Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ПАССАЖИРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ПАССАЖИРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
35
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В А. Кудрин, Н С. Жиляев, Л П. Тарасова, Т К. Серегина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ПАССАЖИРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»

опросник отличные оценки составили только 4,8 ±3,3%, хорошие — 42,6 ±7,0% и удовлетворительные— 38,1 ±7,2%.

По нашему мнению, данные, полученные в результате апробации «Гигиенической обучающей с компьютерным тестированием знаний программы по профилактике ВИЧ-инфекции», можно объяснить тем, что человек как биологическая система выработал естественные средства для противодействия информационной нагрузке. К ним относятся пропуск информации (ошибка при приеме), накопление информации в оперативной памяти, фильтрация информации, отказ принимать информацию. Можно также сделать вывод, что осуществляется непрерывное воздействие в системе человек — машина.

Уровень усвоения медико-гигиенических сведений по профилактике ВИЧ-инфекции мы оценивали как индикатор эффективности использования данного гигиенического обучения молодежи.

В то же время в процессе апробации настоящей компьютерной программы но профилактике ВИЧ-инфекции было выявлено, что осуществлялась непрерывная обратная связь реципиента, работающего с компьютером самостоятельно, достаточно активно, с присущим ему индивидуальным темпом восприятия медико-гигиенических сведений о ВИЧ-инфекции.

Можно утверждать, что компьютерные программы по медико-гигиеническим проблемам могут быть эффективным средством санитарно-про-светительной работы, поскольку коммуникативный акт у индивида в этом случае достигает 100%.

Выступая в качестве экспертов компьютерной программы по профилактике ВИЧ-инфекции, студенты отметили доходчивость программы (35,1%), актуальность темы (32,2%), возможность получения новых сведений о ВИЧ-инфек-ции (29,8%). В то же время студенты, которым программа была неинтересна, объясняли это тем, что они для себя ничего нового не почерпнули. Такого мнения придерживаются 67 человек — 57,3% из ответивших отрицательно. Это естественно, так как в данной программе основное внимание было уделено путям и источникам передачи ВИЧ-инфекции и мерам личной профилактики. Убедить некоторых реципиентов в наличии у них заблуждений и ошибок в отношении путей передачи ВИЧ-инфекции не удалось, хотя они внимательно изучали обучающую программу, которая построена так, что, пока студент правильно не ответил на вопросы, компьютер не

выдает нового задания, а возвращает к повторному решению задачи.

По мнению студентов-экспертов, предложенная программа как средство обучения в учебном процессе эффективна. Так считают 71,1 % женщин и 58,2% мужчин. По их мнению, целесообразно тиражировать дискету (80,7% женщин и 68,4% мужчин). 78,9% женщин и 69,9% мужчин считают целесообразным разрабатывать компьютерные программы по другим медико-гигиеническим проблемам.

В заключение следует подчеркнуть, что положительный эффект компьютерной программы по профилактике ВИЧ-инфекции зависит не только от правильной интерпретации научных сведений данной информации, но и от уровня знаний, которыми располагают реципиенты, их отношения к вопросам, составляющим содержание гигиенической обучающей программы.

Эффективность компьютерной программы, работающей в режиме как репетитора, так и экзаменатора, зависит от подбора содержания, информационной насыщенности, доступности, популярности изложения научной информации по медико-гигиеническим проблемам и «дистанции доверия» к источнику информации.

Использование компьютерной программы по профилактике ВИЧ-инфекции позволило выявить ее достаточную результативность. Компьютерные программы должны внедряться в учебный процесс и по другим медико-гигиеническим проблемам. Программы с использованием компьютеров необходимо разумно сочетать с традиционными методами и средствами гигиенического воспитания.

Литература

1. Богуи Т. Ф.. Дмитриев Е. И., Юрьева К. ^.//Профилактика й борьба со СПИДом в СССР,—Л., 1990.—С. 127—128.

2. Горлеев С. А., Неверов В. А., Колмаков А. Ю. //Там же.— С. 129—130.

3. Гудипа Р. В.. Чунаева Е. М. // Актуальные вопросы формирования здорового образа жизни.— М., 1990.— С. 76.

4. Ерамова И.. Можарова Г. // СПИД-инфо.—1991.— № 1,— С. 6.

5. Лораиский Д. Н.//Сборник науч. трудов ин-та Санпросвет.—М.. 1975.—Т. 6.—С. 7—8.

6. Ляхович A.B., Лозовская A.C., Медведь Л. М. // Здрапоохр. Рос. Федерации,—1993,—№ 6,—С. 15—17.

7. Термин А. В., Полесский В. А.ЦАктуальные вопросы формирования здорового образа жизни.— М., 1990.— С. 31.

8. Чайка Н. А., Бродянский Ю. М., Чайка Н. Н. и др.//Профилактика и борьба со СПИДом в СССР.— Л., 1990.— С. 29—31.

Поступила 19.04.94

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1994 УДК 613.2:656.21-07

В. А. Кудрин, Н. С. Жиляев, Л. П. Тарасова, Т. К. Серегина

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ПАССАЖИРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ВНИИ железнодорожной гигиены; Врачсбно-санитарное управление МПС России, Москва

Среди санитарно-гигиенических и противоэпи- пищевых продуктов пассажирам железнодорож-

демических мероприятий, осуществляемых орга- ного транспорта.

нами санитарного надзора на железнодорожном В последнее время на железнодорожных вокза-

транспорте, важное место занимает эффективный лах Москвы и прилегающих к ним территориях

контроль за организацией питания и реализацией наряду с государственной и кооперативной торго-

влей широкое распространение получила практически бесконтрольная продажа «с рук» различных товаров, включая и скоропортящиеся пищевые продукты, в большинстве случаев без наличия сертификатов качества и в неприспособленных для торговли местах.

Объекты торговли и питания на вокзалах и прилегающих площадях не в полной мере отвечают требованиям и санитарным нормам. Повсеместно отмечается скудный ассортимент пищевых продуктов с преобладанием дорогостоящих импортных кондитерских изделий, алкогольных и безалкогольных напитков, табачных изделий.

Основная цель проведенного исследования — санитарно-гигиеническое изучение организации общественного питания и санитарного состояния торговли пищевыми продуктами на железнодорожных вокзалах.

В процессе выполнения работы были изучены историко-литературные источники по строительству и реконструкции вокзалов Москвы, санитарные, нормативные и законодательные документы по организации общественного питания, используемые в работе Центров санитарно-эпидемиологического надзора и санитарно-контроль-ных пунктов на вокзалах.

Анализ материалов исследования показал, что с железнодорожных вокзалов Москвы в течение суток отправляются и прибывают 384 пары пассажирских и 1336 пар пригородных электропоездов. При этом поезда московского формирования составляют около 10% от общего их числа. Основная нагрузка приходится на 7 крупнейших вокзалов (кроме Рижского и Савеловского), с которых в сутки отправляется 370 пассажирских поездов. Общие пассажиропотоки по всем вокзалам в сутки по пассажирским поездам составляют 374 тыс. человек, а по пригородным электропоездам— 1 млн 751 тыс. человек. Суммарные пассажиропотоки на Ленинградском, Ярославском и Казанском вокзалах в сутки превышают четверть миллиона человек (от 255 тыс. до 450 тыс. человек). По суммарному пассажиропотоку (пассажирские и электропоезда) Павелецкий вокзал (190 тыс. человек) сравним с Белорусским (180 тыс. человек) и Савеловским (159 тыс. человек). Пассажиропотоки пригородных электропоездов приходятся в основном на дневное время суток и перекрывают ранние утренние часы — с 5 ч утра и до 23—24 ч вечера. Основная нагрузка на электропоезда приходится на утренние часы — с 5 до 10 ч — начало работы на предприятиях и в организациях Москвы и с 16 до 20 ч — окончание работы.

В промежуток времени с 12 ч дня до 3 ч ночи отправляется 78,9% от общего количества пассажирских поездов, в том числе с 12 до 24 ч 65,6%, с 3 ч утра до 9 ч утра 11,4%, с 9 до 12 ч 9,6%.

Таким образом, увеличение количества отправляющихся из Москвы поездов начинается с 9 ч утра, достигает максимума к 13 ч и держится на этом уровне до 3 ч ночи следующих суток. В связи с этим можно рекомендовать использование ранних утренних и дневных часов (с 3 ч утра до 12 ч дня) для подготовительных мероприятий к массовому выпуску собственной продукции

объектами общественного питания, организации перерывов в работе для персонала и проведения текущей уборки помещений. Это обстоятельство следует учитывать руководителям объектов торговли и общественного питания для более правильного распределения нагрузки на работающий персонал и обеспечения потребности пассажиров в продуктах питания.

Анализ санитарно-технического состояния объектов общественного питания и торговли на железнодорожных вокзалах Москвы показал, что большинство вокзальных ресторанов находится в неудовлетворительном состоянии; многие из этих предприятий по набору помещений и площадям не соответствуют фактической производственной мощности, требуют капитального ремонта и реконструкции. Длительное время не устраняются серьезные недостатки в организации питания пассажиров на вокзалах. Часть установленного холодильного и технологического оборудования, согласно срокам эксплуатации, подлежит списанию. Холодильные агрегаты не очищены от грязи, пыли, мусора. В большинстве объектов требуется ремонт осветительной арматуры во всех производственных, складских и са-нигарно-бытовых помещениях. Не решен вопрос обеспечения вокзальных ресторанов посудой разового использования, моющими и дезинфицирующими средствами. На большинстве вокзалов (кроме Курского и Ярославского) не решен вопрос организации питания детей, едущих с родителями и организованными группами. Недостаточно развита мелкорозничная торговая сеть. Режим работы ее объектов не позволяет обеспечить пассажиров питанием в вечернее и ночное время.

На всех объектах обнаружены общие санитар-но-технические недостатки: нарушения условий хранения и сроков реализации продуктов питания, отклонения от санитарно-гигиенических требований в процессе технологической обработки пищевых продуктов, неудовлетворительное качество мытья посуды, инвентаря и оборудования, повторное, неоднократное использование посуды одноразового применения, заселенность объектов грызунами и насекомыми. Во многих привокзальных ресторанах и кафе площади бытовых помещений не соответствуют санитарным нормам.

В порядке осуществления текущего санитарного надзора за объектами общественного питания на железнодорожных вокзалах был организован и проведен лабораторный бактериологический контроль за качеством питьевой водопроводной воды, готовых блюд и кулинарных изделий, смывов с посуды, инвентаря и оборудования (табл. 1).

В общей сложности в 6 вокзальных ресторанах было исследовано 1811 смывов. Из них общее число нестандартных смывов, т. е. с высевом кишечной палочки, составило 127, или 7,0%, что свидетельствует о неудовлетворительном качестве обработки и дезинфекции посуды, инвентаря и оборудования на объектах общественного питания. Из 28 исследований проб питьевой водопроводной воды все оказались стандартными. При исследовании 205 готовых блюд и кулинарных изделий 36 (17,6%) не соответствовали имеющимся нормативам по бактериологическим показателям, что является очень высоким показате-

ле—

Таблица 1

Результаты бактериологических исследований питьевой воды, готовых блюд и смывов с посуды в вокзальных ресторанах Москвы

Вокзал Смывы Вода Готовые блюда

число проб

всего нестандартных всего нестандартных всего нестандартных

абс. % абс. % абс. %

Курский 239 14 5.8 3 _ — 39 6 15

Казанский 379 14 3,7 8 — — 30 3 10

Белорусский 125 11 8,8 — — — 21 6 28,5

Киевский 240 12 5.0 — — — 48 13 27,0

Ярославский 581 36 6,2 17 — — 47 4 8,4

Павелецкий 247 40 16,2 — — — 20 4 20

Всего...

1811

127

7,0

28

205

36

17,6

лем. В ресторане при Павелецком вокзале было выпущено 20,0% нестандартной продукции, при Киевском вокзале — 27,0%, при Белорусском вокзале—28,5%.

Приведенные данные свидетельствуют о нарушении санитарных правил в процессе технологической обработки пищевых продуктов и несоблюдении правил мытья посуды, столовых приборов и оборудования, что может привести с возникновению отравлений и острых кишечных заболеваний.

В процессе исследования на всех вокзалах Москвы было опрошено 3659 пассажиров. Опрос проводился дважды в течение одного дня: с 10 до 14 ч и с 14 до 18 ч. Все опрошенные пассажиры условно разделены нами на 3 группы: рабочие, служащие и прочие, к которым отнесены пенсионеры, дети, студенты и т. д. (табл. 2).

Обобщенные данные по 9 вокзалам позволили выяснить, что среди пассажиров мужчины составили 44,4%, женщины — 40,3%, дети и подростки—15,3% от общего числа пассажиров. Количество пассажиров мужчин и женщин в утренние, дневные и вечерние часы практически было одинаковым, а количество детей и подростков снижалось с 16,4% утром до 14,3% днем и вечером.

Среди пассажиров обоего пола четко преобладает группа в возрасте от 26 до 50 лет, которая составляет 59,3% от общего пассажиропотока. При объединении ее с группой пассажиров старше 51 года численность этой совокупности увеличивается до 76,0%.

Опрошенные пассажиры были разделены на транзитных, отъезжающих и прочих, в которую

Таблица 2

Распределение пассажиров по социальному составу (по всем железнодорожным вокзалам Москвы)

Число опрошенных Всего

Группы обследуемых с 10 до 14 ч с 14 до 18 ч

абс. % абс. % абс. %

Рабочие Служащие

Прочие (пенсионеры, студенты, дети и т. д.)-

541 29,6 508 27,8 1049 28,6 686 37,5 619 33.8 1305 35,7

603 32,9 702 38,4 1305 35,7

Итого...

1830 100 1829 100 3659 100

вошли пассажиры пригородных электропоездов, провожающие, покупающие билеты на поезда и т. д. При этом количество отъезжающих (29,4%) было близко к количеству лиц в группе прочих (28,0%). Различие в этих группах в утренние, дневные и вечерние часы было незначительным и приближалось к средним показателям по каждой из этих групп. Транзитные пассажиры на вокзалах составили в среднем 42,6% при 44,0% утром и 41,2% днем и вечером, т. е. наблюдалось снижение пассажиропотока в этой группе на 2,8%.

Изучалась потребность пассажиров в объектах питания и торговли на вокзалах. Во многих случаях (46,6% от общего числа опрошенных) пассажиры запасаются в дорогу продуктами, взятыми из дома.

Наибольшее число продуктов на вокзалах было куплено с лотков (14,4%), в буфетах (12,8%), т. е. в точках, наиболее доступных пассажирам и дающих возможность приобрести продукты без значительных затрат времени. Стационарными объектами, где можно было получить горячие обеды, но затратить на это больше времени, пользовались сравнительно немногие: ресторанами — 8,2%, кафе — 9,1% опрошенных пассажиров.

Анализ показывает, что на такое распределение влияли два основных фактора: время, затраченное на приобретение продуктов или обедов, и более высокая стоимость готовой продукции в объектах торговли и общепита на вокзалах по сравнению с ценами в городских магазинах, так как на вокзальных объектах торговли и общепита применяется значительная торговая наценка.

Также отмечено, что стационарными объектами питания, ресторанами, кафе в дневное и вечернее время пользуются в 2 раза чаще, чем в утренние часы. При выборе мест (объектов) приобретения продуктов в дорогу пассажиры отдают предпочтение городским магазинам, где приобретается 40,5% готовых продуктов. В продовольственных палатках на вокзалах приобретается 29,8% продуктов, с лотков — 29,7%, т. е. эти группы объектов пассажирами используются как равнозначные лишь в силу необходимости быстрой покупки продуктов без гигиенической оценки условий продажи и недостатка времени на выход за территорию вокзала в городские магазины.

В результате опроса пассажиров и изучения объектов общественного питания (ресторанов,

кафе, буфетов, передвижных лотков на вокзалах Московского железнодорожного узла) было установлено, что общественное питание непопулярно. Пассажиры отдают предпочтение продуктам, взятым из дома или приобретенным в городских магазинах. Поэтому система организации питания на вокзалах требует кардинальных изменений.

Наряду с изучением общественного питания и торговли на вокзалах Москвы несомненный интерес представляет показатель обращаемости пассажиров за лечебно-профилактической помощью в медицинские пункты вокзалов.

Для исследований использовался материал из Журнала регистрации амбулаторных больных (форма № 074/у) и Журнала учета инфекционных заболеваний (форма № 060/у) за 1990—1993 гг. В течение этого времени в медпункт Ярославского вокзала обратилось с пищевыми отравлениями 95 человек, что составляет 52,7% от всех лиц с пищевыми инфекциями; 16,7% приходятся на острый гастроэнтерит и 15% — на дизентерию, 8,3% — на инфекционный гепатит, 7,3% обращений— на прочие пищевые инфекции.

Возрастная структура обращаемости пассажиров показывает, что наибольшее число обращений приходится на детей (от 1 года до 14 лег) и людей старшего возраста.

При оказании медицинской помощи госпитализация занимает первое место (78%) среди других видов помощи, 14% обратившихся получили амбулаторную помощь, 8% отказались от госпитализации и амбулаторной помощи.

В течение 3 лет обратилось 14 649 человек, из них 180 с пищевой интоксикацией, что составляет приблизительно 16,2% от всех обратившихся.

Обращаемость пассажиров за медицинской помощью преобладает во II и III кварталах — соответственно 33,2 и 49,4% обращений.

Сопоставительный анализ аналогичных данных, полученных на основе результатов научных исследований, проведенных ВНИИЖГ за 1974— 1975 гг., показывает, что доля пассажиров, обратившихся в медпункты вокзалов по поводу инфекционных заболеваний желудочно-кишечного тракта и пищевых токсикоинфекций, не превышала 0,4—0,5%. К настоящему времени отмечается значительное (в 5,5 раза) увеличение доли пассажиров, обратившихся за медицинской помощью в связи с указанными нозологическими формами болезней, а также возрастание количества госпитализированных с целью лечения в стационаре, что свидетельствует об увеличении тяжести болезней и состояния больных.

Выводы. 1. Постоянное увеличение пассажиропотока и тенденция его динамики требуют кардинально новых решений в организации общественного питания и контроля за торговлей на территории железнодорожных вокзалов.

2. В результате бактериологических исследований на объектах питания московских вокзалов выявлены нарушения санитарных правил в процессе технологической обработки пищевых продуктов, несоблюдение правил мытья посуды, столовых приборов и оборудования, что способствует возникновению пищевых отравлений и острых кишечных заболеваний среди пассажиров.

3. Изучение материалов обращаемости пассажиров за лечебно-профилактической помощью в медпункты вокзалов показало значительное увеличение в настоящее время доли пассажиров, обратившихся за медицинской помощью по поводу инфекционных заболеваний желудочно-кишечного тракта и пищевых токсикоинфекций, что свидетельствует о неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановке на вокзалах Москвы.

Поступила 10.06.94

© С. А. КУКОВЯКИН. 1994 УДК 614.3/.4:92 ПОРТУГЛЛОВ

С. А. Куковякин

В. О. ПОРТУГАЛОВ —ПЕРВЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Филиал Пермского медицинского института в г. Кирове

Вятское губернское земство уже в самом начале своей деятельности «на пользу населению наметило введение санитарной организации» [1 ]. Так, в 1873 г. на должность губернского санитарного врача приглашен Вениамин Осипович Португалов, который и приступил к выполнению своих обязанностей в мае 1874 г. Главной обязанностью санитарного врача было «обследование губернии в санитарном отношении, чтобы он нарисовал земству ясную картину санитарного или, вернее, антисанитарного состояния губернии» [1 ].

В. О. Португалов родился в 1835 г. в Полтаве. В 1854 г. он поступает в Харьковский университет, но вскоре переводится для дальнейшего обучения в университет Киева. Вследствие участия в революционной деятельности обучение В. О. Португалова неоднократно прерывается, но в 1861 г. он получает разрешение сдать выпуск-

ные экзамены в Казанском университете, что и успешно делает. В 1861 г. возвращается в родную Полтавскую губернию, но уже в 1862 г. вновь арестовывается и после 5-месячного заключения высылается в Пермскую губернию. Вениамин Осипович селится в Шадринске, где завоевывает огромную популярность, занимаясь медицинской практикой. В 1863 г. он переводится в Чердынь, а затем в Красноуфимск. Уже в то время он становится широко известен как активный сторонник санитарного дела. В 1872 г. В. О. Португалов переезжает в Самару, где работает в должности врача-ординатора губернской земской больницы, широко занимаясь санитарной деятельностью и совершенствованием зем-ско-санитарного дела. Участвуя в I съезде земских врачей Самарской губернии, он активно выступает за развитие предупредительной медицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.