10. Rudnev V.V. Mahnovshchina. - Har'kov, 1928. - 102 s.
11. Teper I. (Gordeev). Mahno. Ot «edinogo anarhizma» k stopam rumynskogo korolya. - Kiev: Molodoj rabochij, 1924. - 121 s.
12. Lebed' D.Z. Itogi i uroki trekh let anarho-mahnovshchiny. - Har'kov : Vseukr. gos. izd-vo, 1921. - 54 s.
13. Kin D. Denikinshchina. Denikinshchina na Ukraine / D. Kin.: Knigospilka, 1927. - 49 s.
14. Gerasimenko K.V. Mahno // Gerasimenko K.V. Mahno; Denikin A.I. Bol'shevistskij perevorot. - Xar'kov: «Interbuk», 1990.
15. Pervyj s"ezd konfederacii anarhistskih organizacij Ukrainy «Nabato» // Anarhisty: Dokumenty i materialy: 1883-1935: V 2-h tt. - M.: ROSSPEN, 1998-1999. - T. 2.
16. Kropotkin P. Gosudarstvo, ego rol' v istorii // Anarhizm: Sbornik. - M., 1999.
17. Kin D. Povstancheskoe dvizhenie protiv denikinshchiny na yuge Ukrainy // Letopisi revolyucii. - 1926. - № 3-4.
18. Ejdeman R. Povstanchestvo i ego rol' v sovremennoj vojne // Armiya i revolyuciya. - 1922. - № 3-4. - S. 92-105
19. Makushenko M. Operaciya protiv bandy Mahno s 9 po 16 iyunya 1921 g. // Armiya i revolyuciya. - 1922. - N° 3-4. - S. 106-116.
20. Karatygin. Partizanstvo: Nachal'nyj opyt takticheskogo issledovaniya. - Har'kov: CHervona zbroya, 1924.
21. Gerasimenko N.V. Bat'ko Mahno: Memuary belogvardejca / Pod red. P.E. Shchegoleva. 2 izd., dop. - M.-L.: Gosizdat, 1928. - 115 s.
22. Istoriya grazhdanskoj vojny: Plan izdaniya «Istorii grazhdanskoj vojny»: Utverzhden Glavnoj redakciej izdaniya: S obrashcheniem M. Gor'kogo. -M.-Tashkent: Ob"edin. gos. izd-vo, Sredneaz. otd., 1932. - 99 s.
23. Shlihter A.G. Prodovol'stvennoe delo v gody grazhdanskoj vojny. - Har'kov, 1932.
24. Bol'shaya Sovetskaya Enciklopediya. - M: Bol'shaya Sov.Enciklopediya, 1938. - T. 38.
25. Dobrzhinskij G. Osvobozhdenie Kryma. M.: Izdatel'stvo Vsesoyuznogo Obshchestva Politkatorzhan i Ssyl'no-Poselencev, 1932. - 88 s.
26. Lizov B. Krivavi zagravi. Intervenciï proti SRSR. Minuli ta zagrorza majbutnih. - Har'kiv: Radyans'ka shkola, 1932. - 199 s.
27. Kulik I. Pohid Denikina i jogo rozgrom. - K.: Derzhavne vidavnictvo politichnoï literaturi, 1940. - 55 s.
28. Grecov M.D., Korotkov I.S. SHturm Perekopa. - M.: Pravda, 1951. - 31 s.
29. Stishov M.I., Najda S.F. Razgom trekh pohodov Atlanty. Pobeda Sovetskoj vlasti na nacional'nyh okrainah i na Dal'nem Vostoke: Lekcii, prochitannye na istoricheskom fakul'tete Moskovskogo universiteta. - M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1953. - 180 s.
30. Liholat A.V. Razgrom nacionalisticheskoj kontrrevolyucii na Ukraine (1917-1922 gg.). - M.: Gospolitizdat, 1954. - 656 s.
31. Fomenko M.V. Mesto eskhatologii v kontekste russkoj istoriosofii // Noosfera i civilizaciya. - 2014. - № 1(15). - S. 93-102.
МАРМАЗОВА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА - доктор политических наук, профессор, кафедра истории и философии Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова ([email protected]).
ФОМЕНКО МАРИНА ВИКТОРОВНА - кандидат философских наук, доцент, кафедра истории и философии, Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова ([email protected]).
MARMAZOVA, TATJANA I. - Doctor of Political Sciences, Professor, Department of History and Philosophy, Plekhanov Russian University ([email protected]).
FOMENKO, MARINA V. - Ph.D. in Philosophy, Associate Professor, Department of History and Philosophy, Plekhanov Russian University ([email protected])
УДК 94(510).09«1919/1931»Го DOI: 10.24412/2308-264X-2021-2-61-70
ДАЙ ЦЗЯНЬБИН
ГО ЛУНЧЖЭНЬ - ГЕРОИНЯ ЯНЬ-ЧЖАО: ЖИЗНЬ, ОТДАННАЯ РОДИНЕ1
Ключевые слова: Го Лунчжэнь, Коммунистическая партия Китая, революционный дух, героиня Ян-чжао, Советский Союз, Коммунистический университет трудящихся Востока.
В апреле 2021 года исполнилось 90 лет со дня гибели героической революционерки Го Лунчжэнь, являвшейся одним из лидеров революционного движения в регионе Янь-чжао (ныне провинция Хэбэй) и создателей Коммунистической партии Китая. С юных лет включившись в антиколониальную борьбу, она стала одним из видных участников коммунистического движения, сражалась бок о бок с известными китайскими революционными лидерами, такими как Ли Дачжао, Чжоу Эньлай и Лю Шаоци. Она сыграла важную роль в движении за национальную независимость, в борьбе за освобождение женщин, в организации студенческого и рабочего движения. Получив образование в Китае, продолжив его во Франции, в 1924-1925 гг. она завершила его в Советском Союзе, где в полной мере усвоила революционные идеи марксизма-ленинизма. После возвращения в Китай, Го Лунчжэнь выполняла задания партии в различных провинциях. В частности, она сыграла большую роль в организации коммунистического, рабочего и женского движения на Северо-Востоке - в Пекине, Маньчжурии, а потом в провинции Шаньдун, где добилась серьезных успехов в руководстве революционным движением. В 1931 году она героически погибла в борьбе за освобождение Китая.
DAI JIANBING
THE GUO LONGZHEN - YAN-ZHAO HEROINE: LIFE GIVEN TO THE MOTHERLAND
Key words: Guo Longzhen, Communist Party of China, revolutionary spirit, Yan-zhao heroine, Soviet Union, Communist University of the Workers of the East.
April 2021 marks the 90th anniversary of the death of the heroic revolutionary Guo Longzhen, who was one of the leaders of the revolutionary movement in the Yan-zhao region (now Hebei province) and the founders of the Chinese Communist Party. From a young age, joining the anti-colonial struggle, she became one of the prominent participants in the communist movement, fought side by side with famous Chinese revolutionary leaders such as Li Dazhao, Zhou Enlai and Liu Shaoqi. She played an important role in the movement for national independence, in the struggle for the liberation of women, in organizing the student and labor movement. After receiving education in China, continuing it in France, in 1924-1925. she completed it in the Soviet Union, where she fully assimilated the revolutionary ideas of Marxism-Leninism. After returning to China, Guo Longzhen performed party assignments in various provinces. In particular, she played a large role in organizing the communist, workers' and women's movement in the Northeast - in
1 Статья выполнена в рамках проекта Министерства образования КНР - КР 19GBQY029
Beijing, Manchuria, then in Shandong province, where she achieved significant success in leading the revolutionary movement. In 1931 she died heroically in the struggle for the liberation of China.
Более двух тысяч лет назад провинция Хэбэй, носившая название Янь-чжао, стала важнейшей ветвью китайской цивилизации, китайской культуры. С древних времен на этой благородной земле жили мужественные люди, создавшие богатую, полную драматизма историю, наполненную многочисленными примерами великодушия и героизма. Со времен богатыря Цзин Кэ, убившего короля Циня в период Сражающихся царств (475-221 гг. до н.э.), в бесконечном ряду выдающихся людей этой земли, чье стремление к истине, храбрость и готовность на жертвы ради высоких идеалов, передавались из поколения в поколение, оказалось немало выдающихся личностей. Одной из них является революционная героиня, отдавшая жизнь борьбе за Новый Китай, - Го Лунчжэнь (1894-1931 гг.). Ее пример еще раз показал, что дух Янь-чжао - это своего рода духовный эталон преданности делу и самопожертвования в интересах страны, нации и общества, жизни ради народа, это дух патриотизма, борьбы за правду и справедливость. Все эти черты, глубоко укоренившиеся в душе народа Янь-чжао, особенно отчетливо проявились в новейший период, когда Китай стал объектом агрессии зарубежных захватчиков. В это трудное время, поднявшись на борьбу, чтобы защитить Родину, народ Янь-чжао внес большой вклад в создание Нового Китая. При этом его истинная дочь - Го Лунчжэнь, являвшаяся одной из первых участниц революционного движения и основательниц Коммунистической партии Китая, великим бойцом и выдающимся лидером рабочего, женского и студенческого движения, явила собой пример жизни выдающегося патриота и яркого носителя духа Янь-чжао.
Уже со времени «Движения 4 мая» ставшая одним из руководителей патриотического движения в Тяньцзине, активным членом «Общества просвещения», Го Лунчжэнь в разные периоды своей последующей деятельности работала с известными в истории КПК пролетарскими революционерами, такими как Ли Дачжао, Чжоу Эньлай и Лю Шаоци. Так, в 1923 году Чжоу Эньлай рекомендовал Го Лунчжэнь в члены КПК, причем она стала первой женщиной-членом КПК в провинции Хэбэй. В 1924 году в числе лучших партийцев она была направлена партией на учебу в Советский Союз в Коммунистический университет трудящихся Востока им. И.В. Сталина в Москве. В следующем году Го Лунчжэнь вернулась в Китай и работала в партийном комитете в Пекине при правительстве Гоминьдана. В это время она вела подпольную работу под руководством Ли Дачжао - выдающегося лидера КПК на раннем этапе ее истории. В 1929 году Го Лунчжэнь отправили на Северо-Восток на должность члена Маньчжурского провинциального комитета партии и секретаря комитета рабочего движения. Под руководством секретаря провинциального комитета партии Лю Шаоци, она успешно решала задачи развития рабочего движения, руководила патриотическими демонстрациями, организовывала подачу петиций, выступала перед населением, участвовала в многочисленных революционных акциях. Революционерку 6 раз арестовывали и 5 раз заключали в тюрьму, однако она всегда была неустрашимой, стойкой и непреклонной. В 1931 году в Цзинане провинции Шаньдун, в возрасте всего 37 лет, она отдала свою молодую жизнь за идеалы свободы и независимости Китая, своим подвигом возвысив дух Янь-чжао.
1. Становление и ранний период революционной деятельности Го Лунчжэнь.
Го Лунчжэнь родилась в обеспеченной семье, принадлежавшей к национальному меньшинству хуэйцзу («мусульман») в уезде Дамин провинции Хэбэй. В условиях старого, полуфеодального общества эта семья, с одной стороны, придерживалась традиционных ценностей, а с другой - стремилась воспринимать новые идеи, новые знания. Несмотря на то, что во время династии Цин состояние ее семьи пошло в упадок, устаревшие элементы старой китайской этики, например, уважение к мужчине и презрение к женщине, нездоровый обычай бинтования ног у женщин, признание в качестве добродетели женской необразованности и пр. [1, с.30], все-таки отчасти сохранялась в ее семье. По традиции того времени женщинам не разрешилось ходить в школу. Нельзя было даже просто самостоятельно выйти из дома, общаться с гостями, сидеть за столом с представителем мужского пола, которому исполнилось 7 лет и пр. [2, с.96]. Тем не менее, благодаря влиянию идей прогрессивных интеллигентов Кан Ювэя и Лян Цичао, отец нашей героини - Го Жунгуи все же выступал за образование женщин [3, с.286]. Отдавая должное традиции, вначале он подбирал дочери соответствующие книги - «Книга
женщине», «Семь заповедей» и «Девичьи нормы поведения и этики». Однако Го Лунчжэнь все же убедила отца взять за пример историю героини Мулань, вступившей под видом мужчины в армию ради спасения своего отца, а потому получила возможность прочитать другие книги, выходящие за рамки литературы, ограничивавшей права женщин [4, с.52-53].
В 1909 году умная и любознательная Го Лунчжэнь со своим отцом открыли собственную женскую школу, которую поддержали местные сельские жители. Это учебное заведение стало первой женской школой не только в истории уезда Дамин, но и в селах всей провинции Хэбэй. В мае 1912 года эта школа была проинспектирована и получила высокую оценку чиновника, специально направленного правительством провинции Хэбэй для проверки образования в уезде Дамин. В 1913 году Го Лунчжэнь поступила в Первое женское педагогическое училище Тяньцзиня [1, с.30]. Перед ней открылся новый мир. В поисках истины и размышлениях о будущем, девушка часто обсуждала со своими подругами происходившие в стране события, судьбы государства, роль в нем женщин и т.д. Среди ее подруг, проходивших курс обучения в этом училище, в частности, была будущая жена Чжоу Эньлая Дэн Инчао.
Го Лунчжэнь усердно занималась, вкладывая в учебу все свои силы. В зимние и летние каникулы она не ездила домой, оставаясь в училище, чтобы учиться дополнительно. И даже когда скончался ее отец она не поехала домой на его похороны [5, с.13-14]. Новые знания и новые идеи оказали большое влияние на Го Лунчжэнь. Ее специальностью являлось семейное воспитание. Основные учебные курсы включали китайский язык, каллиграфию, историю, географию, самосовершенствование, этику и т.д. Все знания и способности, которые она приобрела во время учебы, сыграли позднее большую роль в ее работе по пропаганде и организации масс в период Движения 4 мая [6, с.176].
Помимо Дэн Инчао, Го Лунчжэнь училась в Тяньцзине вместе с Лю Цинъян. В это же время в школе Нанкай в Тяньцзине также учился Чжоу Эньлай. Все они были активными участниками молодежного движения, имевшими общие идеалы борьбы с империализмом и феодализмом, с милитаризмом и военными кликами за демократию, свободу и справедливость. Поэтому они часто собирались вместе, чтобы обсудить вопросы спасения страны и народа.
4 мая 1919 года в Пекине вспыхнуло молодежное в своей основе «Движение 4 мая». Это грандиозное антиимпериалистическое патриотическое движение, в конечном счете, распространилось на всю страну и повлекло за собой эпохальные изменения. Когда новость о событиях в Пекине дошла до Тяньцзиня, Го Лунчжэнь, Дэн Инчао и другие учащиеся решительно поддержали поднимавшееся освободительное движение. Уже 5 мая Го Лунчжэнь первой выступила на молодежном собрании, решительно заявив: «В критический момент, когда страна подвергается опасности, женщины должны разбить феодальные оковы и спасти страну и народ». При этом она подчеркнула: «Любовь к Родине не различается по признаку мужского или женского пола, и спасение страны - это обязанность и долг каждого». Она внесла предложение организовать женские патриотические группы. Дэн Инчао, Чжан Жуомин, Чжэн Цзицин и другие выразили единогласную поддержку предложениям Го Лунчжэни и решили присоединиться к учебным заведениям Тяньцзиня, готовившимся принять участие в общегородской демонстрации. Вслед за этим, 25 мая по инициативе Го Лунчжэнь, Лю Цинъян, Дэн Инчао была создана Патриотическая ассоциация женщин Тяньцзиня [7, с.92].
Активно включившись также в патриотическое движение за бойкот японских товаров, Го Лунчжэнь, Дэн Инчао и их подруги из Патриотической женской ассоциации организовали группу, развернувшую агитацию и пропаганду. Девушки заходили в дома, магазины, чайные, чтобы уговорить земляков не продавать и не покупать японскую продукцию, рекомендуя им отечественные товары. 18 июня более 30 групп и ассоциаций, 170 предприятий, в том числе Союз студентов и Патриотическая ассоциация женщин Тяньцзиня, совместно учредили «Объединение представителей Тяньцзиня» [7, с.93]. Уже после этого 22 июня Го Лунчжэнь и ее подруги провели встречу женщин - патриоток, на которой обсудили значение бойкота японских товаров.
Чтобы поддержать патриотическую борьбу в провинции Шаньдун, «Объединение представителей Тяньцзиня» отправило 10 человек во главе с Го Лунчжэнь и Лю Цинъян в Пекин, где вместе с другими представителями провинций Шаньдун, Хэбэй они присоединились к представителям студентов Пекина, обращавшимся с патриотическими петициями к правительству. Она два раза выезжала в Пекин в составе делегаций представителей
общественности города Тяньцзинь и дважды была арестована. Но девушка не боялась угроз, не покорялась врагу. Поэтому раним утром 23 августа она оказалась в числе делегатов, вышедших к воротам Синьхуамэнь, за которыми находилось правительство, и подавших петицию, призывавшую отменить приказ о введении военного положения в Шаньдуне, а также наказать предателя Ма Ляна. Однако президент Сюй Шичан не только отказался от встречи со студентами, но и послал для разгона протестующих военную полицию. В результате, в ходе этих событий были арестованы 25 представителей общественности, включая Го Лунчжэнь, Лю Цинъян и Сюй Цюбая. Арест лиц, подавших петицию правительству, вызвал гнев широких слоев общественности в Пекине и Тяньцзине. В частности, Тяньцзинь отправил на совместную с пекинскими студентами акцию протеста - демонстрацию на площади Тяньаньмэнь две группы представителей во главе с Чжоу Эньлаем и Ма Цзюнем. Под давлением протестов по всей стране в конце августа власть была вынуждена освободить всех ранее задержанных представителей общественности, включая Го Лунчжэнь и Лю Цинъян.
Фото 1. Члены группы представителей, подавших петицию в Пекине (Го Лунчжэнь вторая справа, 08.1919 г.)
Обретя свободу, Го Лунчжэнь вернулась в Тяньцзинь, где 16 сентября 1919 года по инициативе ее и Чжоу Эньлая Тяньцзиньский студенческий союз основал «Общество просвещения» [7, с.93]. На его учредительном собрании было принято десять резолюций, подготовленных Чжоу Эньлаем. Общество решило издавать журнал «Просвещение», который должен был стать организатором культурной жизни, застрельщиком проведения реформы образования. Это была самая ранняя организация молодежи такого рода в Китае. Много работая над изучением и продвижением новых идей и утверждением прогрессивных тенденций, активно участвуя в общественной деятельности, оно стало стержневой силой Движения четвертого мая в Тяньцзине. 12 сентября в Тяньцзинь на выступление с речью в Обществе был приглашен лидер раннего этапа китайской революции Ли Дачжао. Он поздравил всех с основанием Общества просвещения, посоветовав также читать статьи о марксизме, опубликованные в таких журналах, как «Новая молодежь» и «Молодой Китай».
Фото 2. Члены Общества просвещения в Тяньцине (1920).
2. Учеба в Советском Союзе.
Пушки Октябрьской революции в 1918 году принесли в Китай марксизм. В 1919 году по предложению и под руководством В.И. Ленина был создан Коммунистический Интернационал («Третий Интернационал»). С этого времени антиимпериалистическая борьба стремительно распространилась по всему миру. В 1920-е годы, когда революция в Европе потерпела поражение, а революционная волна там явно пошла на спад, большевики обратили свои взоры на Восток. К этому времени влияние Октябрьской революции уже распространилось на Китай.
В частности, отметим, что уже в 1919 году среди одиннадцати крупных событий, упомянутых влиятельным прогрессивным журналом «Новая молодежь», слова «русская революция» упоминались 287 раз, количественно уступая только словосочетанию «мировая война», что намного превышало количество упоминаний даже о крупных событиях, произошедших в 1919 г. в самом Китае. К примеру, о «Движении 4 мая» журнал писал только 45 раз, а о «Движении за новую культуру» - 44 раза [8, с.157]. Заметим, что это было характерно для журнала, о котором лидер начального этапа революции Ли Лисан в своей автобиографии писал: «Когда я первый раз читал журнал «Новая молодежь» (издание Коммунистической партии Китая после 1920 года), мне он сразу понравился, и много лет я находился под его сильным влиянием» [9, с.349]. Нужно признать, что, в условиях назревшего обновления Китая, Великий Октябрь, а затем опыт СССР оказали сильное влияние на китайскую интеллигенцию.
Октябрьская революция в России способствовала развитию «Движения 4 мая» в Китае. При этом под влиянием «Движения» желание поехать за границу для обучения и поиска истинных ориентиров развития стало, пожалуй, общим стремлением прогрессивной молодежи страны. На этой волне Го Лунчжэнь решила полностью порвать связь с феодальной семьей и до конца бороться за революцию, посвятив свою жизнь Родине. В то время было мало возможностей для выезда в Советскую Россию, поэтому многие китайские студенты, в том числе и Го Лунчжэнь, которая считала, что для спасения Китая нужно извлечь уроки из опыта Октябрьской революции, сначала в основном выезжали в Европу.
Чтобы черпать опыт марксизма и русской революции Го Лунчжэнь решила поехать во Францию. В ноябре 1920 года Го Лунчжэнь, Чжоу Эньлай, Чжан Жуомин и более 190 представителей передовой китайской молодежи на почтовом пароходе отбыли на учебу из Шанхая в Париж, имевший славную историю «Парижской коммуны». Здесь Го Лунчжэнь основательно знакомится с марксизмом. Каждый день на сэкономленные деньги она покупает и читает книги, газеты и журналы, труды Маркса и Энгельса: «Манифест Коммунистической партии», «Капитал», «Теория прибавочной стоимости», «Теория классовой борьбы» и пр. Читая эту литературу, она приобрела начальное понимание основных принципов марксизма. В 1923 году по рекомендации Чжоу Эньлая и Лю Цинъян, Го Лунчжэнь вступила в Коммунистический союз молодежи Китая. В том же году ее приняли и в Коммунистическую партию Китая по решению отделения Коммунистической партии Китая в Европе.
В начале XX века Китай являлся отсталой страной. В силу слабости и коррупционности правительства, он превратился в объект разграбления и издевательств иностранных империалистических держав. В этой ситуации Го Лунчжэнь и ее товарищи искали пути спасения страны и народа. При этом они считали теорию марксизма ключевым методом для решения проблемы бедности и отсталости Китая. В 1917 году, когда в России разразилась Октябрьская революция, в газетах «Ежедневная газета Китайской республики», «Шэнь Бао», «Таймс» и «Утренний колокол» сообщили об этом великом историческом событии. В 1918 году в журнале «Новая молодежь» Ли Дачжао опубликовал статьи «Победа простого народа» и «Победа большевизма», в которых уже подробно охарактеризовал Октябрьскую революцию и марксизм [5, с.18]. Эти статьи сыграли очень важную роль для правильного понимания китайским народом событий, происходивших в Советской России. Возможно, именно под влиянием знакомства с ними у Го Лунчжэнь впервые возникло желание поехать в Россию.
Такая возможность у члена КПК Го Лунчжэнь появилась осенью 1924 года, когда партийная организация направила ее в Москву для учебы в Коммунистическом университете трудящихся Востока им. И.В. Сталина. Так сбылась ее многолетняя мечта побывать в первой в мире социалистической стране.
Фото 3. Го Лунчжэнь.
Сохранилось мало достоверных сведений о ее пребывании в СССР. Однако известно, что во время учебы она напряженно осваивала учебные дисциплины, постоянно обменивалась опытом с друзьями. В частности, в феврале 1925 года Го Лунчжэнь и ее товарищи Ло Инунь, Цай Чан, Ма Чжиюань и Чжоу Шичан обсуждали значение партийной критики для коммуниста, размышляли о том, что коммунист должен иметь ясный революционный взгляд на жизнь, быть честным членом партии, подвергать свою деятельность самокритике, вскрывать недостатки в работе и учебе китайских товарищей в Москве и т.д. [10, с.414].
Частое участие в дискуссиях, напряженное обучение позволили Го Лунчжэнь осознать революционную роль коммунистической партии, выработать более глубокое понимание марксистской теории и опыта первой в мире социалистической страны, добившейся революционной победы. Являясь непосредственным свидетелем достижений Советского Союза, того, как в короткое время СССР преодолел глубокий кризис, восстановил разрушенную экономику и повысил уровень жизни населения, Го Лунчжэнь расширила свой кругозор, укрепила уверенность в победе китайской революции.
Хотя девушка прожила в Москве всего полгода, она смогла своими глазами увидеть новый облик первой в мире социалистической страны и углубила свое практическое понимание марксистской доктрины. Ее вера в победу китайской революции, в правильный выбор жизненных ориентиров укрепилась.
Имея опыт жизни в трех странах с различным социальным строем - в Китае, Франции и Советском Союзе, исходя из этого опыта и приобретенных знаний, Го Лунчжэнь твердо верила, что пролетарская революция в Китае, несомненно, победит.
3. Вернуться на Родину, чтобы продолжить борьбу за освобождение Китая.
1925 год в Китае был ознаменован значительной активизацией революционной борьбы, переросшей в революцию 1925-1927 гг. Движение 30 мая дало начало ее подъему, открывавшему новые перспективы для страны и КПК. По мере развития ситуации, Центральный Комитет КПК решил мобилизовать массы на участие в антиимпериалистическом движении. В этой связи партия срочно нуждались в опытных лидерах, способных возглавить различные участки революционной работы. Поэтому по призыву КПК в 1925 году Го Лунчжэнь, не завершив обучения, срочно вернулась в Китай.
В это время Коммунистическая партия проводила политику сотрудничества с Гоминьданом. В частности, она поддержала Гоминьдан во время Северного похода (1926-1928 гг.), принимая к руководству три основных политических установки Сунь Ятсена: сотрудничество с коммунистами, поддержку рабочих и крестьян в их борьбе за широкую демократизацию всей общественной жизни Китая, союз с СССР. Го Лунчжэнь отвечала за помощь Гоминьдану в
области организации женского движения в Пекине, являлась членом женского комитета Гоминьдана особого городского партийного отдела Пекина и одновременно вела подпольную работу в качестве руководящего члена КПК. Она активно участвовала в организации агитационно-пропагандистской работы в учебных учреждениях Пекина, обеспечивала поддержание связей со студенческими группами, уделяла много времени развитию членов партии [11, с.43].
В крайне сложных условиях, отличавших ситуацию в Пекине в период сотрудничества Гоминьдана и КПК, правительство репрессировало многих членов партии, безжалостно подавляя прогрессивные группы. Многие работники, в частности, некоторые редакторы местных журналов и газет - таких, как «Газета Пекин» и «Ежедневные новости общества», были убиты. Пекин оказался во власти белого террора. Но Го Лунчжэнь не боялась и храбро сражалась с врагом. Несмотря на крайне трудную ситуацию в Пекине, для удобства контактов между революционерами в 1926 году под руководством Го Лунчжэнь партия основала женское училище Маньюнь в западном районе Пекина. Как видное публичное лицо в училище, она являлась заведующей канцелярией, одновременно занималась со студентами и, главное, тайно вела подпольную революционную деятельность, создав в училище два секретных контактных пункта [5, с.33]. Благодаря этому учебное заведение стало важным центром организации и деятельности подпольной партийной группы, проводившей здесь собрания, обсуждавшей революционные задачи партии. Го Лунчжэнь беззаветно работала во имя дела революции, день и ночь ездила по Пекину, чтобы общаться с товарищами и вести пропаганду. Проявляя находчивость и смелость, она неоднократно выходила из самых опасных ситуаций. Ее работу высоко ценил лидер КПК того времени Ли Дачжао.
В целях расширения революционной пропаганды, просвещения и содействия освобождению женщин, Го Лунчжэнь и член левого крыла Гоминьдана Чжан Юлань учредили редакцию прогрессивного журнала «Друзья женщин», но вскоре он был запрещен властью. Чтобы обеспечить продолжение выхода издания в подпольных условиях, Го Лунчжэнь писала для него тексты на тонкой бумаге и доставляла рукописи в Тяньцзинь, где они передавались в печать в находившуюся здесь типографию Синьминь. Однако не меньшие трудности затем представляло и распространение готовых материалов. Поэтому Го Лунчжэнь, гримируясь то под богатую даму, то под мелкую торговку, умело избегая проверок в разных пунктах, успешно доставляла отпечатанные номера журнала в Пекин, своевременно доводя их до читателей. Так, благодаря ее храбрости, находчивости и упорству журнал «Друзья женщин» был выпущен в 12 номерах [5, с.35]. Он способствовал распространению идей освобождения женщин и был организатором и свидетелем исторического прогресса женского освободительного движения в Китае.
В 1927 году под руководством лидера Ли Дачжао работа партии в Северном округе Китая была очень активной и успешной, что вызвало страх лидеров Гоминдана. 6 апреля Ли Дачжао и его товарищи были арестованы, а 28 апреля - убиты. В этой тяжелой ситуации Го Лунчжэнь проявила подлинное бесстрашие. Спасая товарища, она тоже была арестована и приговорена к 12 годам тюремного заключения. Лишь год спустя, благодаря усилиям партийной организации, Го Лунчжэнь была освобождена под залог. После освобождения из тюрьмы она поехала в Шанхай, где находился Центральный Комитет Коммунистической партии. В Шанхае она встретила Чжоу Эньлая и Дэн Инчао. Старые друзья были очень рады новой встрече друг с другом. Чжоу Эньлай в то время был секретарем Центрального военного комитета Коммунистической партии Китая, и он устроил для Го Лунчжэни богатый стол. Во время этого торжества Чжоу Эньлай радостно сказал: «товарища Го Лунчжэнь арестовывали четыре раза, и у нее необычная и мужественная судьба, за ее мужество и храбрость надо выпить» [12, с.19].
Го Лунчжэнь неоднократно подавала заявления о направлении на самые трудные участки работы. В итоге, после обсуждения ЦК КПК перевел ее на Северо-Восток, поручив возглавить здесь рабочее движение. В июне 1929 года региональный руководитель КПК Лю Шаоци, работавший тогда секретарем Маньчжурского провинциального комитета партии, в связи с инцидентом в Маньчжурии, отправил Го Лунчжэнь на главный завод Ближневосточной железной дороги в Харбине (КВЖД - ред.) на должность секретаря местного отделения партии. Здесь она решительно реализовала стратегию Лю Шаоци «Опереться на массы для контратаки в ответ на наступление врага», обеспечивая мобилизацию масс и укрепляя их веру в свои силы. А когда видные активисты местного рабочего движения были арестованы, она сумела мобилизовать всех
сотрудников и, оказывая давление на полицию и власти, в конце концов добилась освобождения рабочих представителей [13, с.9]. Благодаря активной и усердной повседневной работе, Го Лунчжень установила самые тесные связи с местными жителями. Участвуя в рабочем движении, в работе Маньчжурского провинциального комитета КПК, Го Лунчжэнь также трудилась на 36 заводе Средневосточной железной дороги Харбина и активно участвовала в текущей рабочей деятельности. Она тайно организовывала рабочих и контактировала с ними, провела одну за другой несколько забастовок, создала под руководством Коммунистической партии рабочий комитет.
В марте 1930 года Го Лунчжэнь была переведена обратно в провинцию Шэньян, где вскоре была избрана членом Маньчжурского провинциального комитета КПК и секретарем комитета рабочего движения Маньчжурского провинциального комитета. Во время своей работы на Северо-Востоке революционерка решительно придерживала руководящую линию лидера Лю Шаоци, активно участвовала в мобилизации масс, проявила исключительную преданность делу партии. Лю Шаоци назвал ее «самой активной в работе и самой верной в политике», сильной, преданной партии работницей, которая «полностью выполнила партийное поручение» [13, с.9].
4. Отдать жизнь Родине ради революционных идеалов.
В 1930 году партийная организация в городе Циндао провинции Шаньдун была уничтожена, сложилась критическая ситуация. В июне Центральный Комитет партии направил Го Лунчжэнь в Циндао на должность члена комитета провинции Шаньдун, постоянного члена муниципального комитета Циндао и начальника отдела пропаганды, а также секретаря провинциального женского комитета. По существу, ее задачей являлось восстановление и реорганизация местной партийной организации. Сразу нужно отметить, что совместными усилиями Го Лунчжэнь и других товарищей эта задача была успешно выполнена. Удалось не просто восстановить местную партийную организацию, но также организовать здесь целый ряд забастовок. Под руководством революционерки стали издаваться журнал «Красный флаг» и «Газета Хайгуань».
В 1930 году, после своего прибытия в Циндао, Го Лунчжэнь возглавила рабочее движение, находясь в самой его гуще. Сначала она работала на прядильной фабрике Цанкоу, а затем начала деятельность в Английской табачной компании, где очень жестоко относились к рабочим, широко применяя способ «использования китайских рабочих для контроля над ними». В силу этого, рабочие данной компании могли быть уволены в любое время и без всякой причины. В этих сложных условиях Го Лунчжэнь вела активную пропаганду революционных идей среди рабочих, организуя их для борьбы за свои права. Вскоре это привлекло внимание властей. После того, как прядильная фабрика Дакан объявила забастовку, полиция внедрила туда предателя Чжан Чжэньшэна. В конечном счете, 2 ноября Го Лунчжэнь была арестована. Но и в тюрьме она не отступила от своих принципов; стиснув зубы, пройдя тяжелейшие лишения и пытки, осталась стойкой и непреклонной, сохранив в тайне партийные связи: «Враги избили ее до кожи и крови, заставляя признаться в принадлежности к подпольной организации партии, но Го Лунчжэнь крепко сомкнула губы и не произносила ни слова» [14, с.107].
Не получив никакой ценной информации, военный правитель Шаньдуна Хань Фуджу приговорил революционеров к смертной казни. 5 апреля 1931 года 22 члена Коммунистической партии, в том числе Го Лунчжэнь, были доставлены из тюрьмы № 1 в городе Цзинань на место казни. «У нее не было никакого страха и признаков трусости, только гнев и ненависть к врагам, с последними силами она призвала к дальнейшей борьбе, пела песни в тюремной повозке, идущей на место казни; она пролила последнюю каплю крови для освобождения Родины» [15, с.2-3]. Своей работой и жизнью Го Лунчжэнь выполнила свое первоначальное обещание: «Лучше пожертвовать собой ради праведности, чем быть рабами завоевателей». После гибели Го Лунчжэнь комитет партии провинции Шаньдун доложил Центральному комитету: «Она не только защитила справедливость, но и боролась за революционный дух. Этот славный дух жертвенности ради идеала достоин нашего поминовения и уважения» [14, с.107].
Император династии Тан Ли Шимин (599-649 гг.) сказал: «В сильный ветер видна хорошая трава, а в годы потрясений - познаются верные чиновники». Верность и мужество лучше всего проявляются во время национального кризиса. На протяжении многих веков народ Янь-чао демонстрировал мужество и преданность, которые являются духом Янь-чжао. История этой земли
знает много выдающихся героев, к примеру, таких как Цзин Кэ, убивший короля Циня в период Сражающихся царств (475-221 гг. до н.э.), Чжао Зылун (?-229 г.) во время Династии Нань, который был командиром в армии императора Лю Бэй (221-263 гг.), Линь Чжун в эпоху Династии Сун (9601279 гг.), о котором написано в классическом романе «Речные заводи», 5 героев на горе Ланьяшань (1941), спрыгнувших с обрыва, чтобы не попасть в плен врагам - японским захватчикам. В этом ряду находятся также лидер КПК Ли Дачжао и героиня Го Лунчжэнь.
На родине Го Лунчжэнь - в Янь-чжао (ныне провинция Хэбэй), чтят память нашей героини. В 1986 году драматический театр провинции Хэбэй поставил пьесу «Го Лунчжэнь», которая до сих пор по праздникам идет на его сцене. 1 августа 1986 г. был открыт музей Го Лунчжэнь в уезде Дамин, перед которым установили ее памятник. 16 января 2020 года Центральная телестудия Китая CCTV сняла документальный фильм «Го Лунчжэнь». Съемочная группа из семи человек специально отправилась в уезд Дамин для этой работы [16].
и
я
Щ Еихах
Фото 4. Памятник Го Лунчжэнь
На съемках документального фильма «Го Лунчжэнь», обращаясь к землякам героини и съемочной группе, режиссер Ши Ли сказал, что Го Лунчжэнь всю свою жизнь искала путь спасения страны и народа, борясь за освобождение женщин и равенство между мужчинами и женщинами. Ее арестовывали шесть раз, подвергали жестоким пыткам, но сломить не смогли. Ее сильный, храбрый и отчаянный революционный дух всегда будет вдохновлять нас. Не забывайте это стремление героини всегда двигаться вперед. Она - гордость народа Янь-чжао!
Короткая, но славная жизнь Го Лунчжэнь была наполнена энтузиазмом, борьбой и революцией. Она проявила огромное стремление к знаниям, могучую волю в борьбе за освобождение народа, способность к организационной работе и революционный дух жертвенности ради идеалов. Она стала лучшим примером потомкам в регионе Янь-чжао. Ее храбрый и стойкий боевой дух, верность партии являются непреходящим духовным богатством для современной молодежи. Мы должны унаследовать ее патриотизм и революционный дух, внести свой вклад в осуществление великого возрождения китайской нации.
Литература и источники
1. Го Лунчжэнь / Редакция партийно-исторических исследований комитета КПК уезда Дамин. - Хэбэй, 2019.
2. Цин Ян. Поведение и этика хорошей жены и матери / «Общество известных женских представителей Тяньцзиня». -Тяньцзинь: Издательство исторических данных КПК, 1985.
3. Го Чжуцзюй. Вспоминания тети Го Лунчжэнь // Го Лунчжэнь. - Хэбэй, 2019.
4. Лю Цинян. Биография героини Го Лунчжэнь // Исторические материалы о революционных героях Хэбэя. Т.1. -Шицзячжуань: Народное издательство Хэбэй, 1959.
5. Чжан Энтан. Революционная героиня-мусульманка Го Лунчжэнь. - Пекин: Китайское национальное издательство фотоискусства, 1988.
6. Чжан Шаолинь, Мэн Линбяо. История жизни Го Лунчжэнь. - Хэбэй: издательство Исследования по истории партии в уезде Дамин, 2019.
7. Хуан Тинхуэй. Отчаянный, преданный своему делу и упорный борец // Исследование национальности хуэй. Инчжуань, 02.2001.
8. УЮэ. Век убийств, «Китайско-российские литературные отношения в 20-м веке». - Пекин: издательство Высшая школа, 2002.
9. Ли Лисань. Автобиография Ли Лисаня, см. Приложение «Моя судьба с Китаем». - Пекин: Пекинское издательство по изучению и исследованию иностранных языков, 2009.
10. Цзинь Цзайцзи. Хроники Ло Инунь // Сборник статьей о Ло Инунь. - Пекин: издательство Народ, 2011.
11. Чжан Бочуань. Память о моем наставнике по просвещению - герою Го Лунчжэнь // Революционная героиня-мусульманка Го Лунчжэнь. Пекин: Китайское национальное издательство фотоискусства, 1988.
12. Ян Цзинань, Ань Цзюньфэнь. Героиня-мусульманка Го Лунчжэнь // История партии. - Ляонин, 04.1996.
13. Редакция местной истории партии Ляонин КПК, О герое Го Лунчжэнь // Материалы по истории местной партии - герой Го Лунчжэнь. - Ляонин, июль 1964.
14. Отредактированный отдел исследования истории партии Пекинского муниципального комитета КПК: Национальная героиня Го Лунчжэнь // Биографии героев в Пекине. Т.2. - Пекин: издательство Пекин, 1990.
15. Дэн Инчао. Мемориал нашей женщины-солдата Го Лунчжэнь // Революционная героиня-мусульманка Го Лунчжэнь. -Пекин: Китайское национальное издательство фотоискусства, 1988.
16. https://www.thepaper.cn/newsDetail_forward_5567583. сайт новостей Пэнпай 2020.01.19.
References and Sources
1. Go Lunchzhen' / Redakciya partijno-istoricheskih issledovanij komiteta KPK uezda Damin. - Hebej, 2019.
2. Cin Yan. Povedenie i etika horoshej zheny i materi / «Obshchestvo izvestnyh zhenskih predstavitelej Tyan'czinya». - Tyan'czin': Izdatel'stvo istoricheskih dannyh KPK, 1985.
3. Go Chzhuczyuj. Vspominaniya teti Go Lunchzhen' // Go Lunchzhen'. - Hebej, 2019.
4. Lyu Cinyan. Biografiya geroini Go Lunchzhen' // Istoricheskie materialy o revolyucionnyh geroyah Hebeya. T.1. - Shiczyachzhuan': Narodnoe izdatel'stvo Hebej, 1959.
5. Chzhan Entan. Revolyucionnaya geroinya-musul'manka Go Lunchzhen'. - Pekin: Kitajskoe nacional'noe izdatel'stvo fotoiskusstva, 1988.
6. Chzhan SHaolin', Men Linbyao. Istoriya zhizni Go Lunchzhen'. - Hebej: izdatel'stvo Issledovaniya po istorii partii v uezde Damin, 2019.
7. Huan Tinhuej. Otchayannyj, predannyj svoemu delu i upornyj borec // Issledovanie nacional'nosti huej. Inchzhuan', 02.2001.
8. U Yue. Vek ubijstv, «Kitajsko-rossijskie literaturnye otnosheniya v 20-m veke». - Pekin: izdatel'stvo Vysshaya shkola, 2002.
9. Li Lisan'. Avtobiografiya Li Lisanya, sm. Prilozhenie «Moya sud'ba s Kitaem». - Pekin: Pekinskoe izdatel'stvo po izucheniyu i issledovaniyu inostrannyh yazykov, 2009.
10. Czin' Czajczi. Hroniki Lo Inun' // Sbornik stat'ej o Lo Inun'. - Pekin: izdatel'stvo Narod, 2011.
11. Chzhan Bochuan'. Pamyat' o moem nastavnike po prosveshcheniyu - geroyu Go Lunchzhen' // Revolyucionnaya geroinya-musul'manka Go Lunchzhen'. Pekin: Kitajskoe nacional'noe izdatel'stvo fotoiskusstva, 1988.
12. Yan Czinan', An' Czyun'fen'. Geroinya-musul'manka Go Lunchzhen' // Istoriya partii. - Lyaonin, 04.1996.
13. Redakciya mestnoj istorii partii Lyaonin KPK, O geroe Go Lunchzhen' // Materialy po istorii mestnoj partii - geroj Go Lunchzhen'. - Lyaonin, iyul' 1964.
14. Otredaktirovannyj otdel issledovaniya istorii partii Pekinskogo municipal'nogo komiteta KPK: Nacional'naya geroinya Go Lunchzhen' // Biografii geroev v Pekine. T.2. - Pekin: izdatel'stvo Pekin, 1990.
15. Den Inchao. Memorial nashej zhenshchiny-soldata Go Lunchzhen' // Revolyucionnaya geroinya-musul'manka Go Lunchzhen'. - Pekin: Kitajskoe nacional'noe izdatel'stvo fotoiskusstva, 1988.
16. https://www.thepaper.cn/newsDetail_forward_5567583. sajt novostej Penpaj 2020.01.19.
ДАИ ЦЗЯНЬБИН - доктор исторических наук, профессор Хэбэйского педагогического университета, начальник Центра по изучению культуры Янь-Чжао ([email protected]).
DAI JIANBING - Doctor of History, Professor of Hebei Normal University, Head of the Center for the Study of Yan-Zhao Culture.
УДК 94(510).09«191/193»: 141.82 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-2-70-79
НИН Я., ГАО Я.
РОЛЬ КИТАЙСКИХ МИГРАЦИЙ В РОССИЮ В РАСПРОСТРАНЕНИИ МАРКСИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ХЭЙХЭ)2
Ключевые слова: китайские мигранты в России, распространение марксизма в Китае, китайско-российские связи, китайско-российские приграничные города, Хэйхэ, антияпонское движение, Советский Союз.
Город Хэйхэ (современная провинция Хэйлунцзян КНР), расположенный на берегу Амура напротив российского города Благовещенска, отличается уникальным расположением, обеспечивающим быстрый и удобный въезд на территорию России. Начиная с середины XIX века, торговцы и земледельцы из провинций Шаньдун, Хэнань и Чжили (ныне Хэбэй) перебирались на Северо-Восток Китая, чтобы работать и торговать с Дальним Востоком. В итоге, в XX веке город Хэйхэ стал важным каналом связи Китая с Россией, одним из основных транзитных пунктов для китайских мигрантов. При этом Хэйхэ превратился также в важный центр распространения марксизма среди побывавших в России китайцев. Показано, что с 1920-х гг. в Хэйхэ стекалась революционно настроенная молодежь, разделявшая советскую идеологию, а также представители антияпонского движения, направлявшиеся в Россию с целью получения поддержки своей борьбы и передачи информации от работавших в Китае советских разведчиков. Обоснован вывод о том, что город стал важным пунктом взаимодействия китайского революционного движения с Коминтерном и СССР и выполнил важную историческую миссию по распространению марксизма в Китае.
2 Статья выполнена в рамках научно-исследовательских проектов: провинциальных вузов Хэйлунцзяна «Инновационная модель предоставление библиотечных услуг по российской документации в Китае в условиях 5G эпохи» (2019 г.; номер проекта: 2019-KYYWF-0478), Китайского союза китайских эмигрантов «Исследование положения китайских эмигрантов на российском Дальнем Востоке» (2020 г.; номер проекта:19ZQK231). экономического и социального развития провинции Хэйлунцзян «Сбор, сортировка и изучение исторических данных о китайцах в России, приехавших из Хэйлунцзяна» (2020 г.; номер проекта: 20532).