ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ЭКОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ЧЕЛОВЕКА
УДК 613.956:376
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Войтович А.А.
ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского» Минздрава России, Саратов, Россия (410012, ул. Большая Казачья, 112), e-mail: [email protected]
В статье приведены данные о состоянии здоровья учащихся комплекса-интерната профессионального обучения для подростков с ограниченными возможностями здоровья. Проведена оценка функционального состояния центральной нервной системы учащихся, выявлена зависимость показателей умственной работоспособности от степени утомительности учебных предметов. Разработана ранговая шкала трудности учебных дисциплин, руководствуясь которой проведена гигиеническая оценка расписания. Рассчитан коэффициент ежедневной учебной нагрузки учащихся, обосновано применение данного показателя при составлении расписания. Применение шкалы трудности учебных дисциплин и распределение учебной нагрузки в соответствии с функциональными особенностями организма учащихся позволяет оптимизировать эффективность составления расписания для подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: подростки, здоровье, учебное расписание, учебная нагрузка, шкалы трудности учебных дисциплин.
HYGIENIC ASSESSMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS ORGANISATION IN SECONDARY TECHNICAL SCHOOLS FOR ADOLESCENTS WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES
Voytovich A.A.
Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky, Saratov, Russia (410012, Bol'shaya Kazach'ya Street, 112), e-mail: [email protected]
The article presents health status data of the pupils from the boarding technical school for teenagers with limited opportunities of health. The functional state of the central nervous system of the students has been estimated. The correlation of students' scholastic performance factors and tiredsomeness of school
subjects has been found out. A rank scale of school discipline difficulty has been designed of subjects by which hygienic assessment schedule is designed. It has been used to carry out the hygienic schedule assessment. The students' daily academic load coefficient has been calculated and proved to be useful for completing school schedule. The implementation of the rank scale of school discipline difficulty and students' daily academic load distribution in accord with functional physiological peculiarities allows us to optimize the school schedule for adolescents with limited health opportunities.
Key words: adolescents; health; school schedule; academic load; rank scale of school discipline difficulty.
Введение
В соответствии с Национальной Доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года к числу основных задач государства относится всесторонняя забота о здоровье и развитии учащихся, в том числе подростков с ограниченными возможностями здоровья, получающих профессиональное образование. Подростки, обучающиеся в системе среднего профессионального образования, попадают в условия, отличные от школьных: смещается акцент с общеобразовательных предметов на специальные дисциплины, появляется необходимость формирования нового динамического стереотипа поведения, формируются трудовые навыки, связанные с обучением выбранной специальности, повышаются требования к адаптационным возможностям организма учащихся [1, 6]. В решении коллегии Министерства образования и науки РФ от 19 мая 2010 года отмечено, что приоритетным направлением деятельности в сфере образования является создание условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья [4, 8]. В учреждениях профессионального образования изучаются общеобразовательные и специальные дисциплины, что увеличивает нагрузку на обучающихся и создает определенные трудности при составлении учебного расписания [3].
Цель работы заключалась в изучении влияния учебного процесса на организм подростков с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в учреждении среднего профессионального образования.
В задачи исследования входило: провести гигиеническую оценку учебного расписания; изучить функциональное состояние центральной нервной системы учащихся; разработать ранговую шкалу трудности учебных дисциплин для подростков с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих рабочие профессии.
Материал и методы
Исследование проводилось на базе государственного автономного образовательного учреждения Саратовской области «Саратовский комплекс-интернат профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья». В исследовании приняли участие 102 подростка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте 17-18 лет, осваивающие профессии оператор швейного оборудования и обувщик по ремонту обуви.
Изучали причины инвалидности путем анализа форм индивидуальной программы реабилитации ин-
валида (приложение к приказу Минздравсоцразвития России от 29 ноября 2004 года № 287), объективные данные о состоянии здоровья учащихся, не имеющих инвалидность, получены в результате анализа формы 086/у (утверж. Минздравом РФ 04.08.1995 г.).
Оценивали функциональное состояние центральной нервной системы (по показателям умственной работоспособности учащихся по данным корректурных таблиц Анфимова в модификации С.М. Громбаха) [7]. Для оценки утомительности каждой из учебных дисциплин корректурную пробу проводили в начале и в конце каждого занятия.
Исследование выполняли одномоментно до начала и по окончании занятий по изучаемым учебным предметам в начале и в конце первого и второго полугодий обучения.
Разработали ранговую шкалу трудности учебных дисциплин для подростков с ограниченными возможностям здоровья, осваивающих рабочие профессии. Учебные предметы оценивали в баллах (от 1 до 6): чем сложнее предмет, тем выше балл. Степень сложности предмета определяли его физиологической ценностью для учащихся.
Проводили гигиеническую оценку учебного расписания в соответствии с требованиями, изложенными в СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования», а также используя разработанную шкалу трудности учебных предметов.
Определяли коэффициент недельной нагрузки (Кн) [7]. Кн рассчитывали по формуле, как отношение количества просмотренных букв в корректурной пробе к общему количеству знаков в тесте, выраженное в процентах. Принимали недельный коэффициент нагрузки за 100% и распределяли недельную нагрузку по дням:
понедельник, суббота Кн - 14,0%; вторник, среда Кн - по 19,7%; четверг Кн - 17,2%; пятница Кн - 15,4%.
Преобразовывали Кн (%) в Кн, выраженный в баллах за день, как отношение произведения суммы баллов за неделю и коэффициента нагрузки в процентах к недельной нагрузке в процентах.
Результаты и их обсуждение
Анализ медицинской документации позволил установить, что 58% учащихся, обучающихся в комплексе-интернате профессионального обучения, имеют инвалидность. Юридической причиной инвалидности среди учащихся была инвалидность с детства. Среди заболеваний, ведущих к инвалидности, наиболее распространенными являлись: заболевания нервной системы (23,7%) - детский церебральный паралич, энцефалопатия; психические расстройства (35,5%) - умственная отсталость легкой степени и умеренная умственная отсталость с указанием на значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения. Среди учащихся, не имеющих инвалидности, в структуре патологической пораженности наиболее значимыми были психические расстройства и расстройства поведения - 81,3% (умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие и слабую выраженность нарушения поведения).
Установлено, что программой обучения на освоение профессий оператор швейного оборудования и обувщик по ремонту обуви отводилось 10 месяцев. Форма обучения очная. Обучение проводилось по 6-дневной учебной неделе. Максимальная недельная нагрузка составляла 36 часов (теоретические занятия - 18 часов в неделю, практические - 18 часов в неделю). Начало занятий в 8.00, окончание - 16.00.
Учебный план, разработанный для профессий оператор швейного оборудования и обувщик по ремонту обуви, включал освоение общеобразовательных и специальных дисциплин, профессиональное обучение.
Продолжительность теоретического занятия составляла 45 мин., продолжительность занятия по производственному обучению - 50 минут. Учебно-производственная нагрузка составляла 6 часов в день (280 мин). В режиме обучения предусмотрены два больших перерыва продолжительностью 30 минут каждый и три малых - по 15 минут.
В динамике учебного дня проводили исследование функционального состояния центральной нервной учащихся (таблица 1). Динамика показателей умственной работоспособности отражает функциональное состояние организма учащихся под влиянием учебной нагрузки на протяжении дня, недели. Поэтому данную группу показателей использовали для разработки гигиенических рекомендаций по оптимизации расписания.
Изучаемые предметы Количество просмотренных букв Р Среднее количество ошибок на 500 знаков ^критерий Стьюдента
Начало занятия Конец занятия Начало занятия Конец занятия
Профессиональное занятие 445±9 479±11 0,004 53,9±2,7 49,9±1,8 1,23
Технология производства 580±10 452±8 0,019 50,9±1,3 73,0±4,1 5,14
Оборудование 544±9 425±7 0,017 49,8±2,7 71,4±3,6 4,8
Материаловедение 520±9 429±7 0,013 53,1±3,1 70,6±2,3 4,53
Экономика отрасли и предприятия 600±9 512±8 0,013 56,6±1,5 70,5±1,3 5,06
Основы художественного проектирования и конструирования 519±8 459±7 0,008 58,9±1,6 67,1±1,8 3,4
Специальный рисунок 587±9 536±8 0,008 52,1±1,4 56,3±1,4 2,2
История родного края 603±20 551±8 0,008 54,7±3,1 59,1±1,6 1,26
Этика и культура общения 498±16 455±7 0,022 56,8±1,9 61,4±1,5 1,9
Основы безопасности жизнедеятельно сти 401±6 463±8 0,008 55,2±2,4 49,8±1,8 1,8
Охрана труда 401±5 445±2 0,006 59,7±2,4 54,3±1,3 1,98
Адаптивная физическая культура 481±4 571±9 0,013 54,1±1,3 43,4±5,4 1,93
Таблица 1
Результаты исследования умственной работоспособности подростков с ограниченными возможностями здоровья по данным корректурных таблиц Анфимова в модификации С.М. Громбаха
Результаты статистической обработки полученных данных выявили статистически значимые различия (р<0,05) по количеству просмотренных знаков по всем дисциплинам. Статистически значимые различия по среднему количеству ошибок на 500 знаков (р<0,05) установлены для следующих дисциплин: «Технология производства» ^-критерий Стьюдента= 5,14), «Оборудование» ^-критерий = 4,8), «Материаловедение» (1=4,53), «Экономика отрасли и предприятия» (1=5,06), «Основы проектирования и конструирования» (1=3,4), «Специальный рисунок» (1=2,2).
Результаты исследования показали отсутствие гендерных различий по показателям умственной работоспособности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Ведущее место в программе обучения отводилось профессиональному обучению. Динамическое изучение умственной работоспособности учащихся показало увеличение количества просмотренных букв в конце занятия профессионального обучения на 7,7% и уменьшение среднего количества ошибок на 500 знаков с 53,9±2,7 до 49,9±1,8.
При сопоставлении динамики показателей работоспособности на занятиях по технологии производства, оборудованию и материаловедению установлено, что по окончании занятий материаловедения показатели работоспособности у 63% учащихся были выше по сравнению с технологией производства и оборудованием (р<0,05). Полученные данные позволяют полагать, что для учащихся с ограниченными возможностями здоровья наиболее утомительными предметами в программе профессионального обучения являлись технология производства и оборудование.
По окончании занятий по основам художественного проектирования и конструирования, специальному рисунку, истории родного края, этике и культуре общения выявлены схожие тенденции в динамике показателей работоспособности учащихся, что объяснялось равной степенью утомительности предметов для обучающихся.
При изучении умственной работоспособности на уроках охраны труда и основах безопасности жизнедеятельности установлено увеличение количества просмотренных букв в конце занятия на 13,3±2,3% (р<0,05) и уменьшение среднего количества ошибок на 500 знаков на 9,5±0,4% (р<0,05). Данные предметы можно считать менее сложными по сравнению с профессиональным обучением.
На занятиях адаптивной физической культурой выявлено статистически значимое (р<0,05) увеличение изучаемых показателей не менее чем у 69% учащихся. Количество просмотренных знаков увеличилось на 10,6% с 516±4 до 571±9 (р<0,04), среднее количество ошибок на 500 знаков сократилось на 19,6%. Таким образом, адаптивная физическая культура может быть признана наименее утомительным предметом в программе обучения.
С целью изучения функционирования ЦНС расчетным методом определены стандарты для оценки уровня умственной работоспособности контингента учащихся. Критерии оценки работоспособности подростков установлены по количеству просмотренных букв в корректурном тесте, поскольку по данному показателю выявлены статистически значимые различия до начала и по окончании занятия по всем дисциплинам. Средние значения умственной работоспо-
собности определялись в пределах М±1с, значения ниже среднего ниже М-1с, низкие значения - ниже М-2с, значения выше среднего - более М+1с, высокие значения - более М+2с. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Критерии оценки умственной работоспособности учащихся
Критерии оценки Диапазон значений (Количество просмотренных букв) Количество учащихся,%
Начало занятия Конец занятия
Средние значения (М±1с) 454-542 17,8 13,0
Ниже среднего (М-1с) 453-410 0 12,9
Низкие значения (М-2с) Менее 410 64,2 25,8
Значения выше среднего (М+1с) 543-586 3,5 12,9
Высокие значения (М+2с) Более 586 14,2 35,4
В результате интегральной оценки умственной работоспособности учащихся установлено, что в начале занятий большинство подростков (64,2%) имели низкий уровень работоспособности и только 14,2% имели высокую работоспособность. По окончании занятий акценты распределения уровня работоспособности смещались в сторону увеличения количества учащихся с высоким уровнем (35,4%) и сокращением числа подростков с низким уровнем работоспособности (до 25,8%). Данная динамика была обусловлена длительным периодом врабатываемости, что явилось особенностью функционирования ЦНС подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Полученные данные позволили установить критерии для бальной оценки специальных и общеобразовательных предметов по степени утомительности. Распределение учебных дисциплин по степени утомительности необходимо для рационального с гигиенической точки зрения составления расписания. Каждому предмету присваивали следующее количество баллов:
- технология, оборудование, материаловедение - по 6 баллов;
- экономика отрасли и предприятия, основы художественного проектирования и конструирования -по 5 баллов;
- специальный рисунок, история родного края, этика и культура общения - по 4 балла;
- производственное обучение - 3 балла;
- охрана труда, основы безопасности жизнедеятельности - 2 балла;
- физкультура - 1 балл.
Данную шкалу утомительности сопоставили с существующей ориентировочной шкалой трудности (СанПиН 1186-03) и выявили схожесть в полученных данных с уже существующим распределением. Таким образом, полученную шкалу утомительности можно приравнивать к шкале трудности и именовать аналогично.
Руководствуясь разработанной нами шкалой трудности учебных предметов, а также учитывая должное распределение учебной нагрузки, проводили гигиеническую оценку учебного расписания с расчетом фактической ежедневной учебной нагрузки учащихся. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты гигиенической оценки учебного расписания профессионального училища-интерната
Дни недели Сумма баллов за день Коэффициент нагрузки фактический, % Коэффициент нагрузки должный, %
профессия: «Обувщик по ремонту обуви»
Понедельник 34 23,6 14,0
Вторник 18 12,5 19,7
Среда 24 16,6 19,7
Четверг 18 12,5 17,1
Пятница 32 22,2 15,4
Суббота 18 12,5 14,0
профессия: «Оператор швейного оборудования»
Понедельник 18 14,6 14,0
Вторник 25 20,3 19,7
Среда 18 14,6 19,7
Четверг 30 24,3 17,1
Пятница 18 14,6 15,4
Суббота 14 11,3 14,0
Анализ расписания учащихся, осваивающих профессию обувщик по ремонту обуви, показал неравномерное распределение учебной нагрузки в течение недели: наибольшая учебная нагрузка в понедельник (день низкой работоспособности) и пятницу, наименьшая во вторник (день максимальной работоспособности), четверг и субботу. Таким образом, учебное расписание может быть оценено как «нерациональное» [8].
При оценке расписания учащихся, осваивающих профессию оператор швейного оборудования, определены дни наибольшей учебной нагрузки (вторник и четверг). Наименьшая учебная нагрузка установлена в субботу. Отмечено перераспределение учебной нагрузки: работоспособность учащихся в среду выше, чем в четверг. Учебное расписание не может оцениваться положительно.
Выводы
Установлено, что динамические изменения показателей умственной работоспособности учащихся с ограниченными возможностями здоровья находятся в прямой зависимости от степени сложности учебных предметов и расписания занятий. Результаты ранее проведенных собственных исследований показали, что в учреждении профессиональной подготовки подростков с ограниченными возможностями здоровья не соблюдался принцип обеспечения оптимальных условий обучения [2]. В связи с этим целесообразным представлялась необходимость оптимизации учебно-производственной нагрузки с учетом специфики развития данной категории учащихся. Одним из путей оптимизации является обеспечение эффективности составления расписания, предусматривающее распределение учебной нагрузки в соответствии с возрастными и функциональными особенностями организма учащихся.
Применение разработанной ранговой шкалы
трудности учебных дисциплин в учреждении начального профессионального образования для подростков с ограниченными возможностями здоровья позволило провести гигиеническую оценку расписания учебных занятий в профессиональном училище-интернате для инвалидов. Установлено, что расписание составлено нерационально. Имеет место перераспределение учебной нагрузки в течение недели. Кроме того, разработанная шкала трудности учебных предметов позволяет обеспечить составление рационального расписания, соответствующего гигиеническим требованиям и физиологическим особенностям организма подростков с ограниченными возможностями здоровья, может быть использована для распределения образовательных нагрузок в течение недели с учетом значений коэффициента нагрузки учащихся.
Используя полученные результаты, разработаны Методические рекомендации «Основы рациональной организации учебного процесса подростков с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего профессионального образования», применение которых позволит организовать обучение подростков в соответствии с основными гигиеническими принципами и особенностями распределения работоспособности учащихся в течение недели. Методические рекомендации внедрены в десяти образовательных учреждениях Саратовской области, где были созданы условия доступности получения профессионального образования в соответствии с программой «Доступная среда».
Список литературы
1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Руководство для врачей. М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2007.
2. Войтович А.А., Елисеева Ю.В., Елисеев Ю.Ю. Оценка влияния факторов профессионального обучения на адаптационные процессы учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Российский педиатрический журнал. 2014. № 1. С. 38-40.
3. Киек О.В., Новикова Е.Б. Применение шкал трудности учебных дисциплин для организации учебного процесса в учреждениях начального профессионального образования // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 4. С. 38-40.
4. Клещина Ю.В. Мониторинг состояния здоровья и фактического питания современных подростков // Российский педиатрический журнал. 2011. № 2. С. 38-41.
5. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. М.: «Медицина». 2001.
6. Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медико-биологические и психологические проблемы подросткового возраста: М.: ГУ НЦЗД РАМН, 2004.
7. Нефедов П.В., Кутумова Н.Б. Способ формирования ежедневной учебной нагрузки детей-инвалидов с нарушением слуха младших и старших классов: пат. № 2326585 Российская Федерация. 2008.
8. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. Серия «Мир психологии». М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс. 1999.
9. Яковлева Т.В. Основные направления модернизации системы оздоровления детей и подростков // Российский педиатрический журнал. 2011. № 3. С. 37-39.
References
1. Baranov A.A., Kuchma V.R., Suhareva L.M.
Meditsinskie i sotsial'nye aspekty adaptatsii sovremen-nykh podrostkov k usloviyam vospitaniya, obucheniya i trudovoy deyatel'nosti: Rukovodstvo dlya vrachey. [Medical and social aspects of adaptation to modern teenagers training conditions, training and work: A guide for physicians]. Moscow, «GEOTAR-Media», 2007.
2. Voytovich A.A., Eliseeva Ju.V., Eliseev JuJu. Russian Journal of Pediatrics. 2014, no 1, p. 38-40.
3. Kiek O.V., Novikova E.B. Public health and environment. 2014, no 4, pp.38-40.
4. Kleshhina Ju.V Russian Journal of Pediatrics. 2011, no 2, pp. 38-40.
5. Kuchma V.R. Gigiena detey i podrostkov [Care of children and adolescents]. Moscow, «Meditsina», 2001.
6. Kuchma, VR., Sukharev L.M. Mediko-biologicheskie i psikhologicheskie problemy podrostkovogo vozrasta. [Medico-biological and psychological problems of adolescence]. Moscow, GU by Rams, 2004.
7. Nefedov P.V., Kutumova N.B. Sposob formirovaniya ezhednevnoy uchebnoy nagruzki detey-invalidov s narusheniem slukha mladshikh i starshikh klassov. [The way of forming daily teaching load disabled children with hearing junior and senior classes], Pat. no 2326585, the Russian Federation. 2008.
8. Rubinstein S.Y. Eksperimental'nye metodiki patopsikhologii. [Experimental methodology pathopsychology], Series "The world of psychology. Moscow, Publishing House EKSMO-press, 1999.
9. Jakovleva T.V. Russian Journal of Pediatrics. 2011, no 3, pp. 37-39.
УДК 314.424:614.2: 004.6
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОЦЕНКЕ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Гаврилов Э.Л., Шевченко Е.А.
Фонд независимого мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья человека «Здоровье», Москва, Россия (105066, г. Москва, ул. Доброслободская, 16, корпус 3, кв. 26), e-mail:[email protected]
Основной задачей системы здравоохранения в Российской Федерации является соблюдение конституционных прав граждан на бесплатную медицинскую помощь. Критерии доступности и качества медицинской помощи, утвержденные в нормативных правовых документах, таких как Указы Президента Российской Федерации, Государственная программа «Развитие здравоохранения», программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, могут быть использованы как реперные точки системы обратной связи в работе управлений здравоохранением как на уровне отдельного региона, так и на уровне страны, для оценки эффективности проводимых в системе здравоохранения преобразований, с последующим анализом принятых решений и выработки стратегии дальнейших действий.
Разработанный нами программный продукт «Интерактивная карта и рейтинги регионов: «Доступность и качество медицинской помощи в Российской Федерации» обеспечивает сравнение достигнутых субъектами значений целевых и фактических показателей указанных критериев на основании чего возможен анализ эффективности принятых управленческих решений и построение рейтингов доступности и качества медицинской помощи по субъектам Российской Федерации.
Ключевые слова: организация здравоохранения, критерии доступности и качества медицинской помощи, информационные технологии.
THE USE OF THE INFORMATION TECHNOLOGIES DURING THE ASSESSMENT OF THE AVAILABILITY AND THE QUALITY OF MEDICAL CARE IN THE RUSSIAN FEDERATION
Gavrilov E.L., Shevchenko E.A.
Foundation for independent monitoring of medical services and human health «Health», Moscow, Russia (105066, Moscow, Dobroslobodskaya Street, 16, building 3), e-mail:[email protected]
The main task of the health care system in the Russian Federation is the observance of constitutional