ГЛАВЕНСТВО ЭПОХАЛЬНОГО КОНФЛИКТА В ДАГЕСТАНСКОМ ИСТОРИЧЕСКОМ РОМАНЕ
®2011 Омаршаева Э.М.
Дагестанский государственный университет
Статья содержит анализ разного рода художественных конфликтов в произведениях некоторых дагестанских авторов. Примеры названных произведений иллюстрируют взаимоотношения разнотипных конфликтов, тяготение к эпохальным противоречиям как основное направление дагестанской литературы, обусловленность частных конфликтов конфликтом эпохальным, а также эпический размах изображаемых в дагестанских исторических романах событий.
The article contains the analysis of different art conflicts in some Dagestan authors’ works. The examples of the given works illustrate the interrelationship of the polytypic conflicts, the inclination for the epoch contradictions as the essential Dagestan literature trend, conditionality of the private conflicts by the epoch one, and the epoch scale of the events, depicted in Dagestan historical novels by Dagestan authors as well.
Ключевые слова: конфликт, эпохальный, лирический, социальный,
революция, народ.
Keywords: conflict, epoch, lyrical, social, revolution, people.
Само определение «исторический роман» подразумевает наличие социального конфликта. В широком смысле зерно социального конфликта заложено почти во всех типах конфликтов, но особенно ярко оно проявляется в противостоянии характеров, а также столкновении между характером и
обстоятельствами. Особенно
ощутимы в области художественного конфликта творческие поиски А. Абу-Бакара в его романе «Манана».
Тяготение к правдивому изображению эпохальных
противоречий является
определяющим эстетическим
направлением дагестанской
литературы, которого
придерживается и даргинский писатель. Тяжелые социальные катаклизмы, происходившие на
Кавказе и в России, сыграли определяющую роль в разрешении противоречий. Этот теоретический постулат хорошо иллюстрируется на примере романа А. Абу-Бакара. Создается впечатление, что автор посвятил свое творение решению частных конфликтов, но все они в конечном итоге оказываются связанными между собою своеобразием эпохального
конфликта. И то, что писатель много труда вложил именно в достижение полного раскрытия частных «узлов», определяющих жизнь и отдельные поступки героев, приводит читателя к пониманию значительности событий, происходящих на территории Грузии, Дагестана, России в целом.
В романе «Манана» присутствует традиционная форма конфликта, основанная на последовательной
борьбе характеров и, конечно же, эпохальный конфликт, базирующийся на противоречиях общественной жизни. Революция способствует более яркому проявлению тех
художественных коллизий, которые соотнесены с общим началом бытия. В ходе этих противоречий проясняются подлинные жизненные ценности.
Старый мир пошатнулся до самого основания, новый же не хотел быть ничем похожим на старый. Эти два мира и являются двумя началами, двумя сторонами
конфликта. Они разделяют
персонажей на два непримиримых лагеря - революционеров и контрреволюционеров, - тех, кто ценой жизни хочет сохранить старые порядки, и тех, кто той же ценой хочет разрушить старый, враждебный мир. Действие романа приобретает еще большую напряженность из-за того, что в конфликте эпохи сталкиваются не только идейные или политические враги, но и люди разных национальностей и стран с присущей им самобытной этнопсихологией, своей системой ценностей и неприятием чужого. Такова действительность, воплощенная в романе.
Локальные конфликты между характерами теряют свою значимость, когда на первый план выходит столкновение между характерами и социальными условиями, т.е. возникает конфликт эпохальный. Столкновение,
например, одного из персонажей -князя Луарсаба - с его земляками сходит на нет, когда угроза позора и уничтожения нависает над всем селом, когда сгущаются тучи над Грузией. Если в первой части романа конфликты возникали на почве ревности или жадности, защиты чести и достоинства одного человека или семьи (конфликты из-за мельницы, из-за красавицы Вардо, из-за жадности князя Арчила и др.),
то во второй книге конфликты приобретают масштабный характер. Здесь люди забывают личное, так как внимание концентрируется на проблемах глобальных: пошатнулись устои общества. Конфликт усиливается, растет напряженность, люди готовы на крайние меры.
Что касается романа Х. Алиева «Батырай», то он содержит частые ссылки на освободительную войну Шамиля, и это придает эпическое звучание повествованию,
сконцентрированному, казалось бы, лишь на частной судьбе героя. Соответственно конфликт
характеров перерастает в нечто более значительное, укрупняя масштабы всего происходящего. Так, кузнеца Лахмана уводят русские солдаты только за то, что он когда-то в войске Шамиля воевал против царя; социальные катаклизмы прошлого эхом отдаются в историческом настоящем,
непосредственно влияя на человеческие судьбы.
Автор сопоставляет мораль бедных и аморальность богатых, напрямую связывая имущественный критерий с этическим: приобретшие богатство
теряют совесть, и тогда добродетели становятся лишь помехой на их пути, но «превыше всех сокровищ - чистая совесть, честное сердце» [1. С. 203]. Богатство преходяще, «но мужество, честь, намус... - это... нельзя купить, ни взять взаймы, если их нет в крови.» [1. С. 219].
В романе Мусы Магомедова «Горы и степь» ведущей темой становится массовое переселение горцев в плоскостные районы, олицетворяющее собой
кардинальное улучшение жизненных условий, ставшее возможным только с приходом революции. Эта глобальная миграция происходит параллельно с развитием судеб главных героев, и всеобщее движение к равнинам совпадает с примирением ранее
бескомпромиссно настроенных
братьев Мутаилава и Гайдарбека. Первоначальное неприятие
жителями высокогорий переселения сродни их опасливо-настороженному отношению к социальным проблемам, одним из которых становится коллективизация.
Для М. Магомедова, как и для большинства дагестанских авторов, характерно изображение героев в социальном аспекте. Будни народа напоминают ежедневную борьбу за выживание. Однако весь
метафизический драматизм
гражданской войны заключается в столкновении самых близких людей, вдруг оказавшихся по разные стороны баррикад. Так, социальный конфликт, неизбежно
перерастающий в личный (между братьями Гайдарбеком и
Мутаилавом), является лейтмотивом всего романа, движет его сюжет.
Конфликт обостряется в связи с коллективизацией. Автор показывает, насколько трудным для крестьянства был переход к новым формам собственности, столкнувший родных и близких не менее серьезно, чем гражданская война. Правда, это явление в интерпретации М. Магомедова имеет только положительные последствия: если
ранее каждый защищал
исключительно личные интересы, то отныне приоритетными становятся исключительно интересы общие.
Таким образом, роман «Горы и степь», несмотря на наличие лирических конфликтов,
политизирован и соответственно характеризуется преобладанием социальных, эпохальных
конфликтов, в которые вовлечены почти все жители села. Приоритет такого типа конфликта в очередной раз подтверждает несоизмеримость личных переживаний и общественно значимых явлений в произведениях дагестанских авторов советского периода: роль последних, в
частности, революции, столь велика,
что закономерно оттесняет все частное на второй план.
Роман М. Магомедова под названием «Месть» повествует о народном возмездии, хотя не сразу и не все герои понимают необходимость всеобщей борьбы. Писатель обращается к данному лейтмотиву неоднократно. Мести жаждут и враги революции: они мечтают жестоко отыграться на людях, которые еще вчера батрачили у них, а сегодня хотят строить новый мир и стать в нем хозяевами. Они сторонники насильственных методов в разрешении конфликтов (как, впрочем, и большевики) и считают, что только огнем можно выжечь
большевизм в аулах.
«Иногда в романе «принижается» значение всеобщей
освободительной борьбы, -
некоторые герои являются лишь мстителями за свои обиды, хотя, впрочем, массовость не всегда показатель социальной
сознательности» [5. С. 79].
Содержание романа «Месть» многопланово: в нем много
человеческих судеб, параллельных и самостоятельно протекающих
конфликтов. Писатель вводит нас то в дом богача, то в саклю бедняка, то в старую мечеть, то на поле брани. Но в широком потоке событий довольно ясно выделяются
отдельные линии, образы. Магомедов исследует жизнь горцев на протяжении десятилетий,
показывая разрушение привычного уклада жизни, преображение общественных отношений в горах и рождение нового строя. В романе также показан процесс вырастания бедняцкой молодежи в вожаков народных масс.
Роман А. Соловьева «Сын Мариона» изображает социальные конфликты, порожденные
родоплеменными отношениями. Главный герой Марион, по сути, заложил основы рабства в родной
Албании, когда оставил у себя в качестве пленника хазарина. С тех пор должники добровольно объявляли себя рабами - так, частный случай из биографии Мариона становится первопричиной такого общественно значимого явления, как рабство.
Марион, а затем и его сын проходят все круги ада, вступая в конфликт с государственной машиной. Практически они восстают против всего мироустройства, что изначально обрекает их на поражение, в то время как большинство живет по принципу: «Справедливо то, что неизбежно» [7. С. 48]. Марион и сочувствует
бедным, и возмущается их неоправданному долготерпению: почему люди, живя в нищете, не перестают трудиться, платить налоги? Но оказывается, и чернь способна возмущаться, и этот факт искренне удивляет правителя Шахрабаза. Пропасть между народом и знатью глубока и неодолима, что является
постоянным источником конфликтов: «Вражда проистекает из
неодинаковости положений народов и тщеславных помыслов правителей, - вот две причины постоянных разногласий» [7. С. 191].
«Эпичность. героя
детерминирована не только характером сильной личности, конфликтующей с наличной социальной ситуацией, где человек подавлен и унижен. Социальноисторическая обстановка Хазарии, в которой оказался герой, не дает возможности проявить себя даже такой сильной личности, каким является Зорба» [2. С. 233].
Проблема верховной власти поднимается А. Соловьевым в связи с образами Шахрабаза, Турксанфа, Ибузира и других. Им чужды чаяния народа, чему причиной порочный по своей природе институт власти, ибо власть без противодействия -тирания: «В природе власти
изначально заложено стремление к неограниченности, равно как в человеке изначально - стремление к самосохранению.» [7. С. 383]. С другой стороны, ранее
противодействие такой
неограниченной власти оказывал род, но род слабел, а укрепление государства стало возможным только при сильной власти.
Перед нами вечный конфликт народа и вождя; последний уверен в собственной непогрешимости и ведет подчиненных к одному ему известной цели, «потому что лучше других знает, что нужно людям» [7. С. 407]. Народ не должен быть настолько свободен, чтобы высказывать свои суждения, следовательно, он должен быть постоянно чем-то занят. «Занятость же народа - в беспрестанном труде, для чего надобно воздвигать как можно больше храмов и зданий» [7. С. 102], то есть главная забота государства - отвлечь людей от участия в решении собственных судеб.
В структуре названного произведения преобладают
социальные мотивы, что позволяет оценить его как социальноисторический роман. Линия Ойчу и Зорбы, противостоящих знати и кагану, в романе становится главной. Ойчу характеризуется «умением осмысливать судьбы народов в течение исторического времени, в оценке прошлого и предвосхищении будущего» [2. С. 231]. А Зорбу отличает «обнаружение стимулов, побудительных причин поступков и деяний людей, в том числе и находящихся на самой верхней ступени социальной иерархии» [там же].
Современный автор, следуя исторической правде, создал образ эпически масштабного героя-бунтаря, обреченного на гибель. «Социальный и личный конфликт, в центре которого находится Зорба, решается в пользу кагана и других столпов государства,
подавляющего народ» [2. С. 233]. Таков печальный финал неравной схватки человека с безжалостным государственным аппаратом.
Тема роста революционного сознания, дружбы пробуждаемого революцией горского крестьянства с русским рабочим классом вырисовывается как главная идейная линия романа М. Хуршилова «Сулак-свидетель». Вокруг главного героя Омара группируются сторонники социальной справедливости,
угнетаемые. Изображение пути героя от стихийного протеста против конкретных носителей зла к осознанной борьбе с угнетением как явлением, становится несомненным показателем историзма романа. Омар направляет «необузданный вихрь человеческого горя» [8. С. 89] в одно общее русло. «Как маленькие горные ручьи, вливаясь в Сулак, обретали в общем потоке силу, так в русский революционный поток народной борьбы в тот день влился новый ручей с дагестанских гор. Влился, чтобы обрести силы и победить» [8. С. 182].
В финале романа отразилась основная его идея -непоколебимость боевого духа народа, несгибаемость его революционной воли. Нарисовав прошлое, помогающее более глубокому осмыслению настоящего, М. Хуршилов создал подлинно народное произведение. «Начавшись с семейно-бытовой драмы, борьба вырастает, вливается в
пролетарскую борьбу за
переустройство мира,
объединяющую все национальности» [4. С. 469].
На примере жизни аварского аула Салатау автор создал типические картины беспросветной жизни трудового народа Дагестана. Верный исторической правде, писатель ничего не приукрашивает. М. Хуршилов, используя приемы контраста, показывает растущую классовую дифференциацию в лице
феодальной верхушки, духовенства и царской администрации, с одной стороны, и социальных низов - с другой. Данная антитеза, намеченная еще в первых эпизодах романа, в дальнейшем выливается в открытые вооруженные
столкновения. Рисуя этап
становления нового в жизни страны, М. Хуршилов, верный принципам соцреализма, своим романом доказал неизбежность торжества нового и историческую
необходимость борьбы со старым. На этом фоне духовного вырождения ярче вырисовывается явное
моральное превосходство народных масс.
Главный герой романа М.-С. Яхьяева «В полдневный жар» Джелалутдин Коркмасов продолжает славные традиции освободительной борьбы, начатой еще его дедом - знаменитым мюридом Шамиля.
Коркмасов одержим идеей
социальной справедливости, потому восстает против своего класса. Автор неоднократно подчеркивает
возвышенность и бескорыстие героя, его полное самоотречение. Коркмасов так поглощен делом революции, что, кажется, ему чужды какие-либо интимные человеческие эмоции; главное его занятие, соответствующее и жизненным принципам, - адвокатская защита бедных, с которых он не берет денег. Коркмасов руководствуется в своих поступках социалистическими
девизами, которые вполне традиционны для героя
революционно-исторических романов, олицетворяющего
конфликт классов.
Вся суть конфликта сводится к тому, что «одни сыты, а другие голодны» [9. С. 160]. И в этой борьбе главным предметом спора становится, конечно же, собственность, земля. В конечном итоге, в основе всех идеологических трений лежат вполне прагматические проблемы:
«Революция - это борьба за свободу и
равенство. Борьба за то, чтобы у всех были одинаковые права на все, в том числе и на землю, которая кормит нас всех! Земля должна принадлежать тому, кто поливает ее своим потом, кто трудится на ней, то есть вам, крестьянам!» [9. С. 180]. Земля -материальный стимул
противостояния, порождающий и чисто мировоззренческие проблемы, например, вопрос о свободе слова, печати, собраний, союзов, неприкосновенности личности и жилища и т.п.
М.-С. Яхьяев затрагивает важную проблему героя и толпы, «вожатого» и «ведомых». Народ понимается как пассивная масса, нуждающаяся в направляющей руке, так что историю творят именно отдельные выдающиеся личности, такие как, например, Коркмасов. Герои - это основная движущая сила, которая всегда находится на передовой эпохальных конфликтов и олицетворяет самые острые противоречия времени. Именно герои первыми приносятся в жертву: конец романа - это печально знаменитый 1937 год, когда под жернова репрессии попадают вчерашние кумиры, в том числе и Коркмасов.
Примечания
Несомненной заслугой автора является всестороннее изображение трагических противоречий времени, похоронившего под своими обломками и проигравших, и победителей социального конфликта.
Итак, различные частные, лирические конфликты в
дагестанских исторических романах связаны между собою своеобразием соответствующего эпохального конфликта, то есть являются по сути его инвариантами. Таким образом, правомернее определить их, скорее, как лиро-эпические конфликты. Отметим также, что, несмотря на обилие частных конфликтов, большинство исследуемых
произведений чрезмерно
политизировано, даже официозно. Соответственно они характеризуются преобладанием социальных,
эпохальных конфликтов, связанных с революцией, коллективизацией и вовлекающих в себя почти всех персонажей. Главенство же подобного типа конфликтов в очередной раз подтверждает приоритеты соцреализма: личные
переживания героев оказываются несоизмеримыми перед лицом общественно значимых явлений.
1. Алиев X. Батырай. Махачкала : Дагкнигоиздат, 1994. 231 с. 2. Вагидов А. М. Дагестанская проза второй половины XX в. Махачкала : Дагкнигоиздат, 2005. 565 с. 3. Горбунова Е. Идеи, конфликты, характеры. М.: Наука, 1960. 125 с. 4. История дагестанской советской литературы в 2-х т. Махачкала : Дагкнигоиздат, 1967. 532 с. 5. Мусукаева A. X. Северокавказский роман: Художественная и этнокультурная типология. М. : Наука-Сервис, 1993. 320 с. 6. Погрибный А. Г. Художественный конфликт и развитие современной советской прозы. М. : Прогресс, 1981. 185 с. 7. Соловьев А. П. Сын Мариона. М. : Современник, 1989. 221 с. 8. Хуршилов М. Сулак-свидетель. Махачкала : Дагкнигоиздат, 1990. 365 с. 9. Яхьяев М. С. В полдневный жар. (Роман о Джелалутдине Коркмасове). Махачкала : Дагкнигоиздат, 1995. 249 с.
Статья поступила в редакцию 28.11.2010 г.