Научная статья на тему 'Гигиеническая оценка профессионального обучения учащихся при освоении рабочих специальностей на речном и железнодорожном транспорте'

Гигиеническая оценка профессионального обучения учащихся при освоении рабочих специальностей на речном и железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
134
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРОВ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ / РЕЧНОЙ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ / FUNCTIONAL HEALTH STATUS OF A STUDENT / HYGIENIC CHARACTERISTICS OF TEACHING FACTORS AND FACTORS OF WORKING ENVIRONMENT / RIVER AND RAILWAY TRANSPORT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дубровина Е. А.

Цель: оценка влияния факторов учебно-производственной среды на функциональное состояние организма учащихся, осваивающих рабочие специальности на речном и железнодорожном транспорте. Материал и методы. В рамках естественного гигиенического эксперимента на протяжении двух с половиной лет обучения 120 лицеистов проводилось изучение организации и условий теоретического и производственного обучения учащихся, а также мониторинговый контроль за показателями состояния их здоровья. Результаты. Представлена современная гигиеническая характеристика условий и особенностей учебно-производственного процесса при освоении подростками рабочих специальностей на речном и железнодорожном транспорте. Установлены приоритетные факторы, оказывающие влияние на функциональное состояние организма учащихся профессиональных учебных заведений. Заключение. Анализ результатов проведенных исследований доказывает, что наиболее выраженные сдвиги функционального характера в организме подростков отмечались в период освоения учебно-производственной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дубровина Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hygienic estimation of professional training of students specialized in river and railway transport

Objective: assessment of the impact factors of teaching and working environment in the functional state of an organism of students mastering specialty of workers on river and rail transport. Material and Methods. As a part of natural hygienic experiment the study of the organization and conditions of theoretical and industrial training of adolescents, as well as the monitoring control indicators of their health status has been conducted for two and a half years of training among 120 students. Results. Modern hygienic characteristics of conditions and characteristics of teaching and the production process during the development of adolescent boys working skills on the river and rail transport have been presented. The priority factors influencing the functional state of an organism of students of professional schools have been established. Conclusion. Analysis of the research results has showed that the most pronounced changes in the functional body status of adolescent boys were observed during the development of educational and industrial practice.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая оценка профессионального обучения учащихся при освоении рабочих специальностей на речном и железнодорожном транспорте»

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

УДК 613.62:656.2 Оригинальная статья

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОСВОЕНИИ РАБОЧИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА РЕЧНОМ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Е. А. Дубровина — ФГБОУВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, аспирант кафедры общей гигиены и экологии.

HYGIENIC ESTIMATION OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS SPECIALIZED

IN RIVER AND RAILWAY TRANSPORT

E.A. Dubrovina — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of General Hygiene and Ecology, Postgraduate.

Дата поступления — 1.07.2016 г. Дата принятия в печать — 07.09.2016 г.

Дубровина Е.А. Гигиеническая оценка профессионального обучения учащихся при освоении рабочих специальностей на речном и железнодорожном транспорте. Саратовский научно-медицинский журнал 2016; 12 (3): 328-332.

Цель: оценка влияния факторов учебно-производственной среды на функциональное состояние организма учащихся, осваивающих рабочие специальности на речном и железнодорожном транспорте. Материал и методы. В рамках естественного гигиенического эксперимента на протяжении двух с половиной лет обучения 120 лицеистов проводилось изучение организации и условий теоретического и производственного обучения учащихся, а также мониторинговый контроль за показателями состояния их здоровья. Результаты. Представлена современная гигиеническая характеристика условий и особенностей учебно-производственного процесса при освоении подростками рабочих специальностей на речном и железнодорожном транспорте. Установлены приоритетные факторы, оказывающие влияние на функциональное состояние организма учащихся профессиональных учебных заведений. Заключение. Анализ результатов проведенных исследований доказывает, что наиболее выраженные сдвиги функционального характера в организме подростков отмечались в период освоения учебно-производственной практики.

Ключевые слова: гигиенические характеристика факторов учебно-производственной среды; функциональное состояние здоровья учащихся; речной и железнодорожный транспорт.

Dubrovina EA. Hygienic estimation of professional training of students specialized in river and railway transport. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2016; 12 (3): 328-332.

Objective: assessment of the impact factors of teaching and working environment in the functional state of an organism of students mastering specialty of workers on river and rail transport. Material and Methods. As a part of natural hygienic experiment the study of the organization and conditions of theoretical and industrial training of adolescents, as well as the monitoring control indicators of their health status has been conducted for two and a half years of training among 120 students. Results. Modern hygienic characteristics of conditions and characteristics of teaching and the production process during the development of adolescent boys working skills on the river and rail transport have been presented. The priority factors influencing the functional state of an organism of students of professional schools have been established. Conclusion. Analysis of the research results has showed that the most pronounced changes in the functional body status of adolescent boys were observed during the development of educational and industrial practice.

Key words: hygienic characteristics of teaching factors and factors of working environment; functional health status of a student; river and railway transport.

Введение. Современной России для осуществления экономического прорыва крайне необходимы не только высокотехнологичные промышленные предприятия, но и квалифицированные специалисты, в том числе грамотные рабочие кадры. Именно в этом направлении и осуществляется сегодня про-

Ответственный автор — Дубровина Екатерина Александровна

Тел.: 8-937-252-52-55

E-mail: [email protected]

водимая Министерством образования РФ реформа профессионального образования. Переход на новую форму обучения связан с увеличением объема суммарной нагрузки на учащихся средних профессиональных образовательных организаций по сравнению с учащимися общеобразовательных школ, так как параллельно усвоению общеобразовательных знаний подростки овладевают профессионально-техническими знаниями и навыками. Более того, учащиеся средних профессиональных организаций за-

нимаются по иному, чем в школе, режиму обучения, который меняет ранее существовавший стереотип, вводятся новые учебные дисциплины, происходит контакт с факторами производственной среды [1].

В настоящее время в реформируемых средних профессиональных образовательных организациях проходят обучение более двух миллионов человек. Особое место среди них занимают учащиеся, осваивающие рабочие специальности на различных видах транспорта, что прежде всего связано с их высокой профессиональной востребованностью, достойной в дальнейшем оплатой труда, а также карьерным ростом с продолжением обучения в высших учебных заведениях [2]. Все это создает стабильный поток абитуриентов, поступающих на обучение в данные профессиональные лицеи. Вместе с тем имеются многочисленные литературные данные о негативном влиянии факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работников транспортных предприятий, в том числе на организм подростков, находящихся в специфических условиях профессионального обучения [3-5]. Среди неблагоприятных факторов, нередко снижающих работоспособность учащихся, а в отдельных случаях и способствующих росту их заболеваемости, авторы отмечают неоптимальные учебную нагрузку, режим и условия обучения в организациях среднего профессионального обучения [6, 7].

Напротив, создание гигиенически рационального учебно-производственного режима, благоприятного режима дня, проведение при необходимости профилактических и коррекционных мероприятий среди подростков должны способствовать росту адаптации растущего организма к изменяющимся условиям среды, а также успешному освоению выбранной рабочей профессии и всего комплекса необходимых учебных знаний [8-10].

Цель: провести комплексное гигиеническое изучение влияния факторов учебно-производственной среды на функциональное состояние организма учащихся, осваивающих рабочие специальности на речном и железнодорожном транспорте в средних профессиональных образовательных организациях.

Материал и методы. В исследовании приняли участие учащиеся (всего 120 человек) в возрасте от 15 до 18 лет, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях: «Саратовский лицей речного транспорта», «Саратовский дорожно-технический лицей Приволжской железной дороги». Для обследования выбраны юноши-подростки по 60 человек в каждой группе. Первая группа осваивала профессию «судоводитель — помощник механика маломерного судна»; вторая — «помощник машиниста тепловоза». Программа обучения рабочим специальностям, наряду с теоретическим и производственным обучением, включала программу общеобразовательной школы. Производственное обучение было направлено на овладение профессиональными навыками ремонта основных узлов двигателей речных судов и локомотивов, а также отработку операций работы в качестве помощников механика маломерного судна и помощника машиниста подвижного состава на железной дороге.

Лонгитудинальные исследования проводились в рамках естественного гигиенического эксперимента на протяжении двух с половиной лет обучения лицеистов.

Для выявления факторов, оказывающих влияние на функциональное состояние здоровья юно-

шей-подростков, проводилось изучение комплекса векторов образовательной среды, включающих санитарно-гигиеническую оценку состояния образовательного учреждения, соответствия методик обучения возрастным возможностям учащихся и рациональности организации учебного процесса. Гигиенические параметры регистрировались на учебно-рабочих местах: в первый год обучения 4 раза (осенью, зимой, весной и летом — производственная практика); на втором году 3 раза.

Гигиеническая оценка организации и условий теоретического и производственного обучения подростков, осваивающих рабочие профессии, проводилась в соответствии с СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования».

Измерение параметров микроклимата в учебных помещениях, производственных мастерских, цехах судоремонтных и локомотивных депо, кабинах тепловозов и речных судов осуществлялось в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.4548-96. Для измерения температуры и скорости движения воздуха использовался термоэлектроанемометр ТА-055 «Алмаз». Измерения относительной влажности воздуха проводились аспирационным психрометром МВ-4-2М.

Уровни естественной и искусственной освещенности определялись пульсметром-люксметром ТКА-ПКМ в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03.

Уровни звукового давления на рабочих местах, их частотная характеристика проводились устанавливались измерителем шума и вибрации В|ШВ-003 М-2 в соответствии с СН 2.4/2.1.862-96, а также методическими указаниями по профилактике неблагоприятного воздействия производственного шума на организм подростков МУ № 2410-81.

Измерение оценки параметров общей вибрации на рабочих местах для производственного обучения подростков проводилось в соответствии с нормативным документом СН 2.2.4/2.1.8.566-96.

Изучение химического состава воздуха рабочей зоны происходило в испытательной лаборатории, аккредитованной в системе Роспотребнадзора, в соответствии с ГН 2.2.5.1313-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны».

Гигиеническая оценка организации учебно-производственного процесса для подростков, осваивающих рабочие профессии помощников механика маломерного судна и машиниста локомотива, осуществлялась на основе хронометражных исследований, позволяющих оценить режим теоретического и профессионального обучения юношей. Показатели эргономики и тяжести труда оценивались в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 163 и постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 7 апреля 1999 г. № 7, регламентирующими перечень тяжелых работ (профессий) и работ (профессий) с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, а также нормы допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную.

Скринирующий мониторинг показателей здоровья лицеистов за 2013-2015 гг. проводился путем изуче-

ния данных формы № 025-3/У «Медицинская карта учащегося среднего специального учебного заведения», формы № 025-1/У «Вкладной лист на подростка к медицинской карте амбулаторного больного», а также с применением бланковых методов (анкеты, опросники, тесты).

Статистическая обработка результатов выполнена при помощи пакета программ Statistica For Windows, Release 6.0, StatSoft Inc. и программных средств MS Excel for Windows. Для оценки отличий показателей от исходных данных использован t-критерий Стъюдента.

Результаты. Проведенными исследованиями установлено, что площадь и кубатура учебных классов и производственных мастерских, а также световой режим в данных помещениях соответствовали санитарным требованиям. Так, световой коэффициент в классах и цехах мастерских составлял от 1:3 до 1:4, а коэффициент естественного освещения достигал 1,5-2%. Уровень искусственного освещения, создаваемый в основном лампами накаливания, также был достаточным и достигал 150-180 люкс.

В пределах нормативных показателей оказалось и содержание металлической пыли в воздухе производственных помещений слесарных мастерских (не превышало 6 мг/м3).

Однако если показатели микроклимата учебных классов лицеев речного и железнодорожного транспорта соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям, то в производственных помещениях учреждений в холодный и теплый периоды года температура, влажность и скорость движения воздуха не соответствовали нормам в 23% случаев измерений. Самый высокий процент нарушений показателей микроклимата, достигающий 72% случаев, регистрировался в период производственной практики лицеистов в кабинах и дизельно-моторных отсеках речных судов и тепловозов. В целом в теплый период года микроклимат в указанных помещениях на рабочих местах транспортных средств характеризовался как нагревающий (среднесменная величина ТНС-индекса составила 27,1°С).

Аналогичные данные получены и при изучении уровней звуковых давлений в учебных мастерских обоих лицеев: регистрируемые показатели полностью соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям. Уровни звуковых давлений в производственных цехах судоремонтного предприятия и локомотивного депо также соответствовали гигиеническим нормам, так как общее время работы подростков не превышало 4 часов за день производственного обучения, а сам показатель составлял 74-78 дБ. В то же время производственная практика, проходившая непосредственно на маломерных речных судах и тепловозах, сопровождалась, как правило, не только временным превышением (в 2-3 раза) работы на объекте, но и превышением уровня звука в среднем на 15-18 дБ в кабинах и машинных помещениях.

Санитарные нормы уровня вибрации разработаны и рекомендованы в зависимости от назначения, длительности и условий воздействия на работников речного и железнодорожного транспорта. Исследованиями установлено, что в процессе производственной практики общая вибрация на рабочих местах помощников машиниста по характеру спектра широкополосная, по временным характеристикам — прерывистая. При этом по уровню виброскорости она имела превышение до 6 дБ. В целом виброакусти-

ческие исследования выявили превышение санитарных норм в октавных фильтрах в зависимости от частот на 6-30 дБ. Таким образом, юноши-подростки в процессе профессионального обучения были подвержены такому же уровню воздействия производственных факторов, что и взрослые рабочие.

При изучении наличия химического загрязнения в воздухе учебных мастерских лицеев превышений показателей содержания концентраций масляных аэрозолей и углеводородов нефти не выявлено. В рабочих же помещениях (кабине судоводителя и машинно-дизельном отделении речного маломерного судна, а также в кабине машиниста тепловоза) установлено превышение содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны (табл. 1). Так, в отдельных помещениях максимальные средние концентрации оксида азота и оксида углерода были в 2,8 и 1,4 раза выше нормативных значений и соответственно достигали величины 5,6±0,7 и 27,5±5,2 мг/м3, а концентрации углеводородов нефти достигали уровня 1,3 ПДК.

Таблица 1

Показатели загрязнения воздуха рабочей зоны помощника механика маломерного речного судна и помощника машиниста тепловоза химическими веществами (М±т)

Рабочие зоны помещений изучаемых транспортных средств

Химические факторы производственной среды Кабина судоводителя Машинно-дизельное отделение речного судна Кабина машиниста тепловоза 2-ТЭ10М ПДК, мг/ м3

Углеводороды нефти, мг/м3 256,8±14,8 388,5±24,4 142,7±17,3 300,0

Оксид углерода, СО (II), мг/м3

19,7±1,7 25,1±1,64 27,5±5,2 20,0

Оксид азота, N0 (II), мг/м3 4,8±0,6 4,9±0,8 5,6±0,7 2,0

Изучение учебно-производственной деятельности юношей-подростков показало, что отдельные периоды теоретического и производственного обучения неравноценны по степени их влияния на показатели здоровья учащихся. Особенно неблагоприятными оказались условия обучения в период прохождения лицеистами учебно-производственной практики непосредственно на рабочих местах.

Учитывая особенности профессионального образования лицеистов в учреждениях речного и железнодорожного профиля, изучалась динамика показателей здоровья юношей, осваивающих рабочие профессии.

Проведенный нами анализ распространенности функциональных расстройств и хронических заболеваний по классам болезней среди учащихся позволил установить тенденцию к увеличению общей патологической пораженности лицеистов к концу профессионального обучения в среднем на 1175%о (прирост 39,6%), а распространенности функциональных нарушений на 760% (прирост 37,7%).

В результате комплексной оценки состояния здоровья определены группы здоровья лицеистов, осваивающих рабочие профессии помощника механика маломерного судна и помощника машиниста локомотива. Увеличение числа подростков, относящихся к II и III группам здоровья к окончанию сроков обу-

Таблица 2

Распределение учащихся по группам здоровья на начальном и завершающем этапах профессионального обучения ^±1^

Учащиеся Группы здоровья

I II III IV

лицея речного транспорта Начало обучения Итог обучения 4,3±1,12 28,3±4,31 31,7±3,42 65,4±3,55 68,5±3,61 1,5±0,75 0,9±0,31

лицея железнодорожного транспорта Начало обучения Итог обучения 3,4±1,12 31,3±3,33 33,1±2,68 64,9±3,87 67,9±3,74 1,7±0,82 1,7±0,82

чения (на 3-м году) в сравнении с начальным периодом происходило практически одинаковыми темпами (табл. 2). При этом отмечаемый рост происходил в основном за счет функциональных отклонений со стороны сердечно-сосудистой системы, органа зрения, хронических заболеваний пищеварительной и костно-мышечной систем, что подтверждает ранее сделанный вывод о возможном возникновении патологии под влиянием специфических производственных факторов при более длительном стаже работы.

Проведенный нами расчет величин относительного риска (RR) и этиологической доли (EF) позволял установить степень причинно-следственной связи нарушений здоровья подростков, осваивающих рабочие профессии на речном и железнодорожном транспорте. Установлена разная степень относительного риска развития нарушений здоровья, обусловленных воздействием производственных факторов, у юношей в динамике обучения. К концу производственного обучения в сравниваемых группах подростков определялась преимущественно «средняя» степень риска формирования офтальмопатологии (RR=1,53-1,51; EF=34,6-33,8%), болезней системы кровообращения ^=1,55-1,52; EF=35,5-34,2%) и «высокая» степень риска формирования болезней ЛОР-органов и органов дыхания ^=2,07-2,15; EF=51,7-53,5%), патологии пищеварительной системы (RR=2,18-2,26; EF=54,4-55,8%), болезней костно-мышечной системы ^=2,02-2,13; EF=50,5-53,1%).

Обсуждение. В исследованиях основное внимание было обращено на изучение учебно-производственных условий обучения рабочим специальностям юношей-подростков, которое проводилось в учебных классах и мастерских, судоремонтных и железнодорожных цехах, кабинах и моторных отделениях малых речных судов и локомотивов. Классы, мастерские, цеха учебных заведений были оснащены не только слесарными станками, верстаками, но и фрагментами действующего технического оборудованием, которое соответствовало узловым механизмам, используемым на речных судах и железнодорожных локомотивах.

Выявленные значительные превышения ПДК различных химических веществ в воздухе рабочей зоны кабин изучаемых транспортных средств — тепловоза и маломерного речного судна — объясняются устаревшей их конструкцией, а также нарушениями функции многих ее элементов. Так, отмечается несовершенство вентиляционной системы: отсутствие кондиционеров и систем возвратных клапанов на вентиляционных решетках крыши кабины обусловливает обратное течение воздушного потока с ингредиентами дизельного выхлопа из дизельного помещения в кабины помощников механика и машиниста транспортных средств.

Учебно-производственная деятельность подростков, осуществляемая на базе основного среднего образования, составляла 2 года 5 месяцев и включала учебную практику, проходящую в слесарных мастерских лицеев, и производственную практику, осуществляемую на рабочих местах в судоремонтном предприятии, локомотивном депо, а в дальнейшем штатную производственную практику, предусмотренную квалификационной характеристикой профессии судоводителя — помощника механика маломерного судна или помощника машиниста тепловоза. При этом на первом этапе учебно-производственной (слесарной) деятельности плотность практических занятий была невысока и составляла согласно учебным планам не более 20% бюджетного времени. Далее бюджет времени, отводимый на производственную практику, нарастал, и составлял не менее 30% отводимых учебных часов. В то же время плотность учебно-производственной деятельности юношей-подростков на рабочих местах, как на судоремонтном предприятии, так и в локомотивном депо, составляла не менее 85%, а время, связанное с выполнением ручных операций, требующих физических усилий, не менее 10% сменного времени. В течение рабочей смены учащиеся вручную перемещали различные грузы массой 3-10 кг на расстояния до 30 метров, а треть времени находились в вынужденных и неудобных рабочих позах (осмотр, ремонт дизельных агрегатов, электро- и тормозного оборудования, промывка фильтров и т.п.).

Плотность рабочего дня во время штатной производственной практики учащихся (плавательная помощником на маломерных речных судах или работа помощником на локомотиве) составляла до 80% времени смены. В обязанности учащихся на штатных рабочих местах входило следующее: помощь машинисту в управлении судоходным или транспортным средством, контроль за работой дизель-генераторной установки, ремонт и ликвидация устранимых неисправностей в рейсе, технический осмотр средства при его приемке и сдаче.

Проведенные хронометражные исследования показали, что труд юношей-подростков, осваивающих рабочие специальности, характеризуется монотонностью, интеллектуальными, сенсорными, физическими нагрузками.

Преобладающими заболеваниями в изучаемых группах лицеистов в динамике наблюдения являлись острые респираторные заболевания, острый и хронический тонзиллит, травмы. Средняя продолжительность одного случая заболевания по большинству нозологических единиц за годы обучения подростков существенно не менялась. Однако при инфекционных заболеваниях кожи и подкожной клетчатки среди подростков, особенно осваивающих профессию по-

мощника машиниста, длительность случая болезни увеличивалась с 4,3-4,0 дней на первом году обучения до 6,4-6,9 дня на втором году и уменьшалась до 4,5-4,3 дня на третьем году обучения.

На втором году обучения наблюдалось увеличение случаев травматизма среди учащихся обоих лицеев: с 7,9-7,3 случая до 12,7-11,8 случая на 100 подростков; однако на третьем году обучения эти показатели снижались до 4,3-3,8 случая на 100 подростков.

Подобные изменения показателей травматизма соответствовали условиям производственного обучения юношей. Количество травм среди учащихся, увеличивающееся на втором году обучения в цехах локомотивных депо и судоремонтных предприятий, можно объяснить пребыванием юношей длительное время в вынужденной позе, большой долей ручного труда, а также отсутствием у подростков практических навыков работы на штатных местах слесарей по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств. Уменьшение доли физического труда во время производственной практики на рабочих местах помощника механика или помощника машиниста приводит к значительному сокращению количества травм.

Приблизительно вдвое на втором-третьем годах обучения, особенно в период производственной практики или сразу после ее окончания, возрастало и количество случаев заболеваний костно-мышечной (шейно-грудной (юношеский) остеохондроз, миозит мышц спины и шеи) системы.

Приведенные данные подтверждались результатами анкетного опроса, составленными с учетом симптомов и жалоб подростков на самочувствие после рабочей смены на местах помощника механика маломерного судна и помощника машиниста тепловоза. Ранжирование ответов по частоте предъявления юношами жалоб на усталость после смены на рабочих местах помощника механика и помощника машиниста полностью совпадали с ранжированием ответов на частые возникновения жалоб на боли в области спины и усталость глаз, что свидетельствовало о доминирующей роли производственных факторов в формировании профессионального риска изменения здоровья будущих работников речных маломерных судов и локомотивных бригад.

Выводы:

1. Профессиональное обучение юношей-подростков рабочим специальностям помощника механика маломерного речного судна и помощника машиниста тепловоза характеризуется комплексом производственных факторов, основными из которых на отдельных этапах подготовки являются: неблагоприятный микроклимат, повышенные уровни шума, вибрации, загрязнение воздуха рабочей зоны химическими веществами, нерациональная рабочая поза.

2. Отдельные периоды теоретического и производственного обучения неравноценны по степени их влияния на показатели здоровья учащихся. Уровни и удельный вес случаев временной утраты трудоспособности в связи с болезнями органов дыхания, ЛОР-органов, системы кровообращения и опорно-двигательного аппарата свидетельствуют о неблагоприятном влиянии факторов производственной среды на организм подростков, особенно в период прохождения учебно-производственной практики и практики на штатных рабочих местах.

3. К концу производственного обучения наиболее высокими по степени риска формирования заболеваний являются болезни ЛОР-органов и органов дыхания ^=2,07-2,15; EF=51,7-53,5%), патология пищеварительной системы (RR=2,18-2,26;

EF=54,4-55,8%), болезни костно-мышечной системы (RR=2,02-2,13; EF=50,5-53,1%).

Конфликт интересов не заявляется.

Авторский вклад: концепция и дизайн исследования, получение и обработка данных, анализ и интерпретация результатов, написание статьи — Е. А. Дубровина.

References (Литература)

1. Kuchma VR, Shubochkina EI, Ibragimova EM. Hygienic problems in the organization of training colleges specialized classes. Hygiene and sanitation 2015; 4: 8-10. Russian (Кучма В. Р, Шубочкина Е. И., Ибрагимова Е. М. Гигиенические проблемы организации обучения в профильных классах колледжей. Гигиена и санитария 2015; 4: 8-10).

2. Bodrova AN. Formation of the labor supply of young people in primary and secondary vocational education: PhD abstract. M., 2012; 24 p. Russian (Бодрова А. Н. Формирование предложения рабочей силы молодежи в системе начального и среднего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2012; 24 с.).

3. Dzulaeva IYu. Hygienic assessment of the role of the learning environment and education in institutions of primary vocational education and lifestyle in forming adolescent health: PhD abstract. M., 2012; 26 p. Russian (Дзулаева И. Ю. Гигиеническая оценка роли условий обучения и воспитания в учреждениях начального профессионального образования и образа жизни в формировании здоровья подростков: автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2012; 26 с.).

4. Voytovich AA, Eliseeva YV, Eliseev YuYu. Influence of training factors on adaptation processes of students with disabilities. Russian Journal of Pediatrics 2014; 17 (1): 38-40. Russian (Войтович А. А., Елисеева Ю. В., Елисеев Ю. Ю. Влияние факторов профессионального обучения на адаптационные процессы учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Российский педиатрический журнал 2014; 17 (1): 38-40).

5. Eliseev YuYu, Voytovich AA, Dubrovina EA, et al. By the estimation of the functional state of the organism of adolescents with different levels of health in terms of vocational training. Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences 2014; 5 (2): 850-852. Russian (Елисеев Ю. Ю., Войтович А. А., Дубровина Е. А. и др. К оценке функционального состояния организма подростков с различным уровнем здоровья в условиях профессионального обучения. Известия Самарского научного центра Российской академии наук 2014; 5 (2): 850-852).

6. Kleschina YV, Eliseev YuYu. Hygienic evaluation and justification of measures to optimize lifestyle and diet of adolescents. Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences 2011; 1 (7): 1604-1606. Russian (Клещина Ю. В., Елисеев Ю. Ю. Гигиеническая оценка и обоснование мер оптимизации образа жизни и питания подростков. Известия Самарского научного центра Российской академии наук 2011; 1 (7): 1604-1606).

7. Shubochkina EI, Kuchma VR, Ibragimova EM. Professional orientation of adolescents as a medical and social problem of training of the labor potential. Bulletin of the Russian State Medical University 2013; 5 (6): 78-82. Russian (Шубочкина Е. И., Кучма В. Р., Ибрагимова Е. М. Профессиональная ориентация подростков как медико-социальная проблема подготовки трудового потенциала. Вестник Российского государственного медицинского университета 2013; 5 (6): 78-82).

8. Savchenko OA, Wayne PA, Berezhnaya VG. Formation of motivation for a healthy lifestyle, preserve and promote health at the stage of vocational education. Public health and environment 2015; 2: 33-35. Russian (Савченко О. А., Вейних П. А., Бережной В. Г. Формирование мотивации к здоровому образу жизни, сохранению и укреплению здоровья на этапе получения профессионального образования. Здоровье населения и среда обитания 2015; 2: 33-35).

9. Baranowski T. Assessment, prevalence, and cardiovascular benefits of physical activity and fitness in youth. Medicine and Science in Sport and Exercise 2000; 24 (6): 237-247.

10. Henneberg M, Brush G, Harisson GA. Growth of specific muscle strength between 6 and 18 years in contrasting socioeconomic conditions. Am J Phys Antropol 2001; 115 (5): 62-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.