ГОМИЛЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЕКЦИИ В ПЕДАГОГИКЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е. П. Дихтиевская,
Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка (Минск)
Аннотация. В статье рассматриваются общие для лекторского мастерства и гомилетики компоненты - высокое содержание предмета, красноречие. На этой основе выделяются гомилетические аспекты лекции по музыке: иерархичность, диалогичность, дидактичность, интонационная выразительность (слов и музыки), сопряжённость с практикой и жизнью.
Ключевые слова: гомилетика, лекторское мастерство, риторика, диалогизиру-ющее познание, иерархичность, интонационная выразительность, учительство, предмет высокого содержания.
Summary. The article examines the subject of the high contents and eloquence which are components of both the art of lecturing and homiletics. Based on this, the following homiletic aspects of music lectures are distinguished: hierarchy, dialogue, didacticism, intonational expression of words and music, the connection of the above-mentioned with practical life.
Keywords: homiletic, lecturing, eloquence, dialogue cognition, hierarchy, intonational expression, pedagogics, the subject of the high contents.
164
Лекция как одна из основных форм организации учебно-воспитательного процесса учреждения высшего образования, главнейшее звено дидактического цикла обучения имеет свои установившиеся каноны. Широко известен опыт М. В. Ломоносова, Н. И. Пирогова, О. В. Ключевского, Т. Н. Грановского, внёсших весомый вклад в становление и развитие лекционной формы обучения.
М. В. Ломоносов - основатель Московского университета - высоко ценил слово преподавателя, обращённое к студентам, и призывал непрестанно оттачивать мастерство «красно говорить».
Дар слова ценили лучшие лекторы - О. В. Ключевский, Т. Н. Гранов-
ский, Н. И. Пирогов. Совершенствование в лекционном мастерстве, безусловно, требует настойчивого обучения искусству красноречия.
Что необходимо для чтения лекций? Владение объективно новым или новым для слушателей научным материалом и особым даром слова.
Раскрытие нового знания безусловно нуждается в развитии умения «красно говорить». Опытное развитие дара красноречия требует:
• упражнения в сочинении слов;
• упражнения в произнесении слов;
• увлечённости лектора идеей;
• упражнения в интонационно-выразительном, получившем личност-
ную интерпретацию лектора преподнесении материала;
• диалогического взаимодействия с аудиторией (в частности, постановки вопросов для размышления);
• овладения приёмами развития активного внимания студентов;
• творческого общения лектора с аудиторией, сотворчества;
• развития умения склонять других на свою сторону, убеждать;
• развития умения стимулировать движение мысли слушателей вслед за мыслью лектора;
• развития умения методически обрабатывать материал (выявлять и формулировать главные идеи, разъяснять новые термины и понятия, подчёркивать выводы, доступно излагать материал, использовать наглядность в разных видах и формах).
Незаслуженно забытой в светском образовании оказалась гомилетика (др.-греч. 6дЛптгкП - искусство беседы; образовано от др.-греч. 6дШа - беседа, общение, собрание и лат. еШ1са - учение о нравственности; родственное слово 6дЛпт-П? - собеседник, слушатель, ученик) - церковно-богословская наука, излагающая правила красноречия, проповедничества. Гомилетика изначально изучает возможности построения, написания и публичного произнесения проповеди.
Гомилетика как наука за сотни лет своего существования накопила огромный опыт составления и произнесения проповеди по правилам красноречия. Основой и важнейшей специфической особенностью гомилетического жанра - проповеди - является тематика высокого духовно-нравственного содержания. Основные правила гомилетики направлены на решение задач учительства и просветительства
по отношению к человеку как существу духовному, призванному ориентироваться в своих мыслях, действиях и поступках на самые высокие жизненные образцы. Таким образом, красноречие, изучаемое и развиваемое гомилетикой, имеет в своей сердцевине предмет высокого содержания.
Нередко гомилетику отождествляют с риторикой, однако эти науки существенно различаются. Риторика (др.-греч. рптюргк^ - ораторское искусство; от р^тюр - оратор) - дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие. Тематика риторических опытов специально не оговаривается, и круг её содержания не ограничивается.
Теоретическое осмысление гомилетической практики позволило выделить главный принцип, на основе которого только и возможно проповедничество. Это принцип единства учения и жизни самого проповедника. «Научи меня своею жизнью» - так сформулировал его святитель Иоанн Златоуст [1, с. 138]. Если риторика всецело отдаётся красноречию внешнему, то гомилетика, в первую очередь, должна следовать названному принципу. Здесь мы также наблюдаем существенное различие направленности опытов красноречия в риторике и гомилетике.
Любомудрие (или, выражаясь современным языком, философия), несомненно, должно присутствовать в проповеди, однако при этом оно должно быть основано на жизни, её делах и поступках. «Для меня лучше красота видимая, нежели изображаемая словом, лучше богатство, которое уже в руках, нежели воображаемое во сне, лучше мудрость, не словом блистаю-
165
166
щая, но свидетельствуемая делами», -размышляет святитель Григорий Богослов [2, с. 281]. Гомилетика, в отличие от риторики, приобрела более специальное и в то же время весьма широкое значение - учителя и проповедника Правды. Четвёртый век ознаменовался богатыми гомилетическими трудами великих проповедников, таких как Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Нисский. Григорий Нисский пишет: «Давший заповедь испытывать Писания даст для этого и силу, по слову - Господь даст глагол благовествующим силою многою» [3, с. 208]. Опыт известных проповедников доказал на практике жизненность этого утверждения.
Таким образом, гомилетика в своём становлении и развитии сформировалась как наука, располагающая особыми правилами, важными для становления культуры проповедничества, всегда исполнявшего роль учительства в разных формах наставлений. Основным средством красноречия в гомилетике является слово - специально подобранное, однако необязательно зафиксированное столь подробно, чтобы от излишнего тщания при подготовке «не просыпать на голову слушателям пепел перегоревшего вдохновения», - отмечал известный проповедник священник Александр Ельчанинов [4, с. 86].
Гомилетика зиждется на диалоге. Диалог, построенный по правилам гомилетики, весьма интересен и поучителен для создания и прочтения лекции, так как и проповедь, и лекция являются по форме собственно монологом. Однако здесь идёт своего рода преодоление формы и внутри неё рождается истинный диалог, где наличествуют общность проблемы, темы,
точки зрения и, главное, устанавливается особый тип диалогических отношений, ведущих к пониманию. Наиболее важно это для совершенствования лекционной практики в такой гуманитарной области, как музыка. Задачи музыки как искусства и гомилетики как проповедничества и лекционного мастерства в области преподавания музыки во многом совпадают. Таковыми являются учительство и просветительство. Важно, что и в самом музыкальном искусстве эти задачи существенны для раскрытия диалогической сущности музыки.
Таким образом, можно выделить один из главных гомилетических аспектов лекции - диалогичность. Известно, что диалогичность связана с пониманием. Среди важнейших аспектов понимания - оценка как момент диалогического познания.
Специфика лекции по музыке более, чем любая другая содержательно-образовательная сфера, допускает интерпретацию смыслов, важную для диалога со слушателями, для достаточно глубокого понимания материала. Если точные науки - это монологическая форма знания, то гуманитарные - диалогическая. Как замечает М. M. Бахтин, при углублённом изучении материала вопрос задаётся познающим «не себе самому и не третьему в присутствии мёртвой вещи, а самому познаваемому» [5, с. 419]. Из этого положения следует, что специально организованный процесс познания должен быть построен таким образом, чтобы познавательная активность познающих и преподавателя, организующего процесс познания, были совокупно направлены в сторону познаваемого. Критерий здесь - заинтересованность и глубина проникновения. Возникаю-
щии при этом диалог характеризуется «активностью познающего и активностью открывающегося» (познаваемого). Так должно быть и в лекции.
Чуткий к движению мысли слушателей преподаватель стремится к тому, чтобы его слово вышло за пределы монолога и получило бы, по определению М. М. Бахтина, «обрамление диалоги-зирующим контекстом» [5, с. 319]. Гомилетические приёмы помогут здесь найти и установить равновесие между самообъективацией (как, например, в лирике, в художественной сфере) и пониманием, составляющими событийность диалогического познания.
Сравнение компонентов, характеризующих гомилетику (рис. 1) и лекторское мастерство (рис. 2), ориентирует нас на изучение опыта гомилетики в целях совершенствования построения и произнесения лекции, особенно в гуманитарной содержатель но-образовательной сфере.
Слово - главное орудие лекции. При умелом использовании оно становится «красным глаголом», обретая свой из-
начальный вид. Одно из важнейших свойств первого, несозданного Слова -диалогичность. По мысли П. А. Флоренского, слова способствуют лишь обострению уже происшедшего духовного обмена [6, с. 102]. Согласно данному высказыванию, говорящий лишь тогда сможет добиться понимания, когда между ним и слушателями устанавливается некая взаимная связь.
Черты диалогического общения описывает М. М. Бахтин: «Доверие к чужому слову, благоговейное приятие авторского слова, поиски глубинного смысла, дополняющее понимание, выход за пределы понимаемого» [5, с. 317]. Можно с уверенностью сказать, что такие отношения во многом составляют основу ученичества и свидетельствуют об иерархическом подходе к обучению. Видеть над собою Большего учил ещё Сократ. Позже этот принцип стал одним из важнейших в искусстве гомилетики. Интересно, что в богослужении обращение «Господу помолимся» и ответ «Господи, поми-
Высокий предмет
Научи меня своей жизнью
Красноречие
Иерархичность «—► Диалогичность
Рис. 1. Компоненты гомилетики
167
П
Предмет искусства
Лекция по музыке
Слово
Научи меня своей жизнью
Муз.-практическии компонент
Иерархичность Диалогичность
Рис. 2. Компоненты лекторского мастерства (лекция по музыке)
168
луи» греческии язык называет "одШа", то есть «беседа». Создавая взаимную доверительность общения, иерархичность подготавливает аудиторию к слышанию, а в этом слышании - к принятию слова говорящего, духовно-нравственного содержания предмета искусства.
В лекции по музыке обязательно присутствует музыкально-исполнительская составляющая. Музыке принадлежит одна из главных ролеи в раскрытии поэтики слова. В свою очередь, красноречивый глагол говорящего органично дополняет и раскрывает звучание соответствующих произведений. Образно представляя слушателям высокии предмет произведения, музыка также способствует духовному обмену говорящего с аудиторией, созданию атмосферы восприятия и слышания. Слово лишь тогда приобретает силу, когда сопряжено с делом и жизнью, - гласит главное правило гомилетики. В лекционном мастерстве важна профессиональная состоятельность говорящего в предмете, ко-
торый он представляет. Для достижения определённого уровня чтения лекции по музыке преподавателю необходимо быть хорошим музыкантом, способным наполнить музыкально-практическую составляющую лекции. «Красное» слово вступает в прекрасное созвучие с соответствующей музыкой. Музы каль но-практическая составляющая неразрывно связана с гомилетическим поучением. В Слове изначально содержится предмет искусства как предмет высокого содержания. Это ещё раз подтверждает мысль о том, что развитие красноречия должно охватывать не только внешнюю сторону выразительности, но и прежде всего внутренний содержательный пласт выражаемого.
Дидактичность - ещё одна черта, объединяющая гомилетическое искусство с лекционным мастерством. Широко распространённым в Киевской Руси являлось дидактическое, или «учительное», красноречие, пришедшее сюда из Византии. Слово «риторика» появилось на Руси только в XVII
веке. До этого времени для обозначения красивой, стройной речи использовались такие слова, как «витийство», «златоустие», «доброречие», «благо-язычие», «хитрословие», «сладкоре-чие» и др. Слово становилось основным показателем красоты и раскрытия духовно-нравственного содержания. Оно воплощало в себе все области искусства, в том числе и музыку. На службах люди слышали церковно-славян-ский язык, приобщавший их не только к христианской морали, но и к высокому стилю речи. В дальнейшем такой подход послужил появлению множества ораторов и проповедников.
Таким образом, мы можем выделить такие гомилетические аспекты лекции, как:
• иерархичность;
• диалогичность;
• дидактичность;
• интонационная выразительность (словесная и музыкальная);
• сопряжённость с практикой и жизнью.
Джон Дьюи писал: «Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления» [7, с. 28]. Музыка нацелена на просветительство и врачевание. Проблема, установившая эту цель, - жажда познания высоких смыслов, естественная для человеческой души. Процесс диалогизирующего познания, ведущего к возрождению смыслов, осуществляется, приводя к достижению основной цели - просвещения, возвышения и преображения личности, соприкасающейся с музыкой.
Осмысление гомилетических аспектов связано с пробуждением смыс-
ловых, обучающих возможностей самого жанра лекции. Гомилетический подход позволяет совершенствовать метод подготовки и проведения лекции по музыке, давая возможность собирать воедино жизненно важные смыслы разных эпох, народов, стилей. Именно лекция должна стать тем редким жанром музыкально-педагогического творчества, где, по мысли М. М. Бахтина, может всякий раз праздноваться возрождение смысла излагаемого материала. Именно здесь созидается та самая музыка интонационно-ценностного контекста, о которой писал учёный.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание сочинений : в 12 т. Т. 4. - Кн. 1. Беседы на книгу Бытия [Текст] / Иоанн Златоуст. -М. : Златоуст, 1994. - 635 с.
2. Григорий Богослов, свт. Творения : в 6 ч. Ч. 1. Слова : пер. Московской духовной академии [Текст] / Григорий Богослов. -М. : Московская духовная академия, 1843. - 318 с.
3. Григорий Нисский, свт. Восточные Отцы ^рр и учители Церкви IV века : т. II. О молит- ЮЯ ве [Текст] / Григорий Нисский. - М. : Изд-
во МФТИ, 2000. - 403 с.
4. Ельчанинов, А. Записи [Текст] / А. Ельчани-нов. - Париж : УМСА-й^, 1978. - 74 с.
5. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М. М. Бахтин. - М. : Искусство, 1979. - 423 с.
6. Флоренский, П. А. Строение слова [Текст] / П. А. Флоренский // Контекст. -1972. -М. : ИМЛИ РАН, 1973. - 237 с.
7. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления [Текст] / Дж. Дьюи. - М. : Изд. Т-ва «Мир», 1919. - 202 с.