МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
А.А. Громыко
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.
В статье профессор МГУ, член-корреспондент РАН Анатолий Андреевич Громыко размышляет о судьбах человечества и наиболее сложных проблемах, решаемых мировым сообществом в начале XXI в., в эпоху глобализации и востребованного ею глобального управления. В своем анализе автор исходит из того, что многие стороны и грани этих двух феноменов успешно исследуются российскими и зарубежными учеными, и все же вопросов остается больше, чем ответов, имея в виду даже вызовы уже ближайшего будущего людей. Он считает, что глобализация вполне способна стать силой, служащей всеобщему благу, а не только доминирующим государствам, транснациональным корпорациям. И коль скоро в нашем мире многое становится взаимосвязанным, то и глобальное управление нельзя трактовать узко, попадать в плен "идеальных" схем, ибо с их помощью глобальную модель управления для всех не найдешь. Идейный потенциал статьи сгруппирован вокруг трех фундаментальных проблем современного мира:
- во-первых, необходимости мыслить по-новому, подходя к решению позитивных и негативных моментов глобализирующегося мира с учетом уроков истории и достижений человеческой мысли в интерпретации социальной справедливости;
- во-вторых, в нахождении нравственно обоснованных соотношений унифицирующих интенций и потенций глобализации, перспективного раскрепощения производительных сил глобальной экономики и роли государств, остающихся последней и единственной инстанцией защиты интересов создавших их наций;
- в-третьих, в рассмотрении Организации Объединенных Наций как площадки, на которой симбиоз политической и социальной демократии сможет стать фундаментом глобального управления. Именно поэтому автор уделяет особое внимание изучению дихотомии силы права и права силы и оценке перспектив построения нового мирового демократического правопорядка, способного обеспечить устойчивое развитие человеческой цивилизации в будущем.
Ключевые слова: глобализация, глобальное управление, сила права, право силы, ООН, международные отношения, школа конструктивизма.
Часто пишут и говорят, что человечество выходит на новый уровень развития. Такие
понятия, как "глобализация" и "глобальное управление" используются в речах политиков и в научных трудах, звучат в средствах массовой информации так же часто, как недавно использовались термины "холодная война" и "мирное сосуществование". Остаются в научном обороте и такие понятия, как "международные отношения", "мировая политика", "мировой порядок", "миропорядок" и "правопорядок". Утвердилась междисциплинарная область научных исследований - глобалистика - для изучения причин глобализации, ее влияния на человека и биосферу [4 ].
Конечно, возможности и риски глобализации и глобального управления связаны с влиянием на международные отношения баланса сил (военных, экономических, идеологических), но в статье я рассматриваю их лишь в самых общих чертах. Разумеется, баланс сил, особенно военных, применяемые при этом стратегические доктрины и тактические концепции играют в мировой политике громадную, временами решающую, роль. Ее понимание требует специального анализа, в том числе и в рамках теории международных отношений. Такой анализ российскими учеными и военными специалистами проводится весьма успешно. Но и в этой области многие вопросы остаются без ответов. Например, как остановить гонку вооружений и запретить ядерное оружие? Как реально остановить уничтожение людьми друг друга? Является ли нападение одних членов ООН на другие, если оно не санкционировано Советом Безопасности, военным преступлением, или это "новая норма" мировой политики? [7 ].
Мыслить по-новому
Глобализация и глобальное управление -явления сложные. Остановлюсь на некоторых вопросах теории международных отношений, связанных в основном с глобальным управлением. Его современные аспекты по силам оценить только научным школам, фабрикам мысли - в первую очередь институтам Российской академии наук и ведущим российским университетам [4]. Мир людей быстро растет и насчитывает уже 7,5 млрд человек. Достижения науки и техники настолько велики, что делают реальными самые смелые мечты. Мы живем в мире крупных преобразований, события мирового масштаба бесцеремонно вторгаются в жизнь людей. Средства связи сделали жителей разных континентов близкими соседями. Деловой мир действует в условиях транснациональной среды, которая часто доминирует. Налицо взаимозависимость различных силовых центров.
Очевидно и другое. Мировое сообщество XXI в. живет в разбалансированном состоянии. Экономическая ситуация, и особенно финансовая, подвержены частым и болезненным кризисам. Окончание холодной войны, процессы интеграции в мировой экономике сами по себе проблемы
отсталости не решают. Социальная напряженность усиливается. По статистике ООН, в начале XXI в. половина населения мира, главным образом в Африке, Азии и Латинской Америке, существует на 1-2 доллара в день. Около 1млрд человек неграмотны, 100 млн детей не имеют возможности посещать школу. Треть землян, 2,4 млрд человек, не имеют доступа к водопроводу и канализации. В мире не снижается, а растет число безработных [9].
Мы привыкли к таким удручающим цифрам статистики. Они больше ужасают, когда знаешь, что каждые две-три секунды от голода и недоедания где-то в мире умирает ребенок. Каждый из нас видел по телевизору лица потерявших всякую надежду исхудавших чернокожих детей. Я их видел в Африке не один и не два раза, особенно когда проводил "полевые исследования", посещал глубинку африканских стран.
За столбиком цифр важно видеть живого человека. Даже при оценке макроэкономической политики нельзя забывать об острых социальных проблемах. Если их не решать, неизбежны катаклизмы и революции. Безусловную необходимость глобального управления помогают осознать исследования по экологии и изменению климата, проблеме пресной воды, выбросов парниковых газов, глобальной демографии и миграции, опасности терроризма, пиратства, наркотрафика и многие другие. Встает ряд вопросов:
- Где находится центр (центры) глобального влияния?
- Кто принимает решения по основным вопросам управления?
- Кто и как исполняет эти решения?
Единого центра управления мировыми делами сегодня нет. Глобальные проблемы, лучше или хуже, решаются в сетевой структуре, где управляющих достаточно много. В этой системе выделяются страны "восьмерки" и "двадцатки", другие региональные и коалиционные союзы. Ни одно из этих образований не придает международным акциям необходимую легитимность. Это можно делать только с помощью ООН. Ее Устав и позитивная дипломатия - необходимые гаранты мировой стабильности и глобально управления. На практике это в должной мере не происходит. Налицо другая реальность - деструктивные действия по подрыву международных отношений, например военные конфликты. Они ставят под угрозу возможность прочного мира и эффективного управления.
Проблемы, встающие перед мировым сообществом, не сводятся к экономике и финансам, и тем более к нормам прибыли. На первый план выходят, хотя многим это и не нравится, требования социальной справедливости. Демократия уже не рассматривается как проблема только политическая. Миллионы людей осознали, что у демократии две стороны медали - демократия политическая и демократия социальная. Без их совместного наличия устойчивой демократии быть не может. Глобальное управление без полной демократии остается лишь мечтой.
При оценке проблем, сопутствующих глобализации, важно избавиться от высокомерного цинизма в отношении наследия человеческого разума. Такая "забывчивость" ведет к крупным ошибкам. Чтобы их не допускать, надо видеть не только впечатляющие достижения глобализации, но и ее опасные риски. Большим риском для глобализации является стремление создать новую экономическую и финансовую глобальную империю, перевести мировую историю на рельсы политики с позиции силы. Это делается в условиях, когда противостоявший атлантистам центр влияния, а им был Советский Союз, разрушен.
Его место может занять, если будет достаточно сплоченной, влиятельная группа государств, например БРИКС. Последняя - носитель идеологии социального развития, политического согласия и человеческой толерантности. В международных делах эта коалиция государств постепенно набирает вес. Ее члены активно участвуют в работе ООН и ее Совета Безопасности. Индия и Бразилия по праву претендуют на статус его постоянных членов. Международные отношения станут менее устойчивыми, если геополитический союз БРИКС не состоится.
Глобальное управление, и это аксиома, возможно только в условиях становления в мировых делах парадигмы сотрудничества и толерантности, силы права и укрепления правопорядка, основанного на целях и принципах Устава ООН. В случае ослабления и тем более разрушения ООН международное сообщество завязнет в парадигме права силы, бесконечной веренице конфликтов и войн. В условиях расползания ядерного оружия эта опасность особенно зловеща.
Сильное влияние на мир, в котором мы живем, оказывает субъективый фактор. Историю все-таки делают люди, политические элиты и их лидеры. От их активности зависит многое. Порой, однако, они предпочитают играть в международных делах пассивную роль. Оценивая ту или иную ситуацию, в том числе на мировой арене, такие робкие политики заявляют: "Процесс пошел", "История нас рассудит" - и этим и ограничиваются. Пока они занимаются созерцанием, в мировых делах результата добиваются другие политики и дипломаты, опирающиеся на силу. В этом случае история развивается по сценарию, выгодному не мировому сообществу, а группе государств или даже одному из них.
Глобализация, конечно, вполне способна стать силой, служащей всеобщему благу, а не только доминирующим государствам и крупным финансовым корпорациям. Если в нашем мире многое становится духовно и материально взаимосвязанным, то и глобальное управление нельзя трактовать узко, нельзя попасть в плен "идеальных" идеологических схем. С их помощью модель управления для всех не найдешь. Трудно отделаться от ощущения, что глобальное управление многими мыслится как модель жестких мер, включая военные. Глобализация ставит вопрос стратегического характера. Например, остро сто-
ит вопрос о преодолении многими странами отсталости и даже голода. Министр иностранных дел России С.В. Лавров отмечает: "Обостряется проблема доступа всех государств, прежде всего развивающихся, к преимуществам глобализации. Тем самым закладывается основа для потенциала конфликта и в будущем" [6, с. 265].
Вот почему внешняя политика и дипломатия России так упорно осуществляет поиск механизмов коллективных усилий и многосторонней дипломатии по укреплению мира. Важной планетарной площадкой для таких усилий является ООН, а также такие возникшие плацдармы сотрудничества, как страны "восьмерки" и "двадцатки". Приоритетом для России остается постсоветское пространство и выстраивание взаимовыгодных отношений с Украиной и Беларусью, Казахстаном и государствами Средней Азии. Для сохранения славянской православной цивилизации и Евразийского союза другой дороги просто нет. Глобализация и в этом регионе сокращает расстояния и дает новое прочтение геополитике [6, с. 267].
Россия настойчиво развивает свои отношения и со странами дальнего зарубежья. Эта линия проводится в условиях нарастающей конкуренции и частого использования в политике другими центрами силы двойных стандартов. Привлечение в Россию иностранных инвестиций, устранение дискриминационных торговых барьеров, повышение конкурентоспособности национальной экономики остаются важными условиями для успешного развития страны. Усиливается экономическая дипломатия, продвижение на мировой арене достижений России в сфере науки, культуры, образования, культуры и спорта. Особое значение имеет работа по усилению влияния в мире русской культуры и языка. Российское гражданское общество только нарождается, но у него уже немало достижений. Плодотворно работает, например, такая влиятельная организация, как фонд "Русский мир".
Глобализация ставит перед Россией и другие проблемы, например задачу повышения эффективности использования дипломатии как средства защиты российских государственных и национальных интересов. Площадки для это есть: Совет Россия - НАТО, механизмы сотрудничества Россия - ЕС, новый механизм Россия - АСЕАН и взаимодействие с Организацией Исламская конференция [7].
ООН - планетарная площадка для глобального управления
Реальной площадкой для претворения в жизнь возможностей эффективного глобального управления является Организация Объединенных Наций. В ее Уставе заложена идеология международного сотрудничества и управления делами мирового сообщества. Глобальное управление без ООН невозможно, и вот почему. Идеология глобального управления прежде всего нуждается в ясных целях и принципах, она должна объединять мировой сообщество, а не разделить его на враждующие части. Что касается целей, то Устав ООН
говорит о них предельно ясно. Это повышение уровня жизни, полной занятости населения в условиях экономического и социального прогресса и развития. В Уставе ООН говорится и о том, в каких условиях глобальное управление состояться может. Вот уже почти 70 лет после Второй мировой войны подтверждается такая простая, но трудная для понимания сторонниками права силы истина - экономическое и социальное благосостояние людей зависит от прочного международного мира и безопасности для всех. Без такого мира не может быть и глобального управления, тем более демократического [5].
Плоды глобализации для многих землян остаются всего лишь мечтой. Мировой рынок не поднялся до уровня норм и правил, основанных на общечеловеческих гуманных целях. Они в ряде областей жизни как бы не существуют. В мировой торговле и экономике на первом месте - погоня за наживой. И когда поклонники глобализации говорят о транснациональных корпорациях как о "корпоративном гражданстве", которое якобы способствует глобальному управлению и благополучию людей, вспоминаются мудрые слова Генерального секретаря ООН Кофи Аннана: "Мы должны поставить в центр нашей деятельности народ. Только в этом случае мы будем знать, что глобализация действительно становится всеобщей, позволяя каждому воспользоваться ее возможностями" [8, с. 185].
Какими преимуществами обладает ООН как управляющий орган? Отмечу следующие:
- у ООН глобальная сфера деятельности, от вопросов защиты прав человека и охраны окружающей среды до самых важных проблем безопасности, включая борьбу с терроризмом и особенно с ядерной опасностью;
- ООН для глобализации - оплот уже созданный, а не виртуальный. Это демократическая организация, где при принятии решений все государства обладают весомым правом голоса. Они носители суверенитета. Интересы транснациональных корпораций в ООН напрямую не представлены. Это укрепляет ее демократичность;
- ООН обладает большой сетью представительств и органов, координирующих деятельность в области развития. На эти программы каждый год мобилизуются большие финансовые средства. Деятельность ООН затрагивает жизнь людей повсюду, она - самый важный управляющий институт глобализации [8, с. 182].
Важным оперативным рычагом глобального управления является Экономический и социальный совет (ЭКОСОС). Здесь обсуждаются экономические и социальные проблемы, в случае необходимости по ним даются рекомендации. При ЭКОСОС действует Комитет по политике в области развития, в нем работают видные эксперты. Генеральный секретарь ООН с помощью своего секретариата содействует координации работы по развитию. В рамках Секретариата ООН работает Департамент по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ).
В ООН действует пять региональных комиссий. Они занимаются экономической и социальной политикой в регионах Азии и Тихого океана, Африки, Европы, Западной Азии, Латинской Америки и Карибского бассейна. Оперативной деятельностью ООН также занимаются различные фонды и программы, специальные учреждения ООН. Работа всех этих звеньев подчинена задаче содействия политике в области развития.
В системе ООН важным центром управления исследованиями в области науки и культуры является ЮНЕСКО. Здесь создается новое понятийное пространство, оно расширяет и углубляет наше представление о глобальных процессах в области культуры и цивилизаций. ЮНЕСКО помогает осознать мир людей во всем его многообразии и сложностях. Мы видим жизнь землян не только глобально, но и локально, проникаем в ее специфику. Исследование культур требует от ученых такта и отказа от скептического отношения к ци-вилизационным особенностям развития разных народов. Полноводная река сознания человечества несет весь накопленный им опыт и знания.
Политические решения становятся эффективными, когда проявляются не только знания, но и понимание исторических событий. Как говорил мой отец, "из истории нельзя выпрыгнуть". Контрпродуктивно судить о событиях большой давности исключительно с позиций настоящего: у прошлого своя специфика. Оно, как правило, не воспринимает категоричных оценок.
Процессы глобализации влекут за собой взаимопроникновение и взаимообогащение культур, но они одновременно ставят под угрозу самобытность стран и народов [3, с. 66]. Очевидно, что, даже находясь в состоянии конкуренции, мировые культуры и цивилизации взаимно дополняют друг друга. Настало время не только констатировать потенциал взаимодополняемости, но и делать его одним из ключевых фактов мирового развития [3, с. 66].
До сих пор устоявшегося научного знания о глобализации нет. Наука о ее процессах находится на стадии поиска. Пройдет ряд лет, прежде чем знания о мироустройстве и государственная внешняя политика сложатся во внешнеполитическую парадигму XXI столетия. Сегодня возникают разные оценки этой парадигмы. В них отражаются интересы разных центров силы и действующих коалиций. Достоверность этих подходов проверяется практикой мировой политики. Толкование глобализма распадается на две основные составляющие - право силы и сила права.
Высказываются весьма спорные, но популярные суждения. Например, что от созданного в 1648 г. Вестфальского мира мало что осталось. Под вопрос ставятся принципы невмешательства во внутренние дела других государств и их равенство. Покушаются и на Устав ООН. Ставятся под сомнение суверенное равенство и наличие в мировых делах прав, присущих суверенитету, нерушимость границ, территориальная целостность государств. За примерами последних лет далеко
ходить не надо: Югославия, Ирак, Ливия, Сирия. В этой вакханалии попыток пересмотреть наследие и опыт прошлого прослеживается желание утвердить выгодные для себя правила поведения на мировой арене.
Важно отметить следующее. Устав ООН и Хельсинкский акт не теряют свою правовую силу от того, что группа государств, когда им это выгодно, нарушают их. Правила игры в мировых делах не устанавливаются нарушителями, как бы им этого ни хотелось. Основы легитимности закладываются не противоправными действиями, а международно-правовыми актами. Если новых международных норм нет, поле легитимности не меняется.
Ялтинско-Потсдамские решения и Устав ООН остаются важными факторами современной международной жизни. Они действуют до тех пор, пока новые закономерности не приведут к появлению и утверждению обновленной планетарной модели мироустройства.
Устав ООН и Хельсинкский акт - это отражение все еще близкой истории, они не исчерпали свой ресурс, несут в себе мощный заряд разума и победы союзников во Второй мировой войне. Историю второй половины XX в. творили оружием советские, американские, британские солдаты и офицеры. Эту историю надо защитить, тогда и она защитит нас. Плодами исторической Победы сполна воспользовались страны Антигитлеровской коалиции, и нельзя ставить их под сомнение. Последствия Второй мировой войны все еще остаются частью современной модели мироустройства. История и новые веяния в мировых делах необязательно вступают в противоречия. Они восполняют друг друга.
Глобализация как процесс, и роль в нем государств
Глобализация как явление и процесс возникла не на пустом месте. Она выросла из середины XX в., из либерализации мировой торговли и снижения тарифных барьеров. Бреттон-Вудская система была создана в 1944 г., она регулировала в капиталистическом мире экономические и финансовые отношения, как их тогда замыслили США и Великобритания. Советский Союз не стал частью этого развития. В то же время Москва не препятствовала созданию специальных международных институтов, например Международного банка реконструкции и развития. Позднее на его основе создается Всемирный банк. Появился Международный валютный фонд и было подписано Генеральное соглашение по тарифам и торговле. Вместо него в 1995 г. создается Всемирная торговая организаций (ВТО). Сегодня Бреттон-Вудская система как опора стабильности сходит на нет.
Глобализация как современная модель укрепления влияния стран капитализма на международной арене основывается на взаимозависимости политики, экономики и финансов. Ее мультитриллионные масштабы впечатляют. Все более явно проявляют себя риски, неспособность
глобализации справиться с крупномасштабными кризисами. Мировая экономика и финансы никак не могут покинуть "красную зону". Глобализация в ее нынешнем виде, и это становится все более очевидным, не обеспечивает человечеству устойчивое развитие. У нее другие цели - нажива с помощью транснационального капитала.
В целом влияние глобализации на мировую политику остается все же скромным. Это проявляется в нерешенности многих проблем международной стабильности, в региональных и локальных конфликтах, раскрученной гонке вооружений, пассивной политике по охране окружающей среды и человеческой жизни. Большой риск для глобализации размывание и ослабление таких опор по поддержанию мира и стабильности, как ООН и вся система прав, осуществляемых на базе международного права.
Что это за система прав? Сегодня главными игроками на мировой арене, несмотря на все разговоры об обратном, остаются государства. Именно они создают обычаи, правила общения и международное право. Эта целая система управления на различных уровнях. Это и есть глобальное управление. В создании современного международного экономического порядка и экономических правоотношений решающую роль играют также государства. Они устанавливают правовые режимы товарооборота, доступа товаров на внутренние рынки, использование тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли, контроль за мировыми ценами, правовой статус частных лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, и многие другие функции.
Государства регулируют товарные рынки и транспортировку товаров, они регулируют и то-варопотоки. При этом используются разные методы: двустороннее регулирование отношения с помощью договоров о торговле, многостороннее регулирование в системе ВТО, наднациональное регулирование в рамках международных организаций (ЕС, МВФ). Налицо усиление в мировых делах и роли неправительственных организаций, юридических и физических лиц. В международных экономических отношениях особенно активны транснациональные корпорации. Финансовые ресурсы отдельных из них превосходят бюджеты целых государств. ТНК обладают статусом субъектов международного экономического права.
Основные правовые документы ООН целью международного экономического права делают устранение из международных отношений неравноправного и неэквивалентного обмена, обеспечение международной экономической безопасности. ООН выступает за принцип запрещения противоправного экономического принуждения, за режим наибольшего благоприятствования как нормы международного права, за принцип суверенитета государств над их природными ресурсами, за право контролировать и регулировать инвестиции и деятельность ТНК на суверенных территориях.
Глобальное управление осуществляется в мирное время. Во времена войн оно, образно выражаясь, "испаряется", так как применяться не может. Международная экономическая интеграция резко идет на спад, когда растет напряженность и имеют место силовые конфликты. Становится не до глобального управления и международной экономической интеграции. Берут верх принципы "кто сильнее, тот и прав" и "каждый за себя". Возникает парадигма принуждения и права силы. Ее может одолеть только парадигма силы права, толерантности и сотрудничества в условиях демократии.
Впереди работа, и большая, по определению возможностей России в многополярном мире. Предстоит оценить возможности страны не только как сырьевой и ядерной державы, но и как центра многообещающего евразийского проекта. Он подтверждает, что Россия - часть Большой Европы и одновременно влиятельная часть Азии. Россия и коалиция сотрудничающих с ней государств становятся значимым фактором "мягкой силы" в мировой политике. Это утверждает образ России как страны, которая отказалась на всех уровнях от военно-политической конфронтации. Все, однако, должны знать, что на постсоветском пространстве Россия имеет свою зону интересов, важную сферу безопасности. По существенным для нашей безопасности вопросам нужно избавляться от комплекса неполноценности и излишней полит-корректности. Не делай ничего во вред человеку, люди это оценят, безопасность укрепится.
Вот лишь один пример, когда из-за полит-корректности не раскрывают до конца отрицательные последствия действий по борьбе с терроризмом. Разве не приводит порой борьба за безопасность к нарушению прав человека? Приводит, и часто. Это признает руководитель одного из подразделений ООН Маргарет Ансти: "Основной ценой, которую мы сегодня платим за безопасность, является ограничение основных прав человека. Это и слежка, которой люди подвергаются круглосуточно и ежедневно, куда бы они не пошли, вплоть до процедур тщательного осмотра в аэропортах и даже задержание любых подозреваемых в обход юридических процедур, например для помещения в тюрьму Гуантанамо Бэй. Сегодня ради безопасности избавляются от многих этических головоломок" [1].
Становление идеологии внешней политики России в XXI в. налицо. Отмечу ряд моментов. В мировых делах наблюдается стремление ат-лантистов создать в Европе региональную и за ее пределами глобальную модель власти на выгодных для себя условиях. Их внешняя политика становится все более жесткой. Либеральная модель демократии насаждается силой, в обход норм международного права и основных принципов Устава ООН. Этой политике эффективного противовеса пока нет.
У правящих элит атлантического стана налицо несколько школ теоретической мысли,
которые попеременно, в зависимости от обстоятельств, играют роль идеологической платформы их внешней политики. Это школы "реализма" и "либерализма", сегодня часто говорят и о "неолиберализме". Их подход к международным делам хорошо известен.
Проявляет себя и такая сравнительно новая школа международных отношений, как "конструктивизм". Конструктивисты выступают за активное "глобальное управление" и многостороннее сотрудничество. Они предлагают сосредоточиться на реализации конкретных проектов, например на развитии международного режима прав человека, запрещении оружия массового уничтожения, совершенствовании правил и практик "гуманитарных интервенций". Эти области сотрудничества России подходят. Конструктивисты за то, чтобы неправительственные организации и научное сообщество активнее вырабатывали и внедряли в международные отношения новые нормы и правила поведения, другими словами, не нарушали, а развивали международное право. И это России также подходит.
Конструктивизм выражает неудовлетворенность научной общественности разных стран силовыми действиями политиков и дипломатов. У людей возникает оправданное беспокойство, которое перерастает в глубокую тревогу за будущее своей семьи, страны, мира. Российская внешнеполитическая идеология в духе такого конструктивизма найдет многочисленных сторонников по утверждению мирового демократического правопорядка. Он отвергает право силы и подводит под мировую стабильность прочные несущие конструкции, укрепленные новыми нормами и толерантными принципами Устава ООН и позитивной дипломатии. Правильные решения должны быть в интересах всех. Мировому сообществу нужен конструктивизм в мышлении и действиях на основе правопорядка.
Пришло время, когда сильным мира сего пора перестать, указывая на себя и на народ управляемой ими страны, твердить одно и то же: "Мы народ-совершенство, мы народ божий, следуйте за нами, иначе...". Пора понять, что люди живут разной жизнью, она не поддается влиянию никаких "измов". Более того, в условиях глобализации просчеты в глобальном управлении выходят наружу. Об этом честно говорят многие ученые, например англичанин Уилл Хаттон. "Наименее развитый мир считает, -пишет он, - что его проблемы - явная нищета, отставание в экономическом развитии, рост народонаселения и преступности - это наследие западного капитализма и несправедливой организации мировых дел... Многими овладевает чувство бессилия от того, что они не более чем пешки на глобальной шахматной доске... " [2, р. 392-393].
Призыв к справедливой организации мировых дел должен быть услышан. "Народ божий" -это все земляне, а не отдельные их группы.
Список литературы
1. Anstee M.J. The John Holmes Memorial Lecture: What Price Security? // Global Governance. 2011. Vol. 17, No 1. P. 1-16.
2. Hutton Will. Them and Us. Changing Britain. Little, Brown Book Group, 2011. 446 p.
3. Гатилов Г.М. «Голубые каски» Организация Объединенных Наций на службе человечества // Международная жизнь. 2010. № 9. С. 33-42.
4. Глобальное управление в XXI веке: инновационные подходы // Институт Европы РАН. М., 2013.
5. Громыко Ан. А. Вызовы ХХ века и ООН. М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012. 76 с.
6. Лавров С.В. Между прошлым и будущим. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. 493 с.
7. Мир XXI века: сценарии будущего для России // Под ред. Ал. А. Громыко (отв. ред.), Е.В. Ананьевой. М.: Русский сувенир, 2011. 219 с.
8. Основные факты об Организации Объединенных Наций. М.: Весь мир, 2005. 456 с.
9. ООН в начале XXI века / Под ред. Ан. А. Громыко. М.: Институт Африки, 2008. 232 с.
Об авторе
Громыко Анатолий Андреевич - д.и.н., профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАН. E-mail: [email protected]
GLOBALIZATION AND GLOBAL GOVERNANCE
A.A. Gromyko
Moscow State Institute of International Relations (University), 76, Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia.
Abstract: Anatoly Andreevich Gromyko, a professor of the Moscow State University, a corresponding member of the Russian Academy of Sciences reflects in his article on the destinies of mankind and the most complex problems facing the world community at the early 21 century under globalization and increased demand in global governance. In his analysis the author concedes that after numerous pieces of research on various aspects of these two phenomena, there are still more questions than answers. He believes that globalization might become a force serving not only private interests of big corporations but also the common good of humanity. Since interdependence is the main feature of our world we should not fall prey to the ideal images of global governance because there is no one size fit all global governance. The article elaborates the three most pressing world problems:
- the need in a new way of thinking about globalization. According to the author the problems of globalization must be approached with knowledge of history and acknowledgement of social justice;
- the need in morally acceptable balance among unifying potential of globalization, unchained global market and the state as the last resort of its nation;
- the need to make United Nations a platform, where political and social democracy should lay ground for global governance so craved for by the mankind. The author pays special attention to the dichotomy between the force of law and the law of force as well as to the prospects for the new democratic global order accommodating the sustainable development of human civilization.
Key words: globalization, global governance, the power of the law, the law of force, UN, international
relations, world politics, constructionism school.
References
1. Anstee M. J. The John Holmes Memorial Lecture: What Price Security? Global Governance. 2011. Vol. 17, No 1. PP. 1-16.
2. Hutton W. Them and Us. Changing Britain. Little, Brown Book Group, 2011. 446 p.
3. Gatilov G.M. Blue Helmets, the United Nations in the Service of Humanity. Mezhdunarodnaia zhizn' [international life]. 2010, No. 9. P. 33-42.
4. Global'noe upravlenie v 21 veke: innovatsionnye podkhody. [Global governance in the twenty-first century: innovative approaches]. Institute of Europe of RAS. Moscow, 2013. ? p.
5. Gromyko An. A. Vyzovy 20 veka i OON [Challenges of the twentieth century, and the United Nations]. Moscow: Lomonosov Moscow State University. 2012. 76 p.
6. Lavrov S.V. Mezhdu proshlym i budushchim [Between the past and the future]. Moscow: OLMA Media Grupp, 2011. 493 p.
7. Gromyko Al. A. (ed.) Mir 20 veka: stsenarii budushchego dlia Rossii [The world of the twenty-first century: future scenarios for Russia]. Moscow: Russkiy suvenir, 2011. 219 p.
8. Osnovnye fakty ob Organizatsii Ob"edinennykh Natsii [Basic facts about the United Nations]. Moscow: Ves' mir, 2005. 456 p.
9. Gromyko An.A. (ed.) OON v nachale 21 veka[The UN at the beginning of the twenty-first century]. Moscow: Institut Afriki, 2008. 232 p.
About the author
Anatoliy A. Gromyko - Doctor of Historical Sciences, Professor of the Moscow State University. M.V. Lomonosov, Corresponding Member of Academy of Sciences of the Russian Federation. E-mail: [email protected]