Научная статья на тему 'Главные итоги 2018 года в области правового регулирования единого рынка финансовых услуг ЕС'

Главные итоги 2018 года в области правового регулирования единого рынка финансовых услуг ЕС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
Европейский Союз / право ЕС / единый финансовый рынок / финансовая интеграция / МИФИД II / МИФИР. / European Union / EU law / Single financial market / financial integration / MiFID II / MiFIR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рустам Альбертович Касьянов

Для Европейского Союза (ЕС) год 2018-й стал важным в контексте реализации стратегической задачи по построению единого рынка финансовых услуг. Из череды различных событий в финансовой сфере, произошедших в 2018 г., можно выделить центральное — переход к применению новой второй директивы ЕС «О рынках финансовых инструментов» (Markets in Financial Instruments Directive, MiFID II) и регламента «О рынках финансовых инструментов» (Markets in Financial Instruments Regulation, MiFIR). В статье дается общая характеристика этих правовых актов ЕС, указаны основные направления и итоги реформы, которые будут влиять на регулирование единого рынка финансовых услуг в ближайшие годы. В статье также дана общая периодизация развития права ЕС в области регулирования единого рынка финансовых услуг, что позволяет лучше понять общий контекст реформы, связанный с началом эффективного применения MiFID II и MiFIR.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main results of 2018 in the field of regulation of the EU single market in financial services

The year of 2018 has become very important for the European Union: the single market in financial services continued its evaluation. One of the most important events that took place in 2018 is full entry into force of MiFID II Directive and MiFIR Regulation. The article gives general overview of the legal instruments of the EU, main directions and results of the reform that will influence financial markets regulation in the upcoming years. The article also provides for periodization of the evolution of the single market in financial services regulation that allows understanding general context of the reform linked to the effective implementation of MiFID II and MiFIR.

Текст научной работы на тему «Главные итоги 2018 года в области правового регулирования единого рынка финансовых услуг ЕС»

Финансовое право; налоговое право; бюджетное право

УДК 341 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10297

ГЛАВНЫЕ ИТОГИ 2018 ГОДА В ОБЛАСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕДИНОГО РЫНКА ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ ЕС

Рустам Альбертович КАСЬЯНОВ, доцент кафедры европейского права МГИМО МИД России, кандидат юридических наук, PhD in EU Law (FRANCE) E-mail: [email protected]

Аннотация. Для Европейского Союза (ЕС) год 2018-й стал важным в контексте реализации стратегической задачи по построению единого рынка финансовых услуг. Из череды различных событий в финансовой сфере, произошедших в 2018 г., можно выделить центральное — переход к применению новой второй директивы ЕС «О рынках финансовых инструментов» (Markets in Financial Instruments Directive, MiFID II) и регламента «О рынках финансовых инструментов» (Markets in Financial Instruments Regulation, MiFIR).

В статье дается общая характеристика этих правовых актов ЕС, указаны основные направления и итоги реформы, которые будут влиять на регулирование единого рынка финансовых услуг в ближайшие годы. В статье также дана общая периодизация развития права ЕС в области регулирования единого рынка финансовых услуг, что позволяет лучше понять общий контекст реформы, связанный с началом эффективного применения MiFID II и MiFIR.

Ключевые слова: Европейский Союз, право ЕС, единый финансовый рынок, финансовая интеграция, МИФИД II, МИФИР.

Annotation. The year of 2018 has become very important for the European Union: the single market in financial services continued its evaluation. One of the most important events that took place in 2018 is full entry into force of MiFID II Directive and MiFIR Regulation.

The article gives general overview of the legal instruments of the EU, main directions and results of the reform that will influence financial markets regulation in the upcoming years. The article also provides for periodization of the evolution of the single market in financial services regulation that allows understanding general context of the reform linked to the effective implementation of MiFID II and MiFIR.

Keywords: European Union, EU law, Single financial market, financial integration, MiFID II, MiFIR.

Основные этапы политики ЕС в сфере финансовых услуг

Для правового регулирования сферы финансовых услуг в ЕС 2018-й год имеет особое значение. Прошло десять лет с момента, когда все мировое сообщество столкнулось с негативными последствиями мирового экономического и финансового кризиса, отправной точкой которого считают банкротство осенью 2008 г. крупного американского банка Lehman Brothers. Этот кризис затронул и интересы Европейского Со-

юза (ЕС), который к 2008 г. уже значительно продвинулся в реализации задачи построения единого рынка финансовых услуг.

Если бы не мировой кризис, то в 2010 г. ЕС подводил бы итоги 10-летней собственной политики, направленной на построение единого рынка финансовых услуг. Очевидно, что эти итоги можно было бы признать в целом успешными, так как за достаточно короткий промежуток времени ЕС удалось многое сделать: значительно переработана и усовершенствована собственная правовая база в сфере регулирования финан-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

совых услуг; успешно реализованы основные задачи, закрепленные в первом стратегическом документе ЕС — Плане действий в сфере финансовых услуг (Financial Services Action Plan (FSAP). FSAP был представлен в сообщении Европейской комиссии от 11 мая 1999 г. «Реализация единого финансового рынка: план к действию»1 и рассчитан на пять лет.

FSAP имеет своей целью создание и внедрение в практику более совершенной правовой базы функционирования европейских финансовых рынков. Для этого был предусмотрен комплекс мер, в том числе принятие нескольких десятков нормативно-правовых актов в трех основных областях, которые рассматривались не изолированно, а в рамках одной системы: рынка ценных бумаг, в банковском секторе и секторе страхования. Всего было предусмотрено 47 мероприятий, направленных на интеграцию рынка финансовых услуг и капитала.

Реализация FSAP способствовала созданию предпосылок для формирования эффективного единого финансового рынка ЕС, что, в свою очередь, позволит использовать в полной мере преимущества, связанные с введением евро и ростом европейской экономики. Именно с FSAP берет свое начало системный и комплексный подход ЕС к правовому регулированию сферы финансовых услуг, который пришел на смену выборочному регулированию.

В 2005 г. был принят следующий программный документ ЕС в сфере финансовых услуг — так называемая «Белая книга ЕС по политике финансовых услуг в период 2005 — 2010 гг.»2.

Основная цель Белой книги состояла в развитии достигнутых ранее успехов, так как результаты исполнения FSAP и его потенциал были настолько значительны, что ЕС отказался в тот момент от масштабных законодательных инициатив. Возможно, что если бы в 2008 г. не произошел мировой экономический и финансовый кризис, то ЕС значительно продвинулся бы по пути развития и совершенствования собственной правовой базы на основе программных документов — своего рода пятилетних планов развития. Однако в кризисных условиях ЕС был вынужден на время отказаться от в целом позитивной практики и сконцентрироваться в первую очередь на необходимости быстро реагировать на наиболее острые проблемы, одновременно анализируя сложившуюся правоприменительную практику.

Необходимость работы над ошибками

В 2008 — 2009 гг. негативные последствия мирового финансового кризиса заставили ЕС перейти от стратегического планирования к антикризисному управлению в финансовой сфере. Предстояла большая работа над ошибками, в том числе переосмысление итогов реализации первых программных документов ЕС, принятых в сфере финансовых услуг. Правовые акты, которые были приняты в рамках реализации первого программного документа (FSAP), либо действуют до сих пор, либо были подвергнуты серьезной реформе.

С 2009 г. в правовом регулировании единого рынка финансовых услуг произошли действительно важные изменения, которые не могли остаться без внимания российских и зарубежных авторов. Российские авторы изучили различные аспекты, связанные с функционированием финансовой системы Европейского Союза3, вопросами построения Европейского банковского со-юза4, реформой правовых актов ЕС в сфере противодействия злоупотреблениям на рынке ценных бумаг5 и др.

Реформа не обошла стороной и директиву Европейского парламента и Совета № 2004/39/ ЕС о рынках финансовых инструментов (Markets in Financial Instruments Directive, MiFID)6, которая была принята 21 апреля 2004 г. и представляет собой яркий пример реализации мер, предусмотренных в FSAP.

Этот правовой акт сыграл большую роль в обеспечении высокого уровня гармонизации регулирования финансовой сферы в масштабах всего ЕС. Это было достигнуто благодаря созданию механизма взаимного признания при предоставлении инвестиционных услуг и осуществлении инвестиционной деятельности. Гармонизации способствовала и унификация понятийного аппарата, так как директива вводит единые для всех государств — членов ЕС определения ряда важных финансовых терминов.

MiFID имеет своей целью формирование здоровой конкурентной среды в сфере инвестиций, что предполагает создание равных условий для всех субъектов, подпадающих под ее действие.

Несмотря на все достоинства MiFID, мировой кризис 2008 г. отчетливо показал и ее слабые стороны. Среди наиболее острых проблем, проявившихся в ходе применения MiFID и дополняющих ее актов, можно выделить следующие:

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

■ отсутствие однородной конкурентной среды между рынками и участниками рынков;

■ трудности доступа на финансовые рынки для малых и средних предприятий;

■ отсутствие надлежащей прозрачности для участников рынка и регуляторов, неполнота надзорных полномочий по ключевым вопросам;

■ неполноценная защита прав инвесторов;

■ недостатки в организации деятельности компаний, включая слабый контроль за исполнением сделок, недостаточный учет рисков.

MiFID II & MiFIR: итоги работы над ошибками

Для решения этих и некоторых других задач в октябре 2011 г. были подготовлены проекты новых документов — регламента MiFIR (Markets in Financial Instruments Regulation) и директивы MiFID II (Markets in Financial Instruments Directive), которые должны были заменить первую MiFID. Эти документы после нескольких лет обсуждения были утверждены в окончательной редакции и в июне 2014 г. опубликованы в официальном издании ЕС7.

Речь идет о серьезной реформе, а сама MiFID II, по мнению некоторых западных юристов, выступает в качестве своего рода «спинного хребта финансового регулирования»8. Такая яркая характеристика относится не только к MiFID II, но и к MiFIR. Эти правовое акты ЕС образуют единый законодательный пакет, который готовился ответственными институтами ЕС как единое целое: MiFID II и MiFIR были опубликованы в один день, вступили в силу одновременно и применяться стали также одновременно — с 3 января 2018 г. О значительной роли этих двух правовых актов для финансового регулирования в ЕС и его государствах-членах пишут зарубежные9 и российские авторы10.

В январе 2018 г. (с опозданием на год) началась эффективная реализация данных правовых актов на уровне государств — членов ЕС. Опоздание объясняется сложностями, возникшими на уровне государств — членов ЕС при реализации поставленных перед ними задач. Трудности вполне объяснимы, так как MiFID II и MiFIR серьезно изменяют подходы к регулированию сферы финансовых услуг, значительно расширяют сферу регулирования. О глубине реформы

можно судить не только по количеству статей, но и по вопросам, которые подверглись регулированию. Некоторые из них ранее либо не регулировались, либо регулирование было частичным: новые виды торговых площадок, рынок производных инструментов, алгоритмическая и высокочастотная алгоритмическая торговля, поддержка малых и средних предприятий и другие сложные вопросы.

Одновременно происходили и качественные изменения, выражающиеся в значительном «утяжелении» содержания самих правил. Благодаря MiFID II гармонизация коснется следующих вопросов: определение ключевых финансовых терминов; порядок получения лицензии на осуществление деятельности и условия функционирования инвестиционных компаний и кредитных организаций; права и обязанности инвестиционных компаний и кредитных организаций; требования, предъявляемые к деятельности регулируемых рынков; правила торговли товарными производными инструментами и др.

Благодаря MiFIR унификация охватит вопросы обеспечения прозрачности при совершении торговых сделок с различными финансовыми инструментами, единых подходов к информированию о сделках, торговли деривати-вами, обеспечения недискриминационного доступа к взаиморасчетам для финансовых инструментов и др.

На MiFID II и MiFIR возлагаются большие надежды, связанные, прежде всего, с их важной ролью в становлении единого рынка финансовых услуг. Эти надежды небезосновательны, так как новые правовые акты позволяют достичь гармонизации и унификации национально-правовых систем государств — членов ЕС в ряде важных областей регулирования.

Сейчас, когда эти сложности преодолены, а MiFID II и MiFIR уже почти год применяются на уровне государств — членов ЕС, можно сказать, что ЕС за прошедшие годы провел серьезную работу над ошибками и осуществил серьезную ревизию ранее действовавших правовых норм. Это обстоятельство позволяет отнести начало применения MiFID II и MiFIR к главным событиям 2018 г. в контексте реализации задачи по построению единого рынка финансовых услуг в ЕС. Новая правовая база должна существенно «повысить эффективность, устойчивость и прозрачность финансовых рынков», а также «улучшить условия для конкуренции в сфере торговли и клиринга финансовых инструментов»11.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

1 Commission Communication of 11 May 1999 entitled «Implementing the framework for financial markets: action plan» [COM (1999) 232 final - Not published in the Official Journal]

2 Commission White Paper of 1 December 2005 on Financial Services Policy 2005-2010 [COM (2005) 629 final — Not published in the Official Journal]

3 Мещерякова O.M. Функционирование финансовой системы Европейского Союза и вопросы суверенной государственности государств — членов ЕС // Вопросы правоведения. 2015. № 2 (30). С. 133—139.

4Осокина Е.Б. Правовые аспекты создания Европейского банковского союза // Московский журнал международного права. 2017. № 4 (108). С. 131—140.

5 Калинина Ю.Б. Новый этап правового регулирования противодействия злоупотреблениям на рынке ценных бумаг в ЕС: реформа или революция? // Финансовое право. 2017. № 6. С. 37—40.

6 Directive 2004/39/EC of the European Parliament and of the Council of 21 April 2004 on market sin financial instruments amending Council Directives 85/611/EEC and 93/6/EEC and Directive 2000/12/EC of the European Parliament and of the Council and repealing Council Directive 93/22/EEC// Official Journal of the European Union L 145, 30.04.2004. P. 1—44.

7 См.: Directive 2014/65/EU of the European Parliament and of the Council of 15 May 2014 on markets in financial instruments and amending Directive 2002/92/EC and Directive 2011/61/EU // Official Journal of the European Union L173, 12.06.2014. P. 349—496;

Regulation (EU) № 600/2014 of the European Parliament and of the Council of 15 May 2014 on markets in financial instruments and amending Regulation (EU) № 648/2012 // Official Journal of the European Union L 173, 12.06.2014. P. 84—148.

8 Thierry Bonneau. MIF II : aperçu gйnйral de la directive et du raglement du 15 mai 2014 // Revue de Droit bancaire et financier n 6. Novembre 2014, dossier 59.

9 Danny Busch, Guido Ferrarini. Regulation of the EU Financial Markets. MiFID II and MiFIR. Oxford: Oxford University Press, 2017.

См. также: Iain Sheridan. MiFID II in the context of Financial Technology and Regulatory Technology. // Capital Markets Law Journal. 2017. Vol. 12. 3 4. 1аКригер A.M. Обзор изменений в регулировании производных финансовых инструментов в соответствии с директивой № 2014/65/ЕС «О рынках финансовых инст-

рументов» // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т. 11. № 2 (42). С. 145—153. См. также: Бегичева К.Ю. Учет информации финансовыми институтами в ЕС: регулирование деятельности // Евразийский юрид. журнал. 2018. № 1 (116). 11 European Commission. Daily News of 2014-06-12 // EXME 14/12.06.

Библиографический список

1. Бегичева К.Ю. Учет информации финансовыми институтами в ЕС: регулирование деятельности // Евразийский юрид. журнал. 2018. № 1 (116).

2. Калинина Ю.В. Новый этап правового регулирования противодействия злоупотреблениям на рынке ценных бумаг в ЕС: реформа или революция? // Финансовое право. 2017. № 6. С. 37—40.

3. Кригер A.M. Обзор изменений в регулировании производных финансовых инструментов в соответствии с директивой № 2014/65/ЕС «О рынках финансовых инструментов» // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т. 11. № 2 (42). С. 145—153.

4. Мещерякова О.М. Функционирование финансовой системы Европейского Союза и вопросы суверенной государственности государств — членов ЕС // Вопросы правоведения. 2015. № 2 (30). С. 133—139.

5. Осокина Е.Б. Правовые аспекты создания Европейского банковского союза // Московский журнал международного права. 2017. № 4 (108). С. 131—140.

6. Thierry Bonneau. MIF II: apereu gm&al de la directive et du raglement du 15 mai 2014 // Revue de Droit bancaire et financier n 6. Novembre 2014, dossier 59.

7. Danny Busch, Guido Ferrarini. Regulation of the EU Financial Markets. MiFID II and MiFIR. Oxford: Oxford University Press, 2017.

8. Iain Sheridan. MiFID II in the context of Financial Technology and Regulatory Technology. // Capital Markets Law Journal. 2017. Vol. 12. № 4.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.