Научная статья на тему 'Гигиеническая оценка питания и физического развития детей, находящихся в школе-интернате'

Гигиеническая оценка питания и физического развития детей, находящихся в школе-интернате Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
671
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЦИОН ПИТАНИЯ / ШКОЛА-ИНТЕРНАТ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / DIET / BOARDING SCHOOL / PHYSICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тармаева Инна Юрьевна, Ефимова Наталья Васильевна

Изучение обеспеченности организма детей школьного возраста основными макронутриентами проведено по данным меню раскладок школы-интерната п. Яр-Сале (Ямало-ненецкий автономный округ). Установлено, что фактическое питание детей не сбалансировано по содержанию основных пищевых веществ. Выявлен незначительный дефицит белков, углеводов и превышение рекомендуемых значений содержания в рационах жиров. Оценка основных соматометрических параметров свидетельствует, что у 50-58% обследованных детей гармоничное физическое развитие. Дисгармоничность во всех возрастных группах представлена в основном повышенной массой и сниженной длиной тела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тармаева Инна Юрьевна, Ефимова Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hygienic assessment of nutrition and physical development of cyildren, located in boarding school

Study of the provision of the school-age children by main macronutrients is conducted according to the school menu layouts boarding in Yar-Sale (Yamalo-Nenets Autonomous District).. It was found that the actual child nutrition is not balanced by the content of the nutrients. It is revealed a slight deficit of protein, carbohydrates and excess of the recommended values of the content of fats in diets. Assessment of the main somatometric parameters indicates that 50-58% of the children surveyed harmonious physical development. Disharmony in all age groups is represented mainly by the increased weight and reduced body length.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая оценка питания и физического развития детей, находящихся в школе-интернате»

УДК 613.955:37.018.32

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПИТАНИЯ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ

И.Ю. Тармаева1,2, Н.В. Ефимова2

1ФГБОУ ВО «Иркутский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Иркутск, 664003

2ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований» Ангарск, 665827

Аннотация. Изучение обеспеченности организма детей школьного возраста основными макронутриентами проведено по данным меню раскладок школы-интерната п. Яр-Сале (Ямало-ненецкий автономный округ). Установлено, что фактическое питание детей не сбалансировано по содержанию основных пищевых веществ. Выявлен незначительный дефицит белков, углеводов и превышение рекомендуемых значений содержания в рационах жиров. Оценка основных соматометрических параметров свидетельствует, что у 50—58% обследованных детей гармоничное физическое развитие. Дисгармоничность во всех возрастных группах представлена в основном повышенной массой и сниженной длиной тела.

Ключевые слова: рацион питания, школа-интернат, физическое развитие.

В современных условиях развития общества, характеризующихся изменениями в экономике и социальной напряженностью, резко обозначена проблема сохранения здоровья детей [2; 6]. Приоритетная роль питания в поддержании здоровья подрастающего поколения закреплена в важнейших государственных решениях, в том числе в «Концепции государственной политики РФ в области здорового питания населения до 2020 года», одобренной распоряжением Правительства РФ от 25.10.2010 г №1873-р. При анализе содержания «Концепции...», прежде всего, обращает на себя внимание признание питания как одного из ведущих социальных факторов и факторов безопасности государства. При этом одним из главных направлений является рационализация питания детей, находящихся в детских организованных коллективах. Организация питания детей, проживающих большую часть года в условиях замкнутого коллектива (в школе-интернате) имеет определен-

ные трудности, особенно в условиях Арктики. Для коренных жителей Севера рекомендуют придерживаться традиционных типов питания с преимущественным употреблением белково-жировой северной пищи, что снижает проявления дизадап-тивных расстройств основных гомеостатических систем [3]. Однако современные аборигены Севера, особенно дети, наряду с традиционными продуктами используют в пищу продукты, характерные для европейского питания, что существенно отражается на внутренней среде организма и в целом на здоровье. Питание, не соответствующее физиологическим потребностям организма, особенно растущего, приводит к формированию отклонений состояния здоровья и, в первую очередь, физического развития [2].

Цель исследования: оценить фактическое питание детей в интернате в сопоставлении с особенностями физического развития учащихся школы-интерната, проживающих в Арктической зоне.

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 11

—--—

Материалы и методы. Проведена оценка рационов питания детей в возрасте 7—11 лет и 12—18 лет, проживающих в школе-интернате п. Яр Сале (Ямало-ненецкий автономный округ) в возрасте от 7 до 17 лет с использованием меню-раскладок за 2014 год. Химический состав продуктов, входящих в суточные рационы питания детей оценивался расчетным методом по основным питательным веществам (белкам, жирам, углеводам) и энергетической ценности рационов питания по справочнику [7]. Полученные данные по содержанию основных пищевых веществ и калорийности сравнивались с рекомендуемыми значениями для детей данной возрастной группы в соответствие с нормами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. № 659.

Были изучены основные антропометрические показатели: длина, масса тела и окружность грудной клетки. Определение параметров физического развития осуществляли на основе соматометриче-ских показателей с использованием таблиц про-центильного распределения. Определяли жизненную емкость легких, которую сравнивали с должной величиной (ДЖЕЛ) и относительную мышечную силу (ОМС), представляющую собой отнесенную к массе тела величину мышечной силы [1].

Результаты исследования. Биологическая ценность белков, поступающих в организм ребенка с продуктами питания, определяется сбалансированностью их аминокислотного состава, а неоптимальное содержание и соотношение белков влечет

Углеводы являются важными энергетическими компонентами пищи и составляют основную часть пищевого рациона, обеспечивая 50—60% его энергоемкости. Для детей в возрасте 7—11 лет величина суточной потребности в углеводах составляет 424 г, для 12—18 лет — 498 г. Согласно полученным данным, фактическое потребление углеводов незначительно снижено и составляет 395,1 г/сут. для детей 7—11 лет; 476,8 г/сут. для детей 12—18 лет.

напряжение адаптационных возможностей организма, нарушения психического и физического здоровья, снижения работоспособности. Согласно нормам суточная потребность в белках для детей в возрасте 7—11 лет составляет 111,7 г/сут., в возрасте 12—18 лет 130 г/сут. В соответствии с данными меню-раскладок, обеспеченность детей школы-интерната белками близка к физиологической норме, рекомендуемой для данных возрастных групп (табл. 1). Важное значение наряду с белками для здоровья детского организма имеют жиры. Преобладание в пищевом рационе только животных или только растительных жиров неизбежно лишает детей тех или иных пищевых веществ, необходимых для нормального роста, развития, адекватного иммунного ответа, поддержания стабильности и функциональной активности цитомембран и других функций организма [5]. В целом ни один из жиров, взятый в отдельности, не может полностью обеспечить потребности организма в жировых веществах. Результаты исследования показали, что суммарное содержание жиров в рационе было выше рекомендуемых величин почти на 30%. Длительное избыточное поступление жиров ведет к развитию избыточной массы тела и ожирению, жировой инфильтрации клеток печени, увеличению холестерина в крови, повышению свертываемости крови, ухудшению усвояемости белков, кальция, магния, повышается потребность в витаминах, усугубляет имеющуюся недостаточность в йоде [5].

Общая калорийность рационов питания превышала оптимальную и составила 3415 ккал при рекомендованном 3209 ккал для детей 7—11 лет, и 3952 ккал при физиологической норме 3715 ккал. Высокую энергетическую ценность рациона питания следует рассматривать как один из факторов развития избыточной массы тела у детей.

Анализ фактического питания детей школы интерната выявил разбалансированность рационов питания по содержанию основных пищевых нут-

Таблица 1

Содержание пищевых веществ в суточном пищевом рационе детей

Возрастные группы детей Белки, г Жиры, г Углеводы, г Энергетическая ценность, ккал

7—11 лет 106,2 ± 2,6 156,9 ± 3,3 395,1 ± 4,2 3 415 ± 33,8

12—18 лет 125,9 ± 2,9 172,3 ± 3,8 476,8 ± 4,6 3 952 ± 41,5

Тармаева И.Ю., Ефимова Н.В. Гигиеническая оценка питания и физического развития детей..

—--

риентов. Рацион должен включать вещества в сбалансированном соотношении с возрастными потребностями, а также по отношению друг к другу. Наиболее благоприятным соотношением белков, жиров и углеводов для детей считается 1 : 1 : 4. По нашим данным, соотношение белков, жиров и углеводов в рационе детей 7—11 лет составило 1 : 1,5 : 3,7, и для детей 12—18 лет 1 : 1,4 : 3,1 соответственно.

Таким образом, структура питания детей школы-интерната имеет липидную направленность. Анализ основных нутриентов показал, что содержание белков в целом находится в пределах физиологической нормы, содержание углеводов было ниже нормы, а содержание общих жиров превышало рекомендуемые нормы.

Физическое развитие является одним из объективных критериев здоровья ребенка. Средние параметры соматометрии у обследованных детей соответствовали возрастным нормам, разработанным для детей ненецкой этнической группы и представленным в [4]. Максимальные показатели длины тела 12-летних (165 ± 6,6 см ) и 14-летних мальчиков (172 ± 5,2 см) в 1,2 раза выше региональных показателей для данного возраста, а у девочек 15—16 лет длина тела ниже 3-й процентили (147 ± 4,2 и 145 ± 3,5 см соответственно).

У 11,1% мальчиков 9 лет и 20% 14-летних мальчиков масса тела в 1,3 раза выше региональ-

Для оценки вентиляционной способности легких было проведено исследование легочного объема с получением показателей жизненной емкости легких. Полученные данные свидетельствуют о том,

ных показателей, а у девушек в 15, 17 лет масса тела превышает в 1,5 раза средние параметры тела для подростков данного возраста (72 ± 3,6 и 85 ± 5,1 кг соответственно). Окружность грудной клетки выше 93 см выявлена у 12,5% мальчиков и 14% девочек.

Анализ уровня гармоничности физического развития показал, что у 50—58% обследованных детей физическое развитие соответствует норме. Дисгармоничность во всех возрастных группах представлена в основном повышенной массой и сниженной длиной тела. Гармонично развитых мальчиков в возрастной группе 15—17 лет в 1,9 раза больше, чем девочек (50,0 ± 6,7 и 26,7 ± 5,1%, р < 0,05), в группах младшего и среднего школьного возраста различия не имеют статистической значимости. Доля девушек с повышенной массой тела в возрасте 15—17 лет в 3 раза больше, чем мальчиков (33,3 ± 5,6% и 11,2 ± 3,3, р < 0,05), а со сниженной длиной в 2 раза (33,3 ± 5,6 и 16,7 ± ± 4,0%, р < 0,05). У 12,5 ± 3,4% мальчиков и 8,0 ± ± 2,8% девочек в возрасте 7—10 лет выявлена высокая масса тела, а у 16,7 ± 4,% мальчиков низкая длина тела (табл. 2). Результаты проведенных исследований параметров возрастной динамики ЖЕЛ показал, что показатели ЖЕЛ как у мальчиков, так и у девочек ниже уровня ДЖЕЛ в 1,2—2 раза у всех обследованных детей.

что у мальчиков во всех возрастных группах ЖЕЛ была в 1,4—1,8 раза выше, чем у девочек, р < 0,05. Показатели жизненной емкости легких находятся в пределах нормы у 40,0 ± 6,% мальчиков и 20,8 ±

Таблица 2

Распределение детей и подростков по уровню гармоничности физического развития (%)

Возраст Пол Характеристика физического развития, %

гармоничное развитие дисгармоничное физическое развитие

сниженная масса тела повышенная масса тела сниженная длина тела высокая масса тела низкая длина тела

7—10 лет мальчики 58,3 ± 7,0 — 12,5 ± 3,4 16,7 ± 4,0 12,5 ± 3,4 —

девочки 56,0 ± 6,9 12,0 ± 3,4 12,0 ± 3,4 12,0 ± 3,4 8,0 ± 2,8 —

11—14 лет мальчики 57,1 ± 6,9 3,6 ± 1,8 17,8 ± 4,1 10,7 ± 3,2 7,1 ± 2,6 3,6 ± 1,8

девочки 51,6 ± 6,5 3,3 ± 1,8 25,8 ± 4,8 9,7 ± 3,1 3,2 ± 1,8 6,4 ± 2,5

15—17 лет мальчики 50,0 ± 6,7* 5,6 ± 2,4 11,2 ± 3,3 16,7 ± 4,0 16,7 ± 4,0

девочки 26,7 ± 5,1 — 33,3 ± 5,6* 33,3 ± 5,6* 6,7 ± 2,5 —

Примечание: *различия достоверны между мальчиками и девочками по ^критерию Стъюдента, р < 0,05.

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 11

—--—

± 4,4 % девочек в возрастной группе 7—10 лет, у 37,0 ± 5,8% мальчиков и 12,9 ± 3,5% девочек в 11—14 лет. Показатели ЖЕЛ данных возрастных групп у мальчиков в 2 раза выше, чем у девочек, р < 0,05). В возрастной группе 15—17 лет у 93,3 ± 8,8% юношей и 94 ± 8,8% девушек показатели ЖЕЛ ниже средних показателей для подростков данного возраста.

По результатам проведенных исследований выявили, что средние показатели мышечной силы кистей рук у мальчиков 11—14 лет составили от 17,7 ± 1,0 кг до 27,3 ± 4,1 кг, у девочек от 12,8 ± ± 1,2 кг до 19,8 ± 1,2 кг. У юношей 15—17 лет средние показатели силы кистей рук составляли 31,0 ± 1,5 кг, а у девушек 23,0 ± 1,0 кг. У 50,0 ± ± 6,8% мальчиков 7—10 лет и юношей 15—17 лет параметры мышечной силы кистей рук находятся в пределах возрастной нормы. У мальчиков 7— 10 лет показатели нормы выше в 2 раза, чем у девочек (50,0 ± 6,9% и 25,0 ± 5,3, р < 0,05), а у девушек 15—17 лет превышают данные показатели в 3,5 раза (50,0 ± 6,7 и 14,3 ± 3,7, р < 0,05). Доля девочек младшего школьного возраста с показателями ниже нормы составляет 50,0 ± 7,4%, среднего — 58,1 ± 6,9%, и 71,4 ± 8,0% старшего школьного возраста, р < 0,05. В ходе обследования показатели мышечной силы выше нормы у мальчиков и девочек в возрасте 7—10 лет, 11—14 лет и у 15— 17 летних девушек.

Таким образом, анализ фактического питания детей школы-интерната выявил разбалансирован-ность рационов питания по содержанию основных пищевых нутриентов и большую долю детей с вы-

сокой и повышенной массой тела. В связи с этим необходимо разработать профилактические мероприятия, направленные, прежде всего, на оптимизацию баланса пищевых продуктов в соответствии с физиологическими нормами и особенностями традиционного питания аборигенов Севера.

ЛИТЕРАТУРА

1. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология.Р.-на-Дону: Феникс; Киев: Здоровье, 2000. С. 117—118.

2. Баранов А. А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Раппопорт И.К. Значение здоровья подростков в формировании их гармоничного развития // Гигиена и санитария. 2015. Т. 94. № 6. С. 58—62.

3. Бойко Е.Р. Физиолого-биохимические основы жизнедеятельности человека на Севере. Екатеринбург, 2005.

4. Дегтева Г.Н., Муратова А.П., Зубов Л.А., Федотов Д.М., Корнеева Я. А. Физическое развитие детей и подростков в возрасте 5—17 лет г. Нарьян-Мар (Субъект РФ — Ненецкий автономный округ) Этническая принадлежность — ненцы / Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации / ред. А.А. Баранов, В.Р. Кучма. М.: Издательство «Педиатръ», 2013. С. 102—104.

5. Детское питание руководство для врачей / Под ред. В.А. Тутельяна, И.Я. Коня. 3-е изд., перераб. и доп. М.: МИА, 2013.

6. Здоровье учащихся: приоритетные факторы и меры профилактики / С.С. Ханхареев, И.Ю. Тармаева, Н.В. Ефимова, К.В. Булутов, О.Г. Богданова. Иркутск: ИНЦХТ, 2016.

7. Химический состав российских пищевых продуктов питания: Справочник / Под ред. И.М. Скурихи-на, В.А. Тутельяна. М.: ДеЛи Принт, 2007.

HYGIENIC ASSESSMENT OF NUTRITION AND PHYSICAL DEVELOPMENT OF CYILDREN, LOCATED IN BOARDING SCHOOL

I.U. Tarmaeva1,2, N.V. Efimova2

1 Irkutsk State Medical University Irkutsk, Russia

2East-Siberian Institution of Medical and Ecological Researches Angarsk, Russia

Annotation. Study of the provision of the school-age children by main macronutrients is conducted according to the school menu layouts — boarding in Yar-Sale (Yamalo-Nenets Autonomous District).. It was found that the actual child nutrition is not balanced by the content of the nutrients. It is revealed a slight deficit of protein, carbohydrates and excess of the recommended values of the content of fats in diets. Assessment of the main somatometric parameters indicates that

Тармаева И.Ю., Ефимова Н.В. Гигиеническая оценка питания и физического развития детей...

—--

50—58% of the children surveyed harmonious physical development. Disharmony in all age groups is represented mainly by the increased weight and reduced body length.

Key words: diet, a boarding school, physical development.

REFERENCES

1. Apanasenko G.L., Popova L.A. Meditsinskaya valeologiya Moscow, Rostov-on-Don, "Phoenix"; Kiev, "Health", 2000. P. 117—118.

2. Baranov A.A., Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Rappoport I.K. Meaning of adolescent health in shaping their harmonious development. Hygiene and sanitation, 2015, vol. 94, no. 6, pp. 58—62 (in Russian).

3. Boyko E.R. Physiological and biochemical basis of human life in the North. Ed. academician L.E. Panina. Ekaterinburg, UrO RAN, 2005 (in Russian).

4. Degteva G.N., Muratova A.P., Zubov L.A., Fe-dotov D.M., Korneeva Ya.A. The physical development of children and adolescents aged 5—17 years of Naryan-

Mar (RF subject — Nenets Autonomous District) Ethnicity — Nenets. Physical development of Russian children and teenagers. Ed. A.A. Baranov, V.R.Kuchma. Moscow, "Pediatr" Publisher, 2013, pp. 102—104 (in Russian).

5. Tutel'yan V.A., Kon' I.Ya. Baby Food: A Guide for Physicians. 3rd ed., revised. and ext. Moscow, MIG, 2013 (in Russian).

6. Khankhareev S.S., Tarmaeva I.U, Efimova N.V., Bulutov K.V., Bogdanova O.G. Health of students: priority factors and prevention. Irkutsk, INTSHT, 2016 (in Russian).

7. The chemical composition of Russian food: Handbook.Ed. I.M. Skurikhin, V.A. Tutel'yan. Moscow, DeLi print, 2007 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.