Научная статья на тему 'Гигиенический и микробиологический мониторинг воздушной среды в начальной школе'

Гигиенический и микробиологический мониторинг воздушной среды в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
831
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗДУХ ЗАКРЫТЫХ ПОМЕЩЕНИЙ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / GRADE SCHOOL / МИКРОКЛИМАТ / MICROCLIMATE / МИКРОФЛОРА / MICROFLORA / AIR / CLOSED PREMISES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Исаева Гузель Шавхатовна, Зиатдинов В. Б., Габидуллина С. Н.

С целью изучения динамики состояния воздушной среды в учебной комнате в течение дня и поведения школьников при возникновении воздушно-капельных инфекций было проведено комплексное исследование в одной из гимназий г. Казани с использованием гигиенических, микробиологических и масс-спектрометрических методов. Обнаружено повышение общей микробной обсемененности воздуха учебной комнаты в течение учебного дня при отсутствии проветривания, а также при проведении несквозного проветривания с уменьшением времени экспозиции. Показано увеличение видового разнообразия микробиоценозов воздушной среды в течение учебного дня за счет условно-патогенной и патогенной микрофлоры верхних дыхательных путей и кожи при нарушении режима проветривания. Поведение школьников в период эпидемий гриппа и ОРВИ (самолечение, отказ от вакцинации, ношения одноразовых масок, несоблюдение постельного режима и прочее) свидетельствует об их недостаточной санитарной грамотности и способствует распространению вышеуказанных инфекций. Результаты исследований указывают на необходимость санитарно-эпидемиологического контроля микрофлоры воздуха учебных классов образовательного учреждения и разработки новых методических подходов с использованием современных методов (секвенирования, масс-спектрометрии) к оценке воздушных микробиоценозов в закрытых помещениях, продиктованную возрастающим влиянием этого фактора окружающей среды на здоровье населения, особенно детей и подростков, и обусловливающую усиление направленности профилактических мероприятий на снижение рисков развития заболеваний дыхательных системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Исаева Гузель Шавхатовна, Зиатдинов В. Б., Габидуллина С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The hygienic and microbiological monitoring of air in grade school

The comprehensive study was carried out in one of the gimnasias in Kazan to analyze both dynamics of air in class room during a day and behavior of schoolchildren in case of development of droplet infections. The study involved hygienic, microbiological and mass-spectrometer techniques. The increasing of general microbial dissemination of air of class room during school day was established in case of both absences of ventilation and blind-end ventilation with reduction of exposure time. The increase of specific variety of microbiocenoses of air during school day at the expense of opportunistic and pathogenic microflora of upper respiratory ways and skin under violation of ventilation regimen is demonstrated. The behavior of schoolchildren during period of epidemics of influenza and acute respiratory viral infection (self-treatment, refusal of vaccination, wearing of disposable mask, nonobservance of bed rest, etc.) testifies their inadequate sanitary literacy and promotes prevalence of mentioned above infections. The results of studies indicate necessity of sanitary epidemiological control of microflora of air in school classes of educational institution and development of new methodical approaches using modern techniques (sequence analysis, mass-spectrometry) in evaluation of air microbiocenoses in closed premises dictated by increasing effect of this factor of environment to population health, especially children and adolescents and conditioning reinforcement of focusing of preventive activities to decreasing of risks of development of diseases of respiratory system.

Текст научной работы на тему «Гигиенический и микробиологический мониторинг воздушной среды в начальной школе»

Здоровье детей и подростков

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 613.5:614.72]:373

Исаева Г.Ш.1, Зиатдинов В.Б.1, Габидуллина С.Н.2 ГИГИЕНИЧЕСКИЙ И МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» Роспотребнадзора, 420061, г. Казань; 2ГОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России, 420012, г. Казань

С целью изучения динамики состояния воздушной среды в учебной комнате в течение дня и поведения школьников при возникновении воздушно-капельных инфекций было проведено комплексное исследование в одной из гимназий г. Казани с использованием гигиенических, микробиологических и масс-спектрометрических методов. Обнаружено повышение общей микробной обсемененности воздуха учебной комнаты в течение учебного дня при отсутствии проветривания, а также при проведении несквозного проветривания с уменьшением времени экспозиции. Показано увеличение видового разнообразия микробиоценозов воздушной среды в течение учебного дня за счет условно-патогенной и патогенной микрофлоры верхних дыхательных путей и кожи при нарушении режима проветривания. Поведение школьников в период эпидемий гриппа и ОРВИ (самолечение, отказ от вакцинации, ношения одноразовых масок, несоблюдение постельного режима и прочее) свидетельствует об их недостаточной санитарной грамотности и способствует распространению вышеуказанных инфекций. Результаты исследований указывают на необходимость санитарно-эпидемиологического контроля микрофлоры воздуха учебных классов образовательного учреждения и разработки новых методических подходов с использованием современных методов (секвенирования, масс-спектрометрии) к оценке воздушных микробиоценозов в закрытых помещениях, продиктованную возрастающим влиянием этого фактора окружающей среды на здоровье населения, особенно детей и подростков, и обусловливающую усиление направленности профилактических мероприятий на снижение рисков развития заболеваний дыхательных системы.

Ключевые слова: воздух закрытых помещений; начальная школа; микроклимат; микрофлора.

Для цитирования: Исаева Г.Ш., Зиатдинов В.Б., Габидуллина С.Н. Гигиенический и микробиологический мониторинг воздушной среды в начальной школе. Здравоохранение Российской Федерации. 2016; 60 (2): 83—88. DOI 10.18821/0044-197Х-2016-60-2-83-88

Isaeva G.Sh.1, Ziatdinov V.B.1, Gabidullina S.N.2

THE HYGIENIC AND MICROBIOLOGICAL MONITORING OF AIR IN GRADE SCHOOL

'The center of hygiene and epidemiology in the Republic of Tatarstan, Kazan, 420061, Russian Federation; 2The Kazan state medical university, Kazan, 420012, Russian Federation

The comprehensive study was carried out in one of the gimnasias in Kazan to analyze both dynamics of air in class room during a day and behavior of schoolchildren in case of development of droplet infections. The study involved hygienic, microbiological and mass-spectrometer techniques. The increasing of general microbial dissemination of air of class room during school day was established in case of both absences of ventilation and blind-end ventilation with reduction of exposure time. The increase of specific variety of microbiocenoses of air during school day at the expense of opportunistic and pathogenic microflora of upper respiratory ways and skin under violation of ventilation regimen is demonstrated. The behavior of schoolchildren during period of epidemics of influenza and acute respiratory viral infection (self-treatment, refusal of vaccination, wearing of disposable mask, nonobservance of bed rest, etc.) testifies their inadequate sanitary literacy and promotes prevalence of mentioned above infections. The results of studies indicate necessity of sanitary epidemiological control of microflora of air in school classes of educational institution and development of new methodical approaches using modern techniques (sequence analysis, mass-spectrometry) in evaluation of air microbiocenoses in closed premises dictated by increasing effect of this factor of environment to population health, especially children and adolescents and conditioning reinforcement of focusing of preventive activities to decreasing of risks of development of diseases of respiratory system.

Keywords: air; closed premises; grade school; microclimate; microflora.

For citation: Isaeva G.Sh., Ziatdinov V.B., Gabidullina S.N. The hygienic and microbiological

monitoring of air in grade school. Zdravookhranenie Rossiiskoi Federatsii (Health Care of the

Russian Federation, Russian journal). 2016; 60(2): 83—88. (In Russ.)

DOI 10.18821/0044-197Х-2016-60-2-83-88

For correspondence: Guzel Sh. Isaeva, doctor of medical sciences head of department of microbiological studies of the center of hygiene and epidemiology in the Republic of Tatarstan, Kazan, 420061, Russian Federation, E-mail: guisaeva@rambler.ru

Для корреспонденции: Исаева Гузель Шавхатовна, д-р мед. наук, зав. отделом микробиологических исследований ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» Роспотребнадзора, 420061, г. Казань, Е-шаП: guisaeva@rambler.ru

Children and adolescents' health

Funding. The study had no sponsorship.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Received 25 May 2015 Accepted 08 September 2015

Состояние здоровья учащихся учебных заведений зависит от многих эндогенных и экзогенных факторов. Условия образовательного пространства влияют не только на качество обучения, но и на уровень здоровья. Особое значение в формировании здоровья ребенка имеет воздушная среда. С состоянием воздушной среды, характером ее микрофлоры связана заболеваемость учащихся острыми респираторными инфекциями. Респираторная инфекция способствует формированию у детей очагов хронического воспаления, развитию аллергических заболеваний, обострению латентных очагов инфекции. Профилактика воздушно-капельных инфекций остается важной проблемой здравоохранения. По данным ВОЗ, ежегодно каждый взрослый в среднем 2 раза болеет ОРВИ, школьник — 3 раза, дошкольник — до 6 раз. По данным Роспотребнадзора по РТ на 1 февраля 2015 г., среди всех лиц, болеющих ОРВИ, доля детей 7—18 лет составляет 47,6%.

Специфическая вакцинопрофилактика респираторных инфекций не может рассматриваться как вопрос ближайшего будущего ввиду большого числа возбудителей, в связи с чем роль комплекса неспецифических мер профилактики и противоэпидемических мероприятий в борьбе с этими заболеваниями остается ведущей. В комплексе противоэпидемических мероприятий важное значение имеет разрыв механизма передачи возбудителя, в данном случае — воздушно-капельного.

Исследования по изучению воздушной среды и микробных сообществ воздуха в учебных помещениях общеобразовательных учреждений, в которых учащиеся проводят много времени, немногочисленны, и данной проблеме уделяется недостаточное внимание.

Цель исследования — изучение динамики состояния воздушной среды в учебной комнате в течение дня, а также поведения школьников при возникновении воздушно-капельных инфекций

Материал и методы

При гигиенической оценке учебных помещений одной из гимназий г. Казани использовали следующие приборы: комбинированную модель ТКА-ПКМ для определения температуры и влажности, 1е81ю-415 для определения скорости движения воздуха.

Для исследования микрофлоры воздушной среды в учебной комнате был использован аспира-ционный метод отбора проб воздуха при помощи импактора ПУ-1Б. Санитарно-микробиологическое исследование проводили в соответствии с методиками, описанными в МУ 3182—84 «Методические

указания по микробиологическому контролю в аптеках» и МУК 4.2.734—99 «Микробиологический мониторинг производственной среды» [1, 2].

Для определения общего микробного числа (ОМЧ) проводили посев 100 л воздуха, для определения санитарно-показательных микроорганизмов (СПМ) — 250 л. В исследовании использовали следующие питательные среды: мясопептонный агар (МПА) для определения ОМЧ, желточно-со-левой агар (ЖСА) для определения Staphylococcus ureus, агар Сабуро для плесневых и дрожжевых грибов, кровяной агар (КА) для обнаружения прихотливых микроорганизмов, в том числе стрептококков. Отбор проб воздуха проводили в течение учебного дня до начала занятий и после каждого урока при отсутствии проветривания, а также при соблюдении различных режимов проветривания: сквозного проветривания с экспозицией 10 мин и несквозного с экспозицией 5 мин. После посева чашки с посевами транспортировали в герметичном контейнере (сумка-холодильник) с охлаждающими элементами при 5oC в бактериологическую лабораторию.

Чашки Петри инкубировали при следующих температурных режимах: МПА 37oC 24 ч, КА 37oC 24 ч, ЖСА 37oC 48 ч, агар Сабуро 25oC 72 ч. После инкубации посевы на чашках Петри просматривали, подсчитывали количество выросших колоний. Для определения содержания микроорганизмов в 1 м3 воздуха использовали формулы: N = n • 1000/100 (при определении ОМЧ), N = n • 1000/250 (при определении СПМ), где n — количество выросших колоний.

Микроорганизмы идентифицировали по характерным морфологическим, культуральным и биохимическим свойствам. Мазки, окрашенные по Граму, изучали с помощью микроскопа Микмед-6 с программным обеспечением для визуализации и фотофиксации. Характер роста выросших колоний оценивали по их размеру, цвету, форме, консистенции, наличию зон гемолиза на КА, лецитиназ-ной активности на ЖСА. Биохимические свойства изучали по способности выделенных культур разлагать углеводы (тесты на средах Гисса) и белки (тесты на плазмокоагулазу).

С целью окончательной идентификации использовали метод MALDI-TOF масс-спектрометрии с помощью Microflex Maldi-ToF («Bruker», Германия). Для масс-спектрометрического анализа колонии наносили на чип, затем помещали матрицу из а-циано-4-гидроксикоричной кислоты. Идентификацию образцов выполняли в режиме реального времени: чип помещали в камеру масс-анализатора и снимали исходные спектры образцов.

Здоровье детей и подростков

Было проведено анкетирование 100 школьников в возрасте 13—17 лет.

Результаты и обсуждение

При изучении заболеваемости детей воздушно-капельными инфекциями и их поведения в период эпидемического подъема заболеваемости установлено, что в течение прошедшего года указанными инфекциями болели 77% школьников, преимущественно ОРВИ и гриппом, причем 22% детей болели 3—4 раза в год, а 7% — более 5 раз. Продолжительность заболевания чаще колебалась от 3—4 до 5—6 дней (77%). Свои болезни школьники связывали с заражением в общественных местах (44%), переохлаждением (35%) и контактом с больными сверстниками в школе (20%).

Характеризуя поведение школьников во время болезни, следует отметить, что только 20% детей в течение всего периода болезни находятся дома, большинство (36%) не посещают школу только в первые 1—2 дня болезни и 27% — в первые 3—4 дня, тогда как срок допуска детей в коллектив после перенесенного заболевания должен определять врач и не ранее чем после исчезновения острого катара. Однако 1/3 (35%) обучающихся вообще не обращаются к врачу по поводу своей болезни, подавляющее большинство (81%) занимаются самолечением, которое заключается в приеме антибиотиков и других лекарств без назначения врача (80%).

Кроме того, в остром периоде болезни 36% детей посещают не только занятия в школе, но также факультативные и дополнительные занятия. В качестве основных причин учащиеся называют нежелание пропускать занятия, чтобы не отстать от программы (69%), а 1/4 (25%) детей ходить в школу заставляют родители. При посещении занятий будучи больными большинство школьников (85%) не пользуются одноразовыми масками.

Поведение детей в период подъема заболеваемости ОРВИ оставляет желать лучшего. Даже во время эпидемии гриппа дети отказываются носить одноразовые маски, считая их ненужными и малоэффективными (94%). Большинство школьников (70%) не ограничивают себя в общении с больными ОРВИ сверстниками, а 60% продолжают посещать массовые мероприятия. В течение учебного дня 3 — 4 раза проводится кратковременное (3—5 мин) проветривание помещения, во время которого школьники, как правило, находятся в классе.

В обследованном учреждении в осенний период проводилась вакцинация детей против гриппа. Однако привиты только 42% обучающихся. Причинами отказа от прививок являлись запрет родителей (24%), медицинские противопоказания (22,5%), уверенность в неэффективности (20,6%).

Дети отмечают, что с ними не проводятся беседы по профилактике воздушно-капельных инфекций медицинскими работниками и учителями (67%). Между тем 66% обучающихся все-таки

считают, что знают методы профилактики воздушно-капельных инфекций, среди которых они назвали как наиболее важные одежду по погоде (71%), ограничение контакта с больными людьми (64%), соблюдение правил личной гигиены (56%), прививки (55%) и частое проветривание в помещениях (53%). 74% учеников считают, что используют эти методы, хотя на практике это не соответствует действительности.

При санитарно-гигиеническом обследовании учебных помещений установлено, что площадь учебных кабинетов составляет 54 м2, кубатура помещения — 162 м3. Списочный состав классов 34—36 человек. В дни исследований присутствовали 28—31 ребенок. Площадь на 1 учащегося — 1,5—1,6 м2 (согласно СанПиН 2.4.2.2821—10 при фронтальных формах занятий — не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося), кубатура — 4,5—4,7 м3 [3].

Вентиляция помещений естественная (проветривание) с усиленной вытяжкой за счет вентиляционных каналов (площадь вентиляционных отверстий — 0,12 м2). В помещениях установлены стеклопакеты с откидывающимися фрамугами. Коэффициент аэрации 1/21 достаточен. Необходимая величина воздухообмена составляет 1280—1356 м3, необходимая кратность воздухообмена — 7,9—8,4.

Динамику состояния воздушной среды в учебной комнате оценивали в течение дня в 3 режимах проветривания. Результаты представлены в табл. 1.

В режиме 10-минутного проветривания температура воздуха и влажность оставались на одном уровне. Без проветривания и при проветривании в течение 5 мин температура в помещении существенно возрастала к концу занятий, превышая рекомендуемые величины. Влажность воздуха увеличивалась незначительно. Скорость движения воздуха при всех режимах — 0,02—0,04 м/с, такую же скорость регистрировали и возле вентиляционных отверстий, что свидетельствует о недостаточности вентиляции.

Последние исследования указывают на наличие связи между эффективностью вентиляции и успеваемостью детей [4]. Проводили эксперимент по определению умственных способностей (в форме решения тестов) школьников в возрасте 10—12 лет в нескольких школах Финляндии при кратковременном воздействии различных концентраций углекислого газа и различных скоростях вентиляции. Анализ результатов тестирования показал, что количество правильных ответов значительно увеличивалось при повышении притока наружного воздуха с 1,7 до 6,6 л/с.

Следует отметить, что воздушный режим — важнейший элемент профилактики респираторных заболеваний. Известно, что передача воздушно-капельных инфекций облегчается с повышением температуры помещений, особенно при недостаточной вентиляции, а низкая относительная влажность приводит к иссушению слизистых

Children and adolescents' health

оболочек, появлению микротрещин, которые могут служит входными воротами инфекции. Результаты микробиологических исследований представлены в табл. 2 и 3. В воздухе учебного класса без проветривания было обнаружено достоверное повышение общего количества микроорганизмов в течение дня. При этом достоверное увеличение ОМЧ практически в 2 раза наблюдалось сразу после 1-го урока. Затем общее количество нарастало постепенно, достигнув к концу учебного дня значения, троекратно превышающего первоначальную микробную обсемененность. Также была отмечена динамика повышения количества гемолитических форм микроорганизмов, обладающих способностью синтезировать а- и Р-гемолизины. При этом наблюдались изменения не только в ко -личественном, но и в качественном составе микробиоценозов воздушной среды. До начала уроков в воздушной среде доминировала преимущественно грамположительная кокковая микрофлора: Staphylococcus hominis, S. warneri, S. saprophyticus, Micrococcus luteus. В течение учебного дня микробиоценоз становился более разнообразным в видовом отношении. Кроме вышеперечисленных видов, были идентифицированы S. aureus, S. haemolyticus, S. capitis, Streptococcus viridans spp., Artrobacter spp., Bacillus cereus.

Как показало исследование микрофлоры при сквозном проветривании, тенденция к увеличению общей микробной обсемененности отсутствовала: до начала занятий и после первых двух уроков ОМЧ находилось на одном уровне. При изменении режима проветривания (несквозное с сокращением времени экспозиции) в перерывах после 2-го и 3-го уроков было отмечено резкое увеличение, в 4 раза, общей микробной обсеме-ненности и достижение практически тех же значений ОМЧ, выявленных в другом эксперименте при отсутствии проветривания. При этом наблюдалось незначительное увеличение в течение дня количества гемолитических форм.

Исследование, посвященное индикации СПМ в воздушной среде, показало, что увеличение общей микробной обсемененности и видового разнообразия происходит преимущественно за счет условно-патогенных и патогенных (S. aureus) представителей микрофлоры верхних дыхательных путей и кожи. В воздушной среде учебного класса доминирует грамположительная флора, представленная кокковыми микроорганизмами (стафилококками, стрептококками), реже — палочковидными спорообразующими бациллами и плесневыми грибами.

В ходе анализа динамики содержания плесневых и дрожжевых грибов установлено отсутствие связи между увеличением общей микробной обсе-мененности воздуха и проветриванием в учебном помещении: общее количество грибов сохранялось приблизительно на одном уровне во всех пробах, отобранных как при проветривании, так и без него, что, возможно, связано с наличием источника грибкового загрязнения воздушной среды в помещении.

Сравнительный анализ проб воздуха в различных помещениях, проведенный S.G. Tringe и со-авт. [5], позволил предположить, что состав микробиоценоза воздуха не является случайным — при перемещении микробов из открытого воздуха в помещение, а скорее всего связан с их переходом из внутренней среды, из определенной ниши. Секвенирование геномов микробиоты показало наличие у микробов, обитающих в помещениях, особых генов, способствующих повышению адаптации к окружающей среде, в том числе генов устойчивости к высыханию и окислительному повреждению, в отличие от микроорганизмов, присутствующих в атмосферном воздухе.

Результаты последних исследований микробного состава воздуха закрытых помещений с использованием молекулярно-генетических методов указывают на широкое биологическое разнообразие бактериальных сообществ; доминирующими являются представители таксонов Proteobacteria

Таблица 1

Показатели микроклимата в течение учебного дня при различных режимах проветривания

Время Без проветривания Проветривание с экспозицией 10 мин Проветривание с экспозицией 5 мин

T, 0С R, % V, м/с T, 0С R, % V, м/с T, 0С R, % V, м/с

До урока 22,6 31,1 0,02 21,7 32,7 0,02 21,2 34,3 0,02

После 1-го урока 24,5 32,6 0,02 20,6 30,0 0,03 24,2 35,4 0,02

После 2-го урока 26,2 35,1 0,03 19,7 33,0 0,02 25,6 35,7 0,03

После 3-го урока 26,5 39,0 0,02 20,0 31,1 0,02 25,5 38,2 0,04

После 4-го урока 26,8 38,9 0,04 21,3 32,4 0,04 26,3 37,9 0,04

После 5-го урока 26,8 39,3 0,02 20,5 33,1 0,02 26,1 38,8 0,02

Нормируемые уровни 18—24 (СанПиН 2.4.2.2821—10)[4] 40—60 Не более 0,1 18—24 40—60 Не более 0,1 18—24 40—60 Не более 0,1

Примечание. Т — температура воздуха; К — влажность воздуха; V — скорость движения воздуха.

Здоровье детей и подростков

Таблица 2

Количественный и качественный состав микрофлоры воздуха в течение учебного дня без проветривания

№ пробы МПА (ОМЧ), КОЕ/м3 ЖСА (S. aureus), КОЕ/м3 Сабуро, КОЕ/м3 КА, количество гемолитических колоний

1 450 — 36 14

2 880 4 40 17

3 1200 — 44 18

4 1480 4 20 32

5 1560 — 32 47

Примечание. Здесь и в табл. 3: пробы: 1 — до начала уроков, 2 — после 1-го урока, 3 — после 2-го урока, 4 — после 3-го урока, 5 — после 4-го урока.

и Firmicutes, преимущественно Brevundimonas, Stenotrophomonas, Brachybacterium, Acinetobacter, Microbacteriaceae, Micrococcaceae, Corynebacteria, Caulobacterales и Xanthomonadales [5]. Исследования с применением только классических методов не позволяют оценить в полной мере видовое разнообразие микробиоценозов воздуха. J.L. Radosevich и соавт. [6] только 0,08% микроорганизмов в воздухе смогли идентифицировать куль-туральным методом, остальные были обнаружены с помощью секвенирования 16S РНК. Метагеном-ный анализ микроорганизмов показывает наличие существенных различий микробов одних и тех же видов, обитающих в помещениях и в открытой атмосфере [7]. Возможно, условия воздушной среды в помещениях, типы вентиляционных систем и архитектурные особенности зданий оказывают селективное воздействие на состав постоянной микробиоты, представленной преимущественно оппортунистическими и условно-патогенными микроорганизмами.

Плесневые грибы, присутствующие в воздухе помещений, оказывают разнообразное воздействие на здоровье человека. Плесневые грибы (их споры и фрагменты мицелия) преимущественно родов Aspergillus, Penicillium и Cladosporium, помимо инфекционного и токсического действия на организм человека, могут провоцировать развитие аллергических реакций. Клинически микоген-ная аллергия проявляется чаще как риносинусит, бронхиальная астма, экзогенный аллергический альвеолит (синдром гиперчувствительности легких) [8, 9], но на сегодняшний день не установлена предельно допустимая норма содержания спор грибов в помещениях.

Некоторые последние исследования посвящены анализу связи между обнаружением грибкового загрязнения в воздухе закрытых помещений и развитием аллергических заболеваний у населения, в том числе среди школьников. Метаанализ заболеваемости респираторными и аллергически-

Таблица 3

Количественный и качественный состав микрофлоры воздуха в течение учебного дня при различных режимах проветривания

№ пробы МПА (ОМЧ), КОЕ/м3 ЖСА (S. aureus), КОЕ/м3 Сабуро, КОЕ/м3 КА, количество гемолитических колоний

1 420 — 12 14

2 450 — 36 16

3 460 — 28 18

4 1600 +4 24 19

5 1800 — 16 21

Примечание. До начала и после 1—2-го урока — режим сквозного проветривания с экспозицией 10 мин, до начала 3—4-го урока — режим несквозного проветривания с экспозицией 5 мин.

ми (бронхиальной астмой) болезнями среди детей школьного возраста, проведенный в Финляндии в 2013 г., показал, что выполнение ремонтных работ с антифунгицидной обработкой, направленной на уничтожение плесени в школах, жилых домах, подвергшихся затоплению, значительно снижает риск развития астмы и частоту обращения по поводу респираторных симптомов [10]. В ходе исследования воздушной среды в государственных школах начального образования, проведенного в Португалии в 2013 г., выявлено наличие высоких концентраций грибов в помещениях школ с преобладанием родов PeniciШum и Cladosporium и связь скрытого грибкового воздействия на развитие бронхиальной астмы. Результаты данного исследования легли в основу рекомендаций для проведения мероприятий, направленных на обеспечение здоровой школьной среды и содействие реализации государственной программы по сохранению здоровья детей в Португалии [11].

В настоящее время в Российской Федерации нормативы бактериальной чистоты разработаны только для лечебно-профилактических учреждений в зависимости от их функционального назначения с учетом интенсивности бактериальной об-семененности и риска возникновения внутриболь-ничных инфекций [12, 13]. Нормативы содержания микроорганизмов в воздухе жилых помещений, а также в учебных заведениях отсутствуют, что не позволяет оценить санитарно-гигиеническое состояние воздушной среды и проводить мероприятия по его улучшению.

Заключение

Современный человек около 90% своей жизни проводит в помещениях, воздух которых содержит множество микроорганизмов. При этом аэрогенный механизм передачи инфекции, несмотря на наличие факторов, угнетающе действующих на микроорганизмы, является одним из основных маршрутов распространения возбудителей. Одна-

ко происхождение и состав микробиоты воздуха остаются малоизученными. Определение биологического разнообразия в воздушной среде закрытых помещений, оценка динамики изменений и изучение влияния микробного состава воздуха на здоровье имеют важное значение для разработки профилактических мероприятий. Необходимость санитарно-эпидемиологического контроля микрофлоры воздуха учебных классов образовательного учреждения, внедрения новых методических подходов с использованием современных методов (молекулярных, масс-спектрометрии) к оценке воздушных микробиоценозов в закрытых помещениях, разработки нормативно-методических документов по нормированию содержания микроорганизмов в воздушной среде жилых, общественных зданий, в том числе учебных заведений, продиктована возрастающим влиянием этого фактора окружающей среды на здоровье населения, особенно детей и подростков, и обусловливает усиление направленности профилактических мероприятий на снижение рисков развития заболеваний дыхательных системы. Школы играют значительную роль в просвещении детей в области гигиены и выработке навыков защиты от различных заболеваний. Необходима активная санитарно-просветитель-ская работа среди школьников, касающаяся методов неспецифической профилактики воздушно-капельных инфекций в совокупности со строгим соблюдением санитарно-гигиенических норм, что может быть достигнуто лишь совместными усилиями педагогического и медицинского персонала.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

ЛИТЕРАТУРА

1. МУ 3182—84 «Методические указания по микробиологическому контролю в аптеках». М.; 1984.

2. МУК 4.2.734—99 «Микробиологический мониторинг производственной среды». М.; 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. СанПиН 2.4.2.2821—10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». М.; 2010.

4. Petersen S., Jensen K.L., Pedersen A.L., Rasmussen H.S. The effect of increased classroom ventilation rate indicated by reduced CO2 concentration on the performance of schoolwork by children. Indoor Air. 2015. Apr: doi: 10.1111/ina. 12210.

5. Tringe S.G., Zhang T., Liu X. et al. The airborne metagenome in an indoor urban environment. PLoS One. 2008; 3 (4): e1862.

6. Radosevich J.L., Wilson W.J., Shinn J.H., DeSantis T.Z., Andersen G.L. Development of a high-volume aerosol collection system for the identification of air-borne micro-organisms. Lett. Appl. Microbiol. 2002; 34: 162—7.

8. Earl C.S., An S.Q., Ryan R.P. The changing face of asthma and its relation with microbes. Trends Microbiol. 2015; pii: S0966-842X(15)00059-1.

Children and adolescents' health

7. Kembel S.W., Meadow J.F., O'Connor T.K. et al. Architectural design drives the biogeography of indoor bacterial communities. PLoS One. 2014; 9 (1): e87093.

9. Twaroch T.E., Curin M., Valenta R., Swoboda I. Mold allergens in respiratory allergy: from structure to therapy. Allergy Asthma Immunol. Res. 2014: 3; 7 (3): 205—20.

10. Sauni R., Uitti J., Jauhiainen M., Kreiss K. et al. Remediating buildings damaged by dampness and mould for preventing or reducing respiratory tract symptoms, infections and asthma (Review). EvidBased ChildHlth. 2013; 8 (3): 944—1000.

11. Madureira J., Pereira C., Paciencia I. et al. Identification and levels of airborne fungi in Portuguese primary schools. J. Toxicol. Environ. Hlth A. 2014; 77 (14—16): 816—26.

12. СанПиН 2.1.3.1375—03 «Гигиенические требования кразме-щению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров». М.; 2003.

13. Приказ № 720 МЗ СССР «Об улучшении медицинской помощи больным с гнойными хирургическими заболеваниями и усилению мероприятий по борьбе с внутрибольничной инфекцией». М.; 1978.

REFERENCES

1. Methodical Instruction 3182—84. Methodical Instructions on Microbiological Control in Drugstores. Moscow; 1984. (in Russian)

2. Methodological Recommendations 4.2.734—99. Microbiological Monitoring of the Production Environment. Moscow; 1999. (in Russian)

3. Sanitary Rules and Norms 2.1.3.1375—03. Hygienic Requirements to Placement, the Device, the Equipment and Operation of Hospitals, Maternity Hospitals and Other Medical Hospitals. Moscow; 2003 (in Russian).

4. Petersen S., Jensen K.L., Pedersen A.L., Rasmussen H.S. The effect of increased classroom ventilation rate indicated by reduced CO2 concentration on the performance of schoolwork by children. Indoor Air 2015. Apr: doi: 10.1111/ina. 12210.

5. Tringe S.G., Zhang T., Liu X. et al. The airborne metagenome in an indoor urban environment. PLoS One. 2008; 3 (4): e1862.

6. Radosevich J.L., Wilson W.J., Shinn J.H., DeSantis T.Z., Andersen G.L. Development of a high-volume aerosol collection system for the identification of air-borne micro-organisms. Lett. Appl. Microbiol. 2002; 34: 162—7.

8. Earl C.S., An S.Q., Ryan R.P. The changing face of asthma and its relation with microbes. Trends Microbiol. 2015; pii: S0966-842X(15)00059-1.

7. Kembel S.W., Meadow J.F., O'Connor T.K. et al. Architectural design drives the biogeography of indoor bacterial communities. PLoS One. 2014; 9 (1): e87093.

9. Twaroch T.E., Curin M., Valenta R., Swoboda I. Mold allergens in respiratory allergy: from structure to therapy. Allergy Asthma Immunol. Res. 2014: 3; 7 (3): 205—20.

10. Sauni R., Uitti J., Jauhiainen M., Kreiss K. et al. Remediating buildings damaged by dampness and mould for preventing or reducing respiratory tract symptoms, infections and asthma (Review). Evid Based Child Hlth. 2013; 8 (3): 944—1000.

11. Madureira J., Pereira C., Paciencia I. et al. Identification and levels of airborne fungi in Portuguese primary schools. J. Toxicol. Environ. Hlth A. 2014; 77 (14—16): 816—26.

12. Sanitary Rules and Norms 2.4.2.2821—10. Sanitary and Epidemiologic Requirements to Conditions and to the Organization of Training in Educational Institutions. Moscow; 2010. (in Russian)

13. Order № 720 of Ministry of Health of USSR. About Improvement of Medical Care by the Patient with Purulent Surgical Diseases and to Strengthening of Actions for Fight Against an Intrahospital Infection. Moscow; 1978 (in Russian)

Поступила 25.05.15 Принята в печать 08.09.15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.