Научная статья на тему 'Глобализация и национальная идентичность в России: к различию концептов «Этнос» и «Нация» в современной российской социально-политической мысли'

Глобализация и национальная идентичность в России: к различию концептов «Этнос» и «Нация» в современной российской социально-политической мысли Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
464
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИЯ / ЭТНОС / КУЛЬТУРНАЯ / СОЦИАЛЬНАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ОБЩНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОВЕТСКИЙ НАРОД / ГОСУДАРСТВО / NATION / NATION-STATE / ETHNOS / COMMUNITY OF CIVIL / AND CULTURAL INTERESTS / GLOBALIZATION / ETHNIC AND NATIONAL IDENTITY / SOVIET PEOPLE / YOUNGER GENERATION OF RUSSIANS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Андрианова Виктория Анатольевна

В статье представлен авторский взгляд на различия понятий «этнос» и «нация» и, исходя из этого, на вопросы идентичности и патриотизма как фактора модернизации политического пространства. Автор убежден в том, что сущность нации, в современном ее понимании, имеет, прежде всего, гражданско-политический характер в отличие от этноса, основанного на кровно-родственных отношениях. Поднимается проблема формирования новой социально-политической идентичности в постсоветской России.Globalization and informatization processes affect accelerating dynamics of historical consciousness transformation and radically change social identity. Globalization blurs and even erases previously clear boundaries between cultures; it actualizes the problems of nation and ethnos as social constructs and real phenomena. This aspect is complicated by the fact that, as study object, it is lying at the confluence of most of humanitarian subjects. In my article, I represent an attempt to examine concept of ‘nation’ as a main subject matter. Using conceptual, discursive, and comparative analysis, I try to identify differences between the concepts of ‘ethnos’ and ‘nation’ in terms of community of interest and ideals. I believe that the essence of the nation in its modern sense has, first, a civil-political character, unlike an ethnos that is based on blood relations. In case of USSR, Soviet identity had institutional features of national-civic one, as it did not formally imply binding to the ethnic group. At the same time, Soviet identity was partially layered onto ethno-belonging, and partially replaced it, possessing certain ethno-characteristics (population, working community, etc.). We can say that this concept combined national and ethnic characteristics. If in the Soviet era the emphasis was on internationalism, then after the Perestroika, the focus shifted to the understanding of Russia as a nation-state, one of the tasks of which was an attempt to reincorporate the Russians of CIS states. At the moment, ethnic and confessional identities fill the place of Soviet social and cultural identity. The socio-cultural features of new Russian identity are determined, first of all, by its instability and incompleteness of its formation process. When discussing the problem of post-Soviet socio-political identity emerging in modern Russia, I stress events at Manezhnaya Square in Moscow in December 2010, which I consider as a ‘new Kronstadt mutiny.’ Participants of these events were no longer Soviet, but not Russian youth groups, and this is an indicator of the failure of national identity building in Russia in the early 2000s. For centuries, the national Russian state identity is based on both Russian language as the basis of communication and culture and domestic history as the basis of national identity. On how these fundamentals will be perceived by the younger generation of Russians, its future will be formed even practically regardless of economic collisions. Based on these ideas, I conclude that (i) younger generation play the main role in modernization of the political space; (ii) the main factors in such modernization are identity and patriotism, and it is the task of the younger generation of Russians to maintain a priority attitude towards Russia in either forms, since these are the most important forms of social relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Глобализация и национальная идентичность в России: к различию концептов «Этнос» и «Нация» в современной российской социально-политической мысли»

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 15. Вып. 1 • 2017

STUDIA STUDIOSORUM: УСПЕХИ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Тематический выпуск в рамках года подготовки и проведения XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в России

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1

STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers

Thematic Issue in the run-up to the year of preparation and holding the 19th World Festival of Youth and Students in Russia Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Band 15, Ausgb. 1.

STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher

Thematische Ausgabe im Rahmen des Jahres der Vorbereitung und Durchführung des XIX. Weltfestivals der Jugend und Studenten in Russland.

Успехи в науках об обществе

Achievements in Social Sciences / Fortschritte in der Sozial w issenschaf ten

УДК 308(316.35:316.4)(470)

Андрианова В.А.

Глобализация и национальная идентичность в России: к различию концептов «этнос» и «нация» в современной российской социально-политической мысли

Андрианова Виктория Анатольевна, магистрант Социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-0179-4132

E-mail: victoria-a-andrianova@j-spacetime.com; vika_moskvich@mail.ru

В статье представлен авторский взгляд на различия понятий «этнос» и «нация» и, исходя из этого, на вопросы идентичности и патриотизма как фактора модернизации политического пространства. Автор убежден в том, что сущность нации, в современном ее понимании, имеет, прежде всего, гражданско-политический характер в отличие от этноса, основанного на кровно-родственных отношениях. Поднимается проблема формирования новой социально-политической идентичности в постсоветской России.

Ключевые слова: нация; этнос; культурная, социальная и гражданская общность; глобализация; идентичность; советский народ; государство.

Проблема нации как социального конструкта или реального феномена находится на стыке интересов большинства гуманитарных наук: социологии, истории, философии, психологии личности, социальной психологии, культурологии и, конечно, политологии. Значительные изменения, происходящие в последние десятилетия, а именно: процессы глобализации и информатизации, которые быстрыми темпами получают распространение в мире, оказывают влияние на все сферы человеческой жизни — от экономики до культуры. Одним из наиболее значимых последствий является «кардинальное изменение социальной идентичности, которая трансформируется в соответствии с кризисом традиционных социальных субъектов и выходом на политическую арену новых участников исторического процесса — социальных и политических образований» [Аникин 2008, с. 1].

Ускорение социальных преобразований, изменение механизмов социализации делают актуальными исследования проблемы идентичности нации в условиях экономической, политической и духовной трансформации всего российского общества. Анализ процесса становления современных представлений и различных научных концепций нации показывает1, что интерес

1 Теория нации как культурного единства Г.П. Федотова [Федотов 1992], теория «нулевого варианта» нации В.В. Тишко-ва [Тишков 1998], теория нации как общности соотечественников Ю.И. Семенова [Семенов 2007].

к исследованиям в этой области возник в русле общепсихологических и социально-психологических течений, а затем продолжил свое развитие в философии, истории, социологии, политологии и т.д.

В условиях современного глобального порядка все острее встает вопрос рассмотрения перспектив государства и нации. В XVIII в. вместе с национальным государством возник феномен новой исторической реальности — нации. Она появилась в недрах абсолютистского государства, которое было решающим фактором ее становления [Артановский 2011, с. 7].

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUPIA STUPIOSORUM: Achievements of Young Researchers'

Achievements in Social Sciences

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15, Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'

Fortschritte in der Sozialwissenschaften

Андрианова В.А. Глобализация и национальная идентичность в России: к различию концептов «этнос» и «нация» в современной российской социально-политической мысли

«Французская революция породила такие противоречащие друг другу явления, как нация, государство, индивидуализм, право (современное, то есть переработанное, "усвоенное" римское право), рациональность, обязательная военная служба, даровой солдат, непрекращающаяся война» [Лефевр 2015, с. 282].

Однако в процессе глобализации стремительная изменчивость общественных процессов диктует новые правила для национального государства. Например, территория государства перестает быть характеристикой его физического пространства, она приобретает качества символической экспансиональности, когда административно -территориальная карта мира остается неизменной, а вот пространство политического, экономического, информационного и культурного влияния подвергается существенному пересмотру [Блинов 2003, с. 57]. В связи с тем, что глобализация характеризуется пространственно-географической проницаемостью мира, этот последний становится значительно более трансграничным, чем был еще полвека назад. Сохраняющийся (и поддерживаемый правительствами ряда западных государств) тренд тотальной унификации и стандартизации создает препятствия для формирования современных наций.

Глобальный мир национальных государств в XIX и в XXI вв.: слева — британский премьер-министр У. Питт и Первый консул Наполеон

Бонапарт делят мир (офорт Дж. Гилрея, 1805); справа — руководители государств «Большой двадцатки» на пленарном заседании саммита в Питтсбургском конференц-центре (фото с сайта http://www.dailymail.co.uk/news/article-1215737/Britain-walks-UN-General-

Assembly-Ahmadinejad-launches-anti-Semitic-tirade.html)

Практика современного общественного развития показывает то, что глобализация как процесс социально-экономической жизни приводит к возрастанию роли наций и этносов в историческом процессе, занимающих важное место в структуре социальной реальности [Трофимов 2012, с. 15]. Как считает доктор исторических наук Д.С. Симеунович, под напором глобализации рушится всё, кроме нации, здесь она предстает как некий щит, отгоняющий врагов и инакомыслящих [Симеунович 2013, с. 10].

«Нация эта, настолько же иррациональная, как и рациональная общность многих судеб, соединённых в одну, не соглашается стать чем-то отошедшим в прошлое, чем-то, что должно отступить перед новым порядком, который, как паутиной, опутал весь мир» [Симеунович 2013, с. 10].

Нация — это дальнейший шаг развития общества, основанного не на кровном родстве [Артановский 2011]. После возникновения нации, в которой кровно-родственные отношения почти полностью потеряли свое значение, усилилось влияние культуры и государства. Сущность нации в современном обыденном понимании наиболее отчетливо выражается в национальных движениях, которые представляют собой деятельность масс людей, направленную к достижению определенных целей [Семенов Ю.И. 1996]. Такие движения чаще всего носят политический характер, имеют определенную программу и непосредственно зависят от воли народа.

В связи с тем, что глобализация обостряет чувство национальной и этнической идентичности, необходимо разграничить данные понятия. Рассмотрим следующие подходы к пониманию феномена «нация», описанные А.С. Блиновым (см. подробнее [Блинов, 2003, с. 15—16]):

1. в рамках англо-французского подхода различают этнос и нацию, понимая под последней некую субэтническую социокультурную общность (согражданство);

2. в русле немецкой традиции и странах Центральной и Восточной Европы нация рассматривается как определенный тип этноса;

3. нация и этнос отождествляются, что характерно для идеолого-публицистических работ, но не для серьезных научных исследований;

4. существования нации отрицается на том основании, что последняя характеризуется набором противоречий и исключений (подход «нулевого варианта» В.А. Тишкова).

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'

Achievements in Social Sciences

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15, Ausgb. 1. 'STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'

Fortschritte in der Sozialwissenschaften

Андрианова В.А. Глобализация и национальная идентичность в России: к различию концептов «этнос» и «нация» в современной российской социально-политической мысли

Что касается понимания термина «этнос», мы будем придерживаться классического определения, использующегося в этно-социологии. С.М. Широкогоров под «этносом» понимал «этническую единицу как группу людей, говорящих на одном языке, объединенных верой в общее происхождение и обладающих определенным культурным комплексом, отличным от других групп населения» [Ревуненкова, Решетов 2003]. Необходимо учитывать тот факт, что в данном контексте за «этносом» в качестве характеристики закрепилась его неполитичность и чувство объединения с другими людьми актом своего рождения.

По мнению выдающегося советского историка и этнографа Ю.В. Бромлея, под «этносом» надо понимать «исторически сложившуюся на данной территории устойчивую межпоколенную совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также осознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме)» [Бром-лей 2000, с. 20]. Данный подход Ю.В. Бромлея к определению «этноса» схож с классическим подходом этносоциологии, однако, будем считать, что автор пошел дальше него. Кроме ключевых факторов (язык, вера и культура) он также акцентирует внимание на межпоколенную устойчивость общности и отличное от других групп самосознания.

В отечественной литературе, посвященной вопросу соотношения нации и этноса, обычно уточнялось, что нация есть не просто этнос, а высшая его форма, пришедшая на смену народности. В действительности же этнос и нация относятся к разным социальным сферам [Семенов 2000]. Главный признак этноса как этнической общности — это такие процессы, как этническая ассимиляция, включение и слияние этносов. Сущность нации в том, что подобные процессы, как правило, происходят стихийно и не зависят от конкретных людей.

Нация отлична от этноса; она надэтнична и представляет собой высшую ступень политической и социокультурной интеграции [Блинов 2003, с. 16]. Нация — результат социализации индивида, а также основа формирования гражданского общества, в котором антропологические и этнические характеристики отступают на второй план [Ачкасов 2012; Межуев 1992]. Российский общественный деятель и социолог А.Г. Дугин определяет нацию как вторую производную от этноса, более высшую ступень в его развитии (см. подробнее [Дугин 2011]). В нее включены социальные аспекты, связанные, прежде всего, с реализацией государственно-политических интересов, а в этносе аккумулируются преимущественно территориально-языковые и культурно-психологические компоненты [Трофимов 2012, с. 15].

В свете вышеописанной точки зрения интересна характеристика данных понятий Д.С. Симеуновича. Он пишет, что государство может восприниматься в качестве отца: оно защищает нас, обеспечивает для нас будущее, но и навязывает нам обязанности и долг.

«Одновременно с этим нация выступает в качестве матери: обеспечивает нам надёжность и уверенность в наличии кровного родства, иррациональную теплоту принадлежности к роду, а этнос выступает как родня (что подтверждается и переводом этого слова как род, или народ), он понимает наши страдания и делит наши радости, но при этом не вмешивается в решения отца и не вызывает тех чувств, какие у нас вызывает мать» [Симеунович 2013, с. 16].

Как бы то ни было, понятия «нация» и «этнос» объединяет характеристика коллективной идентичности, которая подтверждается через один и тот же образ жизни и культуры, общий язык, судьбу, историю и традиции, общую территорию и вероисповедание [Симеунович 2013, с. 13]. В целом, термин «идентичность» представляет собой «чувство тождественности человека самому себе, ощущение целостности, принимаемый им образ себя во всех своих свойствах, качествах и отношениях к окружающему миру» [Лейбин 2010]. Например, национальная идентичность предполагает самоидентификацию с национальным государством как с политическим и культурным сообществом [Новая философская энциклопедия 2010]. Примером обоснования национальной идентичности (нации) является книга Р. Бенедикт «Хризантема и меч», в которой автор обосновывает тезис об исконной воинственности и любви к красоте японцев [Бенедикт 2004].

Другим примером служит советская идентичность, формировавшаяся на протяжении всего периода «советского строительства». Что же представляла собой она и почему большинство отечественных исследователей полагают, что с распадом Советского Союза исчезла «многонациональная советская идентичность»? Существовали ли она в реальности или оставалась одной из идеологических установок? Попробуем разобраться в истории возникновения и эволюции национально-государственной советской идентичности.

В советский период понятие «нация», хотя и несколько различалось по оттенкам смысла в разные периоды истории СССР, подразумевало этническую принадлежность, гражданскую общность, само же население страны называли «советский народ», как полагает М.Н. Гребенюк, скорее, это было сделано из идеологических соображений. Также необходимо отметить, пишет исследователь, что слово «этнос» появилось в русском языке только в XIX в. и первоначально неохотно использовалось отечественными мыслителями [Гребенюк 2011]. Автор утверждает, что чаще всего мы будем иметь дело с такими терминами, как «народ», «народность».

Концепт нации — неотъемлемая часть официальной идеологии СССР. В досталинский период надэтническое марксистское понимание классовой общности и места и роли рабочего класса сформировало убежденность в том, что во всем мире должно произойти объединение всех наций в одно целое — в единую систему мирового коммунистического хозяйства. С пересмотром концепта «мировой революции» при Сталине нация стала рассматриваться как историческое «территориальное» (региональное) явление. Теперь под «нацией» стала пониматься «исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'

Achievements in Social Sciences

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15., Ausgb. 1. 'STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'

Fortschritte in der Sozialwissenschaften

Андрианова В.А. Глобализация и национальная идентичность в России: к различию концептов «этнос» и «нация» в современной российской социально-политической мысли

базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности национальной культуры» [Сталин 1946, с. 297]2. Все эти признаки нации связаны между собой, и только их сформированная на протяжении

2 Источники до 1956 г., а также, по устоявшейся традиции, и современные авторы это определение называют «сталинским».

истории совокупность позволяет назвать данную общность людей нацией.

Концепт «советский народ» был сформулирован позже3, хотя успешно эксплуатировался советской пропагандой

3 Автор статьи «Советский народ» в Большой советской энциклопедии указывает, что «теоретическое положение о Советском народе как новой исторической общности выдвинуто на 24-м съезде КПСС (см. Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 76)» [Калтханян 1969—1978] (см. также [Гребенюк 2011]).

с 30-х годов XX века и, особенно, в послевоенный период восстановления народного хозяйства. Данный концепт возник в СССР в результате социалистических преобразований и объединения трудящегося класса, а также всех народностей.

«Советский народ — новая историческая, социальная и интернациональная общность людей, имеющих единую территорию, экономику, социалистическую по содержанию культуру, союзное общенародное государство и общую цель — построение коммунизма» [Калтахчян 1969—1978].

Плакат «Своей заботой советский народ не оста вит солдатских сирот!». 1946

Плакат «Это наше счастье, что в трудные годы войны Красную Армию и советский народ вел вперед мудрый и испытанный вождь Советского Союза — Великий Сталин!». 1949

Плакат «Послевоенная пятилетка перевыполнена! Слава советскому народу — народу-созидателю!».

1951

Плакат «Слава великому советскому народу — строителю коммунизма!».

1956

Советская идентичность обладала институциональными особенностями национально-гражданской идентичности, так как формально не подразумевала привязку к этногруппе. В то же время советская идентичность частично наслаивалась на эт-нопринадлежность, при этом частично заменяла ее, обладая некоторыми этнохарактеристиками (население какой-либо страны, трудящаяся общность и др.). Можно сказать, что данное понятие объединяло национальные и этнические характеристики — тем болезнее было обесценивание этого концепта с падением СССР.

«В результате крушения монополии коммунистической идеологии возник идеологический вакуум, а идентичность приобрела неустойчивый, аморфный, размытый характер» [Панкратов, Тельнова 2011, с. 76].

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'

Achievements in Social Sciences

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15, Ausgb. 1. 'STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'

Fortschritte in der Sozialwissenschaften

Андрианова В.А. Глобализация и национальная идентичность в России: к различию концептов «этнос» и «нация» в современной российской социально-политической мысли

Отсюда начинается длительный поиск новой гражданской идентичности. Если в советское время акцент делался на интернационализме, то после перестройки фокус внимания переместился на понимание России как государства-нации, одной из задач которого стала попытка реинкорпоратировать в свой состав русское население «ближнего зарубежья» [Панкратов, Тельнова 2011, с. 76]. Федеративное устройство современной России продиктовано многонациональностью страны и необходимостью установления мирного сожительства всех наций и национальных групп.

Однако Российской Федерации предстоит определить новую роль в глобализирующемся мире. В поиске своей идентичности общество и государство конструируют новые образы и символы России [Жаде 2007].

«Меняются казавшиеся устойчивыми традиционные национальные и государственные идентичности, возникают вызовы со стороны различных региональных идентичностей» [Алаутдинов 2014, с. 114].

На данный момент место советской социокультурной идентичности занимают, в основном, этническая и конфессиональная идентичности. Социокультурные черты новой российской идентичности определяются, прежде всего, незавершённостью процесса ее формирования, ее неустойчивостью [Гребенюк 2011].

«В этих условиях основными факторами модернизации политического пространства современной России являются национальная идентичность и патриотизм» [Панкратов, Тельнова 2011, с. 77].

Национальная государственная идентичность России складывается из нескольких составляющих. По мнению В.П. Зиновьева и А.Н. Жеравиной, она покоится на двух китах — русском языке как основе коммуникации и культуры и истории как основе национального самосознания [Зиновьев, Жеравина 2014, с. 131]. С начала 2000-х гг. делаются первые попытки формирования новой национальной идентичности. Так, к 2005 г. были приняты и воплощены в жизнь Национальная доктрина образования в Российской Федерации на 2000—2005 гг., Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001—2005 гг.» и Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 гг.». Чрезвычайно опасным и показательным проявлением неэффективности политики «нациестроительства», политики формирования постсоветской российской идентичности стал новый «Кронштадтский мятеж» — события на Манежной площади в декабре 2011 г. Его участниками были уже не советские, но еще не российские группы молодежи [Алаутдинов 2014, с. 115].

Молодежные группы на Болотной площади. Москва. Декабрь 2011. Фото с сайтов https://www.golos-ameriki.rU/a/vv-andrei-kolesnikov/3651039.html, http://levsd.ru/?m = 201112 и http://www.nesekretno.ru/video/3585/Moskva_akciy_na_Bolotnoi_plohadi_10_dekabry

В настоящее время действует программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014—2020 гг.)» и утверждена государственная программа «Реализация государственной национальной политики». Эти нормативно-правовые документы акцентируют тот факт, что сохранение нации — дело современного поколения.

Подводя итог сказанному, мы будем полагать, что нация является не только искусственным социальным конструктом, но и объективно существующим феноменом социальной реальности. Процитируем современных исследователей:

«На самом деле, как говорил В.Н. Татищев, в России не было золотого века, нам всегда жилось трудно, но от века к веку лучше. Нам есть чем гордиться и есть что защищать. У нас единое прошлое. Это наше национальное достояние. Об этом и надо говорить подрастающему поколению, чтобы консолидировать страну» [Зиновьев, Жеравина 2014, с. 135].

Современное российское общество формирует новую национальную идентичность, донося до сознания молодежи исторические образы и символы, позволяющих формировать представление о национальной истории как о целостном, неразрывном процессе, в котором современный человек может найти обоснование и оправдание собственному существованию и в качестве личности, и в качестве гражданина [Евгеньева 2013, с. 78].

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'

Achievements in Social Sciences

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15., Ausgb. 1. 'STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'

Fortschritte in der Sozialwissenschaften

Андрианова В.А. Глобализация и национальная идентичность в России: к различию концептов «этнос» и «нация» в современной российской социально-политической мысли

Молодежь на митингах поддержку итогов референдума в Крыму (©РИА Новости) в 2014 г.

(слева) и в честь годовщины воссоединения Крыма с Россией в 2015 г. (справа). Фото с сайтов http://www.aif.ru/money/economy/1126672#id = 3357772 и https://www.gobs-

ameriki.rU/a/vv-andrei-kolesnikov/3651039.html

Молодые участники акции «Бессмертный полк». Фото с сайта http://centrlider24.ru/news /?Е1_ЕМЕ1\1Т_Ю=2229

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом нацию следует понимать, как единство материальной и духовной стороны, как сложный объектно-субъектный феномен, включающий природные, социальные, психологические, духовные составляющие. Нация — это объективно-субъективная социальная реальность, вбирающая в себя и социальные, и природные, и психологические, и духовные свойства [Трофимов 2012, с. 16]. Будем придерживаться мнения, что этнос и нация есть единство общего и особенного, это пересекающиеся, но не совпадающие полностью социальные множества. Как пишет В.К. Трофимов,

«все народы нашей планеты существуют как этносы, но не каждый этнос достигает уровня национального бытия: нация — это народ, создавший ту или иную форму государственности и обеспечивший общность экономической, политической и территориальной жизни» [Трофимов 2012, с. 17].

Такое понимание констатирует факт реального несовпадения этнического и национального. Отсюда следует, что нация и этнос есть, как бы «тавтологично» ни прозвучала последующая констатация, реальные компоненты социальной реальности, которые формировались в длительной исторической ретроспективе, определяя историю государства, и влияют на его длительную историческую перспективу и понимание его истории в настоящем и будущем, а также более или менее успешно, но всегда активно противостоят процессам глобализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алаудинов А.А. Роль политических институтов и практик в формировании общенациональной политиче-

ской идентичности // Теория и практика общественного развития. 2014. № 20. С. 114 — 116.

2. Аникин Д.А. Пространство социальной памяти: Автореф. дисс. ... к. филос. н. Саратов, 2008.

3. Артановский С.Н. Глобализация и де-глобализация // Вестник Санкт-Петербургского государственного

университета культуры и искусства. 2011. № 4. С. 6 — 14.

4. Ачкасов В.А. Этническая и национальная идентичности в современном мире // Вестник Санкт-

Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2012. № 1. С. 85 — 91.

5. Бенедикт Р. Хризантема и меч: Модели японской культуры. М.: РОССПЭН, 2004.

6. Блинов А.С. Национальное государство в условиях глобализации: контуры построения политико -правовой

модели формирующегося глобального порядка. М.: МАКС Пресс, 2003.

7. Бромлей Ю.В. К вопросу о выделении этносов среди других человеческих общностей // Этнос и политика:

Хрестоматия / Авт.-сост. А.А. Празаускас. М.: УРАО, 2000. С. 13 — 20.

8. Гребенюк М.Н. О социокультурной идентичности в России советского и постсоветского периода: общее и

особенное // Аналитика культурологии. 2011. № 20. С. 131—135.

9. Дугин А.Г. Этносоциология. М.: Академический Проект, 2011.

10. Евгеньева Т.В. Роль исторической памяти в процессе политической социализации граждан России: полити-

ко-психологический анализ // Вестник Томского университета. Серия: Философия. Социология. Политология. 2013. № 3. С. 70 — 79.

11. Жаде З.А. Геополитическая идентичность России в условиях глобализации: Автореф. дисс. ... д. полит. н. Ро-

стов-на-Дону, 2007.

12. Зиновьев В.П., Жеравина А.Н. Советская составляющая российской идентичности // Человек в меняющемся

мире. 2014. № 4(38). С. 130 — 138.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUPIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'

Achievements in Social Sciences

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15, Ausgb. 1. 'STUPIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'

Fortschritte in der Sozialwissenschaften

Андрианова В.А. Глобализация и национальная идентичность в России: к различию концептов «этнос» и «нация» в современной российской социально-политической мысли

13. Калтахчян С.Т. Советский народ [Электронный ресурс] / / Большая советская энциклопедия. Третье издание.

М.: Советская энциклопедия, 1969 — 1978. Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/article103879.html.

14. Лейбин В.М. Идентичность [Электронный ресурс] // Лейбин В.Н. Словарь-справочник по психоанализу.

М.: АСТ, 2010. Библиотека eusi. Режим доступа: https://eusi.ru/lib/leibin_slovar/8.php#i8.

15. Лефевр А. Производство пространства. М.: Strelka Press, 2015.

16. Межуев В.М. Идея национального государства в исторической перспективе / / Полис. 1992. № 5 — 6. С. 10 — 16.

17. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Гл. ред. Степин В.С. М.: Мысль, 2010 [Электронный ресурс] / / Ин-

ститут философии РАН. Режим доступа: http://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc /document/HASH0139aee26d501a6d86199339.

18. Панкратов С.А., Тельнова Н.А. Специфика гражданской идентичности в условиях политической модерни-

зации России // Известия Саратовского университета. Новая серия. 2011. Т. 11. Серия Социология. Политология. Вып. 4. С. 75 — 79.

19. Ревуненкова Е.В., Решетов А. Сергей Михайлович Широкогоров [Электронный ресурс] // Этнографическое

обозрение. 2003. № 3. С. 100 — 119. Официальный сайт Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Отдел этнографии Сибири. Режим доступа: http://web1.kunstkamera.ru / siberia /AboutFull /Shirokogorov.pdf.

20. Семенов Ю.И. Племена, народности, нации. М.: Наука, 2007.

21. Семенов Ю.И. Социально-исторические организмы, этносы, нации // Вопросы теории и методологии. 1996.

№ 3. С. 3 — 13.

22. Семенов Ю.И. Этнос, нация, диаспора [Электронный ресурс] // Скепсис. 2000. Режим доступа:

http://scepsis.net/library/id_160.html.

23. Симеунович Д.С. Нация и глобализация / Рос. ин-т стратег. исслед. М.: РИСИ, 2013.

24. Сталин И.В. Марксизм и национальный вопрос // Сочинения. Т. 2. М.: ОГИЗ; Государственное издательство

политической литературы, 1946. С. 290 — 367.

25. Тишков В.А. Забыть о нации // Вопросы философии. 1998. № 9. С. 3 — 26.

26. Трофимов В.К. Нация и этнос как соотносительные теоретические конструкты и феномены социальной ре-

альности // Теория и практика общественного развития. 2012. № 7. С. 15 — 17.

27. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Т. 2. СПб.: Вехи, 1992.

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Андрианова, В. А. Глобализация и национальная идентичность в России: к различию концептов «этнос» и «нация» в современной российской социально-политической мысли [Электронный ресурс] / В.А. Андрианова // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2017. — Т. 15. — Вып. 1: Studia Б^ЮБОгит: успехи молодых исследователей. — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast15-1.2017.56.

GLOBALIZATION AND NATIONAL IDENTITY TRANSFORMATION PROCESSES IN RUSSIA: TOWARDS THE DIFFERENCE BETWEEN THE CONCEPTS OF 'ETHNOS' AND 'NATION' IN CONTEMPORARY RUSSIAN SOCIO-POLITICAL THOUGHT

Victoria A. Andrianova, B.S.Sc. (Sociology), Master's Degree student at Sociological Department of Lomonosov Moscow State University

ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-0179-4132

E-mail: victoria-a-andrianova@j-spacetime.com; vika_moskvich@mail.ru

Globalization and informatization processes affect accelerating dynamics of historical consciousness transformation and radically change social identity. Globalization blurs and even erases previously clear boundaries between cultures; it actualizes the problems of nation and ethnos as social constructs and real phenomena. This aspect is complicated by the fact that, as study object, it is lying at the confluence of most of humanitarian subjects.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUPIA STUPIOSORUM: Achievements of Young Researchers'

Achievements in Social Sciences

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15, Ausgb. 1. 'STUDIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'

Fortschritte in der Sozialwissenschaften

Андрианова В.А. Глобализация и национальная идентичность в России:

к различию концептов «этнос» и «нация» в современной российской социально-политической мысли

In my article, I represent an attempt to examine concept of 'nation' as a main subject matter. Using conceptual, discursive, and comparative analysis, I try to identify differences between the concepts of 'ethnos' and 'nation' in terms of community of i n-terest and ideals. I believe that the essence of the nation in its modern sense has, first, a civil-political character, unlike an ethnos that is based on blood relations.

In case of USSR, Soviet identity had institutional features of national-civic one, as it did not formally imply binding to the ethnic group. At the same time, Soviet identity was partially layered onto ethno-belonging, and partially replaced it, possessing certain ethno-characteristics (population, working community, etc.). We can say that this concept combined national and ethnic characteristics. If in the Soviet era the emphasis was on internationalism, then after the Perestroika, the focus shifted to the understanding of Russia as a nation-state, one of the tasks of which was an attempt to reincorporate the Russians of CIS states.

At the moment, ethnic and confessional identities fill the place of Soviet social and cultural identity. The socio-cultural features of new Russian identity are determined, first of all, by its instability and incompleteness of its formation process.

When discussing the problem of post-Soviet socio-political identity emerging in modern Russia, I stress events at Manezhnaya Square in Moscow in December 2010, which I consider as a 'new Kronstadt mutiny.' Participants of these events were no longer Soviet, but not Russian youth groups, and this is an indicator of the failure of national identity building in Russia in the early 2000s. For centuries, the national Russian state identity is based on both Russian language as the basis of communication and culture and domestic history as the basis of national identity. On how these fundamentals will be perceived by the younger generation of Russians, its future will be formed even practically regardless of economic collisions.

Based on these ideas, I conclude that (i) younger generation play the main role in modernization of the political space; (ii) the main factors in such modernization are identity and patriotism, and it is the task of the younger generation of Russians to maintain a priority attitude towards Russia in either forms, since these are the most important forms of social relations.

Keywords: nation; nation-state; ethnos; community of civil, nation, and cultural interests; globalization; ethnic and national identity; Soviet people; younger generation of Russians.

References:

1. Achkasov V.A. "Ethnic and National Identity in the Modern World." Bulletin of St. Petersburg State University. Series 6:

Politics. International Relations 1 (2012): 85 — 91. (In Russian).

2. Alaudinov A.A. "The Role of Political Institutions and Practices in National Political Identity Formation." Theory and

Practice of Social Development 20 (2014): 114 — 116. (In Russian).

3. Anikin D.A. The Space of Social Memory. Synopsis of Ph.D. diss. Saratov, 2008. (In Russian).

4. Artanovsky S.N. "Globalization and de-Globalization." Bulletin of St. Petersburg State University of Culture and Art 4

(2011): 6 — 14. (In Russian).

5. Benedict R. The Chrysanthemum and the Sword: Patterns of Japanese Culture. Moscow: ROSSPEN Publisher, 2004. (In

Russian).

6. Blinov A.S. The Nation-state in the Context of Globalization: Contours of Building Politico-legal Model of Emerging World

Order. Moscow: MAKS Press Publisher, 2003. (In Russian).

7. Bromley Yu.V. "Problem of Identifying Ethnic Groups among Other Human Communities." Chrestomathy on Ethnici-

ty and Politics. Ed. A.A. Prazauskas. Moscow: University of Russian Academy of Education Publisher, 2000,

pp. 13 — 20. (In Russian).

8. Dugin A.G. Ethnosociology. Moscow: Akademichesky proekt Publisher, 2011. (In Russian).

9. Evgenieva T.V. "The Role of Historical Memory in Political Socialization Process in Citizens of Russia: Political and

Psychological Analysis." Bulletin of Tomsk University. Series Philosophy, Sociology, Political Sciences 3 (2013): 70 —

79. (In Russian).

10. Fedotov G.P. The Fate and Sins of Russia. St. Petersburg: Vekhi Publisher, 1992, volume 2. (In Russian).

11. Grebenuk M.N. "Socio-cultural Identity in Soviet Russia and post-Soviet Period: Similarities and Differences." Ana-

lytics of Cultural Studies 20 (2011): 131 — 135. (In Russian).

12. Lefebvre H. The Production of Space. Moscow: Strelka Press Publisher, 2015. (In Russian).

13. Leybin V.M. "Identity." Dictionary of Psychoanalysis. Moscow: AST Publisher, 2010. Library EUSI. Web. <https://eusi.ru

/lib/leibin_slovar/8.php#i8>. (In Russian).

14. Mezhuev V.M. "The Idea of Nation State in Historical Perspective." Polis 5 — 6 (1992): 10 — 16. (In Russian).

15. Pankratov S.A., Telnova N.A. "Specificity of Civic Identity in Political Modernization of Russia." Bulletin of Saratov

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

University. New Series. Series Sociology. Political Studies 11.4 (2011): 75 — 79. (In Russian).

16. Revunenkova E.V., Reshetov A. "Sergey M. Shirokogorov." Ethnographic Review 3 (2003): 100 — 119. PDF-file:

<http://web1.kunstkamera.ru/siberia/AboutFull/Shirokogorov.pdf.>. (In Russian).

17. Semenov Yu.I. "Ethnicity, Nation, Diaspora." Scepsis. N.p., 2000. Web. <http://scepsis.net/library/id_160.html>. (In

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'

Achievements in Social Sciences

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15, Ausgb. 1. 'STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'

Fortschritte in der Sozialwissenschaften

Андрианова В.А. Глобализация и национальная идентичность в России: к различию концептов «этнос» и «нация» в современной российской социально-политической мысли

Russian).

18. Semenov Yu.I. "Socio-historical Organisms, Ethnic Groups, Nations." Problems of Theory and Methodology 3 (1996): 3 —

13. (In Russian).

19. Semenov Yu.I. Tribes, Peoples, Nations. Moscow: Nauka Publisher, 2007. (In Russian).

20. Simeunovic D. Nation and Globalization. Moscow: Russian Institute for Strategic Researches Publisher, 2013. (In Russian).

21. Stalin I.V. "Marxism and National Issue." Writings. Moscow: OGIZ Publisher, Gospolitizdat Publisher, 1946, volume

2, pp. 290 — 367. (In Russian).

22. Stepin V.S., ed. New Philosophical Encyclopedia. Moscow: Mysl Publisher, 2010, volumes 1—4. Electronic Library of RAS In-

stitute of Philosophy. RAS Institute of Philosophy, n.d. Web. <http://iphlib.ru/greenstone3/library/collection / newphilenc /document/HASH0139aee26d501a6d86199339>. (In Russian).

23. Tishkov V.A. "Forget about Nation". Voprosy Filosofii 9 (1998): 3 — 26. (In Russian).

24. Trofimov V.K. "Nation and Ethnicity as Correlative Theoretical Constructs and Social Reality Phenomena." Theory

and Practice of Social Development 7 (2012): 15 — 17. (In Russian).

25. Zhade Z.A. Geopolitical Identity of Russia in the Context of Globalization. Synopsis of Doctoral diss.. Rostov-on-Don, 2007.

(In Russian).

26. Zinoviev V.P., Zheravina A.N. "Soviet Component of Russian Identity." Man in Changing World 4 (2014): 130 — 138.

(In Russian).

Cite MLA 7:

Andrianova, V. A. "Globalization and National Identity Transformation Processes in Russia: Towards Difference between the Concepts of 'Ethnos' and 'Nation' in Contemporary Russian Socio-political Thought." Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time 15.1 (Studia Studiosorum: Achievements of Young Researchers) (2017). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast15-1.2017.55>. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.