АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 4 (26) 2013. с. 70-74.
УДК 113
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕКТОР ВНУТРЕННЕЙ СТРУКТУРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
СОЗНАНИЯ
Марина Вячеславовна Доронина Вячеслав Иванович Табуркин Государственный аграрный университет Северного Зауралья,
Кафедра философии, г. Тюмень bio-farm24@yandex.ru
экологическое сознание, обыденное экологическое сознание, теоретическое экологическое сознание, устойчивое экологическое развитие, коэволюционное экологическое движение, ноосферный путь экоразвития.
В статье исследуется гносеологический вектор внутренней структуры экологического сознания. В этих целях проводится целостный анализ структуры экологического сознания и на этой основе выделяются и определяются в его структуре такие уровни: обыденное экологическое сознание и теоретическое экологическое сознание. Выясняются их взаимоотношения и роль в формировании теории охраны и рационализации природопользования.
GNOSEOLOGICAL VECTOR OF INTERNAL STRUCTURE OF ECOLOGICAL
CONSCIOUSNESS
Marina Vyacheslavovna Doronina Vyacheslav Ivanovich Taburkin State Agrarian University of Northern Trans-Urals,
Chair of philosophy, Tyumen bio-farm24@yandex.ru
ecological consciousness, ordinary ecological consciousness, theoretical ecological consciousness, sustainable ecological development, coevolution ecological movement, noospheric way of eco-development.
In this article the gnoseological vector of internal structure of ecological consciousness is analyzed. For this purpose, the complete analysis of structure of the ecological consciousness is carried out. And on this basis such levels are allocated and defined in its structure: ordinary ecological consciousness and theoretical ecological consciousness. Their relation and a role in formation of the theory ofprotection and environmental management rationalization is found out.
Одной из важнейших проблем современной экологии культуры является проблема исследования сложной структуры экологического сознания. Для того чтобы экологическое сознание выполняло свою методологическую функцию в разработке научной теории охраны и рационализации природопользования, в нашем исследовании структуре экологического сознания придается внутренний целостный характер. При этом системный отражательно -познавательный вектор позволяет выделить в структуре экологического сознания два уровня: обыденное экологическое сознание и теоретическое экологическое сознание.
Обыденное экологическое сознание определяется в нашем исследовании как совокупность экологических идей, взглядов и представлений, которая возникает непосредственно из реальных отношений человека к природе, практического освоения человеком природных сил и явлений. Этот уровень экологического сознания обычно не систематизирован и стихиен, не опирается на глубокие экологические исследования. В основном он опирается на сознание и мировосприятие с позиции здравого смысла и эмпирического уровня экологического знания.
Обыденное экологическое сознание нельзя сводить к бытующему иной раз мнению, что оно есть якобы нечто “неполноценное”, “варварски” стихийное, не имеющее никаких других объективных причин для своего существования и развития, кроме низкой экологической культуры масс. Нисколько не принижая теоретическое экологическое сознание как более высокого человеческого духа, можно подчеркнуть, что подавляющее большинство людей любой страны и человечества в целом, интересует, прежде всего, то, что может быть полезным и надежным именно в обыденном восприятии природы. Действительно, делами экологической науки, философии экологии, эстетики природы и т.д. занимается относительно небольшой процент населения в любом обществе. Кроме того, и они значительную часть своего времени так или иначе живут в стихии обыденной экологической жизнедеятельности, оперируя житейско -практическими понятиями и представлениями, опираясь на логику здравого смысла по отношению к природным явлениям и процессам. В понятии обыденного экологического сознания отражен объективно существующий и необходимый, наполненный богатым экологическим содержанием уровень общественного сознания, который, естественно, имеет свои недостатки, но вместе с тем в нем есть и свои положительные моменты. Так, в противовес систематичности, рациональности, четкой осознанности теоретического экологического знания обыденное экологическое сознание обладает таким особым качеством, как полнотой, цельностью мироощущения и мировосприятия. Цельность обыденного экологического сознания - это один из основных показателей его жизнестойкости. Можно не владеть ни одной экологической наукой, не быть знакомым с философскими её построениями и не испытывать тем не менее морально-психологических неудобств, если обыденное экологическое сознание внутренне гармонично и бесконфликтно. При этом необходимо отметить, что с объективной точки зрения такой человек, конечно, правомерно будет представляться экологически необразованным. Тем не менее, нельзя быть высококвалифицированным специалистом в экологическом познании и деятельности, если не обладать при этом цельным обыденно-экологическим воззрением на природный мир. Кроме того, обыденное экологическое сознание находится ближе, чем теоретическое экологическое сознание к непосредственной природной действительности, к её сложному и многообразному потоку функционирования и развития. Поэтому в нём полнее отражена специфика экологической ситуации со всеми её конкретными проявлениями. Обыденное экологическое сознание - это особое духовно-практическое богатство, из которого черпают свое содержание экологические науки, философия, искусство и др. Следовательно, обыденное экологическое сознание есть первоначальная форма понимания человеком, социальной группой, обществом экологического бытия, форма, которая имеет объективную обусловленность в системе отношений общества и природы.
Вместе с тем необходимо также отметить, что обыденное экологическое сознание по сравнению с его теоретической формой имеет ограниченный характер. Обыденное экологическое сознание возникает в процессе повседневной практической деятельности может, стихийно, не систематизировано, является эмпирической формой отражения внешней стороны системы взаимоотношений человека к природе. На становление и формирование обыденного экологического сознания оказывают влияние многие факторы: народные приметы, традиции, обряды, культы и другие формы, регулирующие отношение человека с природой. Формированию обыденного экологического сознания способствуют различные слухи об экологической опасности отдельных территорий, популярные статьи в газетах, неспециальных журналах и брошюрах по проблемам экологии, поверхностные, часто необоснованные сообщения в средствах массовой информации (телевидение, радио, кино и др.) об экологических явлениях и процессах. Обыденное экологическое сознание, по сравнению с научно-экологическим, в большей степени подвержено влиянию вненаучных форм знания, религии, астрологии и др. Так, с точки зрения обыденного экологического сознания простых людей понятие «экология» имеет несколько значений и часто ассоциируется с химией («экологически чистое вещество»), с сельскохозяйственным производством («экологически чистый продукт»), с нарушением в природе («природа ломается, портится»), с простой измерительной процедурой, связанной с оценкой уровня загрязнения («по количественному лишь показателю ПДК»), с охраной природы и мероприятий по ее защите и с
другими формами представления об экологии. Описанные выше представления об экологии носят лишь внешний, поверхностный пласт в обыденном экологическом сознании. Этот взгляд на экологию начал формироваться еще в Новое время и отражает и сегодня особое отношение к природе как неисчерпаемому богатству природного «храма», из которого можно брать безвозмездно все, что угодно. Поэтому такое откровенно прагматическое отношение к природе дополняется другим более глубоким взглядом на экологию, разрабатываемой на теоретико-экологическом уровне сознания. Теоретическое экологическое сознание представляет собой высший гносеологический уровень в структуре экологического сознания общества. Оно определяется как рационально-систематизированное сознание.
Теоретическое экологическое мышление есть осознание на основе теоретического уровня знания существенных, глубинных сторон и закономерностей организации, функционирования и развития сложной системы «общество-природа». Этот уровень экологического сознания включает важнейшие принципы и фундаментальные родовые понятия, главные идеи и концепции экологического знания. Последние положения образуют собственные основания теории экологического знания, которые и определяют главное смысловое содержание теоретического экологического сознания. По данным современной экологической науки и ее собственных и философско-методологических построений их основополагающие принципы и идеи теории экологии и экологического сознания могут быть представлены следующим образом.
Как известно, на формирование теоретического экологического сознания значительное влияние оказали системообразующие принципы концепции взаимодействия природы и общества, разработанные Ф. Энгельсом, В.И. Вернадским, Тейяром де Шарденом, Б. Коммонером и многими другими отечественными и зарубежными учеными. Всех их объединяла общая идея, согласно которой человек и природа органически между собой связаны. Однако в настоящее время экологическая обстановка на нашей планете в корне изменяется, возникают более глубокие и противоречивые процессы взаимодействия общества и природы, охватывающие всю нашу планету, все человечество в целом. Для этого можно вспомнить ряд негативных последствий в деятельности человека по отношению к природе. Например, Аральское море существовало сотни тысяч лет, а человек своей неразумной деятельностью погубил всего за полвека. И таких примеров негативных влияний человеческой деятельности на Земле можно привести предостаточное количество: Великие озера в Северной Америке, озеро Байкал, деградация почвенного плодородия «русского чернозема» в южной части европейской России, общее потепление климата планеты и многие другие. Поэтому требуется такое осознание глобальных экологических проблем, без разрешения которых человечество не может определить стратегический путь в будущее.
Для того чтобы разрешить эти экологические проблемы, необходимо прежде всего осознать такую синтетическую идею, которая могла бы сплотить все слои населения общества, политические партии и общественные организации во имя возрождения и обновления, например, России, и всего мирового сообщества во имя сохранения, выживания и развития человечества на Земле. Именно такой интегративной идеей является переход человечества на ноосферный путь развития.
Надо отметить, что неизбежность вхождения нашей планеты в ноосферу предсказал еще великий русский ученый В.И. Вернадский. Он доказал, что человеческая деятельность превращается в мощную «геологическую силу» и становится сегодня основным преобразующим фактором развития активной оболочки Земли, перехода планетарной биосферы в ноосферу.
Современная наука представляет ноосферное развитие как разумно и целесообразно управляемое саморазвитие человека, общества и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей населения осуществляется без ущерба для населения будущих поколений людей[3, с. 11-27; 7; 8; 9, с. 5-11; 13].
Отсюда вытекает необходимость совместного изучения общества и биосферы, подчинения их единой цели сохранения, выживания и развития человечества. Осуществить ее можно лишь при условии, если основные процессы функционирования и развития биосферы будут управляться разумом человека. Концепция ноосферного пути развития исходит из принципиального утверждения единства природы, общества и человека, глобального подхода к локальным и
региональным проблемам экологии, объединения усилия людей в поиске общих границ жизни на нашей планете, формирования определенного типа человека с ноосферным типом экологического сознания. Концепция ноосферного пути развития рассматривает формирование экологического сознания и экологической культуры в целом как естественные и необходимые действия разумно мыслящего человека, стремящегося целесообразно управлять социально-экологическими явлениями и процессами.
В последнее время экологическое мышление наполняется более конкретным системным содержанием на основе перехода, концепции ноосферы на модель устойчивого развития [1; 4, с. 15-32; 5] или экологического развития [6, с. 457 -514]. Основная задача идеи устойчивого развития в структуре экологического сознания состоит в том, чтобы сохранить природу и ее богатство, не только для сегодняшних поколений, но и для наших потомков. Переход к экологическому устойчивому развитию является объективным и необходимым требованием современной эпохи. Оно вызвано тем, что экологический кризис современного общества, сопровождаемый нарушением взаимоотношений человека с природой, возникновением очагов и зон экологического бедствия, нацеливает (побуждает) людей формировать новое экологическое сознание на принципах идей устойчивого развития. В обобщенном виде концепция перехода человечества на новый уровень экологического мышления с учетом модели устойчивого развития должна исходить из последовательной реализации системных идей: экологизации хозяйственной деятельности и решения наиболее важных и актуальных социально-экологических проблем; сохранения биосферы и формирования ноосферы; возрастания роли теоретического экологического сознания в системе управления охраной и рационализацией природопользования. Основными тенденциями перехода экологического сознания на модель устойчивого развития являются идеи укрепления демографической системы, решения главных социально -экономических и социально-экологических задач, восстановления и сохранения качества окружающей природной среды, научного обеспечения экологической деятельности, экологического образования и просвещения. Важно обеспечить формирование и совершенствование экологического мышления широких слоев населения на принципах и идеях концепции экологического устойчивого развития. Следовательно, роль ключевого стержня при формировании теоретического экологического сознания играет понятие устойчивого развития. При этом устойчивое экологическое сознание формируется тогда, когда есть экологический результат и процесс. При этом экоразвитие человечества будет устойчивым (с точки зрения результата), если оно будет связано с движением в ноосферу, то есть в сферу коллективного разума, а именно, переходом в такое состояние общества, которое построено во всех своих отношениях и свойствах на основе рациональных законов природы и общества. Здесь необходимо руководствоваться также концепцией универсального эволюционизма, восходящей к идее В.И. Вернадского и наиболее полно изложенной в работах наших отечественных ученых [5; 7; 8; 12]. С точки зрения процесса, устойчивым будет лишь то экоразвитие, которое протекает в гармонии с развитием природы и общества, которое в современной литературе иногда называют коэволюцией природы и общества [2; 10, с. 26-32].
Таким образом, исследование гносеологического аспекта экологического сознания дает возможность адекватнее осмыслить в его структуре два отражательно -познавательного уровня: обыденного экологического сознания и теоретического экологического сознания. Информационно-отражательными каркасом этих уровней сознания соответственно являются эмпирическое экологическое знание и теоретическое экологическое знание. При этом более глубокое понимание экологического бытия, сложной системы «общество-природа» достигается главным образом на уровне теоретического экологического сознания.
Литература
1. Дрейер О.К., Лось В.А. Экология и устойчивое развитие. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1997. - 231с.
2. Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: Коэволюционная стратегия. - М.: Интерпракс, 1995. - 351с.
3. Концепция ноосферной школы // Зеленый мир, 1995, .№3. - С. 11-27
4. Концепция перехода Российской федерации на модель устойчивого развития // Зеленый мир, 1995,
№4. - С. 15-32.
5. Мантатов В.В. Стратегия разума: Экологическая этика и устойчивое развитие. - Улан-Удэ: 1998-
2000(В 2-х томах).
6. Марков Ю.Г. Социальная экология: Взаимодействие общества и природы. - Новосибирск: Лада,
Новосибирск. РАН, 2001. - 544с.
7. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 351с.
8. Моисеев Н.Н. Восхождение к разуму. - М.: Наука, 1993. - 207с.
9. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационный разлом // Зеленый мир, 1994, №21. - С.
5-11.
10. Моисеев Н.Н. Ещё раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии, 1998, №8. - С. 26-32.
11. Плюскин Ю.М. Экологическое мировоззрение: Конъюнктурность и архаичность // Социально -
политический журнал, 1996, №4. - С. 217-221.
12. Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. - М.: Наука, 1990. - 270с.
13. Урсул А.Д. Путь в ноосферу. - М.: Наука, 1993. - 270с.