74
Российский педиатрический журнал. 2024; 27(Приложение 3) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3
https://elibrary.ru/ixctdh
«ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШКОЛЬНО-ОБУСЛОВЛЕННОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ ЦЕНТРА ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
Богомолова Е.С., Максименко Е.О., Ковальчук С.Н., Шибанова А.С.
Приволжский исследовательский медицинский университет Минздрава России, Нижний Новгород, Россия
Ключевые слова: школьно-обусловленные заболевания; десятиклассники; учащиеся; лицей
Актуальность. Школьно-обусловленные заболевания — это отклонения в состоянии здоровья учащихся, обусловленные интенсификацией и компьютеризацией образовательного процесса, нарушениями условий обучения, питания и психоэмоциональным перенапряжением. Анализ данных заболеваний у школьников, особенно у старшеклассников и лицеистов, является актуальным направлением гигиенических исследований. Цель: определить частоту и особенности школьно-обусловленных заболеваний у 10-классников центра одаренных детей (ЦОД).
Материалы и методы. Проведена выкопировка данных
0 заболеваемости 302 учащихся 16-17 лет (198 девушек и 104 юноши) из формы № 026/у-2000 «Медицинская карта ребёнка для образовательных учреждений».
Результаты. Анализ распространённости школьно-обусловленных заболеваний показал, что самой частой формой патологии среди 10-классников ЦОД стали болезни глаза и его придаточного аппарата — 529,80%о. Среди девушек болезни глаза встречались чаще, чем у юношей: 555,56 и 480,77%о соответственно. Второй по частоте формой патологии явились болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани — 311,26%о среди всех учащихся, у юношей — 394,23%о, у девушек — 267,68%о. Следующими формами патологий были болезни нервной системы — 185,43%о у всех 10-классни-ков, одинаково встречающиеся у юношей (182,69%о) и девушек (186,87%о). Анализ структуры школьно-обусловленной заболеваемости показал, что доля болезней глаза и его придаточного аппарата составила 41% от всех школьно-обусловленных форм патологии. На 2-м месте в структуре расположились болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани — 25%. Третье ранговое место было у болезней нервной системы — 15%, 4-е принадлежало болезням органов пищеварения — 8%. Последние места распределились между болезнями эндокринной системы, расстройствами питания, нарушениями обмена веществ и болезнями системы кровообращения — 6% и 5% соответственно. Доля подростков с
1 группой здоровья составила 20%; со II группой здоровья — 23,5%. Наибольшую долю составили 10-классники, относящиеся к III группе здоровья, — 56%. Учеников с IV группой здоровья оказалось 0,5%.
Заключение. Ведущими формами патологии 10-классни-ков ЦОД являются школьно-обусловленные заболевания, которые могут быть предупреждены путём реализации мероприятий первичной профилактики по оптимизации учебного
процесса, режима дня, питания и двигательной активности.
* * *
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Богомолова Е.С., Олюшина Е.А., Есина И.В., Котова Н.В.
Приволжский исследовательский медицинский университет Минздрава России, Нижний Новгород, Россия
Ключевые слова: питание; старшеклассники; образовательные организации
Актуальность. Питанию как приоритетному фактору, влияющему на здоровье, важно уделять достаточное внимание, особенно в подростковом возрасте, когда организм наиболее уязвим к различным воздействиям. Остро стоит вопрос рациональной организации питания в образовательных учреждениях интернатного типа, к числу которых относится Центр одаренных детей (ЦОД) в Нижнем Новгороде. Цель: провести гигиеническую оценку питания старшеклассников, обучающихся в ЦОД.
Материалы и методы. Фактическое питание изучалось методами анкетирования 200 учащихся 10-х классов, анализа меню-раскладок за 21 день и накопительных ведомостей в соответствии с требованиями СанПиН 2.3/2.4.3590-20 и МР 2.3.1.0253-21. Были проанализированы качественные и количественные составляющие питания в ЦОД, режим питания обучающихся детей.
Результаты. В ЦОД подростки получают 5-разовое питание, однако, согласно анкетным данным, такого режима питания в будние дни придерживается только 55,8% ребят (65,8% юношей и 50% девушек), в выходные дни их доля уменьшается до 49%. Около 30% подростков принимают пищу 3 раза в день. Таким образом, каждый второй подросток пропускает какие-либо приёмы пищи, что, вероятно, связано либо с нерациональной организацией его личного времени (ребёнок не успевает позавтракать, принять ланч во время перемены, пропускает полдник или ужин из-за дополнительных выездных занятий вне лицея), либо со вкусовыми привычками и предпочтениями, отличающимися от предлагаемой готовой пищи. При ответе на вопрос «Нравятся ли Вам блюда в школьной столовой?» чуть более половины (54,4%) ответили положительно. Высокая распространённость отказа от организованного горячего питания указывает на значимость воспитания здоровых пищевых привычек в семье с самого детства. При этом было установлено, что рацион питания достаточно разнообразен, отсутствуют повторяемость и запрещённые блюда. Распределение калорийности для 5-разового питания не соответствовало рекомендуемому, составив на завтрак 27,3%, ланч — 7%, обед — 28,6%, полдник — 9,9%, ужин — 27,2% при норме 25, 5, 35, 10 и 25% соответственно. Энергетическая ценность рациона превысила норму для юношей на 30%, для девушек — на 51%. В различной степени было превышено содержание макронутриентов, но их соотношение сбалансировано. Отмечено достаточное поступление микроэлементов Mg, Fe, Са, Р, витаминов С, В1 дефицит витамина А. Большинство подростков употребляют продукты с высокой биологической ценностью только 1-2 раза в неделю, что приводит к нутритивной недостаточности. С такой же частотой большинство учащихся употребляют продукты, требующие ограничения.
Заключение. Для профилактики отклонений в здоровье, связанных с алиментарным фактором, необходима коррекция выявленных нарушений режима и рациона питания. Не меньшее значение имеет гигиеническое просвещение подростков по вопросам здорового питания.
* * *