Е.И. Лелина
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В РЕВОЛЮЦИОННЫХ СОБЫТИЯХ 1917 г.
Главное управление военно-учебных заведений (ГУВУЗ) было создано в структуре Военного министерства Российской империи в 1863 г.1 Появление нового учреждения диктовалось ходом реформ 1860-х годов. К середине XIX в. военно-учебные заведения России оказались в критическом состоянии. Кадетские корпуса николаевского времени, в рамках которых молодые люди получали начальное, среднее и специальное военное образование с 10-летнего возраста и до полного выпуска, уже не оправдывали себя. Развитие военной науки, напрямую связанное с динамикой научно-технического прогресса, приводило к необходимости серьезного пересмотра учебных программ, особенно для кадет старших классов. Проблема обострялась еще и острой психологической несовместимостью воспитанников младших и старших возрастов. Военное руководство вынуждено было признать, что стремление дать молодым людям и общее, и специальное образование в пределах одного учебного заведения, каковым являлся кадетский корпус этого времени, не давало ожидаемых результатов.
В 1860-е годы по инициативе военного министра Д.А. Милютина военно-учебные заведения России подверглись коренной реорганизации. В ее основу была положена идея двухступенчатой подготовки молодого армейского офицера, что выражалось в учреждении военно-учебных заведений двух родов: 1) военных гимназий общеобразовательного уровня для детей и подростков и 2) специальных военных училищ для юношей. Две векторные направляющие этой концепции сохранились вплоть до 1917 г., несмотря на различные аспекты реорганизации учебно-воспитательного процесса в течение времени и переименование в 1880-е годы военных гимназий в кадетские корпуса, продолжавшие сохранять общеобразовательную подготовку.
ГУВУЗ представляло собой специализированный руководящий орган, которому подчинялись военные гимназии (с 1882 г. - кадетские корпуса), военные училища и сохранившие особую специфику Пажеский и Финляндский кадетские корпуса. Власть Управления не распространялась на высшее академическое военное образование и заведения, готовящие офицеров для специальных родов войск.
С 1864 по 1918 г. на посту руководителя ГУ ВУЗа сменилось 7 начальников.2 Первый из них, генерал Н.В. Исаков, прослужил в этой должности с 1863 по 1881 г.3 Ему принадлежит заслуга в области организации и комплектования структуры ГУ ВУЗа на первом этапе его развития. Созданные им четыре управленческих отделения (инспекторское, учебно-воспитательное, хозяйственное и контрольное) сохранились вплоть до 1918 г.,4 несмотря на новое Положение, утвержденное в 1910 г.5
В 1910 г. во главе Управления был поставлен генерал А. Ф. Забелин, который пробыл в указанной должности до марта 1917 г.6 Отличаясь суровым характером и принципиальным мировоззрением, он подал прошение об отставке «по расстроенному здоровью»
© Е.И. Лелина, 2007
уже через 18 дней после отречения Николая II.7 В своем «прощальном» приказе по военно-учебным заведениям за № 31 от 23 марта 1917 г.8 А.Ф. Забелин благодарил соратников за верную службу, призывал юнкеров «усердно готовиться к высокому званию офицера» и верить в «окончательную победу над немцами». В обращении к кадетам звучала отеческая забота: «Любите Бога, любите нашу великую Родину. Усердно учитесь, упорно работайте».9
23 марта 1917 г. во временное исполнение должности начальника ГУ ВУЗа вступил генерал-лейтенант З.А. Макшеев.10 На протяжении многих лет его служба была тесно связана с военно-учебными заведениями. С 1888 по 1906 г. он последовательно состоял преподавателем, ротным командиром, инспектором классов и директором Александровского кадетского корпуса, а с 1906 по 1917 г. занимал должность директора Педагогического музея военно-учебных заведений, входившего в состав ГУВУЗа на положении его особой структуры.11 О своем назначении начальником Управления Макшеев объявил в приказе по военно-учебным заведениям за № 36 от 14 апреля 1917 г.12
15 апреля 1917 г. новый начальник обратился к сослуживцам, преподавателям, воспитателям и воспитанникам военно-учебных заведений с воззванием: «Близко зная ведомство, его темные и светлые стороны, призываю всех моих новых сотрудников тесно сплотиться со мной в совместной работе для проведения в жизнь наших заведений заветов права, братства и труда в полном согласии с началами, одушевляющими наше Временное правительство».13
22 апреля 1917 г. Макшеев подписал приказ о переименовании военно-учебных заведений, названия которых носили посвящения членам императорской фамилии. В результате Киевское великого князя Константина военное училище становится просто Киевским военным училищем, Донской императора Александра III кадетский корпус превратился в Донской кадетский корпус и т. д.14
Одной из первых концептуальных реорганизационных идей в системе ГУВУЗа стала идея перестройки военно-учебных заведений. 17 марта 1917 г. вышло циркулярное предписание по военно-учебным заведениям, где сообщалось о создании Особой комиссии для разработки этого вопроса. Председателем комиссии был назначен Макшеев, состоящий тогда еще в должности директора Педагогического музея военного ведомства.15 В состав комиссии вошли представители от Петроградских военно-учебных заведений и от Конференции педагогических курсов, организованных еще в 1900 г. для подготовки воспитателей и преподавателей в кадетские корпуса (28 чел.). Среди них значилась единственная женщина, преподавательница военной школы Александра II Надежда Ивановна Савинич, что явно отражало влияние нового времени.
По особому приглашению к работе комиссии дополнительно были привлечены заслуженные и опытные военные педагоги, отставные генералы А.Н. Макаров и А.Н. Острогорский, а также член Государственной Думы И.С. Клюжный, преподаватель Высших женских курсов, давний сотрудник Педагогического музея Я.Л. Барсков, директор гимназии Мая А.Л. Липовский и др.16
Работа Особой комиссии отражалась на страницах официального периодического издания ГУВУЗа «Педагогический сборник», где регулярно печатались протоколы ее заседаний.17 В результате были выработаны и утверждены в августе 1917 г. «Положения по учебно-воспитательной части для гимназий военного ведомства на 1917-1918 учебный год», согласно которым кадетские корпуса переименовывались в гимназии военного ведомства.18 Воспитание и обучение в гимназиях предполагалось вести в концепции «широких демократических начал» и на основе всесословного состава учащихся. За ними
закреплялось право ученических собраний и организаций неполитического толка. Учебный курс надлежало выстраивать по прежним действующим программам, «вплоть до их переработки». Эта переработка должна была осуществляться в процессе дальнейшей деятельности комиссии, заседания которой под новым председательством редактора «Педагогического сборника» И.С. Симонова продолжались даже в начале 1918 г.19
Большую помощь в работе Особой комиссии оказывали материалы и документы Первого Всероссийского съезда деятелей кадетских корпусов. Съезд проходил в Москве с 31 мая по 4 июня 1917 г. в помещении 3-го Московского кадетского корпуса, из названия которого уже было исключено посвящение Александру III.20 Основное внимание съезда концентрировалось на вопросах реорганизации кадетских корпусов, в связи с чем были заслушаны и обсуждены соответствующие доклады.21
Новые преобразования акцентировали внимание на опыте прошлых лет. В 1917 г. на страницах «Педагогического сборника» стали появляться статьи и записки военных реформаторов 1860-х годов. Одновременно редакция внимательно следила за событиями сегодняшнего дня. Посещение 16 мая 1917 г. Одесского кадетского корпуса военным министром А.Ф. Керенским описано в традиции либерального восторга этого времени: с каждым из 47 воспитанников «министр-гражданин» поздоровался за руку, а 6 мальчиков пансион-приюта для детей погибших офицеров «перецеловал». Зажигательная речь министра о счастливом времени и свободной России была встречена восторженным «ура» и к автомобилю он был вынесен кадетами на руках.22
Тем не менее через несколько месяцев многие воспитанники военно-учебных заведений оказались в числе сочувствующих и даже причастных к выступлению Л.Г. Корнилова. Скорее всего, именно с этим была связана отставка генерала Макшеева 3 сентября 1917 г., вскоре после провала Корниловского мятежа. На официальном уровне отставка объяснялась «расстроенным здоровьем» бывшего начальника ГУ ВУЗа.23 Его пост занял генерал-лейтенант Н.А. Хамин, возглавлявший до этого Алексеевское военное училище. Приказы по ГУ ВУЗу за сентябрь 1917 г. подписывались уже им как временно исполняющим обязанности начальника.24 Вступление в должность состоялось 8 декабря 1917 г., о чем сотрудникам ведомства было объявлено приказом за № 189 по военно-учебным заведениям.25
В 20-х числах октября 1917 г. Н.А. Хамина в Петрограде не было, так как с 17 октября до середины ноября он находился в командировке и его обязанности исполнял штатный помощник генерал-майор С.Д. Быстреевский.26 События 25 октября, равно как и последующие нескольких дней, яркого отражения в сохранившихся документах ГУВУЗа не нашли, разве что планируемое на 27 октября «Педагогическим сборником» заседание, посвященное полугодовой кончине заслуженного военного педагога А.Н. Макарова, было отменено «ввиду событий, происходящих тогда в Петрограде».27
27 января 1918 г. в канцелярии ГУВУЗа был составлен список личного состава Управления, который насчитывал 70 человек состоящих на службе «бывших офицеров, военных чиновников и чиновников военного времени».28
В середине февраля 1918 г. ведомство возглавил Главный комиссар всех военноучебных заведений И.Л. Дзевялтовский, бывший штабс-капитан Гренадерского полка царской армии.29 Под его руководством осуществлялась дальнейшая реорганизация ГУВУЗа и подведомственных ему военно-учебных заведений. Летом 1918 г. вышел последний номер «Педагогического сборника», на первых страницах которого редакция сообщала о закрытии журнала в связи с упразднением гимназий военного ведомства, которые были переданы в Комиссариат народного просвещения.30
1 ПСЗ. Собр. И. Т. XXXVIII. Отд. 1.1863. СПб., 1866. С. 924-932.
2 Михайлов АЛ. Руководство военным образованием в России во второй половине XIX - начале XX века. Псков, 1999. С. 73.
3 Военная энциклопедия: В 18 т. Т. XI. СПб., 1913. С. 33.
4 ПСЗ. Собр. II. Т. XXXVIII. Отд. 1.1863. С. 925; РГВИА. Ф. 725. Оп. 54. Д. 428. Л. 26-28 об.
5 Там же. Собр. III. Т. XXX. Отд. 1.1910. СПб., 1913. С. 1338-1334.
6 А.Ф. Забелин был назначен начальником ГУВУЗа в марте 1910 г.
7 РГВИА. Ф. 725. Оп. 51. Д. 332. Л. 1.
8 Здесь и далее датировка до 1 января 1918 г. дается по ст. стилю.
9 Приказы по военно-учебным заведениям // Педагогический сб. Март-апрель, 1917 г. Пг., 1917. Ч. I, официальная. С. 20.
10 РГВИА. Ф. 725. Оп. 51. Д. 51. Л. 3.
11 Там же. Ф. 409. Оп. 1. Д. 157-956. Л. 13об.-16.
12 Там же. Ф. 725, Оп. 51. Д. 332. Л. 11.
13 Там же. Л. 12.
14 Приказ за № 39 от 22 апреля 1917 г. // Педагогический сб. Май-июнь, 1917. Пг., 1917. Ч. I, официальная. С. 58, 59.
15 Циркулярные предписания по военно-учебным заведениям // Там же. Март-апрель. С. 21,
22.
16 Там же. С. 23,24.
17 Журнал заседаний комиссии по преобразованию военно-учебных заведений // Там же. С. 25-41; Май-июнь, 1917 г. С 62-82; Июль-сентябрь, 1917 г. Пг., 1917. С. 92-108.
18 Положения по учебно-воспитательной части для гимназий военного ведомства на 1917-1918 учебный год // Там же. Июль-сентябрь. 1917 г. С. 87-92.
19 Приказ за М 5 от 22 января 1918 г. //Там же. Январь-март, 1918 г. Пг., 1918. Ч. I, официальная. С. 4.
20 П.С. Первый Всероссийский съезд деятелей кадетских корпусов в Москве // Там же. Май-июнь, 1917 г. С. 494-509.
21 Винокуров Б.П. В каком направлении надо реформировать кадетские корпуса; Шампенуа К.И. Места кадетских корпусов в новой реорганизованной школе; Покровский В.В. О преподавателях кадетских корпусов; Орлов В.В. Ученические организации в кадетских корпусах //Там же. Май-июнь, 1917 г. С. 501-507.
22 Посещение Одесского кадетского корпуса военным министром А.Ф, Керенским // Там же. Май-июнь, 1917 г. С. 82, 83.
23 РГВИА. Ф. 409. Оп. 1. Д. 157-956. Л. 1.
24 Там же. Ф. 725. Оп. 54, Д. 428. Л. 2,3, 6,
25 Там же. Л. 20.
26 Там же. Л. 8.
27 Памяти А.Н. Макарова // Педагогический сб. Январь-март, 1918 г. С. 209.
28 РГВИА. Ф. 725. Оп. 54. Д. 428. Л. 26-28об.
29 Михайлов АЛ. Руководство военным образованием в России во второй половине XIX - начале XX века. Псков, С. 58; Минц И.И. История Великого Октября. М., 1978. Т. II. С. 412.
30 Педагогический сб. Апрель-июнь, 1918 г. Пг., 1918. С. 1-П.
Статья принята к печати 28 декабря 2006 г.