ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2012. № 6
ГЛОБАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
О.Г. Леонова
ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР XXI ВЕКА: АРХИТЕКТУРА И СТАТУСНАЯ ИЕРАРХИЯ
В статье рассмотрены некоторые теоретические аспекты формирующейся конфигурации глобального мира, описаны «иерархия» и «каркас» глобального мира, выявлена его трехуровневая структура. Сформулировано определение архитектуры глобального мира.
Ключевые слова: глобальный мир, иерархия, каркас, оси, регион, архитектура.
В конце ХХ в. начинается формирование новых контуров геополитического пространства нашей планеты.
Происходящее переформатирование геополитического пространства глобального мира имеет свои последствия.
Во-первых, потеряли актуальность многие парадигмы классической геополитики. На смену старым геополитическим концепциям и категориям пришли новые, рожденные реалиями глобального мира («структура», «архитектура», «иерархия», «каркас» глобального мира). Вместо привычных терминов геополитики — «сверхдержава», «вассал», «сателлит», «марионеточное государство», «страны-изгои» и др. — все чаще используются понятия политической глобалистики «центр силы», «полюс многополярного мира», «претенденты на центр силы», «глобальная держава», «региональная держава», «региональные системы и подсистемы».
Во-вторых, проявляются новые характеристики геополитического пространства глобального мира: переход от биполярности к многополярности, повышение динамики мировых политических процессов; реконфигурация, фрагментация, иерархичность, изменение архитектуры глобального мира; формирование новых геополитических осей; блоковость, дисперсность и обострение соперничества формирующихся центров силы.
Состояние глобального мира не является статичным. Оно все в большей степени обретает черты соревнования между региональными объединениями, каждое из которых возглавляет региональная держава (США, ЕС, Китай, Россия, Бразилия, Индия, ЮАР и т.д.)
Государства, ранее нейтральные, оказываются перед необходимостью выбора: войти в собственную региональную систему или в один из конкурирующих политических (экономических, военно-стратегических) блоков, и становятся объектом борьбы ведущих держав за влияние над ними,
Таким образом, глобальный мир не является гомогенным конструктом. Он обладает признаком дисперсности и фрагментирован на следующие системные элементы: центры силы; претенденты на центры силы; макрорегионы или глобальные державы; геополитические оси; региональные системы и подсистемы.
Совокупность данных элементов образует систему глобального мира.
В-третьих, в глобальном мире складывается своя иерархия политических субъектов: центры силы, претенденты на центры силы, экономические, политические, военные и цивилизационные полюса. Каждый из них имеет свои параметры, которые можно экстраполировать на Россию, чтобы определить ее место в данной иерархии.
Параметрами экономического полюса служат: темпы роста ВВП и промышленного производства; эффективность экономической политики; развитие рыночных отношений, а также малого и среднего бизнеса; инвестиционная активность внутри страны и инвестиционная привлекательность региона в целом; развитая социально-экономическая инфраструктура; достижение оптимального в данных условиях уровня и качества жизни; инновационная направленность политики и ориентация на высокие технологии; баланс социоэколого-экономической системы страны; обеспечение устойчивого и сбалансированного воспроизводства социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов региона; его высокая конкурентоспособность в глобальном мире.
Экономическим полюсом сегодня является «большая семерка золотого миллиарда» и стремительно развивающаяся «семерка полупериферийных государств».
Параметрами политического полюса можно считать: членство в Совете безопасности ООН; способность контролировать обширное геополитическое пространство; наличие достаточных возможностей для удержания этой территории под своим влиянием; обладание явными признаками политической самодостаточности; собственная политическая стабильность и устойчивость развития данного государства, что гарантируется оптимумом контролируемого пространства, достаточным демографическим ресурсом.
Военный полюс (Индия, Китай, Иран, Пакистан, КНДР и др.) обладает ядерным оружием, что гарантирует возможность интенсивного воздействия на другие страны и систему международных
отношений самим фактом своего существования, угрозой использования средств вооруженного насилия, демонстрацией политической воли и решительности руководства вести в случае необходимости вооруженную борьбу. Однако факт наличия даже столь мощного оружия не исчерпывает характеристики понятия «военный полюс». Только совокупность установлений (военная доктрина, доктрина национальной безопасности, концепция государственной внешней политики, официальные заявления и поведение политических лидеров государства, отношение общественного мнения к возможности применения силы и др.), институтов и средств, определяющих военную силу как главное орудие политики данного государства, формирует статус державы как военного полюса.
Цивилизационный полюс характеризуется явно выраженной цивилизационной идентичностью; потенциалом социокультурного влияния; спецификой национального менталитета; наличием распознаваемых цивилизационных алгоритмов, цивилизационных фильтров и барьеров в процессе социокультурной интеграции стран глобализирующегося мира; консолидацией на основе разделяемой всеми гражданами национальной идеи; защитой национальных интересов, ценностей и идеалов; обеспечением национальной безопасности; наличием внятного национального проекта.
Цивилизационные полюса глобального мира — это Китай, Индия, Япония, Саудовская Аравия, Иран и другие страны с ярко выраженной цивилизационной идентичностью и цивилизационным проектом.
Таким образом, глобальный мир формируется не как сообщество равноправных наций, но как система подчинения, как жесткая иерархия государств и региональных политических систем.
Центр силы глобального мира — это понятие, объединяющее совокупность локальных характеристик существующих полюсов многополярного мира. Центр силы можно определить как совокупность военных, экономических, политических, социокультурных (цивилизационных) ресурсов государства, наличие которых определяет его геостратегический, геоэкономический, геополитический и социокультурный потенциал и позволяет активно участвовать в управлении процессами глобального мира. Таким центром силы являются США. В данном конкретном случае понятия «центр силы» и «глобальная держава» совпадают.
Одной отдельно взятой стране стать центром силы глобального мира сложно, но аккумулируя в союзе (блоке) с другими странами свои экономические, политические и военные ресурсы, возможно. При доведении интеграционных процессов до своего логического завершения, т.е. до формирования полноценного экономического, политического, военно-стратегического союза, такой союз (блок),
аккумулировавший мощь и силу нескольких сопредельных государств, становится центром силы глобального мира. Пока на практике в силу сложности реализации данных условий центром силы удалось стать лишь Европейскому союзу.
Претенденты на центр силы — страны, которые объединяют свои ресурсы и находятся на пути создания экономического, политического и военно-стратегического союза. К претендентам на центры силы можно отнести многие региональные интеграционные объединения, такие как АСЕАН, АТЭС, МЕРКОСУР, ССАГПЗ, Южно-Африканский таможенный союз и др., которые находятся пока в основном на этапе экономической интеграции. Несомненно, претендентом на центр силы является и Китай.
В-четвертых, формируются новые геоэкономические и геополитические оси, которые составляют каркас глобального мира.
В настоящее время деление регионов глобального мира на развитые, догоняющие и развивающиеся страны уходит в прошлое. В мировой экономике происходит формирование новой пространственной конфигурации: Запад-Восток и Север-Юг.
Разумеется, деление на «индустриальный Север» и «отсталый Юг» весьма условно. К «Северу» принято относить высокоразвитые страны с большим объемом ВВП, высокими доходами на душу населения и высокой динамикой экономического роста.
По экономическим показателям к «индустриальному Северу», несомненно, следует относить и страны «Большой семерки Юга», которые представлены Китаем, Индией, Бразилией, Индонезией, Мексикой, Южной Кореей и Таиландом. Китай может с полным правом претендовать на присоединение к «большой Семерке Севера» (G 7).
По рейтингу глобальной конкурентоспособности ("The global Competitiveness Index 2011-2012 rankings"), Россия в 2010-2011 гг. занимала 63-е место, оказавшись позади не только таких стран, как Турция (61-е место), Индия (51-е место), Бразилия (58-е место), Южная Африка (54-е место), но и таких, как Черногория (49-е место), Коста-Рика (56-е место), Словения (45-е место), Азербайджан (57-е место), Мавритания (55-е место), Шри-Ланка (62-е место), Индонезия (44-е место), Литва (47-е место), Барбадос (43-е место), Тунис (32-е место), Пуэрто-Рико (41-е место), Малайзия (26-е место) и т.д.1 К сожалению, по ряду макроэкономических показателей современная Россия относится, скорее, к «Югу».
Помимо геоэкономических осей в последние двадцать лет происходит формирование новых геополитических осей: США-ЕС,
1 www3.weforum.org/docs/ WEF_GCR_Competitiveness Index Ranking_2011-12.
США-Канада-Мексика, Бразилия-Аргентина, Турция-Иран, Китай-Япония-Южная Корея, ЮАР-Нигерия и др.
Геэкономические и геополитические оси глобального мирового пространства составляют его каркас.
С процессом формирования некоторых из них связано возникновение интересного феномена: когда ось образуют две страны, примерно равные по своему потенциалу и ресурсам (Турция и Иран), при сложении этих потенциалов может возникнуть бинуклеарный центр силы. В таком центре силы имеются два ядра, в данном случае Турция и Иран, и может даже возникнуть явление локальной биполярности. Вполне вероятно появление феномена локальной биполярности и внутри макрорегиональной системы АТР (Китай — Япония).
В-пятых, анализ территориально-политического пространства показывает складывающуюся новую форму структурации глобального мира. Структурообразующей единицей глобального пространства выступает в данном случае понятие «регион».
В «Политической энциклопедии»2, в энциклопедии «Глобалистика»3, в работах ряда авторов4 в понятие «регион» входят регионы любого уровня: субрегионы, макрорегионы, оно позволяет трактовать то или иное государство как регион, как структурообразующую единицу и элемент трехуровневой системы глобального мира.
Сегодня термин «регион» используется либо для обозначения внутригосударственной административной единицы (Уэльс, Корсика, Флорида) и тогда понимается как субрегион внутри государства, либо для обозначения группы государств (АТР, Североамериканский регион, европейский регион и т.д.) и тогда понимается как макрорегион. Либо понятие «регион» отождествляется с понятием «государство», которое в соответствии с данной логикой можно условно обозначить как мезорегион.
Современная структура глобального мира представляет собой совокупность трех уровней: субрегионы (регионы внутри государства), мезорегионы (государства), макрорегионы, которые предстают как новые структурообразующие единицы глобального пространства.
Иными словами, глобальный мир можно представить как трехуровневую структуру, состоящую из суб-, мезо- и макрорегионов, базовым элементом в которой выступает регион.
В контексте политической глобалистики с точки зрения масштаба и формата входящих в данное образование структур можно выделить региональные системы и подсистемы.
2 Политическая энциклопедия: В 2 т. М., 1999. Т.2. С. 333, 334.
3 Глобалистика: Энциклопедия. М., 2003. С. 882.
4 См.: АбрамовЮ.А., Куйбарь В.И. Глобальная регионализация: к обоснованию понятия // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 1. С. 249.
Региональные системы образуют сопредельные государства, объединяющиеся вокруг регионального лидера, обладающего характеристиками нескольких видов полюсов и инициирующего интеграционные процессы. Региональный лидер — это экономический, и (или) политический, и (или) военный, и т.д. полюс глобального мира.
Региональные подсистемы образуют части сопредельных государств, чаще всего пограничные регионы. В результате образуется трансграничный регион, включающий в себя отдельные части сопредельных государств. Ярким примером является Балтийский регион. Пограничные регионы балтийских стран достаточно успешно сотрудничают между собой. Дальневосточный регион России пытается интегрироваться в Восточную Азию.
Превращение географического пространства в региональную систему происходит по мере нарастания экономического, внешнеполитического и социокультурного взаимодействия соседних стран, в ходе формулирования и достижения общих целей, в процессе разработки общей стратегии и тактики решения стоящих перед макрорегионом задач, затрагивающих интересы всех стран-участниц данной региональной системы.
Таким образом, региональную систему можно представить и как макрорегион, в который входят несколько сопредельных государств, имеющих тесные взаимосвязи в сфере экономики, политики и культуры, общие регулирующие и координирующие их институты, а также как страну-лидера данных интеграционных процессов.
Совокупность элементов иерархии, каркаса и структуры глобального мира составляет целостную архитектуру глобального мира.
Характер политических процессов и будущий сценарий развития мировой системы будет определять борьба за место в иерархии структурных элементов глобального мира.
Уже очевидно, что будущая конфигурация глобального мира будет:
- многополярной, со значительным количеством полюсов (экономических, военных, цивилизационных, в меньшей степени политических, поскольку политическая самостоятельность и самодостаточность в глобальном полицентричном мире трудно достижимы);
- полицентричной. В ней будет несколько центров силы, которые будут представлены США и крупными глобальными структурами (ЕС, МЕРКОСУР, возможно АСЕАН, БРИК или Евразийский союз).
Таким образом, будущая структура многополярного мира предстает как конфигурация следующих структурных элементов — США, ЕС, Китай (первый иерархический уровень) — центры силы многополярного мира.
Макрорегионы с сильно развитой экономической интеграцией, но и с достаточно выраженной политической составляющей об-
разуют второй иерархический уровень и претендуют в будущем на центры силы многополярного мира. Среди них могут быть макрорегионы, возглавляемые организациями АСЕАН, МЕРКОСУР, ССАГПЗ или другими.
Япония, Россия, Индия, Бразилия, Мексика, Южная Корея и др. — третий иерархический уровень. Эти страны уже являются экономическими, или политическими, или военными полюсами многополярного мира.
Как известно, существуют три вида устройства международной системы: однополярный, биполярный и многополярный мир.
Между терминами многополярный и полицентричный мир есть определенная разница. Более распространенным сегодня является понятие многополярный мир, которое экстраполируется на будущую конфигурацию мировой системы.
Однако многополярным мир является уже сегодня, так как в нем присутствуют и экономические полюса (бурно развивающиеся страны с высокими экономическими показателями), и военные (страны, обладающие, как минимум, ядерным оружием) и цивилизационные (страны с ярко выраженной цивилизационной идентичностью).
Более логичным определением будущей конструкции глобального мира представляется полицентричный мир — мир, состоящий из нескольких центров силы.
Взаимоотношения между структурными элементами системы глобального мира можно соотнести с рыночной конкуренцией. Это означает, что механизм конкуренции на экономическом рынке можно (с оговорками и учетом соответствующих коррелятов) экстраполировать на ситуацию глобального политического рынка. Например, таким существенным коррелятором выступает субъективный фактор глобальных политических процессов, который на политическом рынке имеет более выраженный характер, чем на рынке экономическом.
Во-первых, между данными акторами глобального мира неизбежна конкуренция в своей «весовой категории».
Конкуренция между акторами глобального мира — эффективный стимул углубления интеграционных процессов как на региональном уровне, так на уровне межгосударственных объединений типа АСЕАН.
Стремление сохранить достигнутый в иерархии глобального мира статус, закрепиться в собственной политической и экономической нише, обойти конкурента, не отстать от общего темпа глобализационных процессов мощно мотивирует дальнейшее укрепление интеграции и союзнических отношений путем подписания договоров, создания наднациональных органов управления, активизирует мобилизационный потенциал политической элиты и
бизнес-сообщества данных стран, способствует пониманию необходимости и неизбежности жертвовать частью своей власти, тактическими экономическими интересами и даже частью суверенитета государства ради достижения стратегических, во всех отношениях «глобальных» целей.
Во-вторых, в глобальном мире благодаря многообразию ведущих акторов и занимаемых ими позиций возникают и автоматически поддерживаются условия конкурентной борьбы.
Многополюсная и полицентричная глобальная система порождает конкуренцию сама, по своей природе, вследствие чего есть основания считать принцип глобальной конкуренции имманентно присущим такой системе, ее естественным и неизбежным свойством.
Так, региональной державе — региональному лидеру конкуренцию могут составлять другие «осевые» для данного региона страны. Несколько региональных держав-лидеров могут вступать в конкуренцию между собой, странами-полюсами глобального мира или с претендентами на статус центра силы.
Данная конкуренция аналогична конкуренции за рынки сбыта и сферы политического влияния и может выражаться либо в вовлечении в свою орбиту новых участников, либо в «переманивании» стран из одного союза (блока) в другой.
М. Троицкий в своей статье «Глобальный регионализм и внешняя политика России» приводит следующие примеры. «В Латинской Америке США с 1994 г. стремятся сформировать панамериканскую зону свободной торговли, подключив страны региона к НАФТА посредством двусторонних торговых соглашений. Вопреки этим усилиям большинство латиноамериканских государств во главе с Бразилией — лидером регионального масштаба — предпочли объединяться в торговые союзы без участия США. Главной альтернативой присоединения к НАФТА для латиноамериканских государств стал Общий рынок стран Южной Америки (МЕРКОСУР). Вашингтону же удалось через НАФТА вовлечь в свою торговую орбиту только Перу и Чили. Договор о зоне свободной торговли с Колумбией ожидает ратификации в Конгрессе США»5.
Он же отмечает, что многие малые и средние государства предпочитают союзничать, скорее, с внерегиональными центрами политического и экономического влияния, чем с непосредственными соседями. Крупные региональные державы — региональные лидеры обычно не способны предоставить странам своего региона столь же значительные выгоды от сотрудничества, как глобальный лидер или Центр силы (США, ЕС, КНР). Так, отдельные государства АСЕАН все сильнее ощущают притяжение Китая, а наиболее развитые
5 Троицкий М. Глобальный регионализм и внешняя политика России // Свободная мысль. 2009. № 11. С. 44.
страны Латинской Америки привлекает возможность свободной торговли с США6.
Таким образом, течение, содержание и вектор развития глоба-лизационных процессов в большой степени определяется конкуренцией между игроками глобального мира, их попытками сохранить и подтвердить своей статус в глобальной иерархии, претензиями на его повышение, в том числе действиями (системой экономических, политических, военных и идеологических мер) по привлечению новых союзников и членов своего блока.
Можно прогнозировать, что конкурентная борьба между структурными элементами глобального мира приведет к возникновению цикличности смены моделей глобального мира.
Такими моделями выступают однополярный мир, биполярный мир и многополярный мир. Однако, как отмечалось выше, более точно их следует называть моноцентричный, бицентричный, по-лицентричный миры.
В.И. Якунин, В.Э. Багдасарян, В.И. Куликов и С.С. Сулакшин в своей книге «Вариативность и цикличность глобального социального развития человечества» выдвинули и обосновали концепцию цикличности развития, описав режим маятниковой цикличности в контексте дискретной и консервативной моделей модернизации7. Концепция маятников цикличности носит фундаментальный характер и поэтому ее можно экстраполировать и на систему глобального мира.
Благодаря действию механизма конкуренции модели глобального мира будут находиться в режиме чередования, сменяя друг друга.
Точкой равновесия можно считать модель бицентричного мира. Равновесие международной системы было нарушено с окончанием периода «холодной войны», распадом СССР и дезинтеграцией постсоветского пространства.
На смену бицентричному миру пришла модель моноцентрично-го мира с глобальным гегемоном — США. Сегодня данная модель обнаруживает явные черты кризиса, о котором уже много сказано и написано.
На смену фазы моноцентричного мира приходит модель мира бицентричного, которая, очевидно, будет представлена системой США — Китай. (Европейский союз также представляет собой центр силы, однако в системе международных отношений выступает обычно в блоке с США.)
Через определенное время (у каждого международного субъекта оно будет разным по своей продолжительности) претенденты
6 Там же. С. 45.
7 См.: Якунин В.И., Багдасарян В.Э., Куликов В.И. и др. Вариативность и цикличность глобального социального развития человечества М., 2009. С. 289-307.
на Центр силы глобального мира укрепят свои позиции и оформят собственные союзы и блоки.
Поэтому на смену фазы бицентричного мира придет модель полицентричного мира.
Это будет первый цикл развития системы глобального мира.
Среди его ведущих акторов, возможно, будут: АСЕАН, Арабский мир, «Великий Туран» (уже реализуемый геополитический проект Турции на основе идеологии пантюркизма); МЕРКОСУР или другие.
Постепенно в конкуренции между данными Центрами силы появятся свои лидеры и аутсайдеры. Фаза многополярного мира подойдет к концу. «Маятник» начнет свое движение в обратную сторону, а глобальная система будет стремиться вновь обрести равновесие в рамках модели бицентричного мира. Данное движение маятника в сторону бицентричного мира будет означать начало второго цикла развития системы глобального мира.
Какие страны или Центры силы будут представлять ведущий дуэт бицентричного мира во втором цикле? Несомненно, одним из двух акторов по-прежнему останутся США. Противостоять США будет один из победителей конкурентной борьбы в системе многополярного мира.
Ситуацию можно обозначить таким образом:
США versus Х1 или Х2 или Х3 или Х4 и т.д., где Х1 — Китай, Х2 — Россия, Х3 — АСЕАН, Х4 — МЕРКОСУР, Х5 — проект «Арабский мир», Х6 — проект «Великий Туран».
Однако история повторяется и, согласно известному тезису: «Боливар не вынесет двоих», маятник снова придет в движение в сторону моноцентричного мира. Один из двух глобальных игроков закрепит за собой статус гегемона и лидера глобального мира.
Для вывода системы глобального мира из состояния статичности помимо внутренних факторов (конкуренции) нужен внешний толчок или «внесистемные внешние проникновения»8. Таким внешним толчком может быть событие глобального масштаба — конфликт, экологическая или космическая катастрофа, глобальный финансово-экономический кризис и т.д.
Кризис моноцентричного мира неизбежно вызывается стагнацией замкнутой внутри себя системы и становится исходной, поворотной точкой смены вектора движения глобальной системы. Монополия глобального лидера включает механизм самораспада однополярного мира и приводит в действие силы, запускающие обратный ход глобального маятника. Цикл «бицентричный мир —
8 Там же. С. 294.
моноцентричный мир — бицентричный мир — полицентричный мир» будет повторяться снова и снова.
В этом цикле модель «бицентричный мир» есть ситуация максимально возможной устойчивости системы. Модели «моноцентричный мир» и «полицентричный мир» есть максимальные амплитуды движения глобального маятника.
После достижения такой максимальной амплитуды глобальный маятник начинает движение в обратную сторону, меняя вектор развития глобальной системы на противоположный.
Данный подход позволяет увидеть циклы развития системы глобального мира, прогнозировать вектор ее трансформации, вырабатывать стратегию адаптации данной страны к глобальному миру, определять наиболее эффективные геополитические приоритеты.
В целом циклы маятниковых колебаний системы глобального мира следует расценивать как исторически объективное детерминированное явление.
Однако хотелось бы напомнить, что прогноз не предрешает, он информирует. «Дело прогноза — не заниматься изощрениями то мысли, то пера в создании арабесок искусственных построений; не выводить жесткие, всегда недостижимые связи, дело прогноза — идентифицировать схемы потенциального осуществления и информировать о том лиц заинтересованных»9.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. АбрамовЮ.А., КуйбарьВ.И. Глобальная регионализация: к обоснованию понятия // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 1. [Abramov Ju.A., Kujbar' V.I. Global'naja regionalizacija: k obosnovaniju ponjatija // Social'no-gumanitarnye znanija. 2008. N 1]
2. Глобалистика: Энциклопедия. М., 2003. [Globalistika: Jenciklopedija. M., 2003]
3. Политическая энциклопедия: В 2 т. М., 1999. Т.2. [Politicheskaja jenciklopedija: V 2 t. M., 1999. T. 2]
4. Социально-гуманитарные знания. 2008. № 1. [Social'no-gumanitarnye znanija. 2008. N 1]
5. Троицкий М. Глобальный регионализм и внешняя политика России // Свободная мысль. 2009. № 11. [Troickij M. Global'nyj regionalizm i vneshnjaja politika Rossii // Svobodnaja mysl'. 2009. N 11]
6. Якунин В.И., Багдасарян В.Э., Куликов В.И. и др. Вариативность и цикличность глобального социального развития человечества М., 2009. [Jakunin V.I., Bagdasarjan V.Je., Kulikov V.I. i dr. Variativnost' i ciklichnost' global'nogo social'nogo razvitija chelovechestva M., 2009]
9 Ильин В.В. Мир Globo: Вариант России. Калуга, 2007. С. 201.