Научная статья на тему 'Гигиеническая оценка системы школьного питания в Омской области'

Гигиеническая оценка системы школьного питания в Омской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
163
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ЗДОРОВЬЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / FOOD OF SCHOOL STUDENTS / HEALTH / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бойко М. Н., Новикова Ирина Игоревна, Крига А. С., Ляпин В. А.

Проведено изучение организации питания, медицинского обслуживания и здоровья школьников, установлены закономерности и региональные особенности воздействия на здоровье школьников, реализуемых моделей в рамках Федерального проекта по улучшению школьного питания, научно обоснованы индикаторы эффективности системы школьного питания и разработан мониторинг питания и здоровья школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бойко М. Н., Новикова Ирина Игоревна, Крига А. С., Ляпин В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hygienic assessment of system of a school food in the Omsk region

The study of food service, health care and school health, and the patterns of the regional characteristics of the impact on the health of school children, models sold under the Federal project to improve school nutrition, given the scientific substantiation of performance indicators of school meals and developed monitoring of nutrition and health of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая оценка системы школьного питания в Омской области»

40

ЗНиСО АВГУСТ №8 (240

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

М.Н. Бойко, И.И. Новикова, А.С. Крига, В.А. Ляпин

HYGIENIC ASSESSMENT OF SYSTEM OF A SCHOOL FOOD IN THE OMSK REGION

M.N. Boyko, I.I. Novikova, A.S. Kriga, V.A. Lyapin

Управление Роспотребнадзора по Омской области, ГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», г Омск

Проведено изучение организации питания, медицинского обслуживания и здоровья школьников, установлены закономерности и региональные особенности воздействия на здоровье школьников, реализуемых моделей в рамках Федерального проекта по улучшению школьного питания, научно обоснованы индикаторы эффективности системы школьного питания и разработан мониторинг питания и здоровья школьников.

Ключевые слова: питание школьников, здоровье, образование.

The study of food service, health care and school health, and the patterns of the regional characteristics of the impact on the health of school children, models sold under the Federal project to improve school nutrition, given the scientific substantiation of performance indicators of school meals and developed monitoring of nutrition and health of schoolchildren.

Keywords: food of school students, health, education.

Нерациональное школьное питание в период получения основного общего образования может привести к расстройствам жизнедеятельности организма, возникновению и прогрессированию заболеваний желудочно-кишечного тракта, органов кровообращения и кроветворения, изменениям со стороны эндокринной, иммунной, костно-мышечной систем, различных отделов нервной системы, кожи и подкожной клетчатки, органа зрения. На сегодняшний день продолжается рост распространенности алиментарно-зависимых заболеваний у учащихся, напрямую связанных с нарушениями питания.

Учитывая важность проблемы, было принято решение о проведении научно-исследовательской работы по данному направлению. Период наблюдения — 2006—2010 гг. Программа исследования предусматривала изучение организации питания, медицинского обслуживания и здоровья школьников, установление закономерностей и региональных особенностей воздействия на здоровье школьников, реализуемых моделей в рамках Федерального проекта по улучшению школьного питания, научное обоснование индикаторов эффективности системы школьного питания и разработку мониторинга питания и здоровья школьников.

В настоящее время в системе образовательных учреждений существует несколько форм организации школьного горячего питания — столовые, работающие на сырье, столовые доготовочные, буфеты раздаточные и вариации «бортового» питания.

Для того, чтобы правильно определить стратегию, формы и методы развития системы школьного питания необходимо было правильно оценить ее современное состояние и перспективы развития рынка школьного питания. Для нашего региона наиболее оптимальной формой организации питания является форма, предусматривающая автономизацию процесса приготовления пищи в каждой отдельно взятой школе. Для этого приемлема только форма столовых, работающих

на сырьевом цикле, при этом на практике обеспечивается: приоритет свежеприготовленным непосредственно на пищеблоке готовым блюдам и кулинарным изделиям; максимальное разнообразие рациона; механизмы удешевления рациона питания при сохранении его физиологической полноценности; отсутствует постоянная зависимость организации питания от поставок продукции с короткими сроками годности.

С целью улучшения системы школьного питания в Омской области за анализируемый период в рамках выполнения предписаний и планов-заданий были существенно изменены технологические возможности пищеблоков посредством планомерного улучшения их материально-технической базы, что позволило существенно разнообразить рацион школьного питания и добиться повышения показателя охвата школьников горячим питанием. Показатель охвата школьников горячим питанием за анализируемый период увеличился с 62 до 83 %. Увеличение показателя отмечалось как по сельским, так и городским школам. Причем по школам, находящимся в эксперименте, показатель в 2009—2010 и 2010—2011 учебных годах составил 100 %.

пищеблоки городских школ

пищеблоки сельских школ

15,4

0% 20% 40% 60% 80% 100%

□ первая

I вторая

!третья

Рис. 1. Структура сырьевых пищеблоков по степени технологического цикла (в %)

25,2

42,4

АВГУСТ №8 (240

41

С целью совершенствования материально-технической базы среди пищеблоков, работающих на сырьевом цикле, была обоснована необходимость дальнейшей детализации и классификации данной категории пищеблоков по степени надежности технологического цикла: первая — это пищеблоки, не имеющие ограничений в ассортименте и объеме выпускаемой продукции; вторая — это пищеблоки, не имеющие ограничений в ассортименте выпускаемой продукции, но имеющие ограничения в объеме выпускаемой продукции; третья — это пищеблоки, работающие на сырьевом цикле, имеющие ограничения в ассортименте выпускаемой продукции.

При планировании развития материально-технической базы системы школьного питания необходимо исходить из решения следующих вопросов: какой планируется режим работы пищеблока и ассортимент выпускаемых блюд; соответствует ли ассортимент имеющейся материально-технической базе пищеблока или нет; необходимо ли улучшать материально-техническую базу пищеблока с учетом потребностей в ассортименте выпускаемых блюд.

Подтверждением необходимости улучшения структуры школьного питания явились результаты комплексной оценки влияния качественных показателей школьного питания на здоровье школьников. В результате анализа, проведённого для данной совокупности показателей, были выделены положительные связи с уровнем заболеваемости болезнями нервной системы, анемиями, патологией зрения, болезнями эндокринной системы.

В 2009 г. Омская область принимала участие в реализации Федерального проекта школьного питания. С учетом результатов социологического опроса было составлено типовое стратегическое меню, позволяющее обеспечить физиологическую потребность в пищевых и биологически активных веществах, рекомендованное для составления цикличного меню общеобразовательным учреждениям.

Результаты анкетирования педагогов и школьников свидетельствовали о наличии позитивных составляющих организации школьного питания. Реализация проекта позволила добиться 100 %-го охвата школьников горячим физиологически полноценным питанием в школах — участниках проекта. Выделены две группы: группа № 1 — школьники, обучающиеся в школах, не входящих в Федеральный эксперимент, группа № 2 — школьники, обучающиеся в школах — участниках Федерального эксперимента.

Показатели числа школьников с гармоничным и дисгармоничным физическим развитием свидетельствовали об эффективности выбранного в Омской области сценария Федерального эксперимента улучшения по оптимизации системы школьного питания и возможности использования дан-

100,0 90,0 80,0 70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0

ного показателя в качестве одного из критериев эффективности реализации проекта и эффективности организации школьного питания.

У школьников, участвовавших в реализации Федерального эксперимента по оптимизации системы школьного питания, динамика показателей заболеваемости имела менее выраженную тенденцию.

Результаты оценки адаптационных возможностей школьников свидетельствовали о более высоких суммарных показателях адаптационного потенциала у школьников, участвующих в Федеральном проекте. В данной группе на протяжении всего учебного года школьников со срывом адаптации не было. Среди школьников, обучающихся в школах, не охваченных экспериментом, регистрация школьников со срывом адаптации отмечалась, начиная с третьей четверти.

Таким образом, обоснованы целевые показатели эффективности организации школьного питания в современных условиях. Установлено, что сценарий развития системы школьного питания, предусматривающий организацию работы пищеблоков школ на полном технологическом цикле, является наиболее эффективным для Омской области. Предложена гигиеническая классификация типов пищеблоков, работающих на сырьевом цикле. Получены данные, подтверждающие на региональном уровне роль нерационального питания по «белково-углеводной» и «витаминно-минеральной» компонентам в формировании повышения риска заболеваемости школьников болезнями нервной и эндокринной систем, анемий, патологии зрения.

В Омской области реализуется долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Омской области (2010—2014 гг.)». Мероприятия программы предусматривают выделение дотаций из регионального бюджета на организацию питания для всех обучающихся общеобразовательных учреждений. Доля софи-нансирования на организацию горячего питания за счет средств муниципального бюджета состав-

Охвачено горячим питанием всего

в т.ч. 1-4 классы □ 2010

в т.ч. 5-11 классы

□ 2011

□ 2012

Рис. 2. Показатели охвата школьников горячим питанием (в %)

42

ЗНиСО АВГУСТ №8 (24Е)

ляет 50 %. Правительством Омской области в рамках реализации государственной политики в области здорового питания и Доктрины продовольственной безопасности за последние пять лет проведена большая работа по модернизации системы школьного питания. Действующий индикативный показатель охвата горячим питанием школьников по итогам 2012 г. составил 88,6 %, что на 3,6 % выше уровня прошлого года. Наибольшая прибавка показателя охвата школьников горячим питанием отмечалась по г. Омску: 2012 г. - 79 %, против 57,3 % в 2011 г.

Средняя стоимость завтрака в 2012 г. составила 16,4 руб. (в сельских районах) и 33 руб. (в г. Омске), обеда — 25 руб. (в сельских районах) и 40 руб. (в г. Омске).

Таким образом, с целью дальнейшего улучшения системы организации питания необходимо: внесение корректив в Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части приоритетов в детском организованном питании цены над качеством продукции — должен быть приоритет отдан качеству продукции и качеству услуги общественного питания, для этого должны быть определены критерии, которыми нужно руководствоваться в проведении конкурсов; пересмотр действующих документов и выработка современных научно обоснованных подходов к нормативам обеспечения общеобразовательных школ педиатрами и средним медицинским персоналом,

с учетом того, что в функции медицинских работников входит контроль за организацией питания в учреждении; обобщение опыта регионов в определении механизма установления размеров дотаций на питание, подбора контингентов, охватываемых дотациями, а также социально-экономическая эффективность данных мероприятий; разработка индикаторов эффективности системы организованного детского питания и научно-методическое сопровождение организации питания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Ямпольская ЮА., Скоблина НА., Чеботникова Т.В., Свергина А.В., Мустафина И.З., Бирюкова Е.Г., Бесстрашная Н.А., Бутров В.В., Кашеварова Г.Н. Основные тенденции в физическом развитии школьников г. Москвы //Гигиена детей и подростков; История и современность (проблемы и пути решения); Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. М., 2009. С. 95.

2. Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Информативность оценки физического развития детей и подростков при популяцион-ных исследованиях //Вопросы современной педиатрии. 2008. Т. 7. № 1. С. 26—28.

3. Новикова И.И. Гигиеническая оценка закономерностей формирования здоровья школьников крупного промышленного центра: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук / И.И. Новикова. Омск, 2006. 40 с.

Контактная информация:

Новикова Ирина Игоревна, тел.: 8 (909) 537-98-31, e-mail: [email protected]

Contact information: Novikova Irina, phone: 8 (909) 537-98-31, e-mail: [email protected]

-V-

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Н.А. Моисеева

THE MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF SYSTEM OF REST AND IMPROVEMENT OF CHILDREN AND TEENAGERS IN SVERDLOVSK REGION. PROBLEMS AND WAYS OF THEIR DECISION

N.A. Moiseyevа

Управление Роспотребнадзора по Свердловской области, г. Екатеринбург

Проведено изучение организации летнего отдыха детей на примере Свердловской области. Выделены приоритеты развития сети круглогодичных загородных оздоровительных учреждений, имеющих подтверждение их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям для получения максимального оздоровительного эффекта. Представлены предложения по совершенствованию нормативно-методического обеспечения надзора за работой ЛОУ.

Ключевые слова: оздоровительные учреждения, санитарно-эпидемиологические требования, оздоровительный эффект.

Studying of the organization of summer holiday of children on the example of Sverdlovsk region is carried out. Priorities of development of a network of the year-round country improving establishments having confirmation of their compliance to sanitary and epidemiologic requirements for receiving the maximum improving effect are allocated. Suggestions for improvement of standard and methodical ensuring supervision of LAW'S work are presented.

Keywords: improving establishments, sanitary and epidemiologic requirements, improving effect.

В 2012 г. на контроле органов Роспотребнадзора Свердловской области находились 1 217 летних оздоровительных учреждений (ЛОУ) для детей и подростков, в которых отдохнули 174 365 детей.

Основной формой отдыха и оздоровления детей (по числу отдохнувших) является отдых

в ЛОУ дневного пребывания (63,8 % детей от числа оздоровленных). В загородных ЛОУ оздоровлено 27,3 % детей, в санаториях, принимающих участие в оздоровлении детей и санаторно-оздоровительных лагерях (детских санаториях), — 8,1 % детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.