_ 84 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2018 ТОМ 20 № 5
ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
■ DOI: 10.22394/2070-8378-2018-20-5-84-92
Глобальный рейтинг университетов: взгляд из России
Дмитрий ЭДУАРДОВИЧ ГРИШАНКОВ, кандидат технических наук, генеральный директор
Ассоциация составителей рейтингов, рэнкингов и иных оценок эффективности (АСР) (Российская Федерация,
127015, Москва, Бумажный проезд, 14, стр. 1). E-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена представленному недавно принципиально новому московскому международному рейтингу высших учебных заведений «Три миссии университета» (MoslUR). Его создание инициировано Российским союзом ректоров и вызвано попыткой устранить существующие в рейтинговании перекосы. Автор подчеркивает, что основные составляющие оценки университетов - голоса экспертов и цитирование научных работ ученых вуза - заведомо определяют преференции для вузов англоязычных стран. Такой подход значительно снижает позиции российских университетов. Кроме того, по мнению автора, такой критерий, как влияние университета на развитие общества, вообще не рассматривается составителями наиболее авторитетных и популярных рейтингов. Не является главным показателем качества университета и качество образования, получаемое его студентами. Причем именно в этой области российские университеты имеют очень сильные позиции - качество образования в российских вузах остается на одном из самых высоких уровней в мире.
Рейтинг показал, что наиболее успешными можно считать вузы, в которых гармонично сочетаются три основных составляющих оценивания - образовательная, научная и влияние на общество. Группа критериев «Университет и общество» рассматривалась авторами и создателями рейтинга впервые в мировой практике рейтингования университетов. Это, по мнению автора, послужит мощным импульсом исследований во всем мире миссии влияния университета на общество, что можно рассматривать не только как совершенствование глобальных рейтингов университетов, но и как развитие сферы высшего образования в целом. Ключевые слова: рейтинг, университет, общество, миссия, критерий
Статья поступила в редакцию 19 февраля 2018.
Гришанков Д.Э. Глобальный рейтинг университетов: взгляд из России. Государственная служба. 2018. № 5. С. 84-92.
GLOBAL RANKINGS OF UNIVERSITIES: A VIEW FROM RUSSIA
DMITRY E. GRISHANKOV, Cand. Sci. (Technics), General Director
Association of agencies for ratings, rankings and other performance evaluations (AMA) (14, str. 1, Bumazhny proezd, Moscow, Russian Federation, 127015). E-mail: [email protected]
Abstract: The Article is devoted to the recently introduced fundamentally new Moscow international rating of higher education institutions 'Three missions of the University' (MoslUR). Its creation was initiated by the Russian Union of rectors and is caused by an attempt to eliminate existing distortions in the rating. The author emphasizes that the main components of the assessment of universities - the voices of experts and citation of scientific works of scientists of the University - knowingly determine the preferences for universities in English-speaking countries. This approach significantly reduces the position of Russian universities. In addition, according to the author, such criterion as the influence of the University on the development of society is not considered at all by the authors of the most authoritative and popular ratings. And the quality of education received by its students is not the main indicator of the quality of the university. At the same time, it is in this area that Russian universities have very strong positions - the quality of education in Russian universities remains at one of the highest levels in the world.
The rating showed that the most successful universities can be considered, in which the three main components of evaluation are harmoniously combined - educational, scientific and influence on society. The group of criteria 'University and society' was considered by the authors and creators of the rating for the first time in the world practice of rating universities. According to the author, this will serve as a powerful impetus for research of the mission of the university's influence on society around the world, which can be seen not only as improving the global ratings of universities, but also as the total development of higher education.
Keywords: rating, university, society, mission, criterion
The article was received on February 19, 2018.
Grishankov D. E. Global ranking of universities: a view from Russia. Gosudarstvennaya sluzhba. 2018. No. 5. P. 84-92. In Russian
Введение
Потребность в создании нового международного рейтинга университетов со штаб-квартирой в России назревала давно. Существующие популярные глобальные рейтинги оценивают университеты довольно односторонне [Пугач, Жуковская, 2012. С. 15-25]. По сути, распределение мест в этих рейтингах зависит от двух составляющих. Первая - как голосуют за вуз эксперты. Вторая - как цитируются научные работы сотрудников. Так, суммарный вес наукометрических и репутационных показателей в глобальном рейтинге Times Higher Education составляет 71,5%, в рейтинге Quacquarelli Symonds
- 70%. В результате эти два британских рейтинга дают огромную фору вузам англоязычных стран, поскольку цитируются в подавляющем числе случаев публикации на английском языке [Москалева, 2014. С. 9-20], и носители этого же языка преобладают среди опрашиваемых экспертов. При таком подходе российские вузы (равно как вузы Японии, Германии или, скажем, Испании) неизбежно теряют позиции и становятся слабо различимыми.
Главная функция университетов - давать качественное образование студентам - остается у британских рейтинговых агентств далеко на периферии [Костюченко, 2017. C. 170-172]. Такие показатели, как влияние университетов на общество, на страну в целом, успехи выпускников [Томсинов, 2016. С. 4-8] - эти аспекты вовсе не измерялись глобальными рейтингами.
Московский международный рейтинг вузов «Три миссии университета»1, инициатором создания которого выступил Российский союз ректоров, призван устранить указанные перекосы. В частности, появление рейтинга обусловлено стремлением оценить вузы с разных сторон, избежать чрезмерного влияния научного цитирования на результаты рейтинга, а также полностью исключить субъективные опросы экспертов. В новом рейтинге рассматриваются все три важнейшие миссии университета
- образовательная (вес 45%), научная (вес 25%) и
- впервые в рейтингах - влияние университетов на общество (вес 30%).
Пилотный рейтинг: основные выводы
В топ-200 пилотной версии Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета» (MosIUR) вошли университеты из 39 стран (Приложение 1). Наиболее широко представлены в рейтинге вузы континентальных европейских стран (48 университетов) и США (41 вуз). Также заметные успехи продемонстрировали Великобритания и Китай, которые представлены в топ-200 рейтинга восемнадцатью и четырнадцатью университетами соответственно. Россия представлена в списке лучших тринадцатью вузами. МГУ им.
1 https://mosiur.org/news/#28
М.В. Ломоносова занял 25-ю позицию, помимо него в первую сотню лучших вузов мира вошли еще два российских участника - Санкт-Петербургский государственный университет (72-е место) и Московский физико-технический институт (73-е).
В топ-20 рейтинга доминируют американские вузы, на первых строчках рейтинга расположились Гарвардский университет, Массачусетский технологический институт, Стэнфордский университет и Йельский университет. Лучшие британские вузы - Кембриджский и Оксфордский университеты - заняли в итоговой таблице 5-е и 6-е места соответственно. Среди представителей континентальной Европы лучший результат у швейцарской Федеральной политехнической школы Лозанны (9-е место), среди участников из Азии - у Токийского университета (11-е место). Лучшим вузом стран Латинской Америки признан Национальный автономный университет Мексики (105-е место), а сильнейшим среди учебных заведений Африки стал Кейптаунский университет (145-е место).
Преимущества в рейтинге получили гармоничные вузы, успешно выполняющие три ключевые миссии - образовательную, научную, общественную. MosIUR - это первый глобальный рейтинг, который рассматривает третью миссию университета и как часть ее - значимость вузов для собственных стран, учитывает национальную специфику. Таким образом, модель московского рейтинга оказалась ближе к национальным рейтингам, по сравнению с моделью существующих глобальных рейтингов, которые просто не рассматривают общественную миссию университетов и национальную компоненту, вклад университетов в развитие своих стран. Выбранный подход позволил произвести многостороннюю оценку университетов, что особенно актуально для стран, выпускники которых в большей мере ориентированы на внутренний рынок (Япония, Россия).
Была обнаружена высокая корреляция последовательности вузов стран в рейтинге MosIUR с расположением этих вузов в национальных рейтингах. Как правило, высоко в MosIUR располагаются те же вузы, которые занимают лидирующие позиции и в национальных рейтингах. Это применимо к США, России, Бразилии, Ирландии, Польше и другим странам. Так, 9 из 10 лучших вузов США рейтинга MosIUR также входят в первую десятку национального американского рейтинга US News and World Report. Четыре из пяти лучших вузов России из рейтинга MosIUR входят в топ-5 российского рейтинга вузов RAEX (Эксперт РА). 80% наиболее высоко оцененных вузов Бразилии из рейтинга MosIUR одновременно входят в топ-5 вузов национального бразильского рейтинга RUF. А состав топ-5 вузов Ирландии в рейтинге MosIUR на 100% совпадает с национальным рейтингом Sunday Times Good University Guide.
Бенефициарами рейтинга стали страны-доноры умов. MosIUR предложил более широкий взгляд на конкурентоспособность университетов, по сравнению с существующими рейтингами. Подавляющее большинство нынешних рейтингов рассчитано на страны-акцепторы умов (США, Западная Европа), которые заинтересованы в максимизации доли иностранных студентов и в привлечении как можно большего числа иностранных сотрудников, рынки академического труда этих стран отличаются высоким уровнем мобильности2.
Между тем, есть несомненные ценности и у вузов стран-доноров умов, и сам факт утечки мозгов - лучшее тому подтверждение. Однозначный вывод, который можно сделать по итогам анализа рейтинга: студенты и выпускники стран Восточной Европы и России высоко конкурентоспособны на мировом уровне. И именно благодаря высокому уровню подготовки выпускников [Качество высшего образования, 2012], наша страна была и остается донором умов на глобальном рынке.
К примеру, студенты российских вузов являются мировыми лидерами по победам в престижных международных олимпиадах, в том числе проводимых под эгидой США и Великобритании. А по количеству успешных в различных сферах деятельности выпускников, измеряемому по данным Wikipedia, российские вузы занимают 4-е место в мире, уступая только японским, американским и немецким университетам.
Миссия: образование
Качество образования - наиболее сильная сторона российских вузов.
Пилотный выпуск Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета» показал: отечественные вузы лучше всего выполняют первую - образовательную - миссию, но явно отстают от мировых лидеров в части проведения научных исследований. В топ-100 субрейтинга «Образование» вошли сразу семь российских вузов (таблица 1). И это объяснимо, так как из всех параметров, рассматриваемых в рамках группы «образование», российские вузы существенно уступают мировым лидерам только в одном - в объемах финансирования. Средний бюджет ведущих российских вузов в расчете на студента почти в семь раз ниже, чем у тридцати лучших по этому показателю университетов мира, и в 1,5 раза ниже среднего значения по всей выборке рассматриваемых вузов. По всем остальным критериям субрейтинга «Образование» вузы России высоко конкурентоспособны. Так, студенты ведущих российских вузов хорошо обеспечены научно-педагогическими кадрами: в среднем на одного сотрудника приходится около семи студентов, что сопоставимо со средним значением топ-100
2 http://unirating.ru/FtpRoot/files/international_rankings.pdf
Таблица 1. Миссия «Образование»
Ранг Название университета Страна
1 Harvard University США
2 University of Cambridge Великобритания
3 Yale University США
4 Imperial College London Великобритания
5 École polytechnique fédérale de Lausanne (EPFL) Швейцария
6 University of Oxford Великобритания
7 California Institute of Technology (Caltech) США
8 ETH Zurich Швейцария
9 Johns Hopkins University США
10 Washington University in St. Louis США
11 London School of Economics and Political Science (LSE) Великобритания
12 The University of Manchester Великобритания
13 Ecole Polytechnique Франция
14 University of Chicago США
15 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Россия
16 Massachusetts Institute of Technology (MIT) США
17 King's College London Великобритания
18 University College London Великобритания
19 University of California, San Diego (UCSD) США
20 Stanford University США
21 Nanyang Technological University, Singapore (NTU) Сингапур
22 National University of Singapore (NUS) Сингапур
23 Georgia Institute of Technology США
24 University of Michigan США
25 Emory University США
26 Московский физико-технический институт (государственный университет) Россия
27 All India Institute of Medical Sciences, New Delhi (AIIMS) Индия
28 Boston University США
29 Cornell University США
30 Duke University США
34 Санкт-Петербургский государственный университет Россия
57 Национальный исследовательский Томский политехнический университет Россия
67 Новосибирский национальный исследовательский государственный университет Россия
68 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Россия
82 Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» Россия
113 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Россия
114 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Россия
119 Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ Россия
138 Национальный исследовательский Томский государственный университет Россия
154 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Россия
173 Казанский (Приволжский) федеральный университет Россия
Таблица 2. Миссия «Наука»
Ранг Название университета Страна
1 Massachusetts Institute of Technology (MIT) США
2 Harvard University США
3 Stanford University США
4 Princeton University США
5 University of California, Berkeley США
6 Carnegie Mellon University США
7 Columbia University США
8 University of Chicago США
9 University of Cambridge Великобритания
10 California Institute of Technology (Caltech) США
11 Johns Hopkins University США
12 University of Oxford Великобритания
13 Duke University США
14 University of California, Los Angeles (UCLA) США
15 University of Washington США
16 Yale University США
17 Karolinska Institute Швеция
18 Cornell University США
19 University of California, San Diego (UCSD) США
20 Northwestern University США
21 University of Illinois at Urbana-Champaign США
22 Erasmus University Rotterdam Нидерланды
23 Radboud University Nijmegen Нидерланды
24 University of California, Santa Barbara США
25 Wageningen University & Research Нидерланды
26 Imperial College London Великобритания
27 University of Pennsylvania США
28 University of Maryland, College Park США
29 Rice University США
30 University of Southern California США
178 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Россия
194 Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» Россия
208 Санкт-Петербургский государственный университет Россия
213 Московский физико-технический институт (государственный университет) Россия
223 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Россия
226 Новосибирский национальный исследовательский государственный университет Россия
227 Казанский (Приволжский) федеральный университет Россия
228 Национальный исследовательский Томский государственный университет Россия
233 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Россия
234 Национальный исследовательский Томский политехнический университет Россия
256 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Россия
275 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Россия
286 Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ Россия
Таблица 3. Миссия «Университет и общество»
Ранг Название университета Страна
1 Harvard University США
2 University of Tokyo Япония
3 University of Michigan США
4 Waseda University Япония
5 Keio University Япония
6 Massachusetts Institute of Technology (MIT) США
7 Stanford University США
8 Columbia University США
9 University of Pennsylvania США
10 University of California, Berkeley США
11 National Autonomous University of Mexico (UNAM) Мексика
12 Yale University США
13 Ludwig-Maximilian University of Munich Германия
14 Kyoto University Япония
15 University of Oxford Великобритания
16 University of Toronto Канада
17 National Taiwan University Тайвань
18 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Россия
19 University of Illinois at Urbana-Champaign США
20 University of Cambridge Великобритания
21 École polytechnique fédérale de Lausanne (EPFL) Швейцария
22 Cornell University США
23 Peking University Китай
24 Delft University of Technology Нидерланды
25 Princeton University США
26 Duke University США
27 The University of Edinburgh Великобритания
28 Free University of Berlin Германия
29 University College London Великобритания
30 King's College London Великобритания
71 Санкт-Петербургский государственный университет Россия
75 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Россия
102 Московский физико-технический институт (государственный университет) Россия
175 Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» Россия
185 Национальный исследовательский Томский государственный университет Россия
211 Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ Россия
216 Новосибирский национальный исследовательский государственный университет Россия
224 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Россия
235 Казанский (Приволжский) федеральный университет Россия
248 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Россия
251 Национальный исследовательский Томский политехнический университет Россия
Рисунок 1. Число побед студентов вузов на международных олимпиадах в расчете на университет*
■ 7,93 7,48
6,81
5,74
4,10
Россия Китай Нидерланды
Восточная Европа Иран Канада Южная Корея Бразилия США
Великобритания
* Учитывались победители и призеры 12 международных студенческих олимпиад, проведенных в период с 2013 по 2016 год. Учитывались следующие олимпиады: ACM International Collegiate Programming Contest; The Philip C. Jessup International Law Moot Court Competition; The World Universities Debating Championships; SIAM Student Paper Competition & SIAM Student Paper Prizes; International Mathematics Competition for University Students; Network of International Business Schools Worldwide Case & Business; Plan Competitions; Green Brain of the Year Contest; The University Physics Competition; McGill Management International Case Competition; The Mathematical Contest in Modeling; John Molson Undergraduate Case Competition; Belgrade Business International Case Competition.
1,46
1,75
Рисунок 2. Россия на фоне стран-лидеров по нормализованному цитированию (глобальный уровень)**
США Швейцария Нидерланды Великобритания Швеция Австралия Гонконг Германия Россия
** Учитывались публикации в период с 2012 по 2015 год. Расчет осуществлялся отдельно по шести укрупненным областям знаний, согласно классификации ОЭСР, на графике приведено среднее значение по шести областям. В выборку вошли страны, представленные в рейтинге не менее чем четырьмя вузами.
глобального рейтинга. Также ведущие российские университеты привлекательны для иностранных студентов: доля зарубежных обучающихся у российских вузов в среднем составляет 16% - это тоже уровень первой сотни рейтинга.
Важное достижение заключается в том, что российские вузы являются мировыми лидерами по победам в престижных международных олимпиадах. Это доказано одним из инновационных показателей Московского рейтинга - «Количество побед обучающихся в вузе на международных студенческих олимпиадах». Принципиально, что этот критерий измеряет конкурентоспособность самих студентов, в отличие от привычных наукометрических показателей, которые относятся в большей степени к сотрудникам вузов, а не к студентам. В список анализируемых олимпиад было включено 12 престижных международных соревнований, семь из которых имеют американские и британские корни. Анализ данных показал: наиболее успешно выступают на международных олимпиадах студенты вузов России и Китая. По количеству побед российские вузы в 3,4 раза превзошли результат американских университетов и в 4,2 раза - результат британских вузов (рисунок 1).
Наибольшее количество вузов в топ-30 субрейтинга «Образование» представляют США. Из всех параметров, которые рассматривались при оценке образовательной деятельности, наиболее сильной
стороной американских вузов является их финансовая обеспеченность. По критерию «отношение бюджета вуза к количеству студентов» 9 из 10 вузов-лидеров - это университеты США, а среднее значение этого показателя по всем американским вузам из рейтинга составляет 150 тысяч долларов США, что в четыре раза превышает средний показатель вузов Западной Европы. При этом Соединенные Штаты уступают европейским странам в привлечении иностранных студентов: доля обучающихся из-за рубежа в ведущих вузах Великобритании и Швейцарии составляет в среднем 33%, что в два раза выше результата американских вузов.
Миссия: наука
Успехи вузов североамериканских и западноевропейских стран в глобальных рейтингах во многом объясняются высоким уровнем научно-исследовательской деятельности [Ходырев, 2015. С. 56-60]. Московский рейтинг MosIUR не стал исключением. Так, в субрейтинге «Наука» доминируют американские вузы: они заняли 23 места в первой тридцатке сильнейших (таблица 2). Научно-исследовательский бюджет американских вузов в расчете на одного сотрудника в 2,3 раза больше, чем у японских университетов, в три раза больше, чем у британских, и в пять раз больше, чем у российских.
Наряду с вузами США в топ-30 представлено семь вузов Западной Европы - по три из Велико-
Рисунок 3. Количество выпускников, которым посвящена страница в Wikipedia, в среднем на вуз***
Япония 737
Германия 519
Великобритания Канада Франция Австралия Швейцария Нидерланды
*** Выпускники вузов из топ-100 рейтинга MosIUR, родившиеся не
ранее 1947 года.
британии и Нидерландов и один вуз из Швеции. Лучший из российских вузов в данном субрейтинге - МГУ им. М.В. Ломоносова - расположился на 178-й позиции.
Важно подчеркнуть, что при расчете наукометрических данных Московский международный рейтинг опирается сразу на двух поставщиков би-блиометрической информации - Clarivate Analytics (база Web Of Science) и Elsevier (база Scopus). Такой подход является новаторским в глобальных рейтингах, он позволяет оценить качество научных публикаций более объективно, чем если бы использовались данные только одного из крупнейших провайдеров.
Лидерами по показателю нормализованной ци-тируемости являются вузы США. Публикации американских вузов из рейтинга MosIUR цитируются в среднем в два раза лучше среднемирового уровня согласно Scopus, и в 1,7 раза лучше - согласно Web of Science (рисунок 2). В тройку лидеров по цитированию научных работ также входят Нидерланды и Швейцария, это показали обе библиометрические базы данных. Результат российских вузов уступает среднему значению американских вузов в пять раз, согласно Scopus, и в шесть раз - по данным Web of Science.
Для оценки выдающихся научных достижений сотрудников и выпускников университетов в рамках MosIUR были проанализированы данные о присуждении премий из списка IREG List of International Academic Awards в период с 1997 года по 2016 год. Лидерами по числу полученных премий являются представители университетов США: средний балл американских вузов по этому параметру превосходит результат коллег из Великобритании в два раза, Японии - в 3,7 раза, Швейцарии - в 5,3 раза, России - в шесть раз. Российские вузы замыкают пятерку лидеров по данному критерию, опережая, например, немецкие университеты.
Рисунок 4. Количество онлайн-курсов вуза, размещенных на крупнейших онлайн-платформах (в среднем по стране)
США 34
Швейцария Нидерланды Китай Австралия Гонконг Россия Мексика Великобритания Тайвань
Третья миссия: университет и общество
В группе «Университет и общество» рейтинг зафиксировал более богатое географическое разнообразие лидеров, чем при оценке образовательной и научной миссий. Так, в топ-25 вузов субрейтинга «Университет и общество» входят представители 11 государств: Японии, США, Мексики, Германии, Великобритании, Канады, Тайваня, России, Швейцарии, Китая и Нидерландов (таблица 3). Позиции российских университетов в субрейтинге «Университет и общество» выглядят достаточно прилично: в топ-100 вошли три вуза из России, а в топ-200 -шесть. Это в любом случае интересный результат, ведь вплоть до сегодняшнего дня третья миссия университета оставалась terra incognita для составителей международных рейтингов.
Рейтинг показал, что наиболее сильно влияют на общество университеты, обладающие двумя характеристиками - долгой историей и широким спектром предметных областей, в которых работает вуз. Именно такие университеты, с многолетней историей и богатым охватом научно-образовательных программ, по факту наиболее сильно влияют на общественную жизнь в разных сферах. Так, 27 из 30 лучших университетов субрейтинга «Университет и общество» были основаны до начала ХХ века. В частности, в топ-30 входят основанные еще в средние века Оксфорд, Кембридж и Мюнхенский университет имени Людвига и Максимилиана. Также здесь представлены шесть из восьми представителей «Лиги плюща» - группы элитных и старейших университетов США (Гарвардский, Колумбийский, Йельский, Корнеллский, Принстонский и Пенсильванский университеты), а также один из старейших университетов России - МГУ им. М.В. Ломоносова.
Среди критериев, использующихся для оценки третьей миссии университета, наиболее инновационным в рейтинге MosIUR является показатель «Количество выпускников вуза, которым посвящена отдельная страница в Википедии». Он основан на подсчете количества успешных в различных сфе-
рах деятельности выпускников (в политике, науке, творчестве, искусстве, бизнесе, благотворительности и др.) и отражает их влияние на общество. В настоящее время Википедия практически не имеет альтернатив как источник, предоставляющий возможность дистанционных измерений количества выпускников, известных благодаря заметным успехам в своей деятельности, на основе масштабного массива данных, охватывающих большинство стран мира и доступных на национальных языках в тех регионах, где английский язык не слишком распространен.
По среднему количеству выпускников, имеющих персональную страницу в Википедии, лидируют университеты Японии. В среднем на один японский вуз из топ-100 рейтинга MosIUR приходится 737 выпускников, имеющих персональную страницу в Википедии. Далее с существенным отставанием следуют вузы Германии (519 чел.), США (429 чел.) и России (397 чел.), замыкает топ-5 Великобритания (296 чел.). В десятку лучших стран по этому показателю также входят Канада, Франция, Австралия, Швейцария и Нидерланды (рисунок 3). Также можно отметить успешность отдельных вузов и из других государств: «планку» в 300 выпускников преодолели Национальный университет Тайваня, Карлов университет (Чехия) и Национальный автономный университет Мексики.
Еще один инновационный показатель, впервые применяемый в практике составления глобальных академических рейтингов - количество он-лайн-курсов вуза, размещенных на крупнейших глобальных платформах Coursera и edX. На открытые онлайн-курсы сформировался четко выраженный
Литература
Пугач В.Ф., Жуковская М.Э. Рейтинги вузов: международный и российский подходы. Высшее образование в России. 2012. № 8-9. С. 15-25.
Качество высшего образования / Под ред. М.П. Карпенко. М.: Изд-во СГУ 2012. 291 с.
Костюченко А.П. Российские университеты в международных рейтингах. Молодой ученый. 2017. №22. С. 170-172.
References
Hodyrev A. Research rating. What the rating of the best universities in the scientific and research field can tell. Biznes-zhurnal. 2015. № 11. P. 56-60. In Russian
Kostjuchenko A. P. Russian universities in international rankings. Molodoj uchenyj. 2017. №22. P. 170-172. In Russian
Moskaleva O. V. University rankings and academic journals. Nauchnaja periodika:problemyireshenija. 2014. Volume 4, № 4. P. 9-20. In Russian
общественный запрос, и динамичное развитие этого вида образовательной деятельности не подлежит сомнению. Чем большее количество открытых курсов размещено на глобальных онлайн-платфор-мах, тем шире знание, передаваемое университетом посредством интернет-технологий, тем весомее его вклад в доступность образования во всем мире.
Наилучшие показатели активности в области развития массовых открытых онлайн-курсов демонстрируют вузы США - в среднем, один американский вуз суммарно размещает на двух рассматриваемых платформах 34 курса; второе место у вузов Швейцарии - 22 курса; далее следуют Нидерланды и Китай (по 15 курсов в расчете на один вуз), (рисунок 4). Россия также активно подключилась к распространению знаний через онлайн-курсы: в среднем ведущие вузы страны разместили на Coursera и edX по 11 курсов.
Заключение
Учитывая то, что группа критериев «Университет и общество» является инновационной в мировой практике рейтингования университетов, высока вероятность того, что уже в следующем году будут расширены как перечень критериев оценки взаимодействия университета и общества, так и спектр источников информации. Московский международный рейтинг вузов «Три миссии университета» самим фактом своего появления дал мощный толчок исследованию третьей миссии университета во всем мире, что является вкладом не только в совершенствование глобальных рейтингов университетов, но и в развитие сферы высшего образования в целом.
Москалева О.В. Рейтинги университетов и научные журналы. Научная периодика: проблемы и решения. 2014. Том 4, № 4. С. 9-20.
Томсинов В.А. Роль университета в жизни общества. Этнос и право. 2016. № 1. С. 4-8.
Ходырев А. Исследовательский ранжир. О чем может поведать рейтинг лучших вузов в научно-исследовательской сфере деятельности. Бизнес-журнал. 2015. № 11. С. 56-60.
Pugach V. F., Zhukovskaja M. E. University rankings: international and Russian approaches. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2012. № 8-9. P. 15-25. In Russian
The quality of higher education / Under the editorship of Karpenko M. P.
M.: Publishing house of SGU, 2012. P. 291. In Russian Tomsinov V. A. The role of the university in the life of society Etnos i pravo. 2016. № 1. P. 4-8. In Russian