Научная статья на тему 'Глобализация и информационное общество'

Глобализация и информационное общество Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8742
883
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СОВРЕМЕННЫЙ МИР / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / GLOBALIZATION / CONTEMPORARY WORLD / INFORMATIONAL SOCIETY / INFORMATIONAL TECHNOLOGY / INFORMATION-COMMUNICATIONAL TECHNOLOGIES / INTERNET / STRATEGY OF INFORMATIONAL SOCIETY DEVELOPMENT / TECHNOLOGICAL AND ECONOMICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Понарина Наталья Николаевна

В настоящей статье исследуются правовые проблемы влияния глобализации на построение информационного общества в России, а также основные направления развития международного сотрудничества в данной области для использования информационных и телекоммуникационных технологий в целях развития новых форм и методов обучения и повышения качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLOBALIZATION AND INFORMATIONAL SOCIETY

The article considers the legal problems of globalization influence on forming the informational society in Russia, as well as the basic directions of development of the international cooperation in this area for informational and telecommunicational technologies appliance in order to develop the new forms and methods of training and to improve the quality of education.

Текст научной работы на тему «Глобализация и информационное общество»

УДК 316.42 Понарина Наталья Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы Армавирского института социального образования, филиала Российского государственного социального университета [email protected]

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Ponarina Natalia Nikolaevna

PhD in Education Science, Assistant Professor of the Social Work Department, Armavir Institute of Social Education, Branch of Russian State Social University [email protected]

GLOBALIZATION AND INFORMATIONAL SOCIETY

Аннотация:

В настоящей статье исследуются правовые проблемы влияния глобализации на построение информационного общества в России, а также основные направления развития международного сотрудничества в данной области для использования информационных и телекоммуникационных технологий в целях развития новых форм и методов обучения и повышения качества образования.

Ключевые слова:

глобализация, современный мир, информационное общество, информационные технологии, информационно-коммуникационные технологии, Интернет, стратегия развития информационного общества, технологическое и экономическое развитие.

The summary:

The article considers the legal problems of globalization influence on forming the informational society in Russia, as well as the basic directions of development of the international cooperation in this area for informational and telecommunica-tional technologies appliance in order to develop the new forms and methods of training and to improve the quality of education.

Keywords:

globalization, contemporary world, informational society, informational technology, information-communicational technologies, Internet, strategy of informational society development, technological and economical development.

Процессы, происходящие в современном мире, все с большей очевидностью демонстрируют взаимосвязь и взаимозависимость глобализации и роста информационнокоммуникационных технологий. Информационные инновации, наряду с техническими и управленческими, не только значительно расширяют возможности управления государством, развития информационного обмена, оказания государственных услуг, но и существенно повышают ценность информации как стратегического ресурса.

Теоретическим и практическим компонентам глобализации, ее тенденциям и доминантам, а также порождаемым ею вызовам и возможностям для национальных интересов России особенно большое внимание уделяется в последние пять лет. Однако при всем многообразии имеющейся на эту тему специальной, политической, юридической и экономической литературы едва ли можно говорить о сложившемся и устоявшемся определении понятия «глобализация».

Глобализацию можно охарактеризовать как макромасштабный, многоплановый и внутренне противоречивый процесс нарастания общего в мировых системах: экономической, политической, социальной и правовой. В своей основе глобализация - процесс объективный, а его материальной основой становится революция в технической сфере, когда возникают совершенно новые виды коммуникаций, транспорта и информационных технологий. В основном применение этого термина связывается с бурным развитием информационно-коммуникационных технологий, в связи с чем информационные технологии и широкое использование Интернета являются наряду с финансовой, торговой и транспортной деятельностью не только основным объектом глобализации, но и служат определенным ката-

лизатором распространения глобализации, в первую очередь на социальную сферу, занимающую в системе правового регулирования государств существенное место [1].

Вопрос о влиянии процессов глобализации на правовые аспекты обеспечения информационной безопасности при построении информационного общества России нуждается в тщательном исследовании, учитывая, что резко ускоряющиеся информационнокоммуникативные процессы глобализации эволюционируют в качественно новое состояние - режим реального времени и возникающие в связи с этим новые общественные отношения нуждаются в соответствующем правовом регулировании.

Окинавская хартия глобального информационного общества в 2000 году впервые на международно-правовом уровне определила правовые, политические и технологические меры, которые направлены на активизацию деятельности международного сообщества по формированию глобального информационного общества. В этом основополагающем документе, подписанном главами стран «восьмерки», не было определено понятие глобального информационного общества, а только перечислены его характерные черты, которыми являются наряду с глобальными информационными процессами региональные и внутригосударственные процессы [2].

Очевидное усиление потребностей мирового сообщества в объективной, достоверной и своевременной информации об общественных процессах является одной из важнейших особенностей современного этапа глобализации, широкого применения глобальных информационных систем, поэтому вопросы правового обеспечения информационной безопасности приобретают особое значение, поскольку оказывают существенное воздействие на правовые, государственные и политические системы государств и на процесс построения информационного общества в России.

Как показывает зарубежный опыт важной составляющей реализации Окинавской хартии и иных международно-правовых документов является разработка национальных стратегий, программ, направленных на то, чтобы сделать государство более открытым и доступным для общества.

При разработке национальных стратегий построения информационного общества в процессе глобализации важную роль сыграли основные этапы Всемирного саммита по информационному обществу в развитии международного информационного обмена [3].

В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН А\РЕБ\65\141 от 20 декабря 2010 года было поддержано предложение об использовании информационно-коммуникационных технологий в целях развития. Всемирный саммит по информационному обществу планировался как международная конференция и стал итогом ряда подготовительных мероприятий, региональных встреч, переговоров и консультаций [4].

В Окинавской хартии закреплены такие важнейшие принципы формирования глобального информационного общества, как обеспечение каждому члену общества возможности доступа к любой информации и общения с любым иным членом этого общества, принцип информационного суверенитета, принцип равенства каждого члена общества, народа, нации. Следует отметить, что в информационном праве под информационным суверенитетом понимается господство государства над своим информационным пространством, информационными ресурсами и телекоммуникационными системами с использованием правовых и технических средств защиты, обеспечивающих их комплексную защиту.

Проблема доступа населения к информационным технологиям в настоящее время имеет важное социальное значение и обозначена как проблема «цифрового неравенства». Как и социальное неравенство, «цифровое неравенство» способно существенно дестабилизировать нормальное функционирование общественного процесса и государственного управления и влияет на состояние обеспечения информационной безопасности.

Но можно констатировать, что с начала нового тысячелетия значительно активизировался нормотворческий процесс в этой сфере, и символично, что Окинавская хартия глобального информационного общества и Доктрина информационной безопасности Российской Федерации были подписаны президентом Российской Федерации именно в 2000 году [5]. Эти доктринальные документы нашли свою конкретизацию в Основных направлениях нормативного правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, одобренных в 2001 году на заседании Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по информационной безопасности. Однако в настоящее время указанный документ, предусматривающий векторы развития в области информационной безопасности, нуждается в уточнении, и эта работа осуществляется в рамках рабочей группы при МВК по информационной безопасности.

Таким образом, происходящие процессы глобализации и рассмотренные выше международные документы являются катализатором принятия национальной стратегии построения информационного общества, и эта трудная работа в 2008 году подошла в России к определенному итогу - разработан документ - «Стратегия развития информационного общества в России» (далее - Стратегия), которая 7 февраля 2008 года была одобрена на заседании Совета безопасности РФ. В ней определена национальная стратегия в этом направлении, в значительной степени касающаяся и влияющая на развитие нормативного правового регулирования в процессах становления информационного общества. Стратегия представляет собой политический документ, разработанный с учетом международных актов, который закрепляет цель, принципы и основные направления государственной политики в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий, науки, образования и культуры для продвижения страны на пути к информационному обществу [6].

В то же время Стратегия - это основа для подготовки и уточнения концептуальных, доктринальных, программных и иных документов, определяющих цели и направления деятельности органов государственной власти, а также принципы и механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в области развития информационного общества в России.

Стратегия подготовлена с учетом международных обязательств Российской Федерации, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, федеральных законов, а также нормативных правовых актов правительства Российской Федерации, определяющих направления социально-экономического развития, повышения эффективности государственного управления и взаимодействия органов государственной власти и гражданского общества в Российской Федерации.

В Стратегии учтены основные положения Окинавской хартии глобального информационного общества, Декларации принципов построения информационного общества, Плана действий Тунисского обязательства и других международных документов, принятых на высшем уровне по вопросам развития информационного общества.

Реализация стратегических мероприятий предусматривается по следующим основным направлениям:

1. В области формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставления на ее основе качественных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий и обеспечения высокого уровня доступности для населения информации и технологий, в частности, путем повышения доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; формирования единого информационного пространства, в том числе для решения задач обеспечения национальной безопасности; модернизации

системы телерадиовещания, расширения зоны уверенного приема российских телерадиопрограмм; предоставления гражданам с низким уровнем доходов льгот и компенсаций на пользование услугами связи, приобретение пользовательских устройств и программного обеспечения, необходимого для получения данных услуг; создания системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам, включая создание государственной системы правовой информации.

2. В области повышения качества образования, медицинского обслуживания, системы социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий, расширяя использование информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования; внедряя новые методы оказания медицинской помощи населению, а также дистанционного обслуживания пациентов; предоставляя гражданам социальные услуги на всей территории Российской Федерации с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

3. В области совершенствования системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере основным направлением является развитие законодательных механизмов.

Направления реализации Стратегии развития информационного общества в России определены также в областях: развития экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий; повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления, качества и оперативности предоставления государственных услуг, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти; развития науки, технологий, техники и подготовки квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; сохранения культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепления нравственных и патриотических ценностей в общественном сознании, развития системы культурного и гуманитарного просвещения; противодействия угрозам использования потенциала информационных и телекоммуникационных технологий для нанесения ущерба национальным интересам России.

В связи с возрастающими процессами глобализации важное значение в Стратегии уделено вопросам международного сотрудничества в области развития информационного общества. Основными направлениями реализации Стратегии в рамках международного сотрудничества в этой области развития информационного общества являются участие:

- в разработке международных норм права и механизмов, регулирующих отношения в области использования глобальной информационной инфраструктуры, включая вопросы интернационализации управления сетью Интернет;

- в международном информационном обмене;

- в формировании системы международной информационной безопасности, совершенствовании взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации и иностранных государств в области предупреждения, выявления, пресечения и ликвидации последствий использования информационных и телекоммуникационных технологий в террористических и иных преступных целях;

- в международных исследовательских проектах по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники;

- в разработке международных стандартов в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, гармонизации национальной системы стандартов и сертификации в этой сфере с международной системой.

Глобализацию нельзя остановить, поскольку в ее основе лежат объективные закономерности технологического и экономического развития. Но необходима гуманизация глобализации, доступ к ее плодам всего человечества, формирование глобального гражданского общества и его институтов под эгидой ООН [7].

Глобальные информационные процессы нуждаются в правовом регулировании, и принципиальное значение в данной сфере имеет международное информационное право, предметом регулирования которого являются международные информационные отношения. При определении воздействия глобализации в правовой сфере наиболее распространено употребление термина «интернационализация», означающего прежде всего сближение политических и правовых систем государств, углубление их взаимовлияния и взаимодействия. Общая оценка этого процесса в основном положительна, и это вытекает из ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации [8], согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Однако открытость и вовлеченность в международное правовое пространство может иметь и негативное воздействие и даже навязывание идей, моделей, представлений.

Особенно велика роль международного информационного права в международном обмене научной, научно-технической, экономической и иными видами информации; при определении правового режима международных баз банков данных компьютерных систем военного и космического характера; при определении правового статуса информации как международного ресурса.

Исследование феномена «глобализация», по мнению некоторых авторов, стимулирует государство наращивать «национальную юридическую систему». При этом речь идет не просто о своевременном, а, что представляется особенно важным, об опережающем формировании соответствующего юридического обеспечения, и это в первую очередь касается правового обеспечения информационной безопасности.

Ссылки:

References (transliterated):

1. Рунов А.В. Исследование проблем информационной коммуникационной среды // Социальные гуманитарные знания. 2002. № 6. С. 18.

2. Okinawa Charter on Global Information Society.

[Электронный ресурс]. URL:

http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/docum ents/apcity/unpan002263.pdf (дата обращения:

18.02.2012) ; Окинавская хартия глобального информационного общества. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iis.ru/library/okinawa/ char-ter.ru.html (дата обращения: 18.02.2012).

3. Талимончик В.П. Всемирный саммит по информационному обществу в развитии международного информационного обмена // Информационное право. 2006. № 2 (5). С. 3-6.

4. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН

A\RES\65\141 от 20 декабря 2010 года. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.un.org/ru/development/ict/res.shtml (дата обращения: 18.02.2012).

5. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/oficial/doc/min_and_ ve-dom/mim_bezop/doctr.shtm (дата обращения:

18.02.2012).

1. Runov A.V. Issledovanie problem informatsion-noy kommunikatsionnoy sredy // Sotsial'nye gumanitarnye znaniya. 2002. No. 6. P. 18.

2. Okinawa Charter on Global Information Society.

[Electronic resource]. URL:

http://unpan1 .un.org/intradoc/groups/public/docu ments/apcity/unpan002263.pdf (date of access:

18.02.2012) ; Okinavskaya khartiya global'nogo

informatsionnogo obshchestva. [Elektronniy resurs]. URL: http://www.iis.ru/library/okinawa/

charter.ru.html (date of access: 18.02.2012).

3. Talimonchik V.P. Vsemirniy sammit po infor-matsionnomu obshchestvu v razvitii mezhdu-narodnogo informatsionnogo obmena // Infor-matsionnoe pravo. 2006. No. 2 (5). P. 3-6.

4. Rezolyutsiya General'noy Assamblei OON

A\RES\65\141 ot 20 dekabrya 2010 goda. [Electronic resource]. URL:

http://www.un.org/ru/development/ict/res.shtml (date of access: 18.02.2012).

5. Doktrina informatsionnoy bezopasnosti Ros-siyskoy Federatsii // [Electronic resource]. URL: http://www.rg.ru/oficial/doc/min_and_vedom/ mim_bezop/doctr.shtm (date of access:

18.02.2012).

6. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212 // Российская газета. Федеральный выпуск. 2008. № 4591. 16 фев.

7. Рунов А.В. Исследование проблем информационной коммуникационной среды // Социальные гуманитарные знания. 2002. № 6.

8. Конституция Российской Федерации (с посл. изм. и доп.). М., 2011.

6. Strategiya razvitiya informatsionnogo obshchest-va v Rossiyskoy Federatsii ot 7 fevralya 2008 g. No. Pr-212 // Rossiyskaya gazeta. Federal'niy vypusk. 2008. No. 4591. February 16.

7. Runov A.V. Issledovanie problem informatsion-noy kommunikatsionnoy sredy // Sotsial'nye gumanitarnye znaniya. 2002. No. 6.

8. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (s posl. izm. i dop.). M., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.