УДК 101.1:316 ББК Ю6
С.А. Храпов1, М.В. Помогаева2
'Астраханский государственный университет 2Администрация муниципального образования «Город Астрахань»
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Данная статья посвящена проблеме философского осмысления глобализации как исторического и социокультурного феномена. Особое внимание уделено концептуализации понятия «глобализация», выявлению и характеристике ее ключевых исторических и социокультурных трендов. Цель работы заключается в философском анализе глобализации и выработке ее авторской интерпретации.
Ключевые слова: глобализация, деглобализация, глокализация, цивилизация, общество, культура, история, человек.
S.A. Khrapov1, M.V. Pomogaeva2
'Astrakhan State University 2Administration of the City of Astrakhan
GLOBALIZATION AS A HISTORICAL AND SOCIOCULTURAL PHENOMENON
This article is devoted to the problem of philosophical understanding of globalization as a historical and sociocultural phenomenon. The authors highlighted the concept of "globalization ", gave the identification and characteristics of its key historical and sociocultural trends. The specific objective of this study is a philosophical analysis of globalization and the development of the author's interpretation of this process.
Key words: globalization, deglobalization, globalization, civilization, society, culture, history, human.
Универсализация глобальных цивилизационных процессов, а также их парадоксальный (кризисный) характер привлекают множество исследователей, но до сих пор нет однозначного подхода к пониманию феномена глобализации, ее факторов и тенденций проявления. Как отметил известный немецкий социолог У Бек, «определенно, глобализация - одно из часто используемых и злоупотребляемых, но при этом недоступных для понимания и объяснения, политически выразительным словом (призывом, оружием в полемике) минувшие десятилетия и будет им и в будущем» [1, с.91].
Началом изучения глобализации в социологии можно считать середину 1980-х гг., благодаря разработке понятия Р.Робертсоном как «сжатие мира и интенсивное осознание мира как целого» [22,23].
Р. Робертсон расширил формулировку глобализации, продвинул идею о том, что глобальная взаимосвязанность государственных экономик и стран, оказывается лишь одной стороной глобализации, тогда как другой стороной - является становление единого мирового социокультурного пространства.
Робертсон определяет два вектора глобализации:
1) Глобальное превращение реального мира, формирование глобальных макроструктур мирового порядка. Названное влияние происходит под действием нескольких факторов: распространение капитализма, западного господства, развитие мировой
системы средств массовой информации. Воздействие всех этих факторов превращается в распространение «общечеловеческих ценностей», сопровождается развитием эталонных символов, эстетических и поведенческих моделей мировыми сетями масс-медиа (таких, как CNN и MTV) и ТНК (к примеру, Coca-Cola и General Motors);
2) локализация глобальности, которая должна показать развитие и формирование глобального не «сверху», а «снизу», то есть через местное (локальное) - через трансформацию взаимосвязи с представителями других национальностей и культур в обыденную деятельность, через введение в ежедневную жизнь иных «экзотических» локальных культур. «В локальных обществах такие группы, как «мировые отношения», «конфликт цивилизаций», «международное объединение», становятся, в конечном счете, группой взаимодействия, и определение «глобальное» здесь обозначает как «международное», так и «региональное», но даже «местное» в той мере, в какой последнее глобализирует, превращает ежедневную жизнь социума в переживание глобального» [21,с.15-17].
В настоящее время предложено множество версий по вопросу происхождения глобализации. Есть ученые, которые видят ростки проекта глобализации уже в Античности, рассматривая в качестве прообраза глобального мира - Римскую империю [6], другие во времена активного развития торговых отношений стран Европы XI-XIII вв., или же в период истории человечества, в ходе которого открывали новые земли и морские маршруты в поисках новых торговых партнеров и источников товаров [2].
Одним из таких подходов является формационный, который рассматривает глобализацию как социальное событие, где возможно заметить изменение всех представителей человечества, от диких племен до эпохи инноваций - современного информационного общества.
Определяют шесть ступеней глобализации [24,11].
Первая ступень началась с распространения вероисповедания по миру и образования государств, «контролирующих обширную часть планеты, тогда и были сформированы основные правила, которыми мы руководствуемся до сих пор, как и возникновение вероисповеданий, что и сейчас влияет на умы народа» [19, с.33]. К семидесятым годам нашей эры возникли три базовые религии: христианство, ислам и буддизм, со своей культурой, архитектурой, языком и т.д. Также одновременно образовалось и конфуцианство в Китае. Необходимо отметить, что распространение религий происходило вплоть до феодального периода.
Вторая историческая ступень формирования проекта «глобализации» образовалась после того, как начался новый виток социально-экономических отношений - феодализм, формирование крупных европейских государств и империй.
Особую роль в этом процессе сыграли великие географические открытия, определившие собой третью ступень реализации проекта «глобализации». Однако с открытием новых земель и начались захватнические войны между государствами, претендующими на обладание богатой колонией за морем. «Так, Великобритания, Испания и Франция втянули в свой конфликт другие государства, что получило мировой масштаб» [9, с.29]. Данные события привели к переходу от феодализма к капитализму.
Период развития капитализма и империализма в Европе (вторая половина девятнадцатого века), фактически обозначил четвертую ступень глобализации. Но из-за коло-ниализации следствием ее военных конфликтов стал спад международных рыночных отношений, националистические волнения, что подтолкнуло на образование первой глобальной организации - Лиги наций.
Толчком для образования новой пятой ступени глобализации была вторая мировая война, что разделила мир на два лагеря: социалистическое и капиталистическое общество. «Холодная война лишь подтолкнула к образованию так называемых «глобальных органов управления» (ООН, Валютный фонд, Всемирный банк и т.д.). С помощью их концентрации в своих руках Соединенные Штаты Америки смогли влиять на Западные государства и стали разрабатывать дальнейшие планы и положение данных организаций» [12, с.84].
К концу 80-х годов началась следующая ступень глобализации -шестая, которая выступила следствием развала международной системы организации денежных отношений и торговых расчетов и активного развития свободной конвертации (торговли) валют. На политической арене либерализм сменил коммунизм, где неолибералы выступают за ограничение воздействия государства на экономику, переход организаций и предприятий в частные руки, продвижение свободного рынка. А резкий прорыв в сфере высоких технологий создал для средств массовой информации новую медиасреду, что не только объединил все СМИ в одном месте, но и дал толчок к образованию сервисов, позволяющих делиться информацией по всему миру. Данную ступень можно назвать стадией прогресса.
В современности выделяют три классических теоретических подхода в определении глобализации: теории империализма, зависимости и мировой системы.
Теория империализма. Одним из первых обозначил данную теорию английский историк Дж.Э.Гобсон. Он объясняет устройство мира как войну между развитыми странами за контроль неосвоенных торговых каналов, ресурсов, области вложения активов, а также развитие их политического и культурного влияния.
Империализм можно охарактеризовать как такую стадию развития общества, когда образовалось преобладание монополий и финансового состояния, где первостепенное значение имело экспортирование капитала, началось деление планеты между мировыми монополистическими объединениями и завершился раздел всего пространства земли между крупнейшими капиталистическими странами.
Современный исследователь М.Делягин, рассматривая глобализацию с экономической точки зрения, отмечает, что это «система стремительного формирования общей мировой экономически-информационной платформы, основанной на базе новых информационных технологий с использованием компьютера» [5]. С момента зарождения и прогресса компьютерных технологий начала расти и крепнуть глобализация, на фоне их формирования стала происходить трансформация сущности коммерции.
Теория. Данный подход, названный теорией зависимости, впервые сложился на основе анализа обстановки, образовавшейся в Южной Америке. Международные объединения строилось хаотично, из-за чего центр промышленного мира (США, Европа и Япония) играет основную роль, а государства третьего мира оказываются в зависимости от этого центра. Зависимость проявляется в том, что экономика третьего мира основывается на изготовлении товарных культур для развитых стран.
Теория мировой системы. Американский ученый И.Валлерстайн попытался разъяснить явление мирового неравенства через теорию мировой системы. Ученый заявляет, что «с XVI века по настоящее время действует процесс образования системы глобальных экономических и политических связей, построенных на распространении капиталистической мировой экономики. Эта экономика полагает существование стран ядра (Великобритания, Франция, Нидерланды, а позднее и страны Северо-Западной Европы, США и Япония), стран полупериферии (Испания - государства вокруг Средиземного моря), периферии (основная часть Азии и Африки) и внешние арены (Советский Союз и страны Восточной Европы). Ученый считал, что если государства
ядра доминируют в мировой системе, то они и формируют мировую торговлю согласно своему кругу интересов» [2]. Однако глобализация наиболее тесно связана с такими проблемами, с которыми не смогут справиться отдельные страны и которые касаются всего человечества.
Необходимо отметить, что в понимании природы глобализации нужно исходить из положения об изменениях старого общественного устройства и превращении его в объединение, которое именуется мегаобществом. Можно предположить, что речь идет о создании глобального общества. Своего рода мотором глобализации в сфере экономики и международного бизнеса выступают:
1) международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств и коммерция;
2) неправительственные организации, являющиеся межгосударственными объединениями людей по интересам, спектр которых уже широк.
В свою очередь, Б.С.Ерасов отмечает, что «процесс глобализации, формируемый последователями прозападного пути, принимает положительное влияние Запада на другую часть мира, подверженную к «застою и деспотизму». Вместе с тем рассмотрение прошлого взаимодействия Запада с остальным миром показывает, что оно должно пониматься не только как полезный внешний импульс, побуждающий выход «дикого» социума на дорогу прогрессивного роста, но и как взаимное приобретение знаний о населении, являющегося представителем своей культуры и изучающего другую» [7]. Надо заметить, что глобализация формируется по образцу Запада, куда входит Европа, Северная Америка и страны с преобладанием западноевропейской культуры, возможно, только при нем состоится трансформация мировоззрения большинства государств планеты.
Особо значимым, на наш взгляд, является цивилизационный подход, к нему относят основную группу теорий глобализации, заостряющих внимание на ее социокультурных тенденциях. Один из ведущих в России экспертов по вопросам глобализации профессор А.Н.Чумаков заявляет, что в рамках трансформации и развития культуры росли международные связи, образовавшие истоки цивилизации.
Государственное развитие формирует жизнь общества в рамках единообразной системы, что и привело в эпоху освоения новых земель и континентов к возникновению глобализации, которая в дальнейшем превратилась в глобализацию многоплановую, «вследствие чего образовался международный альянс и современные проблемы мира и человечества» [18].
На наш взгляд, спецификой глобализации XXI века является ее перемещение с Юга на Север и с Востока на Запад. «Такая особенность в экономически развитых странах Европы привела к политике мультикультурализма, и эта часть мира стала мультирелигиозной» [13, с.15]. Возможно, этот факт подтолкнул к образованию общего глобального правительства и частичного предоставления ему бразд правления в Западной Европе, в отличие от таких стран, как Китай, Индия и Турция, где государственное и правительственное влияние достаточно сильное. В сообщении Римскому клубу А.П.Федотов заявляет, что «если ранее формирование мировой цивилизации было без контроля - хаотично, то сейчас это должно быть под контролем общего глобального руководства» [3, с.15].
Подход в сфере глобальной культуры основывается на гомогенизации культуры, которая стала все сильнее воздействовать на общество и человека [16]. У данного подхода нет определенной школы, но его последователей всегда можно определить по некоторым позициям. Самое главное, что «культура главенствует над экономикой
и политикой, а также понять, как сберечь национальную идентичность от наступления глобальной культуры. Особенность глобальной культуры заключается в том, что ее не могут определить, существует ли она на самом деле, ведь мир в рамках глобализации сжался до размера «деревни» [4]. Также А.В.Павлов, применяя социокультурный подход, завляет, что глобализация разнотипная и у нее есть несколько сторон. Изначально она пытается все культуры привести к одной линии, стирая различия, влияя на волю личности [8]. Другая требует диалога и взаимоподдержки на каждом этапе формирования общих для социума понятий и ценностей, однако при этом соблюдая уникальность культуры народа.
Можно сделать вывод, что глобализация стала цивилизационным вектором современности, во многом определяющим настоящее и будущее человечества. Глобальные тренды и процессы «взрывают» традиционные культурные и социальные системы, но в то же время сталкиваются с существенными ограничениями в форме ментальных и социальных матриц, укореняющих локальные «очаги развития».
На основе проведенного философского анализа мы полагаем возможным сформулировать следующую авторскую интерпретацию: глобализация - это процесс современного цивилизационного развития, характеризующийся формированием унифицированных социальных, политических, экономических институтов, технологий, коммуникаций, ценностей, идентификационных и адаптационных стратегий человека и проявляющейся на двух основных уровнях общемировом и региональном (глокальном).
Список литературы
1. Бек У Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию. -М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 304 с.
2. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. - СПб.: Университетская книга, 2001. - 416 с.
3. Гильфердинг Р. Финансовый капитал. Новейшая фаза в развитии. - Москва, 2011. - 480 с.
4. Грин В. Периодизация в европейской и мировой истории // Время мира. Вып. 2. Структуры истории. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. - 520 с.
5. Делягин М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 768 с.
6. Кузовков Ю.В. Глобализация и спираль истории. - М.: Анима-Пресс, 2010. - 396 с.
7. Мегатренды мирового развития / под ред. М.В. Ильина, В.Л. Иноземцева. - М.: Экономика, 2001. - 296 с.
8. Меликов И.М. Социальное бытие свободы. - М., 2018. - 432 с.
9. Мэхэн А.Т. Влияние морской силы на Французскую революцию и Империю: в 2 т. Т. I. 1793-1802. - М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: Terra Fantastica, 2002. - 573 с.
10. Норт Дж. Наполеоновские войны: что если? / пер. с англ. Ю. Яблокова: сб. М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: Terra Fantastica, 2002. - 539. с
11. Пантин В.И. Циклы и волны глобальной истории. Глобализация в историческом измерении. - М., 2003. - 276 с.
12. Пфаненштиль И. А., Пфаненштиль Л.Н. Глобализация как западная модель управления миром // Теория и история. - 2002. - № 1. - С. 82-88.
13. Федотов А.П. Развитие глобальной модели планеты Земля: Концентрированный доклад Римскому клубу. - М.: Аспект-пресс, 2008. - 63 с.
14. Храпов С.А. Аксиодинамика общественного сознания постсоветской России: социокультурный анализ // Философия и культура. - 2015. - № 5. - C. 752-761. DOI: 10.7256/1999-2793.2015.5.14234.
15. Храпов С.А. Современный социокультурный контекст девальвации классических аксиологических моделей «Бытие» и «Бог». // Философия и культура. - 2014. - № 8. -С.1208-1215. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.8.12486.
16. Храпов С.А. Техногенные основания кризиса социокультурной идентичности // Социальная политика и социология. - М.: ОРПИ РГСУ, 2012 - № 1. - С. 88-104.
17. Храпов С.А., Кашкаров А.М. Человек в техногенном обществе: философско-исторический анализ // Вестник Калмыцкого университета. - 2017 г. - С. 158-163.
18. Чумаков А.Н. Глобализация: контуры целостности мира. - М.: Прогресс, 2004. - 449 с.
19. Яркова Е.Н. Конференция в Тюменском госуниверситете // Вестник Российского философского общества. - 2004. - № 4. - С. 58-61.
20. Ясперс К. Смысл и назначение истории: пер. с нем. - М.: Политиздат, 1991. - 527 с.
21. Robertson R. Mapping the Global Condition: Globalization as the Central Concept // Global Culture. Ed. by M. Featherstone. - London, 1990., рр.15-17
22. Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. - London: Sage, 1992.
23. Robertson R., Lechner F. Modernization, Globalization and the Problem of Culture in the World-Systems Theory // Theory, Culture & Society. 1985, N3,
24. Slofter Sh. Globalizations: dimensions, historical waves, regional effects normative governance // Intern. sociology. L., - 2000. Vol. 52. № 2. рр. 112- 140.