Научная статья на тему 'Гимназия принцессы Е. М. Ольденбургской (к 145-летию со дня основания)'

Гимназия принцессы Е. М. Ольденбургской (к 145-летию со дня основания) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
750
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦЕССА Е.М. ОЛЬДЕНБУРГСКАЯ / ГИМНАЗИЯ № 157 / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ / АРХИТЕКТОР А.П. МАКСИМОВ / PRINCESS E.M. OLDENBURG / ARCHITECT A.P. MAXIMOV / SCHOOL N 157 / THE HISTORY OF THE EDUCATION IN SAINT-PETERSBURG

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Персианов Игорь Александрович

В статье идет речь об истории создания и развития одной из старейших петербургских гимназий, носившей в прошлом и поныне имя принцессы Е.М. Ольденбургской, яркой представительницы аристократии рубежа XIX–XX вв., а также о самой принцессе, ее происхождении, образовании и деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School named after Princess E.M. Oldenburg (To 145-Anniversary of Its Foundation)

Article focuses on the history of creation and development of one of the most old schools in Saint-Petersburg named after Princess E.M. Oldenburg, the brightest representative of aristocracy of the end of XIX – beginning of XX cc. Author presents the information about parents of princess, her upbringing and education and examines in detail the educational programs in school. He also talks about the changes that have taken place in the social structure of pupils and in the program of study in the Soviet period, and he paid special attention to the work of teachers and pupils during the siege of Leningrad, as well as to post-war period, when the school was the basic and experimental area of the Academy of pedagogical science. In 1999 the school restored historic name “Gymnasium of Princess E.M. Oldenburg”, and today the development of the school is realized under the motto “Fidelity to tradition, openness to the world”.

Текст научной работы на тему «Гимназия принцессы Е. М. Ольденбургской (к 145-летию со дня основания)»

УДК 37.002.12

Персианов И.А.

Гимназия принцессы Е.М. Ольденбургской (к 145-летию со дня основания)

Персианов Игорь Александрович, кандидат педагогических наук, учитель истории, заместитель директора по воспитательной работе гимназии № 157 им. принцессы Е.М. Ольденбургской

E-mail: spmun@yandex.ru

В статье идет речь об истории создания и развития одной из старейших петербургских гимназий, носившей в прошлом и поныне имя принцессы Е.М. Ольденбургской, яркой представительницы аристократии рубежа XIX-XX вв., а также о самой принцессе, ее происхождении, образовании и деятельности.

Ключевые слова: принцесса Е.М. Ольденбургская, гимназия № 157, история образования в Санкт-Петербурге, архитектор А.П. Максимов.

В 2013 г. гимназии № 157 им. принцессы Е.М. Ольденбургской исполняется 145 лет. История образовательного учреждения началась в 1868 г., когда по ходатайству ведомства Учреждений Императрицы Марии при СвятоТроицкой общине сестер милосердия была открыта Рождественская женская прогимназия . В Именном Указе от 20 апреля записано: «Открыть в Песках Рождественскую прогимназию на 100 учениц»2. Первые годы прогимназия существовала как четырехклассное учебное заведение. С ее появлением небогатые родители смогли вздохнуть свободнее: «На место страха за будущность дочерей явилась надежда, что образованные дети со временем найдут себе честный и безобидный кусок хлеба»3. Высочайшим рескриптом от 5 февраля 1869 г. Попечительницей Рождественской женской гимназии была назначена Принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская (1845-1925).

Евгения Максимилиановна была дочерью Максимилиана-Евгения-Иосифа-Наполеона, герцога Лейхтенбергского (1817-1852) и Великой княжны Марии Николаевны (1819-1876). Герцог, человек разносторонне образованный, увлекался физикой и минералогией. Вместе с известным ученым Б.С. Якоби, изобретателем гальванопластики, Лейхтенбергский разработал новый способ осаждения меди из ее раствора. По его инициативе недалеко от Петербурга был построен гальванопластический завод. В разные годы герцог был главнозаведующим Горным институтом и президентом Академии художеств. Он инициировал открытие в столице круглосуточной бесплатной лечебницы для бедных, названной впоследствии его именем4.

Мать Евгении Максимилиановны, сестра императора Александра II, была старшей дочерью императора Николая I, дед Евгении Максимилиановны (со стороны отца) -Евгений де Богарне (1781-1824), сын императрицы Жозефины от первого брака, пасынок императора Наполеона I, бабушка - дочь баварского короля Максимилиана I принцесса Амалия Августа. После смерти герцога Максимилиана император Николай

I присвоил его детям титул Императорских Высочеств князей Романовских5.

Евгения Максимилиановна родилась 20 марта 1845 г. в Мариинском дворце6. Образование получила традиционное: история, география, иностранные языки, русский язык, литература, танцы, музыка, рисование. В юности принцесса часто проводила время в компании с великими князьями Николаем (Никсом) и Александром (будущим Александром III) и со своими подругами М. Перовской, А. Жуковской, а также с М. и Е. Мещерскими. Женихом княжны Евгении стал принц Александр Петрович Ольденбургский7, который рос вместе с великими князьями и дружил с ними. В этой друж-

1 Исторический очерк Свято-Троицкой общины сестер милосердия. СПб., 1894. С. 21. Рождественской гимназию назвали, поскольку первоначально (на протяжении шести лет) она размещалась на 2-й Рождественской (ныне Советской) улице в доме № І3. В 1874 г. Рождественская прогимназия из Свято-Троицкой общины сестер милосердия переехала в дом Хри-сторождественского братства (6-я Рождественская, 21).

2 Полное собрание законов Российской империи (ПС3), 1868. Т.142. С. 434.

3 Скворцов И.В. Двадцатипятилетние Рожественской женской гимназии 1868-1893. СПб: Типография А.Л. Трунова. 1894. С. 9

4 Там же. С. 1.

5 Требельский П.Х., Мирвис А.Б. Дом Романовых. СПб., 1992. С. 139. Полное имя принцессы Евгении - ее императорское Высочество княжна Романовская, герцогиня Лейхтенбергская, принцесса Богарне.

6 Анненкова Э.А., Голиков Ю.П. Русские Ольденбургские и их дворцы. СПб. 1997. С.77.

7 Подробнее см.: Мазинг Ю.А. Семья «русских» Ольденбургских // Пространство и Время. 2011. № 2 (4), С. 216-228. (Прим. ред.).

Принцесса Евгения Максимилиановна Ольден-

бургская (1845-1925)

ной компании они познакомились и сблизились. Бракосочетание состоялось в Зимнем дворце 7 января 1868 г. Княжна Евгения, теперь уже принцесса Ольденбургская, по мнению барона фон Белью-Маркони, произвела на своих новых немецких родственников благоприятное впечатление: «Она была во всех отношениях привлекательна, очень естественна и без претензий, у нее было некрасивое, но очень приветливое лицо. Она не говорила по-немецки, но прилежно стремилась его выучить, чтобы владеть им достаточно при посещении Ольденбурга в мае»1.

Евгения Максимилиановна, по воспоминаниям графа Шереметева, в семейной жизни была «женщиной благоразумной и хорошей хозяйкой, внимательной, заботливой матерью и добросовестной до педантизма при исполнении своих служебных обязанностей. Она ими поглощена, потому что вообще любит деятельность. Комитеты, заседания, благотворительные дела, бумажные отношения, подшиванье бумаг, представительность -это ее жизнь. Она общительна, гостеприимна, в обращении проста, она любит рассуждать, повествовать и казаться политической дамой. У нее свой особый кругозор и взгляд на людей, свои особые обороты речи... По-русски она пишет и выражается безукоризненно. Она любит чтение и следит за литературой»2.

Евгения Максимилиановна унаследовала отцовский интерес к искусству, наукам и одновременно его деловую хватку, так что если герцог Максимилиан был первым деловым человеком из семьи Романовых, то его дочь можно назвать первой деловой женщиной в императорской семье. Она возглавляла Императорское общество поощрения художеств, была президентом Императорского минералогического общества, попечительницей Императорского ботанического сада, учредителем художественных школ, конкурсов, выставок, почетной председательницей Общества содействия женскому сельскохозяйственному образованию и др. С детства художественно одаренная, великая княжна впоследствии «в роли президента Академии художеств... была полезна и не была декоративной куклой, в ней не было ничего узкого и щепетильного, большой ум, большой запас опытности, широкий кругозор и потребность к простору жизни.»3. Великая княжна с уважением и вниманием относилась к талантливым художникам: поощряла уже известных, опекала молодых. Побывав на художественной выставке в Москве (1854), она обратила внимание на работы никому тогда еще неизвестного художника А.К. Саврасова.

После смерти матери в 1878 г. Евгения Максимилиановна по распоряжению императора заняла пост председателя Общества поощрения художеств. В его залах проводились выставки художников-передвижников, «мирискусников», персональные выставки И.К. Айвазовского, В.В. Верещагина, А.И. Куинджи. При Обществе была также открыта Рисовальная школа, которую возглавлял Н.К. Рерих. Сама принцесса увлекалась модным в то время видом художественного творчества - выжиганием по дереву.

Ольденбургские были отзывчивыми людьми, зная это, к ним обращались многие, в том числе Лев Толстой, ходатайствовавший перед императрицей об облегчении участи одной из политических заключенных. 7 апреля 1884 г. Л.Н. Толстой пишет: «...мне посоветовали обратиться к Евгении Максимилиановне. Эта мысль меня обрадовала. Впечатление оставшееся об Евгении Максимилиановне, такое хорошее, милое, простое и человеческое, и все, что я слышал и слышу о ней, все так подтверждает это впечатление, что мы решили просить ее, чтобы она передала [прошение - И.П.] Императрице»4.

За обучение в прогимназии, попечительницей которой была Евгения Максимилиановна, плата не взималась. При прогимназии имелась бесплатная начальная школа для девочек 7-10 лет из беднейших семейств, учили девочек ученицы старших классов прогимназии, которые потом получали право работать учительницами в начальных народных школах. Программа обучения была весьма обширной: чтение, письмо, математика, физика, история.

В августе 1877 г. прогимназию преобразовали в гимназию, открыли новые классы. Популярность гимназии быстро росла, в ней обучались дети купеческого сословия, интеллигенции, офицеров, мещан, ремесленников и крестьян. С 1881 г. начало действовать «Общество вспомоществования недостаточным девицам», которое помогало оплачивать обучение в этой гимназии. Его учредителями стали купцы И.Ф. и А.И. Громовы, отец и сын, а возглавляла его принцесса Е.М. Ольденбургская. Средства также поступали от проведения литературно-музыкальных вечеров, любительских спектаклей, танцевальных вечеров и т.д. Значительную часть членов «Общества» составляли преподаватели гимназии, бывшие ученицы и родители учениц. Нуждающимся могли, например, заказать платье к выпускному балу, причем чтобы не унизить девушек, преподносилось это как поощрение за какие-либо успехи.

Евгения Максимилиановна так представляла себе цели и задачи воспитания девочек: «Помимо формально образовательных целей, преследуемых курсом средних учебных заведений вообще, женские гимназии могут и должны иметь в виду развитие духовных сил девиц, сообщением именно того запаса знаний, который по практическому его применению в жизни необходим им как будущим матерям, было бы кажется большой ошибкой и в образовании, и в воспитании женщины упускать из виду ее прямое назначение быть матерью в широком значении этого понятия»5. Претворяя в жизнь свои воспитательные идеи, Евгения Максимилиановна в виде опыта ввела в гимназии преподавание таких предметов, как гигиена, учение о «подании первой помощи», домоводство. Долгие годы преподавателям гигиены и врачом гимназии была Анна Николаевна Шабанова, одна из первых женщин-врачей, получивших высшее образование в России.

Ученицы гимназии обучались закону Божьему, русскому языку с церковно-славянским, немецкому и французскому языкам, истории, географии, естествознанию с гигиеной, физике, математике, рукоделию, педагогике, рисованию, чистописанию, пению, танцам. Уроки географии проходили не только в классе, у карты -гимназистки выезжали в пригороды Петербурга и даже в некоторые города России. Оценивалась не только успеваемость, но и поведение гимназисток, которые всегда должны были быть опрятно и аккуратно одеты, причесаны, вести себя сдержанно, показывая хорошие манеры, за чем следили классные дамы. К спине сутулившейся девушки, например, могли привязать пару тяжелых линеек... Хорошие манеры и умение танцевать

1 Tantzen R. Das Schicksal des Hauses Oldenburg in Russland // Oldenburger Forschungen. Neue Folge. Oldenburg. 2000. Band 11. S. 117.

2 Шереметев С.Д. Мемуары. СПб., 2001. С. 177.

3 Там же. С. 176.

4 Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22 т. Т. 9. М. 1984. С. 35.

5 25-летие Рождественской женской гимназии. СПб., 1894. С.3.

ученицы демонстрировали на балах, к которым тщательно готовились. Девушки приходили на бал со своими братьями или кузенами: считалось неприличным танцевать с незнакомым молодым человеком. Если же юноша хотел познакомиться, он писал девушке записку, которую передавал специальный секретарь.

Окончившие семилетний курс имели право работать домашними учительницами, а закончившие курс четырех низших классов - начальными учительницами1. С 1910 г. в гимназии появился дополнительный педагогический класс (гуманитарный и математический), по окончании которого предоставлялась возможность продолжить образование в Женском педагогическом институте. Многие девушки, окончив его, возвращались преподавать в родную гимназию, как, например, Елизавета Александровна Садова2, проработавшая в гимназии преподавателем русского языка и литературы более 20 лет.

Вопрос о строительстве нового специального здания для Рождественской гимназии впервые возник с началом 1890-х гг. По решению опекунского совета Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны начались поиски места для строительства, которое было предоставлено здесь же, на Песках, у Смольного института. В 1899 г. журнал «Строитель» отмечал: «Ведомство учреждений императрицы Марии приступило к постройке колоссального здания, предназначенного для гимназии, главный фасад по Лафонской 35 саженей [1 сажень = 2,134 м], боковые его стороны по 29 саженей.

Первый этаж - квартиры для начальницы, помещения для классных дам, пять рисовальных классов с особым освещением; в двух других этажах: 16 классов, каждый 16 квадратных саженей, актовый зал имеет в длину 13 саженей, а в ширину 7 саженей, высота его - 11 аршин [1 аршин = 0,7 м]. Внутренний двор выходит на Адлерберговский сад, где есть и площадка для детских игр. Здание будет закончено к июлю 1901 года. Руководит постройкой строительный комитет Ведомства, а непосредственно возглавил работы техник-строитель Александр Павлович Максимов».3

Гражданский инженер А.П. Максимов (1857-1917) был довольно известным архитектором. Здания по его проектам строились во Владимире, Нижнем Новгороде, Пензе. Он участвовал в создании памятников Н.В. Гоголю и М.Ю. Лермонтову в Адмиралтейском саду. В Санкт-Петербурге при участии Максимова было перестроено здание Технологического института, здание Института гражданских инженеров на 2-ой Красноармейской улице. В разработке проекта также принимали непосредственное участие инспектора по строительной части Ведомства учреждений императрицы Марии академик архитектуры Р.А. Гёдике и его помощник П.Н. Волков.

В сентябре 1901 г. в новом здании, вмещавшем более 1000 учащихся, начались занятия. Современники по достоинству оценили новое здание: «Это здание при простоте постройки и отсутствии роскоши, в отношении света, простора, воздуха и тепла не имеет себе конкурентов не только в Петербурге, но и в России. Замечательно, что в нем нет ни одного темного уголка, а не в переносном только, но и в буквальном смысле слова -это в истину храм просвещения, которым вправе гордиться»4. Основная его часть принадлежала Рождественской гимназии, в пристройке, в соответствии с проектом, размещалось еще одно учебное заведение - первое Мариинское женское училище (основано в 1882 г.).

Императрица Мария Федоровна в 1893 г. по случаю 25-летия гимназии в Высочайшем рескрипте на имя принцессы Е.М. Ольденбургской выражала душевную признательность за плодотворную и полезную деятельность на благо гимназии, за введение предметов «важных в жизни женщин вообще, и в особенности, женщин такого скромного круга, к которому принадлежат ученицы Рождественской гимназии. При этом своими беседами и указаниями при посещении гимназии, а также постоянным личным примером внимательности, кротости и снисходительности к служебному персоналу и детям, при живой отзывчивости к их успехам Вы создали в Рождественской гимназии дружную семью почтенных тружеников, усердно несущих обязанности воспитания юношества»5.

Атмосферу тепла, дружелюбия создавали и люди, работавшие в гимназии: Е.А. Кублицкая-Пиоттух (настоятельница Свято-Троицкой общины в течение 28 лет); М.О. Косинский (первый заведующий прогимназией, основавший первую в Петербурге «Таврическую школу бесплатного обучения»); И.В. Скворцов (автор книг по педагогике, русской истории, философии, по истории женских гимназий, преподаватель педагогики, истории, а затем инспектор гимназии); Е.М. Плотникова (классная надзирательница и учительница прогимназии, более 40 лет главная надзирательница гимназии) и многие другие. Принцесса высоко ценила сотрудников своего подопечного учреждения. В своей речи на праздновании 25-летия Рождественской гимназии она говорила, обращаясь к педагогам: «Без Вашей помощи, одни мои усилия не принесли бы плодов. Вы сплотились в дружную семью и работали не жалея своих трудов и почерпая силы в преданности и любви к делу. Будем же продолжать дело воспитания

1 Флит Н.В. Школа в России в конце 19 - начале 20 веков. Л.: Ленинградское предприятие «Экстерн». 1991. С. 27.

2 Дочь профессора СПб духовной академии Александр Ивановича Садова (1850-1930), сестра профессора-микробиолога Александра Александрович Садова (1891-1942). Близким другом семьи был юрист А.Ф. Кони (1844-1927). (Прим ред.).

3 Строитель. 1899. № 17-18. С. 696.

4 Строитель. 1901. № 36. С. 26. В наши дни здание гимназии принцессы Е.М. Ольденбургской включено в список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность (Управление государственной инспекции по охране памятников истории и культуры. Решение Президиума городского Совета народных депутатов № 445 от 29.12.1991).

5 Скворцов И.В. Двадцатипятилетние Рожественской женской гимназии 1868-1893. СПб: Типография А.Л. Трунова. 1894. С. 7-8.

Здание гимназии принцессы Е.М. Ольденбургской в наши дни

детей в духе христианской нравственности, на радость семьи для служения царю и для пользы отечества»1.

18 августа 1899 г. по высочайшему повелению Николая II Санкт-Петербургской Рождественской гимназии присвоено наименование: «Санкт-Петербургская гимназия принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской» .

В 1917 г., после Февральской революции семья Ольденбургских навсегда покинула родину и поселилась на юге Франции, в Биаррице. Единственный сын четы Ольденбургских Петр тяжело болел и умер раньше родителей. Сама Евгения Максимилиановна скончалась в 1925 г. в возрасте 80-ти лет.

После Октябрьской революции 1917 года гимназия была преобразована в единую трудовую школу № 14, а затем в 5-ю среднюю школу3. Две трети преподавателей гимназии продолжили свою педагогическую деятельность в изменившем название учебном заведении, состав же учащихся изменился: здесь стали обучаться девочки и мальчики из рабочих семей. Много внимания уделялось трудовому воспитанию. В школе работали многочисленные кружки - переплетные, столярные, слесарные, швейные, бухгалтерские. Был магазин, где торговали сами учащиеся, продавая в основном школьные принадлежности без торговой наценки. Бухгалтерскую проверку осуществляли старшеклассники, изучавшие счетно-бухгалтерское дело. В швейные мастерские брали заказы на пошив белья, вышивки. Вырученные деньги шли на покупку иголок, ниток и других принадлежностей. Большой популярностью пользовались различные кружки, организовывались встречи с известными людьми. Так, в школе неоднократно бывал выдающийся российский юрист А.Ф. Кони.

В 1930-е гг. начался новый этап в развитии школы (с 1939 получившей № 157). В частности, значительно вырос уровень преподавания точных и естественных предметов.

С началом войны директор школы вместе со старшеклассниками принимал участие в оборонительных работах под Ленинградом. Еще до начала блокады, в конце июня 1941 г., часть младших школьников была вывезена в Ярославскую область вместе с завучем начальной школы и двумя учителями. Летом 1941 г. в здании 157-й школы разместилась 8-я специальная артиллерийская школа, здание которой на Обводном канале было передано госпиталю, ранней весной 1942 г. здесь был организован стационар с трехразовым питанием для самых ослабленных учителей района, спасший от гибели многих из своих пациентов.

Во второй блокадный год в 157-й средней школе возобновились занятия, и в 1942/43 учебном году шесть учеников школы успешно сдали экзамены и закончили 10-й класс. Указом Президиума Верховного Совета СССР в 19431944 гг. за участие в работе по обороне Ленинграда в период его блокады 39 учителей и сотрудников школы и 49 учащихся были награждены медалью «За оборону Ленинграда». После снятия блокады Ленинграда жизнь в школе стала быстро входить в нормальное русло. В 1944-1945 учебном году она стала мужской с 24 классами с 880 учащимися.

В 1957 г. школа становится базовой площадкой Академии Педагогических наук РСФСР, а с 1962 г. - академической экспериментальной школой Института общей педагогики АПН РСФСР в Москве. С 1968 по 1973 гг. школа находилась в ведении АПН СССР, в 1974 г. она стала экспериментальным учреждением НИИ Общего образования взрослых АПН СССР.

В 1999 г. нашему образовательному учреждению было возвращено историческое название «Гимназия принцессы Е.М. Ольденбургской». Еще в первые годы работы музея были налажены контакты с семьей Ольденбургских и гимназией Цецилиеншуле в г. Ольденбург. Герцог Гуно фон Ольденбург с супругой, его племянник Константин неоднократно посещали гимназию. Были установлены связи с учреждениями города, в создании которых принимали участие русские Ольденбургские, и сегодня с полным правом можно говорить о том, что развитие гимназии реализуется под девизом: «Верность традициям, открытость миру».

ЛИТЕРАТУРА

1. 25-летие Рождественской женской гимназии. СПб., 1894.

25-letie Rozhdestvenskoi zhenskoi gimnazii. S.-Peterburg, 1894.

2. Анненкова Э.А., Голиков Ю.П. Русские Ольденбургские и их дворцы. СПб., 1997.

Аnnenkova Е.А., Golikov YU.P. Russkie Ol'denburgskie i ikh dvortsy. S.-Peterburg. 1997.

3. Бавли С. Маэстро питерской плеяды. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.sportsdaily.ru/articles/maestro-piterskoy-pleyadyi-35157

Bavli S. Maestro piterskoi pleyady. URL: http://www.sportsdaily.ru/articles/maestro-piterskoy-pleyadyi-35157

4. Великая Отечественная война и блокада в истории школы № 157: Сб. / Сост. Р.Г. Дегтяренко. СПб.: Линк, 2009.

Velikaya Otechestvennaya voina i blokada v istorii shkoly № 157: Sb. Sost. R.G.Degtyarenko. Link, S.-Peterburg. 2009.

5. Строитель. 1899. № 17-18. 1901. № 36.

Stroitel'. 1899. № 17-18. 1901. № 36.

6. Исторический очерк Свято-Троицкой общины сестер милосердия. СПб. 1894.

Istoricheskii ocherk Svyato-Troitskoi obshhiny sester miloserdiya. SPb. 1894.

7. Скворцов И.В. Двадцатипятилетние Рожественской женской гимназии 1868-1893. СПб: Типография

А.Л. Трунова, 1894.

Skvortsov I.V. Dvadtsatipyatiletnie Rozhestvenskoi zhenskoi gimnazii 1868-1893. Tipografiya АХ. Trunova. S.-Peterburg. 1894.

8. Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22 т. Т. 9. М., 1984.

Tolstoi L.N. Sobr. soch.: V 22 t. T. 9. Moskva. 1984.

9. Флит Н.В. Школа в России в конце 19 - начале 20 веков. Л.: Ленинградское предприятие «Экстерн» 1991.

Flit N.V. Shkola v Rossii v kontse 19 - nachale 20 vekov. Leningradskoe predpriyatie «Ekstern», Leningrad. 1991.

10. Шереметев С.Д. Мемуары. СПб., 2001.

Sheremetev S.D. Memuary. S.-Peterburg. 2001.

11. Tantzen R. Das Schicksal des Hauses Oldenburg in Russland. Oldenburger Forschungen. Neue Folge. Oldenburg. 2000. B. 11.

1 Там же.

2 ПСЗ. 1868. Т. 19, С. 962

3 С 1923 до 1930 гг. школа называлась 5-й образцовой фабрично-заводской девятилеткой (Ф.З.Д.) имени Степана Халтурина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.