Научная статья на тему 'Год российской истории'

Год российской истории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
230
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Уткин Анатолий Валерьевич

Любить свою Родину значит знать ее (М. М. Пришвин)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Год российской истории»

Колонка редактора

А. В. Уткин, заместитель главного редактора «Историко-педагогического журнала»,

канд. пед. наук, доцент

Год РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

Любить свою Родину — значит знать ее

(М. М. Пришвин)

Я люблю историю. Труды Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского, Н. И. Костомарова, С. М. Соловьева, В. Н. Татищева, С. Ф. Платонова, Л. Н. Гумилева всегда вызывали трепет и восхищение, уважение «к делам давно минувших дней» и гордость (иногда недоумение) за великую державу. Вместе с тем, выпускник истори-ко-английского факультета, я твердо уяснил, что историческое знание — бесконечная вселенная, ибо нет истории, которая бы полностью нас удовлетворяла, поскольку всякое наше построение порождает новые факты, новые проблемы и требует новых решений. Эту точку зрения на историю Бенедетто Кроче, критика, философа, политического деятеля, историка и итальянского министра образования, трудно оспаривать.

Встречи Президента России Д. А. Медведева, прошедшие в 2011 году с ведущими российскими историками, работниками образования, деятелями культуры и искусства, привели к логичному результату — 9 января был подписан Указ, на основании которого 2012 год объявлен Годом российской истории. В тексте Указа говорится, что данное решение принято в целях привлечения внимания общественности к роли России в мировом историческом процессе и развития интереса к самой истории страны. Для проведения Года российской истории создается специальный организационный комитет, который определит соответствующие мероприятия в рамках этой акции.

8......................историко-педагогический журнал, № 1, 2012

О намерении Президента объявить нынешний год Годом российской истории стало известно задолго до подписания Указа. Дело в том, что в 2012 году российская общественность отмечает ряд важных исторических юбилеев:

— 975-летие (1037 г.) со дня основания Ярославом Мудрым при Софийском соборе в Киеве первой библиотеки Древней Руси;

— 865-летие (1147 г.) первого летописного упоминания о москве;

— 770-летие победы князя Александра Невского над крестоносцами на Чудском озере (18 (5) апреля 1242 г.);

— 460-летие взятия Казани войском Ивана Грозного, включения Казанского ханства в состав Московской Руси;

— 400-летие окончания смуты на Руси и изгнания польских интервентов из Москвы ополчением под руководством К. Минина и Д. М. Пожарского (7 ноября (26 октября) 1612 г.);

— 290-летие (1722 г.) утверждения Петром I Табеля о рангах всех чинов Российской империи и издания указа о создании прокуратуры;

— 200-летие Бородинского сражения и победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года;

— 200-летие основания в Калифорнии русского поселения Форт-Росс (1812 г.);

— 150-летие со дня рождения реформатора П. А. Столыпина (2 (14) апреля 1862 г.);

— 70-летие начала Сталинградской битвы;

— 55-летие запуска первого спутника Земли и т. д.

Но одно из самых знаменательных событий предстоящего года — 1150-летие зарождения российской государственности. При явном символизме этой даты напомним, что масштабные празднования будут отмечаться после длительного перерыва. Полтора века назад, в 1862 году, празднование 1000-летия российской государственности пришлось на один из самых сложных и в то же время динамичных периодов развития нашего государства, связанного с глубокими либеральными реформами, изменившими страну. Инициатор юбилейных торжеств, император Александр II, считал, что они не только дадут стимул к подъему государства Российского, но и помогут сближению власти и народа.

Тогда в качестве точки отсчета был взят 862 год, когда на северо-восточных окраинах Европы произошло событие, практически не замеченное современниками, но повлиявшее на ход всей мировой истории. Группа восточнославянских племен решила объединиться, и, как писал Н. М. Карамзин, «добровольно уничтожив древнее

колонка редактора

9

народное правление» и «разделение на малые области», призвала на княжение скандинавов-варягов. Согласно древнерусскому летописному своду начала XII века «Повести временных лет» (известному также как «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись»), в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племен, как чудь, ильменские словене, кривичи, мери и чуди был призван княжить в Новгород. Легендарное призвание племенами Рюрика с братьями Синеусом и Трувором на княжение в Новгород в 862 году традиционно считается отправной точкой русской государственности.

Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришел со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого у ученых до сих пор продолжает вызывать споры. Летописный основатель княжеской династии, ставшей впоследствии царской, прославился тем, что сумел объединить многочисленные племена и народы и положить конец многолетней раздробленности русских земель.

С основания первой княжеской династии Древней Руси и ведет отсчет российская государственность. В 2012 году ей исполняется 1150 лет, и эту дату решено широко отметить. Пока о торжествах достоверно известно лишь то, что они станут общим праздником всех народов нашей страны, а также братьев-славян из бывших республик СССР — Украины и Белоруссии. Конкретной программы мероприятий еще нет, ее составят с помощью историков и деятелей культуры. Но первый шаг в этом направлении уже сделан: в конце июля Президент встретился с ведущими российскими историками, а затем провел совместное заседание президентских советов по культуре и искусству и по науке, технологиям и образованию.

Обсуждение предстоящего юбилея отечественной государственности прошло во Владимире — столице Северо-Восточной Руси в 1157—1439 годах. Не удивительно, что разговор о частностях быстро перешел на глобальные темы: об особенностях истории России и отношении к нашему прошлому властей и общества; о проблемах исторического просвещения россиян и взаимоотношении власти с исторической наукой; о вопросах сохранения культурного наследия и многонациональной основы российской государственности; о специфике преподавания истории и литературы в образовательных учреждениях и готовности педагогов к объективной интерпретации исторического знания.

Проблема исторического образования и просвещения в России и в самом деле является ключевой. Это признает и Президент, от-

10.

историко-педагогический журнал, № 1, 2012

мечая, что в российском обществе даже по важнейшим событиям истории нашей страны нет состояния даже близкого к консенсусу. Однако, в российском ментальном пространстве грядущие даты — это не столько актуализация богатейшего исторического наследия, сколько повод для осмысления современных проблем, определения координат будущего развития страны.

На протяжении одиннадцати с половиной веков Россия развивалась как мощная многонациональная цивилизация, обладающая уникальным этнокультурным потенциалом. В начале III тысячелетия в противоречиях формирования единого образовательного пространства мировой цивилизации важно не растерять это историческое преимущество. в данном контексте огромное значение имеет вопрос сохранения генетической памяти народа, культурно-исторического наследия наших предков, тех духовно-нравственных традиций, которые ориентированы на гуманистические императивы, значимые образцы культуры, на признание самоценности человека, его развитие.

Именно образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении доверия человека к жизни в России, согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Кризисные явления в обществе во все времена находили свое «ценностное» отражение прежде всего в системе образования. От образования зависит способность подрастающих поколений пересмотреть отношения к организации и устройству будущего сообщества. Именно поэтому модернизация общества априори предполагает модернизацию образовательных систем, формирование новых подходов к воспитанию и обучению, выработку педагогической идеологии, отвечающей традициям и насущным потребностям гражданского, политического, экономического, культурного развития страны.

Поэтому образование в своей качественной характеристике — это не только ценность, система или процесс. Это еще и результат, фиксирующий факт присвоения и государством, и обществом, и личностью всех тех ценностей, рождающихся в процессе образовательной деятельности, которые так важны для экономического, нравственного, интеллектуального состояния «потребителей продукции» образовательной сферы — государства, общества, каждого человека, всей цивилизации в целом (Б. Гершунский).

Являясь наукой педагогической, история педагогики предстает, логически и функционально, как наука историческая, так как рассматривает педагогические феномены прошлого в процессе их генезиса, эволюции. С точки зрения Б. М. Бим-Бада, ни один педа-

колонка редактора

11

гогический феномен не понятен, если не поместить его в контекст развития всей системы, в эволюционный процесс, частичку которых этот феномен составляет.

Следовательно, Год РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ - это, безусловно, и Год ИСТОРИИ российского ОБРАЗОВАНИЯ! Это потрясающая возможность единения исторической реконструкции фактов, явлений, событий, взглядов, идей и теорий с их педагогической интерпретацией, обращения к педагогическим феноменам, представляющим все многообразие тысячелетней отечественной педагогической культуры.

Педагогическое прошлое может (и должно) служить определенной моделью, образцом того, как надо и как не надо действовать в образовании, обучая и воспитывая подрастающие поколения. Педагогическое прошлое задает координаты, необходимые для постижения современных проблем теории и практики образования, позволяет вписывать их в пространство педагогической культуры человечества, страны, региона, выявлять присущие им общие, особенные и единичные характеристики, соотносить с традициями и тенденциями развития педагогического знания и педагогической практики, с различными педагогическими парадигмами, концепциями, системами, методиками и технологиями (Г. Б. Корнетов). Сама возможность интерпретации, обобщения, систематизации педагогических феноменов может быть успешно реализована лишь в пространстве всей педагогической культуры, органично соединяющей в себе как прошлое и настоящее, так и продуктивный прогностический взгляд в будущее, и позволяющей ответить на следующие ключевые вопросы XXI века.

Будет ли новое столетие «веком ребенка» или оно станет «веком образования»? Если «веком образования», то какого?

Какие тенденции определяют перспективы эволюции теории и практики образования в начале III тысячелетия?

Как развитие образования связано с современными цивилизаци-онными процессами?

Может ли в условиях становления глобального информационного общества быть создана «новая» педагогика?

Как изменятся в ближайшем будущем трансакции в системах «общество-учитель», «учитель-ученик», «учитель-родитель» и т. д.?

Год российской истории для российских историков педагогики -это еще и возможность осмысления эвристического и прогностического потенциала историко-педагогических исследований, возвращение к проблемам консолидации разрозненного историко-педагоги-ческого сообщества, развитие целого комплекса гуманитарных наук, которые связаны с историей нашего государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.