ECONOMICS
CLIMATE CHANGE AS THE CHALLENGE OF ENERGY POLICY
AND ENSURING ENERGY SECURITY 1 2 Shchuplova I.S. , Rybin D.V. (Russian Federation)
Email: Shchuplova438@scientifictext.ru
1Shchuplova Irina Sergeevna - Leading Expert;
2Rybin Denis Viktorovich - Leading Expert, PJSC «RUSHYDRO», MOSCOW
Abstract: the degree of influence of the processes of global climate change on the formation of energy policy has a long-term tectonic character, which causes one of the key prerequisites for the "Energy transition ". Specific actions on the regulation of greenhouse gas emissions are taken both by developed countries and developing countries, primarily the EU countries, the USA and China - which are one of the largest emitters of greenhouse gases in the world. All the existing mechanisms to mitigate climate change lead to the fact that the key for the well-being of the Russian Federation - the fuel and energy complex -falls into the field of activity of GHG emissions reduction mechanisms. Resistance or non-acceptance of this challenge as well as belated reaction to it in conditions of dependence of the economy of the fuel and energy complex on the export of energy carriers, in the medium term, may lead to economic problems within the country and a decrease in the degree of geopolitical influence. This challenge should be viewed as a global challenge to the transformation of the traditional energy system of the Russian Federation based on the principles of preventive preparation for probable transformations in global energy markets. Keywords: fuel and energy complex, Paris Agreement, energy policy, climate change, energy transition.
ГЛОБАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА КАК ВЫЗОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 12 Щуплова И.С. , Рыбин Д.В. (Российская Федерация)
1 Щуплова Ирина Сергеевна - ведущий эксперт;
2Рыбин Денис Викторович - ведущий эксперт, ПАО «РусГидро», г. Москва
Аннотация: степень влияния процессов глобального изменения климата на формирование энергетической политики имеет долгосрочный тектонический характер, обуславливающий одну из ключевых предпосылок для «Энергетического перехода». Конкретные действия по регулированию выбросов парниковых газов принимают и развитые страны, и развивающиеся страны, в первую очередь страны ЕС, США и Китай - являющиеся одними из крупнейших эмиттеров парниковых газов в мире. Все существующие механизмы борьбы с изменением климата приводят к тому, что ключевая для благополучия Российской Федерации отрасль - ТЭК попадает в поле деятельности механизмов снижения выбросов. Сопротивление или непринятие данного вызова, а также запоздалая реакция на него в условиях зависимости экономики ТЭК от экспорта энергоносителей уже в среднесрочной перспективе может привести к экономическим проблемам внутри страны и снижению степени геополитического влияния. Данный вызов следует рассматривать
как глобальный вызов преобразованиям традиционной системы энергетики Российской Федерации исходя из принципов превентивной подготовки к вероятным трансформациям на глобальных энергетических рынках.
Ключевые слова: ТЭК, Парижское соглашение, энергетическая политика, глобальное изменение климата, энергетический переход.
Степень влияния процессов глобального изменения климата на формирование энергетической политики имеет долгосрочный тектонический характер, обуславливающий одну из ключевых предпосылок для «Энергетического перехода». Кроме прямого влияния данного вызова на низкоуглеродное развитие топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ), данный вызов также обуславливает создание механизмов давления на традиционные источники энергии. В рамках механизмов снижения негативного воздействия на климат рассматриваются возможности внедрения системы платежей с углеводородных источников выбросов парниковых газов, которые могут привести к снижению рентабельности многих производственных объектов. Одновременное развитие ВИЭ при внедрении дополнительных платежей с традиционных источников энергии, обусловленное влиянием климатических вызовов, создает значительные риски для российского ТЭК, который в настоящее время нацелен на долгосрочную максимизацию доходов от нефтегазового сектора. С учетом того, что в настоящее время, углеводородный сектор формирует более половины доходов нашей страны, данный вызов является существенным и даже критическим.
12 декабря 2015 года на 21-й сессии Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединённых Наций (РКИК ООН) об изменении климата принято Парижское соглашение по климату (Парижское соглашение) [1].
Парижское соглашение было открыто для подписания в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке с 22 апреля 2016 года. Главы государств и министры правительств более 175 стран, включая Россию, подписали Парижское соглашение.
Стратегическая цель Парижского соглашения - удержание прироста глобальной средней температуры к концу XXI века в пределах «намного ниже» 2 градусов Цельсия сверх доиндустриальных показателей и «приложение усилий» в целях ограничения роста температуры на уровне 1,5 градуса Цельсия.
В 2015 году страны-стороны РКИК ООН в рамках подготовки к подписанию Парижского соглашения объявили свои определяемые на национальном уровне вклады (ШОС) - информация о возможных обязательствах по сокращению антропогенных выбросов. По состоянию на 25 ноября 2015 г. 178 стран-сторон РКИК ООН, совокупно обеспечивающие более 90% глобальных выбросов, представили такую информацию [2].
Российская Федерация направила в Секретариат РКИК ООН информацию по взятым на себя обязательствам - достижение к 2030 году снижения выбросов парниковых газов до уровня не более 75% от объема 1990 года. При этом по данным аналитиков Прайс Вотер Хаус Куперс, с 2000 года Россия в среднем снижала выбросы углекислого газа на 3,6% в год, для сравнения аналогичный показатель в США составил 2,3%. Среднегодовое снижение углеродных выбросов за последние 15 лет составило 1,3%.
Чтобы предотвратить необратимые изменения климата, ежегодное снижение выбросов углекислого газа вплоть до 2100 года должно составлять не менее 6 %.
Страны, на долю которых приходится наибольший объем выбросов, предоставили следующие цифры по их снижению по отношению к 1990 году:
Страны Евросоюза — 40%;
США — 12-14%;
Китай и Япония — 6-18%.
Сегодня 97 из почти двух сотен стран, подписавших Соглашение, ратифицировали его. Но наибольшую важность имеет участие в проекте двух государств, являющихся главными загрязнителями планеты, - США и Китая, суммарные выбросы этих двух
стран составляют порядка 38% от мировых выбросов парниковых газов. 4 октября 2016 года Европейский парламент утвердил ратификацию Парижского соглашения по климату ООН, 2 октября 2016 это сделала Индия - четвертая по объемам выбросов парниковых газов.
В Российской Федерации по абсолютной величине доминируют выбросы энергетического сектора (их доля составляет около 82%). Если рассматривать вклад отдельных парниковых газов в 2011 гг. в их общий выброс, то ведущая роль принадлежит СО2, источником которого служит, главным образом, электроэнергетический сектор - сжигание ископаемого топлива (79,5% всех выбросов по сектору), на втором месте находится СН4 (порядка 20% всех выбросов по сектору), основные источники - нефтегазовая отрасль и добыча угля [3].
Конкретные действия по регулированию выбросов парниковых газов принимают и развитые страны, и развивающиеся страны, в первую очередь страны ЕС, США и Китай - являющиеся одними из крупнейших эмиттеров парниковых газов в мире.
Механизмы государственного регулирования выбросов парниковых газов в Китае
Китай создаёт национальный углеродный рынок (на уже имеющемся опыте торговли квотами в 2 провинциях и 5 городах), внедряет сверхкритические технологии и технологии улавливания и хранения углерода, реструктурирует и модернизирует энергетику, развивает возобновляемые источники энергии и атомную энергетику, занимается облесением и лесовосстановлением. Реализация мер регулирования выбросов парниковых газов происходит под руководством, жёстким контролем и финансовой поддержке со стороны государства.
Механизмы государственного регулирования выбросов парниковых газов в Австралии
Австралия имеет развитый рыночный механизм (так называемый «защитный механизм»), позволяющий компаниям получать финансирование из Фонда Сокращений Выбросов в обмен на достигнутые проектные сокращения. Согласно Плану прямых действий по сокращению выбросов парниковых газов правительство Австралии создало Фонд Сокращений Выбросов - ФСВ (Emission Reduction Fund), который представляет собой механизм по закупке сокращений выбросов. «Защитный механизм» будет являться частью центральной климатической политики правительства и представлять рыночный механизм регулирования «базовая линия и зачёт (baseline and credit)». Крупные предприятия будут штрафоваться за превышение базовых уровней выбросов. «Защитный механизм» установит лимит выбросов (или базовый уровень) на подпадающие под регулирование предприятия, отчитывающиеся о своих выбросах в рамках Закона об отчётности по выбросам парниковых газов и энергии. В программе участвуют предприятия с объемом прямых выбросов более 100 000 тонн СО2-экв. в год. Закон о защитном механизме должен охватить около 50 процентов австралийских выбросов, включив под регулирование около 140 предприятий в сфере производства электроэнергии, добычи полезных ископаемых, производства нефти и газа, отходов и транспорта. С учётом уникальных особенностей сектора электроэнергетики, «защитный механизм» устанавливает «секторальные» исходные условия для генераторов электроэнергии.
Механизмы государственного регулирования выбросов парниковых газов в США
В Соединённых Штатах Америки, в условиях отсутствия национального углеродного рынка, регулирование выбросов осуществляется через систему жёсткого нормирования на уровне электростанций, контроль над выполнением нормирования ведётся как на федеральном уровне со стороны Агентства по охране окружающей среды, так и на уровне штатов. Для того чтобы соответствовать этим нормам угольные электростанции должны пройти серьёзную модернизацию. Также интересен опыт калифорнийской программы ограничения выбросов СО2 и торговли, которая
включает 17 секторов экономики штата. Калифорнийская система является одной из крупнейшей углеродных мировых рынков [4].
Механизмы государственного регулирования выбросов парниковых газов в Европейском союзе
Система торговли выбросами ЕС является краеугольным камнем политики ЕС по борьбе с изменением климата и его ключевым экономически эффективным инструментом по сокращению выбросов промышленных парниковых газов. Это первый в мире основной углеродный рынок, который остается самым большим.
Ключевые особенности ЕСТВ (Европейская система торговли выбросами):
• действует в 31 стране (все члены Евросоюза плюс Исландия, Лихтенштейн, и Норвегия);
• ограничивает выбросы более чем 11 000 крупных энергопотребляющих установок (электростанции и промышленные предприятия) и аэроперевозки между этими странами;
• покрывает около 45% всех выбросов парниковых газов в Евросоюзе.
Система работает по принципу «ограничения выбросов и торговли».
Ограничение устанавливается на общую сумму определенных парниковых газов,
которые могут выбрасываться установками, охватываемых системой. Ограничение уменьшается с течением времени, так что общий объем выбросов падает.
В рамках ограничений, компании получают или покупают квоты на выбросы, которыми они могут торговать друг с другом по мере необходимости. Они могут также приобрести ограниченное количество международных зачётов энергосберегающих проектов по всему миру [5]. Ограничение на общее число доступных квот гарантирует, что эти зачёты имеют ценность. После каждого года компания должна сдать достаточное количество разрешений, чтобы покрыть все свои выбросы, в противном случае накладываются большие штрафы. Если компания сокращает свои выбросы, она может держать запасные резервы, чтобы покрыть свои будущие потребности, либо продать их другой компании, которой квот не хватает. Торговля обеспечивает гибкость, что обеспечивает сокращение выбросов, где это стоит сделать это наименее затратным способом. Устойчивая цена углерода также способствует инвестициям в чистые, низкоуглеродные технологии.
ЕСТВ находится в настоящее время в третьей фазе (2013-2020 гг.), особенностями которой являются:
- применяется единое, в масштабах ЕС, ограничение на выбросы, вместо предыдущей системы национальных ограничений;
- распределение квот через аукционы является основным методом распределения (вместо бесплатного распределения), гармонизированные правила ещё применяются для квот, распределяемых бесплатно;
- 300 млн квот помещено в Резерв Новых Участников для финансирования внедрение инновационных технологий, использования возобновляемых источников энергии и улавливания и хранения углерода.
Выводы
Таким образом, анализируя не только сами по себе климатические вызовы, но и механизмы реакции на них в странах ЕС, КНР и США, можно сделать обоснованный вывод о критическом значении данного вызова для ТЭК. Важно понимать, что вопросы изменения климата напрямую влияют на энергетический сектор, а механизмы борьбы с глобальным изменением климата обуславливают т.н. «Энергетический переход», а вернее поворот от традиционной энергетики. Все существующие механизмы борьбы с изменением климата приводят к тому, что ключевая для благополучия Российской Федерации отрасль - ТЭК попадает в поля деятельности механизмов снижения выбросов. Этот вызов является одновременно угрозой и возможностью, в случае превентивного характера постепенного переоринтирования ТЭК на низкоуглеродное развитие. Сопротивление или
непринятие данного вызова, а также запоздалая реакция на него в условиях зависимости экономики ТЭК от экспорта энергоносителей уже в среднесрочной перспективе может привести к экономическим проблемам внутри страны и снижении степени геополитического влияния. Данный вызов следует рассматривать как глобальный вызов к преобразованиям традиционной системы энергетики Российской Федерации исходя из принципов превентивной подготовки к вероятным трансформациям на глобальных энергетических рынках.
Список литературы /References
1. Парижское соглашение в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Подписано Российской Федерацией 22 апреля 2016 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cop23.unfccc.int/resource/docs/2015/cop21/rus/l09r.pd f (дата обращения: 31.07.2018).
2. Nationally Determined Contribution (NDC) Registry Submission Portal. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cop23.unfccc.int/files/focus/indc_portal/application/pdf /ndc_parties_userguide_version_1__may_2016_(2).pdf/ (дата обращения: 31.07.2018).
3. Щуплова И.С., Меньшиков Д.А. Методологические подходы к изучению процессов глобального изменения климата в части выбросов парниковых газов с поверхности водохранилищ крупных ГЭС // Десятая научно-техническая конференция «Гидроэнергетика. Гидротехника. Новые разработки и технологии». Доклады и выступления. Издательство АО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева». Санкт-Петербург, 2017. С. 227-229.
4. Башмаков И.А. Сколько, кто и где тратит на повышение энергоэффективности? Анализ зарубежного опыта и рекомендации для России // Академия энергетики, 2014. М. № 1 [57]. С. 69-81.
Список литературы на английском языке /References in English
1. Parizhskoe soglashenie v ramkah Ramochnoj konvencii OON ob izmenenii klimata. Podpisano Rossijskoj Federaciej 22 aprelya 2016 g. [The Paris Agreement under the United Nations Framework Convention on Climate Change. Signed by the Russian Federation on April 22, 2016.] [Electronic resource]. URL:https://cop23.unfccc.int/resource/docs/2015/cop21/rus/l09r.pdf/ (date of acces: 31.07.2018).
2. Nationally Determined Contribution (NDC) Registry Submission Portal [Electronic resource]. URL: https://cop23.unfccc.int/files/focus/indc_portal/application/pdf/ndc_part ies_userguide_version_1_may_2016_(2).pdf/ (date of acces: 31.07.2018).
3. Shchuplova I.S., Menshikov D.A. Metodologicheskie podhody k izucheniyu processov global'nogo izmeneniya klimata v chasti vybrosov parnikovyh gazov s poverhnosti vodohranilishch krupnyh GEHS [Methodological approaches to studying global climate change processes in terms of greenhouse gas emissions from the surface of reservoirs of large hydroelectric power stations] // Desyataya nauchno-tekhnicheskaya konferenciya «Gidroehnergetika. Gidrotekhnika. Novye razrabotki i tekhnologii». Doklady i vystupleniya. [The tenth scientific and technical conference "Hydropower. Hydrotechnics. New developments and technologies ". Reports and speeches.] Izdatel'stvo AO «VNIIG im. B.E. Vedeneeva». Sankt-Peterburg, 2017. S. 227-229.
4. Bashmakov I.A. Skol'ko, kto i gde tratit na povyshenie ehnergoehffektivnosti? Analiz zarubezhnogo opyta i rekomendacii dlya Rossii [How much, who and where spends on improving energy efficiency? Analysis of foreign experience and recommendations for Russia] // Akademiya ehnergetiki [Academy of Energy], 2014. M. № 1 [57]. S. 69-81.