А.Д. Какухин, И.В. Коваль
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ТЕХНОЛОГИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ СПОРТИВНО-ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ
Формирование у студентов представлений об образе ключевого звена - социолого-управленческого потенциала своей деятельности на предприятии — выступает условием эффективности социализационных процессов в вузе, направленной на подготовку конкурентоспособных специалистов. Эффективность компонентов учебного процесса в разной мере зависит от представлений преподавателями и студентами образа профессиональной деятельности. Представление образа профессиональной деятельности - это результат опережающего образования.
Ключевые слова: образ профессиональной деятельности; конкурентоспособность; специалист; учебный процесс; степень ин-териоризации образа социолого-управленческого потенциала специалиста спортивно-физкультурного профиля.
Актуальность проблемы социализации в российском обществе раскрывается во втором разделе Послания Президента России от 30 ноября 2010 г. Ее аспекты и характеристики связаны с деятельностью вузов. В Президентском Послании показано состояние социализации, которое отражает функционирование ряда организаций социального института образования, института семьи и других, которые прямо или косвенно заняты ей. Просчеты и ошибки в управлении социализацией находят отражение в уровне и характере развития молодого поколения. В документе представлены установки для совершенствования социализации в стране. Кроме этого, практически даны задания всем организациям, участвующим в социализационных процессах, поставлена цель - повысить качество этого процесса [9].
Описание проблемы. Состояние социализационных процессов как в стране в целом, так в отдельных институтах, а также и в самих вузах.
Вуз, как правило, является последним звеном как первичной социализации, так и началом второго со-циализационного этапа специалистов более высокого интеллектуального уровня. Известно, что на первом этапе социализации, связанном с образованием, учеба значительной части специалистов продолжается. Так и делают многие, обучаясь 3 года в аспирантуре, а затем в докторантуре, либо периодически проходя какие-либо курсы повышения квалификации. Таким образом, вуз у нас связывается со второй ступенью социализации в плане получения более высокого уровня образования, через которую должны пройти все молодые люди, которые планируют подготовку и защиту кандидатских и (или) докторских диссертаций. Вуз призван готовить работников более сложного исследовательского и преподавательского интеллектуального труда. В этом его главное предназначение [3].
Идентичную задачу решают в системе бизнес-образования. Здесь не только осуществляют начальное звено вторичного социализационного этапа специалистов более высокого интеллектуального труда -преподавательской деятельности, но и разрабатывают структурно-логические схемы «Идеальный преподаватель» [3].
Важно и то, что в бизнес-образовании действует система социального продвижения преподавателей, стимулирующая как повышение преподавательского мастерства, так и уровня специальных знаний проблематики действующего бизнеса [15].
Таким образом, вуз, являясь узловым стыковочным звеном первичной и вторичной социализации, выполняет еще и функцию преемственности в социализационных процессах и несет значительную ответственность за общие результаты социализации. Важно, что бизнес-образование разрабатывает или использует в этом аспекте системно-комплексный подход к обеспечению результативной деятельности преподавателей. Как показывает анализ предъявляемых требований к преподавателям, и вузы, и бизнес-образование не ставят и не решают проблему формирования социологоуправленческого потенциала у преподавателей и в подготовке своих выпускников [16].
Научная новизна. Особенности социализации студентов спортивно-физкультурного профиля обусловлены проектами их участия в реализации социального заказа «Создание конкурентоспособных предприятий и формирование основ конкурентоспособности страны в целом». Для решения названной социализационной проблемы используется единство системно-знаниевого и системно-компетентностного подходов, т.е. для представления социолого-управленческого потенциала и для его формирования применяется новая парадигма социологической науки как непосредственной производительной силы, когда в ходе деятельности преподавательского фактора осуществляются социализацион-ные процессы и направленно формируется социалого-управленческий потенциал.
Цели исследования заключаются в следующем:
1. Показать роль компонентов социализации в вузовском учебном процессе, подсистем преподавательского фактора в обеспечении эффективной социализации в процессах освоения социологии; ввести новые понятия: социолого-управленческий потенциал, социолого-управленческая грамотность в вузовском процессе социализации; представить матрицу взаимосвязи образа влияния компонентов преподавательского фактора на социализационные процессы формирования социолого-управленческого потенциала (табл. 1, 2; на примере ФФКиС сентябрь - декабрь 2009 г.).
2. Вскрыть взаимосвязь вузовской социализации и реализации социального заказа «Создание конкурентоспособных предприятий и формирование основ конкурентоспособности страны в целом»; применение социологических исследований для познания актуальных проблем социализации.
Подсистема Наименование 11-компонентной социализационной направленности преподавательского фактора Средние значения, баллы Компоненты социализации
Ранг Адаптация Идентифика- ция Интеграция Персонифи- кация
1. Излагает материал ясно, доступно 7,6 7, 8, 9, 10 + + + +
2. Разъясняет главные моменты 7,8 4, 5, 6 + +
3. Выделяет главные моменты 8,4 2 + + + +
4. Умеет вызвать и поддержать интерес аудитории к предмету 7,8 4,5,6 + + +
5. Следит за реакцией аудитории 7,6 7, 8, 9, 10 + + +
6. Задает вопросы, побуждает к дискуссии 8,0 3 + + + +
7. Соблюдает логическую последовательность в изложении 7,6 7, 8, 9, 10 + + +
8. Демонстрирует культуру речи, нормальный темп изложения 7,8 4,5,6 + +
9. Умеет снять напряжение и усталость аудитории 7,4 11 + +
10. Ориентирует на использование материала в трудовой, общественной деятельности 7,6 7, 8, 9, 10 + + + +
11. Творческий подход и интерес к своему делу 8,7 1 + + + +
Среднее арифметическое значение оценки уровня преподавательско-учебного компонента, баллы 7,8
Интегральное значение оценки уровня преподавательского фактора, баллы 26,0
Достигнутое от максимально возможного, % 87,2
Примечание. Знаком «+» обозначены наиболее существенные влияния направлений преподавательской деятельности на компоненты социали-зационных процессов.
Т а б л и ц а 2
III подсистема с 3 компонентами социолого-управленческого потенциала результатов социализационного процесса Средние значения, балл/% от максимально возможного Компоненты социализации
Адаптация Идентифи- кация Интеграция Персонифи- кация
20. Управленческое 8,2/91,1 + + + +
21. Психическое 7,4/82,2 + + +
22. Интеллектуальное 7,8/86,6 + + + +
Среднее значение в баллах 7,8/86,7
Интегральное значение 13,5/86,6
Достигнутое от максимально возможного, % от баллов 4,4/88,0
IV подсистема — Характеристика состояния деятельности двух взаимодействующих компонентов в социализационном взаимодействии
19. Использование потенциала преподавательского фактора 96,6%
21. Харатеристика временной включенности студентов в социализационные процессы по 5-балльной шкале 4,4/88,0
Примечание. При определении интегральных показателей применялись рекомендации, представленные в литературных источниках [1. С. 184191, 196-241].
Научная новизна исследования:
1. Особенности социализации студентов спортивнофизкультурного профиля обусловлены проектами их участия в реализации социального заказа «Создание конкурентоспособных предприятий и формирование основ конкурентоспособности страны в целом». Для решения названной социализационной проблемы используется единство системно-знаниевого подхода и системно-комптентностного подхода, тогда как для представления социолого-управленческого потенциала применяется новая парадигма социологической науки как непосредственной производительной силы.
2. Вуз рассматривается завершающим звеном первого этапа социализации значительной части молодежи. Именно вуз выступает последней ступенью социализации, которая связана с образованием. Роль вуза обусловлена тем, что она связана с завершающей ступенью социализации в плане получения образования, через которую проходит значительная часть молодых людей.
3. Вуз призван готовить работников интеллектуального труда. В этом его главное предназначение. Любой вуз можно рассматривать как организацию по производству услуг, состоящую из достаточно автономных элементов - факультетов, кафедр, лабораторий.
4. Основные требования к социализации заключаются в следующем:
- проводимая социализация по своему характеру должна быть опережающей;
- опережающего типа социализация может быть успешной лишь тогда, когда ее осуществляют специалисты от «опережающего типа образования»;
- социализация как процесс не может быть в отрыве от реализации социального заказа «Создание конкурентоспособных предприятий и формирование основ конкурентоспособности страны в целом»;
- социализация находится под воздействием закона конкуренции;
- деятельность организаций социализации может быть успешной лишь в том случае, когда они имеют адекватный требованиям уровень потенциальных способностей;
- специалисты, занятые социализацией, должны быть сами конкурентоспособными;
- необходимо учитывать, что конкурентоспособность специалистов зависит от наличия их способности создавать изобретательского уровня способы социализации или умениями использовать способы, т.е. быть инноваторами, владеть либо тем и другим: изобретательскими и инновационными компонентами своей деятельности, а при их отсутствии нельзя ожидать со-циализационное чудо - формирование молодых специалистов с конкурентоспособным компонентом [2].
Научные понятия социализационных процессов. Социализация (от лат. 8оааИ8 - общественный) включает совокупность взаимосвязанных процессов усвоения и воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта, развития соответствующих свойств и качеств человека, его становления как конкретно-исторического типа личности и субъекта (фактора) социокультурных практик данного общества.
Научная новизна:
1. В анализе проблем социализации учитывается наличие в ней сложных социальных процессов, её четырехкомпонентную структуру, которая включает адаптацию, персонализацию, идентификацию и интеграцию. Авторская позиция в этом аспекте отличается от точки зрения, например, А.В. Петровского, который выделяет три стадии социализации: адаптация, индивидуализация и интеграция [7. С. 439-440].
Особенность авторской точки зрения не только в том, что они включают еще один компонент - персонализацию, но и рассматривают как взаимосвязанные, одновременно не исключающие один другого, а как взаимосвязанные и сосуществующие одновременно на каждых этапах и фазах социализации.
2. Адаптация, персонализация, идентификация и интеграция представляют разные акценты, характеризующие социализационные процессы, имеющие особое значение не только потому, что они осуществляются на заключительном этапе первичной социализации, но и потому, что студентам необходимо определить свою роль в реализации социального заказа «Создание конкурентоспособных предприятий и формирование основ конкурентоспособности страны в целом».
3. Научный подход к обоснованию возможностей преодоления недостатков в вузовской социализацион-ной системе.
Реализацию проблем вузовской социализации в соответствии с актуальными потребностями социальноэкономического развития страны призваны обеспечивать обе подсистемы учебных предметов - специальнопрофессиональная и обществоведческая.
Сущностные изменения в социально-эконо-
мической, социально-политической, духовно-мотивационной сферах, начавшиеся в середине 80-х гг. ХХ в. и углубившиеся в период 1990-2000 гг., обусловили глубокий кризис в обществоведении - во второй подсистеме социализационных вузовских процессов. Вторая подсистема социализационных вузовских процес-
сов, согласно социологическим данным, не смогла ответить на вызов времени - определить своё место и свою роль в вузовском социализационном процессе.
Острая востребованность знаний, умений, навыков к взаимодействию с личностным фактором производительных сил, отказ от зуновского подхода (от формирования знаний, умений, навыков) и переход на компе-тентностный подход обусловливают не только перекос в социализационных процессах, но и то, что выпускники вузов, пройдя такой тип социализации в вузе, не могут решать проблему социального заказа «Создание конкурентоспособных предприятий и формирование основ конкурентоспособности страны в целом». Заметим, что мы не являемся сторонниками отказа от какого-либо компонента социализационного вузовского процесса. Напротив, акцентируем внимание на необходимости единства системно-знаниевого подхода (зу-новского подхода) и системно-компетентностного подхода в процессах вузовской социализации.
Методы исследования. Использованы социологические методы, наблюдения, интервью, контент-анализ, сравнительный анализ, метод разработки реферативных социологических исследований (РСИ), защита (РСИ), социолого-тестовая оценка деятельности преподавателя тремя подсистемами в диагностике состояния учебных процессов, представленные в разделе «Методология и организация конкретного социологического исследования в сфере физической культуры» [4. С. 159-211; 5. С. 13-39; 6. С. 432-462, 259-266; 9. С. 196-241; 10. С. 73-88].
Обеспечена конгруэнтность авторских изобретательских приоритетных способов с классическими методиками и техниками проведения социологических исследований [1. С. 184-191; 9. С. 196-241].
В программе исследования использовались рекомендации, представленные в «Методологии и организации конкретного социологического исследования в сфере физической культуры», опирающиеся на ссылки на социологических специалистов [3. С. 159-211].
Организация исследования. В ходе учебного процесса были реализованы как теоретико-методологические, так и методико-практические изменения в учебном процессе: изобретательского уровня способ и технологии формирования социолого-управленческого потенциала в вузах. Заметим, что они находятся под патентной защитой России.
В организации исследования используются общие схемы и рекомендации проведения социальной диагностики [1. С. 146].
Валидность и надежность информации достигается высокого уровня репрезентативностью за счет 100%-ного опроса присутствующих на занятиях. Качеству и надежности информации служит использование ретестового подхода, применение сравнительного подхода с данными предшествующих этапов и студенческих курсов. Постоянная актуализация учебного процесса с позиций становления студентов конкурентоспособными специалистами. Рекомендации по использованию новой информации на каждом занятии в интерактивной форме, а через недельный срок - в социоло-го-структурированной форме.
Направленное информирование студентов с целью сознательного использования ими информации в профессиональных интересах обучаемых.
Основные результаты исследования. Результативность используемых парадигм, способов и технологий, направленных на подготовку качественных конкурентоспособных специалистов в вузах, заключается в том, что сформирован опыт их применения в практике, который свидетельствует о существенном повышении качества образования и значительном успехе в формировании социолого-управленческого потенциала.
В этой связи представляют интерес социологические данные об опыте организации социализационных процессов с использованием преподавательского фактора, направленного на формирование социологоуправленческого потенциала у студентов спортивнофизкультурного профиля (см. табл. 1, 2).
При определении интегральных показателей применялись рекомендации, представленные в литературных источниках [1. С. 184, 241].
Социологический анализ состояния социализацион-ного взаимодействия направлений деятельности преподавателя и компонентов социализации на ФФКиС. Анализ матрицы распределений всей совокупности оценок удовлетворенности студентов социализацион-ным процессом, обусловливающим представления роли компонентов, показывает, что среди оценок удовлетворенности студентов из 11 аспектов более высоко оценивается «творческий подход и интерес преподавателя» к процессу формирования социолого-управ-ленческой грамотности (см. табл. 2).
Согласно нашим стремлениям, социологические данные в более полной мере отражают эту направленность деятельности преподавателя. Действительно, преподаватель стремится к максимально высокому результату, достижение которого не может быть без максимальной отдачи сил и энергии (оценки составляют 96,6%).
Слабым звеном является «умение снять напряжение и усталость студентов» (оценки - 7,4 балла, т.е. 82,2% от максимально возможной). Действительность такова, что процесс формирования социолого-управленческого потенциала у студентов требует от них значительных усилий. Не все студенты соответствуют таким высоким психическим и физическим критериям. Несомненно, что преподавателю необходимо учитывать это.
Одновременно с этим респонденты отмечают, что преподаватель использует почти весь свой потенциал, т. е. влияние преподавателя на развитие студентов приближается к 100%.
Таким образом, во-первых, нет «провальных» оценок в «социализационной направленности курса -формирование социолого-управленческого потенциала». Во-вторых, по 11 позициям преподавателю необходимо больше внимания уделить тому, чтобы повысить гуманистическо-управленческую направленность - проявлять еще больше заботы о социальнопсихологическом состоянии студентов при формировании социолого-управленческого потенциала. Это сигнал к тому, что требования к преподавательскому либо гуманистическо-управленческому потенциалу возросли либо повысилась требовательность препода-
вателя к содержанию деятельности этой группы респондентов.
Из социологических данных вытекает следующее:
1) исходя из своего опыта взаимодействия со студентами, нам известно, что оценка деятельности преподавателя существенно возрастает тогда, когда преподаватель и студенты решают общие «со-творческие проблемы» в контакте;
2) «приобщение» студентов как к самостоятельному, так и совместному научному творчеству требует умений обеспечивать релаксацию студентов. Мы полагаем, что преподаватель повысил требовательность к деятельности этой группы респондентов без соответствующего усиления творческого взаимодействия с ним;
3) в данной ситуации необходимо учитывать, что «ткань эффективных отношений преподавателя со студентами» очень «тонкая», «нежная» и «хрупкая», она формируется в большей мере преподавателем и в меньшей мере студентами. Её усиление требует особого такта и внимания, она может в один момент как усилиться, так и разрушиться. Её формирование, а тем более усиление предполагает использование всей совокупности социализационных компонентов. Разрушение может начаться лишь по ослаблению внимания к социально-психологическому состоянию студентов.
Обсуждение результатов исследования. На каждом занятии обсуждаются результаты исследований как в интерактивной, так и социолого-структурированной форме.
На их основе вырабатываются рекомендации для реферативных социологических исследований, которые готовятся каждым студентом, а затем обсуждаются на семинарских занятиях; итоги участия студентов в научно-исследовательской деятельности учитываются: при определении успеха в формировании социологоуправленческого потенциала, при оценке итогов совместной деятельности преподавателя и студентов. Кроме этого, используются методы обсуждения полученной информации в процессах принятия управленческих решений каждым студентом [2. С. 325-352]; для подготовки тезисов и выступлений студентов на научнопрактических конференциях.
Анализ состояния социализационных процессов заключается в том, чтобы обеспечить формирование конкурентоспособных специалистов. Теоретические и практические рекомендации использования данных представлены в монографических изданиях.
Выводы и рекомендации по использованию результатов исследования. Результаты опыта исследования состояния формирования социолого-управленческого потенциала позволяют сделать вывод о том, что, во-первых, современной методике стало возможным отразить сущностные изменения в вузовском социализаци-онном процессе; во-вторых, благодаря социологическим методам исследования, установлена действенность социализационных процессов; в-третьих, согласно результатам статьи, становится возможным преодолеть противоречия в вузовской социализационной практике подготовки специалистов, использовать предметный потенциал для формирования социологоуправленческого потенциала как ключевого звена подготовки конкурентоспособных специалистов, а вместе с ними начать создание социальной базы для реализа-
ции социального заказа «Создание конкурентоспособных предприятий и основ конкурентоспособности страны в целом».
Следовательно, на основе использованных новых подходов к социализации в учебном процессе имеются возможности обеспечения мониторинга подготовки конкурентоспособных специалистов.
В то же время ведя речь об адекватности социологических методов в процессах подготовки конкурентоспособных специалистов, необходимо соблюдать следующие зависимости: во-первых, для достижения этих целей нужно использовать новые изобретательского уровня способы; во-вторых, как показывают вышеприведенные данные, если и далее применять старые социализационные способы, которые использовались в учебных процессах подготовки 12% специалистов высшей квалификации, то
они приведут к тем же результатам; в-третьих, анализ совокупности имеющихся положительно идентифицированных заявочных изобретений Федеральным институтом промышленной собственности показывает, что среди них нет ни одного, предназначенного для формирования конкурентоспособных специалистов.
Зная о необходимости использования социологических исследований для успешного выполнения социального заказа, мы полагаем, что необходимо как создание новых изобретений, так и разработки адекватных способов их социализации.
Модернизация всех сфер жизнедеятельности общества и вузовская социализация не только находятся во взаимосвязи, но и выступают детерминантами формирования изобретательской и инновационной грамотности у студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Глазов М.М., Фирова И.П., Истомина О.Н. Управление персоналом: анализ и диагностика персонал-менеджмента. СПб.: Андреевский изда-
тельский дом, 2007. 203 с.
2. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.
3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 8: Социализация и образование. М.: ИНФРА-М, 2005.
4. Какухин А.Д. Аспекты системно-комплексного подхода к формированию потенциала спортивно-физкультурного обеспечения реализации
социальных заказов (на примере факультета физкультуры и спорта СФУ). Красноярск: СФУ, 2010.
5. Лубышева Л.И., Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. М., 1989.
6. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие. М.: ЛСЛЭЕМЛ, 2001.
7.МаксименкоА.М. Теория и методика физической культуры: Учеб. для вузов физич. культуры. М.: Физическая культура, 2009.
8. Педагогика физической культуры и спорта: Учебник / Под ред. С.Д. Неверковича. М.: Физическая культура, 2006.
9. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
10. Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию. 2008 год. Первый раздел; Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию. 2009 год. Первый раздел; Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию. 2010 год. Первый раздел.
11. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов. М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2004.
12. Столяров В.И. Социология физической культуры и спорта: Учебник. М.: Физическая культура, 2005.
13. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.
14. Мордовин С.К. Модель ключевых компетенций преподавателя бизнес-дисциплин и их развитие // Бизнес-образование. Специфика. Программы. Технологии. Организация / Под общ. ред. проф. С.Р. Филоновича. М.: ГУ ВШЭ, 2004. С. 570-578.
15. Филонович С.Р. Исследовательская деятельность и подготовка преподавателей // Бизнес-образование. Специфика. Программы. Технологии. Организация / Под общ. ред. проф. С.Р. Филоновича. М.: ГУ ВШЭ, 2004. С. 579-582.
16. Мордовин С.К., Филонович С.Р. Роль управленческого консультирования в развитии компетенций преподавателя // Бизнес-образование. Специфика. Программы. Технологии. Организация / Под общ. ред. проф. С.Р. Филоновича. М.: ГУ ВШЭ, 2004. С. 586-589.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 28 декабря 2010 г.