УДК 613.632:632.034]:(631.37:629.IS
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ АЕИАЦИОННО-ХИМИЧЕСКИХ РАБОТ С МЕТИЛМЕРКАПТОФОСОМ
J1. Д. Деревянко, A.A. Клименко
Всесоюзный научно-исследовательский институт сельскохозяйственного и специального применения гражданской авиации, Краснодар
Широкое применение авиации в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур и лесов, а также с нежелательной растительностью и переносчиками инфекционных заболеваний выдвигает задачу профилактики нарушения здоровья у лиц, выполняющих авиационно-химические работы.
Л\ы изучали условия труда при выполнении работ с метилмеркаптофосом на самолетах Ан-2 в июне — июле 1967 г. в Ташкентской области Узбекской ССР. Выносной бачок всегда заправляли ядохимикатом вручную. Пробы воздуха на содержание метилмеркаптофоса в кабине пилота брали при выполнении разных операций: во время подлета к участку, в момент опрыскивания, при заправке выносного бачка (при включенной и выключенной вентиляции). Среднее содержание метилмеркаптофоса в указанных условиях составляло 0,137—0,871 мг/м3. Температура воздуха в кабине колебалась от 17 до 40,4°, относительная влажность — от 19 до 81% при температуре атмосферного воздуха 14,4—35° и относительной влажности 37—90%. Максимальная температура внутренних поверхностей кабины была 35° при температуре атмосферного воздуха 31 .
Таким образом, дискомфортные микроклиматические условия, сочетающиеся с повышенным содержанием метилмеркаптофоса, создают неблагоприятные условия для летного состава. Кроме того, работа летательных аппаратов сопровождается довольно интенсивным шумом и вибрацией.
Мы изучали реакции сердечно-сосудистой системы и состояние терморегуляции организма пилотов при воздействии комплекса указанных неблагоприятных факторов. Контрольной группой служили авиатехники и авиамеханики, в меньшей степени подвергающиеся воздействию ядохимикатов; температура и влажность воздуха, при которой они работают, соответствуют климату окружающей местности, а вибрация и шум воздействуют на них кратковременно.
Исследование показало, что температура на разных участках кожи как у летного, так и у технического состава к окончанию полетов достоверно повышается прямо пропорционально росту температуры воздуха на рабочих местах. У летного состава температура кожи повышается несколько больше, чем у технического.
Сравнивая результаты наших исследований с данными литературы (Г. X. Шахба-зян; 1947; Д. А. Бирюков, 1959), можно сказать, что к окончанию полетов летно-технический состав находится в состоянии теплового дискомфорта. Особенно неблагоприятно повышение температуры кожи конечностей, которые в подобных условиях являются основным источником отдачи тепла.
Нами также было исследовано у тех же работников артериальное давление и частота пульса (см. таблицу). У летчиков и техников к концу рабочего дня повышается как систолическое, так и диастолическое давление; повышение последнего статистически достоверно.
Данные артериального давления и пульса у летно-технического состава при выполнении авиационно-химических работ с метилмеркаптофосом
Летчики Техники
Тест перед полетом после полета перед полетом после полета
Артериальное давление (в мм рт. ст.): систолическое ....... диастолическое....... Пульсовое давление (в мм рт. ст.) Пульс (в минуту) ....... 126,5± 2,0 82,4± 1,4 50,6± 1,0 66,8± 1,3 130,6± 1,4 88,7± 2,5 42,3± 1,3 71,8± 1,6 117,1 ± 1,3 76,8+ 1,4 40,0± 1,8 71,2±2,3 121,6± 2,5 85,2± 2,0 36,1± 1,4 79,8± 2,4
Статистически достоверно и падение пульсового давления в конце дня на фоне учащения пульса, причем более выраженное у летного состава.
Все эти данные свидетельствуют о напряжении сердечно-сосудистой системы у летно-технического состава при выполнении авиационно-химических работ в условиях Узбекистана.
Отсутствие гипотензивного эффекта, на который имеются указания в литературе, несмотря' на действие высоких температур и фосфорорганических ядохимикатов (Ю. С. Каган, 1963;. X. 3. Любецкий и соавторы, 1961, и др.). объясняется в данном случае, по-видимому, тем, что преобладающим фактором является неравно-эмоциональное напряжение, возникающее в связи с многочисленными взлетами и посадками (30—40) и значительной скоростью полета (150—160 км/час) при небольшой высоте (около 5 м над землей). Кроме того, шум также способствует повышению артериального давления (В. С. Волков, 1966).
У летно-технического состава, выполняющего авиационно-химические работы в Узбекистане, во время квартальных медицинских осмотров была выявлена гипотония (Л. Д. Де-ревянко, 1967), что, однако, не противоречит приведенным выше данным, так как в этот период летно-технический состав находится в обстановке, исключающей влияние нервно-эмоционального напряжения, шума и вибрации.
Для улучшения условий труда летно-технического состава, выполняющего работу с ядохимикатами, необходимо обеспечить защиту кабины пилота от попадания в нее химикатов (установить вентиляционную систему, гарантирующую подпор воздуха в кабине на-15—20 мм вод. ст.) и создать в ней комфортный микроклимат.
ЛИТЕРАТУРА
Бирюков Д. А. Физиологические методы в клинической практике. Л., 1959. — Волков В. С. Гиг. труда, 1966, № 6, с. 10. — Каган Ю. С. Токсикология фосфорорганических инсектицидов и гигиена труда при их применении. М., 1963.—Любецкий X. 3., Венгерская X. Я., Шелухина Е. Г. Условия труда и состояние здоровья работающих с фосфорорганическими соединениями. Тезисы докл. выездной научн. сессии Узб. НИИ санитарии, гигиены и профзабол. в г. Андижане. Ташкент, 1961. — Шах-б а з я н Г. X. В кн.: Сборник рефератов научных работ Киевск. ин-та гигиены труда в профзаболеваний. Киев, 1947, с. 5.
Поступила 4/VI 1968 г
УДК 378:371.7
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И БЫТА СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
Канд. мед. наук П. Л. Краснянская Кафедра общей гигиены Куйбышевского мецицинского института
С целью изучения и гигиенической оценки режима дня студентов Куйбышевского медицинского института по специально разработанным хронометражным листам были проанализированы режим дня и учебная нагрузка студентов первых 5 курсов (собрано около 2000 опросных листов, статистически обработано 1400). Работоспособность студентов определяли методом корректурных таблиц (1350) и по скорости зрительно-моторной реакции (700 определений). Полученный материал обработан статистически.
Результаты изучения режима дня по данным опросного метода показали, что учебная нагрузка в институте и домашняя подготовка к занятиям достаточно велики как на дневном, так и на вечернем факультете, особенно на первых курсах, и значительно легче на IV курсе. Так, в среднем лишь 67% всех студентов успевают приготовить домашние задания в течение 3 часов, 24,7% — в течение 4—5 часов и 8,3% — более 5 часов. Значительная часть студентов дневного (56%) и вечернего (80%) отделений выполняют домашние задания в ночные часы. Если у студентов вечернего факультета домашняя подготовка в ночное время является вынужденной (днем они работают), то у студентов дневного отделения она может рассматриваться как результат нерациональной организации рабочего дня, а также большой нагрузки по отдельным дисциплинам. В результате сокращается продолжительность сна: не досыпают 1—2 часа почти 33% студентов, а среди первокурсников 60%.
Существенное значение для здоровья имеют регулярное питание и физическая подготовка. К сожалению, всего 6% студентов питаются регулярно, 22,4% систематически занимаются спортом и только 13% ежедневно делают утреннюю гимнастику.
В среднем 52% студентов вуза участвуют в студенческих кружках, среди них юношей больше (67%), чем девушек (43%).
Следует отметить неравномерность учебной нагрузки у студентов различных курсов — студенты I курса имеют чрезвычайно большую учебную нагрузку, IV — сравнительно меньшую. Например, большая часть студентов (82%) I курса на подготовку домашних заданий тратит 4—5 и более часов и только 18% затрачивают не более 3 часов. На IV курсе почти все студенты (96%) на подготовку к занятиям затрачивают не более 3 часов.