Научная статья на тему 'Главное - условия для развития'

Главное - условия для развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусакова Наталья

Формирование институциональной среды для интенсивного инновационного развития нашей страны невозможно без эффективного взаимодействия государства, науки и бизнеса. О том, что предполагается сделать в этом направлении, в интервью с министром экономики Республики Беларусь Николаем Снопковым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Important - conditions for the development

The formation of the institutional environment for intensive innovation development of our country is impossible without effective interaction between government, science and business. That is supposed to make in this direction in an interview with the Minister of economy of the Republic of Belarus Nikolai Snopkov.

Текст научной работы на тему «Главное - условия для развития»

тема номера

Главное - условия для развития

Формирование институциональном среды для интенсивного инновационного развития нашей страны невозможно без эффективного взаимодействия государства, науки и бизнеса. О том, что предполагается сделать в этом направлении, - в интервью с министром экономики Республики Беларусь Николаем СНОПКОВЫМ.

- Создание благоприятных организационных, экономических и правовых условий для инновационной деятельности предусматривает решение ряда назревших проблем. Во-первых, необходимо повысить инновационную активность государственного сектора национальной экономики. Во-вторых, нужно сформировать эффективную инновационную инфраструктуру, включающую и так называемые «институты развития». В-третьих, следует сконцентрировать усилия по стимулированию инновационных start-проектов и комплексной поддержке сектора малого инновационного предпринимательства, в том числе посредством создания организаций при учреждениях науки и образования, осуществляющих коммерциализацию результатов научно-технической деятельности. В-четвертых, необходимо содействовать формированию кластеров и холдингов как перспективных инструментов повышения конкурентоспособности отечественных субъектов хозяйствования. В-пятых, не

обойтись без развития международного научно-технического сотрудничества и обеспечения широкомасштабного трансфера знаний и технологий из-за рубежа.

Для решения данных проблем Министерством экономики в текущем году проведена определенная работа. Подготовлен и находится на согласовании в республиканских органах государственного управления проект Указа Президента Республики Беларусь, обеспечивающий создание эффективного механизма содействия коммерциализации объектов интеллектуальной собственности и стимулирования инновационной активности посредством предоставления грантов и инновационных ваучеров. При активном участии общественных объединений предпринимателей подготовлен и находится на рассмотрении в Совмине проект Концепции господдержки малого и среднего предпринимательства на 2011-2015 гг. и на период до 2020 г. Создан Общественно-консультативный совет по развитию предпринимательства, инвестиций и инноваций при Минэкономики. Он должен стать своеобразной площадкой для диалога власти и бизнеса по вопросам, прежде всего государственно-частного партнерства при реализации масштабных инфраструктурных проектов, а также для обсуждения актуальных социально-экономических проблем.

Подготовлены и прошли первичное рассмотрение в государственных органах проект Концепции создания в Беларуси Национального научно-технологического парка в области фармацевтики, нано- и биотехнологий «БелБиоград» и проект Декрета Президента Республики Беларусь по данному вопросу.

- Какой эффект предполагается получить от внедрения в практику новых инструментов стимулирования инновационной деятельности - инновационных ваучеров и грантов на коммерциализацию объектов интеллектуальной собственности?

- В соответствии с проектом Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по стимулированию инновационной активности и коммерциализации перспективных научно-технических разработок» планируется создать специальный механизм, который позволит ежегодно реализовывать порядка 300 инновационных проектов, направленных на коммерциализацию объектов интеллектуальной собственности. Принятие Указа станет важным импульсом для развития сектора малого инновационного предпринимательства в стране. Кроме того, будет обеспечен синергетический эффект сразу в нескольких сферах деятельности. Во-первых, значительно упростится доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам под конкретные проекты, имеющие высокую долю риска, причем на безвозвратной основе. Фактически речь идет о создании системы венчурного финансирования, что является крайне актуальной проблемой для Беларуси. Во-вторых, появится серьезный финансовый источник для развития субъектов инновационной инфраструктуры и других организаций (консалтинговых, маркетинговых, инжиниринговых), участвующих в оказании услуг для получателей инновационных ваучеров и грантов. В-третьих, на белорусском рынке появятся конкурентоспособные и высокотехнологичные товары, что позволит создать условия для наращивания экспорта инновационной продукции.

- По какому признаку будут отбираться претенденты на получение грантов?

- Этот отбор будет вестись на основе экспертного заключения, где устанавливается степень новизны, актуальности и эко-

государство - наука - бизнес: на пути к консолидации

номической целесообразности внедрения предлагаемого объекта интеллектуальной собственности. Фактически речь идет о подтверждении необходимости его коммерциализации. В дальнейшем получатель гранта или инновационного ваучера должен найти делового партнера - инвестора и организовать с ним предприятие по производству конкурентоспособной продукции, созданной на основе объекта интеллектуальной собственности.

К заявленным проектам будут предъявляться определенные требования. Прежде всего они должны быть ориентированы на решение важнейших проблем социально-экономического развития республики и соответствовать законодательно утвержденным приоритетным направлениям научно-технической и инновационной деятельности. Необходимо также наличие объективной возможности внедрения объекта интеллектуальной собственности в производство.

Предусмотренные проектом Указа формы финансовой поддержки дифференцированы по критериям: по субъектам - получатели: физические лица, юридические лица, субъекты предпринимательства; по форме предоставления: грант - денежные средства на счету в банке, инновационный ваучер - сертификат на получение услуги на определенную сумму; по субъектам выдачи и процедуре получения - гранты субъектам малого и среднего предпринимательства выдаются Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимательства, инновационные ваучеры и гранты физическим лицам - из средств Белорусского инновационного фонда.

- О каких ежегодно выделяемых на эти цели средствах может идти речь?

- Для стимулирования инновационной активности субъектов малого и среднего предпринимательства, малых предприятий, созданных вузами и научными организациями, Минэкономики планирует, что

начиная с 2013 г. ежегодно из республиканского бюджета будет выделяться сумма, эквивалентная 22,5 млн долл. 100 грантов будет предоставлено малому и среднему бизнесу; 100 - физическим лицам; 10о инновационных ваучеров - физическим и юридическим лицам. Размер бюджетного финансирования будет уточнен по итогам согласования проекта Указа Минфином.

- В вашем министерстве разрабатывается проект Концепции Национального научно-технологического парка в области фармацевтики, нано- и биотехнологий под названием «БелБиоград».

В чем его суть?

- В соответствии со стратегическим замыслом Минэкономики «БелБиоград»

- это многофункциональный научно-технологический парк в области фармацевтики, нано- и биотехнологий, призванный обеспечить высокий уровень конкурентоспособности нашей нанобиофармацевти-ческой продукции на внешнем и внутрен-

Г

I___________________I________________________I

У

Структурно-функциональная схема «БелБиограда»

№11(105) Ноябрь 2011 НАУКА И ИННОВАЦИИ 9

тема номера

нем рынке. Характеризуя «БелБиоград», можно представить его в следующих «ипостасях». Во-первых, как ключевой «институт развития» инновационно ориентированной экономики республики, деятельность которого направлена на решение назревших социально-экономических и научно-технологических проблем, связанных с проведением структурной перестройки и формированием высокотехнологичного сектора. Во-вторых, как технополис, обеспечивающий реализацию полного цикла инновационной деятельности: от исследований и разработок до производства наукоемкой продукции. Модель технополиса, получившая распространение в Японии, позволяет осуществлять в рамках парка как научные исследования и разработки в передовых и пионерных отраслях, так и наукоемкое производство. В структурно-функциональном плане технополис предполагает комбинацию научно-исследовательского и индустриального парков, что позволяет обеспечить интеграцию на определенной территории всех элементов Национальной инновационной системы. Его формирование осуществляется в условиях равноправного партнерства всех входящих в него зве-

ньев - НИИ, вузов и промышленного сектора. В-третьих, как территорию высоких технологий с особым правовым режимом -так называемый инновационный офшор. Необходимость преодоления имеющегося технологического отставания Беларуси в развитии сектора фармацевтической, нано- и биотехнологической индустрии от стран - технологических лидеров требует концентрации усилий по привлечению в состав резидентов «БелБиограда» преимущественно иностранных профильных компаний, осуществляющих разработку и производство нанобиофармацевтической продукции, микро- и наносистемной техники и занимающих лидирующие позиции на рынке либо являющихся владельцами перспективных научно-технических разработок. Для этого необходим особый правовой режим, аналогичный режиму, созданному для резидентов Парка высоких технологий. В-четвертых, как национальный проект государственно-частного партнерства. Предусматривается долевое участие государства и частных инвесторов в проектировании, строительстве и эксплуатации объектов «БелБиограда». Первое выделяет земельные участки для размещения парка, финансирует работы по

подведению инженерной и транспортной инфраструктуры, приобретает и монтирует уникальное научное оборудование коллективного пользования. Непосредственно же проектируют и застраивают территорию парка девелоперские компании. В-пятых, как национальный нанобиофармацев-тический кластер. Реализация проекта формирования «БелБиограда» базируется на идее кластерного развития, когда устанавливаются и поддерживаются устойчивые связи и взаимоотношения между элементами национальной инновационной системы Беларуси: учреждениями науки и высшего образования, организациями промышленности, малыми инновационными предприятиями, субъектами инновационной инфраструктуры - с одной стороны, резидентами «БелБиограда» - с другой и субъектами инновационной инфраструктуры парка - с третьей. За счет чего и достигается синергетический эффект.

По предварительной оценке, потребность в инвестициях для создания «БелБиогра-да» составит около 3,3 млрд долл., в том числе около 1 млрд - из республиканского бюджета. Основным источником инвестиций должны стать средства инвесторов.

Наталья ГУСАКОВА

СОВЕРШЕНСТВУЯ ОРГАНИЗАЦИОННУЮ СТРУКТУРУ

Новые высокотехнологичные структуры играют ключевую роль в обеспечении взаимодействия науки и производства благодаря своей гибкости, готовности к поиску, использованию новых возможностей и реализации предпринимательских инициатив работников научно-технической сферы.

В Беларуси широкие перспективы для создания таких предприятий и повышения их роли в экономике. Высокотехнологичный сектор нашей страны на днях пополнился такой организацией - государственным научно-производственным объединением «Оптика, оптоэлектроника и лазерная техника». Соответствующий указ №494 «О совершенствовании организационной структуры Национальной академии наук Беларуси» глава государства подписал 31 октября 2011 г.

Документом также внесены коррективы в деятельность существующих ГНПО «Химический синтез и биотехнологии» и «Химические продукты и технологии», направленные на по-

вышение эффективности их работы. Для усиления их роли в состав объединений помимо академических организаций будут включены другие предприятия биотехнологического профиля, не находящиеся в ведении НАН Беларуси. В связи со значительным расширением состава участников ГНПО для разделения персональной ответственности за их коммерческую и научную деятельность исключена ранее действовавшая норма об обязательном совмещении должностей директора объединения и директора головного института.

Для стимулирования работников высокотехнологичных сфер Национальной академии наук предоставлено право определения условий труда всех работников объединений, а также возможности направлять на обеспечение деятельности средства, образовавшиеся вследствие превышения доходов над расходами по внебюджету. Принятие указа будет способствовать развитию и коммерциализации высокотехнологических направлений научной деятельности.

Ирина ЕМЕЛЬЯНОВИЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.