УДК 616:577
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НЕЙРОСЕНСОРНОЙ ТУГОУХОСТИ У ЛИЦ ЛЕТНОГО СОСТАВА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Н.В. Кругликова, В.Л. Ромейко, Г.П. Ивлева, О.И. Харитонова
ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора, Новосибирск, Россия
В статье рассмотрены вопросы сложности экспертизы связи заболевания с профессией у лиц летного состава гражданской (ГА). Проанализированы истории болезней и санитарно-гигиенические характеристики условий труда пациентов летного состава ГА, прошедших обследование в клинике профессиональных заболеваний, которым впервые был установлен диагноз профессиональной нейросенсорной тугоухости. Ключевые слова: нейросенсорная тугоухость, летный состав, акустическая нагрузка
HYGIENIC ASPECTS OF OCCUPATIONAL SENSORINEURAL HEARING LOSS IN THE CIVIL AVIATION AIRCREW MEMBERS N. V. Kruglikova , V. L. Romeyko , G. P. Ivleva , O. I. Kharitonova
Novosibirsk Institute of Hygiene, Novosibirsk, Russia
This paper focuses on issues of complex examination of a relationship between a disease and occupation of the civil aircrew members. Medical records and sanitary and hygienic characteristics of working conditions of the aircrew patients who underwent a medical examination at the clinic of occupational diseases have been analyzed. The diagnosis of occupational sensorineural hearing loss was first established in these patients.
Key words: sensorineural hearing loss, aircrew, acoustic loading.
На протяжении последних лет в России наибольший удельный вес занимают заболевания, связанные с воздействием физических факторов производства, причем, ведущей нозологической формой в этой группе заболеваний является нейросенсорная тугоухость, в общей структуре профессиональных заболеваний удельный вес этой патологии достигает 25,6 % [1]. Одной из существующих проблем является высокий удельный вес профессиональной нейросенсорной тугоухости (ПНСТ), впервые выявленной у лиц летного состава гражданской авиации (более 30 % всех пациентов, которым установлен данный диагноз). Шумовые нагрузки на этот персонал гражданской авиации формируются с учетом акустической нагрузки, состоящей из внутрикабинного шума и дополнительной звуковой нагрузки в результате прослушивания эфира и речевого радиообмена.
Основными причинами ПНСТ являются длительные сроки эксплуатации устаревших воздушных судов, высокие уровни шума, достигающие в кабинах транспортных самолетов 95-100 дБА, вертолетах 112-118 дБА, что не соответствует международным стандартам
V V г-, ч/
уровней шума двигателем, превышение норм полетных часов. В настоящее время одной из проблем при экспертизе связи нейросенсорной тугоухости с профессией у лиц летного состава является отсутствие сведения о величине внутрикабинного уровня шума для воздушных судов иностранного производства (типов Боинг, Аэробус и пр.).
Нами проведен анализ 287 историй болезней лиц летного состава ГА, прошедших обследование в клинике профзаболеваний, и в 80,8 % случаев был установлен диагноз профессиональной нейросенсорной тугоухости (ПНСТ). Количество лиц летного состава гражданской авиации с впервые выявленной профессиональной патологией органа слуха за 2003-2013 годы составило 232. Отмечено, что с 2010 года в клинику направлялись пациенты преимущественно с первой степенью нейросенсорной тугоухости, соответственно в структуре ПНСТ преобладает первая (легкая) степень ПНСТ. С данной степенью тугоухости, согласно регламенту Федеральных авиационных правил, лица летного состава продолжают свою трудовую деятельность. В предыдущие годы при установлении ПНСТ преобладали вторая и третья степени тугоухости.
Среди лиц летного состава профессиональные заболевания выявлялись в 75,3 % случаев у пилотов и командиров воздушных судов; 16% составили бортмеханики и бортинженеры и 8,7% - штурманы. Возраст обследуемых колебался от 41 до 64 лет (средний возраст составил 53,24 года). Стаж работы в условиях воздействия акустических нагрузок на момент экспертизы связи заболевания с профессией варьировал от 13 до 41 года (в среднем 34 года); налет часов - от 6301 до 20462 (в среднем 14716, 98 часов).
Следует отметить, что во всех санитарно-гигиенических характеристиках условий труда имеется указание на превышение норм полетных часов в определенные годы, что способствует вероятности развития заболевания. Обращают на себя внимание разные сведения об уровнях шума на однотипных марках воздушных судов (ТУ 204, А 310) от 84 дБА до 77 дБА в последние три года. В МУК 4.3.2231-07 «Оценка акустической нагрузки в кабинах экипажей воздушных судов при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда летного состава гражданской авиации» [3] отсутствуют сведения о величине внутрикабинного уровня шума для воздушных судов иностранного производства, поэтому достоверных данных по шумовой нагрузке за весь период летной работы в настоящее время получить практически невозможно, что приводит к трудностям при экспертизе связи ПНСТ у лиц летного состава гражданской авиации и спорным ситуациям.
Персонал гражданской авиации относится к особым видам шумоопасных профессий, на которых шум действует непостоянно, создавая сложности при определении стажевых экспозиций. При анализе профмаршрутов в санитарно-гигиенических характеристиках условий труда летных экипажей обращает на себя внимание то, что практически все в первые 10-15 лет работали на воздушных суднах с уровнем шума в кабинах значительно превышающим ПДУ (80 дБА) с использованием авиагарнитур АГ-2, АГ-3, усиливающих шумовые нагрузки. Санитарными правилами СанПин 2.5.1.2423-78 «Гигиенические требования к условиям труда и отдыха для летного состава гражданской авиации» (п.2.3.2.) [4] предусматривается оценивать акустическую нагрузку по эквивалентному уровню звука, состоящему из внутрикабинного шума и дополнительной звуковой нагрузки в результате прослушивания эфира и речевого обмена. Эксплуатируемые в последнее время
современные зарубежные самолеты - аэробусы А-310. -319, -320 с уровнем шума в кабине 70-75 дБА и применяемыми авиагарнитурами НМЕ 45 СА не снижают потенциального риска воздействия шума для членов экипажа, так как указанная их эффективность (-0,7 дБА) является только паспортной характеристикой, а реальная гораздо ниже. Это приводит к недооценке действующих уровней, исключая возможность индивидуальной оценки шумовой нагрузки члена экипажа. Вместе с тем, по литературным данным, уровни шума под авиагарнитурой могут достигать 110 дБА с характерным импульсным воздействием (треск, щелчки и т.п.), наиболее неблагоприятным для органа слуха [1]. Кроме того, в качестве базовых шумовых характеристик самолетов в расчетах приняты за основу уровни шума во время крейсерского полета, без учета уровней шума при маневрировании на поле аэродрома, взлете и посадке воздушного судна, его осмотре перед полетом и после завершения полета.
Таким образом, существующий метод расчетов эквивалентного уровня шума, действующего на летный экипаж воздушных судов в полете, с учетом дополнительной акустической нагрузки необходимо дорабатывать в контексте объективного учета всех факторов, влияющих на величину индивидуальной шумовой нагрузки за весь период полетного времени, необходимо предусмотреть реализацию особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов ГА в составлении объективных санитарно-гигиенических характеристик условий труда и совершенствовании механизма осуществления производственного контроля за соблюдением санитарных правил. Список литературы:
1. Прокопенко Л. В. Гииенические аспекты установления связи заболевания с профессией у пилотов гражданской авиации / Л. В. Прокопенко, А. К. Кравченко,Н. Н. Курьеров // Профессия и здоровье: материалы XII Всероссийского конгресса и V Всероссийского съезда врачей -профпатологов. - М., 2013. - С.395-399
2. МУК 4.3.2231-07 (в редакции изменений и дополнений №1, утвержденных Роспотребна-дзором 23.04.2009) «Оценка акустической нагрузки в кабинах экипажей воздушных судов при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда летного состава гражданской авиации».
3. 2.5.1.2423-08:СанПин «Гигиенические требования к условиям труда и отдыха для летного состава гражданской авиации».
REFERENCES
1. Prokopenko L.V. Giiyenicheskiye aspects of establishment of communication of a disease with a profession at pilots of civil aviation / L.V.Prokopenko, A.K. Kravchenko, of N. N Kury-erov//Materials XII of the All-Russian congress "A profession and health" and the V All-Russian congress of pathologists" M., 2013. - P. 395-399
2. TORMENTS 4.3.2231-07 (in edition of the changes and additions No. 1 approved by Rospo-trebnadzor 23.04.2009) "An assessment of acoustic loading in cabins of crews of aircrafts by drawing up the sanitary and hygienic characteristic of working conditions of an aircrew of civil aviation".
3. 2.5.1.2423-08 :A SanPiN "Hygienic requirements to working conditions and rest for an aircrew of civil aviation".