ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ PHILOSOPHICAL SCIENCES
УДК 101.1 DOI 10.18522/2687-0770-2020-3-4-11
ГИПЕРБОРЕЙЦЫ В ГРЕЦИИ. ОПИС, АРГА И ДРУГИЕ ПОСЛАННИКИ
БОГОВ-БЛИЗНЕЦОВ
© 2020 г. О.А. Матвейчев а
а Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,
Москва, Россия
HYPERBOREANS IN GREECE. OPIS, ARGA AND OTHER MESSENGERS
OF THE TWIN GODS
O.A. Matveychev а
а National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia
Матвейчев Олег Анатольевич - Oleg А. Matveychev -
кандидат философских наук, профессор, Candidate of Philosophy, Professor,
Национальный исследовательский университет National Research University
«Высшая школа экономики», Higher School of Economics,
ул. Мясницкая, 20, г. Москва, 101000, Россия. Myasnitskaya St., 20, Moscow, 101000, Russia.
E-mail: omlet@km.ru E-mail: omlet@km.ru
Анализируются сообщения древнегреческих и латинских авторов о визитах в Древнюю Грецию уроженцев легендарной страны Гипербореи, традиционно связывавшейся с образом Аполлона.
Особое внимание уделяется фигурам гиперборейских дароносиц Арги (Гекаэрги) и Опис, учредивших на Делосе культ Артемиды и Аполлона. Отмечается, что их имена, переданные греческими авторами, являются эпитетами Аполлона и Артемиды. Анализируется эволюция как образов дев-дароносиц, так и эпитетов богов-близнецов в историко-религиозном контексте.
Ключевые слова: история религии, история философии, мифология, Древняя Греция, Гиперборея, Аполлон, Артемида, Опис, Арга, Гекаэрга.
The article analyzes the messages of ancient Greek and Latin authors about visits to ancient Greece by natives of the legendary country of Hyperborea, traditionally associated with the image of Apollo.
Particular attention is paid to the figures of the Hyperborean gift-givers Arga (Несаё^е) and Opis, who established the cult of Artemis and Apollo on Delos. It is noted that their names as written by Greek authors are the epithets of Apollo and Artemis. The evolution of both images of virgins gift-givers and the epithets of twin gods in a historical and religious context is analyzed.
Keywords: history of religion, history of philosophy, mythology, ancient Greece, Hyperborea, Apollo, Artemis, Opis, Arga, Несаё^е.
По сравнению с мифологией других леген- морские глубины в наказание за непотребства ее дарных стран и территорий мифология Гипер- обитателей, то страна «по ту сторону северного бореи в античности обладала существенной ветра» представлялась грекам совершенно ре-спецификой. Если Елисейские поля принадле- альной, хотя и чрезвычайно трудно досягаемой жали нездешнему миру и ждали праведников территорией.
уже после смерти, а некогда богатая и могуще- Лишь дерзновением мысли простой смерт-ственная Атлантида волею богов давно канула в ный мог унестись
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3
Чрез все пространство моря, к граням мира,
К истокам ночи, к основанью неба,
Где Феба манит изначальный рай.
(Soph. fr. 578 Гаспаров, Ярхо = fr. 956 Radt.) [1, с. 435].
Одни только боги и легендарные герои достигали в своих похождениях далекой северной страны. В первую очередь мы имеем в виду, конечно, Аполлона, сребролукого бога, образ которого традиционно связывался с Гиперборе-ей [2].
Для Аполлона Гиперборея была любимым местом на земле. Сюда пришел он прорицать сразу после своего рождения вопреки воле собственного отца, требовавшего немедленно отправиться в Дельфы и вещать оттуда «правду и правосудие всем эллинам» (Himer. Orat. XIV 10). У гиперборейцев он скрывается после ссоры с Зевсом из-за убитого тем Асклепия, сына Аполлона. У них же прячет свою знаменитую стрелу, которой, мстя за своего сына, истребил киклопов, сковавших для Зевса смертоносный Перун (Erat. Catast. 29). Да и впредь он каждую зиму оставлял Дельфы и прилетал в свою вотчину «в отпуск» - отдохнуть в компании поэтов, певцов и кифаредов, составлявших большинство населения священного края (Diod. Sic. II, 47).
Сами гиперборейцы воспринимались древними как «народ, в котором наиболее ярко отражается сам Аполлон, народ, наиболее ему угодный ("жрецы" Аполлона, "слуги" Аполлона), народ, среди которого он больше всего любит пребывать, и в котором больше всего осуществляются все его предначертания» [3, с. 402].
До границ Гипербореи, согласно Эсхилу, доходила в своих скитаниях Ио - дочь речного бога Иноха, жрица аргивской Геры (Aesch. Prom. 803-806). Посетить эту страну удалось уже потомкам Ио - Персею, что боролся там с горгонами (Pind. Pyth. X 29-47), и Гераклу, похитившему там золотые яблоки Гесперид (Apollod. II 5, 11) и совершившему тем самым свой одиннадцатый подвиг. Из страны гипербореев Геракл привез и оливу для разведения ее в балканской Греции, чтобы награждать венками олимпиоников (Pind. Ol. III 16-60; Pausan. V 7, 4).
Согласно Вакхилиду, путешествие в Гиперборею совершил и царь лидийцев Крёз. После падения Сард под натиском персидской рати он взошел на костер вместе со своей семьей, не желая покориться врагу, однако был спасен Зевсом, затушившим пламя, после чего Аполлон унес своего любимца в свою северную сеньо-
рию на заслуженный отдых (Bacch. Epinic. III 5c-5a).
Существует, однако, соображение, что Вак-хилид использовал в своей оде Гиперборею лишь в качестве аллегории загробного царства. Таким образом, единственным свидетелем Гипербореи, историческая достоверность которого практически несомненна, остается Аристей Проконесский (VII в. до н.э.). Да и тот до самой Гипербореи, как считается, не дошел, добравшись по маршруту через Северное Причерноморье, земли киммерийцев и скифов лишь до исседонов, от которых и получил все необходимые сведения для своей поэмы «Аримаспея», ставшей для эллинов главным источником сведений о Гиперборее [4].
Визитеров «из Гипербореи в греки» известно заметно больше [5]. Эта северная страна, согласно преданиям, была родиной богини Лето, дочери титана Кея и Фебы. Зевс овладел ею, обратившись перепелом. Спасаясь от преследований обезумевшей от ревности Геры, Лето приняла облик волчицы и, проделав двенадцатидневный путь от Гипербореи до острова Делос, разрешилась там от бремени, родив божественных близнецов - Артемиду и Аполлона (Arist. Hist. anim. VI 35; Ael. De nat. anim. X 26). Помощь в родах оказала ей богиня-родовспомогательница Илифия, специально для этого прибывшая из той же Гипербореи (Pausan. I 18, 5).
Из смертных уроженцев Гипербореи наиболее знаменит чудотворец Абарис, появившийся в Элладе при лидийском царе Крёзе (Pind. frg. 270 Snell = Лебедев 10b А 1), т.е. в промежутке между 560 и 546 гг. до н. э. Древние авторы свидетельствовали о способности Абариса летать верхом на стреле и ориентироваться с ее помощью на местности, умении лечить заговорами, обходиться без еды, предсказывать землетрясения, моровые болезни, небесные явления и пр. [6]. Примечательно, что ему принадлежала и громкая слава спасителя от чумной эпидемии Лакедемона, Кносса и некоторых других городов (Iambl. V. Pythag. XIX, 92).
Будучи жрецом Аполлона (Porph. V. Pyth. 28; Iambl. V. Pyth. XIX, 90), Абарис, надо полагать, выполнял в Греции какую-то функцию, связанную с отправлением культа. Миссия его оказалась довольно долгой, и Воздухоходец успел совершенно натурализоваться и вписаться в греческое общество. Этот факт подчеркивал, например, софист Гимерий: «Говорят, что муд-
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3
рец Абарис был родом гиперборей, а по языку -эллин; по одежде и внешнему виду - скиф, но чуть только пошевелит языком, - его слова казались исходящими из среды Академии и самого Ликея» (Himer. Orat. XXV) [7, c. 248].
Все прочие гиперборейцы, судя по сообщениям античных источников, также появлялись в ключевые моменты истории Греции, привнося инновации в ее культуру, открывая грекам тайны мироздания, оказывая помощь в трудную минуту.
К культурным героям, принесшим в Элладу важнейшие знания и компетенции, можно отнести легендарного поэта Олена. Сведения о нем сохранились лишь у трех античных авторов -Геродота, Каллимаха и Павсания. Все они считают Олена ликийцем (Hdt. IV, 35; Callim. Нутп. IV 300-305; Pausan. V 7, 4), однако Пав-саний приводит также и мнение дельфийской пифии Бойо, которая называла Олена в числе гиперборейцев, прибывших в Дельфы и основавших там Дельфийское прорицалище (X 5, 7). Наряду с Оленом в списке фигурируровали Па-гас и Агийей, а также другие гиперборейцы, имена которых Павсаний не называет.
Олен, по словам Бойо, оказался не только первым пророком Аполлона, но и единственным в истории дельфийским оракулом-мужчиной. Он же начал первым произносить свои пророчества в гекзаметрах, таким образом выступив первопоэтом, изобретшим саму форму поэзии.
Именно Олен, как пишет Павсаний, сообщил грекам и о самих гипербореях, упомянув их в гимне к Ахейе (V 7, 8), также гиперборейке, прибывшей в свое время на остров Делос.
«Бореевыми чадами» именует Аполлоний Родосский (I, 209) участников похода аргонавтов Зета и Калаиса. Схолиаст подтверждает, что в отряд Ясона они прибыли именно из Гипербореи (Schol. Apoll. Rhod. I, 211).
Гиперборейцы, как гласит легенда, приняли деятельное участие в войне греков с пассионарными галатами, вторгшимися на Балканы и в Малую Азию в 279 г. до н.э. Разбив эллинов при знаменитых с прежних времен Фермопилах, кельтские орды сразу же ринулись в Дельфы -разграблять пифийскую казну. Греки защищали город с неудержимой яростью, но силы были неравны. Казалось, конец неминуем, но вдруг в строй агрессоров ударили молнии, и на их головы посыпались камни с Парнаса. «Перед варварами, - пишет Павсаний, - явились, как привидения, вооруженные воины». Это были гипер-
борейцы Гиперох и Амадок, прибывшие на защиту святилища своего божественного патрона прямиком с севера. Рука об руку с ними бился Пирр (Неоптолем), убийца Приама, сын Ахилла и Ифигении (Pausan. I 4, 4) [8, c. 51].
Галаты бежали, а их вождь Бренн, не выдержав позора, покончил с собой, упившись до смерти неразбавленным вином (Pausan. X 23, 8).
Сообщения Павсания о гиперборейцах, сражающихся с кельтами, однако, противоречивы. В другом месте своего «Описания Эллады» он пишет о явлении на бой уже не героев-гиперборейцев, а их призраков, причем соратника Гипероха зовут на этот раз уже не Амадок, а Лаодок (X 23, 3).
По мнению норвежского филолога П. Сан-дина, эти имена воинов-гиперборейцев предположительно содержались в упомянутой выше поэме Бойо, но могли также быть связаны с упомянутыми Геродотом (IV 33) гиперборейка-ми Гиперохой и Лаодикой [5, c. 216].
Имена действительно абсолютно созвучны: Гиперох - Гипероха, Лаодок - Лаодика. К проблеме смешения имен мы еще вернемся.
Гипероха и Лаодика, согласно Геродоту, были посланы из Гипербореи с дарами на священный остров Делос, как это было принято у всех народов, почитавших Аполлона и Артемиду. Дев-дароносиц сопровождали пятеро мужчин, отправленных с ними для охраны. Геродот детально описывает маршрут передачи гиперборейских даров, в своей северной части совпадающий с путем к гиперборейцам, описанным в поэме Аристея Проконесского.
На родину посольство так и не вернулось, и впредь северяне, испугавшись, что посланцев всякий раз может постигнуть такое несчастье, передавали дары для Артемиды по цепочке через своих соседей - аримаспов, исседонов, скифов. Завернув жертвенные дары в пшеничную солому, они приносили их на границу своих владений и просили соседей передать их дальше. И так -вплоть до самого Делоса (Hdt. IV 33).
По свидетельствам Геродота, жители Делоса и в его время продолжали воздавать почести гиперборейским дароносицам. На могилу гипербо-реянок, находившейся «в святилище Артемиды при входе с левой стороны; у могилы стоит маслина», они возлагают прядь своих волос, девушки - накрученную на веретено, а юноши - намотанную на зеленую ветку (Hdt. IV 34).
Сообщение Геродота о гиперборейских дароносицах спустя многие столетия были под-
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3
тверждены открытиями археологов. В начале 1920-х гг. экспедиция французских ученых нашла на острове Делос целлу храма Артемиды и теменос с гробницами, относящимися к позд-немикенской эпохе, в которых были опознаны усыпальницы Гиперохи и Лаодики, столь подробно описанные Геродотом [9]. Тогда же на острове Крит был найден ритуальный перстень с изображением летящего человека со стрелой в руке, который был отождествлен с Абарисом.
Еще раньше Лаодики и Гиперохи, рассказывает Галикарнасец, из Гипербореи на Делос прибыли две молодые женщины - Арга и Опис. «Они несли Илифии священные дары, обещанные за быстрые и легкие роды. Как передают, Арга и Опис прибыли из гиперборейской страны вместе с самими божествами Аполлоном и Артемидой (Конъектура Г. А. Стратановского, автора академического перевода «Истории» Геродота), и делосцы им также воздают почести. В их честь делосские женщины собирают дары... Пепел от бедер жертвенных животных, сожженных на алтаре, они рассыпают на могиле Опис и Арги. Могила же их находится за святилищем Артемиды на восточной стороне в непосредственной близости от зала для пиров кеосцев» (Ш1 IV 35) [10, а 195-196].
Именно Арге и Опис, гиперборейским девам, первопоэт Олен посвятил один из своих гимнов, который пелся на Делосе еще во времена Геродота (Ш1 IV 35).
Интересную конъектуру, объясняющую, с какими именно божествами прибыли из Гипербореи Опис и Арга, предложил французский филолог Ф.-Э. Легран. Он предположил, что аитошг тошг беошг («с самими богами») у Геродота должно читаться как аит^ог т^от, беошг («с самими богинями»), и в этом случае имеются в виду не Аполлон и Артемида, а Лето и Илифия. Одна искала на Делосе место, чтобы разрешиться от бремени, а другая готовилась ей в этом помочь. Мужской род, с другой стороны, может означать, что Геродот включает в число «самих богов» Аполлона, который вместе с Артемидой явился в Делос в утробе своей матери Лето, лишь только готовясь появиться на свет [5, с. 210].
Со временем сюжет, переданный Геродотом, несколько трансформировался, равно как и имена его участников. У Каллимаха (III в. до н.э.) появляются новые подробности относительно гиперборейских дев - он называет их «дщерями Борея» (Нутп. IV 293). Арга ('Аруп) у него име-
нуется уже Гекаэргой (Екаеруп), а Опис ('Плц) - Упис (Оилц); к их компании присоединяется еще одна участница похода - третья дочь Борея Локсо. При этом меняется и сама их роль - в его гимне они несут от «русых ари-маспов» в Делос дары в освященных снопах, «и отроков с ними толпа непорочных, юности избранный цвет» (Callim. Нутп. IV 275-299) [11, с. 162-163], т. е. у Каллимаха Упис, Гекаэрга и Локсо выполняют функцию дев-дароносиц Ги-перохи и Лаодики [12, с. 76].
С этих пор имя Арга в контексте делосского культа уже не появится ни у одного автора. Разве что у Гигина будет рассказано о некой охотнице Арге (вероятнее всего, от ápyó^, «быстрая»), за свое бахвальство (сказала оленю: «хоть бы ты был быстр, как колесница Солнца, все равно я догоню тебя») превращенной Солнцем в лань (Hyg. Fab. 205) [13, с. 244], но это явно другая история. Геродотовская Арга будет полностью вытеснена каллимаховской Гекаэргой.
В таком виде ее упоминает, например, Клавдий Клавдиан (IV в.):
... Общницы им, текут, ужасны зверям,
Гекаэрга
Купно с сестрой, божеством, любезным
охотнику, Опис: Скифии чада они: дал богиньми,
властительми дебрей Делос им быть, снегам предпочтенный
гиперборейским. (Claud. Cons. Stil. III 253-256) [14, с. 218]. ... и Нонн Панополитанский (V в.): Локсо, возопивши Вместе с Упис, в водах недвижных
остановила
Бег неспешный по глади сородницы Гекаэрги (Nonn. Dion. V 489-491) [15, с. 62]. Нужно полагать, что эта трансформация имени гиперборейской девы произошла не только лишь вследствие путаницы из-за некоторого созвучия слов. Скорее имела место попытка эллинизации чужестранного имени, ее истолкования в контексте реалий аполлонического культа. Имя героини не должно быть случайным, оно должно нести смысл, подчеркивать ее связь со своим божественным патроном.
Известно, что распространение культа Аполлона в Элладе произошло по историческим меркам стремительно, начавшись в «темные века» и охватив к началу VII в. весь греческий мир [16, с. 246]. Можно предположить, что привнесение его на территорию будущего греческого мира
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3
было не спонтанным, но планомерным процессом, и у нового бога были свои посланники (др.-греч. алоотоХо^), несущие «свет с Севера». Для греков было вполне логичным назвать этих «апостолов» эпитетами богов, культ которых они учредили на Делосе. Артемида - божество в греческой мифологии несравнимо более древнее, чем Аполлон, и это широко известно. Однако, если принять во внимание ее «гиперборейские корни», можно предположить, что в ее образе смешались черты как крито-микенской богини, так и высшего существа «нордической» религии, «апостолами» которой и могли быть Арга и Опис.
В комментариях к «Энеиде» римский грамматик Сервий (IV в.) излагает версию, вероятно, восходящую к Фанодику (II в. до н.э.), что Опис и Гекаэрга были кормилицами богов-близнецов и потому, соответственно, сама Артемида была названа Опис, а Аполлон - Гекаэргом (Бегу. Аеп. XI 532; ср. XI 858).
Эпитет Аполлона Гекаэрг (др. -греч. 'Екаеруо^ «далекоразящий, дальновержец») весьма древен, он встречается еще в «Илиаде» и вполне естествен для бога-лучника, бьющего стрелой издалека в отличие, скажем, от меченосца. Но этот эпитет касается не только атрибута бога, он выражает саму его сущность, заключающуюся в дистанции, отдалении. Аполлона постоянно нет на месте, он и все зимы-то проводит где-то у гипербореев; самим своим способом бытийствования светлоликий Феб напоминает людям, насколько широка пропасть между ними и величием вечных богов.
«Аполлон отвергает слишком близкое, - пишет В. Отто, - отвергает пристрастие к предметам, размытый взгляд, а также и душевное слияние, мистическое опьянение и его экстатические грезы. Он требует не души, но духа. А это значит - свободы от близости с ее тяготением, смутностью и связанностью, возвышенного отстранения, широко открытого взора. ...
В Аполлоне нас приветствует дух зоркого познания, с неподражаемой свободой противостоящий наличному бытию и миру, - истинно греческий дух, которому было дано породить не только многочисленные искусства, но в конце концов и науку. Он оказался способен увидеть мир и наличное бытие как образ, взором, совершенно свободным от вожделения и тоски по избавлению. В этом образе упраздняется все стихийное, минутное и индивидуальное, что есть в мире, но бытие мира признается и утвер-
ждается. Чтобы найти его, требуется дистанция, на которую не способно никакое преклонение перед миром» [17, с. 101-102].
Локсий (Ao^iaç, - извилистый, запутанный, неясный) - еще один распространенный эпитет Аполлона, часто встречающийся у Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана и др. Он, очевидно, тоже связан с тем, что он желает находиться на дистанции и «больше избегает деятельности, разговоров, чем неясности» [3, с. 488].
Употребление эпитета Опис по отношению к Артемиде фиксируется как минимум за век до Фанодика. Каллимах, перечисляя тех, кого среди нимф и героинь Артемида «возлюбила особо», называет «светоченосную Упис», подчеркивая, что и саму богиню-охотницу критяне «именуют прозванием нимфы» (Callim. Нутп. III 204-205) [11, с. 153].
Свидетельство того, что имя Опис являлось эпитетом Артемиды, содержится и в книге «Музы» Александра Этолийского, где автор называет богиню именем ее спутницы, рассказывая, как народ Эфеса за щедрое вознаграждение заказал лучшим поэтам
... Опис в гимне воспеть, богиню стрел
быстролетящих...
(Alex. Aet. Fr. 13 Capellmanno = Macr. Sat. V 22, 5) [18, с. 379].
Лучницей изображается у древних авторов и сама Опис. В «Энеиде» «фракийскую нимфу», как называет ее Вергилий, имея в виду ее абстрактно северное для римлянина происхождение, Диана снабжает своим луком и отряжает присматривать за другой своей любимицей амазонкой Камиллой, вступившую в бой с войском Энея на стороне латинов. Камилла погибает от руки этруска Аррунта, и Опис мстит ему, поражая его «стрелою Дианы».
В тело ему глубоко наконечник железный
вонзился.
Стонам предсмертным его друзья не вняли,
оставив
Мужа в пыли умирать, позабытым
в неведомом поле.
Опис меж тем вознеслась на крылах
к высотам Олимпа. (Verg. Aen. XI 864-867) [19, с. 375].
Интересно, что в битве народов Артемида (Диана) выступает на стороне италийцев, в то время как ее брат Аполлон традиционно поддерживает троянцев [20].
Опис считалась одной из ближайших подруг и спутниц Артемиды. По легенде ее (Опис) пы-
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3
тался изнасиловать Орион, но Артемида заступилась за свою любимицу и застрелила великана из лука (Apollod. I 4, 5).
В двух случаях в античной литературе Опис (У пис) используется как мужское имя.
Цицерон упоминает Уписа как отца одной из Диан (по его мнению, их было как минимум три: одна - дочь Зевса и Персефоны, другая -дочь Зевса и Лето, третья - дочь Уписа и Главки, ее также называют Упис) (Cic. Nat. D. III 58).
Автор псевдо-платоновского диалога «Ак-сиох», возможно, современник Цицерона, повествует о гиперборейцах Описе и Гекаэрге, которые привезли со своей родины на Делос две медные таблички, содержащие описание подземного обиталища, куда отправляются души после высвобождения из тела ([Plat.] Axioch. 371а).
Гиперборейская правда о загробном мире выглядела так. После смерти душа покидает свою темницу - тело - и отправляется «в некое безвидное место, в подземное обиталище, туда, где находится дворец Плутона, не уступающий дворцу самого Зевса. Ведь Земля расположена в средоточии космоса, небесный же свод сферови-ден, и одну половину сферы получили в удел небесные боги, другую - боги подземного царства; при этом одни из них между собой братья, другие же - дети братьев. А преддверие пути в царство Плутона надежно охраняется железными засовами и замками. Того, кто их отопрет, принимает в свое лоно река Ахеронт, а затем Кокит, переплыв каковые надлежит быть отведенным к Миносу и Радаманту на равнину, именуемую "долиной истины". Там восседают судьи, расспрашивающие каждого из прибывающих, какой они жили жизнью и какие привычки прививали своему телу; при этом солгать бывает немыслимо. Итак, те, кому в жизни сопутствовал добрый даймон, поселяются в обители благочестивых душ, где в изобилии созревают урожаи всевозможных плодов, где текут источники чистых вод и узорные луга распускаются многоцветьем трав, где слышны беседы философов, где в театрах ставятся сочинения поэтов и пляшут киклические хоры, где звучит музыка и устрояются как бы сами собой славные пиршества и совместные трапезы, где беспримесна беспечальность и жизнь полна наслаждений. Там нет ни резких морозов, ни палящего зноя, но струится здоровый и мягкий воздух, перемешанный с нежными солнечными лучами. Посвященные сидят здесь на почетных местах и, как в земной жизни, совершают священные обряды. ...
Тех же, чья жизнь была истерзана злодеяниями, Эринии ведут через Тартар к Эребу и Хаосу, в обитель нечестивцев, где Данаиды бесконечно черпают воду и наполняют ею сосуд, где мучится жаждой Тантал, где вечно пожираются вырастающие вновь внутренности Тития и Сизиф безысходно катит в гору свой камень, так что конец его труда оборачивается началом новой страды. Там они, облизываемые дикими зверями и то и дело обжигаемые пылающими факелами Пэн, мучимые всевозможными истязаниями, терпят вечную кару» ([Plat.] Axioch. 371а) [21, с. 609-610].
В диалоге «Аксиох» помимо собственно платонических легко заметить и орфические, и стоические, и даже эпикурейские мотивы (уж в слишком гедонистических тонах рисуются здесь загробные награды) [22, с. 284-289]. Подпись «Платон» под диалогом была призвана придать больший вес изложенному учению и увеличить ее рыночную стоимость. Во времена эллинизма так делали многие. Привлечение в качестве персонажей мага Гобрия (по Диогену Лаэртскому (I 2), Гобрий - персидский маг, преемник Зороаст-ра) и послов Гипербореи с именами, знакомыми из старых книг, вероятно, преследовало ту же цель.
Однако можно посмотреть и иначе, восприняв содержание медных табличек Опис и Ге-каэрги не как плод художественной фантазии автора, подделавшегося под Платона, а как возможный первоисточник, часть забытой гиперборейской традиции, из которой черпали и ор-фики, и пифагорейцы, а позже - и сам Платон. Учитывая чрезвычайную скудость источников, мы не можем пренебрегать никакими гипотезами!
В период поздней античности, главным образом в римской мифологии образ Артемиды (Дианы) сближается с образом Селены. Диана становится олицетворением Луны, и ее эпитет «Опис», восходящий к древнегреческому "Плц, "Оилц («око»), получает новое звучание. Луна, она же Диана - это Опис, светлое око ночи, что «всю Землю легко обозревает». Гекаэрг, т.е. Аполлон, соответственно зовется Солнцем (Serv. Aen. XI 532).
Вероятно, перенесение на Диану функций богини луны объяснялось требованием симметрии между богами-близнецами: Аполлон отождествлялся с солнцем как минимум с V в. до н.э. (впервые, по утверждению А. Ф. Лосева, это фиксируется у Еврипида (fr. 781, 3-13), причем фрагмент этот имеет орфический источник [3, с. 299]. Это подтверждается в том числе указа-
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3
нием Эратосфена, что Орфей «величайшим из богов полагал Солнце, именуя его также Аполлоном» (Catast. 24) [23, с. 76].
Орфическая традиция, подвергшаяся влиянию со стороны восточных солнечных культов, «прочно вошла в неоплатонизм, который особенно выдвигал учение о солнце и который можно назвать своеобразным солнечным монотеизмом» [3, с. 299].
В этом языческом монотеизме, который создавался в противовес христианству, стремительно наращивающему свое влияние в последние века античности, Аполлон-Солнце представал единым и универсальным божеством [3, с. 350]. У Прокла Диадоха Солнце, «самое сердце вселенной», что «гармонию свыше льет на миры матерьяльные вниз богатейшим потоком», объединяет в себе всех главных богов или, другими словами, все важнейшие космические функции. «Царственный Феб» занимает в нем главенствующее положение (Procl. Hymn. I) [24, с. 271-272]. Макробий отождествляет Аполлона и Солнце еще более определенно, находя для этого огромное количество аргументов - от этимологических и историко-религиозных до вполне бытовых (Macr. Sat. I 17) [18, с. 81-95].
Неоплатонический культ Аполлона-Солнца, равно как все античное язычество, не выдержит конкуренции с шествующим по Европе христианством. Вместе с самим Фебом и сонмом прочих языческих богов на несколько веков будет забыта и Гиперборея, страна Аполлона. Интерес к ней возродится лишь в Новое время, период национального строительства, но связан он будет уже с вполне прагматическими задачами -доказательством первородства, а стало быть, величием и историческими правами на господство того или иного государства.
Литература
1. Софокл. Драмы. М. : Наука, 1990. С. 381-435.
2. Беляков А. В., Матвейчев О. А. Гиперборея: приключения идеи. М. : Книжный мир, 2019. 416 с.
3. Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М. : Учпедгиз, 1957. 620 с.
4. Матвейчев О. А. Аристей Проконесский, духовидец, свидетель Гипербореи // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 4. С. 256-266.
5. Sandin P. Famous Hyperboreans // Nordlit. 2014. № 33. P. 205-221.
6. Матвейчев О. А. Семь чудес гиперборейца Абариса // Философская мысль. 2016. № 5. С. 26-34.
7. Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. 1948. № 3. С. 217-330.
8. Павсаний. Описание Эллады. СПб. : Алетейя, 1996. Т. 1, кн. 1-4. 336 с.
9. Picard Ch., Replat J. Recherches sur la topographie du hieron Delien // Bulletin de Correspondance Hellenique. 1924. № 48. P. 217-263.
10. Геродот. История / пер. и примеч. Г.А. Стра-тановской. Л. : Наука, 1972. 600 с.
11. Гимны Каллимаха // Античные гимны. М. : Изд-во Московского ун-та, 1988. С. 141-171.
12. Sale W. The Hyperborean Maidens on Delos // Harvard Theological Review. 1961. Vol. 54, № 2. P. 75-89.
13. Гигин. Мифы. СПб. : Алетейя, 2000. 480 с.
14. Клавдий Клавдиан. Консульство Стилихона // Полн. собр. латинских соч. СПб. : Изд-во С. -Петербургского ун-та, 2008. С. 190-221.
15. Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. СПб. : Алетейя, 1997. 540 с.
16. Буркерт В. Греческая религия: архаика и классика. СПб. : Алетейя, 2004. 584 с.
17. Отто В. Греческие боги. СПб. : Владимир Даль, 2019. 319 с.
18. Макробий Феодосий. Сатурналии. М. : Кругъ, 2013. 810 с.
19. Вергилий. Энеида // Вергилий. Буколики. Ге-оргики. Энеида. М. : Художественная литература, 1979. С. 137-402.
20. Беляков А., Матвейчев О. Троянский конь западной истории. СПб. : Питер, 2014. 224 с.
21. Псевдо-Платон. Аксиох // Платон. Собр. соч. : в 4 т. М. : Мысль, 1994. Т. 4.
22. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. Харьков : Фолио; М. : ACT, 2000. 960 с.
23. Эратосфен. Превращения в созвездия (Ката-стеризмы) // Небо, наука, поэзия. Античные авторы о небесных светилах, об их именах, восходах, заходах и приметах погоды. М. : Изд-во Московского ун-та, 1992. С. 62-87.
24. Гимны Прокла // Античные гимны. М. : Изд-во Московского ун-та, 1988. С. 269-279.
References
1. Sophocles. (1990). Dramas. Moscow, Nauka Publ., pp. 381-435. (in Russian).
2. Belyakov A. V., Matveychev O. A. (2019). Hyper-borea: adventures of an idea. Moscow, Knizhnyi mir Publ., 416 p. (in Russian).
3. Losev A. F. (1957). Ancient mythology in its historical development. Moscow, Uchpedgiz Publ., 620 p. (in Russian).
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3
4. Matveychev O. A. (2017). Aristey Prokonessky, visionary, witness of Hyperborea. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya, No. 4, pp. 256-266. (in Russian).
5. Sandin P. (2014). Famous Hyperboreans. Nordlit, No. 33, pp. 205-221.
6. Matveichev O.A. (2016). Seven Wonders of the Hyperborean Abaris. Filosofskaya mysV, No. 5, pp. 26-34. (in Russian).
7. Latyshev V.V. (1948). Proceedings of ancient writers about Scythia and the Caucasus. Vestnik drevnei istorii, No. 3, pp. 217-330. (in Russian).
8. Pausanias. Description of Hellas. Saint Petersburg, Aleteya Publ., 1996, vol. 1, books 1-4, 336 p. (in Russian).
9. Picard Ch., Replat J. (1924). Recherches sur la topographie du hiéron Délien. Bulletin de Correspondance Hellenique, No. 48, pp. 217-263.
10. Herodotus. (1972). History. Transl. and NOTES by G.A. Stratanovskaya. Leningrad, Nauka Publ., 600 p. (in Russian).
11. Hymns of Callimachus (1988). Antique hymns. Moscow, Moscow University Press, pp. 141-171. (in Russian).
12. Sale W. (1961). The Hyperborean Maidens on Delos. Harvard Theological Review, vol. 54, No. 2, pp. 75-89.
13. Higuinus. (2000). Myths. Saint Petersburg, Aleteya Publ., 480 p. (in Russian).
14. Claudius Claudian. (2008). Consulate of Stilicho. Comp. collection of Latin works. Saint Petersburg, St. Petersburg University Press, pp. 190-221. (in Russian).
15. Nonn Panopolitan. (1997). The deeds of Dionysus. Saint Petersburg, Aleteya Publ., 540 p. (in Russian).
16. Burkert V. (2004). Greek religion: archaic and classic. Saint Petersburg, Aleteya Publ., 584 p. (in Russian).
17. Otto V. (2019). Greek gods. Saint Petersburg, Vladimir Dal Publ., 319 p. (in Russian).
18. Macrobius Theodosius. (2013). Saturnalia. Moscow, Krug Publ., 810 p. (in Russian).
19. Vergil. (1979). Aeneid. Virgil. Bucolics. Georgiki. Aeneid. Moscow, Khudozhestvennaya literature Publ., pp. 137-402. (in Russian).
20. Belyakov A., Matveychev O. (2014). The Trojan horse of Western history. Saint Petersburg, Piter Publ., 224 p. (in Russian).
21. Pseudo-Plato. (1994). Axioch. Plato. Collected works: in 4 vol. Moscow, Mysl Publ., vol. 4. (in Russian).
22. Losev A. F. (2000). History of ancient aesthetics. Early Hellenism. Kharkiv, Folio Publ.; Moscow, AST Publ., 960 p. (in Russian).
23. Eratosthenes (1992). Transformations into constellations (Catasterisms). Sky, science, poetry. Ancient authors about celestial bodies, their names, sunrises, sunsets and weather signs. Moscow, Moscow University Press, pp. 62-87. (in Russian).
24. Hymns of Proclus (1988). Antique hymns. Moscow, Moscow University Press, pp. 2690279. (in Russian).
Поступила в редакцию / Received 11 сентября 2020 г. / September 11, 2020