Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ГОРНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ГОРНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — H М. Харковенко, И И. Благовещенская, А П. Подгайская, Т М. Мишина, Е В. Борисова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ГОРНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ»

Таблица 2

Результаты факторного анализа (варимакс-вращение) в группе девочек

Признак Фактор h«

1-й 2-й 3-й

£лина тела » голени 0,920 0,292 0,953

0,876 0,840

Плечевой диаметр 0,873 0,357 0,896

Длина плеча 0,857 0,814

» стопы 0,857 0,279 0,838

» бедра 0,856 0,303 0,843

» предплечья 0,843 0,768

Тазовый диаметр 0,839 0,397 0,865

Длина туловища 0,809 0,298 0,750

Обхват грудной клетки 0,789 0,485 0,858

Эпифиз предплечья 0,782 0,327 0,722

» бедра 0,776 0,461 0,816

Длина верхнего отрезка тела 0,766 0,250 0,663

Эпифиз плеча 0,758 0,356 0,702

Обхват голени 0,752 0,493 0,809

Эпифиз голени 0,686 0,286 0,555

Обхват плеча 0,678 0,519 0,745

» головы 0,637 0,545 0,750

Высота носа 0,626 0,451

» нижней трети лица 0,585 0,405

Минимальный лобный диаметр 0,575 0,543 0,631

•Поперечный диаметр головы 0,795 0,660

Т-куловой диаметр 0,375 0,761 0,745

Нижнечелюстной диаметр 0,494 0,602 0,625

Высота лба 0.891 0,819

Продольный диаметр головы 0,461 0,255 0,367 0,412

Ур 13,219 4,414 1,296

Процент общей дисперсии 50,8 17,0 5,0

Кумулятивный процент общей дисперсии 50,8 67,8 72,8

Литература

!. Бунак В. В. Антропометрия. Практический курс. М., Щ 1941.

2. Иберла К. Факторный анализ. Пер. с нем. М., 1980.

3. Семенова Л. К■ — В кн.: Основные закономерности рос-ста и развития и критерий периодизации. Одесса, 1975, с. 64—68.

4. Таннер Дж.— В кн.: Биология человека. М., 1979, с. 336-471.

5. Хить Л. Г. — В кн.: Проблемы эволюции человека и его рас. М„ 1968, с. 124—227.

6. Bakonyi М„ Moeschlcr P. — Anthrop. Kozl., 1980, vol. 24, p. 9—14.

УДК 371.7/:377:622

7. Kusin J. A„ de IVijn J. F. — Ann. hum. Biol., 1976, vol. 3, p. 375—378.

8. Relethford J. H.. Lees F. C.. Byard P. У — Hum. Biol., 1978, vol. 50, p. 461-475.

9. Thurstone L. L. — Phychometrica, 1954, vol. 19, p. 173— 182.

10. Waliszko A., Welon Z. — Stud. Phys. Anthrop., 1975, № 1, p. 65—83.

11. Welon Z.. Waliszko A. — Ibid., 1978, № 4, p. 21—33.

12. Welon Z.. Waliszko A.. Gorny S. — Ibid., 1976, № 3, p. 7—26.

Поступила 29.01.85

И. М. Харковенко, И. Н. Благовещенская, А. П. Подгайская, Т. М. Мишина, Е. В. Борисова, Б. Н. Задорожный

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ГОРНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ

Донецкий НИИ гигкены труда и профзаболеваний

^ В настоящее время подготовка высококвалифицированных рабочих кадров для угольной промышленности в основном осуществляется через систему профтехобразования. Предвыпускная практика учащихся горных технических училищ (ТУ) проходит на базовых угольных шахтах. Известно, что труд в угольных шахтах сопряжен с воз-

действием комплекса вредных факторов производственной среды, опасностью возникновения аварийных ситуаций, повышенными требованиями ко многим функциям организма рабочих. С углублением горных выработок выраженность неблагопрцятных факторов значительно увеличивается (1. 2. 4].

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что функциональные изменения в организме учащихся и их состояние здоровья зависят от режима обучения и гигиенических условии, в которых осуществляется производственное обучение подростков. Наиболее неблагоприятные сдвиги были выявлены среди учащихся, овладевающих профессиями химического и горного профилей [3, 5, 6|. Все это указывает на необходимость тщательного изучения условии труда и функционального состояния организма учащихся горных ТУ во время производственной практики в угольных шахтах.

Учащиеся, которым к началу практики исполнилось 18 лет, при освоении профессии работали в шахте по сменам на штатных ' рабочих местах машинистами электровоза и элсктрослесарями в подземном электрогараже. Подростки, которым не исполнилось 18 лет, проходили практику по этим же специальностям на поверхности шахты.

Условия труда в подземных выработках шахт характеризовались комплексом неблагоприятных факторов производственной среды: температура воздуха в откаточных штреках, где проходили практику машинисты электровоза, составляла 15—28 °С, относительная влажность — 85—92 %, скорость движения воздуха — 0,5—9,1 м/с, содержание пыли в воздушной среде — 10—100 мг/м3. Интенсивность шума и апериодическая толчкообразная общая и локальная вибрация при движении электровоза превышали ПДУ. В подземном гараже температура воздуха была 13—21 °С. относительная влажность — 88—90 %, скорость движения воздуха — 0,3—1,6 м/с, содержание пыли — 6—20 мг/м3. Все работы в шахте выполняются при пониженной освещенности. Управление электровозом на шахтной поверхности и электрослесарные работы выполнялись при температуре, соответствующей наружной. Относительная влажность колебалась от 42 до 8& %, скорость движения воздуха 0,4—2,1 м/с. Концентрация пыли составляла от 1 до 30 мг/м3, что превышало санитарные нормы.

Работа машиниста электровоза в шахте заключалась в управлении электровозом при перевозке груженых и порожних составов, формировании их и выполнении маневровых работ на погрузочных и обменных пунктах. Почти аналогичную работу учащиеся выполняли при управлении электровозом на шахтной поверхности. Кроме указанных операций, они производили вспомогательные работы (загружали деревянные стойки и распилы в вагонетки для спуска в шахту и др.). В подземном гараже подземный электро-слесарь производит смену и зарядку аккумуляторных батарей, заезд электровоза в гараж, снятие крышек аккумуляторной батареи по 15 кг каждая, перестановку механизированным способом батареи с локомотива на специальный стол для зарядки и установку заряженной батареи на электровоз. На шахтной поверхности электрослесарь занимается ремонтом электровозов, вагонеток и другого шахтного оборудования. Хронометражные исследования показали, что основная работа машиниста электровоза составляла 49,9%, вспомогательная — 13,9%, паузы (по технологическим причинам) — 36,2%, на шахтной поверхности — 52,4. 19,5 и 28,1 % соответственно.

Функциональное состояние основных систем организма учащихся исследовали в начале и конце предвынускной производственной практики до работы и после ее окончания. Изучали состояние сердечно-сосудистой, центральной нервной и мышечной систем организма учащихся.

Как показали исследования, самые неблагоприятные изменения функционального состояния организма как в начале, так и в конце практики наблюдались у подземных машинистов электровоза в конце рабочего дня. Со стороны сердечно-сосудистой системы в начале практики в результате нервно-напряженной работы в шахте значимо повышались систолическое и днастолическое давление. Как в начале, так и в конце практики достоверно снижались минутный и систолический объемы крови. К концу практики увеличивалось число сердечных сокращений (на 7,4±0,12 в минуту) и днастолическое давление (на 8,8±0.12 мм рт. ст.).

У подземных электрослесарей исходные данные до дозированной нагрузки и после нее значимо не изменялись ни в начале практики, ни в конце ее, хотя после работы

в шахте, особенно в конце практики, отмечалась тенденция к ухудшению функционального состояния сердечно-сосудистой системы: повышалось днастолическое давление, снижались пульсовое давление, систолический и минутный объемы крови и коэффициент эффективности кровообращения.

Результаты исследований состоянии центральной itcpqg нон и мышечной систем у машинистов электровоза свидетельствовали о некотором ее напряжении к концу рабочего дня и концу практики. Так, у учащихся достоверно увеличивалось число срывов дифференцировочных реакций после работы в шахте и к концу практики по сравнению с исходными данными. В конце практики после работы в шахте достоверно (на 22,0± 1,20 мс) сокращался латентный период аудномоторной реакции (AMP), удлинялся (на 25,0±0,64 мс) латентный период зрительно-моторной реакции (ЗМР), снижалась исходная мышечная сила (на 7,1 ±0,98 кг).

У учащихся — электрослесарен подземных после работы в шахте выраженность изменений со стороны центральной нервной и мышечной систем была несколько меньше. В начале практики после работы в шахте статистически достоверно сокращался латентный период ДМР (на 20,0± ±0,41 мс); в конце практики становился короче латентный период ЗМР (на 27,0±0,54 мс, Р<0,05), что свидетельствовало о повышении возбудимости центральной нервной системы.

Исследование функционального состояния организму учащихся, работающих на шахтной поверхности машини* стами электровоза и электрослесарями, показало, что существенных изменений их физиологических функций не было, за исключением длительности латентного периода AMP и числа срывов днфференннровочных реакций, которые увеличивались к концу практики. Следует также отметить, что под влиянием рабочей смены наступало временное снижение слуха. Достоверное смещение порога слуховой чувствительности наблюдалось почти по всем частотам тон-шкалы. По сравнению с исходной повышалась вибрационная чувствительность у юношей, работавших машинистами электровоза как на шахтной поверхности, так и в шахте. К концу практики отмечалось повышение порога вибрационной чувствительности у подземных машинистов электровоза. Наиболее неблагоприятные изменения физиологических функций зарегистрированы при работе в ночные смены. Это выразилось а большем снижении мышечной силы и выносливости, чем в дневные смены, в больших изменениях латентного периода зрительного и слухового анализаторов, в увеличении числа срывов дифференцировочных реакций.

Таким образом, исследования показали, что производственное обучение в угольной шахте оказывает определенное влияние на функциональное состояние организма учащихся, причем более выраженные сдвиги отмечны у юношей, которые в период практики работали подземными машинистами электровоза. На основании полученных результатов разработаны физиолого-гигиеннческне рекомендации по оптимизации условий обучения учащихся горны* ТУ в период производственной практики в угольных шах* тах Донбасса.

Литература

1. Алтынов Б. Е.. Абдикулев А. А. — В кн.: Физиологическое нормирование труда. Донецк, 1981, с. 133—134.

2. Меняйло Н. И. — В кн.: Реабилитация больных с профессиональной патологией в условиях научно-технического прогресса. Донецк, 1979, с. 12—14.

3. Сердюковская Г. Н. — В кн.: Комплексные медико-педагогические исследования условий обучения н воспитания учащихся технических училищ. Л., 1983, с. 38—44.

4. Суханов В. в.—Техника безопасности, охрана труда ii горноспасательное дело. (Науч.-техн. реф. об. ЦНИЭН-' уголь) 1982, № 6, с. 12—14.

5. Сухарева JI. М„ Самотолкина Н. Г.. Крамарен-ко И. Б. — В кн.: Режим труда и отдыха учащихся средних профессионально-технических училищ. М., 1981, с. 194-212.

6. Харковенко Н. М. — Там же, с. 40—41.

Поступила 04.02.85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.