О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2009 УДК 613.955:371.2
М. И. Степанова', 3. И. Сазанюк2, Б. 3. Воронова3, И. Э. Александрова4, Н. О. Березина5, Е. Д. Лапонова6, И. П. Лаишева7, М. А. ПоленоваА. С. Седова9, Т. В. Шумкова'0
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ШКОЛ ПОЛНОГО ДНЯ
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, Москва
'Зав. лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, д.м.н. (т. 917-10-60), 'ведущ. н. с. лаборатории, к.м.н. (т. 917-10-60), 'ведуш. н. с. лаборатории, к.м.н. (т. 917-17-34), 'ст. н. с. лаборатории, к.м.н. (т. 917-10-60), 'ст. н. с. лаборатории, к.м.н. (т. 917-10-60), 4ст. н.. с. лаборатории, K.M.H. (т. 917-10-60), 'к.м.н. ст. н. с. лаборатории, к.м.н. (т. 917-10-60), 'ст. н. с. лаборатории, K.M.H. (т. 917-10-60), 'ст. н. с. лаборатории , к.м.н. (т. 917-10-60), "ст. н. с. лаборатории, K.M.H. (т. 917-10-60)
С использованием физиолого-гигиенических методов исследования в условиях естественного гигиенического эксперимента изучили различные варианты организации работы новых видов общеобразовательных учреждений — школ полного дня. Под наблюдением находились более 580учащиеся 5 школ полного дня. Установили, что организация обучения детей в полнодневных школах в основном соответствует возрастным возможностям учащихся начальных и средних классов. Важное значение для поддержания умственной работоспособности, благоприятного эмоционального и психосоматического состояния имеют организация внутришколь-ной среды, включая участок школы, наличие условий для реализации дополнительного образования, двигательной активности детей, уединенного отдыха. Здоровьесбережению учащихся школ полного дня способствуют сокращение продолжительности уроков до 35 мин и организация дневного сна для первоклассников, сокращение наполняемости классов, проведение динамических занятий на воздухе в середине учебного дня (начальная школа) и прогулки после уроков, организация 3-разового питания, сбалансированный характер дополнительного образования, медико-психологическое сопровождение, оптимизация учебы и отдыха детей на протяжении учебного года.
Ключевые слова: школы полного дня, физиолого-гигиенические методы
Stepanova M. /., Sazanyuk Z. I., Voronova В. Z., Aleksandrova I. E., Berezina N. О., Laponova Ye. D., Lashneva I. P., Polenova M. A., Sedova A. S., Shumkova T. V.
HYGIENIC REQUIREMENTS FOR WORK ORGANIZATION OF FULL-DAY SCHOOLS
Physiological and hygienic studies under the conditions of a natural hygienic experiment were conducted to examine different variants of the organization of work of new types of general educational establishments - full-day schools. Over 580 pupils from 5 full-day schools were followed up. Organization of teaching children at full-day schools was found to mainly correspond to the age-related capabilities of pupils from primary and secondary classes. Of vital importance for maintenance of mental performance, good emotional and psychosomatic states are the organization of the intraschool environment, including a school plot, as well as the conditions for realization of additional education, motor activity of children, and recess. Health keeping in pupils from full-day schools is favored by the reduction in the duration of lessons to 35 minutes and day sleep for first-form children, the decrease in the number of pupils in a class, outdoor physical exercises in the middle of a school day (a primary school) and strolls after lessons, three meals a day, balanced additional education, medicopsychological accompaniment, optimization of studies and rest in children during a school year.
Key words: full-day schools, physiological and hygienic studies
Среди инновационных процессов, происходящих в современной школе, особое место занимают школы полного дня (ШПД).
Работа школы в режиме полного дня дает возможность в рамках одного учреждения наиболее полно интегрировать дополнительное образование в общее, сформировать образовательное пространство, позволяющее составлять индивидуальные образовательные траектории учащихся, решать в едином комплексе образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.
Появление ШПД следует рассматривать как социальный заказ, ведь именно школа в своем функционировании может взять на себя не только образовательные, но и воспитательные задачи. Большинство родителей не могут посвящать достаточное время воспитанию детей. Так, 67% родителей заняты на работе полный день, 26% — частично [5].
Публикации гигиенистов, педагогов и социологов последних лет свидетельствуют о негативной ситуации с организацией досуга детей: подавляющее большинство учащихся в свободное от занятий в школе время предоставлены сами себе и проводят его преимущественно у экранов телевизоров или
компьютеров. Только 39% учащихся школ имеют возможность посещать учреждения дополнительного образования [5]. Серьезной проблемой остается детская безнадзорность и ее социальные последствия: травматизм, девиантное поведение, правонарушения и др. В связи с этим все острее становится необходимость организации послеурочной деятельности учащихся.
В современной гигиенической литературе имеются лишь единичные исследования, посвященные этой проблеме [1, 2,4] Длительное пребывание детей в условиях общеобразовательного учреждения может иметь и негативные последствия для их здоровья. Указанные проблемы актуализируют необходимость обоснования рациональных и безопасных для здоровья детей условий обучения и воспитания.
Цель исследования — изучение соответствия суммарной образовательной и воспитательной нагрузки и условий организации работы ШПД функциональным и возрастно-половым возможностям детей младшего и среднего школьного возраста.
Провели динамические наблюдения за функциональным состоянием организма (ФСО) более
580 учащихся 1, 4, 5—7-х классов ШПД Москвы. Исследования проводили в начале и конце учебного года в условиях естественного гигиенического эксперимента. Для характеристики функционального состояния организма детей изучали умственную работоспособность (УР), эмоциональное и психосоматическое состояние, физическое развитие, физиометрические показатели, суточный бюджет времени. Провели гигиеническую оценку условий в ШПД, включая вопросы организации школьного питания.
В ходе проведения экспертной оценки условий работы 13 полнодневных школ Москвы установили, что архитектурно-планировочные решения большинства существующих общеобразовательных учреждений, построенных 20—30 лет назад и более, не позволяют в полной мере обеспечить условия для полноценной организации спортивно-оздоровительной работы, дополнительного образования, подготовки домашних заданий, игровой деятельности, дневного сна учащихся 1-х классов, уединенного отдыха детей. Это согласуется с данными педагогов, что большинство существующих школ (около 95% школьных зданий) предназначены преимущественно для обучения [3].
Привлекательность образовательного пространства школы в сочетании с психологическим комфортом самым непосредственным образом сказывается на эмоциональном состоянии детей. Полученные результаты подтверждают, что более благоприятные показатели психоэмоционального состояния в большей степени свойственны учащимся ШПД, построенным по современным проектам, предполагающим наличие атриумных пространств, просторных рекреаций, спортивных и тренажерных залов, мягких уголков, зеленых оазисов и др. В них дискомфортные эмоциональные состояния (ДЭС) у подростков регистрировали достоверно реже (13,2% против 26,5% случаев; р < 0,001), чем у их сверстников из ШПД, построенных по старым проектам.
Отсутствие необходимых для спортивных занятий помещений и оборудованных на пришкольном участке спортивных площадок приводит к тому, что в организации дополнительного образования и досуговой деятельности детей, как правило, преобладают занятия интеллектуально-статического характера, что не позволяет в полной мере удовлетворить биологическую потребность детей в двигательной активности.
Независимо от особенностей функционирования ШПД, дневная, недельная и годовая динамика показателей УР, частота неврозоподобных реакций и ДЭС у учащихся начальной школы носит однонаправленный характер. В динамике дня происходит постепенное снижение работоспособности к концу пребывания детей в школе и нарастание (на 10—15% по сравнению с условной нормой) частоты случаев сильного и выраженного утомления с восстановлением работоспособности до достаточно высокого уровня к началу занятий следующего дня. Недельная динамика соответствовала ее биорит-мальной кривой: подъем к середине недели и спад к концу. В динамике учебного года отмечали воз-
растное повышение уровня УР и снижение частоты неврозоподобных реакций.
Сравнительный анализ различных вариантов организации работы ШПД продемонстрировал наиболее благоприятные показатели динамики УР, эмоционального, психосоматического состояния и физиометрии у младших школьников, в режим обучения и воспитания которых была включена динамическая пауза на воздухе в середине учебного дня и прогулка после уроков (1-й и 4-й классы), 35-минутная продолжительность уроков, их более позднее начало (в 9 ч), а также дневной 1,5-часовой сон (1-й класс ШПД С).
Как следует из табл. 1, качественные и количественные показатели, а также интегральный показатель работоспособности (ИПР) первоклассников в школе С отличаются большей устойчивостью и даже улучшаются к концу пребывания. Сопротивляемость утомлению у них выше: частоту случаев сильного и выраженного утомления к концу дня в коллективе регистрировали лишь в 15,1% случаев против 55,3% в школе А, 39,9% в школе Б и 33,3% в школе Д (р < 0,05). Несколько хуже выглядела динамика УР в школе Б, а частота ДЭС у детей сохранялась на достаточно высоком уровне в течение дня (39,7; 42,5; 30,4% соответственно). Это объясняется длительным нахождением детей в одном и том же помещении, отсутствием возможности для уединения и реализации двигательной активности, что связано с недостатком помещений для организации занятий во второй половине дня.
Сравнительный анализ динамики показателей УР первоклассников в течение недели (табл. 2) и учебного года (табл. 3) также показал, что наиболее благоприятно она протекает у учащихся школы С, для которых характерны самые высокие значения ИПР и практически самые низкие значения среди сравниваемых групп учащихся показатели переутомления. Среди первоклассников ШПД С меньше, чем в других школах, число детей с повышенным и высоким уровнем невротизма и ДЭС. Полученные позитивные результаты в школе С мы связываем с преимуществами режима обучения и воспитания, а также с проведением оздоровительных процедур (витамино-, фитотерапия, лечебная физкультура, массаж, бассейн и др.). В ШПД С индекс пропусков в 1-х классах составил 8,5 усл. ед. против 12,1—12,9 усл. ед. и в 4-х классах 6,5—6,9 усл. ед. против 8,3—7,9 усл. ед.
Несмотря на то что образовательное пространство школ Д и А представлено значительно большим, чем в школе С, набором помещений для учебных и внеучебных, в том числе спортивных занятий, отсутствие в организации этих школ работы кружков, секций с двигательной направленностью сопровождалось более выраженными негативными сдвигами в функциональном состоянии учащихся (высокая частота сильного и выраженного утомления, ДЭС, низкие значения ИПР).
Таким образом, сравнительный анализ различных вариантов работы ШПД показал, что новую форму организации учебно-воспитательного процесса можно оценить как адекватную функциональным возможностям для большинства младших школьников. Об этом свидетельствует восстанов-
Таблица 1
Дневная динамика показателей УР и эмоционального состояния учащихся 1-х классов ШПД
Школа
Показатель ФСО А Б С Д
до занятий после занятий конец дня до занятий после занятий конец дня до занятий после занятий конец дня до занятий после занятий конец дня
Число исследований 205 203 142 217 218 171 620 610 207 37 44 43
Число прослеженных знаков,
Х±х 150,6 ± 3,96 144,6 ±4,4 139,4 ± 5,7 139,7 ± 3,1 134,9 ± 3,4 132,0 ± 3,4 135,6 ± 1,9 132,6 ± 2,1 145,4 ± 3,1* 146,9 ± 6,9 145,2 ± 5,2 132,3 ± 5,9
Число стандартизованных ошибок на
500 знаков, X ± х 8,5 ± 0,2 10,7 ± 0,2 14,2 ± 0,3 7,9 ± 0,19 7,9 ± 0,19 9,6 ± 0,24 9,1 ± 0,12 9,5 ± 0,13 8,3 ± 0,2 9,4 ± 0,5 10,5 ± 0,5 12,1 ± 0,5
ИПР, усл. ед. 1,85 0,69 0,32 1,49 1,17 0,95 1,83 0,96 1,16 1,75 0,87 0,39
Сильное и выраженное утомление, % 47,0 ± 3,5 55,3 ± 4,2 37,6 ± 3,3 39,9 ± 3,7 38,9 ± 2,8 15,1 ± 2,5 27,3 ± 6,7 33,3 ± 7,2
ДЭС, % 28,1 ± 3,14 37,6 ± 3,4 29,1 ± 3,8 39,7 ± 3,3 42,5 ± 3,4 30,4 ± 3,5 23,0 ± 1,7 25,6 ± 1,8 22,5 ± 2,9 26,7 ± 7,6 24,1 ± 7,7 32,5 ± 7,8
Примечание. Здесь и в табл. 3: * — достоверные различия (р < 0,05).
Таблица 2
Недельная динамика показателей УР и эмоционального состояния учащихся 1-х классов
Школа
Показатель ФСО А Б С д
начало недели середина недели конец недели начало недели середина недели коней недели начало недели середина недели конец недели начало недели середина недели конец недели
Число исследований 186 192 172 93 172 169 446 454 438 50 56 47
Число прослеженных знаков, Х±х 156,6 ± 4,6 141,5 ± 4,5 131,5 ± 4,4 146,0 ± 5,1 138,8 ± 3,3 131,4 ± 3,9 137 ± 2,8 134,8 ± 2,8 133,0 ± 2,9 151,1 ± 9,0 146,3 ± 6,6 130,9 ± 5,9
Число стандартизованных ошибок (на 500 знаков), X ± х 11,4 ±0,3 9,7 ± 0,2 11,1 ± 0,3 6,9 ± 0,3 8,2 ± 0,2 9,0 ± 0,2 8,7 ± 0,14 10,6 ± 0,15 10,3 ± 0,15 12,4 ± 0,7 9,4 ± 0,6 13,5 ± 0,9
ИПР, усл. ед. 0,85 0,16 0,57 1,57 1,43 1,09 1,69 М 1,3 0,44 1,63 0,11
Сильное и выраженное утомление, % 47,0 ± 3,6 55,4 ± 3,6 51,0 ± 3,8 62,1 ± 5,0 36,8 ± 3,7 57,0 ± 3,8 43,5 ± 3,3 37,1 ± 3,1 30,5 ± 2,7 46,7 ± 7,1 44,4 ± 6,6 30,5 ± 4,5
ДЭС, % 36,0 ± 3,5 28,5 ± 3,3 28,9 ± 3,5 54,5 ± 5,2 41,7 ± 3,8 35,6 ± 3,7 21,1 ± 1,1 26,5 ± 2,1 25,7 ± 2,1 25,3 ± 6,1 26,7 ± 5,9 21,1 ± 6,0
Таблица 3
Годовая динамика показателей УР и эмоционального состояния учащихся 1-х классов ШПД
Школа
Показатель ФСО А Б С Д
начало года коней года начало года коней года начало года конец года начало года конец года
Число исследований Число прослеженных
знаков, X ± х Число стандартизованных ошибок (на 500 знаков), X ± х ИПР, усл. ед. Сильное и выраженное
утомление, % Повышенная и высокая
невротизация, % ДЭС, %
285 265 352 254 684 753 127 124
136,5 ±3,4 156,8 ±4,2* 125,9 ± 2,3 149,4 ± 3,2* 125,9 ± 1,7 144,9 ± 1,5* 139,0 ± 3,5 143,2 ± 3,5
11.6 ±0,2 9,8 ±0,19* 8,5 ±0,15 8,2 ± 0,18 9,94 ± 0,12 8,12 ± 0,1* 10,96 ± 0,25 10,66 ± 0,29 0,66 1,00 2,05 0,59 1,42 1,18 0,73 0,83
55.7 ± 3,7 44,9 ± 3,9 25,2 ± 2,9 57,4 ± 3,9* 31,2 ± 3,6 33,5 ± 2,2 33,1 ± 3,7 30,4 ± 3,6
56,4 ± 7,2 40,0 ± 8,3 70,8 ± 9,3 58,0 ± 8,9 59,1 ± 5,0 49,0 ± 5,3 60,0 ± 11,2 46,2 ± 13,8
32,7 ± 2,7 29,5 ± 2,9 32,8 ± 2,5 46,5 ± 3,1 22,5 ± 1,9 27,9 ± 2,1 26,3 ± 7,2 25,3 ± 7,3
ление под влиянием организации досуга и занятий во вторую половину дня к утру следующего дня сниженных показателей УР. Наиболее оптимальным вариантом организации работы ШПД в начальной школе является организация дневного сна для учащихся 1-х классов, прогулки в середине учебных занятий, что позволяет не только сохранять устойчивые показатели ФСО, но и снизить острую заболеваемость детей [6].
Свой позитивный вклад в формирование здоровья детей вносит и рациональная, обогащенная двигательно-активными занятиями организация досуга и дополнительного образования, равномерное чередование учебы и каникул в течение года (5—6 нед учебы чередуются с недельными каникулами), качественное медико-психологическое сопровождение детей на протяжении всего периода их пребывания в школе, полноценное 3-разовое питание. Все это способствует снижению среди первоклассников числа детей с избытком массы тела (0—12,5% против 21—27,3%), повышению их функциональных возможностей и силовых качеств: прирост силы сжатия кистей рук составил 76,1 — 81,8% против 63—66,7%, средний уровень значения этого показателя — 9,4 кг против 8,8 кг (правая кисть) и 8,8 кг против 8 кг (левая кисть) (р > 0,01); среднее значение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) — 1645 мл против 1550 мл (р = 0,01).
Изучение суточного бюджета времени показало, что для учащихся младших классов независимо от особенностей организации работы ШПД характерны следующие изъяны в режиме дня. Во-первых, недостаточная продолжительность сна (2 ч и более не досыпают от 30,8 до 58,3% первоклассников и от 52 до 85,7% четвероклассников). В этой связи более половины учащихся испытывают потребность в дневном сне. Исключение составляют учащиеся ШПД С, в которой недостаток ночного сна компенсируется организацией дневного сна. Во-вторых, продолжительность прогулки меньше физиологической нормы. Вместе с тем средняя продолжительность прогулки учащихся полнодневных школ составляет 60—70% от норматива, тогда как продолжительность прогулки у домашних детей (не посещающих ШПД или группу продленного дня) меньше 1 ч, что составляет 30% от норматива.
В отличие от домашних детей, у которых средняя продолжительность приготовления уроков превышает норматив в среднем на 1 ч [7], у их сверстников, посещающих ШПД, средняя продолжительность приготовления уроков незначительно превышает рекомендуемый гигиенистами регламент (на 15—30 мин). По понятным причинам среди четвероклассников больше, чем среди первоклассников, детей, занимающихся дополнительным образованием, и во всех возрастах их число больше, чем среди домашних детей. Показатели режима дня учащихся 4-х классов свидетельствуют, что у них аналогично первоклассникам сокращена продолжительность ночного сна (в среднем на 1 ч), что определяет значительное число детей, испытывающих потребность в дневном сне.
Сравнительный анализ дневной, недельной и годовой динамики УР учащихся средних классов показывает, что также, как и у младших школьников, сниженный ее уровень к концу пребывания в школе у большинства детей восстанавливается к началу занятий следующего дня (ИПР 1,21 — 1,71 усл. ед.). Характер недельной динамики работоспособности подростков соответствовал физиологической кривой: оптимум показателей регистрировали в середине недели. В тех школах, где снижена наполняемость классных коллективов (10—12 человек), реализуется личностно-ориентированная педагогика, используется оптимальное чередование учебы и каникул, организовано медико-психологическое сопровождение в течение всего дня, полноценное 3-разовое питание, у учащихся регистрировали более благоприятный характер УР и позитивную динамику психосоматического статуса (27,8% против 60%; р < 0,01).
Анализ результатов изучения физиометриче-ских показателей учащихся выявил, во-первых, более высокий, чем у сверстников в обычных школах, уровень их средних значений. Это связано с тем, что в ШПД больше, чем в обычных массовых школах, уделяется внимание организации двигательной активности детей, отдыху на свежем воздухе, содержательному досугу, что далеко не всегда характерно для школьников, проводящих вторую половину дня дома. Во-вторых, установили достаточно четкую зависимость динамики и уровня этих
показателей от условий и организации учебно-воспитательной работы прежде всего от объема организованной двигательной активности детей на протяжении всего периода их пребывания в ШПД, что согласуется с данными литературы [1].
У учащихся 5—7-х классов ШПД с увеличенным объемом двигательно-активных занятий на протяжении всего дня (дополнительные уроки физкультуры, единый спортивный час, посещение бассейна и тренажерного зала, большой выбор физкуль-турно-спортивных секций и кружков и др.) установили более низкие показатели невротизации и более высокие физиометрические показатели. Так, например, среднее значение ЖЕЛ (2655,7—2501,7 мл против 2254,2 мл; р < 0,05) и устойчивости к гипоксии (52,6 против 38,2; р < 0,05) у подростков этих школ были достоверно выше.
Результаты антропометрических исследований показали, что распределение детей в ШПД по уровню физического развития в целом соответствует популяционным значениям, характерным для московских школьников. Прослеживается четкая связь отсутствия условий для организации двигательной активности детей и увеличения от начала к концу года в таких школах учащихся с избытком массы тела.
От начала к концу учебного года ни в одной возрастной группе не происходило значимого ухудшения показателей физического развития учащихся, о чем свидетельствуют результаты динамических исследований.
В режиме дня подростков 5—7-го классов независимо от особенностей функционирования ШПД выявили характерные для всех современных школьников нарушения: дефицит сна и недостаточное пребывание на свежем воздухе. Одной из причин дефицита сна являются затраты времени на дорогу в школу и обратно (до 70% детей тратят на дорогу в школу и обратно 2—4 ч). В связи с этим большинство детей (от 51,7 до 72,7%) испытывают потребность в дневном сне, жалуются на головную боль и плохое самочувствие. Значительное число подростков не успевают приготовить уроки в отведенное время, так как нередко время приготовления уроков совпадает с занятиями дополнительного образования и факультативами. Кроме того, школьник не всегда располагает необходимым набором учебников для подготовки домашних заданий на следующий день. Эта проблема может быть решена приобретением второго комплекта учебников или оборудованием в школе специальных шкафчиков-локерсов для хранения личных вещей (физкультурная форма, учебники, сменная обувь и др.).
Поскольку учащиеся проводят в стенах ШПД большую часть времени, школьное питание должно быть максимально сбалансированным, полноценным, разнообразным; необходима преемственность школьного и домашнего питания. Анализ результатов анкетирования учащихся и их родителей показал, что для большинства школьников характерна несбалансированность домашнего питания: отсутствие разнообразия рационов, неадекватная их технологическая (кулинарная) обработка, частое использование полуфабрикатов и продуктов
быстрого приготовления. Анализ 10-дневного школьного меню выявил значительные колебания энергетической ценности рациона и обеспеченности его основными пищевыми веществами. Так, в отдельные учебные дни в 40% проанализированных меню рацион 2-разового питания (завтрак и обед) покрывал лишь 47—55% суточной энергетической потребности даже для детей 7—10 лет, что противоречит гигиеническим требованиям, согласно которым при организации 2-разового питания ребенок должен восполнять не менее 55% суточной потребности в пищевых веществах и энергии.
В большинстве муниципальных ШПД организовано 2-разовое бесплатное питание. Согласно принципам рационального питания промежутки между отдельными приемами пиши не должны превышать 3,5—4 ч. Поскольку в ШПД дети находятся до 16—18 ч, гигиенически целесообразным является организация полдника. Прежде всего это касается учащихся начальных классов (1—4-й), заканчивающих обед в 12 ч 30 мин, и 5—7-х классов (обед с 13 ч 15 мин до 13 ч 25 мин). Это подтверждают и результаты проведенного анкетирования: подавляющее большинство детей ужинают дома не ранее 18 ч (21% школьников — в 18—19 ч, 77% — еше позже), т. е. в данной ситуации длительность промежутков между обедом и ужином составляет 4,5—5 ч. По данным анкетирования, значительная часть учащихся имеют заболевания органов пищеварения и лишь чуть больше половины из них (57%) обеспечены диетическим питанием в семье. Учитывая здоровьесберегаюшие целевые установки в деятельности ШПД, для этой категории учащихся необходима организация диетического (щадящего) питания. Необходимо также уделить внимание оптимизации ассортимента буфетной продукции.
Выводы. 1. Проведенные исследования показали, что организация обучения детей в ШПД в основном соответствует их возрастным возможностям, о чем свидетельствует улучшение всех показателей ФСО от начала к концу учебного года.
2. Привлекательность образовательного пространства школы (наличие атриумных пространств, просторных рекреаций, спортивных и тренажерных залов, мягких уголков, зеленых оазисов и др.) в сочетании с личностно-ориентирован-ной педагогикой, качественным медико-психологическим сопровождением способствуют поддержанию благоприятного эмоционального состояния учащихся.
3. Наиболее благоприятные показатели динамики УР, эмоционального, психосоматического состояния и физиометрии выявили у младших школьников, в режим обучения и воспитания которых были включены 35-минутная продолжительность уроков (1-й класс), их начало в 9 ч, а также дневной сон (1-й класс), достаточное пребывание на воздухе, 3-разовое питание, медико-психологи-ческое сопровождение детей.
4. Полученные данные позволили научно обосновать гигиенические требования к организации и функционированию ШПД, которые предполагают:
— наличие достаточного по площади и благоустроенного пришкольного участка;
— наличие не менее двух физкультурных залов, зала для ЛФК и тренажерного зала, а для вновь строящихся школ еще и бассейна;
— наличие игровых и спален (для учащихся 1-х классов), для вновь строящихся школ — самостоятельного блока для начальной школы;
— наличие помещений для занятий дополнительным образованием;
— организацию учебных занятий только в первую смену;
— организацию 3-разового питания, включая диетическое;
— прогулки не менее 2 ч;
— динамическую паузу в середине учебного дня младших школьников;
— учет при организации двигательно-активных занятий в блоке дополнительного образования интересов и склонностей детей разного пола;
— соответствие количества и продолжительности этих занятий санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования;
— наличие медицинского обеспечение детей на протяжении всего времени их пребывания в школе и организацию оздоровительной работы.
По результатам работы подготовлены и сданы в Департамент Роспотребнадзора методические указания "Гигиенические требования к условиям ра-
боты общеобразовательных учреждений в режиме
полного дня".
Литература
1. Баканов И. М. Гигиеническое обоснование двигательного режима учащихся начальных классов школ полного дня: Автореф. дис.... канд. мед. наук. — М., 2007.
2. Вирабова А. Р., Кучма В. Р., Степанова М. И. Лично-стно ориентированное обучение детей и подростков: гигиенические проблемы и пути решения. — М., 2006.
3. Зверев А. Академия полного дня. — М., 2006.
4. Кирнасюк Е. В. Полупансион как современная технология формирования здоровьесберегающей среды младших школьников в условиях гимназического образования: Автореф. дис. ... канд. мед. наук — Оренбург, 2004.
5. Родионова Т. К., Хечанова Л. Е. // Сборник материалов 8-й Международной науч.-практ. конф. АПК и ПРО МПГУ. - М., 2004. - Ч. 2. - С. 36-39.
6. Сазанюк 3. И. Гигиеническое значение организации внеучебного времени учащихся первых классов в условиях группы продленного дня: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1980.
7. Степанова М. И., Чайкин С. В. // Гиг. и сан. — 2004. - № 3. - С. 51-53.
Поступила 02.10.08
О И. К. РАПОПОРТ, Е. Г БИРЮКОВА, 2009
УДК 613.955:616-057.876|:312.6<470+571) .1992- 2004.
И. К. Рапопорт', Е. Г. Бирюкова2
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, Москва
'Ведуш. и.с. лаборатории изучения и протезирования состояния здоровья, факторов риска НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН, дм.н. (т. 917-49-56), Зст. и. с. НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения, к.м.н.
В конце XX века была практически разрушена система медицинского обеспечения учащихся профессиональных училищ (ПУ), что привело к ухудшению их здоровья. Выявлен значительный рост в течение последних 10— 12 лет распространенности среди учащихся функциональных отклонений и хронических заболеваний. В некоторых ПУ выявлены случаи профессионально-обусловленной патологии. Изучение неблагоприятного воздействия профессионально-производственных и психосоциальных факторов на здоровье подростков позволило обосновать общие и дифференцированные рекомендации по оптимизации процесса обучения, профилактике заболеваний и оздоровлению обучающихся в ПУ разного профиля.
Ключевые слова: учащиеся профессиональных училищ, заболеваемость, система медицинского обеспечения, оптимизация процесса обучения, профилактика
Rapoport 1. К., Biryukova Ye. G.
MORBIDITY AND PROBLEMS IN MEDICAL PROVISION OF VOCATIONAL SCHOOL PUPILS
The medical provision system for vocational college (VC) pupils was apparently destroyed at the turn of the 20th century, causing their health to become worse. In the past 10-12 years, there has been an appreciable increase in the rates of functional impairments and chronic diseases. Cases of profession-related diseases have been revealed in some VCs. Examination of the negative impact of vocational work-related and psychological factors on adolescents' health could substantiate general and differential recommendations to optimize a training process, to prevent diseases, and to improve the health status of pupils from VCs of different profile.
Key words: vocational school pupils, medical provision system, training process optimization, prophylaxis
В период демографического кризиса особенно актуальной становится охрана здоровья подрастающего поколения — будущего трудового потенциала России. В связи с этим особое внимание должно уделяться состоянию здоровья подрост-
ков 15—18 лет, получающих начальное профессиональное образование.
На протяжении 50 лет сотрудники НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков проводят систематическое изучение состояния здоровья уча-