ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. XXVII. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2015. № 1/2
Л.П. Воронкова*
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ТУРИЗМА В АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
L.P. Voronkova
GLOBALIZATION OF TOURISM IN ANTHROPOLOGICAL ASPECTS
Статья посвящена вопросам трансформации международного туризма в глобальный туризм и выявлению тех изменений, которые происходят в глобализирующемся мире с туристом. Описывает направления исследований в антропологии туризма.
Ключевые слова: международный туризм, глобализация культуры, глобальный туризм, «человек путешествующий», антропология туризма.
The article deals with the transformation of international tourism in the global tourism and identifies the changes that occur in a globalized world with tourists. It describes the fields of research in anthropology of tourism.
Key words: international tourism, cultural globalization, global tourism, "homo traveling", anthropology of tourism.
Туризм прошел длительный путь становления. С середины XIX в. он стал массовым и организованным общественным движением, которое постепенно превратилось в мощный фактор экономического и социального прогресса, ключевой стратегией развития для многих стран мира. По данным Всемирной туристкой организации (ЮНВТО), в мировой индустрии туризма к настоящему времени занято более 100 млн человек, т.е. практически каждый восьмой житель планеты работает в туристской сфере и примерно треть населения Земли ежегодно принимает участие во внутренних и международных туристических поездках.
Международный туризм влияет на развитие таких важных секторов экономики, как транспорт и связь, строительство, торговля, сельское хозяйство и др. С состоянием туристской отрасли также связаны состояние окружающей среды, показатели занятости населения и многие аспекты международного сотрудничества. Практики туризма активно меняют картину мирового развития. Темпы роста отрасли являются одними из самых высоких в мире и составляют от 4 до 20% в год в зависимости от региона. Согласно Барометру международного туризма (World Tourism Barometer) ЮНВТО, за первые восемь месяцев 2014 г. число международных прибытий на туристическом рынке выросло на 5%. По расчетам специалистов предполагалось, что к 2020 г. численность туристов вырастет до 1,5 млрд человек, а рынок услуг составит 2 трлн долларов. Нынешние темпы роста отрасли превышают средние прогнозные цифры, запланированные ЮНВТО
* Воронкова Людмила Петровна—докт. филос. наук, профессор, зам. декана ф-та глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: 123msu@gmail.com
на 2010-2020 гг. на уровне +3,8%. Это дает основания предполагать, что XXI в. станет веком туризма1.
Начало века показало, что под влиянием процессов глобализации коренным образом изменились различные сферы социальной и международной жизни. Все больше дает о себе знать социальная дифференциация, быстрыми темпами иссякают ресурсы планеты. Усилились негативные проявления экологических проблем, и это не только проблемы окружающей среды, но и проблемы самого человека и его отношения к миру. Как отмечал немецкий исследователь У. Бек в своей теории общества рисков, мы находимся на вулкане цивилизации, где человек ощущает угрозу опасности, которая не признает охранных зон и дифференциации современного мира2.
В условиях политической и экономической нестабильности, постоянно меняющегося мира, или, как образно выразился британский социолог З. Бауман, «текучей современности» человек стремиться избежать неопределенности, компенсировать чувства тревоги и неуверенности. «Освободиться» буквально означает избавиться от определенных уз, которые препятствуют движению; «начать чувствовать себя свободным двигаться или действовать»3. Современному человеку требуется все больше времени на восстановление жизненных сил, и эту функцию традиционно выполнял туризм. Данная ситуация накладывает отпечаток на состояние международного туризма, который должен обрести новые черты. Как известно, еще в 2004 г. ЮНВТО отозвалась на этот призыв и выработала концепцию устойчивого развития туризма. Устойчивый туризм должен поддерживать и высокий уровень удовлетворения потребностей туристов, и минимизировать негативные последствия туристских практик, которые имеют место в современном глобализирующемся мире.
Туризм не просто оказался втянутым в процессы глобализации, но, по сути, сам стал одной из ее форм. Из локальной общественной практики к началу нашего столетия он превратился в широкомасштабное движение, достигшее глобального уровня. Это сопровождалось созданием индустрии, затрагивающей многие стороны социальной жизни и требующей новых принципов управления.
Новой формой развития международного туризма в ситуациях, когда усиливались и усложнялись взаимосвязи структурных элементов туристской индустрии различных стран мира, изменялись технологии, формировался глобальный рынок туристских услуг и т.д., стал глобальный туризм. Это понятие иногда используется исследователями для того, чтобы подчеркнуть качественно новое состояние международного туризма и значимость для достижения глобальных целей в области развития современного общества.
Изучение туризма началось еще в прошлом веке, что привело к формированию разных научных направлений, рассматривающих туризм как явление экономической, политической, международной и правовой сфер общества. Поскольку туризм в своей основе — это вид человеческой деятельности, к 70-м годам прошлого века началось формирование антропологического направления в его изучении. Тематика этих исследований достаточно разнообразна от анализа феномена путешествия
1 Барометр международного туризма ЮНВТО. URL: http://media.unwto.org/ru/press-release/2014-10-31/mezhdunarodnyi-turizm-demonstriruet-nepreryvnyi-rost (дата обращения: 30.05.2015).
2 Бек У. Общество риска на пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. URL: http://coollib.eom/b/183935/read
3 Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. С. 23.
как ритуалов перехода (В. Тернер) и феноменологии туристского опыта (Э. Коэн) до туристификации пространства (Д. МакКаннел) и т.д.4 В настоящее время исследования антропологии туризма все чаще сопрягаются с осмыслением проблем антропологических противоречий глобализации5.
«Глобалистика игнорирует антропологию» — это высказывание можно найти в работах зарубежных и отечественных исследователей, которые обращают внимание на тенденции универсализации и гомогенизации, связанные с глобализаци-онными процессами. В таких условиях, когда меняется понимание уникальности человека и его культуры, уровня и качества его жизни, тогда на всех уровнях общества происходят, по образному выражению западных исследователей Д. Хел-да и Д. Гольдблатта, «глобальные трансформации»6. Отдельные страны и целые регионы оказываются втянутыми в процессы, которые полностью видоизменяют картину мира и меняют самого туриста. Происходит разрушение традиционного пространства, появляется новое глобальное коммуникационное пространство как условие трансформационных процессов в культурах. Разрушаются прежние модели культуры, границы между ними нивелируются, меняются веками складывавшиеся международные связи.
В глобальном туризме начинают преобладать формы, которые направлены на формирование глобальных стандартизированных потребительских поведенческих моделей. Эпоха глобализированного потребления задает единые параметры для системы ценностей и ориентаций в выборе центров туристской рекреации, формирует стандартные пакеты услуг и единые тренды в туристической моде.
Меняется и сам «человек путешествующий». Его эволюция осуществлялась в истории под влиянием процессов, происходивших в культурах. Освоение пространства, постижение многообразия окружающего мира, поиск новых впечатлений, стремление добиться поставленных задач — все это и многое другое определяло облик «человека путешествующего».
Совершаемые перемещения в географическом пространстве, будь то крестовые походы или торговые экспедиции, переселения народов или странствия пилигримов, строго говоря, не являлись проявлениями туризма. В основе путешествия, в отличие от туризма, как полагают исследователи, лежит стремление понять соб-
4 Вот некоторые из зарубежных исследований по антропологии туризма: Урри Дж. Взгляд туриста и глобализация // Массовая культура: Современные западные исследования. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005; Cohen E. A Phenomenology of Tourist Experiences. Sociology. 1979. N 13; Hosts and Guests. The Anthropology of Tourism / Ed. by V.L. Smith. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1990; Nash D. Anthropology of Tourism. Oxford: Elsevier, 1996; MacCannellD. The Tourist: A New Theory of the Leisure Class. 3rd ed. Berkeley: University of California Press, 1999; Greenwood D. Culture by the Pound: An Anthropological Perspective on Tourism as Cultural Commoditization. In Tourists and Tourism: A Reader / Ed. by S. Gmelch. Prospect Heights: Waveland Press, 2004; и др. Отечественные исследования по данной тематике только начинают развиваться: Антропология туризма. URL: http://wikialps.ru/articles/france/93-antropologiya-turizma
5 Бауман З. Глобализация: Последствия для человека и общества. М.: Изд-во «Весь Мир», 2004; Бороноева Н.А. Человек в мире глобальных изменений // Библиотека актуальной философии. Вып. 9. Красноярск: Литера-принт, 2009; Кирвель Ч.С. Антропология глобализации: От человека как «божественного микрокосма» к человеку унифицированному // Человек — объект и субъект глобальных процессов: Тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 20-21 ноября 2009 г. СПб., 2010; Иоселиани А. Антропология глобального мира: Человек в современной коммуникативно-информационной сфере // Век глобализации. 2013. № 2; и др.
6 См.: Хелд Д., Гольдблатт Д., Макгрю Э., Перратон Дж. Глобальные трансформации: Политика, экономика и культура. М.: Праксис, 2004.
ственную идентичность в процессе столкновения с чужой идентичностью. Человек-турист относится к типу людей, которые стремятся в другие страны с целью реализации своих потребностей под воздействием во многом универсальных факторов. Прежде всего, меняется впечатление от поездки. Об этом писал еще в начале 60-х годов прошлого века в книге «Имидж, или Что случилось с американской мечтой» американский историк и публицист Д.Дж. Бурстин. В книге есть глава с говорящим названием «От путешественника до туриста: конец эпохи путешествий», в которой автор отмечает, что современный турист сталкивается с ненастоящим, поддельным, с потерей аутентичности7. Это вызывает ностальгию по настоящим путешествиям. В путеводителе П. Якубовича по Риму и Южной Италии 1874 г. отмечается, что «путешествие утратило значительную часть своей поэзии от отсутствия многочисленных маленьких приключений, о которых рассказывается во многих старых книгах; но кажется, что каждый предпочтет покойное путешествие в вагоне железной дороги поэзии, связанной с очень опасными нападениями разбойников»8.
Для туриста другая страна — это место временного пребывания, которое может на следующий раз меняться на иную страну в зависимости его туристских потребностей и ожиданий. Для туриста весь мир предстает как череда сменяемых мест, похожих и непохожих, узнаваемых и совершенно незнакомых одновременно. Отсюда и определенная парадоксальность глобального туризма.
Меняется отношение к туризму и у самих туристов. По-прежнему более привлекательными являются уникальность, неповторимость и национальный колорит культур. При этом туристам важно не просто лицезреть, но и погрузиться в иную культуру, принять участие в ярких событиях, красочных праздниках, получить новые туристские впечатления. В то же время превращение туризма в отрасль глобальной экономики приводит к тому, что с национальными культурами происходит метаморфоза, они превращаются в товар, предлагаемый туристу как потребителю. Его взору предстают трансформированные культурные ценности. Предпочтение отдается наиболее фотогеничным культурным объектам, эффектным ландшафтам, а реально значимое в истории конкретного народа, но не столь яркое и презентабельное, отступает на второй план. Позиционируются в основном некие символы: бразильский карнавал и октоберфест, томатина и коррида. Эти и другие элементы национальных культур, как полагают исследователи, представляют собой лишь осколки, перемолотые глобализацией «культурные ядра национальных идентично-стей». «Сомневаюсь даже, видел ли то, на что, как я помню, смотрел...» — эти слова Иосифа Бродского как нельзя лучше отражают происходящие трансформации9.
Затронутые вопросы становятся важными темами культурантропологических исследований туризма. Антропологическое осмысление глобализационных процессов в туризме состоит в том, чтобы понять, удастся ли современному меняющемуся человеку позиционироваться в формирующемся новом пространстве.
7 Boorstin D.J. The Image or What Happened to the American Dream. N.Y.: Atheneum, 1961. Об этом также писали У. Эко и Дж. Урри: Eco U. Travels in Hyper Reality: Essays. San Diego: Harcourt Brace Jovanovich, 1986. Р. 6; Urry J. The Tourist Gaze: Leisure and Travel in Contemporary Societies. L.: Sage, 1990. Р. 7.
8 Цит. по: Каменский С. Из путешествия прежним вернуться невозможно. URL: http://co-museum.ru/index/4_4_otkryvaja_mir/0-61#_ftn1 (дата обращения: 30.05.2015).
9 Цит. по: Турома С. Поэт как одинокий турист: Бродский, Венеция и путевые заметки // Новое литературное обозрение. 2004. № 3 (67). URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2004/67/tu9-pr. html (дата обращения: 30.05.2015).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Антропология туризма. URL: http://wikialps.ru/articles/france/93-antropologiya-turizma
Барометр международного туризма ЮНВТО. URL: http://media.unwto.org/ru/press-release/2014-10-31/mezhdunarodnyi-turizm-demonstriruet-nepreryvnyi-rost
Бауман З. Глобализация: Последствия для человека и общества. М.: Изд-во «Весь Мир», 2004.
Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008.
Бек У. Общество риска на пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
Бороноева Н.А. Человек в мире глобальных изменений // Библиотека актуальной философии. Вып. 9. Красноярск: Литера-принт, 2009.
Иоселиани А. Антропология глобального мира: Человек в современной коммуникативно-информационной сфере // Век глобализации. 2013. № 2.
Каменский С. Из путешествия прежним вернуться невозможно. URL: http://co-mus eum.ru/index/4_4_otkryvaj a_mir/0-61#_ftn1
Кирвель Ч.С. Антропология глобализации: От человека как «божественного микрокосма» к человеку унифицированному // Человек — объект и субъект глобальных процессов: Тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 20-21 ноября 2009 г. СПб., 2010.
Турома С. Поэт как одинокий турист: Бродский, Венеция и путевые заметки // Новое литературное обозрение. 2004. № 3 (67). URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2004/67/ tu9-pr.html
Урри Дж. Взгляд туриста и глобализация // Массовая культура: Современные западные исследования. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005.
Хелд Д., Гольдблатт Д., Макгрю Э., Перратон Дж. Глобальные трансформации: Политика, экономика и культура. М.: Праксис, 2004.
Boorstin D.J. The Image or What Happened to the American Dream. N.Y.: Atheneum, 1961.
Cohen E. A Phenomenology of Tourist Experiences. Sociology. 1979. N 13.
Eco U. Travels in Hyper Reality: Essays. San Diego: Harcourt Brace Jovanovich, 1986.
Greenwood D. Culture by the Pound: An Anthropological Perspective on Tourism as Cultural Commoditization. In Tourists and Tourism: A Reader / Ed. by S. Gmelch. Prospect Heights: Waveland Press, 2004.
Hosts and Guests. The Anthropology of Tourism / Ed. by V.L. Smith. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1990.
MacCannell D. The Tourist: A New Theory of the Leisure Class. 3rd ed. Berkeley: University of California Press, 1999.
Nash D. Anthropology of Tourism. Oxford: Elsevier, 1996.
Urry J. The Tourist Gaze: Leisure and Travel in Contemporary Societies. L.: Sage, 1990.