ГЛОБАЛИЗАЦИЯ - ВЫСШАЯ ФОРМА ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ
В Ж ВОРОНИН, доктор экономических паук, профессор
Т.В. ВОРОНИНА, кандидат экономических паук, доцент, Ростовский государственный университет
Воронин Василий Михайлович, выпускник отделения экономической географии геолого-географического факультета Ростовского государственного университета. Доктор экономических наук (/988), профессор кафедры экономических дисциплин Ростовского филиала Белгородского университета потребительской кооперации. Читает курсы «Экономическая теория», «Мировая экономика», «Интернационализация экономики и интеграция России в мировое хозяйство». Сфера научных интересов: интернационализация экономики, глобализация современного мирового хозяйства, международная экономическая интеграция.
Воронина Татьяна Васильевна, окончила экономический факультет Ростовского государственного университета. Кандидат экономических наук (1993), доцент кафедры мировой экономики и международных отношений РГУ. Читает курсы «Мировая экономика», «Международные экономические отношения», «Международные валютно-кредитные отношения». Сфера научных интересов: глобализация современного мирового хозяйства, направления развития международных валютно-кредитных отношений.
Характерной особенностью развития современной экономики является то, что глобализация охватывает все больше сфер производственно-хозяйственной деятельности людей, усиливая экономическую взаимозависимость стран мира, возрастание между ними объема сделок с товарами, услугами, движением капитала, быстрым распространением новейших технологий и углубление международного разделения труда.
Развитие глобализации непосредственно связано с интернационализацией хозяйственной жизни, которая осуществляется от низших форм к высшим.
Первоначальной, самой простой, формой интернационализации явилась регионализация, на основе которой появляется интеграционная
форма. Наряду с ней возникает транснациональная форма интернационализации, получившая быстрое распространение в последней четверти XX и в начале XXI в.
В этот же период получает свое развитие глобализация как высшая форма интернационализации экономики.
Ее становлению способствуют: дальнейшее углубление международного разделения труда, развитие мировой транспортной инфраструктуры, широкое распространение новейших форм связи и информатики, ускоренное движение товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Степень развития этих факторов влияет на проявление тенденции к глобализации в процессе регионализации, эконо-
мической интеграции и транснационализации. Каждая из этих форм, с одной стороны, расширяет возможности участия отдельно взятых стран в международных экономических связях в каком-то замкнутом географическом регионе, где создаются предпосылки для зарождения элементов глобализации, а с другой стороны, в рамках регионализации интеграционных объединений происходит определенное обособление этих замкнутых группировок от значительной части мирового хозяйства, которые сдерживают действие тенденции к глобализации. Это наглядно проявляется на примере Европейского союза, когда в первых, предшествующих ему интеграционных формах объединений типа ЕОУС, Евратома, ЕЭС по мере увеличения числа входящих в них стран от шести членов до девяти, затем двенадцати, пятнадцати, а в 2004 г. — до 25 стран. В ЕС происходило расширение емкости рынка, объема товарооборота и услуг, все больше вовлекалось в межстрановое движение капитала, рабочей силы в рамках увеличивающегося европейского экономического пространства. На планетарном, глобальном уровне в конкурентной борьбе позиции стран-членов ЕС значительно окрепли по отношению к таким интеграционным объединениям, как НАФТА, и к развитым государствам в АТР. В то же время объединенные страны Европы в пределах ЕС проводят протекционистскую политику и защищают свой внутренний рынок от конкурентов из высокоразвитых стран, прежде всего — США, Японии и др. Одновременно с этим ЕС развивает на ассоциативной основе сотрудничество со многими развивающимися государствами мира.
Таким образом, развитие и укрепление ЕС, с одной стороны, ведет к усилению глобализации, участию стран-членов в глобальных процессах, а с другой стороны, через протекционистские меры сдерживает развитие глобализации.
Важной формой интернационализации мировой экономики является транснациональная форма, когда головные национальные корпорации учреждают на территориях других государств мира свои филиалы, предприятия, взаимодействие между которыми осуществляется внутри ТНК на основе развития и углубления международных экономических отношений и международного разделения труда. Поэтапный анализ развития ТНК позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, тенденция к глобализации начала пробивать себе путь от ТНК первого поколения к ТНК второго, третьего и четвертого поколений, на протяжении которых менялись сферы их деятельности и реали-
зации своих экономических интересов, начиная с добывающих колониально-сырьевых отраслей до отраслей, выпускающих военно-техническую, наукоемкую продукцию, связанную с НТР, и завоевания прочных позиций в современной международной финансовой сфере и сфере информации.
Во-вторых, через изменение организационно-экономических форм и механизмов ТНК также проявлялась тенденция к глобализации, выразившаяся в переходе от картелей и синдикатов к трестам, концернам и конгломератам.
В-третьих, в 60-е г. XX в. развиваются ТНК третьего поколения, широко использующие НТР и способствовавшие распространению ее достижений в периферийные зоны мирового хозяйства и созданию экономических предпосылок для появления международного производства с единым рыночным и информационным пространством, международным рынком капитала, рабочей силы и научно-технических услуг.
В-четвертых, в начале 1980-х гг. появляются глобальные ТНК четвертого поколения, которым присущи следующие признаки: планетарное видение рынков и осуществление конкуренции в мировом масштабе; раздел мировых рынков с немногими такими же глобальными ТНК; координация действий своих филиалов на основе новых информационных технологий; гибкая организация каждого отдельного производственного узла; адаптивность структуры корпорации; единообразная организация бухгалтерского учета и аудита; объединение своих филиалов, заводов и совместных предприятий в единую сеть управления, которая в свою очередь интегрирована с другими сетями ТНК; осуществление экономического и политического влияния на государства, в которых действуют ТНК1.
В-пятых, ТНК ускоряют продвижение мировой экономики к глобализации, что вызывает существенные изменения ее характера в современных условиях. Уже в начале XXI в. 1/4 часть мировой экономики функционирует в условиях свободного рынка, а 3/4 — в своеобразной плановой системе, где внутри ТНК не работают законы свободного рынка и внутренние (трансфертные) цены определяются самими корпорациями. В итоге совершенно очевиден «переход к конвергентной экономической системе, сочетающей в себе плановые и рыночные начала»2.
1 Мовсесян А., Огнивцев С. Транснациональный капитал и национальные государства// МЭиМО. 1996. № 6. С. 56.
2 См. там же. С. 56
Глобализация мировой экономики через развитие интеграционных и транснациональных форм приводит к тому, что все больше и больше стран, в том числе и Россия, начинают включаться в этот процесс. Несмотря на все те негативные явления, с которыми столкнулась РФ в ходе перехода к рыночной экономике, она в начале XXI в. продолжает свой курс на интенсивное вхождение в мировое хозяйство, выходя на планетарный уровень функционирования и решая ряд неотложных проблем. Этот курс происходит во внешнеторговой сфере, главным образом, через включение сырьевых и топливно-энергетических ресурсов в общемировой потенциал. С точки зрения интересов России такое включение ресурсов в общемировой потенциал приводит к быстрому истощению природных богатств, превращает нашу экономику в сырьевой придаток промышленно развитых государств, лишает многие регионы источника тепла и энергии, что обостряет не только экономические, но и социальные противоречия в обществе.
С общепланетарной точки зрения подобная интеграция России в глобальные процессы расширяет производственные возможности развитых государств, в которых сырьевые и топливно-энергетические ресурсы более эффективно используются, нежели в российских условиях. В конечном итоге выигрыш от такой глобализации получают высокоразвитые государства, а Россия несет при этом значительные потери не только сегодня, но и в будущем. К тому же состояние отечественной экономики на мировом уровне становится весьма уязвимым, целиком и полностью зависимым от конъюнктуры мирового рынка. При обострении конкурентной борьбы высокоразвитые государства мира и крупные ТНК могут в любой момент спровоцировать кризис в финансовой сфере, что еще больше будет подрывать российскую экономику.
Выход из создавшейся ситуации видится в изменении российского экспорта, где ведущими статьями должны стать наукоемкие виды промышленной продукции, современные услуги, а в перспективе — новые информационные технологии. С этой целью необходимо валютные поступления, получаемые за счет экспорта сырья, топлива и энергии, как можно быстрее превращать в инвестиции для развития перспективных наукоемких производств и услуг, которые в XXI в. должны определять структуру российского производства.
Одновременно с этим следует развивать курс на снижение в структуре импорта России продовольственных и другихтоваров народного потребления,
а также новейших машин, механизмов и технологий, которые можно производить в отечественной экономике. Тем самым Россия может укреплять свою продовольственную и технологическую безопасность и создавать условия для развития конкурентоспособного производства.
В XXI в. Россия должна делать ставку на дальнейшую глобализацию путем активного участия в региональных интеграционных объединениях. В высокоразвитых региональных интеграционных объединениях, как например в ЕС, существуют регламентирующие условия, которые исключают возможность вступления нашей страны в подобные объединения. И в данном вопросе следует глубоко анализировать возникающие противоречия между региональными интеграционными блоками ЕС, НАФТА и объединениями в АТР, где на авансцену выходят Япония, новые индустриальные страны и Китай. На фоне конкурентной борьбы между этими объединениями Россия может найти заинтересованных партнеров в интеграционном сотрудничестве в некоторых областях наукоемких видов производств, по которым она сохраняет еще приоритетные позиции. Среди таких партнеров можно назвать Южную Корею, Тайвань, Сингапур и др., хотя и они в значительной мере проявляют интерес к нашим ресурсам, сосредоточенным в Сибири и на Дальнем Востоке.
Вступление России в Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) расширило возможности для ее участия в глобальных процессах. Но в отличие от ЕС АТЭС не регламентирует деятельности стран-участниц, поэтому РФ, став членом этой межправительственной организации, может отстаивать свои приоритеты, защищать национальные интересы при построении интеграционных механизмов, что расширяет ее возможности для интеграции со странами АТР.
Участие России в АТЭС в данный момент создает для нее определенные сложности, связанные с бурным поступлением дешевых потребительских товаров из стран Юго-Восточной Азии, которые подрывают отечественное производство таких товаров в нашей стране.
Другой негативный момент участия в глобальных процессах через интеграцию России в АТЭС при сложившейся сегодня внешнеторговой политике может способствовать превращению ее экономики в сырьевой придаток ряда стран Восточной Азии.
Кроме того, либерализация внешней торговли, открытость экономики сопровождаются чрезмерным, зачастую неконтролируемым, притоком иностранной
рабочей силы на Дальний Восток и в Сибирь, что со временем может обострять противоречия между российским населением и иммигрантами.
Противодействовать этим негативным явлениям Россия может на пути изменения структуры производства, внешнеторгового оборота, усиления государственного контроля за притоком иностранной рабочей силы и использованием ее природных ресурсов.
Помимо негативных явлений участие России в глобальных экономических процессах НТР отвечает нашим геополитическим интересам и открывает возможности ее превращения в связующее звено между странами СНГ и тихоокеанскими государствами, а также между последними и государствами Европейского союза.
Территория российского государства может со временем превратиться в трансконтинентальный мост, связывающий Европу с Восточной Азией и с Северной Америкой. Для этого существует много глобальных проектов, реализация которых требует огромных инвестиций, которых самостоятельно Россия не сможет реализовать. Только через привлечение иностранных инвестиций возможно будет реально реализовать эти глобальные проекты на практике.
Участие России в глобализации на основе развития транснациональных форм немыслимо без развития финансово-промышленных групп. На 1 января 2004 г. в экономике России зарегистрировано 104 ФПГ, из них 15 транснациональных3. В них иностранными участниками являются в основном предприятия стран СНГ (Белоруссии, Украины, Кыргызстана, Таджикистана, Молдовы). Частично в транснациональные финансово-промышленные группы входят и организации-участники из дальнего зарубежья.
Транснациональные финансово-промышленные группы созданы для выполнения крупномасштабных проектов по техническому перевооружению, развитию производственной базы, росту объемов продукции. Они имеют более низкие финансовые риски и обеспечивают значительный вклад в промышленное производство и торговлю на пространстве СНГ. В период 1999-2002 гг. общий объем производства в ФПГ России вырос на 232 %, тогда как в целом по стране этот объем роста составил только 103,7 %, экспортная составляющая в них составила 300%, а объем отгруженной продукции — 216,3 %, т.е. по темпам роста первая значительно опережала вторую. Учитывая это, российское государство способствует более быстрому росту ФПГ и превращению их в транснациональные формы.
При этом возникает опасность выхода из-под контроля государства крупных ТФПГ. По опыту других государств при наметившейся тенденции к двоевластию транснационального капитала и национальных правительств в условиях России важно сохранить над ними контроль через вхождение государства в стратегический альянс с финансово-промышленными группами и его участие в собственности этих групп.
Одновременно, используя законодательные и другие экономические меры, рыночной экономике важно сохранить направляющую роль государства в сфере высоких технологий и современного менеджмента во внешнеэкономической деятельности ФП Г, с тем чтобы в XXI в. они обрели конкурентную мощь и, используя свое участие в стратегическом альянсе с ними, Российское государство укрепило бы свое влияние в мировой экономике.
Глобализация отечественной экономики немыслима без экономической интеграции. Как было отмечено выше, Россия не сможет быть членом развитых региональных интеграционных групп. Тем не менее в рамках региональных интеграционных объединений XXI в. открывается путь для расширения емкости рынка и рыночного пространства. В этом направлении развиваются ЕС, НАФТА и др.
Европейский союз до мая 2004 г. включал 15 европейских государств общей численностью населения 370 млн человек, а уже с мая 2004 г. число стран, входящих в него, увеличилось с 15 до 25 за счет государств Центральной, Восточной и Южной Европы, включая ряд стран бывшего СЭВ и Балтии. В ближайшей перспективе число участников ЕС еще увеличится на 3 и составит 28 стран, на территории которых проживают 500 млн потребителей. Тогда удельный вес ЕС в мировом ВВП составит 22-23 %.
На территории Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) проживают 378 млн человек. Между США, Канадой и Мексикой, входящими в североамериканскую зону свободной торговли, и странами МЕРКОСУР, а также с другими латиноамериканскими странами достигнута договоренность о подготовке заключения в 2005 г. договора о зоне свободной торговли двух Америк, которая будет охватывать более 30 стран с населением свыше 900 млн человек. На территории зоны свободной торговли двух Америк будет производиться 27-28 % мирового ВВП.
В середине 1990-х гг. страны АТЭС приняли программу создания в регионе к окончанию второго
3 Цветков В. Финансово-промышленные группы: накопленный опыт и тенденции развития//Экономист.2004. № 3. С. 43-45.
десятилетия XXI в. зоны свободной торговли и инвестиций, включающей 21 государство, в которых проживают 2,6 млрд человек. На долю этих государств сейчас приходится 50 % мирового ВВП4.
Все факты свидетельствуют о том, что в процессе развития экономической интеграции расширяется емкость рынка и рыночного пространства. Отсюда очевидно, что если Россия не будет интегрироваться с другими региональными блоками или не будет создаваться на территории СНГ с ее участием новых интеграционных объединений, то ни о каком включении ее экономики в мировое хозяйство не может быть речи.
Вот почему Россия сотрудничает с ЕС, но это не интеграционное сотрудничество. С 2001 г. активно обсуждались перспективы создания общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) и зоны свободной торговли между ЕС и Россией. Но это не означает присоединения или создания ассоциации России с ЕС. Какие причины экономического или политического характера препятствуют присоединению России к ЕС:
1. Отсутствие у России необходимых средств, чтобы привести ее экономику к стандартам ЕС.
2. Страны ЕС, израсходовав значительные средства на прием новых членов в Евросоюз, не могут выделить России больших сумм для приема ее в данное интеграционное объединение.
3. Отсутствие заинтересованности объединенной Европы в интеграции с Россией.
Если бы Россия была принята в ЕС, то в этом случае она должна передать в Брюссель вопросы разработки и осуществления внешнеторговой, аграрной, промышленной, научно-технической, социальной и региональной политики, а во Франк-фурт-на-Майне — денежно-кредитной политики.
В то же время В. Оболенский подвергает сомнению возможность ассоциированного членства России в ЕС, поскольку она отстраняется от разработки и принятия европейского законодательства и теряет при этом самостоятельность в проведении внутренней политики. Реализация же положений соглашений о партнерстве и сотрудничестве и изучение возможностей продвижения к зоне свободной торговли могут рассматриваться после вступления России в ВТО5.
Однако вступление России в ВТО связывается с целым рядом факторов. Для того чтобы интегрироваться в такую международную экономическую организацию, как ВТО на выгодных для нашей страны условиях, необходимо делать ставку прежде всего на внутреннее развитие экономики. Укрепив внутренний
потенциал, РФ может войти в ВТО с более высоких стартовых позиций, тогда она сохранит свой экономический суверенитет и будет проводить самостоятельную внешнеэкономическую политику. При этом экономика России не станет полностью открытой, и последствия ее вступления не будут столь тяжелыми.
С 1995 г. идо настоящего времени ведутся переговоры о вступлении России в ВТО, и на протяжении всего периода высокоразвитые страны мира пытаются навязать условия, не выгодные нашей стране. Это касается требований Канады, США, Японии и ЕС о снижении импортных пошлин на автомобильную технику с 30-35 до 25 %, авиационную—с 20 до 15 % и на сельскохозяйственные товары — с 31 до 24 %; доступа иностранных компаний на рынки финансовых и телекоммуникационных услуг; повышения на внутреннем рынке России цен на энергию, газ; введения квот на импорт мяса птицы, говядины и свинины.
Зачастую выдвигаются требования со стороны ЕС в ультимативной форме по поводу выравнивания внутренних и внешних тарифов на прокачку газа, отмены или резкого снижения экспортных пошлин на газ, обеспечения свободы транзита через российские трубопроводные системы и возможности строительства частных трубопроводов, ликвидации монополии Газпрома на экспорт газа и т.д.
Высшее руководство страны рассматривает вступление России в ВТО в качестве одного из приоритетов экономической политики и настаивает, чтобы наша страна была принята в эту организацию на стандартных условиях, а не на тех требованиях, которые не предъявлялись другим государствам.
Не следует соглашаться на те кабальные условия, которые нам предъявляются при вступлении в ВТО, здесь нужно последовательно добиваться, чтобы учитывались российские национальные интересы.
Исследование глобализации в связи с интеграцией в современном мировом хозяйстве показывает, что интегрируются в глобальное пространство страновые хозяйственные комплексы, численность которых в 2003 г. составила около 200 единиц6, среди них очень много размельченных страновых систем. Через них глобальные центры мирового хозяйства осваивают новые экономические пространства. И здесь J1. Зевин выявил
4 Оболенский В. Присоединение России в ВТО и ее участие в интеграции // МЭиМО. 2004. № 3. С. 18, 19.
5 Оболенский В. Присоединение России в ВТО и ее участие в интеграции // МЭиМО. 2004. № 3. С. 22.
6 Зевин Л. Национальные экономические системы в глобальных процессах //МэиМО. 2003. № U.C. 17.
парадоксальную ситуацию, когда «на фоне роста торговли, финансовых трансфертов, расширения деятельности ТНК в периферийных странах усиливается не столько взаимозависимость, сколько односторонняя зависимость этой группы стран от центра и одновременно — хозяйственная обособленность центра от остального мира». Эта обособленность центра «усугубляется с укреплением его монопольных позиций на решающих сегментах постиндустриальной экономики»7.
Такое положение может быть подтверждено следующими фактами. Поданным В. Иноземцев-а, в начале 50-х гг. XX в. США и страны Западной Европы направляли друг другу около 50 % своих иностранных инвестиций, а сегодня этот показатель превышает 70 %. Девяносто процентов ценных бумаг, выпущенных американскими и европейскими компаниями, находится в собственности инвесторов из США и ЕС, 70 % оборота мировой торговли представлено трансакциями между странами Европы, США и Канадой8.
В центре мировой экономики обособляется от периферии основная часть научных исследований, производственных, информационных технологий и другой интеллектуальной собственности. Подобное обособление наблюдается на самом глобализированном сегодня фондовом рынке. Если в начале XX в. на Лондонской фондовой бирже из всех котировавшихся ценных бумаг 60 % были выпущены иностранными эмитентами, то в настоящее время на Нью-йоркской фондовой бирже котируется только лишь 9 % акций иностранных эмитентов. Это также подтверждает утверждение Л. Зевина об обособлении центра от периферии. Отрицательные последствия такого обособления распространяются прежде всего на развивающиеся страны, страны СНГ. Странам СНГ, и в первую очередь России, необходимо противостоять, чтобы в процессе глобализации высокоразвитые государства не оттесняли их на периферию мирового хозяйства. Достигнуть этого можно на основе развития экономической интеграции на постсоветском пространстве.
Идея создания крупного интеграционного объединения на пространстве СНГ при ведущей роли в нем России не нова. Бывшие союзные республики, ставшие самостоятельными государствами после распада СССР, понимали, что при их ограниченной, далеко не оптимальной, емкости внутреннего рынка не может быть обеспечен экономический рост и интеграция в мировое хозяйство. Однако националистические и сепаратистские настроения, возникавшие на почве бедности и нищеты в начале 90-х гг. XX в., формировали в сознании граждан ряда стран СНГ негативное отношение к интеграционному объединению с Россией, и многие из них стремились к интеграции или просто к сотрудничеству с высокоразвитыми государствами мира. А такие страны, как Кыргызстан, Грузия, Молдавия и Армения, поспешно, не согласовав своей политики с другими странами СНГ, вступили в ВТО. Их вступление в ВТО не дало положительных результатов и создало трудности на пути формирования на постсоветском пространстве интеграционного объединения в форме таможенного союза. В настоящее время еще 6 стран ведут переговоры о вступлении в ВТО. Если они, не согласовав с Россией и другими странами СНГ, присоединятся к ВТО, то это осложнит торговые и экономические связи на пространстве СНГ. Мало того, экономическое сотрудничество с Россией других стран СНГ экономически невыгодно по целому ряду позиций, особенно в торговле энергоресурсами. Многие из них не в состоянии рассчитываться с Россией, так как не имеют для этого валютных ресурсов. Постепенно отношение к России начинает меняться, и такие страны, как Украина, Белоруссия, Казахстан, все более ощущают необходимость интеграции с ней. Начало этому положено на последних встречах президентов России, Белоруссии, Украины и Казахстана, где принято решение о создании единого экономического пространства на территориях этих стран, на базе которого можно будет создать зону свободной торговли.
7 См. там же. С. 17.
8 См. Независимая газета от 20 июня 2002 г.