педагогические науки
теория и история
ПЕДАГОГИКИ
К.А. МАМЕДОВА (Саратов)
глобализация рынка образовательных ресурсов
Раскрыто понятие глобализации с позиций отечественных и зарубежных ученых. Рассмотрены два направления глобализации на рынке образовательных ресурсов (маркети-зация образования и выполнение программы устранения базовой неграмотности как средства борьбы с хронической бедностью и экономическим неравенством) и выделены две основные ее модели. Выявлено, что под глобализацией в сфере высшего образования следует понимать интернационализацию, интеграцию, информатизацию как важнейшие ее составляющие. Сделан вывод о том, что глобализация на исследуемом рынке имеет положительные стороны - универсализацию и распространение естественнонаучных знаний.
Ключевые слова: глобализация, интернационализация, маркетизация, информатизация, информационные технологии, коммерциализация, инновации.
В XXI в. термин «глобализация» является всеохватывающей категорией, которая означает процесс объединения мира в единое целое в рамках как научного знания, так и публицистической литературы. В современной социологии, экономике, культурологии, политологии ряд исследователей подчеркивают значимость основных аспектов глобализации.
С точки зрения историков, глобализация -это, прежде всего, один из этапов развития капитализма. Для экономистов это взаимодействие глобализации и транснационализации финансовых рынков.
Глобализация образования на рынке образовательных ресурсов была проанализирована в работах таких авторов, как И. Вал-лерстайн, Э. Гидденс, Р. Робертсон. Различ-
ные стороны глобализации как всемирно-исторического процесса рассматриваются в работах таких экономистов-исследователей, как Д. Гольдблатт, Дж. Дженсон, Дж. Пер-ратон, Л. Склэр, Дж. Стиглиц, В. Иноземцев, Н. Зотова, А. Уткина. Для нашего исследования глобализации на рынке образовательных ресурсов большое значение имели работы А. Аппадураи, З. Баумана, У. Бека, М. Ка-стельса, С. Хатингтона, а также российских социологов и культурологов А. Ахиезера, С. Зотова, Ю. Яковца. Перечисленные авторы акцентируют свое внимание на необходимости, прежде всего, сохранения институциональных особенностей высшего образования в условиях экономики знаний как необходимого элемента современного социального развития. Глобализация системы высшего образования в России была рассмотрена в работах таких исследователей, как А. Андреева, А. Валицкая, Г. Галаган, В. Жукова, В. Нечаева, В. Садовничий, Д. Сапрыкин и др.
Проанализируем различные точки зрения на понятие глобализации. Р. Робертсон и М. Уотерс считают, что начало глобализации и ее формирование можно отнести к XV-XVI вв. и это довольно длительный процесс [1]. В Оксфордском английском словаре слово «глобализация» означает накопленный опыт в сфере образования. Крупнейший американский социолог И. Валлерстайн создал теорию глобалистского представления о современном обществе. Под глобализацией понимается ми-росистемная теория, в которой главный акцент сделан на разделенности и самобытности региональных систем мирового сообщества. он считает, что для человечества важна глобализация образования, его теория ориентируется на общественную жизнь людей. В науке о глобализации образования первыми заговорили американские ученые. Впервые данный термин использовал Т. Левитт, под ним он понимал феномен слияния рынков отдельных продуктов, в том числе образовательных, производимых крупными многонациональными корпорациями.
По мнению известного философа А. Зиновьева, глобализация - всемирный процесс, и он охватывает все человечество, от него, прежде
О Мамедова К.А., 2017
всего, зависит судьба человечества как единого целого. Американский социолог Э. Гидденс считал, что глобализация есть взаимодействие социальных отношений и на основе этих отношений формируются будущие события.
Американский социолог М. Кастельс определил глобализацию как новую капиталистическую экономику и перечислил основные характеристики глобализации на рынке образовательных ресурсов:
1. Главный источник роста конкурентоспособности на рынке образовательных ресурсов - это, прежде всего, информация, знания и информационные технологии.
2. Глобализация - это главное связующее звено на рынке образования, и здесь следует отметить влияние различных сфер мировой экономики, которая в большей степени реализуется через превращение мирового хозяйства в единый рынок товаров и услуг, рабочей силы и знаний.
Д. Белли и А. Тоффлер считают, что в современную эпоху возросло единство человечества, которое представляет собой принципиально новую суперсистему, связанную с общей ответственностью. Л.Е. Гринин считает, что глобализация, прежде всего, процесс экономической, политической и культурной унификации, данный процесс носит всемирный характер и охватывает все сферы жизни общества.
Глобализация способствует тому, что мир становится зависимым от всех субъектов и возникает ситуация, при которой происходит увеличение количества общих для групп государств проблем и расширение числа интегрирующихся субъектов [3]. Дж. Сорос понимал под глобализацией экономическую открытость стран, развитие основных режимов торговли, формирование финансового рынка и единой информационной сети.
Обратимся к определению В.А. Садовни-чего, который под глобализацией понимает сложный комплекс, имеющий политическую, экономическую, социологическую и психологическую составляющие. По его мнению, глобализация подразделяется на две стороны -объективную и субъективную. Глобализация с объективной стороны включает в себя:
1) появление Интернета, спутникового телевидения и интенсивное развитие информационных технологий;
2) применение радиоэлектроники и распространение мобильной связи;
3) появление новых и усовершенствованных средств транспорта;
4) инновационность и технологичность производственных процессов, а также развитие мирового рынка.
в настоящее время есть два направления глобализации на рынке образовательных ресурсов. Первое направление - это маркетиза-ция образования, которая обусловлена инвестициями крупного бизнеса и международных финансовых институтов в стандартизацию и распространение обучающих моделей для работников в соответствии с технологическими требованиями. второе направление связано с программами устранения базовой неграмотности, что признается ЮНЕСКО основным гуманитарным средством борьбы с хронической бедностью, экономическим неравенством, а также способом предотвращения гражданских войн.
Глобализация на рынке образовательных ресурсов является важнейшим направлением развития современной педагогической науки и практики в условиях глобализации общества, и основная ее цель состоит в подготовке человека к жизни в быстроизменяющемся мире и решении глобальных проблем [2].
На сегодняшний день существует две модели глобализации рынка образовательных ресурсов, авторами которых являются американские философы Р. Хенви и Э. Боткин. Суть глобализации, по их мнению, состоит в следующем:
- осознание неоднородности восприятия мира;
- осознание экологических проблем планеты;
- освоение культуры других народов через призму диалога;
- знание глобальной динамики мировой цивилизации.
Суть моделей Р. Хенви и Э. Боткина заключается в необходимости перехода каждого индивидуума от бессознательного приспособления к миру на позиции активной и осмысленной социализации, готовности к разрешению новых ситуаций, определению альтернативы и принятию ответственности, активному сотрудничеству [4].
Целями глобализации на рынке образовательных ресурсов являются:
1) актуализация условий существования человека и норм его взаимодействия в обществе;
2) разработка наиболее эффективных методик и технологий отбора и трансляции знаний в условиях новой информационной экономики;
3) преодоление у молодежи снижения интереса к образованию и создание эффективно действующей системы непрерывного образования.
Глобализация на рынке образовательных ресурсов - это не только совокупность множества национальных образовательных пространств и систем, это «метасистема», в которой реализуются цели национальной и мировой образовательной политики, функционируют специфические связи и отношения между государствами и их образовательными системами [5].
Под глобализацией в сфере высшего образования следует понимать одновременно следующие важнейшие составляющие: интернационализацию, интеграцию, информатизацию. Обратим внимание на то, что глобализация и интернационализация - понятия, идентичные друг другу. Существуют различные системы образования и модели, каждая из них имеет свои особенности, потому данный процесс носит название интернационализации высшей школы. Создаются различные программы, для того чтобы привлекать иностранных студентов, которые будут проводить в дальнейшем свои разработки и исследования в другой стране. Данный процесс возник раньше глобализации, с момента создания первых университетов, когда образовательный процесс только начал набирать обороты.
в российских вузах практика интернационализации - одно из престижных направлений, но нельзя говорить о распространённости данного явления, так как сами студенты пока не знают о своих возможностях и о том, какие перспективы открываются в будущем [6]. в качестве примера можно привести Саратовский государственный медицинский университет: в нем обучается большое количество студентов из европейских стран, из Африки, Латинской Америки. Обучение дает перспективы, карьерный рост, студенты получают бесценный опыт и обогащают свои знания, получают практическую базу для своей работы.
Интернационализация помогает российским вузам поддерживать свой высокий статус, позволяет самосовершенствоваться, достигать максимального уровня и конкурировать с другими мировыми вузами. На сегодняшний день для того, чтобы вуз пользовался популярностью и престижем, необходимо, чтобы в партнерах у него был хотя бы один иностранный вуз. Это нужно для того, чтобы вместе с ним разрабатывать методику обуче-
ния, образовательные программы, вести научные разработки.
Выделим четыре подхода, которые влияют на глобализацию рынка образовательных ресурсов:
- первый подход основан на том, что страны создают академические партнерства, разрабатывают различные программы, способствующие мобильности студентов и преподавателей;
- второй подход основан на том, что происходит «утечка умов» в страны Западной Европы, привлекаются талантливые студенты и преподаватели, выдаются премиальные и стипендии;
- третий подход предполагает расширение возможностей, а также укрепление национальной системы в глобальном пространстве;
- четвертый подход основан на получении прибыли.
Российская практика интернационализации образования включает в себя следующие важные пункты:
1. Трансграничное образование, суть которого состоит в формировании франчайзинга - это процесс, когда один вуз перенимает у другого образовательные программы, методы обучения, на основании этого создаются корпоративные университеты.
2. Создание собственной сети филиалов за рубежом и получение прибыли.
3. Привлечение российских преподавателей в зарубежные университеты для накопления определенного опыта.
Острая проблема экспорта российского образования - это языковой барьер, который препятствует привлечению иностранных студентов и преподавателей на российский рынок образования. Интерес к русскому языку высокий, но говорят на нем немногие, поэтому большинство исследователей предлагают одно решение данной проблемы - это открытие образовательных программ на английском языке. В Китае данная практика нашла широкое применение, многие дисциплины читаются на английском языке. Ряд стран, таких как Испания и Франция, тоже используют данную методику. Еще одно решение для того, чтобы преодолеть языковой барьер, - это предоставление различных льгот студентам, которые поступают в магистратуру для изучения русского языка.
Нам также нужно создать свою сеть научно-исследовательских центров и университетов, это помогло бы привлечь в нашу страну иностранных студентов и преподавателей.
Главный положительный аспект процесса глобализации в российском образовании - это прямой выход наших вузов на международную арену, что достигается путем создания своих представительств и филиалов за рубежом. Данную практику могут применять вузы, которые пользуются высокой популярностью и имеют достаточно большой бюджет.
Российская политика в области образования нацелена на то, чтобы создать единое образовательное пространство на базе Болонско-го процесса, это поможет модернизировать в целом систему образования, сделать образование более доступным и повысить его инвестиционную привлекательность.
основные задачи, которые должна решать Россия в сфере образования, сводятся к следующим пунктам:
1) повышение уровня исследовательских разработок и их потенциала;
2) привлечение и продвижение иностранных студентов и преподавателей;
3) обеспечение качества и доступности образования на глобальном уровне.
Следующий компонент, напрямую связанный с глобализацией, - это интеграция, и под ней следует понимать процесс, который происходит в различных государствах [7]. От интернационализации интеграция отличается тем, что это процесс достаточно сложный, и речь идет уже не только об обмене знаниями и студенческой мобильности, но и о развитии государственных связей и на основе этого - о координации национальных систем образования [8].
При интеграции уже присутствуют все учебные программы и процессы, и они находятся в состоянии гармонизации между различными системами образования. В интеграции, помимо образовательного уровня, задействован еще и государственный уровень, и это в какой-то мере является положительным аспектом, так как это возможность сотрудничества и в него можно включить диссертационные советы и объединенные университеты. Одним из главных направлений в системе образования является вхождение в общеевропейское образовательное пространство. Появились новые требования и программы, которые в целом могут положительно повлиять на нашу систему образования.
В Европе российские вузы пользуются меньшей популярностью, поэтому приток иностранных студентов в Россию крайне мал. Интеграция высшего образования позволит не только сотрудничать с зарубежными универ-
ситетами, но и привлекать талантливых студентов из-за рубежа.
По мере развития современных глобальных процессов происходит интеграция в мировое образовательное пространство национальных образовательных систем, которые являются мощным рычагом развития системы высшего образования. Возникает лозунг «Образование без границ», на рынке больше появляется новых действующих лиц и учебных заведений, к примеру виртуальные и корпоративные университеты и т. д.
Одной из основных задач государственной политики в сфере модернизации системы высшего образования России должно стать формирование общего международного образовательного пространства. Эту задачу можно решить с помощью создания новых типов высших учебных заведений - исследовательских инновационных университетов, которые ориентированы на подготовку специалистов инновационного типа и создание инновационных проектов, технологий и т. д. Исследовательские инновационные университеты представляют собой учебные заведения с собственной научной и научно-методической базой, которые способны к проведению широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований, имеющие эффективную систему подготовки кадров высшей квалификации. Главная идея таких университетов заключается в интеграции учебного процесса и инновационных фундаментальных научных исследований, в генерации инновационных проектов в образовании и распространении знаний.
Инновационные проекты в образовании можно разделить на три составляющие, которые различаются по своему характеру. Во-первых, инновационные проекты в образовании могут относиться к фундаментальным исследованиям, т. е. это деятельность, пополняющая запасы теоретического знания. Во-вторых, прикладные исследования, разработки и проекты, направленные на выработку социально значимого способа действия. Сюда можно включить инновационные исследования, разработку новых социальных средств и оценку их эффективности. В-третьих, исследования и разработки, близкие к прикладным.
Любой инновационный проект в образовании ценностно нагружен, формируется в определенном ценностном контексте и основывается на определенной системе ценностей и норм. Эффективная научная деятельность инновационного университета строится на осно-
ве крупных исследовательских и инновационных программ.
В мире активно идет развитие научно-исследовательских университетов, наибольшее распространение они получили в США, где их насчитывается около 260. Прогрессивное движение системы высшего образования в России можно развить с помощью создания исследовательских инновационных университетов. На их базе должны создаваться университетские комплексы. Университетский комплекс представляет собой объединение исследовательских инновационных университетов, которые используют общие интеллектуальные, материальные, информационные ресурсы.
Инновационные и научные достижения используются с целью повышения эффективности и качества процесса подготовки специалистов нового уровня и проведения современных научных исследований. В рамках университетского комплекса обеспечивается взаимосвязь образовательных, научных и инновационных ресурсов с экономикой и социальной сферой. университетский комплекс можно рассматривать как мобильную модель образовательного учреждения, адаптирующуюся к рынку труда.
Глобализация является важной проблемой для высшего образования, от внедрения ее в процесс образования зависит развитие процессов интернационализации, и, в сущности, сама модель будущей системы образования имеет огромное значение для рынка труда. В условиях глобализации возможны следующие сценарии развития высшего образования:
- низкая конкуренция и низкая информационная грамотность в высшем образовании. университеты могут не реагировать на изменения, уменьшается число студентов и возрастает плата за обучение. Крупнейшие центры могут продавать информацию и ресурсы другим участникам рынка образовательных ресурсов;
- высокая конкуренция и низкий уровень информационной грамотности в высшем образовании. В данном случае приходят новые поставщики, которые пользуются поддержкой государства. система образования становится более гибкой, чувствительной и основана на обучении информационным технологиям. Происходит экономия времени, и студенты обучаются дома, используя новые технологии;
- высокая конкуренция, высокая информационная активность и грамотность в высшем образовании. здесь ориентируются на ком-
пьютерные программы на электронных носителях, лучшие университеты выживают, предлагая большую плату за обучение для целостного развития личности;
- низкая конкуренция и высокая информационная грамотность в высшем образовании. Работают виртуальные университеты, распространяется безбумажная деятельность. В новых условиях возникают способы дистанционного сертифицирования по образовательным программам. Основным фактором глобализации является глобальность содержания знания, его универсальность и глобальный смысл применения. Другим фактором глобализации на рынке образовательных ресурсов является конкуренция образовательных систем, которые имеют различный статус, масштаб деятельности и влияние на мировую цивилизацию.
Глобализация в сфере высшего образования - это элемент матрицы глобализации других сфер деятельности людей. В рамках глобализации образования действует принцип непрерывного образования, благодаря которому многие выпускники вузов могут стать конкурентоспособными и высококвалифицированными работниками, от которых будут зависеть престиж и будущее российской экономики [9].
Одним из компонентов глобализации образования является его информатизация. Информатизация образования - это доступ к знаниям, техническое и инновационное оснащение, развитие 1Т-технологий. Этот компонент начал развиваться сравнительно недавно, так как у вузов уже есть возможность технически оснащать аудитории, научно-исследовательские центры, библиотеки и лаборатории. сегодня главной ценностью являются не природные ресурсы и даже не развитая экономика, а именно знания, новые передовые технологии, уровень образованности населения и, конечно же, способность эти знания создавать. Информатизация, наряду с академической мобильностью студентов, тоже важный процесс, одно из направлений информатизации - это дистанционное образование. Дистанционное образование предполагает применение онлайн-технологий.
Дистанционное обучение основано на двух категориях услуг:
1. Получение профессиональной специальности с подтверждением квалификации в виде диплома.
2. Онлайн-курсы по различным предметам и сдача экзамена.
Первая услуга оказывается на платной основе, т. е. это очная форма обучения и сдача экзамена. Вторая услуга может быть бесплатной или платной. Основная цель данных курсов - продвинуть бренд университета и увеличить тем самым прибыль.
Основное преимущество дистанционной формы обучения - это, конечно же, гибкое распоряжение ресурсами, в том числе и временем. Данная форма образования имеет некоторые положительные моменты, среди которых индивидуальный темп обучения, образование без отрыва от дома или работы, более низкая стоимость обучения, отсутствие привязки к местонахождению высшего учебного заведения. Минусы такой формы обучения -невозможность подискутировать на ту или иную тему, ограниченность общения и обмена мнениями.
Проблема, которую нужно решать России в сфере образования, - это низкая конкуренция на рынке образовательных ресурсов и слабая интеграция в международный рынок. В ближайшей перспективе социальные, политические изменения будут оказывать огромное влияние на общество и государство в целом. Нужно как можно скорее совершенствовать технологии дистанционного обучения и инновационного обеспечения.
Российская модель глобализации имеет свое программно-стратегическое содержание, а глобализация высшего образования под воздействием ведущих зарубежных университетов представляет собой иной стратегический замысел. В современных условиях трудно дать прогноз развития сферы высшего образования под воздействием глобализационных процессов. Трансформация глобальных внешних воздействий предопределяет основной ракурс анализа глобализации системы высшего образования с целью приблизительной оценки международной конкурентоспособности российских вузов. Под трансформацией высшего образования в РФ понимаются процессы изменения институциональных форм, видов деятельности, а также характера и содержания высшего образования. Главными элементами в трансформации высшего образования выступают универсальность и векториальность изменений и преобразований.
Российский вариант глобализации высшего образования представлен в Государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг., где глобализация - одно из приоритетных направлений в сфере высшего образования. Стоит отметить, что подход к гло-
бализации профессионального образования в РФ должен носить системный характер. Такой подход предполагает участие органов государственной власти в процессах глобализации в сфере профессионального образования, их активную позицию. Реализовать данный подход можно с помощью разработки мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности организаций профессионального образования. Процесс глобализации профессионального образования рассматривается через призму участия вузов РФ в следующих направлениях глобализации: интернационализации, интеграции, координации и унификации в сфере профессионального образования.
В век информационных технологий общество заинтересовано в том, чтобы граждане страны могли самостоятельно действовать и при этом гибко адаптироваться к меняющимся условиям нашей жизни. Перед всеми высшими учебными заведениями стоит ряд главных задач:
1. В условиях быстро и гибко развивающегося мира научить самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике и находить решение возникшей проблемы.
2. Помочь осознать, где можно получить знания и где их применить.
3. Научить генерировать идеи и творческие проекты.
4. Привить умения работать с информацией, анализировать, выдвигать свои гипотезы решения проблемы, находить альтернативные пути ее решения, четко и правильно формулировать выводы.
5. Привить коммуникабельность, умение общаться, работать сообща в различных областях и находить выход из любой конфликтной ситуации.
6. Воспитать самостоятельность и умение работать над своим развитием, повышать свой культурный уровень.
В заключение отметим, что глобализация на рынке образовательных ресурсов имеет положительные стороны, среди которых универсализация и распространение естественнонаучных знаний. Глобализация на рынке образовательных ресурсов хороша для сферы естественных и технических наук. Для стран-участниц Болонского процесса Россия представляет особый интерес. Российская система образования считается одной из сильнейших в мире.
Для того чтобы конкурировать с мировыми державами, нужно также приобретать и
глобальную составляющую. Мы должны обязательно сохранить все лучшее, что есть в нашем образовании, и перенять положительный опыт внедрения новаций в процесс обучения, участвовать в глобальных процессах, учиться на ошибках других стран. В качестве примера можно привести такие страны, как Япония, Китай, Южная Корея, Тайвань и Сингапур. Они в целом сохранили свою образовательную и культурную специфику, но взяли все лучшее, что есть на Западе, - это технологии, инвестиции и практический опыт и уже по своему развитию обогнали многие западные страны. Российскому образованию следует пойти по такому же пути - перенять все лучшее, что есть в европейской системе образования, но саму образовательную специфику и фундамент оставить. закончить хотелось бы словами А.С. Панарина, который считает, что глобализация - это сокращение барьеров и расстояний и образование единого экономического пространства, в глобализации и заключается реальность нашего времени и надо сделать так, чтобы эта реальность не обошлась без нашего участия.
Список литературы
1. Айнутдинова И.Н. Глобализация и интернационализация - новый этап в развитии высшего профессионального образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2010. № 3. С. 60-66.
2. Барахтенова Л.А. Интернационализация образования в экономическом вузе (модели, технологии, перспективы развития) // Высшее образование в России. 2013. № 10. С. 63-69.
3. Бейзеров В.А. Университеты в глобализирующемся мире // Социология образования. 2010. № 2. С. 87-94.
4. Гринин Л.Е. Глобализация и национальный суверенитет // История и современность. 2005. № 1. С. 6-31.
5. Ильин И.В., Урсул А.Д. Эволюционный подход к глобальным исследованиям и образованию: теоретико-методологические проблемы // Век глобализации. 2010. № 1(5). С. 5-17.
6. Кехян М.Г. Основные тенденции развития рынка образовательных ресурсов в России в условиях глобализации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2013. № 5. С. 70-73.
7. Лиферов А.П. Интеграционные тенденции в мировом образовании // Педагогика. 2009. № 6. С. 3-10.
8. Олейникова О. В. Интернационализация как новый формат международного сотрудничества в сфере образования // Качество образования. 2013. № 10. С. 38-43.
9. Федотова Н.Н. Глобализация и образование // Философские науки. 2008. № 4. С. 5-24. * * *
1. Ajnutdinova I.N. Globalizacija i interna-cionalizacija - novyj jetap v razvitii vysshego professional'nogo obrazovanija // Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2010. № 3. S. 60-66.
2. Barahtenova L.A. Internacionalizacija obrazovanija v jekonomicheskom vuze (modeli, tehnologii, perspektivy razvitija) // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013. № 10. S. 63-69.
3. Bejzerov V.A. Universitety v globalizi-rujushhemsja mire// Sociologija obrazovanija. 2010. № 2. S. 87-94.
4. Grinin L.E. Globalizacija i nacional'nyj su-verenitet // Istorija i sovremennost'. 2005. № 1. S. 6-31.
5. Il'in I.V., Ursul A.D. Jevoljucionnyj podhod k global'nym issledovanijam i obrazovaniju: teore-tiko-metodologicheskie problemy // Vek globaliza-cii. 2010. № 1(5). S. 5-17.
6. Kehjan M.G. Osnovnye tendencii razvitija rynka obrazovatel'nyh resursov v Rossii v uslovijah globalizacii//Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo social'no-jekonomicheskogo universiteta. 2013. № 5. S. 70-73.
7. Liferov A.P. Integracionnye tendencii v miro-vom obrazovanii// Pedagogika. 2009. № 6. S. 3-10.
8. Olejnikova O. V. Internacionalizacija kak novyj format mezhdunarodnogo sotrudnichestva v sfere obrazovanija// Kachestvo obrazovanija. 2013. № 10. S. 38-43.
9. Fedotova N.N. Globalizacija i obrazovanie// Filosofskie nauki. 2008. № 4. S. 5-24.
Globalization of the market of educational resources
The article deals with the concept of globalization as viewed by domestic and foreign scientists. Two directions of globalization on the market of educational resources are considered (marketization of education and implementation of the programme of overcoming basic illiteracy as the means of struggle with chronic poverty and economic inequality);its two basic models are found out. It is stated that globalization in the sphere of higher education should be regarded as the internationalization, integration, informatization as its most important components. The conclusion is that globalization has positive sides - universalization and knowledge in natural science.
Key words: globalization, internationalization,mark etization, informatization, information technologies, commercialization, innovations.
(Статья поступила в редакцию 17.10.2016)