УДК 37.002.12
Персианов И.А.
Гимназия принцессы Е.М. Ольденбургской (к 145-летию со дня основания)
Персианов Игорь Александрович, кандидат педагогических наук, учитель истории, заместитель директора по воспитательной работе гимназии № 157 им. принцессы Е.М. Ольденбургской
E-mail: spmun@yandex.ru
В статье идет речь об истории создания и развития одной из старейших петербургских гимназий, носившей в прошлом и поныне имя принцессы Е.М. Ольденбургской, яркой представительницы аристократии рубежа XIX-XX вв., а также о самой принцессе, ее происхождении, образовании и деятельности.
Ключевые слова: принцесса Е.М. Ольденбургская, гимназия № 157, история образования в Санкт-Петербурге, архитектор А.П. Максимов.
В 2013 г. гимназии № 157 им. принцессы Е.М. Ольденбургской исполняется 145 лет. История образовательного учреждения началась в 1868 г., когда по ходатайству ведомства Учреждений Императрицы Марии при СвятоТроицкой общине сестер милосердия была открыта Рождественская женская прогимназия . В Именном Указе от 20 апреля записано: «Открыть в Песках Рождественскую прогимназию на 100 учениц»2. Первые годы прогимназия существовала как четырехклассное учебное заведение. С ее появлением небогатые родители смогли вздохнуть свободнее: «На место страха за будущность дочерей явилась надежда, что образованные дети со временем найдут себе честный и безобидный кусок хлеба»3. Высочайшим рескриптом от 5 февраля 1869 г. Попечительницей Рождественской женской гимназии была назначена Принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская (1845-1925).
Евгения Максимилиановна была дочерью Максимилиана-Евгения-Иосифа-Наполеона, герцога Лейхтенбергского (1817-1852) и Великой княжны Марии Николаевны (1819-1876). Герцог, человек разносторонне образованный, увлекался физикой и минералогией. Вместе с известным ученым Б.С. Якоби, изобретателем гальванопластики, Лейхтенбергский разработал новый способ осаждения меди из ее раствора. По его инициативе недалеко от Петербурга был построен гальванопластический завод. В разные годы герцог был главнозаведующим Горным институтом и президентом Академии художеств. Он инициировал открытие в столице круглосуточной бесплатной лечебницы для бедных, названной впоследствии его именем4.
Мать Евгении Максимилиановны, сестра императора Александра II, была старшей дочерью императора Николая I, дед Евгении Максимилиановны (со стороны отца) -Евгений де Богарне (1781-1824), сын императрицы Жозефины от первого брака, пасынок императора Наполеона I, бабушка - дочь баварского короля Максимилиана I принцесса Амалия Августа. После смерти герцога Максимилиана император Николай
I присвоил его детям титул Императорских Высочеств князей Романовских5.
Евгения Максимилиановна родилась 20 марта 1845 г. в Мариинском дворце6. Образование получила традиционное: история, география, иностранные языки, русский язык, литература, танцы, музыка, рисование. В юности принцесса часто проводила время в компании с великими князьями Николаем (Никсом) и Александром (будущим Александром III) и со своими подругами М. Перовской, А. Жуковской, а также с М. и Е. Мещерскими. Женихом княжны Евгении стал принц Александр Петрович Ольденбургский7, который рос вместе с великими князьями и дружил с ними. В этой друж-
1 Исторический очерк Свято-Троицкой общины сестер милосердия. СПб., 1894. С. 21. Рождественской гимназию назвали, поскольку первоначально (на протяжении шести лет) она размещалась на 2-й Рождественской (ныне Советской) улице в доме № І3. В 1874 г. Рождественская прогимназия из Свято-Троицкой общины сестер милосердия переехала в дом Хри-сторождественского братства (6-я Рождественская, 21).
2 Полное собрание законов Российской империи (ПС3), 1868. Т.142. С. 434.
3 Скворцов И.В. Двадцатипятилетние Рожественской женской гимназии 1868-1893. СПб: Типография А.Л. Трунова. 1894. С. 9
4 Там же. С. 1.
5 Требельский П.Х., Мирвис А.Б. Дом Романовых. СПб., 1992. С. 139. Полное имя принцессы Евгении - ее императорское Высочество княжна Романовская, герцогиня Лейхтенбергская, принцесса Богарне.
6 Анненкова Э.А., Голиков Ю.П. Русские Ольденбургские и их дворцы. СПб. 1997. С.77.
7 Подробнее см.: Мазинг Ю.А. Семья «русских» Ольденбургских // Пространство и Время. 2011. № 2 (4), С. 216-228. (Прим. ред.).
Принцесса Евгения Максимилиановна Ольден-
бургская (1845-1925)
ной компании они познакомились и сблизились. Бракосочетание состоялось в Зимнем дворце 7 января 1868 г. Княжна Евгения, теперь уже принцесса Ольденбургская, по мнению барона фон Белью-Маркони, произвела на своих новых немецких родственников благоприятное впечатление: «Она была во всех отношениях привлекательна, очень естественна и без претензий, у нее было некрасивое, но очень приветливое лицо. Она не говорила по-немецки, но прилежно стремилась его выучить, чтобы владеть им достаточно при посещении Ольденбурга в мае»1.
Евгения Максимилиановна, по воспоминаниям графа Шереметева, в семейной жизни была «женщиной благоразумной и хорошей хозяйкой, внимательной, заботливой матерью и добросовестной до педантизма при исполнении своих служебных обязанностей. Она ими поглощена, потому что вообще любит деятельность. Комитеты, заседания, благотворительные дела, бумажные отношения, подшиванье бумаг, представительность -это ее жизнь. Она общительна, гостеприимна, в обращении проста, она любит рассуждать, повествовать и казаться политической дамой. У нее свой особый кругозор и взгляд на людей, свои особые обороты речи... По-русски она пишет и выражается безукоризненно. Она любит чтение и следит за литературой»2.
Евгения Максимилиановна унаследовала отцовский интерес к искусству, наукам и одновременно его деловую хватку, так что если герцог Максимилиан был первым деловым человеком из семьи Романовых, то его дочь можно назвать первой деловой женщиной в императорской семье. Она возглавляла Императорское общество поощрения художеств, была президентом Императорского минералогического общества, попечительницей Императорского ботанического сада, учредителем художественных школ, конкурсов, выставок, почетной председательницей Общества содействия женскому сельскохозяйственному образованию и др. С детства художественно одаренная, великая княжна впоследствии «в роли президента Академии художеств... была полезна и не была декоративной куклой, в ней не было ничего узкого и щепетильного, большой ум, большой запас опытности, широкий кругозор и потребность к простору жизни.»3. Великая княжна с уважением и вниманием относилась к талантливым художникам: поощряла уже известных, опекала молодых. Побывав на художественной выставке в Москве (1854), она обратила внимание на работы никому тогда еще неизвестного художника А.К. Саврасова.
После смерти матери в 1878 г. Евгения Максимилиановна по распоряжению императора заняла пост председателя Общества поощрения художеств. В его залах проводились выставки художников-передвижников, «мирискусников», персональные выставки И.К. Айвазовского, В.В. Верещагина, А.И. Куинджи. При Обществе была также открыта Рисовальная школа, которую возглавлял Н.К. Рерих. Сама принцесса увлекалась модным в то время видом художественного творчества - выжиганием по дереву.
Ольденбургские были отзывчивыми людьми, зная это, к ним обращались многие, в том числе Лев Толстой, ходатайствовавший перед императрицей об облегчении участи одной из политических заключенных. 7 апреля 1884 г. Л.Н. Толстой пишет: «...мне посоветовали обратиться к Евгении Максимилиановне. Эта мысль меня обрадовала. Впечатление оставшееся об Евгении Максимилиановне, такое хорошее, милое, простое и человеческое, и все, что я слышал и слышу о ней, все так подтверждает это впечатление, что мы решили просить ее, чтобы она передала [прошение - И.П.] Императрице»4.
За обучение в прогимназии, попечительницей которой была Евгения Максимилиановна, плата не взималась. При прогимназии имелась бесплатная начальная школа для девочек 7-10 лет из беднейших семейств, учили девочек ученицы старших классов прогимназии, которые потом получали право работать учительницами в начальных народных школах. Программа обучения была весьма обширной: чтение, письмо, математика, физика, история.
В августе 1877 г. прогимназию преобразовали в гимназию, открыли новые классы. Популярность гимназии быстро росла, в ней обучались дети купеческого сословия, интеллигенции, офицеров, мещан, ремесленников и крестьян. С 1881 г. начало действовать «Общество вспомоществования недостаточным девицам», которое помогало оплачивать обучение в этой гимназии. Его учредителями стали купцы И.Ф. и А.И. Громовы, отец и сын, а возглавляла его принцесса Е.М. Ольденбургская. Средства также поступали от проведения литературно-музыкальных вечеров, любительских спектаклей, танцевальных вечеров и т.д. Значительную часть членов «Общества» составляли преподаватели гимназии, бывшие ученицы и родители учениц. Нуждающимся могли, например, заказать платье к выпускному балу, причем чтобы не унизить девушек, преподносилось это как поощрение за какие-либо успехи.
Евгения Максимилиановна так представляла себе цели и задачи воспитания девочек: «Помимо формально образовательных целей, преследуемых курсом средних учебных заведений вообще, женские гимназии могут и должны иметь в виду развитие духовных сил девиц, сообщением именно того запаса знаний, который по практическому его применению в жизни необходим им как будущим матерям, было бы кажется большой ошибкой и в образовании, и в воспитании женщины упускать из виду ее прямое назначение быть матерью в широком значении этого понятия»5. Претворяя в жизнь свои воспитательные идеи, Евгения Максимилиановна в виде опыта ввела в гимназии преподавание таких предметов, как гигиена, учение о «подании первой помощи», домоводство. Долгие годы преподавателям гигиены и врачом гимназии была Анна Николаевна Шабанова, одна из первых женщин-врачей, получивших высшее образование в России.
Ученицы гимназии обучались закону Божьему, русскому языку с церковно-славянским, немецкому и французскому языкам, истории, географии, естествознанию с гигиеной, физике, математике, рукоделию, педагогике, рисованию, чистописанию, пению, танцам. Уроки географии проходили не только в классе, у карты -гимназистки выезжали в пригороды Петербурга и даже в некоторые города России. Оценивалась не только успеваемость, но и поведение гимназисток, которые всегда должны были быть опрятно и аккуратно одеты, причесаны, вести себя сдержанно, показывая хорошие манеры, за чем следили классные дамы. К спине сутулившейся девушки, например, могли привязать пару тяжелых линеек... Хорошие манеры и умение танцевать
1 Tantzen R. Das Schicksal des Hauses Oldenburg in Russland // Oldenburger Forschungen. Neue Folge. Oldenburg. 2000. Band 11. S. 117.
2 Шереметев С.Д. Мемуары. СПб., 2001. С. 177.
3 Там же. С. 176.
4 Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22 т. Т. 9. М. 1984. С. 35.
5 25-летие Рождественской женской гимназии. СПб., 1894. С.3.
ученицы демонстрировали на балах, к которым тщательно готовились. Девушки приходили на бал со своими братьями или кузенами: считалось неприличным танцевать с незнакомым молодым человеком. Если же юноша хотел познакомиться, он писал девушке записку, которую передавал специальный секретарь.
Окончившие семилетний курс имели право работать домашними учительницами, а закончившие курс четырех низших классов - начальными учительницами1. С 1910 г. в гимназии появился дополнительный педагогический класс (гуманитарный и математический), по окончании которого предоставлялась возможность продолжить образование в Женском педагогическом институте. Многие девушки, окончив его, возвращались преподавать в родную гимназию, как, например, Елизавета Александровна Садова2, проработавшая в гимназии преподавателем русского языка и литературы более 20 лет.
Вопрос о строительстве нового специального здания для Рождественской гимназии впервые возник с началом 1890-х гг. По решению опекунского совета Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны начались поиски места для строительства, которое было предоставлено здесь же, на Песках, у Смольного института. В 1899 г. журнал «Строитель» отмечал: «Ведомство учреждений императрицы Марии приступило к постройке колоссального здания, предназначенного для гимназии, главный фасад по Лафонской 35 саженей [1 сажень = 2,134 м], боковые его стороны по 29 саженей.
Первый этаж - квартиры для начальницы, помещения для классных дам, пять рисовальных классов с особым освещением; в двух других этажах: 16 классов, каждый 16 квадратных саженей, актовый зал имеет в длину 13 саженей, а в ширину 7 саженей, высота его - 11 аршин [1 аршин = 0,7 м]. Внутренний двор выходит на Адлерберговский сад, где есть и площадка для детских игр. Здание будет закончено к июлю 1901 года. Руководит постройкой строительный комитет Ведомства, а непосредственно возглавил работы техник-строитель Александр Павлович Максимов».3
Гражданский инженер А.П. Максимов (1857-1917) был довольно известным архитектором. Здания по его проектам строились во Владимире, Нижнем Новгороде, Пензе. Он участвовал в создании памятников Н.В. Гоголю и М.Ю. Лермонтову в Адмиралтейском саду. В Санкт-Петербурге при участии Максимова было перестроено здание Технологического института, здание Института гражданских инженеров на 2-ой Красноармейской улице. В разработке проекта также принимали непосредственное участие инспектора по строительной части Ведомства учреждений императрицы Марии академик архитектуры Р.А. Гёдике и его помощник П.Н. Волков.
В сентябре 1901 г. в новом здании, вмещавшем более 1000 учащихся, начались занятия. Современники по достоинству оценили новое здание: «Это здание при простоте постройки и отсутствии роскоши, в отношении света, простора, воздуха и тепла не имеет себе конкурентов не только в Петербурге, но и в России. Замечательно, что в нем нет ни одного темного уголка, а не в переносном только, но и в буквальном смысле слова -это в истину храм просвещения, которым вправе гордиться»4. Основная его часть принадлежала Рождественской гимназии, в пристройке, в соответствии с проектом, размещалось еще одно учебное заведение - первое Мариинское женское училище (основано в 1882 г.).
Императрица Мария Федоровна в 1893 г. по случаю 25-летия гимназии в Высочайшем рескрипте на имя принцессы Е.М. Ольденбургской выражала душевную признательность за плодотворную и полезную деятельность на благо гимназии, за введение предметов «важных в жизни женщин вообще, и в особенности, женщин такого скромного круга, к которому принадлежат ученицы Рождественской гимназии. При этом своими беседами и указаниями при посещении гимназии, а также постоянным личным примером внимательности, кротости и снисходительности к служебному персоналу и детям, при живой отзывчивости к их успехам Вы создали в Рождественской гимназии дружную семью почтенных тружеников, усердно несущих обязанности воспитания юношества»5.
Атмосферу тепла, дружелюбия создавали и люди, работавшие в гимназии: Е.А. Кублицкая-Пиоттух (настоятельница Свято-Троицкой общины в течение 28 лет); М.О. Косинский (первый заведующий прогимназией, основавший первую в Петербурге «Таврическую школу бесплатного обучения»); И.В. Скворцов (автор книг по педагогике, русской истории, философии, по истории женских гимназий, преподаватель педагогики, истории, а затем инспектор гимназии); Е.М. Плотникова (классная надзирательница и учительница прогимназии, более 40 лет главная надзирательница гимназии) и многие другие. Принцесса высоко ценила сотрудников своего подопечного учреждения. В своей речи на праздновании 25-летия Рождественской гимназии она говорила, обращаясь к педагогам: «Без Вашей помощи, одни мои усилия не принесли бы плодов. Вы сплотились в дружную семью и работали не жалея своих трудов и почерпая силы в преданности и любви к делу. Будем же продолжать дело воспитания
1 Флит Н.В. Школа в России в конце 19 - начале 20 веков. Л.: Ленинградское предприятие «Экстерн». 1991. С. 27.
2 Дочь профессора СПб духовной академии Александр Ивановича Садова (1850-1930), сестра профессора-микробиолога Александра Александрович Садова (1891-1942). Близким другом семьи был юрист А.Ф. Кони (1844-1927). (Прим ред.).
3 Строитель. 1899. № 17-18. С. 696.
4 Строитель. 1901. № 36. С. 26. В наши дни здание гимназии принцессы Е.М. Ольденбургской включено в список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность (Управление государственной инспекции по охране памятников истории и культуры. Решение Президиума городского Совета народных депутатов № 445 от 29.12.1991).
5 Скворцов И.В. Двадцатипятилетние Рожественской женской гимназии 1868-1893. СПб: Типография А.Л. Трунова. 1894. С. 7-8.
Здание гимназии принцессы Е.М. Ольденбургской в наши дни
детей в духе христианской нравственности, на радость семьи для служения царю и для пользы отечества»1.
18 августа 1899 г. по высочайшему повелению Николая II Санкт-Петербургской Рождественской гимназии присвоено наименование: «Санкт-Петербургская гимназия принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской» .
В 1917 г., после Февральской революции семья Ольденбургских навсегда покинула родину и поселилась на юге Франции, в Биаррице. Единственный сын четы Ольденбургских Петр тяжело болел и умер раньше родителей. Сама Евгения Максимилиановна скончалась в 1925 г. в возрасте 80-ти лет.
После Октябрьской революции 1917 года гимназия была преобразована в единую трудовую школу № 14, а затем в 5-ю среднюю школу3. Две трети преподавателей гимназии продолжили свою педагогическую деятельность в изменившем название учебном заведении, состав же учащихся изменился: здесь стали обучаться девочки и мальчики из рабочих семей. Много внимания уделялось трудовому воспитанию. В школе работали многочисленные кружки - переплетные, столярные, слесарные, швейные, бухгалтерские. Был магазин, где торговали сами учащиеся, продавая в основном школьные принадлежности без торговой наценки. Бухгалтерскую проверку осуществляли старшеклассники, изучавшие счетно-бухгалтерское дело. В швейные мастерские брали заказы на пошив белья, вышивки. Вырученные деньги шли на покупку иголок, ниток и других принадлежностей. Большой популярностью пользовались различные кружки, организовывались встречи с известными людьми. Так, в школе неоднократно бывал выдающийся российский юрист А.Ф. Кони.
В 1930-е гг. начался новый этап в развитии школы (с 1939 получившей № 157). В частности, значительно вырос уровень преподавания точных и естественных предметов.
С началом войны директор школы вместе со старшеклассниками принимал участие в оборонительных работах под Ленинградом. Еще до начала блокады, в конце июня 1941 г., часть младших школьников была вывезена в Ярославскую область вместе с завучем начальной школы и двумя учителями. Летом 1941 г. в здании 157-й школы разместилась 8-я специальная артиллерийская школа, здание которой на Обводном канале было передано госпиталю, ранней весной 1942 г. здесь был организован стационар с трехразовым питанием для самых ослабленных учителей района, спасший от гибели многих из своих пациентов.
Во второй блокадный год в 157-й средней школе возобновились занятия, и в 1942/43 учебном году шесть учеников школы успешно сдали экзамены и закончили 10-й класс. Указом Президиума Верховного Совета СССР в 19431944 гг. за участие в работе по обороне Ленинграда в период его блокады 39 учителей и сотрудников школы и 49 учащихся были награждены медалью «За оборону Ленинграда». После снятия блокады Ленинграда жизнь в школе стала быстро входить в нормальное русло. В 1944-1945 учебном году она стала мужской с 24 классами с 880 учащимися.
В 1957 г. школа становится базовой площадкой Академии Педагогических наук РСФСР, а с 1962 г. - академической экспериментальной школой Института общей педагогики АПН РСФСР в Москве. С 1968 по 1973 гг. школа находилась в ведении АПН СССР, в 1974 г. она стала экспериментальным учреждением НИИ Общего образования взрослых АПН СССР.
В 1999 г. нашему образовательному учреждению было возвращено историческое название «Гимназия принцессы Е.М. Ольденбургской». Еще в первые годы работы музея были налажены контакты с семьей Ольденбургских и гимназией Цецилиеншуле в г. Ольденбург. Герцог Гуно фон Ольденбург с супругой, его племянник Константин неоднократно посещали гимназию. Были установлены связи с учреждениями города, в создании которых принимали участие русские Ольденбургские, и сегодня с полным правом можно говорить о том, что развитие гимназии реализуется под девизом: «Верность традициям, открытость миру».
ЛИТЕРАТУРА
1. 25-летие Рождественской женской гимназии. СПб., 1894.
25-letie Rozhdestvenskoi zhenskoi gimnazii. S.-Peterburg, 1894.
2. Анненкова Э.А., Голиков Ю.П. Русские Ольденбургские и их дворцы. СПб., 1997.
Аnnenkova Е.А., Golikov YU.P. Russkie Ol'denburgskie i ikh dvortsy. S.-Peterburg. 1997.
3. Бавли С. Маэстро питерской плеяды. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.sportsdaily.ru/articles/maestro-piterskoy-pleyadyi-35157
Bavli S. Maestro piterskoi pleyady. URL: http://www.sportsdaily.ru/articles/maestro-piterskoy-pleyadyi-35157
4. Великая Отечественная война и блокада в истории школы № 157: Сб. / Сост. Р.Г. Дегтяренко. СПб.: Линк, 2009.
Velikaya Otechestvennaya voina i blokada v istorii shkoly № 157: Sb. Sost. R.G.Degtyarenko. Link, S.-Peterburg. 2009.
5. Строитель. 1899. № 17-18. 1901. № 36.
Stroitel'. 1899. № 17-18. 1901. № 36.
6. Исторический очерк Свято-Троицкой общины сестер милосердия. СПб. 1894.
Istoricheskii ocherk Svyato-Troitskoi obshhiny sester miloserdiya. SPb. 1894.
7. Скворцов И.В. Двадцатипятилетние Рожественской женской гимназии 1868-1893. СПб: Типография
А.Л. Трунова, 1894.
Skvortsov I.V. Dvadtsatipyatiletnie Rozhestvenskoi zhenskoi gimnazii 1868-1893. Tipografiya АХ. Trunova. S.-Peterburg. 1894.
8. Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22 т. Т. 9. М., 1984.
Tolstoi L.N. Sobr. soch.: V 22 t. T. 9. Moskva. 1984.
9. Флит Н.В. Школа в России в конце 19 - начале 20 веков. Л.: Ленинградское предприятие «Экстерн» 1991.
Flit N.V. Shkola v Rossii v kontse 19 - nachale 20 vekov. Leningradskoe predpriyatie «Ekstern», Leningrad. 1991.
10. Шереметев С.Д. Мемуары. СПб., 2001.
Sheremetev S.D. Memuary. S.-Peterburg. 2001.
11. Tantzen R. Das Schicksal des Hauses Oldenburg in Russland. Oldenburger Forschungen. Neue Folge. Oldenburg. 2000. B. 11.
1 Там же.
2 ПСЗ. 1868. Т. 19, С. 962
3 С 1923 до 1930 гг. школа называлась 5-й образцовой фабрично-заводской девятилеткой (Ф.З.Д.) имени Степана Халтурина.