2015
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 11
Вып. 4
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА
УДК 614.78; 614.443
О. В. Мироненко1, Л. А. Сопрун1, А. Ю. Ломтев2, А. В. Панькин2
ГИС-ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЩЕНИЯ С МЕДИЦИНСКИМИ ОТХОДАМИ
1 Санкт-Петербургский государственный университет,
Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9
2 Санкт-Петербургский Институт проектирования, гигиены и экологии, Российская Федерация, 197022, Санкт-Петербург, пр. Медиков, 9, пом. 17Н
Статья посвящена изучению одной из наиболее актуальных тем, а именно организации системы обращения с отходами в медицинских организациях и в регионах в целом. Это особенно актуально в связи с изменениями российского законодательства в экологической и санитарной сфере. Проведенные нами исследования показывают, что для функционирования безопасной в экологическом и эпидемиологическом плане системы обращения с отходами классов Б и В должен применяться комплексный подход к созданию функциональной модели децентрализованной или централизованной системы с учетом региональных медико-географических данных на основе ГИС-технологий и единой электронной системы контроля и управления больничными отходами, что обеспечит оптимальную санитарную и экологическую обстановку. Библиогр. 23 назв. Ил. 4.
Ключевые слова: медицинские отходы, геоинформационные технологии (ГИС-технологии), централизованная и децентрализованная система обращения с отходами.
GIS-TECHNOLOGIES FOR SUBSTANTIATION OF REGIONAL SYSTEMS FOR THE TREATMENT OF MEDICAL WASTE
O. V. Mironenko1, L. A. Soprun1, A. Yu. Lomtev2, A. V. Pan'kin2
1 St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation
2 St. Petersburg Institute of design, hygiene and environmenta,
pom. 17N, 9, pr. Medikov, St. Petersburg, 197022, Russian Federation
The article is devoted to the study of one of the most topical issues, namely the organization of the system of waste management in medical institutions in the regions as a whole. This is especially important in connection with the amendments to the Russian legislation in environmental and sanitary areas. Our studies show that for safe functioning in ecological and epidemiological systems waste classes B and C a comprehensive approach to building a functional model of a decentralized or centralized system based on the regional medico-geographic data on the basis of GIS-technologies and the unified electronic system of control and management of hospital waste should be applied, which will ensure optimal health and state of the environment. Refs 23. Figs 4.
Keywords: medical waste, geographic information systems (GIS-technology), a centralized and a decentralized system of waste management.
Введение
Организация системы обращения с отходами в медицинских организациях и регионах в целом становится особенно актуальной в связи с изменениями российского законодательства в экологической и санитарной сферах. Прежде всего это связано с разграничением полномочий Федеральной службы (ФС) Росприроднад-зора и ФС Роспотребнадзора в части регулирования обращения с медицинскими отходами [12, 13] и, в частности, с вступлением в силу с 1 августа 2014 года Приказа Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов (ФККО)», в котором более не отражены такие виды отходов, как медицинские отходы классов Б и В после проведения химической дезинфекции. В новом ФККО-2014 содержится только одна «эквивалентная» группа: «Отходы при обезвреживании биологических и медицинских отходов», таким образом, химическая дезинфекция отходов классов Б и В в медицинских организациях более выполняться не может.
Дезинфекция этих групп отходов может быть достигнута только термическими методами, с утратой полезных свойств и морфологического состава отходов [2, 3, 11, 17, 19]. Термическое обезвреживание должно прийти на смену химической дезинфекции и может быть выполнено децентрализованным или централизованным путем. В отношении отходов класса В — это только децентрализованный путь, когда установка термического обезвреживания размещается на территории лечебного учреждения, а для отходов класса Б возможна также и реализация централизованного пути, а именно, в специализированном центре, расположенном за пределами лечебного учреждения [6, 11]. Данное предприятие должно быть оснащено установками на основе технологии термического обезвреживания, прошедшей официальную регистрацию, с указанием способа изменения морфологического состава отходов, документально подтвержденным эффектом дезинфекции отходов класса Б.
Технологический цикл сбора, транспортировки, хранения и обезвреживания отходов класса Б на таком предприятии должен быть описан в технологическом регламенте, прошедшем санитарно-эпидемиологическую экспертизу в органах Рос-потребнадзора, на отход после обезвреживания на конкретной установке должен быть разработан паспорт, согласно коду отхода 7 47 800 00 00 0 «Отходы при обезвреживании биологических и медицинских отходов» от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», согласованный с территориальными Управлениями Росприроднадзора.
В настоящее время наиболее перспективным направлением организации системы обращения с медицинскими отходами класса Б в регионах является оказание такого рода услуг лечебным учреждениям специализированными центрами термического обезвреживания, размещенными на основе картографирования территории региона и обоснования оптимальных путей доставки отходов, что возможно достичь с использованием ГИС-технологий.
Материал и методы исследования
Изучались медицинские организации Санкт-Петербурга и Тосненского района Ленинградской области с различными формами собственности как источники образования отходов классов Б и В в зависимости от их мощности, видов медицин-
ской помощи. На первом этапе определялся состав отходов по классам, их объемы расчетным методом на основе ориентировочных нормативов образования отходов, выполнялась идентификация имеющихся в медицинских организациях локальных технологий термического обезвреживания. Далее вся обработанная информация была нанесена послойно на электронные карты с целью дальнейшего применения ГИС-технологий, разработки и обоснования концепции управления отходами от медицинских организаций [5, 14].
ГИС — это современная компьютерная технология для картирования, картографирования и анализа объектов, объединяющая традиционные операции работы с базами данных, такими как запрос и статистический анализ, с преимуществами полноценной визуализации и географического (пространственного) анализа, причем карты позволяют строить оптимальные маршруты на основе данных о состоянии дорожной сети и их пропускной способности. Работающая ГИС включает в себя пять ключевых составляющих: аппаратные средства (компьютер, на котором запущена ГИС), программное обеспечение (содержит функции и инструменты, необходимые для хранения, анализа и визуализации географической (пространственной) информации), данные, исполнители и методы. В нашей работе применялась ГИС из семейства ArcGIS. Это семейство программных продуктов американской компании ESRI. ArcGIS построена на основе технологий COM, NET, Java, XML, SOAP [80]. Новейшая версия — ArcGIS 10,1. ArcGIS позволяет визуализировать (представить в виде цифровой карты) большие объемы статистической информации, имеющей географическую привязку [4, 5].
Ожидаемые результаты:
• Обоснование мест размещения установок с учетом транспортных путей, в том числе полигонов.
• Обоснование требуемого количества установок оптимальной производительности.
• Вид помещений участка в формате 3D.
• Ведение единой системы отчетно-учетной документации и возможность обмена ею внутри заинтересованных структур.
• Обоснование количества и вида автомобилей для транспортировки отходов.
• Оценка возможности комплексного решения региональной проблемы с учетом предыдущего опыта и финансирования.
• Организация оптимального сервиса.
• Единая система учета данных производственного и экологического контроля.
Результаты исследования
Во всех странах мира можно встретить два типа организации системы обращения с инфицированными медицинскими отходами: централизованная (связана с одним предприятием, на которое свозятся все отходы и где происходит их обезвреживание) и децентрализованная (наличие локальных установок термического обезвреживания практически в каждом учреждении) [1, 2, 7, 9, 15, 16, 21, 24].
Согласно действующим российским нормативно-правовым документам, основой безопасной системы обращения с отходами классов Б и В являются применение оптимальных безопасных технологий термического обезвреживания и соответствующая система сбора, хранения и транспортировки отходов [10, 11] .
Выполнение основных требований к технологиям обеззараживания — гарантия устранения инфекционного начала (дезинфекция), уменьшение объема и исключение несанкционированного использования составляющих частей отходов (лекарств, шприцев, игл и т. д.), что возможно в результате измельчения, прессования или спекания, при которых происходит полная потеря товарных свойств, гарантирующая эффект полного обезвреживания [11, 19, 21].
При подборе технологии для региона на первом этапе необходимо определиться с типом организации системы обращения с больничными отходами — децентрализованная система, т. е. размещение маломощных установок в отдельно взятых лечебно-профилактических организациях, или централизованная — на основе более производительных установок (например, мощные «автоклавы») в базовых медицинских организациях или на отдельных участках (на специально выделенных площадках под эгидой управляющих компаний) или в результате строительства крупной мусоросжигательной установки в центрах по переработке [19, 22, 23]. Естественно, этот выбор зависит от профиля медицинской организации (МО), характеристики территории региона, от количества образующихся отходов по классам, результатов картографирования территории региона, например, с применением ГИС-технологий, особенностей транспортных путей [8, 14, 20, 23].
СанПиН 2.1.7.2790-10 предполагает активное внедрение систем управления медицинскими отходами в регионах, основанных на децентрализованном, централизованном или смешанном принципе термического обеззараживания отходов классов Б и В. В этом случае отходы класса Б должны собираться и транспортироваться в герметичных условиях, «всухую», т. е. без химической дезинфекции, к месту их термического обеззараживания, при условии, что накопление отходов будет происходить не более 24 ч. При большем времени нахождения медицинских отходов в ЛПУ необходимо наличие холодильного оборудования. Отходы классов Б и В после термического обезвреживания могут быть объединены с потоком отходов класса А и вывезены на полигон ТБО [10, 11].
Эти основные положения санитарных правил и зарубежный опыт были взяты за основу разработки системы мероприятий по обоснованию децентрализованной системы управления отходами от МО в Санкт-Петербурге.
На сегодня 80% отходов МО можно отнести к категории неинфекционных, по составу и свойствам токсичности приравненных к твердым бытовым отходам, т. е. относящихся к классу А (эпидемиологически безопасные отходы). Данный вид медицинских отходов поступает на контейнерную площадку учреждения и в течение суток вывозится на свалку или полигон, согласно заключенному договору. К отходам класса Б относятся около 15-17%, остальные — это отходы классов Г и Д. Ряд МО имеют локальные установки термического обезвреживания отходов класса Б, но большинство медицинских организаций применяют химическую дезинфекцию, которая с января 2016 г. в связи с изменениями законодательства становится невозможной. Что касается медицинских отходов туберкулезных учреждений и лабораторий, работающих с 1-2 группами патогенности, то эти отходы класса В необходимо обеззараживать на местах их образования, т. е. непосредственно в ЛПУ, используя только метод термической дезинфекции на основе локальных установок, тем самым реализуя децентрализованную схему [11].
На сегодня в Санкт-Петербурге размещен ряд установок достаточно мощных и малых технологий, производительность которых следует учитывать при разработке схемы обращения с медицинскими отходами по районам города. Использование ГИС-технологий позволяет произвести картографирование районов города с нанесением видов, мощности МО, количества образующихся отходов классов Б и В и локальных установок с целью дальнейшего определения оптимальных транспортных путей подвоза отходов на имеющиеся установки и установления месторасположения новых с целью обоснования оптимальных экономических затрат.
Исходя из данных 2012-2013 гг. отходы классов Б и В ЛПУ СПб подвергаются: химической дезинфекции — 5204 т/г., термическому обеззараживанию на локальных установках — 571 т/г. (класс Б — 462 т/г., класс В — 109 т/г.), сжиганию в двух центрах — 369 т/г. Таким образом, для ЛПУ СПб на долю химической дезинфекции приходится 77,9%, и только 22,1% — на термическое обезвреживание.
Оценка децентрализованной системы на примере ЛПУ СПб была выполнена с послойным нанесением локальных действующих установок в ЛПУ (36 учреждений) и противотуберкулезных учреждениях (11), также в качестве центров обеззараживания задействованных двух пиролитических сжигательных установок «Пен-рам». Время доставки до этих двух центров сжигания составляло более 6 ч без учета интенсивности движения. Однако данные предприятия не имеют необходимого разрешительного пакета документов, а главное, в обеих установках отсутствует система газоочистки, что при наличии в составе медотходов более 32,4% пластика, в составе которых количество поливинилхлоридного пластика может доходить до 8%, приведет к образованию супертоксикантов в атмосферном воздухе. Обобщение зарубежного опыта эксплуатации установок сжигания [15-18] и оценка данной ситуации в СПб позволили впервые в России сформулировать требования к пакету разрешительной документации и разработать алгоритм оценки внедрения технологий сжигания медицинских отходов в регионах. Тем не менее нами была оценена данная модель действующей децентрализованной системы и выполнены корректирующие рекомендации на основе ГИС-технологий для определения перспективного функционирования центров сжигания.
Полученные данные позволили установить, что количество отходов классов Б и В, не охваченных термическим обезвреживанием, составляют 5204 т/г., что требует размещения еще одной установки сжигания мощностью не менее 3000 т/г. на юго-западе города, что позволит сократить время доставки до 45 мин и полностью решить проблемы термического обеззараживания инфицированных отходов в городе (рис. 1).
Следующим этапом исследования являлось применение инструмента гиперссылок внутри ГИС-технологий с целью создания единой электронной базы учета образования и движения отходов, ведения документации, обмена информацией между заинтересованными структурами, демонстрации проектных решений размещения установок термического обеззараживания медицинских отходов. Варианты гиперссылок представлены на рисунке 2.
Для моделирования централизованных систем обращения с отходами классов Б и В в системе ГИС-технологий нами был использован Тосненский район ЛО, при этом так же, как и в СПб, на карты послойно были нанесены все ЛПУ, полигоны утилизации отходов, функционирующие установки и их производительность,
Рис. 1. Вариант децентрализованной системы обращения с медицинскими отходами в Санкт-Петербурге: план-схема термического обеззараживания МО (2014-2015 гг.)
Рис. 2. Варианты организации гиперссылок учетных и проектных документов в конкретных ЛПУ Центрального района СПб (начало)
Рис. 2. Окончание
Рис. 3. Результаты расчета времени доставки отходов от ЛПУ Тосненского района до центра термического обезвреживания на базе Тосненской ЦРБ
определены количественные характеристики отходов классов Б и В по медико-административным зонам, на карте также были показаны маршруты действующей в настоящее время системы транспортировки медицинских отходов и выполнены гиперссылки с целью создания единой электронной базы ведения документации. На базе ЦРБ Тосненского района как пример централизованной системы функционирует участок по обезвреживанию медицинских отходов классов Б. Данный участок в качестве базовой технологии использует установку низкотемпературного воздействия с последующим мелкодисперсным измельчением «Ньюстер-10». При расчете времени доставки отходов со всех ЛПУ в Тосненскую ЦРБ было установлено, что время обслуживания составило от минимальных 60 мин до максимальных 300 мин. При расчете логистических путей учитывались максимальная скорость для участков дорог, дороги с односторонним движением. Такие факторы, как загруженность дорог в зависимости от времени суток, времени года, погодных условий и т. д., не брались в расчет. Данные представлены на рисунке 3.
С целью оптимизации схемы нами была предложена новая модель более экономичной системы, направленная на уменьшение времени доставки, количества автомобилей, числа контейнеров, суть которой сводится к выявлению оптимального маршрута и организации в районе второго центра термического обеззараживания. Данный центр обезвреживания нами было предложено расположить в городской больнице г. Любань, в этом случае время доставки отходов уменьшилось и составило 180 мин, экономические затраты на систему в целом уменьшились на 42% (рис. 4). Таким образом, на примере Тосненского района Ленинградской области общее время транспортировки по предлагаемой нами схеме уменьшилось на 40%.
При разработке и обосновании подобных систем необходимо рассчитывать экономическую составляющую, эффективность которой связана с оптимально выбранной производительностью технологии обеззараживания отходов классов Б в зависимости от мощностей лечебных учреждений [1, 3, 9].
Также при расчете экономических затрат необходимо учитывать следующие показатели:
— суммарные эксплуатационные затраты технологии, включающие: стоимость затрат на электроэнергию, воду, пар и расходные материалы, необходимые для проведения процесса обработки;
— затраты на расходные материалы, необходимые для осуществления сбора отходов в местах их первичного образования;
— стоимость вывоза отходов на полигоны ТБО;
— амортизационные отчисления;
— затраты на текущий и капитальный ремонт;
— заработная плата персонала.
В результате выполненного исследования было установлено, что отечественные технологии сжигания с недостаточной системой очистки «отходящих газов», в настоящее время практикуемые в РФ, нецелесообразно использовать для обезвреживания одноразовых полимерных изделий, применяемых в медицинской практике и, как было сказано выше, содержащих медицинский пластик (вакутей-неры, шприцы, системы переливания крови, пробирки и др. пластик — их содержание в отходах класса Б, по мнению ряда авторов [4, 9, 14], достигало в 2006-2012 гг. около 55%), нами предлагается средний уровень содержания пластика в отходах
Масштаб 1:500 000
П|111 ИМИ
Ьфткрсвк О
............
'"к'|111 пин
Помоносовский район
.««ЧИФ
[КчВиШжД
Паитш.ТБО ООО «Экиминнюриш»
, II IIIИм|"||
II 1*11 ♦"['41 ]
Лулскнй район
Условные обозначения
▼ Станция скорой
Дом сестринского ухода
Ооласти оослуживания
помощи
(время указано для пути туда и обратно)
+ Лечебно-профилактическое учреждение ^ Поликлиника
© Стоматологическая
♦ Ветеринарная
60 мин (I ч)
клиника
клиника
J 120 мин (2 ч)
© Психиатрическая больница
Установки утилизации
(§) Полигоны захоронения отходов
+ Амбулатория, ФАП
180 мин (Зч)
Рис. 4. Результаты расчета времени доставки отходов от ЛПУ Тосненского района до двух центров термического обезвреживания на базе Тосненской ЦРБ и городской больницы г. Любань
классов Б и В 32%. В связи с вышеуказанным обстоятельством данные виды отходов следует подвергать низкотемпературной обработке — 155°С, или автокла-вированию с измельчением, например, на установках Ньюстер-5, Ньюстер-10 или ЭКОС, DGM, сжигание медицинских отходов в чистом виде возможно только при полноценной системе очистки «отходящих газов» мусоросжигательных установок и наличии рекомендованного санитарным законодательством размера санитарно-защитной зоны.
Целью разработки предложений по усовершенствованию системы обращения с медицинскими отходами является достижение существенного улучшения в сфере профилактики нозокомиальных (внутрибольничных) инфекций и обеспечения санитарно-эпидемиологического и экологического благополучия в Санкт-Петербурге на основе внедрения централизованной и децентрализованной систем обеззараживания медицинских отходов классов Б и В, с использованием наиболее прогрессивных, экономически эффективных и экологически безопасных технологий, гарантированно позволяющих предотвратить распространение инфекций и обеспечить невозможность вторичного использования отдельных компонентов отходов, а также современной системы управления отходами классов Б и В в регионе, которая должна включать единую систему учетно-отчетной документации и систему слежения за движением отходов на всех этапах.
Обсуждение результатов
Таким образом, применение ГИС-технологий позволяет создать единую систему управления медицинскими отходами в регионе, обосновать необходимость выбора децентрализованного или централизованного типа организации системы для конкретного региона с учетом как имеющихся локальных мощностей термического обезвреживания, так и внедрения новых технологий на основе обоснования оптимальных логистических путей, что позволит минимизировать экономические затраты и создать единую систему учета и слежения за движением отходов через специализированный сервер. В регионе для функционирования безопасной в экологическом и эпидемиологическом плане системы обращения с отходами классов Б и В должен применяться единый комплексный подход к созданию функциональной модели системы с учетом региональных медико-географических данных на основе ГИС-технологий и единой электронной системы контроля и управления больничными отходами.
Литературы
1. Абдуллин И. Ш., Миронов М. М., Ицкович Л. Н. Анализ структуры и объемов медицинских отходов, методов и эффективности их уничтожения. М., 2009. С. 34-45.
2. Бутаев Т. М. Проблемы гигиенической опасности загрязнения окружающей среды отходами лечебно-профилактических учреждений // Проблемы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений: сб. мат. V Междунар. конф. М., 2009. С. 39-41.
3. Мироненко О. В., Щербо А. П., Сущий К. К., Козырин К. И., Сопрун Л. А. Эколого-гигиениче-ские предпосылки и инженерные подходы к управлению медицинскими отходами // Экология человека. 2013. № 6. С. 19-24.
4. Мироненко О. В., Шенгелия З. Н., Сопрун Л. А. Медицинские отходы в стоматологии // 3 съезд военных врачей медико-профилактического профиля ВС РФ: сб. тезисов. СПб., 2010. С. 74-75.
5. Мироненко О. В., Сопрун Л. А., Ломтев А. Ю., Озерова Е. М., Панькин А. В. Применение ГИС-технологий для создания системы обращения с медицинскими отходами классов Б и В в Санкт-Петербурге // Поликлиника. 2013. № 6. С. 60-66.
6. Бормашов А. В., Шенгелия З. Н., Сопрун Л. А. Гигиеническое обоснование выбора технологии обезвреживания больничных отходов // Журн. ЗНиСО. 2011. № 2. С. 35-40.
7. Онищенко Г. Г. Санитарно-эпидемиологический надзор за ЛПУ и проблемы обращения с медицинскими отходами // Проблемы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений: сб. мат. V Междунар. конф. М., 2009. С. 5-12.
8. Прюсс А., Тоуненд В. К. Обращение с отходами здравоохранения // Практическое руководство для обучения. ВОЗ, Женева, 1998. 27 с.
9. Русаков Н. В. Проблемы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений: сб. мат. V Междунар. конф. / под ред. акад. РАМН Н. В. Русакова. М., 2009. 168 с.
10. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3.2630-10 санитарно-эпидемиологические требования к лечебно-профилактическим организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». М.: Министерство здравоохранения РФ, 2010. 182 с.
11. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.7.2790-10 санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами». М.: Министерство здравоохранения РФ, 2010. 56 с.
12. Федеральный закон № 89 «Об отходах производства и потребления» / в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 № 169-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 08.11.2007 № 258-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 08.11.2008 № 196-ФЗ, от 30.12.2008 № 309-ФЗ. М.: Министерство здравоохранения РФ, 2000. 205 с.
13. Федеральный закон № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» / в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 29.12.2006 № 258-ФЗ, от 30.12.2006 № 266-ФЗ, от 26.06.2007 № 118-ФЗ, от 08.11.2007 № 258-ФЗ, от 01.12.2007 № 309-ФЗ, от 14.07.2008 № 118-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 30.12.2008 № 309-ФЗ, от 28.09.2010 № 243-ФЗ, от 28.12.2010 № 394-ФЗ, от 18.07.2011 № 215-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 18.07.2011 № 243-ФЗ, от 19.07.2011 № 248-ФЗ, от 07.12.2011 № 417-ФЗ, от 05.06.2012 № 52-ФЗ, от 25.06.2012 № 93-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 246-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 12.06.2008 № 88-ФЗ, от 27.10.2008 № 178-ФЗ, от 22.12.2008 № 268-ФЗ. М.: Министерство здравоохранения РФ, 1999. 169 с.
14. Щербо А. П., Мироненко О. В. Гигиена управления больничными отходами. СПб.: МАПО, 2007. 613 с.
15. Ali Ferdowsi Certain Hospital Waste Management Practices in Isfahan // Ali Ferdowsi, Masoud Ferdosi, Zeinab Mehrani, and Parisa Narenjkar. Iran, 2012. Р. 176-184.
16. Ananth A. P., Prashanthini V., Visvanathan C. Healthcare waste management in Asia // Waste Manag. 2010. N 30. Р. 154-161.
17. Birpinar M. E., Bilgili M. S., Erdogan T. Epub Medical waste management in Turkey: A case study of Istanbul // Waste Manag. 2009. N 29(1). Р. 445-448.
18. Gautam V., Thapar R., Sharma M. Biomedical waste management: Incineration vs. environmental safety // Indian J. Med. Microbiol. cited. 2012. Р. 191-192.
19. Karagiannidis A., Papageorgiou A., Perkoulidis G., Sanida G., Samaras P. A multi-criteria assessment of scenarios on thermal processing of infectious hospital wastes: a case study for Central Macedonia // Waste Manag. 2010. N 30(2). Р. 251-262.
20. Mostafa G. M., Shazly M. M., Sherief W. I. Development of a waste management protocol based on assessment of knowledge and practice of healthcare personnel in surgical departments // Waste Manag. 2009. N 29(1). Р. 430-439.
21. Omrani Q., Etabi F., Sadeghi M., Banaei B. The comparison of technical, environmental and economical aspects of autoclaving, incineration and landfilling in medical wastes disposal // Environ. Sci. Tech-nol. 2007. N 2. Р. 47-58.
22. Oliveira E. A., Nogueira N. G., Innocentini M. D., Pisani R. Jr. Microwave inactivation of Bacillus at-rophaeus spores in healthcare waste // Waste Manag. 2010. N 30(11). Р. 2327-2335.
23. Md. Sohrab Hossain, Venugopal Balakrishnan, Nik Norulaini Nik Ab Rahman, Md. Zaidul Islam Sarker, and Mohd Omar Ab Kadir. Treatment of Clinical Solid Waste Using a Steam Autoclave as a Possible Alternative Technology to Incineration // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2012. N 9(3). Р. 855-865.
References
1. Abdullin I. Sh., Mironov M. M., Itskovich L. N. Analiz struktury i oV'emov meditsinskikh otkhodov, metodov i effektivnosti ikh unichtozheniia [The analysis of the structure and volume of medical waste, methods and effectiveness of their destruction]. Moscow, 2009, pp. 34-45. (In Russian)
2. Butaev T. M. Problemy gigienicheskoi opasnosti zagriazneniia okruzhaiushchei sredy otkhodami lechebno-profilakticheskikh uchrezhdenii [Hygienic problem risk of pollution of waste medical-preventive institutions]. Problemy obrashcheniia s otkhodami lechebno-profilakticheskikh uchrezhdenii: sb. mat. V Mezhdunar. konf. [The problems of waste management of medical institutions: Th. Mat. The V Intern. Conf.]. Moscow, 2009, pp. 39-41. (In Russian)
3. Mironenko O. V., Shcherbo A. P., Sushchii K. K., Kozyrin K. I., Soprun L. A. Ekologo-gigienicheskie predposylki i inzhenernye podkhody k upravleniiu meditsinskimi otkhodami [Ecologo-hygienic conditions and engineering approaches to medical waste management]. Ekologiia cheloveka [Human Ecology], 2013, no. 6, pp. 19-24. (In Russian)
4. Mironenko O. V., Shengeliia Z. N., Soprun L. A. Meditsinskie otkhody v stomatologii [Medical waste in dentistry]. 3 s'ezd voennykh vrachei mediko-profilakticheskogo profilia VS RF: sb. tezisov [3rd Congress of military doctors preventive health profile of the armed forces: the book of abstracts]. St. Petersburg, 2010, pp. 74-75. (In Russian)
5. Mironenko O. V., Soprun L. A., Lomtev A. Iu., Ozerova E. M., Pan'kin A. V Primenenie GIS-tekhnologii dlia sozdaniia sistemy obrashcheniia s meditsinskimi otkhodami klassov B i V v Sankt-Peterburge [Application of GIS-technologies to create a system to manage medical waste classes B and C in St. Petersburg]. Poliklinika [Clinic], 2013, no. 6, pp. 60-66. (In Russian)
6. Bormashov A. V., Shengeliia Z. N., Soprun L. A. Gigienicheskoe obosnovanie vybora tekhnologii obezvrezhivaniia bol'nichnykh otkhodov [Hygienic substantiation of choice of technology neutralization of hospital waste]. Zhurn. ZNiSO [Journal. ZNiSO], 2011, no. 2, pp. 35-40. (In Russian)
7. Onishchenko G. G. Sanitarno-epidemiologicheskii nadzor za LPU i problemy obrashcheniia s meditsinskimi otkhodami [The Sanitary and epidemiological supervision of health facilities and problems of medical waste management of waste management of medical institutions]. Problemy obrashcheniia s otkhodami lechebno-profilakticheskikh uchrezhdenii: sb. mat. V Mezhdunar. konf. [The problems of waste management of medical institutions: Th. Mat. The V Intern. Conf.]. Moscow, 2009, pp. 5-12. (In Russian)
8. Priuss A., Tounend V. K. Obrashchenie s otkhodami zdravookhraneniia [Waste management of health care]. Prakticheskoe rukovodstvo dlia obucheniia [A practical guide for learning]. VOZ, Zheneva, 1998. 27 p. (In Russian)
9. Rusakov N. V. Problemy obrashcheniia s otkhodami lechebno-profilakticheskikh uchrezhdenii: sb. mat. VMezhdunar. konf. [Theproblems of waste management of medical institutions: Th. Mat. The VIntern. Conf.]. Ed. by akad. RAMN N. V. Rusakov. Moscow, 2009. 168 p. (In Russian)
10. Sanitarnye pravila i normy SanPiN 2.1.3.2630-10 «Sanitarno-epidemiologicheskie trebovaniia k lechebno-profilakticheskim organizatsiiam, osushchestvliaiushchim meditsinskuiu deiatel'nost'» [Sanitary rules and norms SanPiN 2.1.3.2630-10 Sanitary-epidemiological requirements for medical organizations carrying out medical activity]. Moscow, Ministerstvo Zdravookhraneniia RF Publ., 2010. 182 p. (In Russian)
11. Sanitarnye pravila i normy SanPiN 2.1.7.2790-10 «Sanitarno-epidemiologicheskie trebovaniia k obrashcheniiu s meditsinskimi otkhodami» [Sanitary rules and norms SanPiN 2.1.7.2790-10 Sanitary-epidemiological requirements for medical waste management]. Moscow, Ministerstvo Zdravookhraneniia RF Publ., 2010. 56 p. (In Russian)
12. Federal'nyi zakon № 89 «Ob otkhodakh proizvodstva i potrebleniia». V red. Federal'nykh zakonov ot 29.12.2000№ 169-FZ, ot 10.01.2003 № 15-FZ, ot22.08.2004 № 122-FZ (red. 29.12.2004), ot 09.05.2005 № 45-FZ, ot 31.12.2005 № 199-FZ, ot 18.12.2006 № 232-FZ, ot 08.11.2007№ 258-FZ, ot 23.07.2008 № 160-FZ, ot 08.11.2008 № 196-FZ, ot 30.12.2008 № 309-FZ [Federal law No. 89 On waste production and consumption. In ed. Federal laws dated 29.12.2000 N 169-FZ, dated 10.01.2003 N 15-FZ, dated 22.08.2004 N 122-FZ (edited 29.12.2004), dated 09.05.2005 No. 45-FZ, dated 31.12.2005 N 199-FZ, dated 18.12.2006 N 232-FZ, dated 08.11.2007 N 258-FZ, dated 23.07.2008 N 160-FZ, dated 08.11.2008 N 196-FZ, dated 30.12.2008 N 309-FZ]. Moscow, Ministerstvo Zdravookhraneniia RF Publ., 2000. 205 p. (In Russian)
13. Federal'nyi zakon № 52-FZ «O sanitarno-epidemiologicheskom blagopoluchii naseleniia». V red. Federal'nykh zakonov ot 30.12.2001 № 196-FZ, ot 10.01.2003 № 15-FZ, ot 30.06.2003 № 86-FZ, ot 22.08.2004 № 122-FZ, ot 09.05.2005 № 45-FZ, ot 31.12.2005 № 199-FZ, ot 18.12.2006 № 232-FZ, ot 29.12.2006 № 258-FZ, ot 30.12.2006 № 266-FZ, ot 26.06.2007 № 118-FZ, ot 08.11.2007 № 258-FZ, ot 01.12.2007 № 309-FZ, ot 14.07.2008 № 118-FZ, ot 23.07.2008 № 160-FZ, ot 30.12.2008 № 309-FZ, ot 28.09.2010 № 243-FZ, ot 28.12.2010 № 394-FZ, ot 18.07.2011 № 215-FZ, ot 18.07.2011 № 242-FZ, ot
18.07.2011 № 243-FZ, ot 19.07.2011 № 248-FZ, ot 07.12.2011 № 417-FZ, ot 05.06.2012 № 52-FZ, ot
25.06.2012 № 93-FZ, ot 02.07.2013 № 185-FZ, ot 23.07.2013 № 246-FZ, ot 25.11.2013 № 317-FZ, s izm., vnesennymi Federal'nymi zakonami ot 12.06.2008 № 88-FZ, ot 27.10.2008 № 178-FZ, ot 22.12.2008 № 268-FZ [Federal law N 52-FZ «On the sanitary-epidemiological welfare of population». In ed. Federal laws dated 30.12.2001 N196-FZ, dated 10.01.2003N15-FZ, dated30.06.2003 N86-FZ, dated22.08.2004N122-FZ, dated 09.05.2005 No. 45-FZ, dated 31.12.2005 N 199-FZ, dated 18.12.2006 N 232-FZ, dated 29.12.2006 N 258-FZ, dated 30.12.2006 N266-FZ, dated 26.06.2007N118-FZ, dated 08.11.2007 N 258-FZ, dated 01.12.2007N 309-FZ, dated 14.07.2008 N 118-FZ, dated 23.07.2008 N 160-FZ, dated 30.12.2008 N 309-FZ, dated 28.09.2010 No. 243-FZ, dated 28.12.2010 N 394-FZ, dated 18.07.2011 N 215-FZ, dated 18.07.2011 N 242-FZ, dated 18.07.2011 N 243-FZ, dated 19.07.2011 N 248-FZ, dated 07.12.2011 N 417-FZ, dated 05.06.2012 N 52-FZ, dated 25.06.2012 N 93-FZ, dated 02.07.2013 N 185-FZ, dated 23.07.2013 N 246-FZ, dated 25.11.2013 No. 317-FZ, amended., introduced by Federal laws of 12.06.2008 No. 88-FZ, dated 27.10.2008 No. 178-FZ, dated 22.12.2008 N268-FZ]. Moscow, Ministerstvo Zdravookhraneniia RF Publ., 1999. 169 p. (In Russian)
14. Shcherbo A. P., Mironenko O. V. Gigiena upravleniia bol'nichnymi otkhodami [Hygiene management of hospital waste]. St. Petersburg, MAPO, 2007. 613 p. (In Russian)
15. Ali Ferdowsi, Masoud Ferdosi, Zeinab Mehrani, and Parisa Narenjkar. Certain Hospital Waste Management Practices in Isfahan. Iran, 2012, pp. 176-184.
16. Ananth A. P., Prashanthini V., Visvanathan C. Healthcare waste management in Asia. Waste Manag., 2010, no. 30, pp. 154-161.
17. Birpinar M. E., Bilgili M. S., Erdogan T. Epub Medical waste management in Turkey: A case study of Istanbul. Waste Manag., 2009, no. 29(1), pp. 445-448.
18. Gautam V., Thapar R., Sharma M. Biomedical waste management: Incineration vs. environmental safety. Indian J. Med. Microbiol. cited., 2012, pp. 191-192.
19. Karagiannidis A., Papageorgiou A., Perkoulidis G., Sanida G., Samaras P. A multi-criteria assessment of scenarios on thermal processing of infectious hospital wastes: a case study for Central Macedonia. Waste Manag., 2010, no. 30(2), pp. 251-262.
20. Mostafa G. M., Shazly M. M., Sherief W. I. Development of a waste management protocol based on assessment of knowledge and practice of healthcare personnel in surgical departments. Waste Manag., 2009, no. 29(1), pp. 430-439.
21. Omrani Q., Etabi F., Sadeghi M., Banaei B. The comparison of technical, environmental and economical aspects of autoclaving, incineration and landfilling in medical wastes disposal. Environ. Sci. Technol., 2007, no. 2, pp. 47-58.
22. Oliveira E. A., Nogueira N. G., Innocentini M. D., Pisani R. Jr. Microwave inactivation of Bacillus atrophaeus spores in healthcare waste. Waste Manag., 2010, no. 30(11), pp. 2327-2335.
23. Md. Sohrab Hossain, Venugopal Balakrishnan, Nik Norulaini Nik Ab Rahman, Md. Zaidul Islam Sarker, and Mohd Omar Ab Kadir. Treatment of Clinical Solid Waste Using a Steam Autoclave as a Possible Alternative Technology to Incineration. Int. J. Environ. Res. Public Health., 2012, no. 9(3), pp. 855-865.
Статья поступила в редакцию 21 июля 2015 г.
Контактная информация
Мироненко Ольга Васильевна — доктор медицинских наук, профессор; [email protected] Сопрун Лидия Александровна — кандидат медицинских наук, ассистент кафедры организации здравоохранения; [email protected]
Ломтев Алексей Юрьевич — кандидат медицинских наук, директор Института проектирования, гигиены и экологии; [email protected]
Панькин Андрей Владимирович — ведущий сотрудник; [email protected]
Mironenko Olga V. — Doctor of Medicine, Professor; [email protected]
Soprun Lidia A. — PhD, Assistant of Department of Health Organization; [email protected]
Lomtev Aleksey Yu. — PhD, Director of St. Petersburg Institute of design, hygiene and environmental;
Pan'kin Andrey V. — Leading researcher; [email protected]