Научная статья на тему 'ГОРИЗОНТ РАЗВИТИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ В XXI ВЕКЕ'

ГОРИЗОНТ РАЗВИТИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ В XXI ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
348
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COVID-19 / музей / виртуальная реальность / виртуальное пространство / виртуальный музей / информационные технологии / COVID-19 / museum / virtual reality / virtual space / virtual museum / information technology.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Полякова О. Р.

Нынешняя пандемия COVID-19 заставила мир по-другому взглянуть на многие социально-экономические процессы. Со своими трудностями столкнулись и музеи по всему миру, специфика функционирования которых обусловила их вынужденный переход в виртуальное пространство под влиянием сложившихся обстоятельств. Для части музеев переход в виртуальную среду не был чем-то необычным. Более того, технологии не стоят на месте, и актуальность задачи привлечения музеями виртуальной аудитории выходит на новый уровень. Данная статья посвящена изучению перспектив перехода музеев в виртуальную среду в контексте новых технологических достижений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HORIZON OF DEVELOPMENT OF VIRTUAL MUSEUMS IN THE XXI CENTURY

The current COVID-19 pandemic has made the world look differently at many socio-economic processes. Museums all over the world have faced their own difficulties, the specifics of the functioning of which led to their forced transition to the virtual space under the influence of the prevailing circumstances. For some museums, the transition to a virtual environment was not unusual. Moreover, technologies do not stand still, and the urgency of the task of attracting virtual audiences by museums is reaching a new level. This article is devoted to the study of the prospects for the transition of museums to a virtual environment in the context of new technological advances.

Текст научной работы на тему «ГОРИЗОНТ РАЗВИТИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ В XXI ВЕКЕ»

ГОРИЗОНТ РАЗВИТИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ В XXI ВЕКЕ

Полякова О.Р.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры Общественных связей, туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», Россия, г. Москва

THE HORIZON OF DEVELOPMENT OF VIRTUAL MUSEUMS IN THE XXI CENTURY

Polyakova O.

Candidate of Pedagogic Science, Associate Professor at the Department of Public relations, tourism and hospitality Russian State University for the Humanities, Russia, Moscow

Аннотация

Нынешняя пандемия COVID-19 заставила мир по-другому взглянуть на многие социально-экономические процессы. Со своими трудностями столкнулись и музеи по всему миру, специфика функционирования которых обусловила их вынужденный переход в виртуальное пространство под влиянием сложившихся обстоятельств. Для части музеев переход в виртуальную среду не был чем-то необычным. Более того, технологии не стоят на месте, и актуальность задачи привлечения музеями виртуальной аудитории выходит на новый уровень. Данная статья посвящена изучению перспектив перехода музеев в виртуальную среду в контексте новых технологических достижений.

Abstract

The current COVID-19 pandemic has made the world look differently at many socio-economic processes. Museums all over the world have faced their own difficulties, the specifics of the functioning of which led to their forced transition to the virtual space under the influence of the prevailing circumstances. For some museums, the transition to a virtual environment was not unusual. Moreover, technologies do not stand still, and the urgency of the task of attracting virtual audiences by museums is reaching a new level. This article is devoted to the study of the prospects for the transition of museums to a virtual environment in the context of new technological advances.

Ключевые слова: COVID-19, музей, виртуальная реальность, виртуальное пространство, виртуальный музей, информационные технологии.

Keywords: COVID-19, museum, virtual reality, virtual space, virtual museum, information technology.

Сегодня музей находится в условиях рыночной конкуренции, что обуславливает возрастающую актуальность вопроса формирования новых подходов к раскрытию сущности музея во всем многообразии общественной роли данного понятия. То огромное негативное влияние, которое на глобальную экономику оказала и продолжает оказывать в последние годы пандемия COVID-19, нанесла закономерный, крайне тяжелый удар и по сфере музейного туризма, представляющего собой специфическую деятельность музеев, включающую в себя производство и реализацию различных музейных продуктов тематики, в том числе создания экспозиций, организации экскурсий и пр.

Актуальность возрождения интереса у посетителей к музеям находится в зависимости от способности динамичного и эффективного приспособления к меняющимся социально-экономическим условиям локального и глобального характера, которое заключается не только в нахождении путей изменения внешнего облика музеев, их внутреннего пространства, но способности расширять аудиторию, быть доступным в непростых условиях. Для решения ряда связанных с данным вопросом задач важно иметь возможность поиска решений в тесной кооперации музейного учреждения со сторонними организациями, при наличии, в случае необходимости, государственной поддержки.

Именно государственная поддержка в том или ином виде играет существенную роль, не только в случае с малыми и региональными музеями, но и когда дело касается крупнейших мировых музеев.

Однако для многих музеев своего рода «спасательным кругом» в той или иной степени стала возможность для посетителей ознакомиться с экспозициями в режиме онлайн. Согласно статистическим данным агентства Statista, доля музеев, которые начали или расширяли цифровую деятельность с момента введения локдауна с 15 апреля и до 21 мая 2021 года возросло. [4] Организация ICOM (International Council of Museums) в своем отчете также указала на всплеск онлайн активности музеев в виде виртуальных туров, социальных, публикации в СМИ, удаленного общения с общественностью и пр. [3] Фактически виртуальные музеи берут свое начало с 90-х годов прошлого века, а в числе видных первопроходцев можно назвать один из крупнейших и самых популярных художественных музеев мира Лувр, который выкладывал информацию по экспонатам на своем сайте с июня 1995 года. И вот, спустя 25 лет, в марте 2021 года Лувр анонсировал перенос в виртуальное пространство своей коллекции из более чем 480000 экспонатов, с целью предоставления возможности ознакомления с ними для самой широкой аудитории. [5] Тем не менее, за это время концепция виртуальных музеев

сильно изменилась. Развитие информационных технологии существенно расширило возможности разработчиков, в результате чего теперь посетители виртуальных музеев могут просматривать видеоэкскурсии, а также знакомиться с экспозицией посредством использования аппаратно-программных решений в области виртуальной и дополненной реальности. Да, посетители все еще ограничены в свободе действий при нахождении в пространстве виртуального музея, не так как раньше, но тем не менее. Однако наука не стоит на месте, а технологии постоянно развиваются.

С целью рассмотрения перспектив развития виртуальных музеев, следует упомянуть, что не так давно, а именно 28 октября 2021 года основатель и владелец всемирно известной социальной сети Facebook сообщил о ребрендинге компании Facebook Inc. Однако смена названия на Meta подразумевала под собой не только маркетинговый характер объединения подразделений WhatsApp, Instagram, Oculus. Речь идет о формировании принципиально новой метавселенной, подразумевающей наличие возможности со стороны пользователей подключаться к цифровому пространству в режимах. На решении задач в данной области компания планирует направить немалую часть ресурсов.

Разумеется, разработки в области виртуальной и дополненной реальности ведутся по всему миру. Однако совокупность вышеобозначенных событий в рамках одной конкретной компании дает все основания полагать, что путь к созданию все новых виртуальных пространств не просто дань художественным произведениям прошлого. Заявленное глобальное пространство многовекторного взаимодействия на наших глазах перестает быть просто абстрактным концептом, а приобретает вполне конкретные очертания. Но даже при всех амбициях авторов, следует отметить, что данный проект, даже с учетом существенных финансовых вливаний, запланированных уже на раннем этапе разработок, находится на самом старте. И доступ к расширенным возможностям, способным раскрыть весь потенциал задумки, все же неизбежно столкнется с факторами, тормозящими ее на разных этапах внедрения, от вопроса финансовой доступности полного спектра аппаратного комплекса решений для наиболее полного погружения, до должного уровня проработки программной части отображения пространства.

Возвращаясь к теме музеев, можно с уверенностью заявить, что вероятность вхождения музеев в одно из подобных виртуальных пространств в будущем достаточно высока. И в данном контексте имеет смысл рассматривать переход виртуального музея на следующую ступень своего развития. Ступень, которая не просто кажется очевидной, но уже существует в виде проекта, перспектива технологического расширения которого крайне велика. Речь идет о виртуальном онлайн-музее искусств VOMA (Virtual Online Museum of Art), который был создан художником Стюартом Сэмплом. Это именно тот самый случай, когда проект раскрывает в себе всю

полноту понятия виртуальности, являясь первым музеем, существующим исключительно в виртуальном пространстве. [2]

Явление данного музея выглядит вполне логичным и естественным продолжением тех процессов и тех успехов, которые долгие годы демонстрирует индустрия компьютерных игр, которая с каждым годом движется все дальше на пути достижения большей реалистичности. Подобная концепция снимает привычные ограничения, с которыми сталкиваются архитекторы и деятели искусства. Прежде всего, это практически бесконечное поле для творчества. Пространство, ограниченное лишь пространством серверным, где появляется возможность размещения огромного количества произведений искусства на бескрайних площадях, с учетом того, что архитектурное и стилистическое оформление зданий, помещений и декораций могут быть самыми разнообразными. Экспонатам можно придать вид любых причудливых форм с имитацией поверхностей их любых материалов.

Но все это лишь этап на пути развития технологий. За возможностью просмотра сотен тысяч экспонатов Лувра при помощи очков виртуальной реальности закономерно приходит возможность посещения виртуальных музеев, наполненных исключительно виртуальными экспонатами. Данное явление одновременно сочетает в себе возможность детального изучения виртуальных копий реальных исторических экспонатов пускай и с важным уточнением, что это лишь цифровая копия, с возможностью посетить выставку тех художников и тех экспонатов, которым не нашлось места в помещениях реальных музеев.

Дальнейшим же пунктом на пути развития виртуальных музеев видится перенос в виртуальное пространство утраченного наследия, что кажется очевидной концептуальной ступенью, где посредством совмещения на базе технологий виртуальной реальности архитектурных, историографических и культурных знаний возможно формирование уникального пространства, в котором у посетителя появится возможность. Уникальная возможность увидеть те предметы, те памятники, которые не сохранились до наших дней, либо дошли до нас в виде руин и обломков, аккуратно сложенных под стеклом музейной витрины.

Разумеется, создание виртуального музея подобного онлайн-музею искусств VOMA процесс достаточно ресурсозатратный. Кроме того, важно опираться на статистику. Так, согласно опросу ВЦИОМ наибольшей популярностью в период пандемии пользовались исторические и художественные музеи. [1] Тем не менее, задача формирования привлекательного образа виртуальных музеев, с целью их популяризации среди различных возрастных групп, включая посетителей с достаточно консервативными взглядами на данную область, не теряет своей актуальности.

Сегментация пространства, распределение серверной нагрузки, использования программного ядра для решения конкретной прикладной задачи в

рамках расширения понятия виртуального музея, включая отход от перемещения между жестко заданными дискретными точками в пользу плавного перемещения в пространстве, а также повышения качества графического оформления. Многие из этих задач уже имеют свои готовые решения, ожидая своего применения, когда как остальные находятся в тесной взаимосвязи с наступлением тех дней, когда индустрия увидит не только культурный, но и финансовый потенциал в виртуальных музеях, достаточный для активизации ресурсов по реализации смелых проектов в данной сфере.

Список литературы

1. День музеев онлайн. Аналитический обзор [Электронный ресурс]. - URL:

https://wtiom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/den-muzeev-onlajn (дата обращения: 12.12.2021)

2. A Virtual Online Museum of Art: VOMA [Электронный ресурс]. - URL: https://voma.space (дата обращения: 12.12.2021)

3. Museums, museum professionals and COVID-19, REPORT, 2020 [Электронный ресурс]. -URL: https://icom.museum/wp-content/up-loads/2020/05/Report-Museums-and-œVID-19.pdf (дата обращения: 12.12.2021)

4. Share of museums starting or increasing digital activities after the lockdown worldwide as of May 2021 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.sta-tista.com/statistics/1203110/digital-museum-activi-ties-during-coronavirus-worldwide/ (дата обращения: 12.12.2021)

5. The Musée du Louvre launches online collection database and new website [Электронный ресурс]. - URL: https://presse.louvre.fr/le-musee-du-louvre-met-en-ligne-ses-collections-et-devoile-son-nouveau-site-internet-3/ (дата обращения: 12.12.2021)

ОБЛ1КОВО-ЕКОНОМ1ЧН1 МЕТОДИ УПРАВЛ1ННЯ ЗЕМЛЕКОРИСТУВАННЯМ ФЕРМЕРСЬКИХ ГОСПОДАРСТВ

Полятикта Л.1.

кандидат економ1чних наук, доцент, доцент кафедри обл1ку i оподаткування Сумський нацюнальний аграрний ymiверситет

ACCOUNTING AND ECONOMIC METHODS OF LAND USE MANAGEMENT OF FARMS

Poliatykina L.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor, Department of Accounting and Taxing Sumy National Agrarian University

Анотащя

Процес виробництва в альському господарста являе собою складну соцiально-економiчну i приро-дно-бюлопчну систему. Вона передбачае едшсть техшки i бюлогп, eraTOMira i екологп, а також створення господарського мехашзму, який забезпечуе Гх збалансований розвиток. В робот розглянуто облжово-еко-TOMi4rn методи управлшня землекористуванням фермерських господарств. Придшено увагу видам родю-чосп грунпв, що поеднують природну i eкономiчну родючють. Вони вимагають детального аналiзу i по-дальшого вдосконалення Гх впливу на результата господарськоГ дiяльностi в альському господарста. Доведена нeобхiднiсть сприяння розвитку фермерських господарств, впровадження нових, альтернативних мeтодiв пiдвищeння родючосп грунту, пошук дешевих засобiв здатних ефективно дгяти на процеси утво-рення гумусу, покращення фiзико-хiмiчних властивостей грунту. Розглянуто вплив яшсного i еколопчного стану сiльськогосподарських угiдь на конкурентоспроможнють фермерських господарств та рiвeнь Гх еко-номiчного зростання.

Abstract

The production process in agriculture is a complex socio-economic and natural-biological system. It provides for the unity of technology and biology, economics and ecology, as well as the creation of an economic mechanism that ensures their balanced development The paper considers accounting and economic methods of land use management of farms. Attention is paid to the types of soil fertility that combine natural and economic fertility. They require detailed analysis and further improvement of their impact on economic performance in agriculture. The necessity of promoting the development of farms, introduction of new, alternative methods of increasing soil fertility, search for cheap means capable of effectively acting on the processes of humus formation, improvement of physical and chemical properties of soil has been proved.. The influence of quality and ecological condition of agricultural lands on the competitiveness of farms and the level of their economic growth is considered.

Ключов1 слова: фермерство, активiзацiя, управлшня, родючють, мехашзм, шфраструктура.

Keywords: farming, activation, management, fertility, mechanism, infrastructure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.