ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНИКОВ ДЛЯ ШКОЛ I СТУПЕНИ
М. Г. Маркарянц и С. П. Айнберг (Ленинград)
Из гигиенической лаборатории Лен. обл. ин-та охраны здоровья детей и подростков
(дир. ин-та—проф. В. Н. Иванов)
Поступила в редакцию 1.111.1932
Колоссальное культурное значение книг, в частности учебных книг не тре. бует доказательств. Достаточно сказать, что »место 8 млн.. чел., охваченных учебой в 1914 г., мы достигли в 1930 г. рекордной цифры в 46 млн., вместо 22% грамотных в 1913 г. мы имели в 1930 г. 62%. Количество издаваемых книг доходит до нескольких десятков миллионов экземпляров. Одни только национальные издания Центроиздата дали в 1931 г. 19 млн. экземпляров.
Книга представляет собою продукт, в производстве которого принимают участие бумажная и полиграфическая промышленность, а также издательства. Все эти (Организации одинаково заинтересованы з качестве учебной книги. Качество учебной книги сильно затрагивает и интересы потребительских масс, в данном случае школьников 1 ступени.
Учебная книга школьника не только п<4 внутреннему содержанию, но н по внешним качествам должна удовлетворять требованиям как педагогическим, так и гигиеническим. С педагогической точки зрения учебная книга должна быть издана внешне аккуратно, чтобы школьники приучались ее беречь. Книги с бумажной, тонкой и непрочной обложкой мало пригодны, так как обложка рвется, книга приобретает неряшливый вид. Книги должны быть так сшиты, чтобы при раскрывании они не коробились в месте разгиба
Гигиенические требования к учебной книге исходят в главном из требований к гигиене чтения, к гигиене глаза, не исключая ряда других требований, как напр. удобочитаемость, вес и пр.
Как известно, для ясного чтения необходимо, чтобы на светочувствительном слое сетчатки получалось отчетливое изображение предмета (букв) не менее известной величины. Многочисленными исследованиями остроты зрения школьников установлено, что процент близоруких из класса в класс повышается. Обычно считается, что на развитие близорукости влияют: продолжительное занятие на близком расстоянии от глаз, неправильно устроенные столы и сиденья, недостаточное и неравномерное освещение, мелкая печать, сероватая бумага, просвечивающаяся с обратной стороны печать и т. д. Все эти обстоятельства приводят к чрезмерному напряжению глаз, могущих иметь следствием развитие близорукости.
Исследованию книг посвящено несколько работ как в дореволюционное время, так и после Октябрьской революции.
Наиболее полное исследование книг произведено в 1917 году А. Ф. Никитиным (исследование учебных книг в гигиеническом отношении). В этой же работе приводится вся предшествующая литература по данному вопросу. Автором было произведено исследование 348 книг, которые по выводам автора далеко не удовлетворительны в гигиеническом отношении1.
Гигиеническая лаборатория Лен. ин-та ОЗДиП произвела исследование 50 учебных книг I ступени изданных за период с 1923 до 1930 гг. Из этих книг было издано за период с 1923 до 1927 гг. 16 книг, а с 1939 до 1,930 гг. — 34 книги.
Исследование книг производилось по утвержденной Гусом в 1928 г. программе (с некоторыми изменениями), изданной Госиздатом в 1928 г. («Внешнее оформление учебной книги»). Особое внимание нами было обращено на качество бума! и, исследование которой мы дополнили определениями веса 1 мг, химического состава и прозрачности.
Обювным сырьем в производстве бумаги является дерево, очищенное от коры (лучше ель, сосна, особенно ель). Механически размельченная древесная
1 После революции исследование книг производилось в сравнении с нормами, утвержденными в 1905 г., представляющими собой нормы Кона с некоторыми дополнениями. Исследованию книг было посвящено еще несколько работ:
1) Шапиро, Московский медицинский журнал, № 8, 1926 и № 7, 1927; 2) Попович, На путях к новому человеку, вып. III, 1923; 3) Гай, Курс общей гигиены проф. Г. В. Хлопина, 1931; 4) Кизеветтер, там же. Все эти работы устанавливают мало удовлетворительное качество учебных книг.
масса носит название древесины; обработанная тем или иным способом — целлюлозы. Для беления целлюлозы применяется обычно хлор в виде раствора хлоркой извести. Последняя применяется и для отбеливания тряпичной массы, идущей на производство лучшего сорта печатной бумаги.
В качестве наполнителей при производстве бумаги прибавляют каолин, а для проклейки — гарпиус, растворенный в едком натре.
Каолин заполняет' поры, придает бумаге гладкую поверхность, облегчает глазировку (образование глянца), усиливает способность воспринимать краску, увеличивает плотность бумаги. От каолина же зависит и «пыльность» бумаги от времени из-за его выветривания. Определяется каолин при сжигании бумаги в золе.
Некоторыми авторами при исследовании бумаги придается значение удельному весу, который определяется делением веса 1 м- бумаги в граммах на толщину бумаги в миллиметрах, умноженное на 1 тыс.
По общесоюзному' стандарту (ОСТ 268) различается печатная бумага еле. дующих сортов: № 1 (прежний № 5) высшего качества; № 4 (прежний № 8) худшего качества; № 2 и № 3—промежуточные сорта. № 1 и № 2—белая, № 3 — полубелая, а № 4 — небелая бумага.
Эти сорта бумаги должны характеризоваться следующими свойствами по ОСТ 268. (приводим в сокращенном виде).
1. Тряиичной полумассы беленой
2. Целлулозы .......
3. Целлулозы иолу белой
4. Целлулозы небеленой .
5. Древесной массы .... Прозрачность по Клемму
Вес 1 м3 в граммах Толщина в микронах
№ 1 № 2 № 3 № 4
25 _ __ _
76 100 - _
о _ — 65 _
о _ 40
Я — — 35 60
9 и 8 7
70 65 60 55
70 65 65 60
Методика исследования бумаги. Состав бумаги (процентное содержание древесины и целлюлозы) определяется следующим образом. Полоски бумаги (без печати), шириной в 1 —1,75 см, погружались на несколько минут в сосуд с 1% раствором едкого натра, затем промывались водой и с нескольких мест бралась проба бумаги на предметное стекло (средняя проба). На| предметном стекле проба окрашивалась 1 — 2 каплями хлор-цинк-иода, тщательно измельчалась, покрывалась покровным стеклом и рассматривалась под микроскопом при слабом увеличении. При этом древесина окрашивается в желтый цвет, целлюлоза— в фиолетовый, а тряпичная масса — в коричнево-розовый1.
Под микроскопом препарат рассматривается весь и процентное соотношение составных частей определяется «а-глаз.
Прозрачность бумаги определялась как диафонометром Клемма, так и просвечиванием печати с оборотной стороны и при накладывании бумаги на печатный текст. Вес 1 м- бумаги определялся взвешиванием на весах Шоппера, а толщина бумаги — ручным микрометром на 5 листах книги и в 5 местах (25 определений). Цвет бумаги определялся сравнением исследуемой бумаги с бумагой чистого белого цвета.
Из исследованных учебников ни в одном из них бумага не содержала тряпичной массы, которая идет в состав лучшей печатной бумаги. Бумага состояла из древесины и целлюлозы.
В 7 книгах (14%) оказалось до 35% древесины^ в 23 (46%) —до 60%, и в 20 книгах (40%) оказалось свыша 60% древесины.
Ни Л одной из книг не оказалось бумаги чистого белого цвета: в 26 книгах (52%) бумага имела желтоватый оттенок, в 13 книгах — сероватый, а остальные 11 книг имели желтовато-серый оттенок бумаги. Некоторые книги состоят из бумаги неодинакового! цвета.
1 Хлор-цинк-иод готовится следующим образом: 4,2 гр иодистого калия и 0,2 г металлического иодэ' растворяется в 10 см3 дестиллированной воды. К этому раствору на холоду при помешивании прибавляют раствор 40 г сухого хлористого цинка в 20 см3 дест. воды; через сутки хранения сливают прозрачный раствор о осадка в темную склянку, в которой он и хранится.
4*
51
Данные нашего исследования указывают на го, что бумага в исследованных книгах по составу и цвету отноаггся к худшему сорту (4 ОСТ).
Прозрачность бумаги по Клемму определяется числом листов бумаги, не-пропускающкм света от одной свечи Гефнер-Альтенека, находящейся на расстоянии 10 см от исследуемой бумаги. В 27 книгах (54%) свет задерживается от 7 — 8 листов, в 5 книгах (10%) свет задерживается менее чем от 7 листов, а в 18 книгах (35%) свет задерживается более чем от 8 листов.
Просвечиваемость печати с оборотной стороны отмечалась нами цифрами 0 (совсем не просвечивает), 1, 2 и 3 (просвечивает в различной степени — штрихи, буква, слово).
В 13 книгах (26%) оказалась бумага не просвечивающая; коэфициент 1 имели 20 книг (40%); коэфициент 2 — 9 книг (18%) и наконец с коэфицнентом 3 — 8 книг (16%).
При накладывании бумаги на печатный текст не просвечивала бумага (коэфициент 0) в 22 книгах (44%), просвечивали штриха и буквы в 18 книгах (88%) и ясно просвечивали целые слова (коэфициент 3) —» 10 книгах (20%).
Определение просвечиваемости печати с оборотной стороны и при накладывании на печатный текст практически имеет (Никитин) более важное значение, чем определение по Клемму, т. к. просвечивающая печать бумага мешает правильному и ясному чтению; буквы и слова сливаются с двух сторон, требуется больше напряжения зрения при чтении. ~
Просвечиваемость печати зависит не только от качества бумаги, но и от типографской краски. Ее насыщенности, цвета, степени проникновения в толщу бумаги.
Далее результаты определения просвечиваемости печати в значительной прозрачность по Клемму зависит исключительно от качества бумаги, так как исследуется при этом бумага без печати. Кроме того диафонометр Клемма более об'ективен.
С этой точки зрения нельзя пренебрегать данными по Клемму.
Как видно из стандарта ОСТ 268 и по прозрачности бумага исследованных нами книг больше подходит к худшему сорту. Чем больше в бумаге целлюлозы, тем прозрачнее бумага, тем больше требуется листов ее для задержки света от свечи Гефнер-Альтенекз. С другой стороны, при прочих равных условиях прозрачность бумаги зависит и от ее толщины: чем толще бумага, тем она менее прозрачна.
Толщина бумаги, измеренная ручным микрометром, оказалась очень различной как в одной и той же книге, так и между листами различных книг.
Минимальная толщина оказалась в 53,6 ц а максимальная— 131 ц Средняя толщина до 50 ja оказалась в 5 книгах (10%)
Вес 1 м2 бумаги менее 50 г имела 1 книга (2%), от 51 до 55 г —15 книг .30%), от 56 до 60 И И! книг (22%), от 61 до 65 г — 16 книг (32%), от 66 до 72 г— 5 книг (10%) и у двух книг (4%) вес оказался больше 70 г; из этих книг в одной бумага оказалась квесом в 92 г.
На основании исследования бумаги учебных книг нужно притти к выводу, что учебные книги для школ 1 ступени отпечатаны в громадном большинстве случаев на бумаге худшего качества (№ 3 и 4). Исследованная бумага не отвечает и стандартным нормам. Так, в 40% исследованных книг древесины содержалось fi0% (по нормам 1905 г. содержание древесины в печатной бумаге не должно превышать 10%).
Обращает на себя внимание большое количество книг с бумагой небелого цвета; из-за этого шрифт теряет в своей ясности. Кроме того книги в большинстве случаев отпечатаны на разнородной бумаге.
Исследование набора. Набор книги характеризуется длиной строки, высотой страницы, расстоянием между строками (интерлиньяж) и словами, шириной наружных, верхних, внутренних и нижних полей.
Из всех этих величин наибольшее значение издавна придавалось длине строки. Жавель, затем Кон впервые установили, что длина строки свыше 100 мм должна считаться вредной для работы глаза и может способствовать развитию близорукости. ^
Английские нормы 1912—13 г. устанавливают длину строки в 100 мм для крупных кеглей и в 93 мм для более мелких кеглей. Департамент просвещения в Ныо.ИорКе устанавливает! длину строки не более 100 мм. Дореволюционная нормэ 1905 г. устанавливала длину строки в 108 мм для трех старших классово Блекхерст, исследуя влияние длины строки на быстроту и правильность чтения у ученнкон первых четырех лет обучения, получил наилучшие результаты при длине строки в 102— 103 мм при крупных кеглях.
Т. о. из большинства указанных норм нужно сделать вывод, что норму в 100 мм, установленная Жавелем Н Коном, не должна превышаться, особенно для школьников 1 ступени. При большой длине строки глазу «риходигся совершать большой поворот, различно аккомодировать «а середину и края строки, совершать большой обратный путь ч началу следующей строки.
Из исследованных нами книг только в одной длина строки не превышала 100 мм (2%), в 25 книгах длина строки оказалась от 100 до 108 мм (50%), а в остальных 24 книгах (48%) — свыше 108 мм.
В полиграфическом производстве принято выражать длину строки в квадратах (один квадрат равен 18 мм). Т. о. длина строки u 108 мм соответствует 6 квадратам. Желательно произвести эксперименты на быстроту и правильность чтения при различной длине строки со школьниками 1 ступени. В работах кафедры экспериментальной гигиены 1 Лен. мед ин-та по исследованию учебников также установлено было превышение длины строки.
Расстояние между строками колебалось в исследованных нами книгах еле- • дующим образом: в 6 книгах (12%) —до 2 мм, в 20 книгах (40%) — до 2,5 мм, в 21 книге (42%) —до 3 мм и в 3 книгах (6%) — свыше 3 |мм.
Т. о. в 52% книг расстояние между строками оказалось менее 3 мм, т.-е. установленной нормы 1905 г. При меньшем чем 3 мм расстоянии между строками шрифт двух рядовых строк сливается и утомляется зрение.
Высота страниц колебалась и исследованных книгах весьма широко; or 151 мм до 193 мм. Ширина полей также оказалась весьма различной: наружные поля имеют размеры iot 1—3 до 7 см, верхние-j-ot 1 до 3,1 см, внутренние — от 0,4 до 2,7 см и наконец нижние — от 1,2 до 5,2 см, т.-е. наименьшие размеры имеют внутренние поля, а наибольшие—нижние.
Безусловно внутренние ноля должны быть шире, чтобы не мешала ясному чтению близость печатного текста соседней страницы.
Расстояние между словами колеблется в наших книгах от 1 до 12 мм. В среднем из 100 измерений каждой книги расстояние между словами колеблется от 2,2 до 4,5 мм.
Шрифт. В исследованных книгах обнаружилось очень большое разнообразие шрифтов, доходящее в основном тексте одной книги до 12 шрифтов. Такая же пестрота наблюдается и я количестве шрифтов на одной странице. Так, встречаются страницы с 4 — 8 разными шрифтами. Такое чрезмерное разнообразие шрифтов не может способствовать лучшему восприятию, а наоборот, его ухудшает.
Ввиду трудности определения шрифта, его классификации и необходимости специального и длительного изучения их, не оправдываемое практической установкой нашей работы, вопрос о шрифтах нами детально не освещен.
Вес. Мы взвешивали исследуемые книги на технических весах (вопрос мало освещенный в литературе). Вес книг колеблется от 65 до 520 г. Большинство книг имеют вес от 150 до 300 г. Принимая во внимание, что школьники I ступени носят иногда по нескольку книг (а также тетради и другие принадлежности), необходимо признать вес книги в 300 г. максимально допустимым. Было бы желательно произвести специальное исследование веса книг на большом материале.
ОБ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВЕННЫХ РЕАКЦИЙ НА АММИАК (р. ЭБЕРА) И НА» СЕРОВОДОРОД ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СВЕЖЕСТИ МЯСА
и;мясных продуктов
Ф. Будагян (Москва)
Из отдела санитарии и гигиены Научного ин-та общественного питания (зав. отделом—проф. Ф. С. Околов; дир.—проф. Б. И Збарский)
ь
В нашей практике часто приходится сталкиваться со случаями неправильной оценки мяса и мясных продуктов в отношении их свежести, основанных на ошибочном истолковании результатов весьма распространенных определений аммиака и сероводорода. Здесь мы даем краткое освещение данного вопроса на основе литературных данных, а также личных наблюдений.
Реакция на аммиак и сероводород в практике наших лабораторий является едва ли не наиболее частым и постоянным определением при необходимости установления об'ективным, не органолептическнм путем доброкачественности мяса