ШСКурС flu Конференц-зал
них имеют или получили высшее гуманитарное образование, 25 проц. - высшее техническое, 6 проц. - несколько высших образований или диплом MBA» [6].
Есть и «низы» - массы, глэм-поведение которых сводится, скорее, лишь к подражанию, без принятия «глэм-философии» с ее центральной идеей личного успеха и, соответственно, без болезненной самооценки в случае социальной неудачи (бедности и, как следствие, невозможности быть гламурным; гламур беспощаден к бедным: они для него не существуют). «Первой Библией гламура, гламурным печатным органом, стал Cosmopolitan - «настоящий глянец без выкроек и полезных советов», превративший галлюциногенный мир мыслящих картинками девушек, чья кожа требует постоянного увлажнения, а психика - очередного теста, в действительность. Революция Cosmo состоялась. И стала носить массовый характер» [5]; «Гламур обвиняют не в том, в чем он, действительно, виноват. Он не особо циничен, смысл его - в некой усредненнос-ти, безопасности. Гламур защищает общество от радикальных жестов. Это именно некое царство вторичности, серости. Это принципиальный
смыслозаменитель, который синтезируется вместо реальных смыслов» [7].
И для первых, и для вторых гламур - единственный способ самоидентификации: «Я есть то, чем я кажусь»; те же описанные Э. Фроммом в «Бегстве от свободы» псевдомышление, псевдочувства - псевдобытие гламурного Я. Степень «огламуривания» - критерий самооценки, личной состоятельности, способности играть в статусные игры и побеждать.
Литература:
1. Афонина Е.Ю. Поэтика «гламурного» жеста (на материале русской и зарубежной прозы 1990-х - 2000-х годов) // http: kritiktotal.livejournal.com/5476.html.
2. Константинов А. Формула гламура // http://www.rusrep. ru/2008/46/interview_ivanov/.
3. Аналитику феномена «успех» подробно см.: Пятилето-ва Л.В. Этика успеха делового человека. Екатеринбург, 2003.
4. Трюдо И. Безыдейная идеология виртуальности // http:// www.top-kniga/ru/kv/review/detail/php?ID=399885.
5. Что такое гламур? // http://violetinform.ru/2009/03/chto-takoe-glamur/.
6. Гламур по-русски. Рейтинг жизненных ценностей «демонстративных» потребителей // http://www.prime-tass/ru/news/ shou.asp?id=1707&ct=articles.
7. ЕСМ против гламура (философский митинг) - 28 марта 2009 // http://dmitry.ucos.ua/news/2009-03-28-134.
Е.В. Белоусова
ГЛАМУР КАК «ЗАКОЛДОВЫВАНИЕ» ЖИЗНИ
Белоусова
Елена Валентиновна
Аспирант ГУ
Гламурность, глянцевость современной массовой культуры становится наиболее привлекающей внимание её чертой. В завораживающем блеске гламура проявляется очередное возрождение магии в культуре.
На связь магии и гламура указывает уже происхождение этого слова. Слово «glamour» является производным от старофранцузского grimoire -колдовская книга, собрание заклинаний. Затем эволюцию слова можно проследить на примере старошотландского glamour - околдовывать, наводить чары. В литературе начала XVIII века слово использовалось в смысле «затуманивать», «за-
крывать пеленой», «создавать иллюзию». Вальтер Скотт использовал его в значении «колдовство». В современном американском английском glamour - это неотразимое очарование, эффектная романтично сть.
Интересно рассмотреть гламур с культурологической точки зрения. Гламур как новый способ инкультурации, в котором проявляются древняя магия и современность.
Является ли глянцевый блеск современной массовой культуры лишь демонстрацией её потребительского характера? На наш взгляд, за этим блеском скрываются и другие, культурные потребности индивидуума. Прежде всего, гламур - наиболее наглядный способ быть в современности, быть современным. Наглядность отнюдь не означает легкости гламурной инкультурации. Гламурный идеал требует немалых усилий для его достижения.
Конференц-зал
Шекурс Пи
Гламур связан с появлением новых образов социо-культурной идентичности, обращенных к прекрасной половине человечества. Они предстают во всем блеске славы со страниц глянцевых журналов. С обложки последнего номера журнала GLAMOUR на нас глядят женщины года - Тина Канделаки и Ксения Собчак. Лучшие актриса, певица, спортсменка, дизайнер не остаются в гордом одиночестве. Их дополняют образы известного телеведущего, актера, идеального бойфренда и секс-символ года. Интерес вызывает то, что информация о них предназначена именно для гламурных девушек, подается через призму их восприятия.
Путь к вершинам гламура отмечен вещными знаками, имеющими обязательный атрибут блеска. Согласно закону имитативной магии блеск металла серебряного цвета платья усиливает сияние знаменитости. На страницах журнала мы видим конкретные указующие знак на то, что покупать, сколько это стоит, какими правилами пользоваться, где и с чем это носить. Кажется, что гламур бескомпромиссен в области цен: если вы хотите провести в сказке весь декабрь, заимейте
кольцо по цене от 112 500 до 542 500 рублей. Это, так сказать, гламур высокого полета. Возможна мистическая сопричастность к нему путем покупки более дешевых аналогов. Есть новогодние подарки и есть замена к ним. Очевидно, что на более высокой позиции стоит более дорогая вещь. Кожаная сумка с клепками за 22 500 рублей и очень похожая из искусственной кожи за 2299 рублей. Конечно, это далеко от неоплатонической эманации, но чем-то её напоминает. Гламурная девушка внимательно смотрит на ценники, прекрасно разбирается в брендах.
Гламур несомненно заслужил иронические оценки со стороны негламурной публики. Тем не менее, стоит оценить усилия персонажей гламурного спектакля. Это их усилиями творится своя версия современности - далекая от реальности, но красивая, праздничная, блестящая. Стоит оценить эту попытку создать новый прекрасный мир в условиях семантического хаоса, крушения ценностей прежней культуры. Обладает ли этот мир большей реальностью, нежели творения мага-иллюзиониста? Вопрос остается открытым.
Д.А. Устименко
АНТИГЛАМУР: ОТ МОЛОДЕЖНОГО ЭПАТАЖА ДО
высокой моды
Устименко Дарья Андреевна
студентка факультета конструирования и моделирования одежды ГУ
Сегодня слово «гламур», спустившись из высших, элитарных кругов в массы приобрело негативный характер.
Кроме того, экономические катаклизмы и усталость именитых дизайнеров от вычурных изысков привели к тому, что в последнее время активно формируется новый бренд. Оказывается, сейчас модно одеваться бедно, просто, антигламурно, хотя и с некоторым шиком.
Частица «анти» показывает, что «антигламур» отрицает «гламур». Но какой гламур он отрицает? Тот, который несёт в себе утончённость образа, некую загадку, которая есть в каждой женщине (а гламур, всё-таки больше ориентирован на женщин), или тот «гламур», у которого под слоем блеска и мишуры пустота?
Для ответа на этот вопрос давайте обратимся к классической литературе. Первым русским антигламурным литературным произведением можно назвать роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В нём тоже показана жизнь высшего света, но уже с другой стороны, с позиции «антигламурного» Печорина, который противопоставлен обществу. Стиль жизни таких героев, которые противопоставили себя окружающим, их блеску, искусственной красоте, можно назвать «антигла-муром».