ПАхоМов Алексей Петрович
Кандидат психологических наук, доцент кафедры менеджмента
российский университет дружбы народов (рудН) 117198, рФ, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6 Контактный тел.: (915) 984-87-01 E-mail: [email protected]
^ Жильцов владимир анатольевич
Кандидат психологических наук, доцент, директор
Национальный центр сертификации управляющих 119602, рФ, г. Москва, ул. Никулинская, 5, корп. 1 Контактный тел.: (910) 426-14-06 E-mail: zhiltsov [email protected]
Ключевые слова
стандартизация и лицензирование оказания профессиональных услуг
wssN
исо
Глобализация, стандартизация и лицензирование оказания профессиональных услуг: решения и проблемы
Аннотация
Рассмотрено современное состояние стандартизации и лицензирования профессиональных услуг, приведены примеры решения задач в данной сфере на региональном уровне, проанализированы проблемы стандартизации и лицензирования при расширении возможностей информационных технологий.
Осуществление стандартизации по всем отраслям экономики является расширением идеи стандартизации, которая уже реализована в отдельных секторах экономики, где подавляющее большинство продуктов или услуг соответствует стандартам. Такое положение является результатом консенсуса, достигнутого всеми игроками на поле какого-либо сектора экономики - поставщиками товаров и услуг, потребителями и иногда правительствами. Этот консенсус подразумевает, что есть согласие по критериям стандартизации, которые последовательно применяются к производимым товарам и оказываемым услугам. Целью такого соглашения является упрощение торговли и процесса распространения технологий. Результатом становится возможность иметь:
• гарантированное качество продукта и разумные цены;
• повышение совместимости товаров и услуг и идентичность их применения;
• улучшение здоровья населения, повышение уровня его безопасности, защиту окружающей среды;
• получение удовлетворения от более высокой надежности продукта или услуги;
• уменьшение числа вариантов продуктов или услуг и потому снижение цены;
• повышение эффективности дистрибуции и упрощение обслуживания.
В основополагающих документах ИСО утверждается, что стандартизация играет важную роль для всех стран. В настоящее время многие организации на национальном и международном уровнях стремятся разработать и принять на основе консенсуса систему стандартов.
Результаты специальных исследований показывают, что пользователи больше доверяют продуктам и услугам, которые отвечают международным стандартам. В свою очередь, уверенность в соответствии этим стандартам может быть обеспечена соответствующими декларациями продуцента или при помощи аудита, осуществляемого независимыми организациями.
В Интернете можно найти сайт, посвященный стандартам, в том числе стандартам профессиональной деятельности. Этот сайт адресован тем, кто их использует, и тем, кто интересуется деятельностью в области разработки и применения стандартов на глобальном, региональном и национальном уровнях.
Достоинство данного сайта состоит в простоте и доступности информации, предоставляемой всеми членами Всемирной сервисной службы стандартизации ^ББВД.
Порядок установления стандартов не может быть взят с самого сайта \МББ1\1, но многие члены делают предложения для формирования онлайнового банка. Контактную информацию можно получить в Директории !БОЫБТ и в службах продаж членов !БОИБТ.
WББN не предоставляет напрямую информацию об эквивалентах стандартов и их переводах на разные языки. Однако некоторые национальные члены WББN делают доступной информацию об эквивалентности международных или региональных стандартов и их собственных национальных стандартов, а также информацию о переводах международных или региональных стандартов на их национальные языки. По этой причине рекомендуется посмотреть в Интернете сайты соответствующих национальных членов WББN, для того чтобы установить контакт с членами !БО№Т или ИСО (Международная организация по стандартизации) в нужной стране.
Доступ к сайту WББN бесплатный. Доступ к сайтам членов WББN определяется доступностью сайта, и некоторые сайты могут быть платными.
WББN не предлагает онлайновое ассистирование при решении технических проблем стандартизации. Если все же нужно получить ассистирование по отдельным техническим вопросам, связанным со стандартизацией, то WББN поможет точно определить смысл проблемы и адресовать в соответствующий раздел стандартов.
Интерес к способности продемонстрировать или подтвердить компетен-
Globalization, Standardization and Licensing of Professional Services: Solutions and Problems
■o
я
цию практикующего специалиста существовал всегда. Но в наше время этот интерес обретает новые формы и приобретает растущее практическое значение в силу все большего числа стран, вступивших в ВТО или желающих вступить в эту организацию. К последним относится и Российская Федерация. В связи с этим обстоятельством повышается ценность информации о стандартах профессиональной деятельности, лицензировании этой деятельности и растет престиж специалистов, соответствующих стандартам и имеющих лицензию на осуществление профессиональной деятельности.
Стандарты в соответствии с определением ИСО являются документированными соглашениями, содержащими технические спецификации или другие точные критерии для последовательного использования их в качестве правил, руководств или дефиниций характеристик, для того чтобы гарантировать, что материалы, продукты, процессы и услуги соответствуют их назначению.
В соответствии с соглашениями Уругвайского раунда (1994) в рамках ВТО были установлены многосторонние торговые соглашения. Эти соглашения включают в себя новый кодекс ВТО по техническим барьерам в торговле (Кодекс стандартов) и охране окружающей среды. Соглашения значительно расширили компетенцию ВТО в секторе услуг (по сравнению с предыдущими соглашениями ГАТТ). Политика ВТО должна способствовать принятию и использованию международных стандартов всегда, когда это возможно. Кроме того, ВТО определяет себя как лидера в снабжении информацией по стандартам, разработке стандартов и программ оценки их соответствия международным нормам. В то же время ИСО стремится получить признание в качестве ведущей организации в области обеспечения специальной технической поддержки при разработке новых программ ВТО.
Для того чтобы удовлетворить потребность в предоставлении качественных услуг на всех уровнях, ИСО рассматривает возможность увеличения числа
программ по разработке стандартов в индустрии услуг. Однако есть свидетельства того, что в этой области экспертиза ИСО функционирует сравнительно плохо. Поэтому растет значение организационных инициатив в проведении семинаров, круглых столов по проблемам стандартизации в сфере услуг. На этих мероприятиях могут обсуждаться и обсуждаются предлагаемые ИСО механизмы формирования и использования стандартов.
В соответствии со своими декларациями ИСО берет на себя ответственность за формирование, модернизацию и продвижение гибких механизмов и процедур, при помощи которых она может:
• использовать процедуры быстрого рассмотрения и принятия существующих стандартов, по которым есть соглашение на глобальном уровне, но которые были разработаны за пределами структур ИСО;
• оказывать непосредственную помощь в организации круглых столов и других мероприятий, целью которых является определение существующих и возможных проблем стандартизации на международном уровне в отдельных сферах оказания профессиональных услуг, а также предлагать решения по проблемам стандартизации в этих сферах;
• оперативно формировать согласованные на международном уровне ответы на вызовы со стороны глобального рынка и политических реалий, разрабатывая новые программы стандартизации.
В настоящее время в большинстве стран существуют признаки сокращения государственных расходов и проведения политики приватизации во многих областях деятельности. В частности, наблюдается глобальная тенденция на уровне правительств переносить на частный сектор ответственность за разработку и использование стандартов, необходимых для функционирования даже самих правительств. Так как многие из этих стандартов уже хорошо известны, применяются на международном уровне и широко используются в коммерческом секторе, то ИСО рассматривает возмож-
^ Aleksey P. PAKHomoV
Cand. Sc. (Psycology), Assistant-Prof. of Management Dprt.
Peoples' Friendship University of Russia
117198, RF, Moscow, ul. Miklukho-Maklaya, 6 Phone: (915) 984-87-01 E-mail: [email protected]
^ Vladimir A. ZHILTSoV
Cand. Sc. (Psycology), Assistant-Prof.
National Centre for Managers
Certification
119602, RF, Moscow,
ul. Nikulinskaya, 5, building 1
Phone: (910) 426-14-06
E-mail: zhiltsov [email protected]
Key words
standardization and licensing of professional services
wssn
iso
Summary
The current state of professional services standardization and licensing is observed. The authors give examples of solutions to standardization and licensing problems at regional level. The present article contains an analysis of standardization and licensing difficulties in conditions of increasing IT opportunities.
ность абсорбировать значительную часть результатов проделанной по стандартизации работы.
Во всем мире наблюдается увеличение числа обращений к стандартам ИСО в качестве базиса для оценки своих сертификатов на оказание профессиональных услуг. Поэтому следует ожидать, что для ИСО появится необходимость оказания помощи в гарантировании того, что требования к профессиональным услугам соответствуют международным стандартам. Такая деятельность ИСО повысит доверие потребителя во всем мире к качеству оказываемых услуг и снимет барьеры для их распространения. Модели для предварения в жизнь этих идей уже разработаны, но, видимо, потребуется создать механизмы, обеспечивающие международное признание результатов оценки соответствия (сертификация, регистрация, аккредитация, лицензирование) услуг принятым на международном уровне и разработанным в ИСО критериям. Эту тенденцию можно наблюдать в перспективной программе признания сертификатов соответствия стандартам ИСО 9000.
Стандарты профессионализма:
• описывают то, что люди должны знать и делать по своей специальности;
• позволяют людям сравнивать свои умения, знания и способности с ожидаемыми уровнями по своей специальности или в своей области профессиональной деятельности;
• служат в качестве цели для тех, кто хочет развивать свои собственные умения или помогать это делать другим.
Как правило, подход к разработке профессиональных стандартов базируется на компетенциях. Например, в Великобритании и Австралии проводят большую работу по формированию стандартов умений, основанных на компетенциях. Стандарты компетенции обычно разрабатываются компаниями и подтверждаются соответствующими национальными органами (или, как в Канаде, и провинциальными, и национальными органами).
Основанные на компетенциях стандарты предусматривают:
• разработку курсов обучения овладению компетенциями;
• аккредитацию (формальное признание) курсов;
• сертификацию;
• уточнение стандартов.
Стандарты компетенции, основанные
на концепциях, описанных, например, в австралийском издании «Национальные
стандарты компетенции: политика и руководство», должны отвечать следующим требованиям:
• не включать в себя жестких ограничений, которые препятствовали бы стандартам быть чувствительным к изменениям в запросах экономики;
• отражать текущие и будущие потребности экономики;
• быть связанными с принципиальными решениями или с соглашениями технического характера в определенной области экономики, но не обязательно быть формально прописанными в этих документах.
Одной из целей разработки дифференцирующих стандартов профессиональной деятельности является стимулирование у работников стремления к карьерному росту, который может определяться движением по ступеням от непрофессионала к профессионалу высокого уровня.
Основанная на компетенциях система профессиональных стандартов включает в себя оценку и сертификацию полученной подготовки. Это система также подразумевает демонстрацию приобретенных знаний и умений и способность применять их для эффективного выполнения работы на требуемом уровне, как это определено национальными стандартами компетенции.
В случае, когда стандарты разработаны для профессий, которые подразумевают наличие высшего образования, должна устанавливаться связь между стандартами и образованием, которое дается соответствующими учреждениями.
Разработка стандартов в целом проходит в 6 этапов.
1. Этап предложений. Определяется потребность в разработке стандарта или предлагается новая позиция в списке работ по некоторой профессии. Определяются состав работы и необходимые компетенции. В дальнейшем в процессе работы возможны их уточнения и пересмотр.
2. Этап подготовки. Определяется рабочая группа экспертов. Группа может начать деятельность по разработке стандартов при наличии контракта или же готовить рабочие варианты стандартов по своей инициативе.
3. Этап работы комитета. Варианты стандартов предлагаются более широкому кругу специалистов. Варианты могут рассматриваться до достижения консенсуса.
4. Этап исследования. Вариант стандарта рассылается всем заинтересованным лицам и организациям для комментариев.
5. Этап одобрения. Циркулирует окончательный вариант. Комментарии, полученные на этом этапе, регистрируются с тем, чтобы рассмотреть их в будущем. Одобряется текст варианта.
6. Этап публикации. Окончательный вариант одобряется и рекомендуется к публикации.
Стандарты компетенции разрабатываются в соответствии со следующими принципами.
Консенсус. Принимаются во внимание точки зрения всех заинтересованных сторон (предпринимателей, пользователей, групп потребителей, лабораторий тестирования, правительственных органов, профессионалов, исследовательских организаций, системы образования и подготовки).
По всей отрасли. Решения по стандартам принимаются на национальном и международном уровне с целью удовлетворения требованиям и отрасли, и потребителей во всем мире.
Учет интересов рынка. Стандартизация на международном уровне диктуется международным рынком и потому должна быть основана на добровольном учете всех интересов рынка.
В рамках деятельности ВТО достигнуто Генеральное соглашение по торговле в сфере услуг (ГАТС). При разработке и принятии мер по управлению торговлей услугами и при самой торговле услугами членам соглашения следует ориентироваться на положения ГАТС.
По ГАТС торговля услугами определяется как поставка услуг:
а) из территории одного члена соглашения на территорию другого члена соглашения;
б) на территории одного члена соглашения потребителю услуг другого члена соглашения;
в) оказывающим услуги одним членом соглашения через коммерческого представителя на территории другого члена соглашения;
г) оказывающим услуги одним членом соглашения через представительство граждан этого члена соглашения на территории другого члена соглашения.
В этом соглашении существуют такие определения:
А. «Меры, принимаемые членами соглашения» означают меры, принимаемые:
1) центральными, региональными или местными властями;
2) неправительственными организациями в осуществлении власти, делегированной центральными, регио-
нальными или местными властями. При выполнении своих обязательств в соответствии с соглашениями каждый член соглашения будет принимать доступные ему разумные меры для того, чтобы гарантировать их наблюдаемость региональными и местными властями, а также неправительственными организациями на их территории.
Б. «Услуги» означают услуги во всех секторах, исключая услуги, оказываемые при исполнении властных полномочий правительства.
В. «Услуги, оказываемые при исполнении властных полномочий правительства» означает любые услуги, которые предоставляются на некоммерческой основе или в отсутствие конкуренции с одним или более оказывающим услуги.
ГАТС признает право своих членов регулировать на собственной территории сферу оказания услуг и вводить новые виды регулирования, с тем чтобы соответствовать целям национальной политики и учитывать существующую дифференциацию в разных странах степени развития регулирования в сфере оказания услуг. Последнее положение особенно касается развивающихся стран.
ГАТС создало специальную рабочую группу для наблюдения за тем, чтобы все процедуры, связанные с соблюдением квалификационных требований, разработкой технических стандартов и лицензированием в области оказания услуг, не стали ненужными препятствиями при торговле услугами.
Специалисты во всем мире давно приходят к выводу о необходимости разработки и внедрения стандартов профессиональных умений для самого широкого круга профессий. Так, Великобритания и Австралия проводят реформы профессионального образования, включая сюда разработку профессиональных стандартов компьютеризированного формата, а Германия имеет долгую историю в разработке профессиональных стандартов. В Канаде большинство ключевых игроков в экономике проявляют активность в разработке профессиональных стандартов и рекомендуют предпринимать больше совместных усилий в воздействии на правительство и промышленность с целью использования программ подготовки в большем числе профессий.
Международная конференция «Вызов изменений» выработала рекомендацию, согласно которой бизнес и труд должны приложить больше усилий для разработки национальных систем опти-
мизации местных стандартов сертификации и аккредитации для широкого спектра профессий.
В главе 7 «Соглашения по международной торговле», где речь идет о мобильности трудовых ресурсов и о международном признании профессиональной квалификации для достижения мобильности трудовых ресурсов, говорится: «Правительства и соответствующие органы должны согласовать различия в принятых профессиональных стандартах на территориях стран, подписавших соглашение».
Рассмотрим движение профессионалов между государствами на примере НАФТА (Североамериканское соглашение по свободной торговле).
Заключение НАФТА позволило упростить движение профессионалов между государствами-членами НАФТА. Это означает, что при стремлении профессионала оказывать услуги на рынке рабочей силы в другой стране-члене НАФТА он не обязан проходить процесс валидизации его профессионализма.
Для того чтобы иметь квалификацию профессионала в соответствии с НАФТА, надо соответствовать следующим критериям:
• быть гражданином страны-члена НАФТА;
• иметь квалификацию для выполнения работы по профессии, по которой предполагается работать;
• иметь соглашение по контракту или предварительную договоренность о занятости с организацией, расположенной в стране, в которой предполагается временно пребывать;
• соответствовать существующим иммиграционным требованиям для временного пребывания.
Нужно подготовить документы, показывающие:
• профессиональный уровень выполняемой работы;
• название работы;
• обязанности по работе;
• с какого числа и как долго будет пребывание в этой стране;
• соглашение по оплате.
Этими документами могут быть подписанный контракт между специалистом и предприятием; письмо от будущего работодателя, подтверждающее наличие работы; письмо от настоящего работодателя, подтверждающее, что отъезд в страну-член НАФТА осуществляется для того, чтобы оказывать услуги в соответствии с контрактом, подписанным работода-
телем и предприятием страны - другого Г члена НАФТА. |
Доказательством уровня профес- Щ сиональной квалификации может быть 3 предъявление заверенных копий доку- -ментов о полученном образовании или 43 заверенных копий соответствующих аль- 3 тернативных документов. Доказатель- 2 ством гражданства служит предъявление 2 паспорта. Надо также доказать офицеру иммиграционной службы, что нет планов оставаться на неопределенное время в стране въезда. Если разрешение на въезд получено, то надо обозначить, для какой работы или для оказания каких услуг осуществляется прибытие, и назвать организацию, которая выдала разрешение на работу.
Прежде чем приступить к работе приехавшие профессионалы должны выразить согласие с необходимостью подчинения всем требованиям местных сертификаций, регистраций или лицензирования.
Есть несколько областей профессиональной деятельности, для которых уже существуют международные соглашения по лицензированию. К таким областям относятся, в частности, медицина, архитектура, электроника и информационные технологии (ИТ). В данной статье особое внимание будет уделено проблемам стандартизации, сертификации и лицензирования в области ИТ.
Некоторое время назад была создана международная федерация переработки информации (МФПИ).
Целями деятельности МФПИ являются:
• повышение социального и профессионального статуса практикующих профессионалов ИТ;
• определение связи между требованиями к основным профессиональным навыкам специалистов, с одной стороны, и к этике их поведения - с другой.
Отдельно МФПИ ставит перед собой задачу разработки программы оптимизации стандартов в индустрии ИТ. Для этого предстоит:
• разработать оптимальные международные стандарты для определения квалификации практикующих профессионалов;
• обеспечить принятие этих стандартов на международном уровне;
• упростить порядок использования лицензий по работе с ИТ.
В 1989 г. был образован Европейский совет обществ практикующих профессионалов в области информатики (ЕСОППИ). Он объединяет 18 европейских обществ специалистов индустрии ИТ.
м Хартия ЕСОППИ определяет его роль
5 следующим образом: й • помощь в кооперации профессио-
3 налов ИТ в Европе; 7 • предоставление таким общеевро-
^ пейским организациям, как ЕС, независи-х мых профессиональных рекомендаций £ по проблемам законодательства, соци-| альным и техническими проблемам, связанным с проблематикой ИТ.
Изначально ЕСОППИ ставил перед собой четыре задачи:
• профессиональное развитие и повышение квалификации. Решение этой задачи включает в себя разъяснение директив ЕС по признанию профессиональной квалификации в области ИТ, что должно привести к созданию обобщенной системы информации о профессиональных компетенциях и к подготовке кодекса этики поведения;
• устранение технических проблем обмена информацией при проведении конференций, при работе с публикациями, взаимном членстве в обществах и группах по интересам;
• воздействие на ту часть законодательства, которая касается неправильного использования ИТ, прав на интеллектуальную собственность и защиты баз данных;
• поддержка инвалидов.
Стандарты профессиональной квалификации вступили в силу в январе 1991 г., и это обеспечило признание системы профессиональной квалификации специалистов ИТ в ЕЭС. Директива 89/48/ ЕЭС явилась инструментом подтверждения легальных прав профессионала на работу по своей профессии в любой стране ЕС или на себя, или в качестве наемного работника. Директива касается всех профессий, для которых частные директивы еще не выпущены, и тех, у которых стандарт предусматривает не менее 3 лет получения высшего образования в университете или в соответствующем вузе. Директива содержит информацию о профессионалах ИТ.
Директива требует, чтобы страны-члены ЕС не отказывались принимать представителей других стран-членов ЕС для работы по профессии, не отказывали им в признании их профессиональной квалификации, если они уже получили квалификацию по этой профессии в своей стране. В отдельных случаях может потребоваться период адаптации в течение не более 3 лет или прохождение тестовых испытаний способностей. В том случае, когда подготовка или образование мигранта-профессионала короче, чем это
требуется в стране-хозяйке, от мигранта может потребоваться закончить приобретение необходимого образования в период не более 4 лет. Страна-хозяйка может потребовать доказательства хорошего характера и репутации, доказательств физического и психического здоровья, а также того, что мигрант не банкрот, не уплативший по обязательствам.
В рамках ЕСОППИ была разработана Европейская структура компетенций в ИТ (ЕСКИТ), которая предназначается для организации системы подготовки и повышения квалификации практикующих профессионалов. Предполагается, что ЕСКИТ будет адаптирована в Канаде для создания системы сертификации практикующих профессионалов Канадским обществом ИТ.
Решение задачи профессионального развития и повышения квалификации предусматривает:
• определение общеевропейских требований к минимальному уровню знаний и умений для практикующих профессионалов в соответствии с направлениями развития ЕСКИТ;
• разработку и обсуждение документа по формированию и использованию программ развития в национальных профессиональных объединениях.
В настоящее время ЕСОППИ уделяет большое внимание более точной идентификации элементов знаний и умений, которые работодатели рассматривают как важнейшие для выполнения работы, требующей высокой квалификации профессионалов ИТ (информатиков). «Информатики» - термин, используемый в ЕС для специалистов в ИТ.
По ЕСОППИ знания включают в себя факты и теории, которые нужны людям для того, чтобы соответствующим образом выполнять свою роль, и которые покрывают концепты, принципы, процедуры и их источники, а также умения - умение использовать эти знания в деятельности для достижения результатов, при этом умения должны расти с практикой. Компетенция означает измеримый уровень умелого применения знания для того, чтобы достичь требуемого результата при выполнении определенной задачи в соответствии с определенными стандартами.
Другим аспектом проблем стандартизации и лицензирования профессиональной деятельности с использованием ИТ является растущее огромными темпами расширение возможностей использования телекоммуникаций для оказания услуг.
Достигнутые в последние годы успехи в распространении данных при помощи ИТ повлияли самым существенным образом на то, как в настоящее время формируется международный аспект профессиональной деятельности. Профессионал, работающий в своей стране и являющийся ее гражданином, естественно, опирается в юридической части своей работы на законы своей страны. Если же он выезжает в другую страну и осуществляет там свою профессиональную деятельность, то в этом случае он должен признавать местные законы, своды и кодексы правил, обычаи ведения дел. Но теперь, как было сказано выше, вполне вероятны ситуации, когда работник остается на территории одной страны, а свою профессиональную деятельность при помощи телекоммуникаций осуществляет на территории другой страны. Это вполне возможно, так как межгосударственных границ для ИТ не существует, а язык киберпространства - общий для всех.
Телекоммуникации, осуществлямые через такую мощную систему, как Интернет, открывают самые широкие возможности для работы на международном рынке товаров и услуг. Но при общей доступности информации по осуществлению этой деятельности характеристики ее выполнения не обязательно останутся произвольными. То есть профессиональное сообщество вполне может организовать некий электронный надзор за деятельностью своих членов, корректировать (если надо) какие-либо несоответствия и (что лучше) предупреждать возможность их появления. Тогда речь должна идти, во-первых, о лицензировании и сертификации профессиональной деятельности, которые могут также осуществляться при помощи ИТ; а во-вторых, о стыковке с компетенцией властей самой этой деятельности, а также состава и процедур сертификации и лицензирования. При этом должны быть получены ответы на вопросы о том, должна ли профессиональная деятельность быть регулируемой, кто должен осуществлять такое регулирование и до каких пределов. Ответы на эти вопросы могут быть получены только при наличии желания всех сторон прийти к консенсусу и соответствующего законодательства.
В зарубежной специальной литературе можно найти дискуссионные материалы по проблемам профессиональной деятельности, осуществляемой с использованием телекоммуникации, и связан-
ным с этим проблемам осуществимости глобального лицензирования и сертификации.
Можно сказать, что с распространением телекоммуникаций началось формирование мирового рынка профессиональных услуг. Одной из специфических черт этого рынка является возможность потребления услуг мгновенно и в любое время. При этом для многих возникают самые широкие возможности экономического характера в условиях практически полного отсутствия какого-либо контроля в настоящее время за телекоммуникационным рынком профессиональных услуг.
Такое состояние дел естественно порождает у многих сомнения по поводу того, каким образом, на каком уровне оказываются профессиональные услуги. Это происходит потому, что рыночная экономика, заполняя вакуум, зачастую демонстрирует цинизм и неразборчивость в выборе средств обогащения. Такова возникшая в наше время ситуация в мире в плане возможного оказания профессиональных услуг при помощи телекоммуникации или, в терминах некоторых изданий, телепрофессиональной деятельности.
Указанная выше проблема получает некоторое внимание со стороны международных организаций. Эти организации находятся в стадии поиска путей, способов и методов регулирования процессов, происходящих в мировой экономике. К таким организациям относится, в частности, ВТО. Одна из задач, которую она поставила перед собой, является организация взаимодействия между предлагаемыми регуляторными механизмами и органами, предназначенными для контроля и оптимизации работы по предоставлению профессиональных услуг между разными странами. В рамках деятельности ВТО Организация по развитию экономической кооперации опубликовала свой отчет по разработке перспектив реформ, проводимых с целью облегчения бремени зарегулированности в торговле между странами. В этом же отчете приводится информация о возможных перспективах в регулировании международной практики предоставления услуг.
Кроме того, многие источники сообщают, что проблема регулирования практики предоставления профессиональных услуг между странами является весьма актуальной, о чем свидетельствует большое число конференций локального, регионального и международного уровня, посвященных предоставлению
профессиональных услуг на международном уровне. На этих конференциях, как правило, речь идет о профессиях, играющих самую заметную роль в развитии экономических и социальных областей мирового хозяйствования.
Дебаты ведутся по проблемам профессиональной деятельности с использованием телекоммуникаций, связанным с тем, что именно может являться предметом регулирования в этой деятельности, и если принцип регулирования будет принят, то какой орган будет его осуществлять. На локальном уровне такие дебаты порождают множество идей о том, как формировать местное законодательство таким образом, чтобы создать для своей экономики самые благоприятные условия предоставления профессиональных услуг на международном рынке. При обсуждении на международном уровне тенденций в предоставлении профессиональных услуг с использованием телекоммуникаций возникает много вопросов, касающихся таких трудных проблем, как формирование соответствующего международного права, совместное регулирование профессиональных стандартов и заключение соответствующего соглашения, определение сфер компетенции правительств стран-участниц этого соглашения.
Некоторые профессии в настоящее время имеют статус самодостаточных при обсуждении международной деятельности. То есть в тех странах, где существуют профессиональные ассоциации и зарубежная профессиональная деятельность зарегистрированных в них профессионалов осуществляется через эти ассоциации, становится возможным предоставлять профессиональные услуги с возложением ответственности за результат работы на местные профессиональные ассоциации, выдавшие патент на предоставление профессиональных услуг.
В некоторых случаях профессиональная деятельность, осуществляемая при помощи членства в профессиональной ассоциации, учитывает особенности местного и международного законодательства. Считается, что в большинстве из этих случаев такая профессиональная деятельность осуществляется успешно. Но что касается индивидуальной профессиональной деятельности с использованием телекоммуникаций, то в этой области предстоит еще много сделать для того, чтобы законодательные органы и органы, осуществляющие регулирование телепрофессиональной деятель-
ности, выработали соответствующие со- Г глашения. По всей видимости, те области § телепрофессиональной деятельности, Щ которые связаны со здравоохранени- 3 ем и охраной труда, станут первыми, в -которых будут предприняты попытки 43 сертификации на национальном уров- 3 не. Можно ожидать, что представители 2 других профессий будут самым при- 2 стальным образом наблюдать за этим процессом и учитывать все достоинства и недостатки программ сертификации, чтобы в дальнейшем разрабатывать свои с учетом этого опыта. Предполагается, что, как только будут разработаны национальные программы сертификации, вскоре следует ожидать появления программ сертификации на международном уровне.
Оценивая перспективы разработки различных форм глобального лицензирования, можно сказать, что намного проще перечислить причины, почему такая разработка невозможна, чем указать все возможные позитивные стороны глобального лицензирования.
Одним из самых дискуссионных моментов, которые связаны с глобальным лицензированием или сертификацией, является вопрос о необходимости оценивания профессиональной компетенции. В некоторых профессиях сама их природа требует, чтобы при лицензировании работы по ним тестировалась компетенция. Однако анализ дискуссий в печати, в том числе и по результатам конференций, показывает, что в компетентных кругах на международном уровне существуют значительные разногласия между теми, кто считает, что оценка компетенции должна проводиться с использованием процедур тестирования, и теми, кто считает самым главным при оценке компетенции уровень образования и опыт работы. Можно предположить, что доведение этого обсуждения до глобального консенсуса у профессиональных сообществ, представляющих разные профессии, потребует больших усилий и значительного времени.
Какой может быть процедура предъявления лицензии; надо ли формировать некий международный орган для того, чтобы он определял политику в сфере лицензирования и подтверждал подлинность лицензии; будут ли находиться под юрисдикцией этого органа проблемы дисциплинарного характера, и если это так, то как будут применяться дисциплинарные меры; возможно ли появление альтернативных органов с этой сферой компетенции; каким будет характер ре-
м акции общественности на создание 5 этого органа, - вот те вопросы, на кото-й рые предстоит ответить в ближайшем 3 будущем.
7 Все эти вопросы указывают только
^ на начало многих проблем, связанных х с идеей глобального лицензирования. £ К тому же можно считать, что мы нахо-| димся на самом начальном этапе мирового развития телекоммуникаций. Поэтому разумно предположить, что уже в ближайшем будущем технологические успехи откроют для телекоммуникаций такие возможности, какие трудно представить.
Даже если отбросить оптимистические соображения по поводу технологических возможностей телекоммуникаций, то и на сегодняшний день можно начать работу по лицензированию на локальном уровне. При этом представляется, что успехи в решении проблем лицензирования на локальном уровне воодушевят специалистов на решение проблем на глобальном уровне. Решение проблем лицензирования на локальном уровне определяется юрисдикцией региона, являющегося административной единицей какого-либо государства. За этим вскоре должно последовать решение проблем на национальном уровне. Если в этом случае органы, ответственные за регулирование лицензирования, займут соответствующую позицию и возьмут на себя функцию доведения в нужном виде соответствующей информации до законодательных органов, то тем самым будут способствовать разработке реалистичной и юридически обоснованной системы регулирования в области оказания профессиональных услуг с использованием телекоммуникаций.
Как только появятся неопровержимые факты, показывающие успехи в регулировании лицензирования на локальном уровне, скорее всего появится тенденция к выработке аналогичных соглашений на международном уровне. Вероятность того, что именно так и будет, определяется идеей, согласно которой, если что-то хорошо работает на микроуровне, то следует ожидать, что оно будет хорошо работать и на макроуровне. Таким образом, те, кто сумел проявить инициативу на локальном уровне, вносят свой вклад в развитие идеи глобального лицензирования.
Другая возможная альтернатива развития идеи глобального лицензирования и сертификации может быть связана с деятельностью в этом направлении международных профессиональных ассо-
циаций. Однако в этом случае общественность может начать демонстрировать критическое отношение к деятельности этих организаций, априори подозревая их в некорректном поведении. Эта априорная некорректность определяется метафорой «пустили козла в огород» и связана с возможными злоупотреблениями при приеме в свои члены, с используемыми при лицензировании критериями. Для того чтобы уменьшить возможное проявление тревоги по поводу своей деятельности, международные профессиональные ассоциации должны продемонстрировать свою транспарентность, показать непредвзятость своих позиций при использовании валидных критериев оценки для лицензирования. Кроме того, эти организации должны показать свои возможности в предотвращении всякого рода нарушений и борьбы с ними.
Должны ли ООН или ВТО заниматься глобальным лицензированием? В принципе эти международные организации могли бы создать условия для форума, на котором прошли бы дискуссии и, возможно, были приняты необходимые решения. Или же решение этих вопросов надо ввести в сферу компетенции международных профессиональных ассоциаций? В настоящее время наблюдается движение по этому пути для ряда профессий. Такая международная профессиональная организация, как Союз архитекторов, приступила к разработке минимальных стандартов профессионализма, соответствующих международной практике. Очередное соглашение по этой проблеме было подписано на Ассамблее Союза архитекторов в Барселоне, и его можно рассматривать в качестве предшественника соглашения по глобальной сертификации.
Считается, что всегда есть возможность выбора при формировании международного органа, отвечающего за проблему лицензирования: он может зародиться в международных профессиональных ассоциациях, а может возникнуть в результате международного соглашения на уровне правительств.
В ВОЗ создан Совет по внедрению и регулированию лицензирования. Целью деятельности Совета является взаимодействие с законодательными органами. Это подразумевает информирование законодательных органов о своих позициях в профессиональной деятельности. В 1997 г. данный Совет разработал документ, названный «Телепрактика и профессиональное лицензирование: пособие для законодателя». Этот документ
не содержит оценочных характеристик профессиональной деятельности с использованием средств телекоммуникации; цель создания документа - помочь законодателям задавать самим себе правильные вопросы, с тем чтобы определить, нужно ли в соответствии с их юрисдикцией создавать законы регулирования лицензирования для отдельных профессий.
При этом существуют серьезные проблемы с упомянутым выше подходом к глобальному лицензированию. Проблемы права, практики и ответственности варьируются от юрисдикции к юрисдикции. Должно быть достигнуто общее понимание проблем и согласие по ним. Требует рассмотрения вопрос о том, кто должен быть главным организатором участия в проекте различных международных профессиональных ассоциаций. И, конечно, необходимо определить, как будет финансироваться лицензирование.
В перспективе при развитии глобального лицензирования в большинстве профессий появится много практикующих профессионалов. Это обстоятельство может способствовать снижению цены сертификации до приемлемого уровня.
Первое, что приходит в голову, когда понимаешь, с какими трудностями связана реализация идеи глобального лицензирования, - нужно ли работать по этой проблеме или стоит набраться терпения и посмотреть, как будут развиваться события, какие решения по этому поводу будут приниматься соответствующими органами. Не исключено, что вторая из перечисленных альтернатив окажется предпочтительнее. Причин для такого выбора несколько. Во-первых, не до конца ясно, как влияет на оказание профессиональных услуг такой посредник, как телекоммуникации. Во-вторых, видимо, специфика каждой профессии имеет существенное значение для определения того, как она может реализовываться через телекоммуникации. При разработке основ деятельности по одной профессии может стать ясно, каковы потенциальные проблемы для других, как их решать и каковы пути к получению рациональных решений. Дальнейший путь к глобальному лицензированию, видимо, будет таков: от профессии к профессии, от одной страны к другой.
В настоящее время почти в каждой профессии существуют инструменты, которые можно использовать для формирования регуляторных механизмов в глобальном лицензировании и оказании
профессиональных услуг с использованием телекоммуникаций. К таким инструментам можно отнести национальные и международные профессиональные организации. Кроме того, отчасти этой деятельностью занимается ВТО. Примером формирования и использования таких инструментов является Центр гарантии качества в международном образовании, который проводит конференции, являющиеся прекрасным форумом для дискуссий и обмена мнениями, что очень важно для достижения глобального соглашения по лицензированию оказания профессиональных услуг.
При анализе проблем достижения глобального лицензирования помимо теоретических и принципиальных проблем возникнут и проблемы технического и практического характера. Например, как и по какой цене может быть получена лицензия, кто должен определять цену услуги с использованием телекоммуникации - провайдер, получающий услугу или оказывающий ее.
Самым большим препятствием для реализации идеи глобального лицензирования оказания услуг с использованием телекоммуникаций может стать финансирование такого проекта. Каким бы способом ни осуществлялась работа по нему, надо думать о цене сертификата. К факторам, определяющим цену лицензирования, можно отнести требования сертификации, стоимость разработки и самого процесса сертификации. Требования к получаемому сертификату будут определяться тем, насколько он будет восприниматься практикующими профессионалами. В этом случае для организаторов сертифицирования возникает необходимость демонстрации профессионалам, что получение дополнительной лицензии может быть основанием для роста финансового благополучия обладателя такой лицензии. Если эта аргументация окажется состоятельной, то успех дистрибуции лицензии, скорее всего, будет гарантирован. Важнейшим аргументом в пользу успешного распространения глобального лицензирования станет скорейшее принятие соглашения по глобальным сертификатам профессий.
И наконец, надо рассмотреть гарантирование оказания качественной услуги с использованием телекоммуникаций без формирования специального регулирующего органа. Аргументом против регулирования глобального лицензирования является то, что в принципе такая лицензия все же будет являться препятствием для глобальной торговли услугами.
Несмотря на множество проблем, ^ связанных с оказанием профессиональных услуг по телекоммуникациям и с лицензированием этой деятельности, в настоящее время кажется преждевременным исключать такую возможность. По самой крайней мере осмысление и обсуждение этих проблем может работать как катализатор для движения вперед к достижению международного соглашения по вопросам права и практики профессиональной деятельности. Без базисного международного соглашения такого сорта дело глобального лицензирования останется теоретической проблемой. В целом же, если глобальное лицензирование оказания профессиональных услуг с использованием телекоммуникации будет полезно и выгодно людям, то перспективы у него будут.
И это еще не все проблемы. Очевидны и проблемы более низкого, базисного уровня. Видимо, такими проблемами при внедрении профессиональных стандартов будут:
• необходимые для разработки и использования цена и время;
• несогласие в принятии профессиональных стандартов части представителей сектора образовательных услуг и инициативных групп в отдельных профессиях;
• слабые места в концепции стандар- ^ тов компетенции;
• трудности применения стратегии оценивания;
• наличие вариаций в дефинициях внутри профессии;
• достижение понимания компетенций в профессии;
• определение собственника стандартов. А так как ИСО выражает желание получать сборы от продажи стандартов, то отсюда возникает тревога по поводу стоимости стандартов;
• определение требований к организации, которая обладает стандартами компетенции и имеет возможность показать, что практикующие профессионалы соответствуют или не соответствуют этим стандартам;
• мнение профессионалов, что им не нужны подобные стандарты;
• зависимость качества работы не только от сертификации профессионала, но и от сертификации объекта труда (например, софта);
• возможная ответственность практикующего профессионала, если он не сертифицировался по стандартам.
Источники
1. Жильцов В.А. Система добровольной сертификации управляющих: структура, содержание и перспективы развития // Сертификация управляющих: опыт и перспективы развития в Российской Федерации: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. В.А. Жильцова. М.: НЦСУ, 2008.
2. www.wssn.net
3. www.iso.org/iso/ru - Мировая информационная сеть международных стандартов.
References
1. Zhiltsov V.A. The system of managers' voluntary certification: structure, content and development prospects // Management Certification: experience and development prospects in the Russian Federation: Materials of the International Research-Practical Conference / ed. by V.A. Zhiltsov. Moscow: NCSU, 2008.
2. www.wssn.net - World Standards Services Network.
3. www.iso.org/iso/ru - International Organization for Standardization.
■o я