4. Сергеев В. А. — Там же, 1975, № 3, с. 22—26.
5. Шаровар Т. М. — Там же, 1972, № 2, с. 27—31.
6. Химический состав пищевых продуктов. Справочные таблицы./Под ред. А. А. Покровского. М., 1976.
7. Химический состав пищевых продуктов. Справочные таблицы./ Под ред. М. Ф. Нестерина", И. М. Скурихина. М., 1979.
Поступила 19.04.84
Summary. The balanced diet introduced in a preventorium for coal miners produced beneficial social and hy gienic effects. Morbidity indices characteristic of workers with temporary disability are regarded as diet efficiency criteria.
УДК li 13. It: US 1.923.07
Н. П. Гребняк, В. И. Агарков, Г. А. Штейн
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ МАШИНОПИСИ В УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМБИНАТАХ
Донецкий медицинский институт им. М. Горького
Проблема повышения успешности обучения и сохранения работоспособности школьников во время профессиональной подготовки в учебно-производственных комбинатах (УПК) может быть успешно решена только с позиции одновременного изучения факторов внешней и внутренней среды.
В данной работе проведены оценка производственных факторов и определение их влияния на функциональное состояние подростков при обучении машинописи в УПК. Важными в гигиеническом отношении факторами среды при освоении машинописи являются шум и освещенность, способные вредно влиять на организм школьников.
Для гигиенической оценки условий трудового обучения измеряли уровни шума и освещенности, микроклиматические условия. Спектральную характеристику шума регистрировали бором ИШВ-1. О функциональном состоянии организма учащихся судили по зрительно-моторной реакции — ЗМР (простой и с дифференцировкой), слуховой чувствительности, координации движений и тремору рук, функции внимания. Слуховую чувствительность изучали методом пороговой аудиометрии с помощью аудиометра АП-02. Для количественной оценки координированности двигательных актов на координометре Руппа измеряли общую продолжительность выполнения пробы и количество ошибок. Статический и динамический тремор определяли электротремометром (21. Функцию внимания оценивали по скорости переработки и показателю внимания (ПВ). Обследовано 37 учащихся 9—10-х
классов, осваивающих в УПК машинопись и основы делопроизводства.
Профессиографический анализ трудового обучения учащихся различным видам машинописных работ показал, что ведущим отрицательным фактором во время выполнения машинописных работ является шум. В связи с этим особое внимание уделялось спектральному анализу и оценке профилактических мероприятий (табл. 1). Оборудование кабинета звукопоглощающими средствами (общая облицовка стен и перекрытий) позволило снизить фоновый уровень шума на различных октавных полосах частот на 2,0—7,8 дБ, а общий уровень звука — на 13,2 ±0,1 дБ А (Я <0,05). Звукопоглощающий эффект в первую очередь сказался на частотах 250—1000 Гц. Интенсивность шума при освоении и развитии техники письма превышает на 1,7—12,2 дБ допустимые уровни звукового давления, регламентированные ГОСТом 12.1.003—76 «Шум. Общие требования безопасности». Превышение особенно значительно на высоких частотах. Во время текстовых тренировок интенсивность шума повышается по сравнению с фоновым уровнем на 22—41 Гц (Р <0,05). Наиболее значительное повышение звукового давления отмечено на частотах 2000 и 4000 Гц.
Загрузка оборудования существенно отражается на уровне шума. Так, при ее повышении с 6 до 100% уровни звукового давления увеличивались на низких частотах на 4,1 —11 дБ, средних и высоких — на 9,6—10,1 дБ (Р<0,05). Пространст-
Таблица I
Уровни звукового давления на рабочих местах при освоении профессии машинописи (М±т)
Рабочее место Загрузки оборудования Среднегеометрическая частота октанных полос, Гц Уровень звука, ДБ А
63 126 250 500 1000 2000 4000 8000
У стены Посередине помещения Посередине помещения Фоновые показатели 100 100 6 74,7±0,6 72,8±0,5 61,8±0,2 50,8±0,2 70±0,6 69,8±0,5 59,5±0,2 42,2±0,2 67,2±0,3 62,3±0,8 58,2±0,5 34,8±0,2 59,7±0,2 59,7±0,6 51,0±0,3 28,0±0,1 64,2±0,3 61,7±0,5 52,0±0,3 <25 67,5±0,2 66.3±0.3 56,7±0,2 <25 67,7±0,3 66,0±0,3 56.8±0,1 <25 61,0±0,6 64,3±0,3 54,2±0,3 <25 82,5±0,2 83,3±0,5 75,8±М 24,0±0.1
Примечание. — отсутствие данных.
-.6- t
венное распределение звукового давления в различных точках помещения неодинаково. У стен уровень шума при 100% загрузке оборудования выше на 0,2—4,9 дБ, очевидно, вследствие недостаточного уменьшения плотности звуковой энергии, отраженной от стен и перекрытий. При отсутствии учеников и 6% загрузке оборудования отмечено обратное — более высокие уровни звука посередине помещения. Мы считаем, что подобный эффект звукопоглощения при наличии учащихся может быть в случае переуплотнения помещения и недостаточной эффективности средств звукопоглощения. Поэтому данное явление можно рассматривать, с одной стороны, как несоответствие помещения по площади данному числу учащихся, с другой — как результат несовершенства технических средств борьбы с шумом.
Естественное освещение на рабочих местах обучающихся специальности секретаря-машинистки было достаточным. Коэффициент естественной освещенности посередине помещения составил 1,9%, а в наиболее отдаленном от окна месте—1,7%; затемняющие факторы отсутствовали. Уровень искусственной освещенности был в пределах 530— 900 лк. Микроклиматические условия соответствовали гигиеническим нормативам.
Анализ результатов тональной аудиометрии до и после занятий показал, что изменения порогов слуховой чувствительности носили в основном характер адаптации. В процессе трудового обучения снижение слуховой чувствительности составляло не более 8,5 дБ. Изменение слуховой функции было разнонаправленным: уменьшение чувствительности к низкочастотным звукам и увеличение к высокочастотным. При этом более выраженные сдвиги отмечены у учащихся 9-х классов. Характер изменения порогов слышимости у десятиклассников оказался менее выраженным. Пороговая кривая сохранилась примерно на том же уровне, что, по мнению Е. Ц. Андреевой — Галаниной и соавт. 11], может рассматриваться как состояние адаптации. Наблюдаемое у учащихся 9-х классов повышение чувствительности на частотах 1000—8000 Гц указывает на следующую фазу динамики слухового восприятия, проявляющуюся в сенсибилизации слуха вследствие возникающего в периодическом отделе анализатора возбуждения.
В процессе трудового обучения происходили выраженные изменения в ЦНС (табл. 2). После выполнения текстовых тренировок у всех учащихся увеличивался патентный период ЗМР, как простой, так и с дифференцировкой. Однако если у десятиклассников сдвиги носили характер тенденции, то у девятиклассников они были статически достоверны. Так, латентный период простой ЗМР увеличился на 13,9 ±2,9 мс, а с дифференцировкой — на 46,3 ±13,9 мс (Я <0,05). Вместе с тем возрастные различия в более тонких механизмах деятельности ЦНС носили разнонаправленный характер. У учащихся 9-х классов улучшилась
Таблица 2
Показатели функционального состояния ЦНС учащихся, осваивающих машинопись (М±/л)
Показатель Учащиеся 9-х классов Учащиеся 10-х классов
до занятий после занятий до занятий после занятий
ЗМР. мс:
простая 221.7*2.6 235.6*1.5 199.9±3.7 202.7±2.4
с дифферента
ровной 356.5*9.0 402,8±|0,5 352,8*5,1 358,4*3.5
КД. ед. l.ö0±0.02 1.7|±0,03 1.71*0.04 ].58±0.02
Точность реакции.
% 81.8*5,1 70.9*5,0 81.8*3,5 90,0*1.8
Скорость перера-
ботки информа-
ции, число зна-
ков в минуту 351.6*12.2 371,4±6,3 347,1± 10.9 413,0*6.2
ПВ. усл. ед. 410.0*28,6 381,9±22.6 456,2*39,7 530.9*30.2
координация движений (КД), что указывало на сравнительное увеличение времени, необходимого на дифференцировку. Аналогичные сдвиги в функционировании ЦНС под действием шума, отражающие нарушение динамики корковых процессов, установлены Е. Ц. Андреевой-Галаниной 111. Отмеченная картина изменений со стороны сен-сомоторных реакций свидетельствовала о снижении возбудимости, усилении процессов торможения и более выраженной степени утомления учащихся 9-х классов. Сдвиги в функциональном состоянии ЦНС у учеников 10-х классов были более благоприятными: точность реакций с дифференцировкой повысилась на 8,2±3,9%, скорость переработки информации — на 65,9 ±12,5 знака в минуту, ПВ — на 74,7 ±53,7 усл. ед.¡время реакции практически осталось прежним. Обнаруженные особенности изменения функционального состояния организма в динамике трудового обучения, по нашему мнению, в значительной мере зависят от степени сформированности рабочих умений и навыков. Это подтверждается данными ряда авторов [1,3, 4), что чем более сложные механизмы ЦНС участвуют в трудовой деятельности, тем значительнее возникающие изменения.
Одним из ведущих звеньев, обусловливающим успешность освоения машинописного дела, яв-
Таблица 3
Характеристика тремора и КД у учащихся, осваивающих машинопись (/И±от)
Учащиеся 9-х классов Учащиеся 10-х классов
Показатель после до занятий после
до занятий занятий занятий
Статический
тремор: 10,2*1,2
число касаний 28,2*2.9 31,9*1,3 25,6*2.0
время касаний. 13,8*1.1
сс 50.2*3 8 60,1*4.3 45,2*6,5
Динамический
тремор: 4,9*0.4
число касаний 6,7*0,41 6.7*0,5 7.4*0.6
время касаний.
сс 11,3*1,02 14.5*1,02 11.3*1.9 17,0*1.0
КД: 13.5*1.1
число ошибок 28,1*1,3 30.5*2,1 18,9+2.0
ошибочное вре- 78,7*8,2
мя, сс 120.4*12.9 153.3*9,1 122.2*10.2
время пробы, с 82,7*1,7 97.8*4,1 107.4*7.8 116,2*2,3
ляется функциональное состояние двигательного аппарата. В результате изучения исходных показателей тремора установлено, что непроизвольные мелкие колебания верхней конечности имеют выраженные возрастные различия (табл. 3). Дора-бочне уровни статического тремора у десятиклассников были ниже, динамический тремор был практически одинаков у обследованных обеих групп. В процессе трудового обучения отмечено улучшение характеристик статического и динамического тремора у десятиклассников. Число касаний уменьшилось на 15,4 ±2,4, время касаний на 31,4 ±6,6 сс (Р<0,05), а при выполнении пробы на динамический тремор число касаний уменьшилось с 7,9 ±0,4 до 4,9 ±0,4 (Р<0,05). Установленное улучшение регуляции удержания определенного положения сустава верхних конечностей, по-видимому, связано с повышением активности нейромоторных единиц в мышцах в процессе работы [2]. Наряду с этим возросла амплитуда колебаний динамического тремора, о чем можно судить по достоверному увеличению времени касании с 11,3±1,9 до 17,0± 1 сс. Отмеченное явление связывают с начальной стадией утомления 121. У учащихся 9-х классов сдвиги носили однонаправленный характер. Все показатели как статического, так и динамического тремора возрастали. Выявленные особенности влияния трудового процесса, заключающиеся в увеличении непроизвольных мелких колебаний, свидетельствовали о более выраженной степени утомления у девятиклассников.
Исходный уровень КД характеризовался большей точностью у учащихся 10-х классов (Р<0,05). Основой установленных различий, по-видимому, являлась этапность в формировании трудовых навыков и умений в процессе обучения. Известно [4, 5), что на начальном этапе имеются несогласованность движений и высокая концентрация внимания на предмете и орудиях труда, а на этапе автоматизации происходит стабилизация струк-
туры рабочих движений и приемов. Особенностью динамики пробы на координацию являлось уменьшение ее показателей у десятиклассников, характеризующее улучшение взаимной координирован-ности двигательного аппарата и зрительного анализатора. В отличие от этого у учащихся 9-х классов КД ухудшилась. Следует отметить, что вследствие разнонаправленных сдвигов послера-бочие уровни у десятиклассников по сравнению с девятиклассниками были заметно ниже, что может свидетельствовать о благоприятном характере трудового процесса.
Таким образом, освоение машинописного дела в УПК проходит при повышенных уровнях производственного шума, оказывающего неблагоприятное влияние на учащихся. Ответные реакции организма на шум носят характер адаптации или начальных стадий утомления, степень выраженности которого зависит от возраста учащихся. Более высокая утомляемость у девятиклассников, по-видимому, обусловлена повышенной чувствительностью к воздействию производственного шума.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шум и шумовая болезнь./ Андреева-Галаннна Е. Ц., Алексеев С. В., Калыскин А. В. и др. Л., 1972.
2. Горшков С. И., ЗолинаЗ. М., Мойкин Ю. В. Методики исследований в физиологии труда. М., 1974.
3. Косилов С. А. Физиологические основы производственного обучения. М., 1975.
4. Платонов К. К. Вопросы психологии труда. 2-е изд. М., 1970.
5. ЧеСышева В. В Психология трудового обучения. М., 1983.
Поступила 14.05.84
Summary. The schoolchildren learning to type a t educational-production centers are exposed to elevated noise levels. The response to noise may be cither adaptation or fatigue of different degree, depending on students' age. A higher degree of fatigue in the 9th form students may be accounted for by their increased sensitivity to industrial noise.
УДК 613.68:628.31
В. П. Сиденко, Н. Е. Яроцкая, И. В. Парфенова. Т. И Кашина, А. Б. Максимов, Д. И. Мордвинова
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДЕЙСТВУЮЩИХ СУДОВЫХ УСТАНОВОК ПО ОЧИСТКЕ И ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЮ СТОЧНЫХ ВОД
Филиал НИИ гигиены водного транспорта Минздрава СССР, Одесса
После вступления в силу Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря (1973) перед судовладельцами встал вопрос об оборудовании принадлежащих им судов установками по очистке и обеззараживанию сточных вод. Многообразие способов очистки сточных вод и конструктивных решений судовых устройств сви-
детельствует об отсутствии общепризнанного метода обработки судовых стоков.
Настоящая работа посвящена санитарно-гигиенической оценке процессов очистки и обеззараживания судовых стоков импортными установками с учетом требований А^инздрава и регистра СССР.