рассмотрена как стрессорный фактор, снижающий компенсаторные возможности. Поэтому в условиях загрязнения токсикантами атмосферного воздуха и соответственно увеличения их поступления в организм человека, нормальное функционирование обусловливается способностью регуляторных биологических систем организма сохранять равновесие его внутренней среды.
Литер ату р а
1. Чубирко М.И., Пичужкина Н.М. Химическое загрязнение воздушной среды и здоровье населения. Воронеж: Истоки; 2004.
2. Пилат Т.Л., Кузьмина Л.П., Измерова Н.И. Детоксикацион-ное питание. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2012.
3. Мячина О.В., Зуйкова А.А., Пашков А.Н., Величко Л.Г., Пичужкина Н.М. Причинно-следственная взаимосвязь аэротехногенной нагрузки и формирования детской патологии. Врач-аспирант. 2012; 55(6.3): 519-23.
4. Банникова Л.П., Кокшаров А.В. Особенности биологической адаптации и состояния иммунного статуса у детей дошкольного возраста с нарушением функции зрения в условиях до-
школьных образовательных организаций компенсирующей направленности. Гигиена и санитария. 2013; 3: 89-93.
References
1. Chubirko M.I., Pichuzhkina N.M. Chemical Air Pollution and Public Health [Khimicheskoe zagryaznenie vozdushnoy sredy i zdorov'e naseleniya]. Voronezh: Istoki; 2004. (in Russian)
2. Pilat T.L., Kuz'mina L.P., Izmerova N.I. Detoxification Food [Detoksikatsionnoe pitanie]. Moscow: GEOTAR-Media; 2012. (in Russian)
3. Myachina O.V., Zuykova A.A., Pashkov A.N., Velichko L.G., PichuzhkinaN.M. Cause-effect relationship ofaerotechnogeneous load and children pathology formation. Vrach-aspirant. 2012; 55(6.3): 519-23. (in Russian)
4. Bannikova L.P., Koksharov A.V. Features of biological adaptation and immune status of preschool children with impaired vision in a pre-school educational institutions compensating direction. Gigiena i sanitariya. 2013; 3: 89-93. (in Russian)
Поступила 15.06.15
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 613.2-057.875
Платунин А.В.12, Морковина Д.А.1,2, Студеникина Е.М.1,2
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ
'ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области», 394038, Воронеж, Россия; 2ГБОУ ВПО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Минздрава РФ, 394036, Воронеж, Россия
В статье приведены результаты оценки рационов питания студентов учебных заведений медицинского профиля. Использован метод анкетирования. На вопросы анкет ответили 199учащихся медицинского колледжа и 399 студентов Медицинского университета. Установлено, что рационы питания студентов не отвечают требованиям рационального питания. В частности, 30% респондентов не соблюдают режим 3-4-кратного приема пищи. В ежедневном рационе отсутствуют горячие блюда. Выявлен дефицит потребления белковых продуктов питания: мяса, рыбы, молочных продуктов, яиц при избытке легкоусвояемых углеводных. Несбалансированное питание является фактором риска алиментарно-зависимых заболеваний.
Ключевые слова: гигиена питания; рационы питания; питание студентов. Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94(9): 25-27.
Platunin A.V.12, Morkovina D.A.12, Studenikina E.M.12 HYGIENIC ASSESSMENT OF NUTRITION IN STUDENTS OF INSTITUTIONS OF MEDICAL PROFILE
1 Center of Hygiene and Epidemiology in the Voronezh region, Voronezh, Russian Federation, 394038; 2Voronezh State Medical University named after N. N. Burdenko, Voronezh, Russian Federation, 394036
In the article there are presented the results of the evaluation of nutrition rations of students of educational institutions of medical profile. There was performed the method of questionnaire survey. The questionnaire was responded by 199 medical college students and 399 students of medical university. It was found that the nutrition rations were established to fail to meet the requirements of sound nutrition. In particular, 30% of observed respondents fail to keep up three four meals daily. There is no hot dish in the daily ration. There is revealed a deficit of consumption ofprotein foods: meat, fish, dairy products, eggs with an excess of digestible carbohydrate. Unbalanced nutrition is a risk factor for alimentary-related diseases.
Key words: food hygiene; nutrition ration; nutrition of students.
For citation: Gigiena i Sanitariya. 2015; 94(9): 25-27. (In Russ.) For correspondence: Jurij I. Stjopkin, E-mail: [email protected] Received 15.06.15
Сбалансированное питание — неотъемлемый компонент здорового образа жизни любого человека независимо от его статуса, возраста и материального положения. В Воронежской области в региональном аспекте проведены исследования по анализу структуры питания населения региона [1], оценке уровня алиментарно-обусловленных заболеваний населения [2]. Кроме того, несбалансированное питание было отнесено к приоритетным региональным факторам риска ослабления антиоксидант-
Для корреспонденции: Стёпкин Юрий Иванович, E-mail: [email protected]
ной защиты организма детского и подросткового населения в условиях воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды промышленного города [3].
Организму студентов свойственны особенности, обусловленные возрастом, влиянием условий учебы и быта. Как показывают исследования, учебная деятельность требует значительного нервно-эмоционального напряжения; волнение перед сдачей экзаменов и во время их приводит к повышению артериального давления, увеличению частоты пульса и дыхания [4]. Значительную часть суток студенты ведут малоподвижный образ жизни, их физическая активность невелика. Только часть учащейся молоде-
[гиена и санитария 9/2015
жи занимается спортом [5, 6]. Большое влияние на организм студентов младших курсов оказывают изменения привычного уклада жизни. В организме молодых людей еще не завершено формирование ряда физиологических систем, в первую очередь нейрогу-моральной, поэтому они чувствительны к нарушению сбалансированности пищевых рационов [7]. В связи с нарушением режима питания за время учебы у многих студентов развиваются заболевания пищеварительной системы, получившие название «болезни молодых», а также гипертоническая болезнь, неврозы [8, 9].
Задача любого среднего профессионального и высшего учебного заведения - подготовить не только профессиональных, но и здоровых энергичных специалистов. В условиях экономического кризиса сокращения доходов семей и студенческой безработицы, а также на фоне роста цен на продукты питания необходимо выработать предложения по совершенствованию системы питания нашего студенчества [10,5]. Необходимо стимулировать, с одной стороны, товаропроизводителей к снижению себестоимости своей продукции, с другой - вводить государственные дотации на питание студентов [4].
Целью исследования - гигиеническая оценка организации питания студентов медицинских специальностей.
Материалы и методы
Анкетирование проводили среди студентов 1-4-го курсов Воронежского базового медицинского колледжа (ВБМК) и 1-6-го курсов Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко (ВГМУ). Всего опрошено 598 человек, в том числе среди учащихся ВБМК 199 человек, среди учащихся ВГМУ 399 человек. В анкеты были включены вопросы, касающиеся материального обеспечения, среднемесячного дохода, режима питания, набора продуктов, употребляемых в пищу, мест приема пищи, вредных привычек, оценки студентами своего здоровья.
Результаты и обсуждение
Анализ анкетных данных свидетельствует, что 70,4% респондентов колледжа и 40% респондентов университета проживают в отдельных квартирах, в общежитии - 3,9 и 19%, снимают жилье - 25,7 и 41% соответственно.
Из общего числа опрошенных 17,8% учащихся колледжа указали, что имеют доход ниже прожиточного минимума, у 39,5% - доход соответствует прожиточному минимуму, у 12,5% -выше прожиточного минимума. Среди учащихся университета 10% оказались с доходом ниже прожиточного минимума, у 52% он соответствовал прожиточному минимуму, у 16% был выше прожиточного минимума.
Согласно анкетным данным число приемов пищи респондентов колеблется от 1 до 6 раз в день: 38,8% студентов колледжа и 53% студентов университета питаются 3 раза в день, 32,2 и 12,5% соответственно - 4 раза и более, 25,1 и 31% соответственно - 2 раза в день, 3,9 и 3,5% соответственно - 1 раз.
Горячую пищу не принимают 7,3% опрошенных студентов ВБМК и 10,5% студентов ВГМУ: 1 раз в день 66,4 и 68%, 2 раза в день 22,4 и 17%, 3 раза 3,9 и 4,5%.
Из всех опрошенных, только 23,7% учащихся колледжа и 26% студентов университета оценивают свое питание как соответствующее физиологическим нормам.
Оценка продуктового набора анкетируемых показала, что для учащихся ВБМК молочные продукты входят в ежедневный рацион 30,3%. В то же время 17,8% употребляют молочные продукты не каждую неделю. Мясные блюда включены в продуктовый набор у 27,7% анкетируемых: 1 раз в неделю 5,3%, 2 раза 8,5%, 3 раза 11,2%, 4 раза 8,5%, реже, чем 1 раз в неделю 11,9% анкетируемых. Рыбные блюда входят в ежедневный рацион только у 2,6% студентов, при этом 42,1% опрошенных употребляют рыбные блюда реже, чем 1 раз в неделю. Яйца употребляют в пищу каждый день 7,9% респондентов. Основная масса студентов - 26,2% - 1-3 раза в неделю. Свежие овощи и фрукты ежедневно включают в продуктовый набор 55,3% опрошенных, от 1 до 6 раз в неделю - 38,8%, реже одного раза в неделю - 5,9% анкетируемых. Около 13% студентов ежедневно пьют натуральные соки. Крупяные и макаронные изделия присутствуют в ежедневном рационе у 23,7% респондентов, 1-6 раз - 54,6%, реже одного раза в неделю -21,7% опрошенных. 30,9% студентов всех
курсов ежедневно употребляют кондитерские изделия: конфеты, пирожные и торты.
Установлено, что 28,8% студентов ВГМУ употребляют молочные продукты ежедневно. В то же время 23% употребляют молочные продукты не каждую неделю. Мясные блюда включены в продуктовый набор у 34% анкетируемых, 1 раз в неделю 3%, 2 раза у 8%, 3 раза у 10%, 4 раза у 8%, реже, чем 1 раз в неделю 15% анкетируемых. Рыбные блюда входят в ежедневный рацион только у 4,5% студентов, из них 38% опрошенных употребляют рыбные блюда реже, чем 1 раз в неделю. Яйца употребляют в пищу каждый день 12% респондентов. Основная масса студентов - 41% - 1-3 раза в неделю. Свежие овощи и фрукты ежедневно включают в продуктовый набор 28% опрошенных, от 1 до 6 раз в неделю - 46%, реже одного раза в неделю - 15% анкетируемых. Около 21% студентов ежедневно пьют натуральные соки. Крупяные и макаронные изделия присутствуют в ежедневном рационе у 28% респондентов, 1-6 раз у 18%, реже одного раза в неделю у 54% опрошенных. 30% студентов всех курсов ежедневно употребляют кондитерские изделия: конфеты, пирожные и торты.
Регулярное употребляют энергетические напитки 7,2% студентов колледжа и 8% студентов университета, в основном студенты младших курсов. 57 и 54% опрошенных ежедневно употребляют кофе, из них 25 и 34% 1 раз в день, 20,8 и 12% 2 раза в день, 11,2 и 8% 3 раза и более.
В ходе анализа анкет установлено, что 49,3% опрошенных студентов медицинского колледжа и 37% студентов университета регулярно употребляют алкогольные напитки. Число употребляющих спиртосодержащие напитки возрастает по старшинству курсов как в колледже от 14,4% на I до 23,7% на IV, так и в университете - от 22% на I до 47 и 44% на 5-м и 6-м курсах соответственно. Из употребляющих спиртные напитки отдают предпочтение пиву 41,3% учащихся колледжа и 36% учащихся университета, предпочитают водку или другие крепкие алкогольные напитки - 13,3 и 5,5%. Ежедневно пьют пиво 1,3 и 4% опрошенных.
Согласно анкетным данным регулярно курят 7,9% респондентов медицинского колледжа и 10% - медицинского университета. 15,1% студентов колледжа и 33% университета регулярно принимают поливитамины, в то же время 54,6 и 23% их не принимают вообще и 29,6 и 44% принимают их нерегулярно. По результатам опроса установлено, что йодированная продукция включена в рацион 51,3 и 80% опрошенных студентов колледжа и университета. Фторированное молоко употребляют только 2% из опрошенных студентов колледжа, среди студентов университета данный показатель существенно выше - 15,5%. В ходе анализа 42,1% студентов колледжа и 49% студентов университета считают, что имеют отклонения в состоянии здоровья.
При оценке общего самочувствия у студентов предъявляют жалобы на сильную усталость 50% опрошенных студентов колледжа и 95% студентов университета, вялость - 43,4 и 94%, головную боль - 34,9 и 90% соответственно, наибольшую долю которых составляют студенты 1-го года обучения в обоих учебных заведениях. Периодические боли в сердце отмечают у себя 8,5% учащихся колледжа и 6% студентов университета, причем по курсам особой разницы не отмечается.
По данным опроса, 21% анкетируемых в колледже и 35% в университете имеют какое-либо хроническое заболевание, в том числе алиментарно-зависимые составили 11,2 и 18% соответственно. Самой распространенной патологией среди алиментарно-зависимых заболеваний является гастрит - 9,9 и 11%, у 1,3 и 1,2% отмечается хронический панкреатит.
Заключение
Питание студентов ВБМК и ВГМУ не отвечает требованиям рационального питания. Не соблюдают режим 3-4-кратного приема пищи 30% студентов ВБМК и 30% студентов ВГМУ. Отсутствуют в ежедневном рационе опрошенных горячие блюда у 7,3% студентов ВБМК и у 10% студентов ВГМУ. Отмечается дефицит белковых продуктов: мяса, рыбы, молочных продуктов, яиц при избытке легкоусвояемых углеводных продуктов. По данным анкетирования, 21 и 35% студентов ВБМК и ВГМУ имеют хронические заболевания, из них 11,2 и 18% алиментарно-зависимые.
Литер ату р а
1. Журихина И.А., Клепиков О.В., Лаптев В.И., Чубирко М.И. Состояние и анализ уровня питания населения региона и оценка среды обитания. Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2007; 6(2): 524-7.
2. Иванова Л.О., Куролап С.А., Клепиков О.В. Экологические аспекты распространения алиментарно-обусловленных заболеваний населения в Воронежской области. Вестник Международной Академии Наук (Русская секция): Спец. выпуск: Материалы международной конференции «Экология человека: здоровье, культура и качество жизни» (Москва, 26-27.10.2011). 2011: 223-5. Available at: http://www.heml-drsias.ru/download/spec/Vestnik_MAN_spec_2011_2.pdf
3. Юдина Т.В., Цикуниб А.Д., Истомин А.В., Клепиков О.В. Медико-биологические проблемы взаимосвязи качества продуктов питания и состояния свободнорадикального окисления в организме. Вопросы питания. 2000; 69(5): 28-31.
4. Попов. В.И., Есауленко И.Э., Петрова Т.Н. Мониторинг состояния здоровья и качество жизни студентов на региональном уровне. В кн.: Семеркова Л.Н., ред. Качество жизни населения и экология. Пенза; 2014: 5-22.
5. Попов В.И., Колесникова Е.Н., Петрова Т.Н. Здоровье учащейся молодежи: подходы к оценке и совершенствованию. Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2014; 58: 60-3.
6. Соколова Н.В., Попов В.И., Алферова С.И., Артюхова И.Г., Кварацхелия А.Г. Комплексный подход к гигиенической оценке качества жизни студенческой молодежи. Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения РАМН. 2013; 3-2 (91): 130-4.
7. Алуф О.Б., Васюхичева О.В., Мишкич И.А., Султанбекова А.А., Истомин А.В. Гигиеническая оценка пищевого поведения студентов первого курса медицинского высшего учебного заведения. Здоровье населения и среда обитания. 2014; 2 (251): 23-6.
8. Алуф О.Б., Мишкич И.А., Истомин А.В., Сааркоппель Л.М. К вопросу организации и состояния питания студентов. Санитарный врач. 2014; 4: 29-31.
9. Попов В.И., Либина И.И., Губина О.И. Проблемы совершенствования и оптимизации учебного процесса в медицинском вузе. В кн.: Варзин С.А., Тарасковская О.Ю., ред. Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. Труды 5-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2010: 185-6.
10. Есауленко И.Э., Попов В.И., Петрова Т.Н. Опыт организации здоровье сберегающей образовательной среды в вузе. Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2014; 58: 23-9.
References
1. Zhurikhina I.A., Klepikov O.V, Laptev V.I., Chubirko M.I. Status and analysis of the level of nutrition of the population of the region and assessment of environment. Sistemnyy analiz i upravlenie v biomeditsinskikh sistemakh. 2007; 6(2): 524-7. (in Russian)
2. Ivanova L.O., Kurolap S.A., Klepikov O.V. Environmental aspects of the spread of nutrition-related diseases in the population of the Voronezh Region. Vestnik Mezhdunarodnoy Akademii Nauk (Russkaya sektsiya): Spets. vypusk: Proceedings of the International conference "Human Ecology: Health, Culture and Quality of Life" (Moscow, 26-27.10.2011). 2011: 223-5. Available at: http://www.heraldrsias.ru/download/spec/ Vestnik_MAN_spec_2011_2.pdf (in Russian)
3. Yudina T.V., Tsikunib A.D., Istomin A.V., Klepikov O.V. Biomedical relationship problems of food quality and the state of free radical oxidation in the body. Voprosypitaniya. 2000; 69(5): 28-31. (in Russian)
4. Popov. V.I., Esaulenko I.E., Petrova T.N. Monitoring the health and quality of life of students at the regional level. In: Semerkova L.N., ed. The Quality of Life of the Population and the Environment [Kachestvo zhizni naseleniya i ekologiya]. Penza; 2014: 5-22. (in Russian)
5. Popov V.I., Kolesnikova E.N., Petrova T.N. Health students: approaches to assessing and improving. Nauchno-meditsinskiy vestnik Tsentral'nogo Chernozem'ya. 2014; 58: 60-3. (in Russian)
6. Sokolova N.V, Popov VI., Alferova S.I., Artyukhova I.G., Kvaratskhe-liya A.G. An integrated approach to assessing the hygienic quality of life for students. Byulleten' Vostochno-Sibirskogo nauchnogo tsentra Sibirskogo otdeleniyaRAMN. 2013; 3-2 (91): 130-4. (in Russian)
7. Aluf O.B., Vasyukhicheva O.V, Mishkich I.A., Sultanbekova A.A., Istomin A.V. Hygienic assessment of eating behavior first-year students of medical higher educational institution. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2014; 2 (251): 23-6. (in Russian)
8. Aluf O.B., Mishkich I.A., Istomin A.V., Saarkoppel' L.M. On the question of the organization and the nutritional status of students. Sanitarnyy vrach. 2014; 4: 29-31. (in Russian)
9. Popov V.I., Libina I.I., Gubina O.I. Problems of improving and optimizing the educational process in medical school. In: Varzin S.A., Taraskovskaya O.Yu., eds. Health - the Basis of Human Development - Challenges and Solutions. Proceedings of the 5th All-Russian Scientific-practical Conference with International Participation [Zdorov'e - osnova chelovecheskogo potentsiala: problemy i puti ikh resheniya. Trudy 5-y Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy kon-ferentsii s mezhdunarodnym uchastiem]. 2010: 185-6. (in Russian)
10. Esaulenko I.E., Popov V.I., Petrova T.N. Experience in organizing health-saving educational environment of the university. Nauchno-meditsinskiy vestnik Tsentral'nogo Chernozem'ya. 2014; 58: 23-9. (in Russian)
Поступила 15.06.15
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015
УДК 613.956:616.89-008.454-053.6-092:612.821]
Соколова Н.В., Захаренко А.С., Кочергина Н.И., Гончарова Д.Г.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ДЕПРЕССИИ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет» Минобрнауки России, 394045, Воронеж, Россия
В статье представлены материалы исследования психофизиологических показателей высшей нервной деятельности подростков, установлены взаимосвязи между типом темперамента и уровнем работоспособности школьников. Проведена оценка распространенности депрессивных состояний среди восьмиклассников, определена частота встречаемости различных уровней тревожности. Обозначены основные направления профилактической работы по снижению уровня тревожности школьников старших классов, а также меры, направленные на снижение числа учащихся с депрессивными состояниями.
Ключевые слова: подростки; учитель; тревожность; депрессия; тип темперамента; память; умственная работоспособность; профилактическая работа в школе.
Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94(9): 27-29.
Для корреспонденции: Соколова Наталья Валерьевна, E-mail: [email protected]