешно работающее горно-металлургическое предприятие. Подобные подходы применяются и в России [Бугрова, 2023], в Китае [A Hundred Stories, 2023] и иных странах. Базой для формирования креативной среды считаются зонирование, структурирование, интеграция, определение локальных приоритетов, мониторинг, финансовая поддержка, усиление кадрового потенциала и законодательное регулирование [Стахова, Никольская, Христов, Гончарова, 2023, с. 77].
Город Нижний Тагил - представитель городов «второго эшелона», сохраняющий выраженную промышленную специализацию: местные предприятия -Нижнетагильский металлургический комбинат (НТМК) корпорации «ЕВРАЗ» и Уральский вагоностроительный завод (УВЗ) - в рейтинге крупнейших компаний России агентства «RAEX» 2021 г. размещались на 19-м (705 млрд руб. выручки) и 164-м (102 млрд руб. выручки) местах соответственно. Город имеет потенциал для того, чтобы развивать и креативный сегмент, связанный с ремеслами, архитектурой и дизайном, туризмом и сервисом. Этот потенциал определяется символическим капиталом и традицией художественных индустрий, сложившихся в Нижнем Тагиле благодаря эффекту перетока - использованию ресурсов промышленных предприятий для развития культуры. Иными словами, индустриальное развитие города стало основой для складывания в нем развитого художественного, культурного комплекса, востребованного в ситуации постиндустриальной экономики.
Цель статьи - выявить процессы формирования культурных индустрий в Нижнем Тагиле, раскрыть специфику символического капитала, накопленного
городом в процессе его исторического развития, а также выработать рекомендации по использованию этого капитала. В методологическом отношении работа опирается на концепцию креативной реиндустриализации [Тургель, Антонова, 2023], под которой понимается «новая форма трансформации экономики индустриального города за счет развития креативных видов деятельности, ведущей к восстановлению и переходу к устойчивому развитию экономики такого города» [Антонова, Пчелинцев, Малеева, 2023, с. 79]. Исторические аспекты культурной жизни Нижнего Тагила становились предметом для изучения неоднократно - достаточно назвать труды Б. В. Павловского, Л. Е. Добрейциной и других исследователей. Обширную научную работу ведут и коллективы городских музеев. Вместе с тем ощущается нехватка комплексных исследований творческого наследия и символического капитала Нижнего Тагила. Этот пробел и призвана восполнить, насколько это возможно в рамках журнальной статьи, настоящая работа.
Формирование культурных индустрий в Нижнем Тагиле началось в XVIII в., став в определенном смысле исторической случайностью. После смерти А. Н. Демидова его горнозаводская «империя» была разделена на части, из которых в руках Демидовых осталась лишь Нижнетагильская. Владевший ею младший сын А. Н. Демидова, Н. А. Демидов, обучал художников из числа собственных крепостных [Силонова, 2012, с. 186]. С 1770-х гг. известность получает тагильская лаковая роспись металлических изделий, расцвета этот промысел достиг в первой половине XIX в. Искусствовед Б. В. Павловский отмечал: «В условиях промышленного Урала в целом формировалось искусство, которое значительно отличалось и от искусства, связанного с усадебным бытом, создаваемого крепостными художниками, и от крестьянского народного искусства» [Павловский, 1975, с. 11]. В начале XIX в. Нижний Тагил, наряду с Екатеринбургом и Златоустом, стал центром такого искусства, а «горнозаводская декоративная роспись в целом и тагильская роспись по металлу в частности были для Урала и Сибири тем же, чем стали для Центральной России и Поволжья... произведения таких всемирно известных художественных промыслов, как Жостово, Федоскино и Хохлома» [Барадулин, 1987, с. 4]. Визит на Урал цесаревича Александра Николаевича в 1837 г. стимулировал и развитие живописи: виды демидовских заводов писали на холсте крепостные мастера Худояровы, столичные художники В. Е. Раев и П. П. Веденецкий [Серебренников, 1959, с. 31]. Эти работы стали первыми в России образцами жанра индустриального пейзажа.
Однако с середины XIX в. конкуренция с жостовской продукцией привела к упадку уральских промыслов [Рождественская, 1960; Голубева, 2014, с. 212]. Культурный ландшафт Нижнего Тагила приобрел стандартные черты провинциального города [Добрейцина, 2009, с. 58]. При этом производство металла на Нижнетагильском заводе оставалось стабильным; предприятие успешно прошло реконструкцию и встретило XX в. в числе крупнейших металлургических заводов Урала. Рудные
богатства горы Благодать обеспечили в конце 1920-х гг. Нижнему Тагилу видное место в планах индустриализации СССР. Вагоностроительный завод вошел в строй в 1936 г., металлургический - в 1940 г. Соцгород УВЗ, будучи выдержан в конструктивистском стиле, подвергся так называемому «обогащению», став одним из ярких образцов постконструктивизма [Штин, Дектерев, с. 63-64].
Фундаментальные перемены в культурный ландшафт Нижнего Тагила внесла эвакуация времен Великой Отечественной войны: в 1942 г. в городе было создано отделение Союза художников РСФСР, в конце 1943 г. прошла первая художественная выставка, в 1944 г. открылся Нижнетагильский музей изобразительных искусств [Музыка, 2023], в 1945 г. заработало Уральское художественно-промышленное училище. Среди эвакуированных мастеров были скульптор М. П. Крамской (Ленинград), художники Ф. С. Лемберский (Ленинград), В. И. Влазнев (Брянск) и Д. А. Кавалершин (Сталинград), М. Г. Дерегус и М. Л. Шматько (Харьков), Г. Н. Вайсберг, театральный художник М. Х. Лезов. Ленинградец М. В. Дистергефт и свердловчанин О. Э. Бернгард оказались в Нижнем Тагиле, будучи мобилизованы в трудармию как советские немцы, а репатрианты из Китая В. А. Глен и супруги М. А. и В. Е. Кичигины попали в город в 1947 г. из-за ограничений в выборе места жительства.
Культурный подъем 1940-1950-х гг. стал отражением развития промышленных предприятий Нижнего Тагила. Если «горнозаводская цивилизация» XIX в. предполагала производство предметов потребления, прежде всего, создаваемых «по заказам» владельца завода, то культурный подъем середины XX в. принял характер синтеза искусств, проявившись прежде всего в градостроении и архитектуре [Бахтина, 2016, с. 28], поскольку в городе развернулось интенсивное строительство нового жилья и общественных зданий. К востоку от старого поселения Нижнетагильского завода были выстроены новые кварталы вокруг Театральной площади со зданием драматического театра (архитектор А. В. Тарасен-ко); они получили высокую оценку [Стригалев, Целиков, 1959, с. 37-38]. В районе Тагилстрой в 1952 г. по проекту свердловского архитектора В. В. Емельянова был построен Дворец культуры металлургов; это здание в архитектурной прессе тех лет считалось примером «правильного реалистического подхода к отысканию образа советского клуба» [Бугров, 2024, с. 395], и его проект был повторно использован в приволжском Дзержинске в 1958 г. Дворец культуры был украшен скульптурами рабочих авторства Г. Н. Белоярцевой-Вайсберг, а в его интерьере появились картины - панорамы Ленинграда и Москвы, копии работ «На вахте мира» (И. И. Тартаковский, 1954), «Выступление В. И. Ленина на III Съезде комсомола» (Б. В. Иогансон и другие, 1950), «Кто был ничем, тот станет всем» (Ю. И. Боско, 1956 г., дипломная работа для Государственного музея истории Ленинграда; при ее копировании вместо панорамы Ленинграда появился Нижнетагильский металлургический комбинат), а также картина на тему I Съезда Советов,
прототип которой не удалось установить. В соцгороде Вагонка сложился архитектурный ансамбль, объединивший постконструктивистские сооружения 1930-х гг. и неоклассику 1950-х гг. Дворец культуры вагоностроителей сооружен в 1958 г. по уникальному проекту Э. М. Залесской (Москва) [Пислегина, Устьянцев, Гурская, 2016, с. 27]. Как отмечает Е. Р. Бахтина, нижнетагильские дворцы культуры «по своему масштабу, монументальности и качеству декоративного оформления не уступали столичным той эпохи и могут быть отнесены к уникальным объектам культурного наследия России» [Бахтина, 2016, с. 3536]. Своеобразным маркером развития культурной сферы города стала установка в 1950 г. скульптуры «В стране счастья и радости. Юность» авторства знаменитого скульптора М. Г. Манизера. Скульптура, изображающая обнаженных юношу и девушку, вызвала неоднозначную реакцию на Всесоюзной художественной выставке 1945 г., и автор передал ее в Нижнетагильский музей изобразительных искусств [Алексеев, Черепов, Ярков, 2008, с. 58].
К 1960-м гг. складывается устойчивая структура художественной индустрии Нижнего Тагила, включавшая в себя Уральское училище прикладного искусства, Нижнетагильский музей изобразительных искусств, мастерские Художественного фонда РСФСР и художественно-графический факультет Нижнетагильского педагогического института, а также студии, работавшие при заводских дворцах культуры [Ильина, 2021, с. 133]. Формируется своеобразная манера изображать Нижний Тагил с выраженными чертами уральского промышленного города. Основы жанра заложили О. Э. Бернгард, создавший такие работы, как «Высокогорский рудник» (1945), «Панорама Новотагильского металлургического завода» (1947) и «Коксохимический цех в Нижнем Тагиле» (1957), и М. В. Дистер-гефт. Позднее тема получила развитие в работах А. Т. Наговицына («Нижнетагильский металлургический завод», 1957), П. С. Усачева («Тагил индустриальный», 1959), В. И. Караваева («Домны Тагила», 1964). Подходы, возникшие в русле социалистического реализма, подверглись трансформации: «В 1960-е годы стираются границы типологии пейзажа. Дымящие трубы металлургического комбината стали неотъемлемой составляющей урбанистических видов, но их главенство над городом благодаря различным приемам композиционного построения подается завуалированно» [Устинова, 2022, с. 127]. Ряд тагильских художников - В. Д. Мухаркин, Г. А. Горелов, Л. И. Перевалов, А. С. Константинов, Е. В. Седухин - отходит от принципов реализма. Среди наиболее эффектных визуальных работ тех лет, затрагивающих тагильскую тематику, - «Домна» А. С. Константинова (1964), «Симфония 6-й домны» (1979) и «Огни трудового Тагила» (1984) Е. В. Седухина, триптих «Легенда. Нижний Тагил» Г. А. Горелова (1974). В 1971 г. Л. А. Южаков и А. С. Константинов создали мозаичное панно в вестибюле здания Высокогорского рудоуправления, в 1974 г. А. С. Константинов выполнил панно «Труд» на торце дома по проспекту Ленина, 40 [Алексей Кон-
стантинов, 2019, с. 31-32]. Ряд монументальных работ создал В. М. Ушаков. Кроме того, в 1970-х гг. началось возрождение подносного промысла в Нижнем Тагиле [Маркина, 2023, с. 39], инициированное искусствоведами Москвы и Свердловска.
Открывшийся в 1957 г. памятник героям Гражданской войны (скульпторы В. М. и Л. П. Ушаковы, Ю. П. Петров, архитектор Н. Я. Черпаков) стал одной из первых монументальных работ тагильских художников. В числе важнейших монументов следует назвать мемориальный комплекс «Площадь Славы» с памятником рабочему и танкисту (И. Я. Боголюбов, В. И. Стеканов, Д. С. Попов, А. И. Обухов, 1968), «Молодость страны Советов» (А. Г. Неверов, В. И. Солтыс, 1981), памятник строителям города (А. Г. Неверов, В. И. Солтыс, 1989). Особый вклад в монументальное искусство Нижнего Тагила внес скульптор М. П. Крамской, автор многочисленных барельефов [Агеева, 2017]. К концу 1980-х гг. в городе имелось около 70 объектов монументального искусства [Шемякина, 2022, с. 144]. Их количество продолжило расти и в последующие годы: так, Ю. В. Платонов и В. П. Бекетов выполнили чугунное литье для музея бронетанковой техники Уральского вагоностроительного завода, а В. И. Павленко - бюст Г. К. Орджоникидзе (1991) и памятник металлургам у Лисьей горы (2010).
С конца 1960-х гг. растет социальная роль Нижнетагильского историко-краеведческого музея; его директор И. Г. Семенов разработал концепцию создания в историческом центре Нижнего Тагила целого музейного комплекса и смог добиться музеефикации старого металлургического завода в 1989 г. [Халяева, 2011]. В 1991 г. был открыт музей подносного промысла - дом Худояровых, к 1995 г. подготовлена концепция создания индустриально-ландшафтного комплекса «Демидов Парк». Становление завода-музея сопровождалось интенсивной исследовательской работой: в 1993 г. в Нижнем Тагиле прошла международная научная конференция «Сохранение индустриального наследия: мировой опыт и российские проблемы», а в 2003 г. - XII Конгресс Международного комитета по сохранению индустриального наследия (TICCIH) [Семенов, 2004, с. 163], на котором была принята Нижнетагильская хартия.
При этом во второй половине XX в. весомый вклад в развитие культурной сферы города вносили индустриальные гиганты. К концу 1990-х гг. у проходной УВЗ сформировался культурный комплекс, включающий музей предприятия, музей бронетанковой техники (1986), выставку техники под открытым небом, церковь Дмитрия Донского и танк-памятник на постаменте (1946) [Пислегина, Усть-янцев, Гурская, 2016, с. 95]. С 1999 г. на полигоне «Старатель» близ Нижнего Тагила ежегодно проводилась выставка вооружений Russian Arms Expo, ставшая шагом на пути развития города в качестве центра событийного туризма; ее организаторами выступили НТМК и УВЗ. В 2010-х гг. УВЗ сделал и следующий шаг, разработав концепцию «музея Танкпрома» [Пислегина, Устьянцев, Гурская, 2016, с. 124], создав сеть магазинов фирменной продукции UVZ Shop и выстроив новую
гостиницу. Проект был свернут в связи со сменой корпоративной стратегии и переносом выставки вооружений из Нижнего Тагила в Подмосковье в 2017 г.
В последнее десятилетие в Нижнем Тагиле вновь был предпринят ряд шагов по развитию креативных индустрий. Так, в 2015 г. состоялось открытие «Малахитовой линии» - экскурсионного маршрута по старейшей части города и набережной пруда. Продолжается разработка историко-туристического кластера «Старый город», включающего в себя часть Нижнего Тагила с застройкой XVIII-
XIX вв. и крупнейшими музейными комплексами - Нижнетагильским историко-краеведческим музеем и Нижнетагильским музеем изобразительных искусств. С 2015 г. проходит симпозиум городской скульптуры «Сезон искусств в Демидовском крае»; в 2021 г. организован креативный кластер Samoro.doc, в рамках VI Уральской индустриальной биеннале современного искусства реализован проект «Тагильская школа. Художники и явления», посвященный нижнетагильскому художественному авангарду [Сохарева, 2021]. В 2023 г. реконструкцию прошла набережная пруда (парк «Тагильская лагуна»), был презентован трехдневный тур «Демидовский маршрут» (Екатеринбург - Невьянск - Нижний Тагил), а в пойме реки Тагил разбит парк «Народный».
Вместе с тем Нижний Тагил сталкивается с рядом серьезных социально-экономических вызовов. Одним из них является неблагополучная экологическая обстановка и изношенность коммунальной инфраструктуры. В 1987 г. пуск коксовой батареи № 9 спровоцировал экологические протесты [Нижний Тагил в
XX веке, 2023, с. 175]; в последующие десятилетия был разработан ряд программ экологического оздоровления, ключевую роль сыграло техническое перевооружение НТМК - в 1996 г. прекращена работа мартеновского цеха, выведены из эксплуатации устаревшие доменные цеха и коксовые батареи, в 2023 г. остановлен Высокогорский рудник. Тем не менее рекультивации требуют отвалы Высокогорского рудника, шлакоотвалы комбината; опасность представляет сток шахтных вод на выведенном из эксплуатации в 1991 г. медном руднике имени III Интернационала. Институты, сыгравшие ключевую роль в культурной истории города, испытывают дефицит ресурсов развития [Киященко, 2022, с. 21-22]. Так, еще в 2001 г. было остановлено финансирование программы «Демидовский парк» [Индустриально-ландшафтный Демидов-парк, 2020, с. 11]. С нехваткой помещений столкнулся Нижнетагильский музей изобразительных искусств, в котором сегодня нет постоянной экспозиции тагильских мастеров XX в. В 2010-х гг. прекратили самостоятельное существование Нижнетагильский педагогический институт и Уральский колледж прикладного искусства и дизайна, ставшие филиалами иногородних учебных заведений.
В экономической структуре Нижнего Тагила исторический центр (прежде всего, район неоклассической застройки в районе Театральной площади) сохраняет особое значение; здесь сконцентрированы культурные институции и досуговые
заведения. Вместе с тем жилищное строительство в XXI в. оказалось сконцентрировано в юго-западной части города - Гальяно-Горбуновский жилой массив и Фотеево. На протяжении всего постсоветского периода население города уменьшается. Высвобождающаяся масса вторичного жилья оказывает давление на рынок, обусловливая невысокие темпы ввода нового жилья. В 2017 г. Л. Е. Добрей-цина с грустью отмечала: «Нижний Тагил - город с богатым культурным наследием - на данный момент, к сожалению, практически не использует этот ресурс... Не секрет, что Тагил в массовом сознании, в том числе и его собственных жителей - город мрачный, исключительно промышленный, криминально неблагополучный, с плохой экологией. Ясно, что эта ситуация ненормальна и что ни о каком поступательном развитии города нельзя говорить, пока она не будет исправлена. И важнейшую роль в этом должно сыграть культурное наследие» [Добрейцина, 2017, с. 175].
Нижний Тагил располагает выдающимся историко-культурным наследием и символическим капиталом, которые способны выступать основой для развития политик креативной реиндустриализации. Можно выделить три важнейших социально-культурных кластера - старый центр Нижнего Тагила с горами Высокая и Лисья (территория предполагаемого «Демидов-парка»), металлургический комбинат с музеем и дворцом культуры, вагоностроительный завод с музеем, дворцом культуры и районом Старая Вагонка. Нужно подчеркнуть: хотя Нижний Тагил сегодня в значительной мере позиционирует себя как «демидовский» город, значительная часть дореволюционного Нижнего Тагила утрачена. В связи с этим целесообразно сделать акцент на наследии советского Нижнего Тагила, представленном архитектурными объектами района Театральной площади, дворцами культуры заводов, районом соцгорода Старая Вагонка. Благодаря развитию программы промышленного туризма НТМК и при условии реконструкции завода-музея Нижний Тагил способен стать «стальным луна-парком» или, как выражались в 1990-х гг., «уральским горно-металлургическим Суздалем» [Семенов, Малеева, 1995, с. 4]. Велик и потенциал наследия «Танкпрома», базирующийся на культурно-музейный комплекс УВЗ. Особенно важно интегрировать усилия крупнейших индустриальных предприятий города, так как «просвещенная культурная политика» предполагает формирование «коалиции для достижения культурных целей общества», в которой взаимодействуют государственные и негосударственные организации и корпоративный сектор [Delia Spina, 2019, p. 15; Котова, 2020, с. 46].
Среди регионов Урала Свердловская область имеет наивысшую концентрацию ресурсов в областном центре [Тургель, Ушаков, 2008, с. 27]. В условиях стагнации жилищного строительства и постепенного демографического сжатия Нижний Тагил не будет иметь возможности развивать внутренний спрос на услуги ни экстенсивным (за счет роста населения), ни интенсивным (за счет роста покупательной способности) путем. Поэтому особенно важным является привлечение
в город потребителей извне, прежде всего из областного центра, Екатеринбурга1. Конкурентными преимуществами Нижнего Тагила являются уникальное индустриальное наследие, богатейшая художественная традиция, выдающиеся образцы неоклассической советской архитектуры, наличие действующего производства.
Примечание
1. Агломерация Екатеринбурга в настоящее время фактически воспроизводит те культурные индустрии, которые первоначально разрабатывались тагиль-чанами. Так, проект музея Танкпрома не был в полной мере реализован в Нижнем Тагиле, однако сходный проект (музей «Боевая слава Урала») был осуществлен в Верхней Пышме по инициативе Уральской горно-металлургической компании; не был полностью воплощен проект завода-музея, но аналогичный проект (музей «Северская домна») с успехом реализован в Полевском по инициативе Трубной металлургической компании.
Библиография
Агеева, М. В. Скульптурное наследие М. П. Крамского в Нижнем Тагиле // Город, социум, среда: история и векторы развития : материалы всеросс. науч.-практ. конф. - Нижний Тагил : НТГСПИ, 2017. - С. 159-163.
Алексеев, Е. П., Черепов, В. А., Ярков, С. П. Памятники монументального искусства Свердловской области. - Екатеринбург : Сократ, 2008. - 150 с.
Алексей Константинов. Постоянство поиска 1927-1998. - Екатеринбург : Сократ, 2019. - 256 с.
Антонова, И. С., Пчелинцев, Е. А., Малеева, Е. А. Города «второго эшелона» креативной реиндустриализации: поиск инсайтов // Вестник Томского гос. унта. Экономика. - 2023. - № 61. - С. 74-95.
Барадулин, В. А. Уральский букет: народная роспись горнозаводского Урала. - Свердловск : Средне-Уральское книжное издательство, 1987. - 128 с.
Бахтина, Е. Р. Особенности советского неоклассицизма в архитектуре г. Нижний Тагил // Вестник ТГАСУ. - 2016. - № 1. - С. 27-37.
Бугров, К. Д. Дворцы культуры Урала в контексте архитектурной политики СССР (1920-1980-е годы) // Научный диалог. - 2024. - Т. 13, № 4. - С. 383-407.
Бугрова, Е. Д. Как не застрять в «Арт-Овраге»: туризмофобия и современные стратегии преодоления // Quaestio Иоззка. - 2023. - Т. 11, № 1. - С. 188-202.
Быстрова, Т. Ю. Тенденции работы с индустриальным наследием в контексте «второй модерности» // Муниципалитет: экономика и управление. - 2021. -№ 4. - С. 89-95.
Голубева, А. Н. Развитие художественных особенностей цветочной композиции на нижнетагильских подносах первой половины XX века // Научное мнение. - 2014. - № 9-1. - С. 211-216.
Добрейцина, Л. Е. Культурное наследие Нижнего Тагила как объект туризма: поиск «выхода из тени» // Город, социум, среда: история и векторы развития : материалы всерос. науч.-практ. конф. (Нижний Тагил, 14-15 сентября 2017 г.) -Нижний Тагил : НТГСПИ, 2017. - С. 174-177.
Добрейцина, Л. Е. Художественная жизнь Нижнего Тагила на рубеже XIX-XX вв. // Известия Уральского гос. ун-та. Серия 2 : Гуманитарные науки. -2009. - № 3. - С. 45-59.
Ильина, Е. В. Василий Михайлович Ушаков: слово о педагоге, художнике, личности // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. -
2021. - № 3. - С. 130-139.
Индустриально-ландшафтный Демидов-парк : материалы проекта преобразования городской среды на базе сохранения индустриального наследия. - Нижний Тагил : Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозводской Урал», 2020. - 120 с.
Киященко, А. С. Формы коллективности в современном искусстве Нижнего Тагила // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. -
2022. - № 2. - С. 16-23.
Котова, Е. Ю. Потенциал культурных индустрий в реализации государственной культурной политики // Вестник Санкт-Петербургского гос. ин-та культуры. - 2020. - № 1. - С. 43-47.
Маркина, М. Г. Из воспоминаний старейших тагильских мастеров о работе в подносном промысле в 1950-1960-е гг. // «Худояровские чтения» : материалы XI Всерос. науч.-практ. конф., 26-27 октября 2023 г. - Нижний Тагил, 2023. -С. 38-45.
Музыка, И. Е. Искусство Нижнего Тагила второй половины XX века. Экспозиция в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств (21 сентября - 16 октября 2022) // Academia. - 2023. - № 1. - С. 96-106.
Нижний Тагил в ХХ веке: город, социум, среда : коллективная монография. - Нижний Тагил : Изд-во УрГПУ, 2023. - 302 с.
Павловский, Б. В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала. - Москва : Искусство, 1975. - 131 с.
Пислегина, А. В., Устьянцев, С. В., Гурская, О. П. УВЗ Завод и музей. - Екатеринбург : Банк культурной информации, 2016. - 126 с.
Рождественская, С. Б. К вопросу о судьбах художественных промыслов РСФСР (Подносный промысел Нижнего Тагила) // Советская этнография. -1960. - № 2. - С. 136-143.
Семенов, И. Г. Нижнетагильский металлургический завод - памятник индустриального наследия // Урал индустриальный. Бакунинские чтения : материалы VI Всерос. науч. конф., 7 апреля 2004 г. - Екатеринбург : АМБ, 2004. - Т. 2. -С. 158-164.
Семенов, И. Г., Малеева Л. П. Музей горнозаводского дела. Нижний Тагил. -Екатеринбург : Баско, 1995. - 175 с.
Серебренников, Н. Н. Урал в изобразительном искусстве. - Пермь : Пермское кн. изд-во, 1959. - 255 с.
Силонова, О. Н. Господская лакировальная фабрика Демидовых. Первый опыт реконструкции истории XVIII - начала XIX века // Вестник Челябинской гос. акад. культуры и искусств. - 2012. - № 2. - С. 186-189.
Сохарева, Т. Тагильская школа: опыт осмысления [Электронный ресурс] // Артгид. - 29.11.2021. - Режим доступа : https://artguide.com/posts/2345 (дата обращения 01.10.2024)
Стахова, Л. В., Никольская, Е. Ю., Христов, Т. Т., Гончарова, О. В. Креативность как новый фактор роста туристской привлекательности городов // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2023. - № 2. - С. 67-81.
Стригалев, А. А., Целиков, А. И. Нижний Тагил: жилищно-гражданское строительство. - Москва : Госстройиздат, 1959. - 109 с.
Тургель, И. Д., Антонова, И. С. Креативная реиндустриализация городов «второго эшелона» в условиях цифровой трансформации: исследование инструментами SciVal // Экономика региона. - 2023. - № 19(3). - С. 629-650.
Тургель, И. Д., Ушаков, В. А. Крупные промышленные города России: в поисках новой парадигмы развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2008. - № 12. - С. 31-42.
Устинова, Е. А. Пейзаж в творчестве тагильских художников 1960-1970-х годов из коллекции Нижнетагильского музея изобразительных искусств // Искусство Советского Урала: художественное воплощение и развенчание социальных мифов : сб. ст. всерос. науч.-практ. конф. (14-15 октября 2021 г., Екатеринбург). -Екатеринбург; Красноярск : РО УСДВ РАХ в Красноярске, 2022. - С. 124-132.
Халяева, О. Офицер. Педагог. Музейщик // Тагильский вариант. 10 февраля 2011 г.
Шемякина, А. Л. Уральская история в монументальной скульптуре Нижнего Тагила: универсальное и индивидуальное в искусстве тагильских мастеров // Искусство Евразии. - 2022. - № 1. - С. 142-155.
Штин, О. В., Дектерев, С. А. Конструктивизм в архитектуре жилища Нижнего Тагила // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2013. - № 1. С. 59-65.
A Hundred Stories: Industrial Heritage Changes China. - Singapore : Palgrave Macmillan, 2023. - 399 p.
Boix, R., Capone, F., De Propris, L., Lazzeretti, L., Sanchez, D. Comparing creative industries in Europe // European Urban and Regional Studies. - 2014. - № 1-6. -P. 1-6.
Breitbart, M. Halo over Barnsley: Centering the Margins in the Transformation of a Former Mining Community // Creative Economies in Post-Industrial Cities: Manufacturing a (Different) Scene. - New York; Abingdon: Routledge, 2013. - P. 149-182.
Della Spina, L. Multidimensional assessment for "culture-led" and "community-driven" urban regeneration as driver for trigger economic vitality in urban historic centers // Sustainability. - 2019. - № 11(24).
Сведения об авторе
Бугров Константин Дмитриевич, доцент, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург).
E-mail: [email protected]
K. D. Bugrov
THE CITY OF THE SYNTHESIS OF ARTS: GENESIS AND PERSPECTIVES OF CREATIVE INDUSTRIES IN THE CITY OF NIZHNY TAGIL
The study was carried out with the support of a grant from the Russian Science Foundation, project No. 22-18-00679 "Creative reindustrialization of second-tier cities in the context
of digital transformation"
Abstract: The article examines the problem of emergence of symbolic capital and creative industries in a second-tier industrial city taking Nizhny Tagil as an example. The author demonstrates that the formation of the art industry in Nizhny Tagil was shaped by the spillover effect, that is, the reinvestments of resources into the sphere of culture by the industrial enterprises. The rise of creative industries reached its peak in the 1960s, when the local art school in Nizhny Tagil successfully synthesized different arts: the metal painting experienced a revival, the number of museum complexes were established, the architectural appearance of the city took shape, and a visual canon of depicting Nizhny Tagil as renowned industrial center was formed. This created the basis for a number of initiatives undertaken at the turn of the 20th-21st centuries with the participation of the city's industrial enterprises and aimed at diversifying the economy of Nizhny Tagil, installing a creative sector, and strengthening the city's attractiveness for tourists. However, contradictory economic processes (outflow of population from the city, weak activity in development) led to the fact that a significant part of such initiatives were not implemented. Fur-
ther development of the creative economy in Nizhny Tagil will be determined by the city's ability to attract investments (primarily using the time-honored spillover effect), to capitalize on its cultural heritage, and to develop a new strategy for interaction with the regional center.
Key words: Nizhny Tagil, creative industries, monumental art, industrial heritage.
References
A Hundred Stories: Industrial Heritage Changes China. Singapore, Palgrave Macmillan, 2023, 399 p.
Ageeva, M. V. Skul'pturnoe nasledie M. P. Kramskogo v Nizhnem Tagile. IN: Go-rod, sotsium, sreda: istoriya i vektory razvitiya. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. - Nizhnij Tagil : NTGSPI, 2017, pp. 159-163. (In Russ.)
Alekseev, E. P., Cherepov, V. A., Yarkov, S. P. Pamyatniki monumental'nogo is-kusstva Sverdlovskoj oblasti [Monuments of monumental art of the Sverdlovsk region. In Russ.]. Ekaterinburg, Sokrat, 2008, 150 p.
Aleksei Konstantinov. Postoianstvo poiska 1927-1998 [Alexei Konstantinov. Search persistence 1927-1998. In Russ.]. Ekaterinburg, Sokrat, 2019, 256 p.
Antonova, I. S., Pchelintsev, E. A., Maleeva, E. A. Goroda "vtorogo ehshelona" kreativnoj reindustrializatsii: poisk insajtov [Second-tier cities in creative reindustri-alization: search for the insights] IN: Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universi-teta. Ekonomika, 2023, no. 61, pp. 74-95. (In Russ.)
Bakhtina, E. R. Osobennosti sovetskogo neoklassitsizma v arkhitekture g. Nizhnij Tagil [Specifics of Soviet neoclassicism in the architecture of Nizhny Tagil]. IN: Vestnik TGASU, 2016, no. 1, pp. 27-37. (In Russ.)
Baradulin, V.A. Ural'skij buket: narodnaya rospis' gornozavodskogo Urala [Ural Bouquet: Folk Painting of the Mining Urals. In Russ.]. Sverdlovsk, Sredne-Ural'skoe knizhnoe izdatel'stvo, 1987, 128 p.
Boix, R., Capone, F., De Propris, L., Lazzeretti, L., Sanchez, D. Comparing creative industries in Europe. IN: European Urban and Regional Studies, 2014, no. 1-6, pp. 1-6.
Breitbart, M. Halo over Barnsley: Centering the Margins in the Transformation of a Former Mining Community. IN: Creative Economies in Post-Industrial Cities: Manufacturing a (Different) Scene. IN New York; Abingdon, Routledge, 2013, pp. 149-182.
Bugrov, K. D. Dvortsy kul'tury Urala v kontekste arkhitekturnoj politiki SSSR (1920-1980-e gody) [Palaces of culture of Urals in the context of architectural politics of USSR (1920th-1980th)]. IN: Nauchnyj dialog, 2024, no. 4, pp. 383-407. (In Russ.)
Bugrova, E. D. Kak ne zastryat v «Art-Ovrage»: turizmofobiya i sovremennye strategii preodoleniya [How to Avoid Getting Stuck in the Art Ravine: Tourismopho-bia and Modern Coping Strategies]. IN: Quaestio Rossica, 2023, vol. 11, no. 1, pp. 188-202. (In Russ.)
Bystrova, T. Yu. Tendentsii raboty s industrial'nym naslediem v kontekste "vtoroj modernosti" [Trends in Working with Industrial Heritage in the Context of the "Second Modernity"] IN: Munitsipalitet: ehkonomika i upravlenie, 2021, no. 4, pp. 89-95. (In Russ.)
Delia Spina, L. Multidimensional assessment for "culture-led" and "community-driven" urban regeneration as driver for trigger economic vitality in urban historic centers. IN: Sustainability, 2019, no. 11(24).
Dobrejtsina, L. E. Khudozhestvennaya zhizn' Nizhnego Tagila na rubezhe XIX -XX vv. [Artistic life of Nizhny Tagil at the turn of the 20th - 20th centuries.] IN: Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2. Gumanitarnye nauki, 2009, no. 3, pp. 45-59. (In Russ.)
Dobrejtsina, L. E. Kul'turnoe nasledie Nizhnego Tagila kak ob"ekt turizma: poisk "vykhoda iz teni" [Cultural heritage of Nizhny Tagil as a tourism object: search for a way out of the shadows]. IN: Gorod, sotsium, sreda: istoriya i vektory razvitiya. Mate-rialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Nizhnij Tagil, 14-15 sen-tyabrya 2017 goda. Nizhnij Tagil: NTGSPI, 2017, pp. 174-177. (In Russ.)
Golubeva, A. N. Razvitie khudozhestvennykh osobennostej tsvetochnoj kompozitsii na nizhnetagil'skikh podnosakh pervoj poloviny XX veka [Development of artistic pecularities of flower arrangement on Nizhny Tagil trays of the first half of the 20th century] IN: Nauchnoe mnenie, 2014, no. 9-1, pp. 211-216. (In Russ.)
Il'ina, E. V. Vasilij Mikhajlovich Ushakov: slovo o pedagoge, khudozhnike, lich-nosti [Vasily Mikhailovich Ushakov: a word about the teacher, artist, and person]. IN: Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka, 2021, no. 3, pp. 130-139. (In Russ.)
Industrialno-landshaftnyj Demidov-park: Materialy proekta preobrazovaniya gorodskoj sredy na baze sokhraneniya industrial'nogo naslediya [Industrial and Landscape Demidov Park : materials of the project for the transformation of the urban environment based on the preservation of industrial heritage. In Russ.]. Nizhnij Tagil, Nizhnetagil'skij muzej-zapovednik "Gornozvodskoj Ural", 2020, 120 p.
Khalyaeva, 0. Ofitser. Pedagog. Muzejshhik [An officer. A pedagogue. A museum worker]. IN: Tagil'skij variant, 10 fevralya 2011 g.
Kiyashhenko, A. S. Formy kollektivnosti v sovremennom iskusstve Nizhnego Tagila [Forms of collectivity in contemporary art of Nizhny Tagil]. IN: Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka, 2022, no. 2, pp. 16-23.
Kotova, E. Yu. Potentsial kul'turnykh industrij v realizatsii gosudarstvennoj kul'turnoj politiki [The potential of cultural industries in the implementation of state cultural policy]. IN: Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury, 2020, no. 1, pp. 43-47.
Markina, M. G. Iz vospominanij starejshikh tagiHskikh masterov o rabote v podnos-nom promysle v 1950-1960-e gg. [From the recollections of the oldest Tagil masters about working in the tray industry in the 1950s and 1960s]. IN: "Khudoyarovskie chte-niya": materialy XI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, 26-27 oktyabrya 2023 g. [Khudoyarov Readings: Proceedings of the XI All-Russian Scientific and Practical Conference, October 26-27, 2023]. Nizhnij Tagil, 2023, pp. 38-45. (In Russ.)
Muzyka, I. E. Iskusstvo Nizhnego Tagila vtoroj poloviny XX veka. Ekspozitsiya v Muzejno-vystavochnom komplekse Rossijskoj akademii khudozhestv (21 sentyabrya -16 oktyabrya 2022) [Art of Nizhny Tagil of the second half of the 20th century. Exhibition at the Museum and Exhibition Complex of the Russian Academy of Arts (September 21 - October 16, 2022)]. IN: Academia, 2023, no. 1, pp. 96-106. (In Russ.)
Nizhnij Tagil v XX veke: gorod, sotsium, sreda : kollektivnaya monografiya [Niznhy Tagil of 20th century: city, society and environment : a collective monograph. In Russ.]. Nizhnij Tagil, UrGPU, 2023, 302 p.
Pavlovskij, B. V. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo promyshlennogo Urala [Decorative and applied art of the industrial Urals. In Russ.]. Moscow, Iskusstvo, 1975, 131 p.
Pislegina, A. V., Ust'yantsev, S. V., Gurskaya, 0. P. UVZ Zavod i muzej [UVZ Factory and Museum]. Ekaterinburg, Bank kul'turnoj informatsii, 2016, 126 p. (In Russ.)
Rozhdestvenskaya, S. B. K voprosu o sud'bakh khudozhestvennykh promyslov RSFSR (Podnosnyj promysel Nizhnego Tagila) [On the question of the fate of the artistic crafts of the RSFSR (Tray craft of Nizhny Tagil)]. IN: Sovetskaya ehtnografiya, 1960, no. 2, pp. 136-143. (In Russ.)
Semenov, I. G. Nizhnetagil'skij metallurgicheskij zavod - pamyatnik indus-trial'nogo naslediya [Nizhny Tagil Metallurgical Plant - a monument of industrial heritage] IN: Ural industrial'nyj. Bakuninskie chteniya: materialy VI Vserossijskoj nauchnoj konferentsii, 7 aprelya 2004 g. [Industrial Urals. Bakunin Readings: Proceedings of the All-Russian Scientific Conference, April 7, 2004.]. Ekaterinburg, AMB, 2004, vol. 2, pp. 158-164. (In Russ.)
Semenov, I. G., Maleeva L. P. Muzej gornozavodskogo dela. Nizhnij Tagil [Museum of Mining and Metallurgy. Nizhny Tagil. In Russ.]. Ekaterinburg, Basko, 1995, 175 p.
Serebrennikov, N. N. Ural v izobrazitel'nom iskusstve [Urals in visual arts. In Russ.]. Perm', Permskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1959, 255 p.
Shemyakina, A. L. Ural'skaya istoriya v monumental'noj skul'pture Nizhnego Tagila: universal'noe i individual'noe v iskusstve tagil'skikh masterov [Ural history in the monumental sculpture of Nizhny Tagil: the universal and the individual in the art of Tagil masters]. IN: Iskusstvo Evrazii, 2022, no. 1, pp. 142-155. (In Russ.)
Shtin, 0. V., Dekterev, S. A. Konstruktivizm v arkhitekture zhilishha Nizhnego Tagila [Constructivism in the architecture of habitat of Nizhny Tagil]. IN: Akad-emicheskij vestnik UralNIIproekt RAASN, 2013, no. 1, pp. 59-65. (In Russ.)
Silonova, 0. N. Gospodskaya lakiroval'naya fabrika Demidovykh. Pervyj opyt rekonstruktsii istorii XVIII - nachala XIXveka [The Demidovs' Manorial Varnish Factory. The First Attempt at Reconstructing the History of the 17th - Early 20th Century] IN: Vestnik Chelyabinskoj gosudarstvennoj akademii kul'tury i iskusstv, 2012, no. 2, pp. 186-189. (In Russ.)
Sokhareva, T. Tagil'skaya shkola: opyt osmysleniya [Tagil school: an experience of understanding]. IN: Artgid. 29.11.2021. Available at : https://artguide.com/ posts/2345 (accessed: 01.10.2024)
Stakhova, L. V., Nikol'skaya, E. Yu., Khristov, T. T., Goncharova, 0. V. Kreativnost kak novyj faktor rosta turistskoj privlekatel'nosti gorodov [Creativity as a new factor in the growth of tourist attractiveness of cities] IN: Sovremennye problemy servisa i turizma, 2023, № 2, pp. 67-81. (In Russ.)
Strigalev, A. A., Tselikov, A. I. Nizhnij Tagil: zhilishhno-grazhdanskoe stroitel'stvo [Nizhny Tagil : housing and civil engineering. In Russ.]. Moscow, Gos-strojizdat, 1959, 109 p.
Turgel', I. D., Antonova, I. S. Kreativnaya reindustrializatsiya gorodov «vtorogo ehshelona» v usloviyakh tsifrovoj transformatsii: issledovanie instrumentami SciVal [Creative Reindustrialization of Second-Tier Cities in the Context of Digital Transformation: A Study Using SkiVal Tools]. IN: Ekonomika regiona, 2023, no. 19(3), pp. 629-650. (In Russ.)
Turgel', I. D., Ushakov, V. A. Krupnye promyshlennye goroda Rossii: v poiskakh novoj paradigmy razvitiya [Large industrial cities of Russia: in search of a new development paradigm]. IN: Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost', 2008, no. 12, pp. 31-42. (In Russ.)
Ustinova, E. A. Pejzazh v tvorchestve tagil'skikh khudozhnikov 1960-1970-kh godov iz kollektsii Nizhnetagil'skogo muzeya izobrazitelnykh iskusstv [Landscape in the works of Tagil artists of the 1960s-1970s from the collection of the Nizhny Tagil Museum of Fine Arts]. IN: Iskusstvo Sovetskogo Urala: khudozhestvennoe voplosh-henie i razvenchanie sotsial'nykh mifov. Sbornik statej vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii (14-15 oktyabrya 2021 goda, g. Ekaterinburg). Ekaterinburg, Krasnoyarsk, RO USDV RAKH v Krasnoyarske, 2022, pp. 124-132. (In Russ.)
About the author
Bugrov Konstantin Dmitrievich, Associate Professor, Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of History of Russia of Ural Federal University (Ekaterinburg).
E-mail: [email protected]