Научная статья на тему 'ГОРАЦИЙ УОЛПОЛ - ОСНОВОПОЛОЖНИК АНГЛИЙСКОГО ГОТИЧЕСКОГО РОМАНА'

ГОРАЦИЙ УОЛПОЛ - ОСНОВОПОЛОЖНИК АНГЛИЙСКОГО ГОТИЧЕСКОГО РОМАНА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
555
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / АНГЛИЙСКИЕ ПИСАТЕЛИ / ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ / ГОТИЧЕСКИЕ РОМАНЫ / ЛИТЕРАТУРНЫЕ СЮЖЕТЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Растрепенин Алексей Вячеславович

В статье на материале личной переписки Горация Уолпола и работ зарубежных исследователей А. Добсона и Г. А. Бирса рассматриваются основные этапы жизни английского писателя. Показаны его заслуги в таких областях как архитектура, история и литература. Также отмечается его интерес к эпохе Средневековья и увлечение готическим искусством, что повлияло на его творчество. Приводится краткий обзор его произведений, в число которых входят трактат о развитии садового стиля, путеводитель по его собственному поместью и дому отца, анекдоты о живописи Англии, исторические сочинения, политические памфлеты, первая оригинальная готическая драма XVIII века «Таинственная мать». Анализируются особенности его главного произведения - первого готического романа «Замок Отранто», ставшего отправной точкой в развитии готической литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HORACE WALPOLE - FOUNDER OF THE ENGLISH GOTHIC NOVEL

The article, based on the material of personal correspondence and the works of foreign researchers A. Dobson and G. A. Beers, examines the main stages of the life of the English writer G. Walpole. His achievements in such fields as architecture, history and literature are shown. Also noted is his interest in the Middle Ages and passion for Gothic art, which influenced his work. A brief overview of his works is given, including a treatise on the development of the garden style, a guide to his own estate and his father's house, anecdotes about painting in England, historical writings, political pamphlets, the first original Gothic drama of the XVIII century “The Mysterious Mother”. The features of his main work - the first Gothic novel “The Castle of Otranto”, which became the starting point in the development of Gothic literature, are analyzed.

Текст научной работы на тему «ГОРАЦИЙ УОЛПОЛ - ОСНОВОПОЛОЖНИК АНГЛИЙСКОГО ГОТИЧЕСКОГО РОМАНА»

Растрепенин А. В.

ORCID ID: 0000-0003-1460-5185 Екатеринбург, Россия E-mail: [email protected]

УДК 821.111-31 (Уолпол Г.) DOI: 10.26170 / 2306-7462_2022_01_02

ГОРАЦИЙ УОЛПОЛ - ОСНОВОПОЛОЖНИК АНГЛИЙСКОГО ГОТИЧЕСКОГО РОМАНА

Аннотация. В статье на материале личной переписки Горация Уолпола и работ зарубежных исследователей А. Добсона и Г. А. Бирса рассматриваются основные этапы жизни английского писателя. Показаны его заслуги в таких областях как архитектура, история и литература. Также отмечается его интерес к эпохе Средневековья и увлечение готическим искусством, что повлияло на его творчество. Приводится краткий обзор его произведений, в число которых входят трактат о развитии садового стиля, путеводитель по его собственному поместью и дому отца, анекдоты о живописи Англии, исторические сочинения, политические памфлеты, первая оригинальная готическая драма XVIII века «Таинственная мать». Анализируются особенности его главного произведения - первого готического романа «Замок Отранто», ставшего отправной точкой в развитии готической литературы.

Ключевые слова: английская литература; английские писатели; литературное творчество; литературные жанры; готические романы; литературные сюжеты.

Rastrepenin A. V.

Ekaterinburg, Russia

HORACE WALPOLE - FOUNDER OF THE ENGLISH GOTHIC NOVEL

Abstract. The article, based on the material of personal correspondence and the works of foreign researchers A. Dobson and G. A. Beers, examines the main stages of the life of the English writer G. Walpole. His achievements in such fields as architecture, history and literature are shown. Also noted is his interest in the Middle Ages and passion for Gothic art, which influenced his work. A brief overview of his works is given, including a treatise on the development of the garden style, a guide to his own estate and his father's house, anecdotes about painting in England, historical writings, political pamphlets, the first original Gothic drama of the XVIII century "The Mysterious Mother". The features of his main work - the first Gothic novel "The Castle of Otranto", which became the starting point in the development of Gothic literature, are analyzed.

Keywords: English literature; English writers; literary creativity; literary genres; gothic novels; literary plots.

Гораций Уолпол не снискал большой популярности среди современников и не был причислен к числу «прославленных и признанных теоретиков эпохи» [Короленок 2019: 183]. Однако несмотря на это, он является одним из выдающихся деятелей своего времени, внёсшим значительный вклад в таких областях как история, архитектура и литература.

Описание жизни писателя в основном запечатлено в биографиях зарубежных исследователей, таких как Л. Мельвиль, А. Добсон и Д. М. Стюарт. Основным источником для учёных являлись его же письма. В них Г. Уолпол часто описывал события, происходящие в его жизни, и давал оценку тем или иным явлениям, окружающим его.

Гораций Уолпол родился в 1717 году, в семье английского премьер-министра, Роберта Уолпола. Его отец был одной из самых известных личностей в политической жизни Британии примерно с 1720 по 1730 г.

Сначала он окончил колледж, расположенный в небольшом городке Итон. Далее получил образование в Кембридже и по предложению отца отправился в большое путешествие по Европе, с целью познакомиться с разными странами и изучить культурное наследие Италии, которая являлась «стандартом достижений, образцов и предостережений» [Короленко 2019: 183].

Компанию Г. Уолполу составил будущий великий поэт Т. Грей, с которым они познакомились ещё в школьные годы во время обучения в колледже. В течение двух лет они успели побывать в Швейцарии, Франции и, наконец, посетили Италию. На протяжении всего путешествия настроение у друзей было приподнятое. Оба восхищались пейзажами и архитектурными изысками стран. «Уолпол <...> в своих письмах из Швейцарии с восторгом говорит о "живописных", "романтических" красотах альпийского пейзажа, а позднее увлекается "готикой" и памятниками английской средневековой старины» [Жирмунский, Сигал 1967: URL]. Однако к концу путешествия друзья рассорились, и каждый вернулся в Англию в одиночестве.

Вернувшись на родину в 1741 году, Г. Уолпол посвящает себя политической жизни, благодаря обеспеченному отцом месту члена парламента от партии вигов.

В 1747 году он сперва арендует, а спустя два года покупает полностью небольшой дом с видом на Темзу, расположенный «на покрытых эмалью лугах, окруженных живой изгородью из фиалковых деревьев» [Dobson 1893: 112]. Г. Уолпол начинает расширять свои владения и задумывается о перестройке дома, движимый своим увлечением стариной. В письме своему другу Г. Манну он пишет: «Я собираюсь построить маленький готический замок на Строуберри-Хилл. Если вы сможете подобрать для меня какие-нибудь осколки старого раскрашенного стекла, оружие или что-нибудь еще, я буду вам чрезвычайно признателен». С этого момента его дом украшается зубчатыми стенами, готическими шпилями, старинными витражами. В доме появляется круглая башня, винтовая лестница, резные потолки, старинная мебель, коллекция рыцарских доспехов, старинного оружия, книг, картин и множество других вещей, так или иначе связанных со средневековьем и готическим искусством.

В 1749 году происходит одно из самых острых событий в его жизни. Его ограбили и пытались застрелить, однако, к счастью, преступник промахнулся и всё обошлось [Dobson 1893: 127-128].

В 1751 году, уже помирившись с Т. Греем, благодаря собственной типографии, находящейся в его доме, он помогает издать ему «Элегию на сельском кладбище» и ряд других работ. В период с 1750 по 1769 гг., из-под пера самого Г. Уолпола выходят основные в его творчестве художественные произведения и исторические мемуары [Dobson 1893: 192]. К 1770 году с небольшими перерывами заканчивается перестройка его дома, который впоследствии, по его же признаниям, он будет считать одним из главных достижений в жизни. В 1780-90 годы продолжаются его личная переписка с рядом друзей. В письмах

он комментирует происходящие в Англии и мире события. К этому же времени он полностью прекращает участвовать в политической жизни парламента и, уйдя на пенсию, пишет ряд нехудожественных произведений. В 1797 году Г. Уолпол в возрасте 79 лет, не женившись и не оставив наследников, умирает в собственном доме.

Его жизнь была долгой, насыщенной яркими событиями. Он успел внести свой вклад в самые разные области культуры. Об этом, например, свидетельствует его увлечение готикой и архитектурой, которое реализовалось в постройке собственного «готического замка», что стало толчком к возрождению готики в архитектуре XVIII века, как в Англии так и в Европе: «Г. Уолпол привлек общественный интерес к готике и не только ввел новую моду в Англии на готическую архитектуру и интерьер, но и напомнил о том, что нужно остановить процесс разрушения старинных архитектурных памятников и сохранить остатки многих полуразрушенных аббатств и замков» [Напцок 2009: 4].

Также Г. Уолпол проявлял интерес к словесному искусству, и в этом плане его работы очень неоднородны. Им были написаны первый английский и европейский трактат, посвящённый истории развития и особенностям пейзажного садового стиля «История современного вкуса в садоводстве» (1770), путеводители, описывающие его собственный дом и поместье отца, собраны анекдоты о живописи Англии (1762-1771). После смерти автора были изданы исторические сочинения: «Последние десять лет правления Георга II», «История правления Георга III», «Исторические сомнения относительно жизни и правления Ричарда III» и политические памфлеты, в которых отразилась его любовь к истории и политике: «Письма из Ксо Хото» (1757), «Отчет об обнаруженных недавно великанах» (1766).

Отдельно стоит сказать о частной переписке Г. Уолпола, насчитывающей около 4000 писем, изданных в 48 томах под редакцией У. С. Льюиса. Они представляют большую ценность для историков, так как в них Г. Уолпол в подробностях воссоздал собственную эпоху, вкусы современников и нравы общества, дополняя и уточняя картину на протяжении всей своей жизни. По словам исследователя, «...эта переписка представляет собой шестидесятилетнюю светскую хронику особенно живописной эпохи, написанную одним из самых живописных из живописных хроникеров...» [Dobson 1893: 294]. Он очень дорожил этими письмами, боялся, что они пропадут после его смерти, и несколько раз просил его знакомых перепечатывать их.

Наиболее ярко Гораций Уолпол проявил себя как писатель и основоположник жанра готического романа. Его творчество на данный момент изучено неравномерно, из-за того, что многие произведения не

встретили должного внимания среди современников и так и не стали популярны в последующие годы. Тем не менее, следует отметить работы Г. Мёбиуса, Д. Вармы, Г. А. Бирса. В отечественном литературоведении произведения писателя исследуются в трудах Н. А. Соловьевой, В. М. Жирмунского, В. Э. Вацуро, А. А. Елистратовой. и Т. В. Зе-ленко, посвятившей свою диссертацию творчеству Г. Уолпола.

Одним из критично встреченных произведений Г. Уолпола является первая готическая драма «Таинственная мать» (1768), пьеса, которую писатель долго держал в тайне. Причиной этому был провокационный сюжет, в котором присутствует тема инцеста: «...состояние же ужаса («horror») в [пьесе] достигается именно благодаря внедрению психологизма, в центре которого находится мотив тайных инцестуаль-ных отношений» [Будехин 2018: 26]. Пьеса так и не была поставлена на сцене, и первое время о ней знал лишь узкий круг лиц, самых близких друзей Горация Уолпола. Мнения об этом произведении были неоднозначны. С. Т. Колридж считал драму «самым отвратительным, предосудительным и отталкивающим творением из всего, что когда-либо выходило из-под пера», по его мнению, «ни один человек, кто обладает хоть каплей мужественности (а у Хораса Уолпола ее нет ни капли), не написал бы такое.». [Sabor 1987: 147-148]. Одновременно с этим, например, Д. Г. Байрон, наоборот, считал её «трагедией высшего порядка» [Baines, Burns 2000: 11]. Также Г. Уолполом были написаны «Иероглифические сказки» (1785), представляющие собой авторское переосмысление фольклорных сюжетов, наполненные сатирой, абсурдом и гротескным юмором.

Однако настоящим достоинством этой сферы увлечения Горация Уолпола стал «Замок Отранто» (1758), признанный первым произведением в жанре готического романа. В «Замке Отранто» наиболее полно нашли отражение интересы писателя к готике и средневековью. Произведение, по словам самого автора, появилось после сна: «...я думал, что нахожусь в древнем замке (очень естественный сон для головы, наполненной, как у меня, готической историей), и что на верхних перилах большой лестницы я увидел гигантскую руку в доспехах. Вечером я сел и начал писать, совершенно не зная, что собираюсь сказать или рассказать. Работа росла у меня на руках...». [Dobson 1893: 164]. Таким образом, построенный дом в виде «готического замка», увлечение коллекционированием различных старинных вещей и средневековым искусством «подсказали Уолполу <...> содержание его "готической повести"» [Жирмунский, Сигал 1967: URL].

Мнения друзей писателя по поводу этого произведения были весьма не однозначны. Так, например, Дж. Уильямс - английский чи-

новник и писатель, в письме Г. Селвину - одному из членов палаты парламента Великобритании, пишет о том, что Г. Уолпол попусту тратит своё время вне политики: «...В написании романа... и такого романа, который ни одна тринадцатилетняя школьница не смогла бы прочесть без зевоты. Он состоит из призраков и чар; картины выходят из своих рамок и становятся хорошей компанией на полчаса вместе; шлемы падают с Луны и покрывают половину семьи. Он говорит, что это был сон, и мне кажется, что это был сон, когда у него было какое-то лихорадочное настроение». Опасаясь насмешек, Г. Уолпол, использует приём мистификации и сначала публикует роман как перевод произведения 1528 года, написанного итальянцем Онуфрио Муральто, каноником церкви Святого Николая в Отранто. Однако, как только произведение становится сенсацией, он раскрывает себя и во втором издании признаётся в авторстве.

Главной заслугой Г. Уолпола как автора «Замка Отранто» является то, что этим романом он заложил традицию готической прозы, повлиял на писателей не только в Англии, но и во всей Европе. Эстетические и жанровые особенности романа, а также его новизна были замечены и приняты его современниками сразу. Писатель и литературный критик У. Уорбертон назвал это произведение шедевром и новым видом в литературе, в котором реализуется цель древней трагедии. А. Т. Грей в письме Горацию Уолполу, подтверждая получение его копии, пишет: «Это заставляет некоторых из нас немного плакать, и заставляет каждого бояться ложиться спать по ночам». [Beers 1899: 237-238]. Позже В. Скотт, впервые использовав термин «готический роман» в своей критической статье о «Замке Отранто», указал, что произведение Г. Уолпола - хорошая попытка в создании нового литературного жанра. Он также пишет о том, что произведение следует рассматривать как «оригинал и образец особого вида композиции, предпринятой и успешно выполненной человеком великого гения» и как «одно из стандартных произведений» английской литературы. [Скотт 1967: URL].

Успех романа во многом был обусловлен его художественными особенностями, отличающими его от «ведущего прозаического жанра эпохи» - просветительского романа. В своей работе «У истоков готической прозы» С. А. Антонов пишет об этих элементах поэтики «Замка Отранто». Первым он выделяет «напряженный драматизм событий» [Антонов 2012: 26]. Он обусловливает ужас, который, по словам самого Г. Уолпола, «ни на мгновение не дает рассказу стать вялым; притом ужасу так часто противопоставляется сострадание, что душу читателя попеременно захватывает то одно, то другое из этих могучих чувств» [Уолпол 2011: 31]. С категорией ужасного связана и идея рока, которая

воплощается с помощью вторжения в жизнь героев сверхъестественных сил. Повествование при этом полностью направлено на раскрытие пророчества и главной тайны. С. А. Антонов также отметил «выдвижение в центр [романа] героя-злодея, несущего тяжкое бремя трагической вины», «экзотические место и время действия», «хронотоп замка как пространственную и идеологическую доминанту». Особенно исследователь подчёркивает открытую манифестацию сверхъестественных сил как утверждение их существования [Антонов 2012: 27]. Тем самым Гораций Уолпол сделал потусторонние силы сюжетообразую-щим элементом произведения, пренебрегая сложившимися традициям прозы и мнениями критиков своего времени, выступавших против изображения чудесного в литературе.

Таким образом, «Замок Отранто» Горация Уолпола, отразив в себе элементы увлечения писателя готикой и в целом эпохой средневековья, стал отправной точкой в формировании и развитии канонов готического романа. Благодаря этому произведению, преимущественно, читатели XXI века знакомы и с его автором.

ЛИТЕРАТУРА

Антонов С. А. У истоков готической прозы // Старый английский барон / К.Рив. М.: Ладомир, 2012. 358 с.

Будехин С. Ю. Оригинальная готическая драма Х. Уолпола «Таинственная мать» // Язык и репрезентация культурных кодов: VIII Всероссийская с международным участием научная конференция молодых ученых, Самара, 11 мая 2018 года / Под общ. ред. А. А. Безру-ковой. Самара: ИНСОМА-ПРЕСС, 2018. С. 25-30.

Жирмунский В. М., Сигал Н. А. У истоков европейского романтизма // Уолпол. Казот. Бекфорд. Фантастические повести. Л.: Наука, 1967. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/IN00LD/U0P0L/wallp0ll0_2.txt (дата обращения: 18.10.2021).

Креленко Н. С. Хорас Уолпол, об истории и историках // Изв. Сарат. унта. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2019. Т. 19 (вып. 2). С. 183-186. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.18500/1819-4907-2019-19-2-183-186 (дата обращения: 18.10.2021)

Напцок Б. Р. Роман Хораса Уолпола «Замок Отранто»: архитектурная и литературная репрезентация английской «готической» традиции XVIII в // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7-1(19). С. 43-47

Скотт В. Вальтер Скотт о «Замке Отранто» Уолпола // Фантастические повести / Г. Уолпол, Ж. Казот, У. Бекфорд. Л., 1967. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/PRIKL/SKOTT/wallpoll0_1.txt (accessed: 16.10.2021)

Уолпол Г. Замок Отранто. М.: Азбука-Аттикус, 2011. 184 с.

Banes P., Burns E. Five Romantic Plays, 1768-1821. New York, 2000. 367 p.

Beers H. A. A history of English romanticism in the eighteenth century // University of California. New York: H. Holt and Company, 1899. 455 p. [Элеткронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/ahistoryenglish08 beergoog/page/n8/mode/2up (дата обращения: 16.10.2021).

Dobson A. Horace Walpole: a memoir / A.Dobson // University of Illinois Urbana-Champaign. London: James R. Osgood, Mcllvaine & Co. 1893. 328 p. [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/horacewal polemem00dobs_0/page/n191/mode/2up (дата обращения: 16.10.2021)

Sabor Р. Horace Walpole: The Critical Heritage. L., 1987. 372 p.

REFERENCES

Antonov S. A. U istokov goticheskoy prozy // Staryy angliyskiy baron / K. Riv. M.: Ladomir, 2012. 358 s.

Budekhin S. Yu. Original'naya goticheskaya drama Kh. Uolpola «Ta-instvennaya mat'» // Yazyk i reprezentatsiya kul'turnykh kodov: VIII Vserossiyskaya s mezhdunarodnym uchastiem nauchnaya konferentsiya molodykh uchenykh, Samara, 11 maya 2018 goda / Pod obshch. red. A. A. Bezrukovoy. Samara: INSOMA-PRESS, 2018. S. 25-30.

Zhirmunskiy V. M., Sigal N. A. U istokov evropeyskogo romantizma // Uolpol. Kazot. Bekford. Fantasticheskie povesti. L.: Nauka, 1967. [Elektronnyy resurs] URL: http://lib.ru/IN00LD/U0P0L/wallpoll0_2.txt (data obrashcheniya: 18.10.2021).

Krelenko N. S. Khoras Uolpol, ob istorii i istorikakh // Izv. Sarat. unta. Nov. ser. Ser. Istoriya. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2019. T. 19 (vyp. 2). S. 183-186. [Elektronnyy resurs]. URL: https://doi.org/10.18500/1819-4907-2019-19-2-183-186 (data

obrashcheniya: 18.10.2021).

Naptsok B. R. Roman Khorasa Uolpola «Zamok Otranto»: arkhitek-turnaya i literaturnaya reprezentatsiya angliyskoy «goticheskoy» traditsii XVIII v // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2009. № 7-1(19). S. 43-47.

Skott V. Val'ter Skott o «Zamke Otranto» Uolpola // Fantasticheskie povesti / G. Uolpol, Zh. Kazot, U. Bekford. L., 1967. [Elektronnyy resurs]. URL: http://lib.ru/PRIKL/SK0TT/wallpoll0_1.txt (accessed: 16.10.2021).

Uolpol G. Zamok 0tranto. M.: Azbuka-Attikus, 2011. 184 s.

Banes P., Burns E. Five Romantic Plays, 1768-1821. New York, 2000. 367 p.

Beers H. A. A history of English romanticism in the eighteenth century // University of California. New York: H. Holt and Company, 1899. 455 p. [Eletkronnyy resurs]. URL: https://archive.org/details/ahistoryenglish08 beergoog/page/n8/mode/2up (data obrashcheniya: 16.10.2021).

Dobson A. Horace Walpole: a memoir / A.Dobson // University of Illinois Urbana-Champaign. London: James R. Osgood, McIlvaine & Co. 1893. 328 p. [Elektronnyy resurs] URL:

https://archive.org/details/horacewalpolemem00dobs_0/page/n191/mode/2u p (data obrashcheniya: 16.10.2021)

Sabor R. Horace Walpole: The Critical Heritage. L., 1987. 372 p.

Научный руководитель: Макарова Л. Ю., к.ф.н., доцент, доцент кафедры литературы и методики её преподавания УрГПУ.

Данные об авторе

Растрепенин Алексей Вячеславович - студент 2 курса Уральского государственного педагогического университета. E-mail: [email protected]

Author's information

Rastrepeinin Aleksey Vyacheslavovi

ch - student of the Ural State Pedagogical University.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.