Regional development
Хайретдинова Н.Э. Khairetdinova КЕ.
кандидат исторических наук, доцент кафедры «Туризм, гостиничный и ресторанный сервис», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
Хайретдинова О.А. Khairetdinova О.А.
старший преподаватель кафедры «Туризм,
гостиничный и ресторанный сервис», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
УДК 316.653:314.15 (470.57)
DOI: 10.17122/2541-8904-2021-1-35-82-93
ГЛЭМПИНГ: ИСТОКИ КОНЦЕПЦИИ
Глэмпинг придумали европейцы. Это понятие принято толковать как гламурный кемпинг. В статье исследован ряд вопросов: что такое «гламур», и как он связан с кемпингом, как и почему западная туриндустрия объединила бытовой комфорт с далекими от него природными местностями, как российская туриндустрия отреагировала на западный тренд, как отдельно взятый регион - Башкортостан - отреагировал на обозначенную тенденцию развития туризма. Глэмпинг рассматривается как способ удовлетворить потребность состоятельных туристов в общении с природой в отстранении от массовых турпотоков без отказа от уюта и привычных удобств. Идея глэмпинга состоит в том, чтобы объединить праздник, комфорт и уважение к окружающей среде. Соответствующим образом определены организационные задачи: создать новые виды жилья, обеспечить доступ к редко посещаемым, исключительным и захватывающим дух местам, организовать удобную транспортировку и оригинальные мероприятия, отвечающие потребностям взыскательных туристов, минимизировать антропологическое влияние на экосистемы. Отмечено, что глэмпинг появился в период, когда столкнулись две маркетинговые тенденции: консюмеризм (социально обусловленное потребление) и постконсюмеризм (потребление того, что действительно необходимо). Это значит, что гламурная публика готова платить даже за некоторый дискомфорт, если в результате получит эксклюзив, поддерживающий ее престиж.
На российском туристическом рынке идея глэмпинга отклик нашла, но о широком ее распространении речь еще не идет. Реализованные проекты показали, что спрос на данный вид услуг есть. У России, огромной страны, простирающейся в нескольких климатических поясах и природных зонах, от арктических до песчаных пустынь, есть широкие ресурсные и правовые возможности для развития глэмпингов. Богатейшее природное разнообразие и отсутствие существенных правовых преград для установки и эксплуатации некапитальных сооружений дают основания полагать, что у глэмпинга в России есть будущее.
Ключевые слова: туризм, глэмпинг, кемпинг, гламур, некапитальные средства размещения, кемпинг-туризм, консюмеризм, постконсюмеризм, мотивация туристов
Europeans invented the glamping. This concept is commonly interpreted as glamorous camping. The article consistently investigates a number of questions: what is "glamour" and how it is related
GLAMPING: THE ORIGIN OF THE CONCEPT
Региональное развитие
to camping, how and why the Western tourism industry combined everyday comfort with natural areas far from domestic comfort, how the Russian tourism industry reacted to the Western trend, how an individual region - Bashkortostan - reacted to the marked trend in tourism development. Glamping is seen as a way to meet the need of wealthy tourists to communicate with nature to remove them from mass tourist flow without giving up comfort and familiar amenities. The idea of glamping is to combine celebration, comfort and respect for the environment. The organizational tasks are defined accordingly: to create new types of housing, to provide access to rarely visited, exceptional and breathtaking places, to organize convenient transportation and original activities that meet the needs of discerning tourists, to minimize the anthropological impact on ecosystems. It is noted that glamping appeared at a time when two marketing trends clashed: consumerism (socially conditioned consumption) and post-consumerism (consumption of what is really needed). This means that the glamorous public is willing to pay even for some discomfort if they get an exclusive that supports its prestige as a result. The idea of glamping has resonated in the Russian tourism market, but we are not talking about its widespread use yet. The implemented projects showed that there is a demand for this type of service. Russia, a huge country stretching in several climatic zones and natural zones, from Arctic to sandy deserts, has wide resource and legal opportunities for the development of glamping. The richest natural diversity and lack of significant legal obstacles to the installation and operation of non-capital structures suggest that glamping in Russia has a future.
Key words: tourism, glamping, camping, glamor, non-capital accommodation facilities, camping-tourism, consumerism, post-consumerism, tourist motivation
Вместо введения: camping + glamour.
Туристы, желающие получить впечатления от тесного контакта с природой, нередко прибегают к традиционному кемпингу. Под словом «кемпинг» мы часто понимаем оборудованное место отдыха для путешествующих в автомобиле. Между тем слово «camp» переводится с английского языка как «палатка» или «палаточный лагерь». Кемпинг (отдых на природе в палатке), как следует из статьи хорватских исследователей, появился в конце XIX века. В то время интерес к ландшафтам проявили представители высшего английского общества, а первым из них - Томас Хирам Холдинг (Thomas Hiram Holding), увлеченный велосипедист. В 1898 г. он опубликовал книгу «Езда на велосипеде и кемпинг в Коннемаре» («Cycling and Camping in Connemara»), в которой описал разработанное им портативное туристическое снаряжение и предложил энтузиастам связаться с ним. Энтузиасты связались, и в 1901 г. единомышленники основали Клуб кемпинга и караванинга, который существует и поныне (по данным за 2016 г., он включает более 300 тыс. членов). С момента основания клуб сильно изменился - он стал объединять не высшее английское общество, а массы, которые тоже заинтересовались активным отды-
хом на природе. Развитие кемпинга пошло по пути обеспечения «дешёвого и простого массового размещения» [18]. Кемпингами стали называть палаточные лагеря без бытовых и санитарных удобств [14].
Уже в новом тысячелетии стал возрождаться элитарный кемпинг, который на сей раз получил название «глэмпинг» [18]. Глэмпинг - это не просто кемпинг, это кемпинг гламурный. Чтобы суть явления была понятна, следует рассмотреть понятие «гла-мур».
Слово «гламур» (glamour) в начале XIX в. ввел в английский язык Вальтер Скотт, классик английской литературы шотландского происхождения, - в знаменитой поэме «Песнь последнего менестреля». Во фрагменте, где это слово встречается, речь идет о заклинании из магической книги:
And one short spell therein he read:
It had much of glamour might; Could make a ladye seem a knight; The cobwebs on a dungeon wall
Seem tapestry in lordly hall; A nut-shell seem a gilded barge, A sheeling seem a palace large,
And youth seem age, and age seem youth: All was delusion, nought was truth.
Regional development
В литературном переводе на русский язык (пер. Вс. Рождественского) начало фразы таково: «Уродец принялся читать, как деве вид мужской придать», т.е. никакого «гла-мура» нет. А буквально фрагмент переводится так:
В нем было много гламурной мощи, Может ли дева казаться рыцарем;
Паутина на стене подземелья Кажется гобеленом в барском зале; Ореховая скорлупа кажется позолоченной баржей, Лачуга кажется большим дворцом, И молодость кажется старостью, а старость - молодостью: Все было заблуждением, ничто не было правдой.
Скотт, вводя новое слово в английский текст, сделал сноску, в которой пояснил, что glamour следует понимать как magical delusion (волшебное заблуждение)1. Позднее издатели стали пояснять слово более подробно, указывая на его связь с шотландскими суевериями о способности магов влиять на зрение человека, чтобы он видел объекты не такими, какими они являются в действительности.
Скотта можно назвать основателем литературного жанра, в котором сочетается историческое и сверхъестественное. Его всегда занимала трагическая история родины, он хорошо знал шотландский фольклор, баллады и мифы, часто прибегал к шотландскому наречию, чтобы в его приключенческо-героических и отчасти сказочных произведениях о славном прошлом чувствовался дух старины и шотландский колорит [8].
Итак, пока можно сделать вывод, что гла-мур понадобился Скотту, чтобы передать способность вводить в заблуждение через волшебную иллюзию.
Вместе с тем считаем нужным учесть еще и то, что Вальтер Скотт был современником судьбоносных событий, которые, можно сказать, перевернули жизнь Европы. Конечно, шотландец Скотт имел собственный взгляд
1 The Lay of the Last Minstrel. A poem by Walter Scott, Esq. Edinburgh: Printed by James Ballantyne & Co, 1808. - P.
на восхождение «маленького капрала» Наполеона, корсиканца на службе во французской армии, в период, когда Британия и Франция соперничали за политическое и экономическое лидерство в Европе. Свой взгляд писатель изложил позднее в книге «Жизнь Наполеона Бонапарта». Не принижая очевидные заслуги Наполеона, Скотт подметил его «непомерные амбиции и эгоистическое самоослепление, которые в результате привели его к поражению в русских снегах и дальнейшему падению» [9]. Иными словами, гламур, если рассматривать его в исторических параллелях, указывал на способность кого-либо казаться каким-либо, но объективно таковым не быть (Скотт в коротком фрагменте, связанном с гламуром, слово «казаться» повторил несколько раз). В наши дни для обозначения желаемого образа, независимо от степени его объективности, используется понятие «имидж».
До начала XX в. слово «гламур» в широкий речевой обиход не входило. Но жизнь европейского социума в это время существенно изменилась. С древних времен изысканное великолепие сопровождало жизнь аристократии, благороднейшего сословия во власти. Европа, пережив Французскую революцию и наполеоновские войны со всеми вытекающими последствиями, сформировала буржуазию, которая тоже потянулась к роскоши. Эстетическое влияние аристократии в целом сохранялось, но воспринималось, скорее, как своего рода шаблон. Разбогатевшая буржуазия, в определенном смысле подражая аристократам, стала генерировать собственные представления о великолепии, что, безусловно, отражалось и на ее доходах, и на товарной культуре. Новые продавцы и потребители роскоши стали пользоваться словом «гламур», освобожденным от суеверных и магических смыслов. Гламур стал означать порожденный рынком синтез богатства, красоты и славы, даже скандальной.
Доктор филологических наук М.Ю. Рябова проанализировала примеры словоупотребления и пришла к заключению, что в английском языке синонимами гламура является
Региональное развитие
большая группа семантически различных слов. Синонимы гламура - beauty (красота), romance (романтика), prestige (престиж), star quality (звёздность), attractiveness (привлекательность), bewitchment (колдовство), magnetism (магнетизм), charisma (харизма) и пр. Антонимы концепта - drab (серость), ugliness (уродство), despondency (удрученность), dullness (уныние), plainness (невзрачность, простота) и пр. [10]. Надо понимать, всё, что не является гламурным, уродливо, невзрачно и уныло. Середины в идеологии гламура, выходит, нет.
В Россию представление о гламуре пришло после развала СССР. В Стране Советов восхвалялся человек труда, а не потребитель, поэтому пустые, ничего не обозначающие ценности актуальными не были. В 1990-е годы к формированию среди россиян моды на ценности западные (а заодно и западные бренды) приступили многочисленные медийные источники. В жизнь нашего общества вошел и гламур.
В России гламур вызывает бесконечные споры. Его противники обращают внимание на то, что он подталкивает к образу жизни, «сутью которого является потребление»2, а это чревато утратой подлинного смысла существования [7]. Высказываются мнения, что гламур создает, по сути, симулякры (образы «отсутствующей действительности», или подобия, лишённые подлинника) [10], что люди бессмысленно превращаются в рабов цен и брендов, демонстрируя неспособность распознавать манипуляции над собой3 и т.д.
На наш взгляд, главным недостатком гламура является дискредитация интеллектуальной и общественно значимой деятельности и дискриминация людей, которые в гламурное сообщество не входят, не желая тратить на это время и силы либо не имея достаточных средств. Как пишет Е.Г. Ним, гламурная элита создала отталкивающий образ оппонентов и всячески демонстрирует презрительное к ним отношение: «Эта "грязь" апри-
2 Пелевин В.О. Ампир «В». М.: Эксмо, 2007. С. 75.
3 Сальникова Е.А Гордон все-таки не Кихот // Частный
корреспондент. 2009. 26 февраля.
ори безвестна и неуспешна». В идеологии глянцевого потребления подлинный социальный статус личности, утверждает Е.Г. Ним, во внимание не принимается: «Скромно одетые люди с обычными причёсками не могут претендовать на истину, даже если - и тем более - если они интеллектуалы» [7].
Проблемой озадачилась наука. В философской и социологической теории проводится мысль о том, что в современном мире сформировалось так называемое «потребительское общество», точкой становления которого является переход от модерна к постмодерну. Постмодерн отрекся от устоявшихся норм, правил, мнений, скрестил «культуру с коммерцией» [3], сдвинул траекторию перемен «от максимизации экономического роста к максимизации качества жизни» [4]. Люди всегда покупали и продавали, стремились к материальному благополучию. Но именно сейчас обозначился переход потребления из материальной практики в социокультурную [6]. Что, собственно, происходит? Рыночная экономика и развитие частного предпринимательства взрастили конкуренцию производителей, которые в борьбе за потребительские рынки присваивают своим товарам, находящимся в ряду аналогов, особые ценности нематериального характера. К числу таких ценностей относится, например, престижность, приближающая владельца товара к элите (понятно, что престижные товары не могут быть дешёвыми, даже если их себестоимость относительно невелика). Именно так появляются наднациональные корпорации, а вместе с ними бренды, рассчитанные на глобализирующееся общество и приносящие гигантские прибыли [6, 11]. В итоге сформировалась целая идеология консюмеризма (потребления). В некоторых исследованиях отмечается, что идеологом явления следует считать американского ретейл-аналитика Виктора Лебоу (Victor Lebow), который еще в середине XX в. заявил: «Наша производительная экономика требует, чтобы мы превратили потребление в образ жизни. <...> Нам нужны вещи, которые потребляются, сго-
Regional development
рают, изнашиваются, заменяются и выбрасываются во все возрастающем темпе»4.
Как пишут Е.М. Николаева и О.Я. Ившина, консюмеризм воплотил «симулятивную картину мира», ибо объект потребления утратил связь с потребностью, превратившись «лишь в знак этой связи». Но знак такого рода стал мерилом состоятельности, успеха и красоты. Потребитель проявляет большую заинтересованность во внешней форме своего существования, посредством которой он заявляет о себе и пробивает дорогу к неким вершинам (скажем, добивается причастности к приличному обществу). Об угрозе превращения в бессубъектное существо, никак иначе себя не проявляющее, современный потребитель зачастую не задумывается, как не задумывается о манипулировании его сознанием [6].
Впрочем, в последние годы сложившаяся тенденция встревожила западную науку. В частности, Энди Коглан (Andy Coghlan) со ссылкой на мнение Вильяма Риса (William Rees), ученого из университета Ванкувера, обнародовал в СМИ некоторые данные, из которых следует, что безудержное потребление, особенно в богатых странах, опережает возможности ресурсов, что обострилась проблема отходов, что производство в существующих масштабах опасно для экологии и климата и пр. Коглан подводит к выводу, что потребление необходимо сокращать. Надо сказать, некоторые теоретики маркетинга эту мысль поддержали. Появились научные исследования, в которых утверждаются перспективы «гуманистического маркетинга», основанного на социальном мышлении, а не на экономике производства. «Удовлетворение человека, - утверждают новозеландские ученые Ричард Варей и Дэвид Макки, - должно заключаться в улучшении качества социальной среды». Мировой маркетинг, следовательно, должен избрать «дружественный планете способ существования» [22].
Истребить консюмеризм пока не удалось, однако сегодня набирает обороты новая тенденция - постконсюмеризм, заключающийся
4 Coghlan A. Consumerism is "eating the future" // New Scientist. 2009. 7 August.
в потреблении того, что действительно необходимо.
Кстати, постконсюмеризм не препятствует социальной стратификации, он лишь демонстрирует пресыщение блеском и излишествами. Обратимся к наблюдениям А. Галкиной, публикующейся на модном портале «Buro24/7»: кто-то устал от нарядов Gucci и переоделся в футболки DHL за 20 тысяч, кто-то перестал стремиться в Манхэттен и переключился на гетто-туризм (посещение бедных районов крупных городов) и пр.5. Мысль о том, что постконсюмеризм тоже превращен в маркер социального статуса, прослеживается и в научных трудах. Так, австрийский учёный Ингольфур Блудорн утверждает, что экспериментальные практики постконсюмеризма не ослабляют социальное неравенство, поскольку установившийся порядок потребительского капитализма действительно стал кризисным, чего не было прежде, и в условиях экономического застоя дальнейший рост может быть реализован «только для одних и за счет других» [16].
С учётом изложенного отметим, что бороться с гламуром, брендингом и вообще с рыночными стратегиями смысла нет. Классовое неравенство было всегда; соответственно, искусственно создаваемые знаки статусных различий никогда не предназначались для всеобщего пользования. Оттого рынок реагировал и продолжает реагировать на запросы гламурной публики, и туризм не составляет исключение.
Собственно, глэмпинг, т.е. гламурный кемпинг, можно рассматривать как своего рода симбиоз консюмеризма и постконсюмеризма. Он обеспечивает удовольствие от пребывания на лоне природы с добавлением роскоши. Именно добавлением. Потому что даже роскошную палатку невозможно сравнивать с фешенебельным отелем. Вместе с тем европейские исследователи констатируют, что глэмпинг поднял кемпинг до высокого эсте-
5 Галкина А. Глэмпинг: как походы стали люксовыми // Buro24/7: сайт. URL: https://www.buro247.ru/lifestyle/ travel/7-jun-2017-glamping-is-luxury-camping.html (дата обращения: 20.01.2021).
Региональное развитие
тического уровня, позволив в полной мере оценить природную среду с использованием всего того, что может усилить впечатления (изысканная еда, дорогое вино, удобная кровать, санитарные удобства и пр.), и исключением того, что может впечатления ослабить (насекомые, непогода и пр.) [20].
Возрождение в Европе кемпинга для состоятельных туристов (глэмпинга) обусловлено рядом факторов.
Мотивация туристов как фактор развития глэмпинг-услуг. Предприниматели в сфере туризма перманентно изучают мотивацию современного туриста и изыскивают способы удовлетворения меняющихся потребностей. В отношении глэмпинга сработало интересное наблюдение: среди туристов постоянно ведётся своего рода игра -игра элит и масс. То, что когда-то было модным и элитарным, постепенно становится популярным у масс, и тогда элиты начинают проявлять интерес к новым видам путешествий и отдыха. Именно по такому сценарию развивался, как отмечено выше, кемпинг. Организаторы туров для элиты исходили из того, что данная целевая аудитория не стремится наслаждаться отдыхом в обществе толп обычных туристов [17].
Следует также отметить возрастающий интерес состоятельных туристов к природным ландшафтам. Специалисты Фрайбургского университета (Германия) Андреа Боскобойник и Эрик Бурхард утверждают, что ещё не так давно в большинстве западноевропейских стран город считался местом всех возможностей и прогресса, в то время как сельская среда рассматривалась как средоточие обыденности и консерватизма. Зато теперь, в последние лет 30, приоритеты стали заметно меняться. Горожане устремились в сельскую местность, всё меньше замечая преимущества города и заявляя, что социальные отношения в нем пропитаны искусственностью. Сельская жизнь, её стабильность и консервативные ценности, напротив, идеализируются. Нынешнее видение представлено следующим образом: сельские районы, где «можно держать двери незапертыми, и каждый знает, что все связаны
друг с другом», отличаются спокойствием, безопасностью и благоприятной окружающей средой, а сельские сообщества предлагают, по сути, альтернативу стрессовому ритму городской жизни. Перемены в восприятии сельских пространств явились основной причиной возникновения сельского туризма. К сельскому туризму А. Боскобойник и Э. Бурхард отнесли и глэмпинг [17].
С этим мнением соглашаются не все исследователи. Например, согласно тематическому исследованию развития экотуризма в штате Андхра-Прадеш, в Индии кемпинги разной степени комфортности вписываются в структуру экологического туризма [15]. Но и этот подход не универсален. Так, на охраняемых территориях (природных парках и заповедниках) Доминики кемпинг вовсе запрещён6. А в некоторых странах (в Испании, Италии, на Кипре и др.) сельский и экологический туризм - это одно направление туризма, связанное с природой. В российской литературе в данном вопросе наблюдается некоторое разночтение. Одни авторы считают, что сельский туризм является разновидностью экологического туризма, другие полагают, что это разные направления туризма [1, 2 и др.].
Впрочем, применительно к кемпингу (и его гламурной вариации) различия во взглядах на сельский и экологический туризм принципиального значения не имеют. На наш взгляд, кемпинг нельзя однозначно отнести ни к одному из них. Сельский туризм привязан к крестьянским угодьям, а не первозданной природе, а экологический туризм подразумевает включение элементов экологического образования. Между тем любители глэмпинга могут, во-первых, желать уединения в диких местах, удалённых от любых поселений (кстати, немецкие исследователи и сами подчеркивают, что туристов может не привлекать сельская идиллия с крестьянским бытом и трудом [17]), и, во-вторых, не иметь потребности в образовательной составляющей, присущей экологическому туру.
6 Eco Tourism Lodging Options on Dominica (2019) //
Caribya: website. URL: http://caribya.com/dominica/eco.
tourism/ (accessed 27.12.2020).
Regional development
Изложенное позволяет утверждать, что появление глэмпинга обусловлено потребностью жителей городов в общении с природой. Где находятся интересующие объекты, в сельской местности или в отдалении от каких бы то ни было жительств, - это вопрос второй. Глэмпинги появляются в разных местах. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим конкретные примеры.
Глэмпинг Canonici di San Marco (Италия) расположен в «оазисе спокойствия» между Венецианской лагуной и рекой Брента, в старинном парке близ города Мирано. В этом парке, окружённом оливковыми садами, дожи (правители) и аристократические семейства Венецианской республики некогда устраивали летние резиденции. Номера (шатры) глэмпинга оформлены в роскошном венецианском стиле - в поддержку имиджа места. Для организации завтраков и гастрономических мероприятий соответствующим образом оборудован зал в сохранившемся здании XVII века. В историческую обстановку гармонично вписаны элементы современности (кондиционеры, Wi-Fi, ванные комнаты в шатрах и пр.). Туристам предлагаются экскурсии в Венецию, Падую, Верону, отдых на ближайших пляжных курортах, велосипедные прогулки по сельским окрестностям, гастрономические мероприятия с дегустацией вин и пр.7.
Icehotel Jukkasjarvi (Швеция) - это отель для любителей северного сияния и зимних забав. Расположен в небольшой лапландской деревне Юккасъярви на севере Швеции, т.е. за полярным кругом (в этой деревне проживают 1100 жителей и 1000 собак)8. Номера, а их 65, строятся из снега и льда, взятого из ближайшей речки. Ежегодно строительством и дизайном (все номера не похожи друг на друга) занимаются десятки художников и рабочих из разных стран. По окончании
7 Canonici Di San Marco, Venice, Italy // Glamping.com: website. URL: https://www.glamping.com/destination/ europe/venice/mirano/canonici-di-san-marco/ (accessed 21.01.2021)._
8 Icehotel Jukkasjarvi, Kiruna, Sweden // Glamping.com: website. URL: https://www.glamping.com/destination/ europe/kiruna/jukkasjarvi/icehotel-jukkasjarvi/ (accessed 21.12.2020).
полярной ночи сооружение тает, возвращая влагу реке. Долгий отдых в условиях холода туристам не рекомендуется, и они проводят в ледяных номерах не более одной ночи (испытавшие себя смельчаки перебираются затем в обогреваемые помещения). Питание традиционное для севера - оленина, брусничные напитки и десерты. Для подачи блюд используется ледяная посуда9.
Глэмпинг Arena One 99 (Хорватия) находится на морском побережье полуострова Истрия (8 км от старинного города-порта Пула) и скрыт в густом сосновом лесу. Оборудован так, чтобы удовлетворить потребности любителей оздоровительного отдыха (специальный центр с саунами, банями, программой йоги, массажем; пляжные бары; здоровая кухня; активная анимация для детей и взрослых). Для проживания оборудованы сафари-палатки, сафари-лофт-палатки (loft - мансарда), лодж-палатки - все класса премиум. Предусмотрены современные удобства10.
Глэмпинг Capitol Reef (США, штат Юта) расположен в национальном парке Capitol Reef. Здесь предусмотрены разнообразные комфортабельные средства размещения: королевские домики (King Cabin), фургоны, вигвамы и пр. Глэмпинг привлекает любителей приключенческого, пешего и фототуризма, предлагает «исследовать почти 100 миль природных чудес», включая скалы, каньоны, доисторические петроглифы и естественные мосты. Как особое преимущество рассматриваются прекрасные виды из окон на окрестные скалы: «Вы, возможно, не захотите выходить из своей комнаты, и все поймут, почему»11.
9 Ледяной отель Icehotel в Лапландии открыл работающую весь год секцию // Perito Burrito: сайт. URL: https://perito-burrito.com/posts/sweden-ice-hotel (дата обращения: 21.01.2021). _
10 Arena One 99 Glamping, Istria, Croatia // Glamping. com: website. URL: https://www.glamping.com/ destination/europe/venice/mirano/canonici-di-san-marco/ (accessed 21.01.2021)._
11 Capitol Reef Resort, Utah, United States // Glamping. com: website. URL: https://www.glamping.com/ destination/north-america/utah/torrey/capitol-reef-resort/ (accessed 21.01.2021).
Приведённые примеры подтверждают, что глэмпинг может располагаться как в сельской местности, так и вдали от цивилизации. Местоположение во многом определяется программой мероприятий.
Следует отметить, что проблема соотнесения кемпинга с каким-либо конкретным видом туризма обозначилась в самой турин-дустрии. Однозначно «встроить» кемпинг в существующую классификацию не представилось возможным (как мы убедились на примерах реализованных проектов, кемпинг имеет связь с сельским, экологическим, приключенческим, оздоровительным и другими видами туризма). В последнее время теоретики и практики стали оперировать новым термином - кемпинг-туризм. Кемпинг-туризм объединил несколько видов туризма, подразумевающих проживание в мобильных средствах размещения: караванинг, итинерант-ный туризм (от англ. itinerant - странствующий), геотуризм и пр. [14]. При таком подходе глэмпинг следует рассматривать как одно из многочисленных ответвлений традиционного кемпинга.
Глэмпинг: технологии и архитектура. Как отмечено выше, гламурная категория туристов не стремится наслаждаться девственными ландшафтами без привычного комфорта («в протекающих палатках, сырых спальных мешках, с примитивной едой»
[17]).
Кстати, в литературе отмечается, что сама идея создания комфорта в диких (некомфортных) местах отнюдь не нова. Роскошными палатками, хорошо обставленными и украшенными, пользовалась знать древнего Египта, Ассирии и Османской империи. Ничто не мешало египтянам и ассирийцам украшать позолотой палатки из дорогого материала для военачальников во время военных кампаний. Считается непревзойдённой роскошь и декоративность палаток-шатров Османской империи XV-XVIII вв., предназначенных для проведения городских церемоний и важных дипломатических приёмов [20].
В наши дни к известным с древних времен способам придания шика переносным жили-
Региональное развитие
щам прибавляются возможности современных технологий: экоинжиниринг, ресурсосбережение и пр.
Современный рынок располагает разнообразными ресурсами для организации отдыха на природе, причем отдыха не только комфортного, но и относительно безвредного для окружающей среды, что сегодня крайне важно. Не секрет, что массовый туризм негативно отражается на экосистемах, и в научных трудах отражены споры о целесообразности развития природного туризма. Так, Аманда Стронза утверждает, что риторика любого туризма - это обычная форма бизнеса [21]. Дебора МакЛарен заявляет, что некоторые туристические проекты, в которых задействована природа, могут иметь благие намерения, но они «являются ошибочными попытками продать природу и культуру» [19]. Оппоненты, парируя, настаивают, что глэмпинг всячески оберегает природу. Он далек от массовости, но при этом обходится туристам недёшево. То есть туристы не перегружают (стало быть, не разрушают) редкие природные территории и достойно расплачиваются за полученные впечатления (цены варьируют от 150 до 1000 евро, изредка даже свыше 1000 евро за ночь). Кроме того, замечают ученые из Новой Зеландии, организаторы глэмпинга предусматривают, например, использование солнечной энергии, «компостирование туалета» и пр. [20].
Инновационные средства размещения позволяют не только «соблюдать баланс интересов человека и природы», но и расширять аудиторию потребителей. Отдых на природе, если не гламурный, то хотя бы комфортный в плане санитарных и бытовых удобств, стал доступен пожилым людям, беременным женщинам, детям, инвалидам
[14].
При устройстве глэмпинга учитываются, понятно, и удобства, и признаки глянца. Поскольку сформировалась мода спать не только в необычном месте, но и в необычном жилище [17], одной из «фишек» глэмпинга стала стилизация мест размещения. В приведённых выше примерах упоминаются шатры, сафари-палатки, сафари-лофт-
Regional development
палатки, лодж-палатки, фургоны, вигвамы и пр. Вариантов, на самом деле, больше. В одной из зарубежных публикаций приведены и другие виды мобильных средств размещения: роскошная палатка (Luxury Tent), купольный шатер (Dome), эко-боб (Eco Pod), дом на дереве (Tree House), иглу (Igloo), типи, или вигвам североамериканских индейцев (Tepee), юрта (Yurt) [20]. Но и этот перечень нельзя назвать исчерпывающим. Добавим к нему простой шалаш, чукотскую ярангу, монгольский гэр, цыганскую кибитку (вардо), лодку-дом баджао (баджао - народ в Юго-Восточной Азии). Вообще же разновидностей переносных жилищ в истории человечества было много, так что материала для полета фантазии и редизайна мобильных средств размещения предостаточно.
Новые средства размещения с высоким уровнем комфорта, сервиса и широким спектром мероприятий стали использовать сначала в Африке (организация сафари-туров для богатых европейцев и американцев), затем в некоторых странах Азии, Океании, Америки и, наконец, в Европе [17].
Итак, идея глэмпинга состоит в том, чтобы «объединить праздник, комфорт и уважение к окружающей среде». Соответствующим образом определены организационные задачи: создать новые виды жилья, обеспечить доступ к редко посещаемым, исключительным и «захватывающим дух» местам, организовать удобную транспортировку и оригинальные мероприятия, отвечающие потребностям взыскательных туристов, минимизировать антропологическое влияние на экосистемы [17].
Заключение
Итак, в наши дни набирает обороты комфортный отдых на природе, названный глэм-пингом, или гламурным кемпингом. Идея палаточного комфорта позаимствована у античных и средневековых правителей, которые не отказывались от роскоши даже во время военных походов. Теперь к ландшафтной идиллии потянулись жители мегаполисов. Точнее, любители природы без претензий к удобствам, особенно молодёжь, выезжали в живописные местности с палатками,
спальными мешками, рюкзаками и раньше, однако солидную и состоятельную публику романтика без элементов шика не устраивала. Современные технологии позволяют создавать комфортные условия для богемы даже вдали от коммуникаций, чем воспользовались представители туристического бизнеса. В западных странах популярность роскошных палаточных лагерей со всеми удобствами уже сейчас чрезвычайно высока.
В России темпы развития гламурного кемпинга значительно ниже, но потенциал велик. Прежде всего, на необъятных российских просторах велик процент территорий, не освоенных человеком. По плотности населения Россия занимает 181 место в мире -менее 9 чел. на км2, последнее 195 место у Монголии - 2 чел. на км2. Развитые страны мира по этому показателю заметно опережают Россию: Япония - 25 место (336 чел. на км2), Великобритания - 34 место (255 чел. на км2), Германия - 36 место (230 чел. на км2), Франция - 68 место (118 чел. на км2). Относительно невысокая плотность населения в США - 143 место (32 чел. на км2). Приведённые цифры, собственно, показывают, насколько в разных странах природа свободна от человека. И Россия в этом отношении занимает выгодную позицию. Кроме того, Россия - огромная страна, простирающаяся в нескольких климатических поясах и природных зонах, от арктических до песчаных пустынь, ввиду чего можно говорить о её богатейшем природном многообразии. При таких ресурсах логично развивать всевозможные разновидности природного туризма, в том числе глэмпинг. В отдельных регионах глэмпинги уже действуют и пользуются спросом. Не исключено, что отчасти проблему следует рассматривать в связи с недостаточным распространением информации о западном тренде. Мы обратили внимание на то, что глэмпинг обсуждается на некоторых сайтах и в зарубежной научной литературе. Отечественные научные публикации по теме пока единичны.
Список литературы
1. Артемова Е.Н., Владимирова О.Г. Основные виды туризма. Орел: Госуниверситет - УНПК, 2015. - 172 с.
2. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Международное сотрудничество России и Северо-Западного региона в области развития экологического туризма // Ученые записки. Рос. гос. гидрометеорологич. ун-та. -2013. - № 27. - С. 165-173.
3. Волков В.Н. Постмодерн и его интерпретации // Context and Reflection: Philosophy of the World and Human Being. - 2013. - No 5-6. - P. 72-97.
4. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. - 1997. - № 4. - С. 6-33.
5. Матвеева Л.Д., Лебедев А.И. Создание республиканской туристической информационной системы и ее роль в формировании имиджа Республики Башкортостан // Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Сер.: Экономика. - 2012. - № 2 (2). - С. 37-41.
6. Николаева Е.М., Ившина О.Я. Политический консюмеризм, или «пустая» объективация // Ученые записки Казан. гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. - 2009. -Т. 151. - Кн. 1. - С. 51-57.
7. Ним Е.Г. О социологах, телеведущих, рыцарях и чучелах: деконструкция медиади-скурса социальных проблем // Журнал исследований социальной политики. - 2010. - № 8.
- С. 13-31.
8. Набидоллакызы А. Шотландские реалии в поэзии Вальтера Скотта // Актуальные научные исследования в современном мире.
- 2017. - № 2-7 (22). - С. 92-98.
9. Путилова Е. В. Наполеон в британской и американской историографической традиции XIX в. // «И вечной памятью двенадцатого года...»: материалы Всерос. науч. конф., посвящ. 200-летию Отеч. войны 1812 г. - Екатеринбург: Урал. ун-т, 2013. -С. 55-64.
10. Рябова М.Ю. Гламур как культурный концепт и философия повседневности // Вестн. Кемеровск. гос. ун-та. - 2014. - № 2 (58). - Т. 1. - С. 215-220.
Региональное развитие
11. Сорокина Д.А. Генезис философии «общества потребления» // Вестн. ВГУ. Сер.: Философия. - 2015. - № 2. - С. 151-155.
12. Хайретдинова Н.Э, Хайретдинова О.А. Инновационные технологии в турист-ско-экскурсионной деятельности // Актуальные вопросы современной науки: Сб. науч. статей Междун. науч.-практ. конф. -Ч. I. - Уфа: Уфимск. гос. ун-т экономики и сервиса, 2016. - С. 191-198.
13. Хайретдинова Н.Э., Хайретдинова О.А. Концепт «экологии души» через призму «сказочного туризма»: региональные кейсы России // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2017. - № 4. - С. 112-123. DOI: i0 224i2/i995-04ii-20i7-ii-4-ii2-i23.
14. Чахова Д.А., Кобяк М.В. Современные кемпинги - новые возможности развития рынка туристских услуг // Науковедение: интернет-журнал. - 2015. - Т. 7. - № 5. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/25EVN515.pdf (дата обращения: 19.12.2019). DOI: 10.15862/25EVN515.
15. Bhaskar R. A Case study on developing Eco tourism at Srisailam, Andhra Pradesh with special reference to Thenmala, Kerala. -Hyderabad: University Kukkatpally, 2017. -61 p.
16. Blühdorn I. Post-capitalism, post-growth, post-consumerism? Eco-political hopes beyond sustainability // Global Discourse: An interdisciplinary journal of current affairs. -2017. - Vol. 7. - No 1. - P. 42-61.
17. Boscoboinik A., Bourquard E. Glamping and Rural Imaginary // From Production to Consumption: Transformation of Rural Communities. - Berlin: LIT Verlag Münster, 2012. - P. 149-164.
18. Cvelic-Bonifacic J., Milohnic I., Cerovic Zd. Glamping - creative accommodation in camping resorts: insights and opportunities // Tourism in Southern and Eastern Europe. -2017. - Vol. 4. - P. 101-114. DOI: 10.20867/ tosee.04.39.
19. McLaren D. Rethinking Tourism // Tourists and Tourism. Long Grove: Waveland Press, 2010. - P. 465-478.
20. On the Edge Glamping: Design investigations in the New Zealand Landscape /
Regional development
N. Perkins, S. Twose (ed.). - Wellington: Victoria University, 2015. - 68 p.
21. Stronza A. Anthropology of Tourism: Forging New Ground for Ecotourism and Other Alternatives // Annual Review of Anthropology. - 2001. - Vol. 30. - P. 261-283. DOI: 10.1146/ annurev.anthro.30.1.261.
22. Varey R.J., Mckie D. Staging consciousness: marketing 3.0, post-consumerism and future pathways // Journal of Customer Behaviour. - 2010. - Vol. 9. - No 4. - P. 321334. DOI: 10.1362/147539210X543538
References
1. Artemova E.N., Vladimirova O.G. (2015) Osnovny'e vidy' turizma [Main types of tourism]. - Orel: Gosuniversitet - UNPK, 172. (In Russ.).
2. Bogolyubova N.M., Nikolaeva Yu.V. (2013) Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo Rossii i Severo-Zapadnogo regiona v oblasti razvitiya e'kologicheskogo turizma [International cooperation between Russia and the North-West region in the field of eco-tourism development]. In: Ucheny'e zapiski. Ros. gos. gidrometeorologich. un-ta [Scientific notes of the Russian State Hydrometeorological University], 27, 165-173. (In Russ.).
3. Volkov V.N. (2013) Postmodern i ego interpretacii [Postmodern and its interpretation]. In: Context and Reflection: Philosophy of the World and Human Being, 5-6, 72-97. (In Russ.).
4. Inglxart R. (1997) Postmodern: menyayushhiesya cennosti i izmenyayushhiesya obshhestva [Postmodern: Changing Values and Changing Societies]. In: Polis [Policy], 4, 6-33. (In Russ.).
5. Matveeva L.D., Lebedev A.I. (2012) Sozdanie respublikanskoj turisticheskoj informacionnoj sistemy' i ee rol' v formirovanii imidzha Respubliki Bashkortostan [Creation of a republican tourist information system and its role in shaping the image of the Republic of Bashkortostan]. In: Vestnik UGAES. Nauka, obrazovanie, e'konomika. Ser.: Ekonomika [Bulletin of UGAES. Science, education, economics. Series: Economics], 2 (2), 37-41. (In Russ.).
6. Nikolaeva E.M., Ivshina O.Ya. (2009) Politicheskij konsyumerizm, ili «pustaya» ob'ektivaciya [Political Consumerism, or "Empty" Objectivation]. In: Ucheny'e zapiski Kazan. gos. un-ta. Ser.: Gumanitarny'je nauki [Scientific notes of Kazan State University. Series: Humanities], 151, 1, 51-57. (In Russ.).
7. Nim E.G. (2010) O sociologax, televedushhix, ry'czaryax i chuchelax: dekonstrukciya mediadiskursa social'ny'x problem [On Sociologists, TV Hosts, Knights, and Scarecrows: The Deconstruction of the Media Discourse of Social Problems]. In: Zhurnal issledovanij social'noj politiki [Social Policy Research Journal], 8, 13-31. (In Russ.).
8. Nabidollaky'zy' A. (2017) Shotlandskije realii v poe'zii Val'tera Skotta [Scottish realities in Walter Scott's poetry]. In: Aktual'ny'je nauchny'je issledovaniya v sovremennom mire [Actual scientific research in the modern world], 2-7 (22), 92-98. (In Russ.).
9. Putilova E. V. (2013) Napoleon v britanskoj i amerikanskoj istoriograficheskoj tradicii XIX v. [Napoleon in the British and American historiographic traditions of the XIX century.]. In: «I vechnoj pamyat'yu dvenadczatogo goda...» ["And the eternal memory of the twelfth year ..."]: materialy' Vseros. nauch. konf., posvyashh. 200-letiyu Otech. vojny' 1812 g. Ekaterinburg: Ural. un-t, 55-64. (In Russ.).
10. Ryabova M.Yu. (2014) Glamur kak kul'turny'j koncept i filosofiya povsednevnosti [Glamor as a cultural concept and philosophy of everyday life]. In: Vestn. Kemerovsk. gos. un-ta [Bulletin of Kostroma State University], 2 (58), 1, 215-220. (In Russ.).
11. Sorokina D.A. (2015) Genezis filosofii «obshhestva potrebleniya» [Genesis of the philosophy of "consumer society"]. In: Vestn. VGU. Ser.: Filosofiya [Bulletin of the Voronezh State University. Series: Philosophy], 2, 151155. (In Russ.).
12. Hajretdinova N.E., Hajretdinova O.A. (2016). Innovacionnye tekhnologii v turistsko-ekskursionnoj deyatel'nosti [Innovative technologies in tourist and excursion activities]. In: Aktual'nye voprosy sovremennoj nauki [Topical issues of modern science]: Proceedings
of the International scientific-practical conf., 191-198. (In Russ.).
13. Hajretdinova N.E., Hajretdinova O.A. (2017) Koncept «e'kologii dushi» cherez prizmu «skazochnogo turizma»: regionakny'e kejsy' Rossii [The concept of "ecology of the soul" through the prism of "fairy tourism": regional cases of Russia]. In: Sovremenny'e problemy' servisa i turizma [Service & tourism: current challenges], 4, 112-123. doi: i0 224i2/i995-04ii-20i7-ii-4-ii2-i23. (In Russ.).
14. Chaxova D.A., Kobyak M.V. (2015) Sovremenny'e kempingi - novy'e vozmozhnosti razvitiya ry'nka turistskix uslug [Modern campsites - new opportunities for the development of the tourist services market]. In: Naukovedenie: internet-zhurnal [Science of Science: Online Journal], 7, 5. URL: http:// naukovedenie.ru/PDF/25EVN515.pdf (accessed 19.12.2019). doi: 10.15862/25EVN515. (In Russ.).
15. Bhaskar R. (2017) A Case study on developing Eco tourism at Srisailam, Andhra Pradesh with special reference to Thenmala, Kerala. Hyderabad: University Kukkatpally, 61.
16. Bluhdorn I. (2017) Post-capitalism, post-growth, post-consumerism? Eco-political hopes beyond sustainability. In: Global Discourse: An interdisciplinary journal of current affairs, 7, 1, 42-61.
Региональное развитие
17. Boscoboinik A., Bourquard E. (2012) Glamping and Rural Imaginary. In: From Production to Consumption: Transformation of Rural Communities. Berlin: LIT Verlag Münster, 149-164.
18. Cvelic-Bonifacic J., Milohnic I., Cerovic Zd. (2017) Glamping - creative accommodation in camping resorts: insights and opportunities. In: Tourism in Southern and Eastern Europe, 4, 101-114. doi: 10.20867/tosee.04.39.
19. McLaren D. (2010) Rethinking Tourism. In: Tourists and Tourism. Long Grove: Waveland Press, 465-478.
20. On the Edge Glamping: Design investigations in the New Zealand Landscape (2015) / N. Perkins, S. Twose (ed.). Wellington: Victoria University, 68.
21. Stronza A. (2001) Anthropology of Tourism: Forging New Ground for Ecotourism and Other Alternatives. In: Annual Review of Anthropology, 30, 261-283. doi: 10.1146/ annurev.anthro.30.1.261.
22. Varey R.J., Mckie D. (2010) Staging consciousness: marketing 3.0, post-consumerism and future pathways. In: Journal of Customer Behaviour, 9, 4, 321-334. doi: 10.1362/147539210X543538