Научная статья на тему 'Глобальный кризис: необходимость новых принципов, институтов, ценностей'

Глобальный кризис: необходимость новых принципов, институтов, ценностей Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
387
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век глобализации
ВАК
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС / ПРИНЦИПЫ / ИНСТИТУТЫ / ЦЕННОСТИ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ТЕРРОРИЗМ / ЭКОЛОГИЯ / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / GLOBALIZATION / GLOBAL CRISIS / PRINCIPLES / INSTITUTIONS / VALUES / GLOBAL ISSUES / TERRORISM / ENVIRONMENT / FINANCIAL-ECONOMIC CRISIS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ганчев Петко

Исходя из концепции о том, что после 90-х гг. ХХ в. процессы глобализации как объективные, исторически закономерные процессы наднациональной интеграции современного человечества протекают в соответствии с принципами идеологии неолиберализма, автор показывает масштабы разразившегося глобального кризиса капитализма, на фоне которого переживаемый человечеством после 2008 г. финансово-экономический кризис является только верхушкой айсберга, угрожающего будущему цивилизации и вообще жизни на Земле. Основываясь на опыте переломных исторических эпох, автор указывает на необходимость разработки новых принципов, институтов и ценностей, которые позволят человечеству справиться с угрозами, вставшими на пути его будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Proceeding from the concept that after the 1990s the processes of globalization as objective and historically determined laws of supranational integration of the contemporary humankind are taking neoliberal course, the author reveals the large scale of the global crisis of capitalism, for which the current financial and economic crisis after 2008 is only the top of the iceberg, threatening the future of the civilization and life on the Earth in general. Basing on the evidence of the turning points of the human history, the author points out the need for development of new principles, institutes and values which will enable the mankind to cope with the threats for its future.

Текст научной работы на тему «Глобальный кризис: необходимость новых принципов, институтов, ценностей»

ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС: НЕОБХОДИМОСТЬ НОВЫХ ПРИНЦИПОВ, ИНСТИТУТОВ, ЦЕННОСТЕЙ

Ганчев П.

д. ф. и д. полит. н., профессор, посол, председатель Геополитического центра Евразия - София. E-mail: petko_ganchev@abv.bg

Исходя из концепции о том, что после 90-х гг. ХХ в. процессы глобализации как объективные, исторически закономерные процессы наднациональной интеграции современного человечества протекают в соответствии с принципами идеологии неолиберализма, автор показывает масштабы разразившегося глобального кризиса капитализма, на фоне которого переживаемый человечеством после 2008 г. финансово-экономический кризис является только верхушкой айсберга, угрожающего будущему цивилизации и вообще жизни на Земле. Основываясь на опыте переломных исторических эпох, автор указывает на необходимость разработки новых принципов, институтов и ценностей, которые позволят человечеству справиться с угрозами, вставшими на пути его будущего.

Ключевые слова: глобализация, глобальный кризис, принципы, институты, ценности, глобальные проблемы, терроризм, экология, финансово-экономический кризис.

Proceeding from the concept that after the 1990s the processes of globalization as objective and historically determined laws of supranational integration of the contemporary humankind are taking neoliberal course, the author reveals the large scale of the global crisis of capitalism, for which the current financial and economic crisis after 2008 is only the top of the iceberg, threatening the future of the civilization and life on the Earth in general. Basing on the evidence of the turning points of the human history, the author points out the need for development of new principles, institutes and values which will enable the mankind to cope with the threats for its future.

Keywords: globalization, global crisis, principles, institutions, values, global issues, terrorism, environment, financial-economic crisis.

Уже несколько десятилетий самые видные умы человечества непрерывно напоминают, что цивилизация зашла в тупик, в зону глобального риска. Это стало очевидно не только ученым и политическим обозревателям, но и простым людям, особенно после разразившегося в 2008-2011 гг. глобального финансово-экономического кризиса. К сожалению, инерция исторического движения, алчные экономические и финансовые интересы мощных транснациональных структур, пустой оптимизм мировых политиков, глупость и невежество миллиардов людей непрерывно усугубляют эту критическую ситуацию, уничтожая факторы нормальной жизни на Земле и перспективы цивилизации.

Век глобализации 2/2012 62-78

62

В силу каких причин цивилизация оказалась в такой ситуации, когда ставится под вопрос не просто будущее тех или иных народов и государств, как уже неоднократно происходило в истории человечества, но будущее самой цивилизации, самого человечества?

Хорошо известно, что после Второй мировой войны (1939-1945 гг.), когда были применены на практике многие технологические открытия и были созданы такие международные институты и организации, как ООН, МВФ, МБ и т. д., наступил новый этап исторического развития человечества - этап глобализации. Но это развитие разворачивалось в двух вариантах: а) либерального капитализма с центром в США; б) государственного социализма с центром в СССР в соответствии с идеологиями либеральной демократии и коммунистического интернационализма. Эта эпоха глубокой конфронтации и противостояния, характеризуемая как эпоха холодной войны, закончилась крахом государственного социализма, не сумевшего своевременно реформироваться из-за профессиональной непригодности коммунистической номенклатуры. Таким образом, в начале 90-х гг. ХХ в. остался только вариант либерального капитализма, развернувший новый этап глобализации. За короткое время были созданы наднациональные и надгосударст-венные сети финансового, экономического, информационного, военного, политического и прочего характера. К сожалению, этот объективный закономерный процесс интеграции всего человечества в одну систему протекал под знаменем неолиберальной идеологии, созданной США в начале 80-х гг. В этом смысле, как признавали многие американские геополитики, глобализация происходит в интересах Соединенных Штатов, которые в качестве единственной суперсилы должны контролировать глобализационные процессы как политическими, финансовыми, экономическими, информационными, так и военными средствами. По циничному выражению некоторых американских стратегов, «вслед за Макдональдсами должны идти Макдугласы». За прошедшие годы мы видели это не раз - от Югославии и Ирака до Ливии и так называемой Арабской весны, которая еще не завершилась. Некоторые аналитики не без оснований ожидают развертывания этого «управляемого хаоса».

Хотя цель глобализации «по-американски» - установить полную гегемонию США и их верных союзников из НАТО, к которым присоединились «новые вассалы» атлантизма из Восточной Европы, она не привела к решению ни одной из серьезных глобальных проблем прошлого, а напротив, углубила их и породила новые проблемы, которые могут обернуться катастрофическими последствиями для всего человечества.

I. Глобальная социоэкономическая ситуация и проистекающие из нее глобальные угрозы и вызовы

Конечно, эти проблемы не являются результатом только лишь современной эпохи. Они стали продолжением установившегося еще в глубокой древности неравновесия между различными региональными цивилизациями и внутри составляющих их государственных образований, а также социальных групп и общностей. В этом смысле человечество никогда не находилось в гомеостазе - в гармоничном, динамичном равновесии. Но в предыдущие эпохи в силу своей разрозненности в геопространстве отдельные регионы и региональные цивилизации функционировали с собственным технологическим, экономическим, политиче-

ским и социальным ритмом, устанавливали свои ценностные системы, выбирали в соответствии со своей культурой и политическими интересами те или иные религии, которые, в свою очередь, укрепляли установленные политические институты и моральный порядок. Все это не создавало глобальных угроз для всего человечества, для его перспектив, хотя иногда исчезали целые народы и государства, огромные пространства становились пустынями. Но сегодня, в современную глобальную эпоху, когда созданы эффективные коммуникационные и информационные средства, когда открыты новые энергетические источники и заработали мощные индустриальные комплексы, а цивилизация, по существу, стала похожа на одно огромное поселение, эти глобальные неравновесия ощущает каждый житель планеты Земля. В этих условиях именно глобализированные экономика, политика и социальная сфера уже в качестве геоэкономики и геополитики экспоненциально усиливают унаследованные от прошлого неравновесия во всей системе общественных и международных отношений. Капитализм угрожает взорвать всю планету, уничтожить жизнь на Земле. Сегодня именно эти глобальные неравновесия в виде различных противоречий и конфликтов формируют разные настроения и мотивы и мобилизуют на протестные действия миллионы людей на Земле. Но это, к сожалению, только усиливает и умножает нестабильность, при которой раздробленное человечество не имеет возможности справиться с глобальными угрозами и все больше будет втягиваться в глобальные конфликты и катаклизмы.

Можно категорически утверждать, что первое и ведущее неравновесие современной цивилизации, которое, взаимодействуя с остальными, усиливает их си-нергетический эффект и, по существу, лежит в основе всех угроз для международной и национальной безопасности, - это социальное неравновесие, неравенство между богатыми и бедными народами и группами населения.

О неравенстве между странами бедного Юга и богатого Севера начали говорить еще в 70-е гг. прошлого века в сериях докладов Римского клуба и в докладах Комиссии ООН, известной как Комиссия Брандта. В то время разница в доходах на душу населения между 20 % самых бедных и 20 % самых богатых государств была 1:13. В конце 80-х гг. эта разница была уже 1:61, а в середине 90-х гг. превысила 1:74. По данным Зигмунта Баумана и Майкла Джейкобса [Бауман 1999: 94; Jakobs 1991: 34], еще в начале 90-х гг. 85-86 % мирового населения пользовалось только 15 % мирового богатства, а 14-15 % населения мира в богатых странах распоряжались остальными 85 %. Эти тенденции устойчивы и по сей день, несмотря на все попытки некоторых мировых лидеров помочь бедным странам. Также очень тревожен тот факт, что большинство бывших европейских стран социализма, в том числе Россия, Украина, Армения, Грузия, Латвия, тоже потеряли статус среднеразвитых индустриальных стран.

В последние десятилетия в результате вызванного неолиберализмом потребительского бума наблюдалось улучшение уровня жизни в ряде стран и в то же время катастрофический упадок в Бангладеш, Сомали, Афганистане, Йемене, на Гаити и многих других. К упомянутым государствам приближаются ряд бывших соц-стран, таких как Албания, Молдова, Болгария. Так, например, Болгария с 28-го места в мире по индексу человеческого развития в 80-е гг. за последующие два десятилетия откатилась на 68-е. В середине первого десятилетия XXI в. данные Мирового банка указывали, что больше 2,8 млрд людей на планете живут менее

чем на 2 доллара в день, а 1,25 млрд - менее чем на один доллар. Миллиарды не имеют понятия о том, что такое питьевая вода, туалет и другие элементарные средства для жизни.

Приведя данные Доклада ООН о человеческом развитии на конец ХХ в. (Human Development Report), в соответствии с которым 358 «глобальных миллиардеров» являются обладателями богатства, равного совокупным доходам 2,3 млрд самых бедных людей на планете, В. Киген заключает: «Если (как отмечает один американский критик) эти 358 решат сохранить для себя по 5 миллионов долларов каждый, чтобы содержать себя, а все остальное раздадут, они могли бы удвоить годовые доходы почти половины жителей Земли» [Keegan 1996: 23]. За период с 1979 по 1993 г. реальные доходы 10 % представителей самых бедных слоев населения мира уменьшились почти на 20 %, а у самых богатых возросли на 61 %.

Не пускаясь в долгие теоретические объяснения причин бедности, которые в большинстве своем и так известны, мы только отметим, что до 80-х гг. ХХ в. капитализм был вынужден, приспосабливаясь к конкуренции с социализмом, тоже социализироваться. Новая волна антикоммунизма, поднятая М. Тэтчер и Р. Рейганом, возродила экономический и финансовый консерватизм в его неолиберальном варианте. Таким образом, возвращаясь к своим классическим «манчестерским» корням, капитализм в условиях глобализации утвердил фундаментальную маркетизацию, которая буквально разрушила мировую экономику и систему социальной защиты миллиардов людей за счет огромных прибылей финансовых корпораций. Финансовые механизмы ипотеки и кредитов стимулировали невиданное до сих пор потребление, но это оказалось новой формой закабаления миллионов людей. По данным Мирового банка, прибыли мировых финансовых структур за 2008 г., то есть на начало мирового финансово-экономического кризиса, составляли 40 %, но уже к 2011 г. они превысили 70 %, в то время как сотни миллионов людей впали в глубокую нищету.

Очень точно о катастрофических последствиях антигуманного экономического роста, основанного на философии потребления, писал в одном из первых докладов Римского клуба лауреат Нобелевской премии по экономике голландский профессор Я. Тинберген. Он утверждал, что в попытках человечества построить новый мир (основанный на социальной справедливости и находящийся в динамичном равновесии с природой) нельзя основываться исключительно на философии экономического роста и материального богатства. Опыт производящих стран показал, что даже беспримерный экономический рост не обязательно ведет к росту общественного равенства и распределения власти. История промышленно развитого мира часто несет печать недальновидного использования науки и техники и пренебрежения социальными последствиями, сопровождающими научно-технический прогресс. Типичная для богатого мира идеология роста проявилась как стимул сверхпотребления товаров. Стремление к количеству и расхищение ресурсов отодвинули проблемы справедливого распределения материальных благ и качества жизни на второй план. И мы все больше убеждаемся в том, что забота главным образом об экономическом росте оказывает разрушительное воздействие на мораль и нравственность, что философия, которая лежит в основе мании потребления, угрожает самым важным человеческим ценностям [Тинберген 1980].

Каковы же, на наш взгляд, основные последствия бедности и доминирующей в общественной атмосфере почти всех стран мира, за малым исключением, идеологии неолиберализма?

Бедность - одна из самых глубоких причин нравственной деградации личности и массовой, нарастающей высокими темпами преступности в современную эпоху. Ничто не угнетает личность так сильно, как бедность. Перед угрозой смерти от голода отступают всякие ценности. И если в прежние эпохи бедность была «закрыта» в локальных и региональных пространствах цивилизации, то сегодня она является «информированной бедностью», которая толкает бедняков на различные преступления. Масштабы преступности в современном мире поражают.

Направления и формы этой криминализации самые разные: торговля людьми, оружием, наркоторговля, коррупция. Все это реализуется в глобальных сетях нового глобального, но преступного и подпольного мира, который функционирует с помощью незаметных для официальных властей каналов, зачастую сращиваясь с государственными и экономическими структурами. Сотни миллиардов долларов и евро отмываются по каналам этого преступного мира, и никакие силы не в состоянии остановить эту деятельность, потому что в сетях коррупции оказываются не только суд и полиция, но также влиятельные политики и государственные чиновники. Так, например, американская мафия каждый год получает от наркоторговли свыше 300 млрд долларов. А война в Афганистане, которую ведут США и их союзники из НАТО, привела к тому, что производство опиума за это время возросло вдвое. Это только один из моментов так называемого «управляемого хаоса», идею которого подал экс-президенту Дж. У. Бушу один из его советников.

Современная бедность является благоприятной средой для различных левых и правых радикальных движений, которые в соответствии со своими революционными идеологиями и утопическими проектами стремятся разрешить проблемы бедности через перераспределение богатства богатых или посредством жестокой диктатуры. История человечества от древности до наших дней наряду со всем остальным является также и историей борьбы за власть, переворотов и революций. Очень часто катастрофические результаты подобных социальных потрясений вынуждали общество возвращаться к исходным началам, чтобы решить те проблемы, которые не удалось разрешить радикальным путем. Для многих бывших социалистических стран переходом от государственного социализма к так называемым демократии и рыночной экономике оказались такие «революции», которые отбросили их далеко назад, в условия криминального капитализма.

Но если стремление к классическим революциям и социальным переворотам в наши дни сведено к минимуму и возникает только в некоторых латиноамериканских и азиатских (в том числе арабских) странах, то одним из самых страшных явлений, связанных с бедностью, остается современный национальный и международный, глобальный терроризм.

Цели терроризма самые разные: изменить политический и социальный строй, утвердить ту или иную идеологию, дестабилизировать положение в данной стране или регионе, контролировать правительства, уничтожить конкретных политиков или медийных персонажей, вынудить правительства или компании выплачивать большой выкуп за похищенных людей и т. д. Как свидетельствует Г. И. Морозов [1997], еще в начале 90-х гг. прошлого века в мире насчитывалось свыше 500 террористических групп и организаций, исповедующих экстремистские религиозные, левые или правые идеологии. Только в последние десять лет эти группы совершили более 6500 актов международного терроризма, в которых пострадали свыше 20 000 людей.

Нет необходимости снова упоминать обо всех самых страшных терактах в России, Испании, Англии, США, Ираке, Иране, Пакистане и т. д., в которых количество жертв измерялось сотнями, а то и тысячами человек. География этого терроризма, создавшего свою глобальную сеть, охватывает сегодня все континенты, но его ядро находится прежде всего в Афганистане и Пакистане, в Ираке и Йемене, в Палестине (Сектор Газа), на российском Кавказе (Чечня, Ингушетия, Дагестан). Главным идейным зарядом для большинства террористических групп является фундаментальный и экстремистский ислам, а ведущей структурой - Аль-Каида («Основа»), созданная саудовским миллионером Усамой бен Ладеном. Эта структура, которая направлена против христианства и прежде всего против Запада и его центра - США, была создана (под названием «Бригада 055») и поддержана в 1970-е гг. именно Соединенными Штатами и Саудовской Аравией во время их противостояния с Советским Союзом в Афганистане. Сегодня известно также множество фактов коррупционных связей саудовцев с администрацией бывшего президента США Джорджа У. Буша [Ганчев 2002: 77].

Если из списка террористических групп изъять баскских сепаратистов (Испания), греческих левых экстремистов и партизанские структуры в Колумбии, то все остальные, организованные в единую мировую сеть, исповедуют фундаменталистский и экстремистский ислам. Таким образом, страны ислама, которые не успели в свое время модернизироваться и «застряли» в Средневековье, являются благодатной почвой, на которой формируются боевые экстремистские и террористические группы. Они под разными видами проникают в пространство христианских Европы и Северной Америки. Именно в странах ислама воспитывается ненависть к другим культурам, невзирая на то, являются они христианскими, индуистскими или буддистскими.

В проведенном в 2003 г. исследовании агентства «Гелап Интернейшнл», которое охватило 43 000 интервьюированных из 51 страны, представляющих мнения 1,1 млрд людей на планете, были получены следующие результаты: на вопрос об их безопасности 57 % ответили, что мир за последние десять лет стал более опасным. Только 22 % чувствуют себе в безопасности, как и раньше. 27 % интервьюированных считают свою национальную безопасность стабильной, но 37 % думают, что живут под угрозой [Behrendt, Gartzke 2004: 50].

Известно, как мировая общественность ищет решения для нейтрализации этой глобальной опасности. По инициативе США в основном применяется сила, которая порождает еще более ожесточенное сопротивление, как случилось в Ираке и Афганистане. Таким образом, эта политика не дает результатов, потому что на место одного убитого террориста приходят десятки других, рожденных этой же бедностью и невежеством и готовых на самопожертвование во имя Аллаха...

Помимо угроз для национальной и глобальной безопасности, вызываемых бедностью, существуют и такие, как продолжающаяся милитаризация общественной жизни, нарушение демографического баланса в отдельных странах и во всем мире. Эти угрозы нельзя игнорировать, потому что они - часть системы глобальных неравновесий, стимулирующие производство и распространение оружия массового поражения в качестве иллюзорного средства обеспечения безопасности (Северная Корея, Израиль, Иран и др.). Демографический дисбаланс ведет к изменениям в культурных и государственных структурах современного мира по пути так называемой «биологической бомбы» - малочисленные группы за счет

большой рождаемости притесняют основной государствообразующий этнос (пример - Косово, Сербия). Именно бедность и демографический дисбаланс являются основными причинами нарастающих потоков мигрантов из стран Азии, Африки и Латинской Америки в Европу и Северную Америку. Эти процессы сопровождаются множеством негативных эффектов, поскольку большая часть мигрантов не интегрируется в культуру принимающей страны и превращается в потенциальных преступников и террористов.

Проповедуемый идеологами неолиберализма мультикультурализм потерпел фиаско в Европе, и это были вынуждены признать как теперь уже экс-президент Франции Н. Саркози, так и премьер-министр Великобритании Д. Кэмерон.

Важно подчеркнуть, что бедность является не только причиной неравновесия внутри общественных систем, а также в международных отношениях, но и результатом экологического неравновесия, которое характерно для современного этапа отношений природы и общества.

В своей книге «К критике политической экономии» (1859 г.) К. Маркс говорит, что отношения между людьми в обществе - социальные, экономические, политические и иные - зависят от их отношения к природе. В условиях глобальной эпохи и потребительского капитализма этот тезис звучал бы следующим образом: формы экономических, политических, социальных и других отношений между людьми и между отдельными народами и государствами являются следствием их отношения к природе.

Если глобальное социальное неравновесие, вызванное противоречием между бедностью и богатством и выражающее противоречие между социальными структурами общества в масштабах всего человечества, можно поддерживать с помощью различных информационно-манипулятивных и репрессивных средств, то глобальное неравновесие между нынешней формой цивилизации и возможностями биосферы Земли для воспроизводства себя как целостной, сбалансированной на всех уровнях системы, это глобальное противоречие между человечеством и природой, нельзя поддерживать бесконечно. Здесь есть границы, переход которых будет означать разрушение формировавшихся в течение миллионов лет физического, химического и биологического геобаланса, вызовет катастрофические последствия и неминуемую гибель цивилизации. Нам предстоит тяжелый и драматичный переход к новым принципам и новым фундаментальным ценностям, и если цивилизация хочет выжить, она должна радикальным образом сменить свое отношение к природе так, как это сделали наши далекие предки 40-50 тыс. лет тому назад [Состояние... 2003].

Современные процессы разрушения, загрязнения, истощения и уничтожения окружающей среды очень разнятся. Они поражают воображение своими угрожающими масштабами, темпами и тенденциями. Так, огромные пространства вокруг мегаполисов превращены в мусорные свалки. Прибрежные зоны рек и морей загрязнены отходами человеческой деятельности. Каждый год сотни миллионов загрязняющих веществ выливаются в моря и океаны, умерщвляя их флору и фауну.

Главной причиной созданного глобального неравновесия и противоречия с природой являются неконтролируемый экономический рост, философия беспредельного господства человека и неуемность его потребления. Тон в этом процессе задают богатые индустриальные страны, и прежде всего США. Дж. Кремер

и К. Джонсон [Kramer, Johnson 1996: 76] пишут, что США, чье население составляет 4,7 % населения мира, потребляют 25 % мировых ресурсов. США импортируют около 50 % потребляемой в этой стране нефти и собираются довести это количество до 100 % в последующие 10-15 лет. Не явилось ли это одним из главных мотивов начала войны против Ирака в марте 2003 г., хотя истинные причины и скрывались за фасадом идеологической риторики и обвинений в разработке этим государством оружия массового поражения? Проблема Ирака, как сказал в те годы главный идеолог этой агрессии, бывший вице-президент Ричард Чейни, могла быть сформулирована одним словом: нефть. Именно в соответствии с собственными экономическими потребностями, связанными прежде всего с источниками энергии (нефть и газ), американские национальные интересы простираются на все регионы Земли, где находятся такие источники. Страх, чтобы ими не овладела другая «глобальная сила», заставляет американскую геополитику предпринимать те или иные авантюры все глубже в хартленде Евразии. Каждой такой авантюре предшествует какой-нибудь конфликт в данном регионе, хорошо спланированный американскими спецслужбами.

Последствия высоких показателей потребления природных ресурсов многосторонни. В частности, факторы, которые воздействуют на формирование климата нашей планеты и его изменения, различны, но, наверное, самый существенный - это эмиссия углеродного диоксида в атмосфере. По данным Института Worldwatch, мировые эмиссии углеродного диоксида в атмосфере, вызванные транспортными, индустриальными и энергетическими причинами, ежегодно составляют 33-34 млрд т. Леса и океанский планктон не успевают переработать даже половину этой массы. В итоге порядка 20 млрд тонн накапливаются в атмосфере и вызывают изменения климата на планете. Таким образом, неслучайно за последние годы мы наблюдаем невиданные в прошлом в этих местах тайфуны, летнюю жару, наводнения, засухи. И в данном случае самыми крупными загрязнителями атмосферы являются развитые индустриальные страны и такие государства с быстро развивающейся экономикой, как Китай, Индия, Бразилия и др. Лидер здесь вновь США, которые производят четверть мировых эмиссий углеродного диоксида, то есть 8,33 млрд т ежегодно. В то же время самая мощная индустриальная держава, по сведениям Жака Атали, потребляет в три раза больше кислорода по сравнению с находящимся и производящимся на ее территории. Не так давно США, Китай и другие страны - основные загрязнители атмосферы не стали подписывать Киотский протокол. Состоявшийся в ноябре 2011 г. очередной саммит по климату снова не принял согласованных решений по регулированию углеродного диоксида и применению санкций к нарушителям. Как и прежде, столкнулись интересы бедных и богатых стран, и все решения снова оставлены на будущее...

Эмиссии диоксида и другие загрязняющие окружающую среду выбросы формируют и второй значительный климатообразующий фактор, а именно - состояние арктических и антарктических льдов и ледников на планете. Ситуация очень тревожная, потому что в последние десятилетия здесь наблюдается тенденция к быстрым переменам.

Проводимые в последние 50 лет эхолокационные исследования показали, что толщина летнего полярного льда уменьшилась на 40 %. Это является не просто таянием льда летом, а непредсказуемым процессом изменений ледяных покровов

планеты. Если эта тенденция продолжится, то вполне вероятно, что в середине ХХ1 в. летом Арктика окажется вообще без льда. С одной стороны, это откроет возможности транзитного водного сообщения между Европой и Японией, но в то же время вызовет непредсказуемые эффекты в «поведении» земного климата. Как отмечают ученые Института Worldwatch, осуществленные недавно научные исследования показали, что «арктический лед является основной частью "двигателя" мощного океанского конвейера - теплого Гольфстрима, обеспечивающего Северной Европе сравнительно умеренный и стабильный климат, который создал для европейского общества возможность дальнейшего развития. Нарушение течения Гольфстрима, вполне вероятно, привело бы к самым радикальным переменам климата Европы со времен последней ледниковой эпохи. Но так как Гольфстрим является доминантной величиной в глобальной циркуляции океана, каждая перемена в его траектории вызовет цепную реакцию по всему миру. Кроме того, когда ледниковая поверхность Земли существенно уменьшится, ускорятся процессы потепления» [Состояние... 2001: 25-26].

Не надо забывать, что таяние льдов происходит не только в Арктике, но и в Гренландии и Антарктиде. Недавно было замечено, что самое мощное океанское течение Эль-Ниньо нарушило свою ритмичность, а это в свою очередь становится причиной суровых зим в прибрежных зонах Латинской Америки, частых ураганов, продолжительной засухи. На самом деле элементы всей геосистемы находятся в синергическом взаимодействии.

Из всех последствий многосторонней человеческой деятельности по отношению к природе особенно опасна тенденция загрязнения Мирового океана и уничтожение этой «колыбели жизни» на нашей планете.

Мировой океан является не только источником огромного количества природных и биологических ресурсов, но также и главным генератором климата на Земле. Однако ведомое консервативной традицией и пагубной инерцией человечество каждый год выбрасывает в моря и океаны миллионы тонн свинца, цинка, кадмия, ртути, нефти, а также множество химических загрязнителей и детергентов. И это количество еще больше возрастает в случае морских катастроф или военных операций. До сих пор не оценены масштабы вреда, причиненного экологии в рамках операций «Буря в пустыне», «Лиса пустыни», «Решительная сила» в Ираке или военных конфликтов на Балканах. До сих пор не устранены последствия техногенных катастроф в Чернобыле и Фукусиме.

Загрязнение морей и океанов ведет не только к уменьшению биологического разнообразия флоры и фауны, но и к распаду коралловых рифов. Тенденции и скорость этого процесса шокируют. Как указывают ученые института Worldwatch, за последние два десятилетия уничтожены около 27 % мировых коралловых рифов - это на 10 % больше по сравнению с 1992 г. В биологическом разнообразии коралловые рифы уступают только лесам, а потому эта потеря приведет к утрате множества видов растений и животных [Состояние. 2002: 28].

Конечно, перемена климата в результате загрязняющей и истощающей окружающую среду человеческой деятельности наиболее сильно затрагивает бедные страны, так как технологии и возможности экологически чистого производства находятся в распоряжении высокоразвитых стран. Однако последние, к сожалению, следуя неолиберальным экономическим моделям производства и потребле-

ния, не только беспредельно потребляют, но и столь же активно загрязняют окружающую среду.

Ландшафт Земли радикально меняется. В результате недальновидной хищнической деятельности человека на сегодняшний день погибло свыше 40 % тропических лесов - «легких планеты». Уничтожение лесов идет высокими темпами повсюду в мире - 20 га в минуту. Быстро и безвозвратно уничтожаются не только леса в бассейне Амазонки, но и в Сибири, а также повсюду, где существуют лесные массивы. Это происходит как посредством вырубки, так и по причине тысяч лесных пожаров - в США, Австралии (2008 г.), Греции (2001 г.), России, Франции и т. д. Площадь лесных массивов за время существования цивилизации уменьшилась на 37 % [Федотов 1995: 50].

Рыночный фундаментализм, который установился по всей планете, уничтожает леса Земли. Хуже всего сегодня дело обстоит в таких странах, как Эфиопия, Буркина-Фасо и т. д., где только за последние несколько десятилетий леса, занимавшие в этих странах до 40 % их территории, были сведены к 1 %. Нужно ли тогда удивляться ужасным засухам и потрясающей бедности в этих странах?

Последствий обезлесения много, и они чрезвычайно разнообразны. Это не только продолжительные засухи, но и различные катаклизмы в период дождей, а также гибель многих животных и растений, связанных с лесной экосистемой.

Все это происходит, потому что люди не осознают органичной связи между состоянием природы и экономикой. Здоровая и эффективная экономика может развиваться только на основе здоровой природной среды. Мировой саммит в Рио-де-Жанейро в 1992 г. отметил основополагающее значение естественной природной среды для успешного развития экономики. Эта идея была поддержана в 1997 г., когда эколог-экономист Роберт Констанца и его коллеги определили стоимость «услуг природы» - способность корней деревьев поддерживать почву и мангровых деревьев предохранять сушу от наводнений - это минимум 33 триллиона долларов в год, что почти в два раза больше, чем брутто валового мирового продукта (БВМП) в 2000 г. [Состояние... 2001: 21-22] и половина мирового ВВП за 2010 г.

Перечисление урона, который сегодня наносит окружающей среде человечество и прежде всего развитые индустриальные страны, можно продолжать, приводя множество других данных, но и тех, которые уже приведены, достаточно для того, чтобы понять: глубокое неравновесие между человеческим обществом и природой может привести не только к краху технологических и культурных достижений цивилизации, к ликвидации всех систем безопасности, выживания и прогресса, но и к распаду генома человека и исчезновению человека разумного (Homo sapiens sapiens) [Ганчев 2007]. Все чаще потрясающие человечество глобальные экономические, финансовые и социальные кризисы и разрушительные природные бедствия, не дающие ему оснований для спокойного существования и созидания, указывают на то, что всю существующую систему безопасности человечества необходимо радикальным образом перестраивать. Разразившийся летом 2008 г. в США финансово-экономический кризис быстро охватил Европу и весь мир. И с каждым годом становится все более очевидно, что это не очередной кризис, вызванный экономическими просчетами, а, по существу, глобальный кризис капитализма, который не просто транжирит ресурсы Земли, но своим бесцеремонным вмешательством в природу угрожает будущему всего человечества.

II. Необходимость радикальных перемен и утверждения новых принципов, институтов и ценностей современного человечества

Как уже было сказано выше, только на основании масштабов экологического кризиса ряд авторитетных ученых заключают, что Земля и человечество вступили в зону экологической катастрофы [Данилов-Данильян и др. 1994]. Добавим к этому ужасающему выводу тот факт, что, невзирая на свои финансовые и технологические возможности, человечество не ищет приемлемого выхода из сложившейся ситуации и поэтому его перманентно сотрясают насилие, преступность, терроризм, коррупция, войны. К сожалению, все решения так называемых мировых лидеров, принятые в последние годы на саммитах «Семерки», «Восьмерки», «Двадцатки» и т. д., показывают, что они, как заколдованные, вертятся в кругу неолиберальных подходов и все принимаемые ими решения носят лишь паллиативный характер, в то же время подводя человечество к еще более глубоким потрясениям. Это, без сомнения, означает, что капитализм исчерпал потенциал политических и экономических форм управления, показал безнравственность своих ценностей и стоит перед необходимостью срочных радикальных, революционных перемен, или человечество ожидают неизбежная деградация и постепенная гибель.

Причины этих глобальных социальных и экологических угроз для человеческой цивилизации кроются в бесконтрольном экономическом росте, основанном на философии господства и потребления, на принципах рыночной экономики. Это беспредельное господство ТНК и финансовых корпораций, чья главная цель -прибыль и нажива; доминирующие консервативные принципы и ценности различных религий и культур, сформированные еще в древнюю эпоху; неконтролируемый демографический рост; сращивание официальной политики с подпольным преступным миром, и не в последнюю очередь это национальный эгоизм развитых индустриальных стран, чьи богатства были накоплены в прежние времена с помощью протектората и колониального господства над теми же неразвитыми народами.

Можно обобщить угрозы, вызовы и опасности, которые встают перед человечеством, как это делает Крис Брейт в книге «Состояние планеты-2003», и дополнить их:

«Во-первых, мы живем в мире, в котором все больше людей не располагают средствами для достойной жизни.

Второе - наш мир находится в процессе глубоких геохимических изменений.

Третье - наш мир все больше подвергается рискам, связанным с токсичными химикатами.

Четвертое - по многим критериям наш мир находится в состоянии экологического упадка» [Состояние. 2003: 29].

Добавим, пятая угроза - это огромный разрыв между богатством и бедностью, что так или иначе вызывает дисбаланс в развитых и неразвитых странах.

Шестая угроза - глубокое социальное неравновесие вызывает и стимулирует преступность, насилие и терроризм во всех их формах.

Седьмая угроза - упорное следование устаревшим принципам и ценностям морали, утвержденным в прежние времена национальными религиями, угрожает глобальным столкновением и катаклизмом цивилизации.

Все эти угрозы, вызовы и опасности, которые связаны между собой и в своем взаимодействии синергетически усиливают негативные последствия деятельности человека, являются результатом действующей и ныне модели исторического развития человечества и применяемых сегодня критериев прогресса цивилизации.

Все это позволяет убедиться, насколько ненадежен экономический подход, рассматривающий внутренний валовой продукт (ВВП) как основной критерий социального прогресса современных обществ. В то же время не следует забывать о том, что экономическая основа общества является мерой его реальных возможностей, но совсем не показателем реального распределения богатства и возможности для свободного развития всех членов общества. К сожалению, многие современные государства в своей организации и управлении хозяйством следуют модели неолиберализма в соответствии с так называемым Вашингтонским консенсусом, аргументируя свой выбор высокой степенью экономического развития США. При этом всегда забывают, что Соединенные Штаты - продукт специфической истории и обстоятельств в определенную эпоху, когда вообще не шла речь о современных глобальных угрозах, и в этом смысле их пример уникален, но не универсален и поэтому не подходит для других государств и обществ, у которых другие исторические и культурные традиции и идентичность.

Об абсурде, который мог бы получиться, если бы все страны достигли уровня производства и потребления США, пишут М. Карли и Дж. Кристи: «Ясно, что материальное потребление нельзя универсализировать, потому что нужно огромное наращивание материального производства. Чтобы универсализировать нынешний стандарт, нужно, чтобы производство выросло в сто тридцать раз» [Car-ley, Christie 1993: 50]. Нельзя даже представить себе, что получится, если производство и потребление вырастут в таких масштабах, но ясно, что экологическая катастрофа на планете разразится задолго до достижения этих показателей. Таким образом, идеал гедонистического неолиберализма, который предлагают человечеству Соединенные Штаты, ведет к самоубийству цивилизации и всего человечества. Пришло время, когда людям нужно выработать себе другие идеалы, которые находились бы в соответствии с возможностями планеты.

Взгляд на историю человечества дает нам ответ, что нужно делать в такой ситуации.

Выходом из первого глобального кризиса, разразившегося в эпоху палеолита, когда происходило радикальное изменение климата на Земле, человечество сделало своим переходом к неолиту. Неолитическая революция дала толчок не только к созданию новых средств труда, но и к новым социальным структурам, к появлению земледелия, скотоводства, городов и государств, к возникновению цивилизаций.

Глобальный кризис древних цивилизаций, который достиг пика в эпоху римского господства в бассейне Средиземноморья, вызвал к жизни христианство -первую мировую религию с главенствующим принципом человеколюбия.

Рождение исламской цивилизации в VII в. тоже было связано с утверждением исламской религии в качестве основного, глобального принципа успеха всей человеческой деятельности, успеха жизни.

По существу, все большие религии (индуизм, буддизм, даосизм) как особая форма культуры древних цивилизаций тем или иным образом утверждали в качестве главных основ человеческой жизни принципы свободы и долга. Именно сво-

бода и долг, если проследить историю мировой культуры, являются тем стержнем, вокруг которого строится вся культура, особенно ее духовные формы.

Принципы гуманизма, свободы и долга, справедливости и солидарности, принципы успеха - именно на их основе развернулись Ренессанс, Реформация и Просвещение, чей синтез породил дух капитализма, вначале как уникальной формы цивилизации, а впоследствии - как универсальной. Но эволюция капитализма привела к его глубоким деформациям, и главными принципами давно уже являются не свобода, долг и гуманизм, а нажива, прибыль, удовольствие. Это стало особенно ясно в течение последних двух десятилетий, когда в качестве глобальной идеологии глобального капитализма выступает национальная капиталистическая идеология неолиберализма, продукт особых исторических условий и обстоятельств [Bell 1976].

Политика неолиберализма привела к глубоким деформациям системы ценностей всех народов и цивилизаций. Социологический опрос, проведенный в начале 90-х гг. ХХ в., показал, что из опрошенных нескольких десятков тысяч человек на всех континентах, представляющих все региональные культуры, большинство западноевропейцев отдавали первенство свободе как высшей ценности, далее шли дисциплина, работа и т. д. Восточноевропейцы ставили на первое место здоровье, потом любовь, далее работу; американцы, как и можно было ожидать, отдавали приоритет бизнесу, успеху, славе и т. д., индийцы ценили превыше всего долг по отношению к богам, предкам, семью и т. п., китайцы - долг по отношению к стране, малой родине, семью и др. Через 20 лет результаты нового социологического опроса показали, что превыше всего повсюду в мире ценятся деньги, удовольствия, а бизнес, свобода, любовь и т. д. следовали в конце группы ценностей. Доминирующий призыв всех реклам: «Здесь и сейчас!» Как говорится, комментарии излишни, потому что видно, насколько неолиберализм деформировал систему ценностей современных людей, особенно молодых поколений, а это еще один показатель того, что цивилизация отклонилась от своего магистрального развития, и за все это несет ответственность капитализм. Последний исчерпал свой позитивный потенциал, который обеспечил его исторический расцвет и из «разумного и действительного», по знаменитому афоризму Гегеля, стал «неразумным», хотя по-прежнему существует. Но сегодня уже ясно, что он должен сойти со сцены истории, чтобы открыть человечеству новые горизонты. В связи с этим - первое: нужна радикальная перемена принципов, на основании которых организуются и управляются общественные и международные отношения. Нужно раз и навсегда покончить с практикой господства сильных над слабыми и утвердить в качестве ведущих принципы, являющиеся одновременно и ценностями:

1. Принцип свободы. Это означает, что каждый народ должен утверждать демократическим путем и в соответствии со своими историческими традициями, национальной и культурной идентичностью собственную форму управления и организации общественной жизни, уважая свободу и права каждого своего гражданина, несмотря на его расовую, религиозную и этническую принадлежность.

2. Принцип ответственности - долга. Каждое правительство и каждая политическая сила, входящая в структуры власти в данной стране, обязываются принять на себя ответственность за обеспечение прав и свобод любого своего гражданина,

всякого народа, за сохранение мира и здоровой жизненной среды для благополучного существования в своем государстве как нынешних, так и будущих поколений.

3. Принцип справедливости. Каждое правительство и каждое государство обязаны относиться к другим правительствам и к другим государствам и религиям как к равным.

4. Принцип солидарности. Каждое правительство и каждое государство обязаны проявлять солидарность со всеми другими народами и государствами, попавшими в беду в результате природных бедствий и катаклизмов, оказывая им помощь в соответствии со своими возможностями.

5. Принцип субсидиарности. Каждое правительство и каждое государство обязываются соблюдать верховенство международных принципов и договоренностей над национальными и строить прозрачную систему управления, при которой все нижестоящие инстанции могли бы самостоятельно обеспечивать выполнение обязательств, находящихся в их компетенции, и передавать вышестоящим только те, с которыми они сами не в состоянии справиться.

Второе. Необходимо, чтобы структуры существующих международных и всемирных организаций были перестроены и созданы новые в соответствии с проблемами, которые надо решать.

1. Для самой авторитетной международной организации человечества - ООН настало время радикально изменить как свою структуру, так и принципы, на основе которых она проводит свою деятельность. Созданная после Второй мировой войны (в 1948 г.) Организация Объединенных Наций (ООН) была ориентирована на решение международных конфликтов прежней эпохи. Но эпоха коренным образом переменилась. Так что ООН не отражает реальностей современной глобальной эпохи, перемены в системе международных отношениях, появления новых глобальных и региональных игроков, новых угроз и вызовов международному сообществу, которые появились после холодной войны (в 1989-1991 гг.). Поэтому не случайно за эти десятилетия ООН потеряла значительную часть своего авторитета и превратилась в организацию «благих пожеланий», чьи решения и резолюции, как правило, не выполняются, а являются только пустыми призывами.

2. Предельно ясно, что в состав Совета безопасности нужно включить самые мощные экономические и политические силы современного мира. Это значит, что к пятерым постоянным членам Совета безопасности ООН должны добавиться Индия, Япония, Бразилия, ЮАР и Германия. Таким образом будет создана не только более полная представительность отдельных континентов и регионов, но, по существу, сформулирован более эффективный и авторитетный орган для принятия судьбоносных для человечества решений.

3. Созданные после Второй мировой войны Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк (ВБ), а также основанная в 1995 г. Всемирная торговая организация (ВТО) являются инструментами США, с помощью которых они влияют на мировую экономическую и финансовую систему. Во-первых, другим государствам нужно освободиться от этой зависимости, а во-вторых, многим странам необходимо уйти от навязанной им Вашингтонским консенсусом крайне либеральной политики и торговли в национальных и международных отношениях.

4. Необходимо выработать новую хартию сотрудничества и диалога.

5. В ответ на потребности как прежних, так и современной эпохи были созданы десятки организаций военного сотрудничества и безопасности, таких как НАТО, ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности) и т. д., которые, к сожалению, продолжают прежнюю линию в определении своих целей. Нужно, чтобы эти организации радикально поменяли свои цели и структуры и превратились в эффективные региональные сети системы международной и глобальной безопасности.

6. На фоне глобального финансово-экономического кризиса становится насущной необходимостью введение единой универсальной международной валюты под эгидой ООН, которая была бы важным инструментом установления справедливых международных экономических отношений и освободила бы человечество от диктата одной национальной валюты (доллар США).

Третье. Нужна радикальная перемена в принципах организации и функционирования системы общественных отношений в каждом обществе. В условиях глобальной тенденции к демократизации необходимо решительно демократизировать и социализировать общественные отношения.

1. Это означает, что нужно социализировать прежде всего доминирующую частную собственность, которая в соответствии с общественными и частными интересами должна реализоваться в коллективных, общественных формах и таким образом ограничить рыночный фундаментализм, который превращает каждую вещь, каждое благо в товар, что также углубляет неравенство и несправедливость.

2. Нужно экологизировать всю систему общественных отношений и провести экологическую революцию, которая создаст условия для коэволюции общества и природы. Это будет настоящий разумный ответ так называемого человека разумного.

3. Но чтобы быть эффективной, сама система организации и управления общества должна социализироваться и экологизироваться, делая сопричастными всех людей на Земле.

Конечно, все эти переустройства и трансформации, которые должны по-новому настроить систему общественной организации и управления, а также ее функционирование по отношению к природе и к самой себе, встретят яростное сопротивление всех тех групп и структур, которые являются носителями ныне действующей общественной и экономической модели организации и управления международными отношениями и всей цивилизацией. Более чем понятно, что эти силы Прошлого и исторической инерции общественной эволюции будут активно сопротивляться силам Будущего, которые единственные способны открыть новые перспективы цивилизации.

Четвертое. Необходимо восстановить роль государства в национальных и международных отношениях. С утверждением рыночного фундаментализма, глобализацией экономики и финансов роль государства в значительной степени уменьшилась, что в свою очередь стимулировало его противников постоянно требовать сужения его сферы деятельности и предоставления полной свободы для ТНК и других внегосударственных структур. В действительности в глобальную эпоху, когда развертываются процессы наднациональной интеграции, роль государства должна возрастать, но к нему должны предъявляться новые требования.

В изменяющемся мире государство тоже обязано изменить свои функции и из администратора превратиться в законодателя, стратега, координатора и судью.

Государство должно выполнить свою стратегическую роль в функционировании и развитии данного общества, включая его в глобальные сети, гарантируя при этом интересы своих граждан. В глобальную эпоху, когда исключительно высока роль науки и образования, государство должно обеспечить хорошее образование своим гражданам. И не в последнюю очередь в то время, когда происходит очень быстрая перемена климата на Земле, государство должно обеспечить устойчивое развитие экономики и доступное и качественное здравоохранение для всех своих граждан.

Пятое. Начатые в последние годы под воздействием происходящих событий реформы в некоторых областях не привели к решению проблем многих современных и прежде всего бывших социалистических обществ. Поэтому не случайно мировой финансовый и экономический кризис переживается ими наиболее тяжело. Однако этот кризис не только высветил сложнейшие проблемы во всей системе мирового капитализма, но и показал неспособность неолиберальных сил вывести эти страны из кризиса. И, конечно, самая катастрофическая ситуация сложилась в тех странах бывшего социализма, в которых рецепты неолиберализма применялись и продолжают применяться самым уродливым образом. Поэтому в заключение нельзя еще раз не подчеркнуть, что человечеству нужно освободиться от мертвой хватки неолиберальной и утвердить социализированную и экологизированную политику. Но для этого будут нужны научные и моральные аргументы и много политического мужества, необходимо восстановить фундаментальные ценности, которые вывели человечество из дикости на путь культурного, цивили-зационного развития. Поэтому не на последнем месте здесь находится формирование политических сил будущего, которые должны во имя спасения цивилизации преодолеть сопротивление политических сил прошлого, к сожалению, задающих тон и в современной политике. Это противостояние должно начаться уже сегодня, пока не поздно, поскольку страшные вызовы и угрозы нависли над человечеством.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

Бауман З. Глобализация. Последствия для человека (на болг. яз.). София, 1999.

Ганчев П. В битве за будущее. Мир и Болгария в глобальную эпоху (на болг. яз.). Варна, 2002.

Ганчев П. Глобализация цивилизации и необходимость новой формы философии // Вопросы философии. 2007. № 8. С. 160-165.

Данилов-Данильян В. И., Горшков В. Г., Мирский Ю. М., Лосев К. С. Окружающая среда между прошлым и будущим. Мир и Россия. М., 1994.

Кинг А., Шнейдер Б. Первая глобальная революция (на болг. яз.). София, 1992.

Морозов Г. И. Терроризм - преступление против человечества (международный терроризм и международные отношения). М., 1997.

Состояние планеты - 2001 (на болг. яз.). София, 2001.

Состояние планеты - 2002 (на болг. яз.). София 2002.

Состояние планеты - 2003 (на болг. яз.). София, 2003.

Тинберген Я. Пересмотр международного порядка. М. : Прогресс, 1980.

Федотов А. П. От стихийного к управляемому устойчивому развитию человечества // Международная жизнь. 1995. № 7. С. 50-57.

Behrendt S., Gartzke U. 2004. Auf Suche nach einer neuen globalen Ordnung // Internationale Politik. 2004. No 2. S. 49-54.

Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. N. Y., 1976.

Carley M., Christie J. Managing Sustainable Development. Minneapolis: University of Minnesota, Press, 1993.

Jakobs M. The Green Economy, Environment, Sustainable Development and the Politics of the Future. London, 1991.

Keegan V. Highway Robbery by Super-rich // The Guardian. 1996. 22 July.

Kramer J., Johnson C. Sustainable Development and Social Development: Necessery Partners for the Future in the Reality of the New Global Economy // Journal of Sociology and Social Welfare. 1996. Vol. XXIII. No 2. March.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.