гипертекстовая технология как средство создания электронных учебников по иностранному языку
М. В. БАКАНОВА, А. Б. БАКАНОВ Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра прикладной математики и информатики
В статье представлен анализ возможностей гипертекстовой технологии для разработки электронных учебников по иностранному языку. Рассмотрен авторский электронный учебник «English for future programmers» как один из примеров использования гипертекста в обучении иностранному языку студентов - будущих программистов.
ВВЕДЕНИЕ. Специфика современных средств обучения иностранным языкам, которые формируются под непосредственным влиянием уровня развития технико-технологических возможностей современного общества, состоит в том, что они сопрягаются с современными средствами коммуникации. Поэтому их использование в учебном процессе по обучению иностранным языкам становится в определенной степени императивом, тем более что и развитие высшего образования в целом связывают с потенциалом новейших средств обучения, а одним из важнейших условий повышения качества профессионального образования является информатизация образования.
новые информационные условия профессиональной подготовки студентов ведут к необходимости преподавателей не только использовать стандартный пакет Microsoft Office, но и осваивать новые программные продукты и информационные технологии, предоставляющие широкие возможности для реализации педагогических целей.
Одним из наиболее приемлемых средств создания электронных учебников для преподавателя, не являющегося программистом, а лишь пользователем компьютера, следует признать гипертекстовую технологию.
АНАЛИЗ. В современной литературе встречаются различные толкования термина "гипертекст". Приведем некоторые из них.
Определение гипертекста, данное J. Conklin в 1987 году, является важным и определяющим по своей сути: "Механизм, заключающийся в возможности связать отрывки текста, переходить от одного к другому, называется гипертекстом, или нелинейным текстом" [3].
А. Н. Баранов рассматривает гипертекст с нескольких позиций: "C одной стороны, это особый способ представления, организации текста, с другой -новый вид текста, противопоставленный по многим своим свойствам обычному тексту, сформированному в гутенберговской традиции книгопечатания. И наконец, это новый способ, инструмент и новая технология понимания текста" [1].
Определение гипертекстовой технологии Ю. И. Ше-макина убедительно доказывает положение о том, что гипертекст является, прежде всего системой ассоциативных связей между элементами текста: "Гипертекстовая технология основана на такой машинной организации текстового материала, при которой лек-
сические единицы представлены не только линеинои последовательностью, но и ассоциативными связями между ними, определенными знаниями о предметной области. При достаточно обширном материале с большим количеством связей возникает весьма сложное гипертекстовое пространство в виде своеобразной семантической сети, многомерно отражающей предметную область" [2].
В своем исследовании мы будем придерживаться следующего определения: гипертекстовая технология - это особая форма организации и структурирования письменного текста, связанная с использованием сносок и ссылок.
Гипертекст - это способ нелинейной подачи текстового материала, при котором в тексте имеются каким-либо образом выделенные слова, имеющие привязку к определенным текстовым фрагментам. Таким образом, пользователь не просто листает по порядку страницы текста, он может отклониться от линейного описания по какой-либо ссылке, т. е. сам управляет процессом выдачи информации. В гипермедиасистеме в качестве фрагментов могут использоваться изображения, а информация может содержать текст, графику, видеофрагменты, звук.
Такой способ представления информации способствует, с одной стороны, повышению объема усваиваемой информации, а с другой - усилению мотивации учения, которая является базой для формирования профессиональной направленности студентов.
Кроме этого, гибкость гипертекста позволяет преподавателю индивидуализировать процесс обучения, сделать его наглядным и интересным, а студенту даёт возможность подходить к занятиям с творческих позиций, поскольку он сам участвует в формировании страниц электронного учебника, выстраивая информацию в соответствии с собственной логикой её осмысления.
На рынок образовательных услуг поступает все больше компьютерных программ и электронных учебников по различным дисциплинам учебного плана, которые можно использовать в учебных заведениях разного уровня: «Профессор Хиггинс. Английский без акцента», «Английский базовый курс», «Английский. Путь к совершенству», «English Course», «English Platinum», «Oxford Platinum», «In&Around London», «Bridge to English», «Focus on Grammar», а также персональная система обучения английскому языку с помощью компьютера «Репетитор», в основе которой -
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ • Физико-математические и технические науки • № 8 (12) 2008 г.
метод интенсивного обучения Г. А. Китайгородской, но электронных учебников по иностранному языку, реализованных с помощью гипертекстовой технологии, практически нет.
Анализ показал, что вышеперечисленные учебники содержат ряд недостатков следующего характера: учебник не содержит какого-либо профессионально-ориентированного материала, отмечаются также технические трудности, связанные с процессом установки курсов на компьютеры, а также направленность на овладение коммуникативной компетентностью в бытовой и разговорной сфере и т. д. кроме того, упражнения в основном однотипны, имеют репродуктивный характер, и студенты быстро утомляются.
Поэтому мы сочли необходимым разработать авторский электронный учебник «English for future programmers», созданный на основе гипертекстовой технологии с помощью редактора Macromedia Dreamweaver. Также использовалась "гипермедиа" технология, т. е. структура, содержащая текст, аудио- и видеофрагменты, соединенные ссылками в соответствии с логикой сюжета, которая позволила объединить гипертекст, графические (статические) изображения, анимационные фрагменты, аудио- и видеозаписи.
Программный продукт Macromedia Dreamweaver рассчитан на тех, кто плохо или почти не знает язык HTML, хотя в нем можно создавать сайты, даже не обладая данными знаниями. Созданные документы отображаются практически всеми известными браузерами, такими как Internet Explorer, Opera, Netscape Navigator и др. Поэтому создателю электронного учебника не обязательно знать язык HTML (язык разметки текста), а достаточно обладать элементарными дизайнерскими способностями и четко осознавать цель создаваемого документа. Именно эта особенность редактора позволяет специалисту, знакомому с информационными технологиями, заняться созданием собственного электронного учебника или пособия, создаваемого, например, на основе курса лекций преподаваемого предмета.
ОБСУЖДЕНИЕ. Электронный учебник "English for future programmers" направлен на формирование профессиональной коммуникативной компе-
тенции будущих специалистов в области информатики и программирования в процессе обучения иностранному языку в вузе. Особенностью данного учебника является его ориентация на формирование у студентов умения строить конструкции формальных языков на основе идентичности морфологических, синтаксических, семантических конструкции английского языка и языков программирования, а также на исследование студентами лексических, синтаксических и семантических правил, используемых при составлении компьютерных кодов.
Учитывая специфику профессии исследуемой группы студентов-будущих программистов (профессия Человек-Знак), следует помнить, что их обучение иностранному языку будет иметь свои особенности.
При обучении иностранному языку студентов -будущих программистов следует учитывать то, что профессиональная подготовка по иностранному языку ведется в течение 2 курсов обучения, а процесс формирования их профессиональной направленности охватывает все года обучения - с первого по пятый. В связи с этим необходимо определить приоритетные цели обучения иностранному языку для данной группы студентов и, если необходимо, сместить акцент на профессиональную направленность содержания обучения иностранному языку.
Программисту нужен язык в двух аспектах: для быстрой адаптации программных продуктов и как методическое средство написания самих программ.
В связи с тем что программирование изучает язык (программирования, формальный) как средство переработки и выдачи информации, то, по нашему мнению, при обучении иностранному языку студентов-будущих программистов наряду с целью формирования коммуникативной компетенции необходимо формировать и развивать профессионально-лингвистическую компетенцию, сделав акцент на изучении иностранного языка как важного инструмента написания программ и средства быстрой адаптации и внедрения программных продуктов.
Представим гипертекстовую структуру разработанного электронного учебника в виде таблицы 1.
Таблица1.
Гипертекстовая структура авторского электронного учебника
Обучение аспектам иностранного языка по разделам Гиперссылки по разделам Общие гиперссылки (также и с использованием Интернет)
Обучение фонетике - ссылки на электронные словари - ссылки на аудио-фрагменты - ссылки на хрестоматийный или дополнительный материалы - ссылки на Интернет-ресурсы (образовательные сайты, электронные библиотеки) ссылки на мультимедийные элементы (анимации, аудио- и видеофрагменты) - ссылки на тесты
Обучение лексике - ссылки на электронный словарь профессиональных терминов и понятий - ссылки на персоналии - ссылки на список географических названий - ссылки на мультимедиа
Обучение грамматике - ссылки на грамматические словари и справочники
Обучение языку-знаковой системе - ссылки на упражнения, презентации
Разработанный учебник представлен в виде отдельных НТМХ-страниц, снабженных ссылками на другие страницы, документы, файлы и т. д., отражающих необходимые темы дисциплин «Практикум по
Таким образом, гипертекстовая технология обучения иностранному языку обладает огромными возможностями для реализации содержания дисциплины «Иностранный язык» и для целенаправленного процесса профессиональной подготовки студентов.
Разработанный электронный учебник в полной мере реализует дидактические возможности информационных технологий и отвечает необходимым педагогическим требованиям.
ВЫВОДЫ. Экспериментальное исследование проводилось на базе Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. В эксперименте принимали участие студенты 1-2-х курсов специальностей «Прикладная информатика в экономике» и «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем».
Эксперимент показал, что через использование гипертекстовой технологии в процессе обучения иностранному языку эффективно решается задача профессиональной подготовки студентов-будущих программистов:
- за счет использования яркого и наглядного представления информации (мультимедийных возможностей, в частности звука, анимации, графических
переводу» и «Иностранный язык» для специальностей «Прикладная информатика в экономике» и «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» (рис.1).
вставок, слайд-шоу и т. п.) происходит формирование профессиональной мотивации и благоприятного эмоционального климата на занятиях;
- благодаря интеграции больших объемов профессионально-ориентированной информации происходит развитие когнитивно-деятельностных аспектов профессиональной готовности студентов;
- расширение возможностей представления учебной информации с применение всех средств видео- и аудиотехники, увеличение объема и скорости поступления;
- обеспечение изучения ИЯ и индивидуальном темпе.
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранов А. Н. Введение в прикладную лингвистику: Учебное пособие. Изд. 2-е, исправленное. М.: Едитори-ал УРСС, 2003. 360с.
2. Шемакин Ю. И. Начала компьютерной лингвистики: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГОУ. 1992. 116 с.
3. Conklin J. Hypertext: an introduction and survey // Computer. 1987. Vol. 20. № 9.
Рис.1. HTML - страница электронного учебника "English for future programmers"