УДК [316.334:2](470.6) ББК 60.56(235.7) Н 58
В.Н. Нехай,
доктор социологических наук, доцент, доцент кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: + 79951880945, e-mail: slava0482@mail.ru
А.А. Шаов,
доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: + 79284740112, e-mail: asfarshaov@mail.ru
А.А. Нурахмедова,
соискатель кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: +79628625777, e-mail: aida@nxt.ru
З.М. Хачецуков,
кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: +79604994884, e-mail: xzm@list.ru
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ДЕКОНСТРУКЦИИ ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА1
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассматривается процесс влияния глобализации как мегапроекта западноевропейской цивилизации на кризис этнорелигиозных ценностей традиционного общества. Отмечается, что северокавказский социум посредством использования духовно-нравственного потенциала соционорма-тивных институций, дистанцирования от утилитарно-гедонистических принципов «человека экономического» как антропологической атрибуции модерна способен сохранить онтологический статус этнорелигиозной традиции, которая реактуализирует свой эпистемологический и аксиологический тезаурус в условиях поиска альтернативной радикальному модерну модели универсального развития.
Ключевые слова: этнорелигиозные ценности, глобализация, традиция, модерн, «человек экономический», соционормативность.
V.N. Nekhay,
Doctor of Sociology, Associate Professor, Associate Professor of Department of Philosophy and Sociology, Adyghe State University, Maikop,ph.: +79951880945, e-mail: slava0482@mail.ru
A.A. Shaov,
Doctor of Philosophy, Associate Professor, Professor of Department of Philosophy and Sociology, Adyghe State University, Maikop, ph.: +79284740112, e-mail: asfarshaov@mail.ru
1 Исследование проводится в рамках гранта Президента РФ для поддержки ведущих научных школ НШ-6738.2018.6 «Ислам в региональном социокультурном пространстве России: диагностика состояния и трансформаций (на примере Республики Адыгея)».
A.A. Nurakhmedova,
Applicant for Candidate's Degree of Department of Philosophy and Sociology,
Adyghe State University, Maikop,ph.: +79628625777, e-mail: aida@nxt.ru
Z.M. Khachetsukov,
Candidate of Philosophy, Associate Professor of Department of Philosophy and
Sociology of the Adyghe State University, Maikop, ph.: +79604994884, e-mail:
xzm@list.ru
GLOBALIZATION AS FACTOR OF DECONSTRUCTION OF ETHNORELIGIOUS VALUES OF THE NORTH CAUCASUS
Abstract. This study examines how globalization as megaproject of the Western European civilization influences crisis of ethnoreligious values of traditional society. Authors note that the North Caucasian society is capable to keep the ontologic status of ethnoreligious tradition by means of use of spiritual and moral potential of socionormative institutions, and distancing from the utilitarian - hedonistic principles of "the economic person" as anthropological attribution of a modernist style. This ethnoreligious tradition reactualizes its epistemological and axiological thesaurus in the conditions of search of model of universal development, alternative to a radical modernist style.
Keywords: ethnoreligious values, globalization, tradition, modernist style, "economic person", socionormative character.
В начале XXI в. человечество столкнулось с беспрецедентным ростом различных социокультурных явлений и порождаемых ими социо-бихевиоральных практик. При всем их многообразии продуцируемые современностью общественно-культурные феномены сводятся к двум противоположным группам. Первая совокупность явлений апеллирует к примордиальным установкам, которые ориентированы на реконструкцию социально-исторического опыта и ретрансляцию аутентичных паттернов, которые в своем единстве образуют систему традиционных ценностей. В их основе лежит ориентация на воспроизводство идентификационных механизмов, которые при всей их полиморфно-сти базируются на диалектической целостности этнического и религиозного начал. Вторая совокупность социокультурных феноменов порождается универсализационными процессами, которые через систему идеологических, социально-экономических и политико-правовых инструментов приводят к унификации мирового пространства. В
таких условиях происходит выхолащивание традиционных ценностей, активная их подмена концептами глобализма, обезличивающими культурно-исторический облик человечества и радикально перекрашивающими идентификационные маркеры в единообразный цвет [1; 6]. Особенно заметно указанная дуальность проявляется в духовной жизни российского социума в целом и северокавказского общества в частности. В этой связи перед настоящим исследованием ставится цель выявления конструктивного потенциала этнорелигиозных ценностей в сохранении социетальных характеристик традиционного общества на Северном Кавказе.
Этнический компонент социума репродуцируется посредством воссоздания системы ценностей, актуализирующей антропологические атрибуции и ментальные характеристики, локализованные в рамках одной популяции. При этом этнические ценности артикулируются на выстраивании символической демаркации между внутренним и внешним, формируя дихотомическую
оппозицию «свой-чужой». Данная бинарность весьма условна и может варьироваться в зависимости от степени ментального единства членов этнической общности, уровня этнической мобильности, а также способности сопротивления этнокультурной эрозии.
Религиозный компонент, в отличие от этнического, ориентирован на обращение к онтологическим основаниям существования универсума, в который органично встроена социоантропная природа человека. В основе любой религиозной доктрины лежит поиск универсальных способов познания мира и всеобщих закономерностей его развития, в структуру которых встроена природа человека как его имманентная атрибуция. В рамках религиозной доктринальности познающий субъект не ограничивается описанием своих сугубо этологических характеристик, а выстраивает систему познания себя через определение сопричастности к универсальному, вечному и непреходящему. Таким образом, в сознании продуцируется смысловая целостность, через которую воспроизводится интегральная сущность человека. При этом важно отметить, что если этническая картина мира базируется на четкой концептуализации «своего» и дистанцировании от «чужого», то религиозная картина строится на поиске универсальных оснований единства человеческого сообщества, выступающих концептуальным стержнем для всеобщей интеграции.
Иначе говоря, религиозные системы (за исключением этнических, которые замыкаются исключительно на границах отдельно взятых этносов) разрабатывают единую, универсальную модель развития мира, в рамках которой создаются унифицированные средства и способы его описания, присущие только ему. В результате этого одна этнорелигиозная система фундирует универсальные проекты цивилизационного, а затем и общемирового развития,
создавая идеологическую конкуренцию другим системам подобного уровня. Религиозные войны в средневековой Европе продемонстрировали фатальную неизбежность перерастания такой конкуренции в конфликт. Однако западная цивилизация, несмотря на ирредентистские процессы средневекового периода, сумела сохранить свою целостность, поскольку в указанное историческое время европейские народы сформировали единый духовный каркас на основе индоктринирова-ния принципов христианской эсхатологии. Этническая дисперсность, колоссальные диспропорции в социально-экономическом развитии отдельных европейских регионов, территориальные претензии и политические противоречия между светской и духовной властью не сумели разрушить западноевропейскую идентичность. Авторитет традиционных ценностей оказался прочнее институционального прессинга, исходившего от финансово-экономических амбиций набирающих мощь буржуа. Но порожденная буржуазным классом антропологическая модель «человека экономического» как нового типа личности стала активно вытеснять традиционный тип человека, предлагая взамен безрадостной и обреченной жизни клерикального аскета реанимацию гедонистических принципов античного общества.
Однако в новых социально-исторических условиях гедонистические ценности дохристианского Запада были сопряжены с утилитарной логикой европейского рационализма, который проложил себе дорогу посредством принудительного культивирования принципов рыночной экономики, продвижения своего военно-политического диктата и сакрализации научного знания как инварианты социального прогресса. На фоне триумфа утилитарного гедонизма, укрепившего позиции секулярности, традиция утеряла духовное, а затем и
институциональное доминирование в западноевропейском обществе. Используя свой гигантский научно-технический потенциал, западный мир как секулярная цивилизация, радикально эмансипирующая субъ-ектность человека и отменяющая доктринальные основания традиционного общества, в короткий временной промежуток сумел добиться продвижения утилитарно-гедонистических ценностей. Успешность утилитарного гедонизма как атрибута современности (т.н. модернити) объясняется также и тем, что традиция как соционормативный институт была объявлена репрессивной, ущербной и дисфункциональной, не соответствующей потребностям эмансипированной личности, открывшей посредством глобализации новые горизонты своих возможностей. Использование современных информационно-коммуникационных технологий, демонстративная и навязчивая репрезентация принципа свободы в масс-медийной среде, пропаганда культа личного успеха и безудержного экономического роста кардинально перестроили духовный мир человека. Отныне духовно-нравственная динамика современного общества стала коррелировать с курсом валют на мировых биржах, порождая состояние непредсказуемости и эфемерности будущего для различных социальных структур, и в первую очередь - приверженцев традиционных ценностей.
В условиях нарастания кризиса духовных ценностей, вызванного повсеместным распространением императивов ультрамодернизма, в мире возникла потребность в создании новой духовной модели, которая оказалась бы плодотворной, выступила бы в качестве конструктивного ответа на вызовы глобализации и обогатила бы поликультурное и поликонфессиональное пространство [2; 85]. Такая модель предполагает использование духовного наследия различных этносов, которые вопреки нарастающему влиянию
глобализации сохранили свое культурное ядро и сумели реактуализи-ровать гуманистические ценности традиционного общества. Речь идет о таких константах этнической культуры, которые способны воспроизводить составные компоненты этно-традиции и одновременно сохранять «предельно-малую» дистанцию с со-циобихевиоральными практиками современности. Даже при наличии потенциальной оппозиционности между доктринальными императивами модерна и традиции, в любом этноконфессиональном пространстве существуют точки сопряжения их оснований. К таковым основаниям можно отнести гуманистический потенциал религии, выступающей в роли способа удовлетворения мистических потребностей и облегчения ментальных страданий человека, поддерживая в нем потребность в отвлечении от действительности. Религия в современном мире становится социальным институтом, выполняющим функцию предельного обобщения гуманистических принципов, терминализируя ценность человеческой жизни и сакрализуя терпимость (а не распредмеченную покорность) как метапринцип взаимодействия между субъектами общества.
Институциональный ресурс религии на Северном Кавказе заключается в ее способности выступать фактором консолидации жителей региона независимо от их этнокон-фессиональной принадлежности. Как показывает социальная практика, духовное единение жителей региона происходило при активном участии представителей исламского и христианского духовенства в построении межэтнического мира и межконфессионального согласия. Особое значение в поддержании и укреплении межкультурного взаимодействия имеет и народная дипломатия, которая опирается на толерантное отношение к представителям разных конфессий и предполагает активное культивирование
миротворчества через призыв к отказу от насилия, использование гуманистического потенциала религии, наращивание культурного и образовательного обмена посредством участия в совместных мероприятиях по конструированию пространства межэтнического согласия.
При этом важно отметить, что несмотря на ослабление традиционных ценностей, население Юга России осознает значимость религии в поддержании социальной коммуникации со своими единоверцами. Об этом свидетельствуют результаты социологического исследования, которое было проведено учеными Адыгейского государственного университета в 2015-2016 гг. в рамках реализации научно-исследовательского проекта «Этносоциальные процессы и межэтническая напряженность на Юге России: совершенствование аналитического инструментария и способов регулирования» [3; 136-137]. Так, о потребности перманентного и спорадического участия в жизни своей религиозной общины заявили свыше трети респондентов (35,5%) из шести субъектов Юга России и Северного Кавказа. При этом во всех регионах, включенных в выборку, наблюдается незначительное число лиц, игнорирующих религиозные собрания и принципиально не посещающих их. Впрочем, полученные данные разнятся в зависимости от конкретного региона: в Краснодарском крае и Ростовской области доля игнорантов превышает 10%, тогда как в Республике Адыгея, Карачаево-Черкесии и Ставропольском крае количество подобных лиц составляет менее 5% от числа опрошенных.
Результаты исследования также показали, что на Северном Кавказе и Юге России значимость этнорелигиозного фактора в восприятии перспектив духовного развития региона крайне высока. Значительная часть населения не мыслит духовное возрождение народов без использования социокультурного
потенциала религии как примор-диального атрибута традиционного общества. В свою очередь, традиция интегрирует этническое и религиозное начала в вопросе самоидентификации жителей региона, представляя их как культурные константы, в совокупности репродуцирующие духовно-нравственные основы народа и консолидирующие его представителей в общественной жизни. Так, перспективы дальнейшего развития своего этноса с воспитанием молодежи в духе национальных и религиозных традиций связывают 46,6% респондентов Краснодарского края, 42,3% - Ставропольского края, 40,6% - Кабардино-Балкарии, 33,4% жителей Ростовской области и 30% опрошенных из Адыгеи. Ответы респондентов свидетельствуют о наличии в духовной жизни этносов Юга России потребности в сохранении символического единства этнического и религиозного компонентов в процессе воспитания подрастающего поколения. Указанные результаты подтверждают наличие у народов региона стремления к реконструкции собственной этнорелигиозной идентичности, которой многие сторонники проекта догоняющей модернизации поставили смертельный диагноз. В этой связи трудно не согласиться с отечественными кавказоведами А.Ю. Шадже и Е.С. Куквой, отметившими факт активизации идентификационных процессов в условиях современного аксиологического дрейфа. Это довольно сложный и противоречивый процесс, который связан не только с социально-экономическим кризисом, но и с кризисом ценностных оснований бытия [4; 177].
Сказанное выше позволяет заключить, что в настоящее время потребность в осуществлении исследовательских попыток, которые могут позволить определить параметры потенциального аксиологического нокаута в этнокон-фессиональном пространстве Северного Кавказа, продуцируемого
глобализационными тенденциями, очень высока для дальнейшего социокультурного развития России. Энтропийный эффект глобализации усиливается распространением социо-антропологической модели «человека экономического» и ее эгоцентрической идеологии в пространстве социальной повседневности. При этом целесообразным представляется обращение к историческому опыту северокавказского общества, которое, несмотря на культурную мозаичность, сумело
сохранить традиционно высокий статус этнорелигиозного ресурса. Даже в условиях интенсификации модернизационных процессов в духовной и материальной жизни населения Юга России в последние три десятилетия традиционные институции, ориентированные на таргетирование этнорелигиозных ценностей, имеют все шансы на дальнейшую ретрансляцию в соци-обихевиоральном и ценностно-нормативном пространстве северокавказского общества.
Примечания:
1. Oberoi R., Halsall J.P. Revisiting Globalization: From a Borderless to a Gated Globe. Cham: Springer international publishing, 2018. 197 p.
2. Ляушева С.А., Коновалова Л.А. Специфика религиозной идентичности в поликонфессиональном поле Юга России // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2018. Т. 4 (70), № спецвыпуск-2. С. 84-89.
3. Шадже А.Ю., Ильинова Н.А., Сетова С.А. Формирование межэтнического согласия в контексте гражданско-патриотического воспитания // Пути регулирования этносоциальных процессов в регионе. Майкоп: Изд-во Адыг. гос. ун-та, 2017. 192 с.
4. Шадже А.Ю., Куква Е.С. Идентичность в междисциплинарных ракурсах // Вестник Пермского университета. Сер. Политология. 2018. № 3. С. 175-182.
References:
1. Oberoi R., Halsall J.P. Revisiting Globalization: From a Borderless to a Gated Globe. Cham: Springer international publishing, 2018. 197 pp.
2. Lyausheva S.A., Konovalova L.A. Specificity of religious identity in the multi-confessional field of the South of Russia // Scientific Notes of the Crimean Federal University of V.I. Vernadsky. Sociology. Pedagogy. Psychology. 2018. Vol. 4 (70), No. Special Issue-2. P. 84-89.
3. Shadzhe A.Yu., Ilyinova N.A., Setova S.A. Formation of the inter-ethnic harmony in the context of civil and patriotic education // Ways of regulation of ethno-social processes in the region. Maikop: Publishing house of the Adyghe State University, 2017. 192 pp.
4. Shadzhe A.Yu., Kukva E.S. Identity in interdisciplinary perspectives // Perm University Bulletin. Ser. Political science. 2018. No. 3. P. 175-182.