Научная статья на тему 'Глобализация высшего образования ориентированного на модернизацию нефтегазохимического комплекса РФ'

Глобализация высшего образования ориентированного на модернизацию нефтегазохимического комплекса РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / PETROCHEMICAL COMPLEX / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / EDUCATIONAL SERVICES / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / INTERNATIONALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дылевская А. И.

Статья посвящена актуальной теме интернационализации высшего образования для развития ключевых отраслей РФ. Рассмотрена необходимость повышения качества образовательных услуг в соответствии с развитием нефтегазохимического комплекса и нехватки высококвалифицированных кадров. Требуются высококвалифицированные кадры, которые смогут не только перенимать зарубежный опыт, но и создавать и внедрять отечественные технологии и проекты на уровне лучших мировых стандартов, с возможностью их адаптации в условиях постоянного изменения в отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted to the topic of internationalization of higher education for the development of key sectors of the Russian Federation. The necessity of improving the quality of educational services in accordance with the development of petrochemical complex and the lack of highly qualified personnel. Require highly skilled personnel who can not only learn from foreign experience, but also to develop and implement domestic technologies and projects at the level of the best world standards, with the possibility of adapting to a constantly changing industry.

Текст научной работы на тему «Глобализация высшего образования ориентированного на модернизацию нефтегазохимического комплекса РФ»

УДК 378,1

А. И. Дылевская

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОРИЕНТИРОВАННОГО НА МОДЕРНИЗАЦИЮ НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РФ

Ключевые слова: нефтегазохимический комплекс, глобализация, образовательные услуги, интернационализация.

Статья посвящена актуальной теме интернационализации высшего образования для развития ключевых отраслей РФ. Рассмотрена необходимость повышения качества образовательных услуг в соответствии с развитием нефтегазохимического комплекса и нехватки высококвалифицированных кадров. Требуются высококвалифицированные кадры, которые смогут не только перенимать зарубежный опыт, но и создавать и внедрять отечественные технологии и проекты на уровне лучших мировых стандартов, с возможностью их адаптации в условиях постоянного изменения в отрасли.

Keywords: petrochemical complex, globalization, educational services, internationalization.

Article is devoted to the topic of internationalization of higher education for the development of key sectors of the Russian Federation. The necessity of improving the quality of educational services in accordance with the development ofpetrochemical complex and the lack of highly qualified personnel. Require highly skilled personnel who can not only learn from foreign experience , but also to develop and implement domestic technologies and projects at the level of the best world standards, with the possibility of adapting to a constantly changing industry .

Высшее образование, преодолевающее национальные границы, является центральной движущей силой процесса глобализации.

В последнее время в университетах возросло количество обучающихся иностранных студентов, так же возрастает уровень программ по обмену студентами, расширяется практика по привлечению высококвалифицированных

зарубежных преподавателей.

В современных условиях международная академическая мобильность все чаще рассматривается в контексте торговых отношений.

В нынешних условиях высшее образование считают частным благом, значит, предполагается, что эта сфера должна подчиняться рыночным отношениям. Всемирная торговая организация, разрабатывая генеральное соглашение по торговле услугами (GATS), включила в перечень услуг, торговля которых регулируется данным соглашением, образовательные услуги. Данное соглашение предполагает, что произойдет стимулирование развития дистанционного обучения, системы франчайзинга образовательных программ и двойных дипломов, будет преобладать свободная миграция провайдеров образовательных программ, улучшится студенческая мобильности, повысится возможность интернациональных исследований.

Интернационализация высшего образования - это процесс систематической интеграции международной направленности обучающей, исследовательской и сервисной функций учреждений высшего образования, выступающий необходимым подготовительным шагом в направлении глобализации высшей школы. Если глобализация не признает национальных границ, то интернационализация предполагает

функционирование образования в рамках государственных систем, но стремится к расширению международного сотрудничества и преодолению внутренней изоляции. Глобализация,

европеизация и интернационализация образования затрагивают не только отношения между образовательными системами России и дальнего зарубежья, но и вопросы взаимодействия в образовательном пространстве СНГ, где исследования фиксируют конфликт интересов авторов различных уровней в аспектах социально-экономических и социокультурных установок и ожиданий, а также практик адаптации субъектов образования в реальных контекстах интернационализации [1].

Интеграция международной деятельности в стратегическое планирование всего учреждения должна включать в себя так же контроля качества, создание организационных структур международными связями профессионального развития сотрудников, создание

бюджет и систему соответствующих по управлению и системы преподавателей и инфраструктуры

академической и сервисной поддержки интернационализации.

Изучение участия вузов в глобализации рынка труда опирается на анализ таких показателей, как участие вуза, вузовских ученых, преподавателей в международных программах кооперации в области науки и образования; приглашение преподавателей и ученых из-за рубежа; приглашение вузовских ученых и преподавателей за рубеж. Анализ мобильности студентов, преподавателей, ученых в международных программах возможен при помощи изучения таких индикаторов, как интенсивность поездок, объем мобильности (количество индивидов, вовлеченных в мобильность), широта мобильности -участие в поездках сотрудников и студентов различного статуса и года обучения. Для анализа институциональной трансформации вузовских образовательных программ необходимо исследовать соответствие вузовских программ условиям Болонской конвенции, введение в учебный процесс и в управление вузом международных стандартов. Участие вуза на

институциональном уровне и на уровне отдельных ученых в глобальном обмене информации может быть раскрыто при помощи анализа динамики публикаций результатов исследований, проводимых в вузе за рубежом, наличия собственных изданий вуза на иностранных языках, публикаций проводимых в вузе, международных исследованиях и др.

На данный момент главным стимулом к интернационализации образовательной сферы является получение прибыли. Сокращение финансирования вузов означает, что они

вынуждены обращаться к частному сектору, в поисках средств на научную и учебную деятельность. Сотрудничество может быть прямым, через партнерство или гранты под исследовательские проекты или определенные курсы. В связи с этим вузам необходимо разработать стратегию, ориентированную на потребителя и занять свой сегмент рынка.

Самой популярной страной для обучения иностранных студентов на протяжении долгих лет является США. Каждый год их количество увеличивается на несколько десятков тысяч человек. Большое количество именно американских вузов занимает лидирующие позиции во всех мировых рейтингах университетов. Основными поставщиками обучающихся является КНР и Индия, их общая доля составляет примерно одну треть от всего контингента иностранных студентов.

Второй по величине страной по контингенту обучающих иностранных граждан является Великобритания. Одним из основных ее плюсов является то, что студенты могут обучаться в совместных и партнерских университетах. По данным за 2012 год их количество составило примерно 450 тыс. человек.

Образование Франции, Германии, Австралии и Канады так же высоко оценивается на рынке международных образовательных услуг.

Высшее образование в Российской Федерации отличается массовостью. По данным за 2012 год число обучающихся студентов и аспирантов в вузах РФ достигло 7,2 млн. человек. В итоге Россия опережает почти все развитые страны, добившиеся общепризнанных успехов на мировом рынке образовательных услуг.

Но в системе высшего образования РФ есть существенные недостатки. Преобладает низкий уровень подушевного финансирования, это приводит к снижению качества образования и несоответствию современным требованиям. Большинство выпускников после окончания российского вуза, что бы подтвердить свой диплом за рубежом должны либо заново обучаться по своей специальности, либо проходить дополнительные курсы.

Неравномерность развития образования, науки и, как следствие, технологий, созданных на их основе, имеет тенденцию к усилению, что обусловлено принципиальной возможностью ведущих производителей высокотехнологичной и наукоемкой продукции реинвестировать часть

доходов от ее реализации в дальнейшее развитие системы образования, в научные исследования и опытно-конструкторские работы. В то же время беднейшие страны мира отличаются как низким уровнем валового внутреннего продукта, так и отсутствием развитой системы образования, а, соответственно, науки и высокотехнологичной промышленности. Таким образом, в перспективе, именно неравномерность развития уровня образования, науки и технологий может стать доминирующим фактором процесса глобализации, в ходе которого различие в уровне материального благополучия отдельных социально-

экономических систем, а, следовательно, и качество жизни в них будет усиливаться. В настоящее время, это обстоятельство определяет вектор развития Российской Федерации. Новая экономика России - это экономика диверсифицированная, где кроме топливно-энергетического комплекса представлено и высокотехнологичное и наукоемкое

производство [3].

Исходя из этого, разумно предположить, что в процессе реформирования системы Российского образования на первый план должна быть выдвинута доминирующая роль глубоких знаний в четко определенных предметных областях, позволяющих уже в процессе обучения заниматься научными исследованиями, способными привести к созданию новых технологий, обеспечивающих инновационный путь развития страны. В такой постановке процесса обучения залог и высокого качества образования, и обеспечение инновационного пути развития.

Нефтегазохимический комплекс

обеспечивает России сильные позиции на мировом рынке и является перспективным для построения национальной инновационной экономики. Основные направления его инновационного развития определены в «Энергетической стратегии России на период до 2020 года»: рациональное использование разведанных запасов нефти, обеспечение расширенного воспроизводства сырьевой базы нефтедобывающей

промышленности, ресурсо- и энергосбережение, сокращение потерь на всех стадиях технологического процесса при подготовке запасов, добыче, транспорте и переработке нефти; углубление переработки нефти, комплексное извлечение и использование всех ценных попутных и растворенных компонентов; формирование и развитие новых крупных центров добычи нефти, в первую очередь, в восточных районах России и на шельфе арктических и дальневосточных морей, модернизация существующих

нефтегазоперерабатывающих и нефтехимических производств, разработка и освоение новых технологий.

Расширение и модернизация действующих производств, а также строительство новых производственных объектов в области НГХК требует своевременного и качественного кадрового обеспечения. Учитывая необходимость обеспечения

непрерывности и безопасности производств, сложность эксплуатации объектов НГХК (высокий класс пожаро-, взрывоопасности), это одна из основных задач обеспечения устойчивости работы предприятий комплекса.

Строительство новых

нефтеперерабатывающих и нефтехимических объектов существенно изменит структуру занятости по отраслям НГХК): удельный вес занятых в нефтепереработке работников вырос с 6% в 2008 г. до 12% в 2014 г., численность занятых в химии и нефтехимии закрепится на уровне 65%.

Серьезное внимание необходимо уделить подготовке инновационных кадров, ключевыми элементами которой являются подготовка кадров высшей квалификации, магистратура мирового уровня, проектно-деятельностное образование, разработка профессиональных и образовательных стандартов, внедрение современных технологий образования, непрерывное профессиональное образование [2].

Требуются высококвалифицированные кадры, которые смогут не только перенимать зарубежный опыт, но и создавать и внедрять отечественные технологии и проекты на уровне лучших мировых стандартов, с возможностью их адаптации в условиях постоянного изменения в отрасли.

В условиях рыночной экономики университеты все активнее должны вовлекаться в конкуренцию за репутацию и известность в борьбе за абитуриентов, внимание власти и бизнес-структур. Одним из инструментов такой конкуренции становится борьба за качество учебного процесса, который можно рассматривать в виде комплексной образовательной услуги. Аспекты совершенствования качества включают в себя трансформацию организации учебного процесса, разработку критериев качества для различных сфер деятельности. Деятельность преподавателей подвергается оцениванию, которое в перспективе может оказывать влияние на уровень оплаты труда.

В Российской Федерации необходимо создать привлекательный образ высшего образования, для продвижения его на мировом рынке образовательных услуг. Для этого необходимо:

- открывать и реализовывать новые образовательные программы и направления в интересах высокотехнологичных секторов нефтегазохимического комплекса для подготовки конкурентоспособных кадров всех уровней квалификации;

- расширить программы подготовки аспирантов и докторантов и повышение квалификации и профессиональной переподготовки на базе лабораторий, оснащенных оборудованием

мирового уровня для развития кадрового потенциала;

- непрерывно обновлять образовательные программы и создавать новые учебные курсы на основе результатов исследований для интеграции науки и образования;

- реализовывать международные научно-образовательные программы и проекты, расширять присутствие на международных рынках научно-технической продукции.

Через вовлечение России в мировое научно-образовательное пространство и использование передового международного опыта продолжится курс на модернизацию российских университетов с целью их выхода в число мировых образовательных лидеров. Приглашение ведущих иностранных профессоров, применение передовых

образовательных технологий, позиционирование российских вузов в ведущих мировых академических рейтингах, укрепление связи с реальным сектором экономики, включая ведущие российские компании мирового уровня - все это должно стать условием не просто успеха, но и выживания вузов в условиях национальной и глобальной конкуренции.

8 октября 2013 года было принято постановление Правительства РФ № 891, повышающее квоту набора иностранных граждан на бюджетные места в российских вузах до 15 тысяч человек в год - на 5 тысяч больше прежнего. Основным оператором набора иностранных студентов на обучение в Российской Федерации остается агентство Россотрудничество, имеющее сеть Российских центров науки и культуры более чем в 70 странах мира. Постепенно будут расширяться и права вузов по набору иностранных абитуриентов, в том числе с использованием электронных анкет.

Долгосрочные интересы России в создании современной экономики инновационного типа, интегрированной в мировое экономическое пространство, должны начинаться с развития интернационализации высшего образования.

Литература

1. Альтбах Ф.Г., Найт Дж. Интернационализация высшего образования: движущие силы и реальность / Ф.Г. Альтбах, Дж. Найт - Экономика образования, №4. - Москва: Изд-во «Лань», 2008.

2. Дылевская А.И., Авилова В.В. О подготовке высококвалифицированных кадров в свете новых тенденций развития нефтегазохимического комплекса РФ / А.И. Дылевская, В.В. Авилова - Вестник Казанского технологического университета, № 19.-Казань: Изд-во КНИТУ, 2013.

3. Журавлева М.В. Система опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса Автореферат дис. докт. экон. наук. - Казань, 2012.

© А. И. Дылевская - ст. препод. каф. экономики КНИТУ, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.