Глобализация: коррупция и кризис
Наумов Ю.Г.*
The modern world of XXI century is built as global hierarchy of corporations of new type (corporation — state), various by origin, but identical as a matter of fact where it is a lot of «grey zones». Occuring radical changes in geopolitic structures of the world community and transformation of sociopolitical systems allow the basis to speak about end of one historical period and the introduction of the modern world into qualitatively new phase of the development.
Современный мир XXI в. выстраивается как глобальная иерархия корпораций нового типа (корпорации-государства), различных по происхождению, но одинаковых по сути, где немало «серых зон» и противоречий неолиберальной модели капитализма. Происходящие глубокие изменения в геополитических структурах мирового сообщества и трансформации социально-политических систем дают основания говорить о завершении одного исторического периода и вступлении современного мира в качественно новую фазу своего развития. Наиболее зримым этапом формирования нового типа мирового сообщества и показателем этих процессов является глобализация.
Термин «глобализация» был предложен экономистом Т. Левитом в 1983 г. В его понимании, глобализация экономики — это все большая интеграция национальных экономик, ведущая к созданию единого рынка. Наиболее распространенным является определение глобализации как объективного процесса сближения, интернационализации, взаимозависимости во всех сферах жизни стран и народов нашей планеты. При этом, какую бы форму она не приняла, глобализация также неизбежна, как неизбежны возникающие на ее основе конфликты, которые могут быть разрешены только в рамках глобализации.
Основной сферой глобализации является мировая экономическая система, которая, несмотря на свою институциональную привлекательность, содержит потенциальные источники рисков, проблем и конфликтов. Глобализация, выросшая из холодной войны, обрела новую форму организации управления миром, окончательно обострила социально-экономические противоречия в каждом отдельно взятом государстве независимо от форм и уровня развития. К факторам глобализации следует отнести такие процессы, как информационная революция, обеспечивающая техническую базу для создания глобальных информационных сетей; интернационали-
зация капитала и ужесточение конкурентной борьбы на мировых рынках; дефицит природных ресурсов и обострение борьбы за контроль над ними; демографический взрыв; усиление техногенной нагрузки на природу и распространение оружия массового уничтожения, увеличивающие риск всеобщей катастрофы. Указанные факты, несмотря на их разнородность, тесно связаны между собой, и их взаимодействие определяет сложный и противоречивый характер глобализационных процессов. Сменяющаяся эпоха постиндустриализма усилила внутренние и внешние противоречия цивилизации, затронула, наряду с экономической, политическую, социокультурную и духовную сферы.
Обострение кризисных ситуаций по мере развития глобализации выдвигает на первый план проблему регулирования стихийных процессов в целях адаптации человечества к новым условиям существования. Решающее значение здесь приобретают силы, способные контролировать стихийные процессы и вносить в них элементы упорядоченности и целенаправленности. «Сегодня мир, почти лишенный путевой нити, пытается на ощупь найти новый баланс, новое соотношение сил между государством, рынком и гражданским обществом», — заявил политолог М. Хансен1. Сложность проблемы состоит в том, что ее решение требует не просто распределения власти между указанными институтами, но, и, в связи с изменением общественных ценностей и приоритетов, трансформации самих этих институтов.
Стихийная глобализация становится выгодна только странам-лидерам, которые расширяют свои возможности за счет других государств, права и интересы которых в результате оказываются ущемленными. Основополагающие принципы переходной экономики «свободного рынка» и «равенство возможностей» оказывается несостоятельными. В результате возрастает поляризация мира «на вечно богатых и вечно бедных».
Заместитель начальника кафедры организации финансово-экономического и тылового обеспечения Академии управления МВД России, кандидат экономических наук.
CJ
OI
Z •
о о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
СЧ
Ol
О CJ
О
о о
Q. C[ CQ
s
I-
о
0
1
о я с о т ш vo >s о
о ф
у
S
2
0
1
о о
2 ф d
я <
S I
н
о ф
со
В условиях глобализации общество испытывает возрастающие перегрузки, вызываемые ослаблением или разрывом традиционных экономических и социальных связей, социальным расслоением, межэтническими и межконфессиональными конфликтами. Отсюда усиление исторической роли государства как гаранта социальной стабильности, призванного обеспечивать прежде всего необходимую помощь наиболее нуждающимся категориям населения и защищать общество от волны насилия, коррупции и террора, приобретающих глобальные масштабы.
Отличительной особенностью оптимальной стратегии государства в условиях глобализации является то, что оно не подминает под себя общество, а все более тесно кооперируется с ним, делегируя часть своих полномочий местному самоуправлению и организациям гражданского общества. Тесное сотрудничество государственных органов с профсоюзами, ассоциациями предпринимателей, экологами, другими общественными организациями позволяет консолидировать общество, активизировать творческие силы нации на самом низовом и массовом уровнях, адекватно подходить к решению обостряющихся социальных проблем, эффективно контролировать действия бюрократического аппарата и бороться с коррупцией. Это позволяет говорить о наметившейся тенденции к социализации государства в ответ на вызов глобализации, что является предпосылкой успешной интеграции национального общества в мировое сообщество. Парадокс глобализации состоит в том, что чем богаче и крепче внутренние связи общества, чем выше степень его экономической и социальной консолидации и чем полнее реализуются его внутренние ресурсы, тем успешнее оно способно использовать преимущества интеграционных связей и адаптироваться к условиям глобального рынка.
Макроэкономические/системные кризисы прошлого перманентно сопровождают зарождающиеся противоречия глобальной экономики.
Серия экономических кризисов второй половины 1990—х гг. переросших в глобальный экономический кризис 2008 г. подтверждает тезис о неспособности международной финансовой системы обеспечить собственную стабильность и защитить мировую экономику.
В своей работе «Капитал(изм) и модерн — схватка скелетов над пропастью» А. И. Фурсов дает оценку природе проис-
хождения кризисных явлений в мировой истории. По его мнению, с развитием экономических отношений на том или ином историческом витке возникают противоречия, которые приводят к кризису. Он пишет, что «... система умирает тогда, когда затухает, вырабатывается ее базовое, системообразующее противоречие, когда она в своем развитии решает, снимает это противоречие и таким образом реализует свою социогени-ческую программу . Все это подводит черту под эпохой Модерна и под капитализмом»2.
Проблема консолидации общества и социализации государства приобретает тем большую актуальность, чем в более кризисной ситуации находиться страна. Россия оказалась тем слабым звеном мирового финансового рынка, по которому с наибольшей силой ударил финансовый кризис.
Выступая с ежегодным посланием в Государственной думе Российской Федерации Президент Российской Федерации Д.А. Медведев сказал: «Мировой экономический кризис показал: дела наши обстоят далеко не самым лучшим образом. Двадцать лет бурных преобразований так и не избавили нашу страну от унизительной сырьевой зависимости. Наша теперешняя экономика переняла у советской самый тяжелый порок — она в значительной степени игнорирует потребности человека. Отсюда и большее, чем у других экономик, падение производства во время нынешнего кризиса. И запредельные колебания фондового рынка. Все это доказывает, что мы сделали далеко не все необходимое в предыдущие годы... И далеко не все сделали правильно. Энергоэффективность и производительность труда большинства наших предприятий позорно низки. Но это полбеды. Беда в том, что, это, похоже, не очень волнует владельцев, директоров, главных инженеров и чиновников. Как следствие — на уровне глобальных экономических процессов влияние России, прямо скажем, не так велико, как нам бы хотелось. Конечно, в эпоху глобализации влияние любой страны не может быть абсолютным. Это было бы даже вредно. Но возможности нашей страны должны быть значительными, подобающими исторической роли России»3.
Кризис, как представляется, поставил точку в споре — нужна ли регулирующая роль государства в движении России к цивилизованному рынку.
Не рассматривая детально причины развития кризиса в мире, остановимся на внешних и внутренних причинах его обострения в России (табл. 1).
Таблица 1
Внешние и внутренние причины обострения кризиса в России
Внешние причины Прямые последствия Влияние на смежные сферы
Снижение цен на нефть, металлы и другие товары российского экспорта снижение экспортной выручки снижение бюджетных доходов от таможенных пошлин и налога на прибыль
снижение прибыли
сокращение инвестиций снижение спроса на материалы и оборудование
Снижение объема экспортных поставок сокращение объема производства сокращение спроса на сырье и материалы
увольнение работников снижение спроса на потребительские товары
снижение зарплаты
Внешние долги банков и компаний кризис ликвидности в банковской сфере рост ставок по кредитам и снижение объемов кредитования
снижение платежеспособности компаний рост задолженности перед покупателями и по платежам в бюджет, включая ЕСН
рост потребности в валюте для оплаты долгов девальвация рубля
Как видно из табл.1, характер финансово-экономического кризиса в России многогранен, а масштабы последствий увеличиваются по мере проявлений мультипликативного эффекта (обратной связи между сферами, затронутыми кризисом)4. Серьезные проблемы возникли и в реальном секторе, и в финансовой, и в социальной сферах. К началу 2009 г. российская экономика вступила в промышленную рецессию, сопровождающуюся обесценением рубля, ростом безработицы и приостановкой инвестиционных программ. Неолиберальная доктрина открытой экономики обнажила системные противоречия, связанные с товарным перепроизводством и разделом рынков сбыта продукции. Помимо внешних факторов степень влияния кризиса была связана с внутренними причинами и структурой экономики, где отчетливо прослеживается доминирующая зависимость сырьевых отраслей от экспорта, неразвитость частной финансовой системы, перекосы в экономической политике.
Анализируя отдельные экономические показатели дореформенного периода (табл. 2), можно констатировать, что даже в экспортных отраслях (за исключением природного газа) не достигнуто точек роста. Существенный прирост производства грузовых вагонов объясняется тем, что АО «Российские железные дороги» приходится восстанавливать вагонный парк, пришедший в упадок из-за того, что в период 1995—2005 гг. производство вагонов составляло 4—7 тыс. штук в год.
Многих сегодня интересует прогноз — что будет дальше, как будут развиваться события, какие существуют варианты?
Поведение всех экономических субъектов государства, групп бизнеса, домашних хозяйств, региональной власти ныне строится на понимании высокой неопределенности развития кризиса. У разных субъектов складываются очень разные и быстро меняющиеся ожидания в отношении сценария кризиса. Стратегии и инструменты адаптации контрагентов не просчитываются, что усиливает и без того высокую неопределенность.
Несмотря на позицию Минэкономразвития РФ о преодолении пиковой точки кризиса, пока остаются без ответов следующие принципиальные вопросы:
> Как будут меняться конкурентные преимущества отечественных производств, прежде всего, зависящих от экспорта, а также сопряженных с ними? В какой мере очередные обвалы в мировой экономике будут отражаться на российской?
> Какие факторы кризиса российской экономики, имеющие не внешнее, а внутреннее происхождение, еще не проявились в области социальных и политических обязательств, в сфере регулирования крупного бизнеса, связанные с чрезмерной коррупцией, низкой эффективностью рыночных институтов?
> Будут ли последующие этапы кризиса и какие стимулы станут генератором последующей модернизации институтов российской экономики, ее среднего бизнеса, судебной системы, сферы регулирования собственности, государственного сектора экономики?
> Как быстро при этом начнут консолидироваться новые региональные элиты, формироваться новые горизонтальные межрегиональные связи?
Таблица 2
Экономические показатели дореформенного периода
Показатели 1990 г. 2008 г. В % к 1990 г.
Электроэнергия, млрд кВт-ч 1082 1037 96%
Уголь, добыча, млн т 395 326 83%
Нефть, добыча, млн т 516 488 95%
Газ, добыча, млрд куб. м 641 664 104%
Сталь, млн т 90,4 56,6 63%
Серная кислота, тыс. т 12800 9106 71%
Цемент, млн т 83 53,6 65%
Бумага, тыс. т 5240 3982 76%
Турбины всех видов, тыс. кВт 13200 7913 60%
Тракторы, всех видов, тыс. штук 214 17,1 8%
Комбайны зерноуборочные, тыс.штук 65,7 7,2 11%
Вагоны грузовые магистральные, тыс.штук 25,1 42,6 170%
Металлорежущие станки, тыс. штук 80,5 4,8 6%
Трубы стальные 11,9 7,8 66%
Кузнечно-прессовые машины, штук 27300 2779 10%
Грузовые автомобили, тыс. штук 665 255 38%
Легковые автомобили, тыс. штук 1103 1470 133%
Ткани, х/б, млн кв. м 5624 1888 34%
Обувь, млн пар 385 55,6 14%
Посевная площадь зерновых культур, млн га 61,3 33,8 55%
Поголовье крупного рогатого скота, млн голов 45,3 10,3 23%
Зерно (в весе после доработки), млн т. 113,5 64,2 57%
Сахарная свекла (фабричная), млн т. 32,1 25,3 79%
Скот и птицы на убой (в убойном весе), млн т. 7 2,9 41%
Молоко, млн т. 41,4 14,2 34%
Таблица 3
Прогнозные показатели экономического развития на 2009 г.
Показатели 2008 г. 2009 г. прогноз от 19.12.2008 г. 2009 г.новый прогноз
Среднегодовая цена нефти Urals, $/барр. 94,6 50 41
ВВП, % 6* 2,4 -0,2
Инфляция, % 13,3 10-12 13
Промышленное производство, % 2* -3,2 -5,7
Инвестиции в основной капитал, % 9,2* 1,4 -1,7
Рост реальных зарплат, % 11,6* 0,8 -2,7
Экспорт, млрд долл. 469 303 269,4
Импорт, млрд долл. 292,5 285 245,3
Торговое сальдо, млрд долл. 176,6 18 24,1
Среднегодовой курс руб. к долл. 24,8 30,8-31,8 35,1
Предварительная оценка Минэкономразвития
В середине января 2009 г. Минэкономразвития РФ скорректировало прогноз на текущий год (табл. 3).
Процессы преодоления кризиса будут непосредственно обусловлены эффективностью как уже принятых регулятивных антикризисных мер, так и тех, которые еще предстоит осуществить. Уже в настоящий момент времени наблюдаются позитивные тенденции преодоления кризиса в России, но они в первую очередь связаны с ростом мировых цен на нефть, а не реальными достижениями отечественной экономики.
На рубеже 2008—2009 гг. в антикризисных мерах определились конкретные риски госрегулирования, понимание зависимости контуров послекризисной экономики. Регулятивные меры спонтанного режима «пожаротушения» переходят в более позитивные формы. Государство приступило к систематическому «отслеживанию» последствий своих действий.
Вместе с тем страна теряет время для настройки экономики на новое качество послекризисного роста. Проблема в том, что содержание антикризисного регулирования, включающего в себя очевидные риски, не нейтрально к перспективе восстановления и последующего развития экономики. Это, прежде всего, существенная затратность принимаемых мер. Практика «латания дыр» не дает положительных результатов. При вероятном дефиците бюджета 2010 г. в 7—10% ВВП потребуется усиленная разборчивость при выработке стратегических решений в оказании господдержки. Принципиально важными становятся и условия ее предоставления, которые должны снижать риск неверного распознавания рынком сигналов в виде финансовой помощи государства. Идея состоит в том, что кризис «спишет» любую прошлую неэффективность
и ошибки в корпоративном управлении, даст неверный путь для развития хозяйствующих субъектов.
В социально-политической сфере не спадает напряжение по обязательствам на всех уровнях, в частности, в бюджетной сфере, в трудовых отношениях, между элитами и внутри элит, меняются ожидания и даже ценностные ориентиры разных социальных групп.
Кризис уже повлиял на бюджеты регионов. Из-за начавшегося спада производства во многих регионах план по доходам не выполняется. С августа началось снижение темпов роста доходов, а в ноябре они резко сократились. Риски неполучения доходов в 2009 г. оцениваются в регионах как очень серьезные — до 20—30 % от запланированного уровня.
Стала расти безработица, снижается число вакансий, заявленных в службах занятости. Работодатели отдают предпочтение переходу на частичную занятость.
Негативные проявления кризиса отразились неустойчивостью функционирования демократических институтов власти. Процесс принятия политических решений отягощается множественными конфликтами интересов внутри политической элиты и бюрократии, разрешение которых зачастую имеет коррупционный характер. Как следствие, снижается эффективность действий органов государственной власти разного уровня по решению важнейших социальных и экономических проблем жизни государства и общества.
Политика преодоления глобального финансово-экономического кризиса и дальнейшего развития в российском государстве охватывает полномасштабные стратегические цели, обозначенные в Концепции долгосрочного развития до 2020 г. (долее КДР). См.рис. №№ 1-3 и табл.4.
КДР-2020
Долгосрочные вызовы:
изменение характера глобализации
новая технологическая волна
возрастание роли человеческого капитала в экономическом развитии
исчерпание источников экспортно-сырьевого типа развития
Ориентация политики на стратегические цели
развития. Формирование долгосрочных «правил игры», необходимых для принятия решений экономическими агентами
Кратко- и среднесрочные вызовы
мировой финансовый кризис - необходимо принятие комплекса краткосрочных мер по повышению устойчивости российской финансовой системы и экономики в целом
Рис. 1. Вызовы развития
01 г
о ^
о
О О
о о.
се
со
2 I-
О
о
X
о ш с
о
«
ф
ю >2
О *
о ф
У
2 О X
о *
п
5
2
ф
Ч
ш *
<
X I-
О ф
со
Рис. 2. КДР и система принятия решений
а
Ol
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н
о
0
1
о я с о m ф vo >s
о *
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
Статус одного из мировых лидеров
комфортные условия проживания
доступность качественных услуг образования и здравоохранения
увеличение доли среднего класса
высокий уровень жизни
новый образ российских регионов
лидерство России в интеграционных процессах на евразийском пространстве
активная роль в выработке экономического миропорядка
ключевой участник выработки правил функционирования глобальных энергетических рынков
высокий уровень национальной безопасности и обороноспособности
кратный рост производительности труда высокая конкурентность рынков энергоемкость - снижение на 40%
Россия - логистический узел в глобальной энергетической инфраструктуре
крупнейшая транзитная страна
географическая и продуктовая диверсификация экспорта
5-10%-ая доля на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг по 8-10 позициям
ведущие позиции в фундаментальных и прикладных научных разработках и связанных с ними технологиях
Рис. 3. Этапы реализации
Таблица 4
Россия 2020 г.: образ страны
2007 2020
ВВП на душу населения по ППС (тыс.долл.) 13,9 30
Среднегодовой темп прироста ВВП,% 6,5
Средняя продолжительность жизни, лет 66,5 72-75
Доля среднего класса, % 20 > 52-55
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, % 10,4 6-6,5
Доля высокотехнологичного сектора и экономики знаний в ВВП, % 10,9 17-20
Доля инновационной продукции в выпуске промышленности, % 5,5 25-35
Доля промышленных предприятий, осуществляющих инновации, % 9,5 40-50
Общие затраты на исследования и разработки, % ВВП 1,1 2,5-3
Объем экспорта, млрд долл. 354 >900
Экспорт машиностроительной продукции, млрд долл. 19,7 110-130
Повышение производительности труда, 2020 к 2007 г. 1 2,6
Динамика энергоемкости, % 100 60
Доля России в мировой экономике, % 3,2 4,3
Анализируя материалы выше представленных табл.4 можно сделать вывод о том, что оптимистический сценарий долгосрочного развития России до 2020 г. объективно направлен на комплексное обновление и модернизацию по приоритетным отраслям и сферам экономики. Тем не менее естественными преградами на пути осуществления государственных программ по модернизации экономики России станут объективные и субъективные трудности развития. Одной из основных преград выступает проблема наведения порядка, особенно в деятельности органов исполнительной власти. В этой связи может пригодится как отечественный, так и зарубежный опыт. Общеизвестно, что все проводимые реформы по тем или иным причинам в России так и не были завершены.
Так, если Вы обратите внимание на речь Петра Аркадьевича Столыпина — 16 ноября 1907 г., в 3-й Государственной думе, то обнаружите сходство насущных проблем, стоящих перед обществом (спустя столетие). Это казнокрадство, коррупция, террор, паралич власти и воли исполнительной власти, земельные нужды крестьян, экономические преобразования и т.п. Несмотря на положительные результаты проведения столыпинских реформ, она захлебнулась на этапе антикоррупционных преобразований.
Коррупция, особенно в период экономического кризиса как никогда остро проявляет себя и препятствует осуществлению эффективного управления, чем ставит под угрозу проведение экономических преобразований, становлению институтов гражданского общества, подрывает возможности государства для обеспечения роста благосостояния граждан. В условиях неразвитости институтов гражданского общества политические элиты в современной России могут превратиться в монопольные субъекты власти, от действий которых во многом зависят результаты и темпы политического развития страны. Наблюдается возрастание роли в политических процессах административной бюрократии, часто ориентированной на извлечение статусной ренты.
В 2004 г. известный российский исследователь коррупции г. Сатаров писал о необходимости внимательного изучения того зазора институциональной среды, в который встраивается коррупция: «... старые неформальные нормы и практики не пассивно ждут благотворного воздействия новых институтов, а, напротив, активно сопротивляются последним. Именно в этот зазор между новыми формальными институтами и старыми неформальными нормами и практиками внедряется коррупция как инструмент указанного выше сопротивления» 5.
СЧ
Ol
О CJ
О
о о
Q. C[ CQ
s
I-
о
0
1
о я с о т ф vo >s о
о ф
у
S
2
0
1
о о
2 ф d
я <
*
S I
н
о ф
со
Не будет преувеличением сказать, что коррупция является детерминирующим фактором для теневой и организованной преступности, а ее транснациональность во многом предопределила развитие механизмов сегодняшнего глобального финансово-экономического кризиса.
Не случайно коррупция наиболее распространена в тех регионах, которые обладают наибольшими экономическими ресурсами, особенно там, где они сконцентрированы у ограниченного количества субъектов хозяйственной деятельности. Она является своеобразным флажком, сигнализирующим о необходимости государственного вмешательства и регулирования тех или иных отношений.
Примером коррупции в исполнительной власти является передел собственности: путем заказных банкротств, недружественных слияний и поглощений, всевозможных корпоративных конфликтов, связанных с захватом чужого бизнеса, в том числе с распространившимися в последнее время рейдерскими захватами собственности. По оценкам экспертов, прибыль рейдеров соизмерима с доходами от торговли наркотиками. И если выгода от рей-дерства в промышленности оценивается в 500 %, то в сельском хозяйстве — в 1000 %. В результате громадные сельскохозяйственные угодья выводятся из оборота. Это ведет к дальнейшему обнищанию сельских жителей, сокращению производства продуктов питания, их удорожанию, торможению реализации национального проекта «Развитие АПК».
В корыстном потворстве сомнительным сделкам с землей и прямом нарушении законов, по данным Генеральной прокуратуры России, уличены судьи, судебные приставы, сотрудники правоохранительных, налоговых, исполнительных органов власти, местных администраций.
К нашему сожалению, в обществе с переходной экономикой, каким является Россия, еще не достигнуто понимание важности процесса искоренения коррупции как социального явления. Анализ обобщенных индикаторов коррупционной готовности в России свидетельствует о ее высокой степени. Это объясняется тем, что на специфику работы вертикально и гори-зонтальноинтегрированных коррупционных сетей влияют установки и стереотипы населения по отношению к коррупции. Как показывают опросы, с одной стороны, коррупция осуждается как взяточничество, но поддерживается в ее немонетарном,
«натуральном» выражении. Поэтому все большее распространение получает такая коррупция, которая скрывает свою монетарную сущность под родственным участием, дружбой, благодарностью, поддержкой и т.д., меняя холодную эмоциональную окраску на более теплые тона. Эти виды практик в наименьшей степени связываются в массовом сознании с коррупцией и потому делают ее легитимной в первую очередь для самих участников сделки.
Специфику, отличия и локальный колорит коррупционным сетям придает особая институциональная среда, широко разветвленная информационная поддержка, круговая порука и конфиденциальность. Отдельного внимания заслуживает спонсорская помощь, в особенности как практика, институциональный статус которой прошел за годы модернизации переходной модели экономики все уровни — от нелегальной к неформальной, и к настоящему времени стал практически формальным институтом.
Другим примером расширительной практики коррупции является точка зрения «ревизионистов», которые видят в этом социальном явлении способ устранения ошибок, их сглаживание в неоправданно жестком государственном регулировании. Взятки, по их убеждению, дополняют низкую заработную плату чиновников, чем снижают уровень налогов и повышают потребительский спрос. Но в этом случае, являясь той «смазкой», которая позволяет функционировать государственной системе, стимулирующая роль коррупции носит весьма короткий период, а в условиях протекания кризиса этот эффект не работает (действует прямо пропорционально).
По нашему мнению, достаточно важным аргументом в исследовании коррупции является фактор участия в ней разных слоев населения. В коррупционных отношениях участвуют более высокоресурсные слои общества, как в плане материального обеспечения, так и в плане уровня образования. Степень активности зависит от возможности инвестирования в сетевой коррупционной проект, и чем большая его ресурсная составляющая, тем больше выгоды от него. Примером может служить коррупция в образовании. В этом случае, во-первых, не каждая семья (как социальная ячейка, планирующая дать определенное образование детям) может выйти на уровень неформальных практик по предоставлению конкретного ресурса (суммы взятки) за
поступление; в другом случае, при наличии необходимого ресурса семья может позволить проводить конкурсный отбор по статусу и качеству на рынке нелегальных коррупционных услуг получения образования.
Другим примером может служить кадровая коррупция, где перемещение на вышестоящую должность зависит от возможности корруптера участвовать в нелегитимных торгах, при этом коррупционный ресурс будет напрямую зависеть от требований участников, по величине, значимости и статусного влияния предлагаемой должности («кресла» и т.п.) в обществе.
В этой связи можно сделать вывод о том, что коррупция в своих проявлениях имеет форму нелегального товара, и цена на него зависит от величины спроса. Также важным фактом проявления коррупции является то, что малообеспеченные слои населения не могут конкурировать на рынке коррупционноемких услуг.
Сформированная за короткий период времени отечественная правовая и институциональная структура по противодействию коррупции способна реализовать государственные задачи по наведению порядка в среде нечистоплотных чиновников разного уровня и создать оптимальные условия для проведения антикризисных программ. Вопрос заключается в гарантиях эффективной реализации антикоррупционных мероприятий, так как до сего времени остается острой проблема исполнительской дисциплины, межотраслевой и межведомственной координации, не решены отдельные вопросы в сфере нормотворчества. Вместе с тем темпы разработки и масштабы антикоррупционных мероприятий на федеральном уровне дают основание полагать, что их реализация может привести к существенному снижению уровня коррупции.
Проблемой скоропалительного формирования федерального законодательства по противодействию коррупции стала ее неравнозначная оценка в регионах страны. Результаты анализа свидетельствуют о том, что работа по формирова-
нию антикоррупционной политики в регионах постепенно наращивается, но имеет свои особенности. В настоящее время в 35 субъектах РФ были приняты законы о противодействии коррупции: в Кабардино-Балкарской Республике принят закон о профилактике коррупции, в регионах-лидерах; Мурманской области и Республиках Татарстан, Чувашии — данная работа ведется достаточно активно, и уже имеются определенные результаты. В то же время в 19 регионах антикоррупционная деятельность вообще не проводилась. В 9 случаях региональные власти ограничились лишь созданием специального органа (например, межведомственные комиссии или советы при губернаторе), ответственного за антикоррупционную политику региона. В 3 регионах утверждены целевые программы по борьбе с коррупцией, а в 9 — только приняты антикоррупционные законы.
Резюмируя вышеизложенное, можно с большой уверенность утверждать, что коррупция в переходной экономике и в период глобальных преобразований провоцирует воспроизводство кризисных явлений и в наибольших масштабах паразитирует на проблемах социально-экономических преобразований, негативно отражается на жизни малообеспеченных слоев населения. Причинно-следственные связи коррупции и факторы, ее определяющие, как правило, представляют замкнутую цепь. Вследствие этого как коррупционная система в целом, так и ее отдельные составляющие в достаточной мере устойчивы к воздействию внешней среды. Заведомая неудача большинства компаний по противодействию коррупции связана с отражением воли части правящей элиты и не является следствием внутренней потребности системы в трансформации. Политические лозунги в данном случае сводятся к использованию борьбы с коррупцией для победы над другими лидерами или кланами бюрократии, для прикрытия переделов собственности и власти.
Литература и примечания
1. Ценности, которые мы защищаем, перемены к которым мы стремимся. Социальная справедливость в условиях глобализации экономики: доклад генерального директора МОТ. 81 сессия. Женева, 1994. С. 81.
2. Фурсов А.И. Капитал(изм) и модерн — схватка скелетов над пропастью // Наш современник. 2009. № 8. С. 188-213.
3. Медведев Д. «Россия, вперед!»: Послание Президента к ГД РФ // Российская газета. 2009. № 5036.
4. Мониторинг уровня жизни населения Российской Федерации. Институт социальной политики // Бюллетень. 2009. № 2(35).
5. Сатаров Г. Коррупция и переходная экономика // Transition. Экономический вестник переходной экономики. 2004. №2. С. 4.
CJ
OI
Z •
о о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф
VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф