Научная статья на тему 'Гималайские встречи'

Гималайские встречи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
76
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гималайские встречи»

ГИМАЛАЙСКИЕ ВСТРЕЧИ

Туда не занесет ни лифт, ни вертолет, Там не помогут важные бумаги, Туда, мой друг, - пешком и только с рюкзаком, И лишь в сопровождении отваги!

Ю. Визбор «Эверестовская песня»

Зачем люди ходят в горы? Для меня ответ был получен еще в середине 60-х в песне Высоцкого из фильма «Вертикаль»: «Внизу не встретишь, как ни тянись, за всю счастливую жизнь, десятой доли таких красот и чудес!» Поэтому туда меня всегда тянуло. Еще в девятом классе я встал на горные лыжи, и вот уже более 40 лет езжу в горы.

За многие годы катания на лыжах, а потом и полетов на параплане я объездил множество гор в стране и в мире. Но в бесконечной цепи горных пиков, ледников, троп и маршрутов оставалась одна неведомая горная страна - Гималаи!

О Гималаях я слышал, как всякий образованный человек, еще на школьных уроках географии. Но вот гималайских подробностей до 1982 г. узнать не было никакой возможности, ибо наш альпинизм в те времена был практически невыездным. Взобраться на Эверест, как и пойти в одиночку вокруг света, было просто невозможно. Помню, как еще в школьную пору увлечения судомоделизмом я с приятелями построил рабочую модель «Спрэя», небольшого шлюпа, на котором в конце XIX века Джошуа Слокам впервые в одиночку совершил кругосветное плавание! На вопрос - а можно ли нам, когда повзрослеем, построить настоящего «Спрэя» и пойти на нем вокруг света - наш мудрый руководитель ответил коротко: «Построить можно, а пойти - нет! Это не предусмотрено советской властью!»

И вот в середине 80-х в Алма-Ате я встретил Юрия Голодова, одного из легендарных советских первовосходителей на Эверест в 1982 г. Потом мы много с ним общались, лазили по горам, катались на лыжах, пели песни. Голодов дважды активно участвовал в моем спасении, в 1991 г., когда я замерзал в мартовском тумане на высоте 2800 м, ив 1993-м, когда у меня закрылся параплан, при полете с Талгарского перевала на высоте 3200 м, и я спикировал прямо на Чимбулакские канатки.

С началом перестройки и обособления Казахстана Голодов основал свою фирму и начал возить туристов в Гималаи, а отдельных фанов даже поднимал на Эверест по наиболее простым маршрутам и с кислородом.

© ЭКО 2010 г.

И вот весной 2009 г. он сообщает мне, что первого мая у него готовится чартерный рейс Алма-Аты - Катманду, он везет 30 путешественников, из коих два даже полезут на Эверест. Нет ли желания прогуляться до ледника Кхумбу, т.е. к подножию Эвереста? Высота - 5500! Штука эта называется треккинг, и ходят в Гималаях таким образом ежегодно тысячи туристов со всего мира. Уложиться можно в 10-12 дней! Я ответил не раздумывая: конечно, ДА!

Вот так пасмурным вечером 30 апреля я оказался в городе Алма-Аты (который когда-то был городом Верным). Утром первого мая на старом, но надежном ТУ-134 мы полетели прямо в Катманду. Это занимает всего около 2,5 часов. В Новосибирске - хмурый апрель, в бывшей столице Казахстана - цветущая весна, а в Непале - начало жаркого лета, хотя горные пики вокруг столицы белым-белы.

Прямо в аэропорту нам оформили въездные визы за 30 долларов. Паспортист еще удивился, что поздновато прилетели. В конце мая -начале июня в Гималаях начинается сезон дождей, и горы закрываются густыми облаками. Тогда треккинги наполовину теряют свою привлекательность, ибо какой смысл идти по горным тропам, когда почти ничего не видно. Даже в начале мая мы могли из-за облаков не увидеть Джомолунгму, которая по-непальски зовется Сагарматха, но зато другие горы, включая восьмитысячник Лхоцзе, Нупцзе, Амадаблам, могли рассмотреть во всех деталях. Так оно и случилось.

Пока же из международного аэропорта Катманду наша команда на пару часов уехала прогуляться по столице Непала. В ней были люди из разных городов, в основном не очень подготовленные к высокогорью. Треккинг хорош тем, что акклиматизация происходит естественным образом. Нас предупредили, чтобы на улицах ничего не пили и не ели, иначе прогулка до Эвереста может сорваться из-за элементарного расстройства пищеварения.

Главная столичная улица Нью-Роуд забита толпами народа - гудки автомобилей и клаксоны велорикш. Велорикши заметно дороже такси, правда, и там и там надо торговаться. Вообще в Непале торговаться надо везде, а то уважать не будут! Гуляем по сувенирным лавкам, любуемся буддийскими храмами, особенно деревянным храмом Катх Мандир XVI века, который и дал название городу. Нищих довольно много, но вот прокаженных - ни одного. А 30 лет назад, рассказывал Голодов, на улицах Катманду, как и Дели, вполне можно было столкнуться с человеком с проваленным носом и прочими язвами проказы, главное - не давать ему руки. Ночной жизни в Катманду нет, все кабаки закрываются в 22.00, и правоверные непальцы с непалками (и буддисты, и индуисты) укладываются спать. Мы же через пару часов уже летели на небольшом английском самолете из Катманду в Луклу.

Лукла - маленький непальский городок на полпути между Катманду и Эверестом, высота - 2850 м. Самолет разворачивается поперек ущелья

и внезапно касается посадочной полосы. Скорость падает мгновенно, но ощущение такое, что мы почти упираемся в скальную стену. Когда выскочили из самолета, стало ясно, что полоса в Лукле необычная - расположена довольно круто вверх по склону, посадка только в гору, потому и торможение быстрое, а взлет - вниз, и обрывается полоса бездонной пропастью. Очень освежает.

Иногда при непогоде в Лукле скапливаются 3-4 самолета. Руководят порядком на аэродроме полицейские с бамбуковыми палками в руках, ими они разгоняют любопытный народ, а случается, и домашнюю скотину.

Мы ночуем в отеле «Джомолунгма» - простой деревянный двухэтажный дом. Цена проживания - 5 долларов. Внизу - хозяйственный этаж, кухня и стойла для яков, наверху - маленькая комната хозяев и большая комната для гостей. Удобства - во дворе, зато очаг с трубой, это важно. Дальше будут встречаться и отели-сарайчики, отапливаемые по-черному, там вообще немыслимо низкие цены: 1,5-2 доллара! Чему удивляться, если среднедушевой годовой доход в Непале - 160 долларов!

На улице утром нас ожидали портеры - носильщики, шерпы - высотные носильщики (в нашей команде они почти не участвовали). Зарплаты у них нищенские, вся надежда на чаевые туристов. (Мы потом скинулись по 20 долларов для поощрения портеров.) Нашу группу сопровождали несколько яков. Если портер с его ростом 150 см тащил на себе рюкза-чину 50-60 кг, то як поднимал до 150-180 кг! Удивительно выносливые, умные и упрямые животные. Мы несли рюкзаки только со своими вещами, спальниками и т.д. Весь основной груз тащили портеры и яки -палатки, горючее, продукты и приличный запас воды. Причем сам Голодов лично проверял целостность всех упаковок с водой.

От Луклы начинается основная гималайская дорога Биг-Роуд. До Нам-че-Базара мы дошли за 6-7 часов, набор высоты - 700 м. В Европе на такую высоту можно подняться за 1,5-2 часа, там просто идешь вверх по склону, а в Гималаях все долины и бездонные ущелья идут с севера на юг, а нам - на северо-восток! То есть почти поперек! Стало быть, челноком приходится ползать вверх-вниз.

На полпути прошли знаменитый национальный парк «Сагарматха». Выше запомнились довольно крутые серпантины с приличным набором высоты. В первый раз здесь мы увидели вершину Эвереста, самую верхушку, как сказал Голодов, выше 8600 м, остальное закрывает гребень Лхоцзе.

Намче-Базар оказался крохотным поселком в 1000 жителей, но есть маленький аэродром, где садятся совсем небольшие самолеты и наши вертолеты Ми-8 и Ми-17. Теперь наших пилотов и машин в Непале довольно много. А пока мы разыскали наш отель «Гималаи», вот в нем очаг топился по-черному, дым выходил просто через щели в крыше. Ужин - как всегда - жареная свинина с большим количеством перца и традиционный непальский чай с молоком.

Главная достопримечательность Намче-Базара, помимо музея национального парка - это, конечно, вид на красивейшую вершину Амадаблам.

До Намче-Базара тропа вилась в основном по берегу реки, а потом поднялась выше по склону и стала значительно уже. При встрече с другими группами приходится идти, протискиваясь между яками, портера-ми, рюкзаками и вьючными корзинами. Впечатление такое, что по Гималаям бродит население всей планеты. Здесь я увидел Пола Герца, американского профессора, который уже несколько лет в качестве волонтера читает курсы МСФО и ГААП в разных странах. Лет 5 тому назад мы встретились в Саратове и на банкете после защиты докторской диссертации, где я выступал оппонентом, весь вечер проговорили о лыжах и горах. Договорились вместе покататься в штате Юта, ибо оба вздыхали по целине. Встретились неожиданно через два года на Чимбулаке, катались по сказочному местному снегу.

После короткого обмена впечатлениями Пол Герц ушел вниз, а я побежал догонять своих. Через пару часов на поляне открылся знаменитый монастырь Тьянг-Боче со всем набором ритуальных буддийских молитвенников. Здесь действительно можно встретить гуляющего монаха, метущего перед собой дорожку специальным веничком, чтобы ненароком тварь божию не раздавить. Буддийские ступы на фоне белых и скальных гималайских стен производят сильное впечатление. Мы, конечно, покрутили молитвенные барабаны, бросили монетки в ящик для пожертвований и пошли дальше в Панг-Боче. А отсюда недалеко уже и до самого высокогорного непальского монастыря Динг-Боче, выше 4 тыс. м, здесь уже никто не живет, а раньше обитали не менее 20 монахов. Деревья кончились еще в Панг-Боче, дальше только кусты, похожие на арчевник и никогда ранее невиданные древовидные розовые рододендроны.

Неожиданно на востоке над снежной стеной из облаков выплывает вершина одного из сложнейших восьмитысячников - Макалу. Вокруг -снега, те, кто идет в кроссовках, начинают скользить. Последний поселок на гималайской Биг-Роуд - Лобуче, в нем всего пять домов.

После этого на песчаном плато Горак-Чеп впервые устанавливаем палатки и устраиваем настоящий альпийский бивак, даже с костерком, дрова для которого несли те же трудяги-яки, а потом портеры, так как яки идут только до границы зелени. А на следущий день у ледопада Кхумбу Голодов показал нам место, где стоял лагерь первой советской гималайской экспедиции, там мы и поставили свои шесть палаток.

Вечером устроили нормальное русское застолье, с шампанским, водкой и жареным мясом, не хватало только гитары. Высота - 5300, температура -2о! Голодов всю ночь рассказывал свои гималайские истории, на Эвересте он был уже шесть раз, а кроме того - еще на трех восьмитысячниках.

За ночь выпало немного снега, и наши палатки превратились в рождественские избушки. Когда я утром выбирался на свежий гималайский

снег, то сразу вспомнил наказ Голодова: во время высокогорных ночевок главное - договориться с соседом: слева от входа справляем нужду -справа берем снег для чая! И не дай тебе бог перепутать! У нас все было нормально.

Утром большая половина группы ушла вниз, в Намче-Базар, двое пошли на Эверест, трое - на Нупцзе, прочие полезли на Калапату, откуда открываются роскошные виды Эвереста, если повезет с погодой. В Намче-Базаре мне неожиданно повезло, на крохотном аэродроме я встретил Александра Шкуратского, легендарного пилота Ми-8, с которым я налетал десятки часов в Заилийском Алатау. Он летел прямо в Катманду. Я схватил свой рюкзак, у сопровождающего вытащил свой пермит (разрешение на посещение Гималаев - важнее визы!) и прыгнул в вертолет. В столице я провел лишний день, купил потрясающие носки из шерсти яков и успел даже подняться на башню Басантапур, откуда открывается сказочный вид на непальскую столицу. В итоге уже 11 мая я был в Новосибирске, но желание получше и подольше познакомиться с Гималаями осталось.

А.А. ШАПОШНИКОВ,

доктор экономических наук, профессор, Новосибирск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.