Научная статья на тему 'Глобализация: Монголия и монголы'

Глобализация: Монголия и монголы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
772
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОНГОЛИЯ / МОНГОЛЫ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / MONGOLIA / THE MONGOLIANS / GLOBALIZATION / CULTURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Энхтувшин Батболд

В тексте доклада показывается стремление Монголии и монголов сохранить и преумножить историческое и культурное наследие в эпоху глобализации.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the paper aspiration of Mongolia and Mongolians to save and to increase historical and cultural heritage in the epoch of globalization is shown.

Текст научной работы на тему «Глобализация: Монголия и монголы»

Батболд ЭНХТУВШИН

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: МОНГОЛИЯ И МОНГОЛЫ

В тексте доклада показывается стремление Монголии и монголов сохранить и преумножить историческое и культурное наследие в эпоху глобализации.

In the paper aspiration of Mongolia and Mongolians to save and to increase historical and cultural heritage in the epoch of globalization is shown.

Ключевые слова:

Монголия, монголы, глобализация, культурное наследие; Mongolia, Mongolians, globalization, cultural heritage.

ЭНХТУВШИН Батболд — академик,

президент Академии наук Монголии, Заслуженный деятель науки Монголии и Республики Бурятия enkhtuvshin@mаs.

Монголы в современном мире

Новый этап глобализации создает для мирового сообщества условия неограниченной свободной среды в области экономики, рынка, культуры. И если мировое сообщество сумеет этим воспользоваться, то нации получат огромный потенциал развития, а если нет, то их неминуемо ждет отсталость, жесткая конкуренция и, как результат, трудные испытания. Поэтому напрашивается вопрос: как Монголия и монголоязычные народы используют реальную возможность, появившуюся в результате технологического прогресса? Какое место мы занимаем в этом мире? Насколько отстаем от других наций? Мы, монголы, если сможем умело соединить преимущества глобализации с природными богатствами своей страны, которые бережно сохраняли и передали нам наши предки, ее девственной природой, историей и культурой, знаниями и интеллектуальным наследием, то сможем еще раз поднять авторитет монгольской нации на мировой арене. Началом этого процесса является обеспечение экономической мощи и финансовой состоятельности Монголии. У нас для этого имеются все возможности. Так, в результате проведенных геологоразведочных работ на территории нашей страны найдены богатые залежи золота, меди, коксующегося угля, уран, нефть, цветные металлы. В настоящее время идут подготовительные работы для их добычи.

В сомоне Ханбогд Южногобийского аймака обнаружены самые крупные в мире залежи золота. В настоящее время потенциал рудника Оюутолгой составляет 45 млн т меди и 1 000 т золота. Согласно инвестиционному договору с правительством Монголии, канадская компания «Айвенхоу Майнз» и австралийская «Рио Тинто» официально начали разработку этого месторождения с апреля 2010 г. Кроме того, идут подготовительные работы по освоению месторождения Тавантолгой с потенциалом более 6 млрд т угля, Дорнотского уранового рудника с потенциалом 30—40 тыс. т, а также крупных запасов нефти в местностях Тамсаг, Зуунбаян.

Для участия Монголии в глобальном сотрудничестве наиболее перспективным направлением является горнорудная промышленность. При дальновидной политике мы ускорим развитие Монголии, укрепим национальную безопасность. За последнее время в этом направлении сделаны важные шаги:

1) подписан инвестиционный договор по месторождению Оюутолгой;

2) принят документ о создании производственного комплекса «Сайншанд»;

3) принята Стратегия по использованию железных дорог.

Монголия является привлекательной для иностранных инвесторов страной не только благодаря природным богатствам, но и благодаря открытой экономике, либеральной политике, близости к мировым рынкам.

С началом реформ в 1990 г. Монголия сформировала основу для участия в глобальном сотрудничестве, и, как результат, в 1997 г. была принята ВТО, что стало толчком для развития этого процесса. Так, торговый оборот и прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в экономику Монголии выросли с 2,2 млрд долл. в 2005 г. до 5,7 млрд долл. США в 2008 г. Если в 1990-х гг. общая сумма ПИИ составляла 30—40 млн долл., то сейчас она достигла 700—800 млн долл. США. В связи с началом реализации крупных горнорудных и инфраструктурных проектов в ближайшее время годовой объем ПИИ будет измеряться миллиардами долларов США. Привлечение ПИИ само по себе является сложным делом, а в период глобализации этот вопрос еще усложняется. При этом иностранных инвесторов можно разделить на две категории: в первую категорию попадают мелкие и средние бизнесмены, которые стремятся резко увеличить свои доходы за короткий срок и потому выбирают ту отрасль, которая требует малых капиталовложений и быстрого получения прибыли; вторая категория состоит из крупных бизнесменов, заинтересованных в выпуске продукции и получении высокой прибыли в течение долгого времени на основе передовой технологии и менеджмента. И сегодня основой государственной политики Монголии становится совместная взаимовыгодная созидательная деятельность на основе выбора надежных партнеров.

Культурная глобализация и историкокультурный иммунитет монголов

Кроме огромных природных богатств и природы, находящейся в первозданном виде, Монголия имеет богатое культурное наследие, древние культурные традиции и цивилизацию. Российский археолог П.К. Козлов, изучавший культурные памятники Монголии, с удивлением отметил: «Есть ли на свете еще другие страны, имеющие так много памятников как под землей, так на ней, как Монголия?» Сегодня мы исследовали только небольшую часть своих уникальных богатств. Если привести примеры последних исследований, то скифская ледяная мумия, найденная в аймаке Баян-Улгий, по рейтингу ученых Института археологии США попала в десятку мировых находок 2008 г. Череп древнего человека, найденный в аймаке Хэнтий, относится к Ното егвеШ,

обитавшему 1,6—0,3 млн лет назад. Данная находка получила совершенно новое название в мировой науке — МощоШмкгорт, которое уже вошло в научный оборот. Ученые США, Франции и России признали, что это важнейшая историческая находка, относящаяся к предсинантропи-ческому периоду.

Предки монголов проживали по всему миру. Ученые мира признали, что расселение произошло в середине каменного века. С этого периода и по настоящее время в этом обширном ареале проживают народы со своей уникальной историей, гордо называющие себя монголами, и их потомки продолжают создавать свою великую историю, увековечивая ее, получая признание многих стран, чем мы сегодня по праву гордимся. Наши предки — гунны — создали на территории Центральной Азии первое государство кочевников. Именно с этого времени наши предки вовлечены в процесс глобализации и заложили основу огромной экспансии своей культуры.

Чингисхан в своем послании к Чанчунь-бумбе в 1219 г. писал, что созданная им империя является преемницей государства Хунну, и монголы считают себя потомками хуннов, в доказательство чего привел следующие строки: «По великому заклинанию Вечного синего неба Я, хан этих земель, беру под свое подданство все земли на юге, граничащие с царством Джоу Сунн, а на севере граничащие с Уйгурами, и все территории к западу и востоку. Этим мы доказываем, что не пересекли своих исконных границ нашего древнего государства Шаньюй, сохраненных сотни лет за нами». Сегодня перед нами, современными монголами, стоит ответственная и историческая задача исследования и изучения своей истории и культуры, начиная с древнейших времен. В 2011 г. в Монголии будет отмечаться 2220-летие образования государства Хунну, которое по праву станет исторической датой. Это историческое событие будет иметь огромное значение не только для монголов и монголоязычных народов, но и для кочевников Центральной Азии и всего мира. Ученые-монголоведы признают, что монголы стояли у истоков процесса глобализации, были зачинателями ее первой волны и этим внесли огромный вклад в историю человечества. Монголы оставили глубокий след в средневековой истории мира. Сегодня современная история по-

зитивно оценивает исторические заслуги деяний Чингисхана не только в истории Монголии, но и в истории всего человечества. Чингисхан является мудрым государственным деятелем, национальным героем, великим полководцем, одним из зачинателей современной глобализации. Монголы никогда не навязывали свою религию другим народам. Наоборот, давали другим народам свободу для выбора своей этики и религии. Завоевания Чингисхана вначале имели характер военных завоеваний, но позже обрели новое значение и положили начало глобализации. Именно поэтому западные и восточные историки считают, что «Чингисхан — основатель современного мира». Некоторые исследователи считают Монгольскую империю «государством для распространения культуры» в Евразии. От монголов Запад получил печатную машину, компас, бухгалтерские счеты, порох, а Восток — сталь, стекло, эмаль.

Таким образом, благодаря монголам, народы Запада и Востока получили возможность общения между собой и положили основу для передачи друг другу политических, экономических, научных знаний. Темп развития монголов того времени был сравним с нынешней скоростью Интернета. Это является научным выводом исследований ученых Кореи, Японии и США, основанным на сравнительном анализе истории государств-империй в ходе истории человечества. Особенности и скорость мышления монголов, его масштабы, скорость монгольской конницы не были понятны мировому сообществу того времени. Некоторые исследователи сегодня пишут о необходимости искать источник сегодняшнего мирового развития в тайне скорости развития Монголии в ХШ—Х1У вв. Сегодня для развития мы, монголы, должны использовать эту скорость в новых условиях и наполнить ее новым содержанием. Это является одной из возможностей для увеличения конкурентоспособности Монголии. Не будет преувеличением сказать, что в ХШ—Х1У вв. весь мир жил Монголией. Политика Монгольской империи не только уважительно относилась к правовым нормам международных отношений средневековья, но и обогащала их сравнительно прогрессивными элементами.

Хубилай-хан предпочитал международные культурные и дружественные отноше-

ния. Из письма Хубилай-хана, адресованного королю Японии, видно, что с давних времен наши предки последовательно придерживались дальновидной государственной политики, стремились к дружественному и равноправному сосуществованию с соседними государствами.

Монголы создали непревзойденные историко-литературные памятники, такие как «Сокровенное сказание монголов», «Гэсэр», «Джангар». Известный русский ученый Б.Я. Владимирцов говорил: «Можно сказать, что ни одна средневековая национальность не привлекала внимание историков, как монголы, и также ни одна кочевая национальность не оставила письменного памятника как “Сокровенное сказание монголов”, подробно изобразившего настоящую жизнь». Монгольские ученые и переводчики первыми перевели на монгольский язык огромные буддийские сутры «Ганджур и Данджур» и распространяли их на Востоке. Монголы в свое время создали самую большую школу на Востоке. Хубилай-хан в 1264 г. заложил фундамент и в 1279 г. создал Дворец (комитет) писцов монгольского письма, а также в 1287 г. организовал первый университет под названием «Школа юношей государства», который немецкий монголовед В. Хайссиг назвал «Академией императора». В период царства Юана под руководством и при покровительстве Хубилай-хана и его потомков успешно развивалась астрономия. При исследовании применяли арабские, китайские, индийские прогрессивные методы.

Закон «Их засаг» («Великое уложение») имеет особое значение в формировании правовых основ глобализации культур и цивилизации Востока и Запада. Мы осознаем, что несем большую ответственность, изучая наследие и традиции наших предков, создавших великую культуру и историю. Разумеется, IV Генеральная сессия Конвента монголов мира внесет весомый вклад в это дело.

История и культура монголов в эпоху глобализации

Монголия — это замечательная галерея древнейшей истории и колыбель многочисленных памятников истории и культуры. На территории нашей страны находятся около 650 из 750 зарегистрированных в регионах Азии и Европы оленьих памятников, около 3 500 из 4 000 найденных

могил времен хунну, а также сотни каменных надписей, могил, каменных баб, каменных памятников, курганов, гробниц, кирпичных стен и развалин. За последние годы Монголия провела ряд мероприятий по восстановлению национальной истории, хозяйства и культурного наследия, пропаганде их среди народов и стран мира, по проведению совместных исследований, сохранению своих культурных и исторических памятников, регистрации и включении их в фонд мирового наследия. Сегодня монгольское правительство и Академия наук Монголии начинают активно сотрудничать в этом направлении с учеными-исследователями Центральной, Передней, Северо-Восточной Азии. Одна из специфических особенностей Монголии заключается в том, что она граничит с Бурятией, Тывой, Синьцзяном и Внутренней Монголией КНР, история которых связана с кочевой цивилизацией, имеет одно и то же происхождение, что мы считаем крайне важным для объединения усилий по изучению, сохранению и защите кочевой цивилизации в эпоху глобализации. Мы, потомки могучих предков, которые создали мощную империю и определяли движение мировой истории, сегодня должны исследовать ее. Наша Академия наук играет главную роль в подготовке кадров ученых, способных все более глубоко исследовать свою историю и культуру, проводить археологическую разведку и раскопки по четким, детальным планам, составленным по периодам, тесно сотрудничать с учеными других стран, переводить на родной язык исторические источники, написанные на других языках и принадлежащие монгольской истории, широко использовать их в научных трудах, а также активно вести работу по восстановлению, защите и пропаганде своего культурного наследия в мире. Мне приятно еще раз отметить, что монголы мира и монголоведы играют большую роль в интенсивном, качественном осуществлении этих задач. Нам, монголам мира, особенно важно наличие собственной позиции при исследовании нашей истории и культуры. Только в этом случае мы сможем сохранить, защитить, развить и обогатить историю и культуру, унаследованные нами от предков, в эпоху глобализации.

Монголы в период своего развития от государства Хунну до Великой монгольской империи смогли объединить об-

ширные территории от Дальнего Востока до Европы и Азии, и потому их сородичи разбросаны по всему миру. Благодаря такому генезису, монголы не были стерты с мировой арены истории и культуры, как некоторые другие нации, и благополучно встретили XXI в. Сегодня, согласно последним статистическим данным, в мире живут около 10 млн монголов. Население Монголии насчитывает 2,7 млн чел., в КНР зарегистрировано более 5 млн монголов.

Теперь коротко остановлюсь на работе, выполненной в рамках совместного исследовательского проекта «Трансформация кочевой культуры и цивилизации Центральной Азии» монгольских, российских и китайских ученых, осуществленного Международным институтом по исследованию кочевой культуры и цивилизации в первые десять лет XXI в. Целью проекта стало выявление и уточнение изменений и обновлений, происходивших в ежедневной жизни, быте, фольклорном искусстве и культуре разбросанных по всему миру монголов, а также изучение всего того, что необходимо подвергать исследованию в эпоху глобализации. В рамках проекта были организованы исследовательские экспедиции в Центральный и Селенгийский аймаки Монголии, на территорию Бурятии, в районы Селенги и Кабанска, в поселки Нойхон, Ранжуров; исследованы онгоны (святые места) хана Чингиса, находящиеся во Внешней Монголии КНР, памятники Ворот хана Бата, храм «Буин бадралт» («Распространитель благодеяния») монастыря мудрого Гегена, а также памятники близлежащих поселков. Материалы экспедиций показали, что обычаи и культура, традиции устных и письменных произведений всех монголов сохраняются и передаются из поколения в поколение, несмотря на определенное воздействие современной глобализации и научно-технологического прогресса, западной культуры, современных технических средств, технологии ведения земледелия. Это особенно ясно видно на примере празднования национального праздника «Цагаан сара» (Белый месяц), трех игр мужей, свадебных обрядов. В рамках совместного проекта «Кочевая цивилизация национальных меньшинств», реализованного в 2002—2005 гг., была разработана общая методология изучения культурного на-

следия по ритуальным обрядам этносов сартулов, сонголов в Республике Бурятия Российской Федерации, верхних монголов из Кукунора, халхасцев, баитов, бурятов, дзахчинов, торгутов, уринхайцев, уйгуров из Монголии и проведены исследования, цель которых состоит в проведении анализа изменений, происходящих в культуре и обычаях национальных меньшинств, проживающих на территории Передней Азии в эпоху глобализации. В ходе исследований, проведенных на территории Монголии, основное внимание было обращено на выявление менталитета этноса, в т.ч. его самосознания и традиционной самооценки. Хотя монгольский хоомий (горловое пение), протяжные песни имеют многовековое богатое наследие, национальному фольклорному искусству и культуре угрожает опасность сужения сферы их применения в связи с тем, что кочевая цивилизация постепенно переходит в оседлую. В связи с техническим прогрессом в язык монголов непрерывно входит целый поток иностранных и новых слов, а урбанизация делает речь короткой и бедной.

Судьба дальнейшего развития монгольской культуры и истории непосредственно связана с нашими совместными усилиями. Особенно большую роль в этом играют зарубежные монголоведы. Сегодня в 30 странах, таких как Америка, Великобритания, Германия, Италия, Россия, Польша, Корея, Турция, Франция, Китай, Япония, активно работают центры монголоведения, издаются научные журналы. Дальнейшее развитие «мирового монголоведения» — один из острых вопросов, стоящих перед нами в эпоху глобализации. Сегодня в Монголии необходимо создать под руководством ведущих ученых общества, специализирующиеся не только на лингвистике, истории и литературе, но и на таких областях естественных наук, как горное дело и экология, цель которых — проведение исследований мирового масштаба, создание базы данных и пропаганда их по всему миру.

В 1959 г. в Улан-Баторе состоялся I Международный конгресс монголоведов. Такие конгрессы стали проводиться раз в пять лет. Всего состоялось 9 конгрессов, в которых участвовало свыше 2 000 ученых из 60 стран, было обсуждено около 1 940 до-

кладов. В 2011 г. планируется созыв X Международного конгресса монголоведов.

В эпоху глобализации монголоведение может развиваться как мировой центр, как важная область науки, не знающая границ. Причем развитие монголоведения будет обеспечено исходя из условий глобализации, а не локализации. Монголы разбросаны по всему миру. В этих странах монголоведение развивалось по-своему и впредь будет так развиваться. Мы очень благодарны нашим великим соседям — России и Китаю за их большой вклад в дело сохранения и развития культуры монголов.

Если монголоведение при содействии и поддержке других стран сможет осуществить обновление и реформу, которые способны внедрить его достижения в мировую науку, то для нас откроются широкие просторы для получения и использования позитивных результатов духа и идей современной глобализации, которые дадут нам возможность сохранить и защитить свою древнейшую историю и культуру, внедрить в практику достижения проводимых нами исследований мирового уровня. История и культура монголов являются неотъемлемой частью истории и культуры человечества и занимают там достойное место. Чем более научно обоснованными будут исследования по истории и культуре монголов, тем больше появится возможностей для сохранения их многовековой истории, культуры и традиций.

Я считаю, что самым реальным и связывающим нас, монголов, звеном являются не идеологические, не политические, а социальные и гуманитарные отношения и культурно-исторические связи. В культурной антропологии есть важное понятие — «понимание». Его содержание таково: если любая страна поняла свою культуру, то она поймет и другую культуру. В какой мере другие страны овладевают «пониманием», в той же мере они поймут нас. Насколько мы сможем дать другим научное обоснование своей истории и культуры, настолько другие нации и народы мира поймут и будут уважать нас. Понимание и уважение — это смысл взаимного сосуществования наций, и потому мы считаем их его основой формирования и у нас, и у других народов единого понятия в отношении сохранения и развития культуры и истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.